Научная статья на тему 'Математическая подготовка бакалавров педагогического образования в контексте инновационного и исследовательского аспектов будущей профессиональной деятельности'

Математическая подготовка бакалавров педагогического образования в контексте инновационного и исследовательского аспектов будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРОЯТНОСТНОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / MATHEMATICS EDUCATION / BACHELOR OF PEDAGOGICAL SCIENCES / INNOVATIVE AND EXPERIMENTAL ACTIVITIES / PROBABILISTIC AND STATISTICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белик Елена Викторовна, Михайлова Ирина Алексеевна

В данной статье раскрывается потенциал математической подготовки бакалавров педагогического образования в контексте повышения активности в различных сферах будущей профессиональной деятельности. Предлагается оценить возможности математической подготовки будущих учителей с точки зрения решения ими профессиональных задач в области науки и образования. С этой целью проводилось исследование, в ходе которого изучалось мнение учителей-практиков общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Ростова-на-Дону на предмет их отношения к возможностям математического образования в формировании готовности к инновационной и исследовательской деятельности. В качестве методов исследования были выбраны: 1) эмпирические методы: наблюдение за работой учителя, самооценка; 2) психодиагностические методы: беседа, анкетирование; 3) математические методы: статистические методы обработки данных. В качестве основного выбран метод анкетирования. Всего было опрошено 176 респондентов. Данные анкетирования позволили авторам сделать вывод, что подавляющее большинство педагогов считают необходимым наличие определенной математической подготовки для осуществления профессиональной деятельности по своему профилю. На основании результатов исследования сформулирован ряд общих методических аспектов совершенствования математического образования будущего педагога в контексте формирования готовности к осуществлению инновационной и исследовательской деятельности. Ценность полученных выводов обусловлена тем, что они основаны на практическом опыте применения математического аппарата в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белик Елена Викторовна, Михайлова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE AND RESEARCH ASPECTS OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

In this article the full potential of mathematical preparation of bachelors of teacher education in the context of increased activity in various areas of future professional activity. It is proposed to evaluate the possibility of mathematical preparation of future teachers in the terms of the decision of professional tasks in science and education. For this purpose, study was conducted, during which studied the opinion of practicing teachers of secondary schools, lyceums, gymnasiums of Rostov-on-Don for their attitude to the possibilities of mathematical education in the formation of readiness for innovation and research. As research methods were selected: 1) empirical methods: observation of the work of teachers, self-esteem; 2) psychodiagnostic methods: discussion, questioning; 3) mathematical methods: statistical methods of data processing. Method of survey was selected as the main. In total 176 respondents were interviewed. Survey data allowed the authors to conclude that the vast majority of teachers consider that it is necessary to have a certain mathematical preparation for professional activity on their profile. Based on the results of the study it was made a number of general methodological aspects of improving mathematical education of future teachers in the context of formation of readiness for the implementation of innovation and research. The value of the findings due to the fact that they are based on the practical experience of the application of mathematical apparatus in professional activities.

Текст научной работы на тему «Математическая подготовка бакалавров педагогического образования в контексте инновационного и исследовательского аспектов будущей профессиональной деятельности»

УДК 378

БЕЛИК Елена Викторовна,

Институт математики, механики и компьютерных наук

им. И.И. Воровича,

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

МИХАЙЛОВА Ирина Алексеевна,

Институт математики, механики и компьютерных наук

им. И.И. Воровича,

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

elena7514@gmail.com

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО АСПЕКТОВ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-195-199

BELIK Elena V., Institute of Mathematics, Mechanics and Computer

Sciences of Vorovich, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

MIKHAILOVA Irina A., Institute of Mathematics, Mechanics and Computer

Sciences of Vorovich, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia elena7514@gmail.com

MATHEMATICAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE AND RESEARCH ASPECTS OF FUTURE PROFESSIONAL

ACTIVITY

В данной статье раскрывается потенциал математической подготовки бакалавров педагогического образования в контексте повышения активности в различных сферах будущей профессиональной деятельности. Предлагается оценить возможности математической подготовки будущих учителей с точки зрения решения ими профессиональных задач в области науки и образования. С этой целью проводилось исследование, в ходе которого изучалось мнение учителей-практиков общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Ростова-на-Дону на предмет их отношения к возможностям математического образования в формировании готовности к инновационной и исследовательской деятельности. В качестве методов исследования были выбраны: 1) эмпирические методы: наблюдение за работой учителя, самооценка; 2) психодиагностические методы: беседа, анкетирование; 3) математические методы: статистические методы обработки данных. В качестве основного выбран метод анкетирования. Всего было опрошено 176 респондентов. Данные анкетирования позволили авторам сделать вывод, что подавляющее большинство педагогов считают необходимым наличие определенной математической подготовки для осуществления профессиональной деятельности по своему профилю. На основании результатов исследования сформулирован ряд общих методических аспектов совершенствования математического образования будущего педагога в контексте формирования готовности к осуществлению инновационной и исследовательской деятельности. Ценность полученных выводов обусловлена тем, что они основаны на практическом опыте применения математического аппарата в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: математическое образование, бакалавр педагогического образования, инновационная и экспериментальная деятельность, вероятностно-статистические методы.

