Научная статья на тему 'Математическая подготовка студентов технического вуза на основе компьютерных средств обучения'

Математическая подготовка студентов технического вуза на основе компьютерных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MATHEMATICS / ENGINEERING AND TECHNOLOGY PROFESSIONS / COMPUTER PROGRAMS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналова И. Д., Меликов З. А.

Компьютер в математической подготовке выполняет несколько функций: служит средством обучения математике, является источником информации, создания проблемных ситуаций, инструментом, контролирует действия студента и предоставляет ему новые познавательные возможности. Выбор способа использования компьютера зависит от дидактической задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer in mathematical preparation performs several functions: serves as a means of teaching mathematics, is a source of information, creating problematic situations, the instrument monitors the actions of the student and provide new educational opportunities. Choice of method depends on the didactic computer use tasks.

Текст научной работы на тему «Математическая подготовка студентов технического вуза на основе компьютерных средств обучения»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Зейналова И.Д. - к.п.н., доц.

Меликов З. А. - к.ф.-м.н., доц.

ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Дербенте

Аннотация: Компьютер в математической подготовке выполняет несколько

функций: служит средством обучения математике, является источником информации, создания проблемных ситуаций, инструментом, контролирует действия студента и предоставляет ему новые познавательные возможности. Выбор способа использования компьютера зависит от дидактической задачи.

Ключевые слова: математика, инженерно-технологическая профессиональная деятельность, компьютерные программы, образовательный процесс.

Abstract: Computer in mathematical preparation performs several functions: serves as a means of teaching mathematics, is a source of information, creating problematic situations, the instrument monitors the actions of the student and provide new educational opportunities. Choice of method depends on the didactic computer use tasks.

Keywords: Mathematics, engineering and technology professions, computer programs, educational process.

Подготовка специалиста технического вуза способного осуществлять свою профессиональную деятельность в современных условиях является актуальнейшей педагогической проблемой. Суть ее заключается в формировании и развитии у студентов творческого мышления, которое просто невозможно без знания математики, так как математика как фундаментальная наука является мощным инструментом в изучении дисциплин профессионального цикла. Математика - уникальное средство решения прикладных задач, универсальный язык науки.

Современное образование должно обеспечивать выпускнику технического вуза умение адаптироваться в динамично развивающейся сфере техники и технологий. Он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью выходящей за рамки конкретной специальности. Очень важная роль в формировании творческого мышления у студентов принадлежит фундаментальным знаниям.

Конструктивным решением здесь является разделение дидактических, технических (общесистемных компьютерных инструментальных возможностей) и специализированных возможностей, определяемых спецификой предметной области применения компьютерных средств обучения. В нашем случае предметная область - это высшая математика в приложении к инженерно-технологической профессиональной деятельности.

Использование компьютера в учебном процессе само по себе не гарантирует активность пользователя, а использование принципов педагогики помогают

преподавателю выбрать наиболее подходящие методы достижения учебной цели. Средства информации, используемые в курсе математики, должны соответствовать содержанию. Если используется интерактивное программное обеспечение, то студенты должны быть подготовлены к работе в данной среде и иметь возможность управлять программой несколькими способами, определяя темп обучения.

Применение ПК в образовательном процессе технического вуза способствует решению следующих учебных задач:

- обеспечивать обратную связь в процессе математической подготовки;

- обеспечивать индивидуализацию математической подготовки;

- повышать наглядность математической подготовки;

- способствовать поиску информации из разных источников;

- моделировать изучаемые процессы или явления;

-организовывать коллективную и групповую формы математической подготовки.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них используются для закрепления математических знаний и умений студентов, другие нацелены на усвоение новых математических понятий.

Известно, что обучение математике осуществляется с помощью конкретных способов и приемов, которые развиваются и обобщаются, а затем постепенно формируются в научно-обоснованную методику преподавания предмета. Современная педагогика рассматривает дидактику и методику как две научные дисциплины, две взаимодействующие системы: систему научно-педагогического знания и систему научнопедагогической деятельности. Практическая деятельность как определенная составляющая педагогической деятельности, осуществляется с помощью методической системы, в которую встраиваются дидактические и методические элементы. Методическая система воплощается в практической работе педагога.

Гармоничное сочетание фундаментальности предметного содержания математики с профессиональной направленностью курса возможно, если организовать учебный процесс с использованием потенциала современных компьютерных средств обучения (КСО). Использование такого подхода позволит:

- улучшить качество использования доступной математической и иной информации;

- повысить эффективность математической подготовки на основе его индивидуализации и интенсификации;

- применять активные методы обучения, повысить творческую и интеллектуальную составляющую учебной деятельности с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное обучение [1,2].

Как уже было отмечено выше, методологической основой разработки методического обеспечения математической подготовки в нашем исследовании выступал системный подход, поскольку, он является одним из фундаментальных в современной науке и связан с представлением, изучением и конструированием объектов как систем.

Обучение математике на основе КСО - сложная мыслительная деятельность: формально-логическая при создании и анализе абстрактной математической или графической модели.

Сам же компьютер в создаваемой модели математической подготовки студентов -это ключевой компонент, поскольку это средство обработки информации и средство коммуникации, и средство обновления знаний. Это инструмент для проведения экспериментов, конструирования, самореализации.

Включение компьютера в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, а применение средств новых информационных технологий изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения

Таким образом, при дидактически грамотном использовании инструментов учебной деятельности в виде компьютерных средств обучения, создается среда, мотивирующая студентов более интенсивно анализировать математику как учебный предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем.

Информационные источники:

1. Чомаева, Л.Х. К вопросу обучения математике в технических ВУЗах: межвузовский сборник научно-практических трудов. / Л.Х. Чомаева. - Ставрополь, 2007. - С. 117-124.

2. Зенкина, С.В. Компьютерные обучающие системы: дидактические особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании. /С.В. Зенкина.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.