ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Дьяконова Д. Е. студент факультета биологии и химии г. Бирск, Российская Федерация
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО КУРСА ЭКОЛОГИИ В
ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Рассмотрены элементы математической составляющей учебного курса экологии, проектируемой и реализуемой на биологических и химических факультетах высших учебных заведениях.
Ключевые слова
Экология, математическое моделирование биологической действительности.
Экология как наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания, в содержание обучения студентов высших учебных заведений включена во второй половине двадцатого века.
Преподаватели естественно-математических дисциплин высшей школы с творчески целеустремленными, интеллектуально активными и научно компетентными студентами в учебном курсе экологии используют метод математического моделирования биологической действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В математическую составляющую учебного курса экологии высшего учебного заведения входят нижеследующие группы моделей.
1. Модели теории популяций.
2. Модели распространения загрязнений в водных и воздушных средах.
3. Экономические модели экологии.
Преподавателям высшей математики в проектировании и реализации собственной деятельности со студентами - экологами необходимо иметь в виду следующие по типу применяемых математических методов модели экологической действительности.
1. Модели на основе дифференциальных уравнений.
2. Разностные модели.
3. Матричные модели.
4. Оптимизационные модели.
5. Имитационные модели, построенные на пределе имеющихся знаний об объекте изучения и реализованные на компьютере по блочному принципу.
6. Регрессионные модели, устанавливающие функциональные связи между входными и выходными переменными на основе аппроксимации статистических данных об объекте, процессе или явлении.
Особенностью построения математической модели экологического объекта, процесса или явления выделяется то, что отразить все бесконечное множество связей популяции или биоценоза в единой математической схеме нереально, но действуя по принципу «не все связи существенны», можно выделить
главные связи и получить более или менее верное приближение модели к экологической действительности [2].
На лекционных, практических и лабораторных занятиях по высшей математике и экологии преподаватели высшего учебного заведения внимание студентов обращают на то, что расчетные методы в случае правильно построенной модели помогают увидеть то, что трудно или невозможно проверить в эксперименте, позволяют воспроизводить такие процессы, наблюдение которых в природе потребовало бы много сил и больших промежутков времени [3].
Для установления и развития междисциплинарных связей в высшем учебном заведении важно преподавателям вместе со студентами строить эколого - экономические модели, которые описывают взаимодействие общества и природы и в которых учитывают не только экологические, но и экономические, демографические и социальные показатели. Такие модели в высшей школе преподаватели и студенты разрабатывают для долгосрочного прогнозирования экономического роста и общей оценки влияния человеческой деятельности на природную среду [4].
Дидактический опыт освоения студентами математической составляющей учебного курса экологии в высшем учебном заведении показывает повышение при этом уровня познавательного интереса учащейся молодежи к изучению учебных и научных вопросов современных естественно-математических дисциплин.
Анализ и обобщение изложенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что математическое моделирование объектов, процессов и явлений современной экологической действительности студентами высших учебных заведений служит источником повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф., Хасанова Э.Н. Изучение особенностей математического моделирования действительности старшеклассниками средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. -2018. - № 2(19). - С. 101 - 103.
© Каримов М.Ф., Дьяконова Д.Е., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Хурматуллина В. Т. студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы проектирования и реализации изучения учащимися старших классов средней