In this article the full potential of mathematical preparation of bachelors of teacher education in the context of increased activity in various areas of future professional activity. It is proposed to evaluate the possibility of mathematical preparation of future teachers in the terms of the decision of professional tasks in science and education. For this purpose, study was conducted, during which studied the opinion of practicing teachers of secondary schools, lyceums, gymnasiums of Rostov-on-Don for their attitude to the possibilities of mathematical education in the formation of readiness for innovation and research. As research methods were selected: 1) empirical methods: observation of the work of teachers, self-esteem; 2) psychodiagnostic methods: discussion, questioning; 3) mathematical methods: statistical methods of data processing. Method of survey was selected as the main. In total 176 respondents were interviewed. Survey data allowed the authors to conclude that the vast majority of teachers consider that it is necessary to have a certain mathematical preparation for professional activity on their profile. Based on the results of the study it was made a number of general methodological aspects of improving mathematical education of future teachers in the context of formation of readiness for the implementation of innovation and research. The value of the findings due to the fact that they are based on the practical experience of the application of mathematical apparatus in professional activities.

Keywords: mathematics education, bachelor of pedagogical sciences, innovative and experimental activities, probabilistic and statistical methods

В связи с усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамическим развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи в инновационной и экспериментальной области на всех уровнях образования [5]. В этих условиях от современного специалиста в сфере образования требуется не только умение методически грамотно проектировать учебный материал с использованием стандартных приемов и технологий, осуществлять диагностику формирования соответствующих

компетенций, но и самостоятельно проводить теоретико-методические и прикладные исследования, анализировать полученные результаты и на их основе строить учебный процесс.

Большими возможностями в формировании готовности к осуществлению инновационной и исследовательской деятельности будущего учителя обладает математическое образование. Математика, в силу ее эвристической сущности, выступает средством познания и активизации мыслительных процессов человека. В результате учебно-математической деятельности формируются умения анализировать, систематизировать и логически рассуждать, развиваются способности к самообучению и самоконтролю деятельности, «через математическую подготовку возможно совершенствование личностно-профессионального самоопределения субъекта образования в постоянно изменяющихся социокультурных ситуациях» [2, с.13]. В связи с этим в современных исследованиях математическое образование рассматривается как необходимая составляющая системы подготовки педагога любого профиля [1; 2; 6].

Это актуализирует проблему совершенствования математической подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в контексте формирования готовности к осуществлению инновационной и исследовательской деятельности.

Для изучения данной проблемы нами были выбраны следующие методы исследования: 1) эмпирические: наблюдение за работой учителя, самооценка; 2) психодиагностические: беседа, анкетирование; 3) математические: статистические методы обработки данных. В качестве основного нами выбран метод анкетирования.

Для обеспечения репрезентативности выборки к исследованию были привлечены учителя общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Ростова-на-Дону. Всего нами опрошено 176 респондентов. Учителям были предложены анонимные опросные листы, вопросы в которых группировались по четырем направлениям:

• удовлетворенность математической подготовкой в вузе;

• отношение к математическому образованию с точки зрения профессиональной дея-

• объективные и субъективные факторы, вызывающие затруднения при изучении математики;

• возможные направления повышения уровня математической подготовки студентов по конкретному профилю.

Инструкция, расположенная в начале опросного листа, предлагала определить отношение к возможностям применения математического аппарата в профессиональной деятельности. Кроме того, что опрашиваемым были предложены различные варианты ответов, им предоставлялась возможность указать свое мнение по тому или иному вопросу.

Субъективное мнение респондентов об уровне владения ими математическими знаниями мы получили в процессе анализа ответов на вопрос, в котором респондентам предлагалось оценить общий уровень своих знаний по математике. Около 67% учителей оценивают уровень своей математической подготовки как «вполне достаточный» и «достаточный». По формуле

ступени шкалы, а N - общее число респондентов, нами вычислен индекс самооценки компетентности учителей в области математики /^. При такой технике вычислений +1 выражает максимальный, а - 1 - минимальный уровень компетентности. Нами получен невысокий результат:

Необходимость самостоятельно повышать уровень своей математической подготовки в процессе профессиональной деятельности в той или иной степени возникала у более половины опрошенных. Причем наибольшее число респондентов занимались самообразованием в области вероятностно-статистических методов и функциональной зависимости различных величин (графики, таблицы, графы и пр.) - 22% и 19% соответственно.

