МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Зейналова И.Д. - к.п.н., доц.
Меликов З. А. - к.ф.-м.н., доц.
ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
филиал в г. Дербенте
Аннотация: Компьютер в математической подготовке выполняет несколько
функций: служит средством обучения математике, является источником информации, создания проблемных ситуаций, инструментом, контролирует действия студента и предоставляет ему новые познавательные возможности. Выбор способа использования компьютера зависит от дидактической задачи.
Ключевые слова: математика, инженерно-технологическая профессиональная деятельность, компьютерные программы, образовательный процесс.
Abstract: Computer in mathematical preparation performs several functions: serves as a means of teaching mathematics, is a source of information, creating problematic situations, the instrument monitors the actions of the student and provide new educational opportunities. Choice of method depends on the didactic computer use tasks.
Keywords: Mathematics, engineering and technology professions, computer programs, educational process.
Подготовка специалиста технического вуза способного осуществлять свою профессиональную деятельность в современных условиях является актуальнейшей педагогической проблемой. Суть ее заключается в формировании и развитии у студентов творческого мышления, которое просто невозможно без знания математики, так как математика как фундаментальная наука является мощным инструментом в изучении дисциплин профессионального цикла. Математика - уникальное средство решения прикладных задач, универсальный язык науки.
Современное образование должно обеспечивать выпускнику технического вуза умение адаптироваться в динамично развивающейся сфере техники и технологий. Он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью выходящей за рамки конкретной специальности. Очень важная роль в формировании творческого мышления у студентов принадлежит фундаментальным знаниям.
Конструктивным решением здесь является разделение дидактических, технических (общесистемных компьютерных инструментальных возможностей) и специализированных возможностей, определяемых спецификой предметной области применения компьютерных средств обучения. В нашем случае предметная область - это высшая математика в приложении к инженерно-технологической профессиональной деятельности.
Использование компьютера в учебном процессе само по себе не гарантирует активность пользователя, а использование принципов педагогики помогают
преподавателю выбрать наиболее подходящие методы достижения учебной цели. Средства информации, используемые в курсе математики, должны соответствовать содержанию. Если используется интерактивное программное обеспечение, то студенты должны быть подготовлены к работе в данной среде и иметь возможность управлять программой несколькими способами, определяя темп обучения.
Применение ПК в образовательном процессе технического вуза способствует решению следующих учебных задач:
- обеспечивать обратную связь в процессе математической подготовки;
- обеспечивать индивидуализацию математической подготовки;
- повышать наглядность математической подготовки;
- способствовать поиску информации из разных источников;
- моделировать изучаемые процессы или явления;
-организовывать коллективную и групповую формы математической подготовки.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них используются для закрепления математических знаний и умений студентов, другие нацелены на усвоение новых математических понятий.
Известно, что обучение математике осуществляется с помощью конкретных способов и приемов, которые развиваются и обобщаются, а затем постепенно формируются в научно-обоснованную методику преподавания предмета. Современная педагогика рассматривает дидактику и методику как две научные дисциплины, две взаимодействующие системы: систему научно-педагогического знания и систему научнопедагогической деятельности. Практическая деятельность как определенная составляющая педагогической деятельности, осуществляется с помощью методической системы, в которую встраиваются дидактические и методические элементы. Методическая система воплощается в практической работе педагога.
Гармоничное сочетание фундаментальности предметного содержания математики с профессиональной направленностью курса возможно, если организовать учебный процесс с использованием потенциала современных компьютерных средств обучения (КСО). Использование такого подхода позволит:
- улучшить качество использования доступной математической и иной информации;
- повысить эффективность математической подготовки на основе его индивидуализации и интенсификации;
- применять активные методы обучения, повысить творческую и интеллектуальную составляющую учебной деятельности с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное обучение [1,2].
Как уже было отмечено выше, методологической основой разработки методического обеспечения математической подготовки в нашем исследовании выступал системный подход, поскольку, он является одним из фундаментальных в современной науке и связан с представлением, изучением и конструированием объектов как систем.
Обучение математике на основе КСО - сложная мыслительная деятельность: формально-логическая при создании и анализе абстрактной математической или графической модели.
Сам же компьютер в создаваемой модели математической подготовки студентов -это ключевой компонент, поскольку это средство обработки информации и средство коммуникации, и средство обновления знаний. Это инструмент для проведения экспериментов, конструирования, самореализации.
Включение компьютера в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, а применение средств новых информационных технологий изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения
Таким образом, при дидактически грамотном использовании инструментов учебной деятельности в виде компьютерных средств обучения, создается среда, мотивирующая студентов более интенсивно анализировать математику как учебный предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем.
Информационные источники:
1. Чомаева, Л.Х. К вопросу обучения математике в технических ВУЗах: межвузовский сборник научно-практических трудов. / Л.Х. Чомаева. - Ставрополь, 2007. - С. 117-124.
2. Зенкина, С.В. Компьютерные обучающие системы: дидактические особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании. /С.В. Зенкина.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С. 7-9.