С необходимостью наличия определенной математической подготовки для осуществления профессиональной деятельности по своей специальности соглашаются 87% учителей. При определении цели математической подготовки в вузе специалиста своего профиля 41% респондентов назвали осуществление образовательной деятельности по предмету, 37% выделили как необходимую составляющую культуры специалиста с высшим образованием и только 20% отметили постановку и решение исследовательских задач в области образования.

Математический аппарат в своей профессиональной деятельности в той или иной степени используют 88% учителей. Причем более половины опрошенных (54%) применяют матема-

тельности;

I =

a + 0,5b + с • 0 - 0,5d - g N

, где a, Ь, ^ d, e - количество ответов на последовательные

Ik = 0,28.

тические знания и умения для изображения статистической зависимости между определенными показателями (графики, таблицы, диаграммы) и для статистической обработки результатов обучения и лишь 15% - непосредственно при разработке новых методик и технологий обучения (для обработки результатов эксперимента).

Согласно статистическим данным относительно причин отчисления студентов из вузов, наибольший отсев приходится именно на дисциплину «математика», поэтому в анкету были включены вопросы, направленные на выявление объективных и субъективных факторов, вызывающих затруднения при изучении математики. Наиболее часто респонденты выделяли:

• высокий уровень абстрагирования, сложность теоретического материала, обилие формул;

• низкий уровень мотивации (отсутствие связи математических знаний с будущей профессиональной деятельностью);

• применяемые методы обучения, форму подачи материала, отсутствие творческих заданий;

• низкий уровень начальной математической подготовки, сформированности операционных механизмов для решения практических задач.

Среди возможных путей преодоления затруднений в изучении математики респонденты чаще всего предлагали делать акцент на профессионально-значимые вопросы при отборе содержания изучаемого материала (44%).

Анализируя результаты исследования мнения учителей-практиков, обусловленного опытом их профессиональной деятельности, можно определить ряд общих методических аспектов совершенствования математической подготовки будущего педагога в вузе.

1. Одним из направлений повышения качества математической подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» является организация процесса обучения математическим дисциплинам в контексте принципа профессиональной направленности. Поскольку профессиональная направленность обучения в вузе имеет сложную структуру, которая «наряду с мотивационно-целевыми аспектами непосредственно касается существа вопросов отбора содержания образования, форм и методов обучения» [4, с.19], то можно говорить о построении методической системы профессионально направленного обучения математике студентов различных профилей. В связи с этим необходимо наполнение математической учебной деятельности профессионально-педагогическим содержанием. А это значит, что такие компоненты методической системы обучения математике, как целевой, предметно-процессуальный, содержательный, должны быть ориентированы на конкретный профиль подготовки.

2. При проектировании содержательного компонента методической системы обучения математике необходимо учитывать уровень интеграции этой дисциплины с предметной областью специальных дисциплин каждого конкретного профиля. Однако можно выделить общие содержательные компоненты математического знания, сопряженные с проектной и исследовательской деятельностью любого учителя-предметника. Одним из таких универсальных разделов математики является вероятностно-статистическая линия.

В соответствии с ФГОС ВО исследовательская деятельность педагога предполагает: постановку и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Это актуализирует проблему расширения содержательного аспекта профессиональной компетентности будущего учителя за счет элементов научно-исследовательских технологий, предусматривающих использование математических методов обработки информации, получаемой в результате проведения педагогических экспериментов. Выражение основных закономерностей на языке вероятностно-статистических понятий позволяет формировать методологически правильные взгляды на природу и общество, отвечающие современной научной картине мира. Понимание вероятности случайного события как объективной численной меры возможности его наступления является носителем представлений об устойчивости, закономерности в мире случайного, обеспечивает достоверность выводов из информации, в большинстве своей имеющей стохастическую природу. Именно «методы математической статистики, учитывающие вероятностный характер педагогических явлений и процессов, а также многофактор-

ность педагогической среды, позволяют производить наиболее качественный вывод по результатам проведенного исследования» [1, с. 3].

Одним из направлений проектной деятельности является моделирование индивидуальных маршрутов обучения, руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Выход за рамки школьной программы при создании творческих работ по учебному предмету может быть осуществлен путем использования определенных исследовательских технологий. Например, использование математико-статистических методов при разработке творческого проекта по истории позволяет раскрыть количественную меру изучаемых процессов и явлений, дать более точное и строгое выражение политических, экономических демографических и этнографических процессов [6].

3. В соответствии с принципом социальной эффективности и ценностно-мотивационными установками студентов система практических задач по математике должна включать задания, моделирующие элементы будущей профессиональной деятельности, «в которых учение сочетается с исследованием и реализуется операционно-деятельностный компонент обучения, устраняющий изолированность между естественно-научным и социально-гуманитарным знанием» [3, с. 7].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гуртовая Н.Г. Роль и место методов математической статистики в педагогических исследованиях: автореф. дис... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2004.

2. Дорофеев А.В. Компетентностная модель математической подготовки будущего педагога. Монография. - М.: Флинта, Наука, 2011.

3. Дорофеев А.В. Профессионально-педагогическая направленность в математическом образовании будущего педагога. Монография. - М.: Флинта, Наука, 2012. - 227 с.

4. Князева О.Г. Профессиональная направленность обучения математике в технических вузах // Известия Алтайск. гос. ун-та. - 2012. - № 2-1. - С. 17-21.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы http://www.google.ru/url?url=http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ved=0CBMQFj AAahUKEwjVifipu4HJAhUE1XIKHRaTCUE&sig2=CDiR0NaP-

Rh5pklmAUhOmA&usg=AFQjCNH1Ckj_3bhSby9ZsDHX93ptRcsXpA (дата обращения 08.11.2015)

6. Прохорова И.В. Обучение математике студентов исторических факультетов педагогических вузов в контексте деятельностного подхода: автореф. дис. канд. пед. наук. - Пенза, 2009.

REFERENCES

1. Gurtovaya N.G. The role and place of mathematical statistics in educational research. [Rol i mesto metodov nate-maticheskoy statistiki v pedagogicheskih issledovanijah] author. dis. ... cand. ped. Sciences. Nijnij Novgorod, 2004. (in Russ.)

2. Dorofeev A.V. Competence model mathematical training the future teacher: monograph. [Kompetentnostnaja model matematicheskoj podgotovki budushego pedagoga: monografija]. Moscow: Flinta, Science, 2011.

3. DorofeevA.V. Professional-pedagogical orientation in the mathematical education of future teachers: monograph. [Pro-fessionalno-pedagogicheskaja napravlennost v matematicheskom obrazovanii budushego pedagoga: monografija] Moscow: Flinta, Science, 2012. 227 p.

4. Knjazeva O.G. Professional orientation of mathematics teaching in technical universities. [Professionalnaja napravlen-nost obuchenija matematike v tehnicheskih vuzah] The News of Altai State University, Izvestija Altajskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2012, №2-1, p. 17-21 (in Russ.)

5. The concept of the Federal program of education development in 2016-2020 years. Available at: http://www.google.ru/url?url=http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ved=0CBMQFj AAahUKEwjVifipu4HJAhUE1XIKHRaTCUE&sig2=CDiR0NaP-

Rh5pklmAUhOmA&usg=AFQjCNH1 Ckj_3bhSby9ZsDHX93ptRcsXpA (date of the application 08.11.2015)

6. Prohorova I. V. Teaching students for mathematics of historical faculties of pedagogical universities in the context of the activity approach [Obuchenie matematike studentov istoricheskih fakultetov pedagogicheskih vuzov v kontekste deja-telnostnogo podhoda] author. dis. ... cand. ped. Sciences. Penza, 2009 (in Russ.).

Information about the author

Белик Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, , Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Информация об авторе

Belik Elena V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Institute of Mathematics, Mechanics and Computer Sciences of Vorovich, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Михайлова Ирина Алексеевна, кандидат педа- Mikhailova Irina A., Candidate of Pedagogical

гогических наук, доцент, кафедра теории и ме- Sciences, Associate Professor, Institute of

тодики математического образования, Инсти- Mathematics, Mechanics and Computer Scienc-

тут математики, механики и компьютерных es of Vorovich, Department of Theory and

наук им. И.И. Воровича, Южный федеральный Methodology of Mathematics Education, South-

университет, г. Ростов-на-Дону, Россия ern Federal University, Rostov-on-Don, Russia,

elena7514@gmail.com elena7514@gmail.com

Получена: 13.12.2015

Для цитирования статьи: Белик Е.В., Михайлова И.А. Математическая подготовка бакалавров педагогического образования в контексте инновационного и исследовательского аспектов будущей профессиональной деятельности. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 195-199.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-195-199

Received: 13.12.2015

For article citation: Belik E.V., Mikhailova I.A., Mathematical training of bachelors of pedagogical education in the context of innovative and research aspects of future professional activity. [Matematicheskaya podgotovka bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste innovatsionnogo i issledovatel'skogo aspektov budushchey professional'noy deyatel'nosti]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 195-199.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-195-199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.