Научная статья на тему 'Математическая обработка данных физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Математическая обработка данных физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Янышева С.В.

Выделены элементы дидактики и методики статистической математической обработки данных физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая обработка данных физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-1. - С. 123 - 130.

4. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

5. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 3. - С. 107 - 111.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.В.Янышева студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики статистической математической обработки данных физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Физический эксперимент, математическая обработка числовых данных.

Все естественные науки, основы которых изучаются учащимися средних общеобразовательных школ, являются, прежде всего, экспериментальными.

В этой связи постоянно актуальной является дидактическая задача обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы приемам и методам математической обработки данных и ряда результатов физического эксперимента, реализуемого на соответствующих лабораторных занятиях по механике, термодинамике, молекулярной физике, электричеству, магнетизму, электромагнетизму, оптике, атомной и ядерной физике [1].

Школьный физический эксперимент, осуществляемый старшеклассниками при контролируемых условиях, является для учащихся источником эмпирического познания природной действительности.

Учитель физики средней общеобразовательной школы согласно дидактическим принципам обучения [2] перед первой лабораторной работой по механике напоминает учащимся о том, что наиболее распространенной формой статистических показателей, используемой в физических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную характеристику физического признака в статистической совокупности объектов. Важность при обработке данных физического эксперимента средней величины в том, что в ней взаимопоглащаются отклонения значений изучаемого признака отдельных единиц совокупности, обусловленные действием случайных факторов, и учитываются изменения, вызванные действием основных факторов.

Формула для вычисления значения средней величины физического признака выражается как отношение суммарного значения или объема осредняемого признака к числу единиц или объему совокупности. Вычисление значения средней величины физического признака у старшеклассников средней

общеобразовательной школы, как показывает дидактический опыт, затруднений не вызывает.

При развитии перед старшеклассниками математической обработки данных физического эксперимента учитель отмечает, что информации о средних уровнях исследуемых показателей недостаточно для глубокого анализа изучаемого объекта, процесса или явления природной действительности. Необходимо учитывать отклонения или вариации значений отдельных единиц относительно средней величины. Основными показателями, характеризующими отклонение или вариацию, являются размах, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.

Вычисление размаха вариации физического признака как разности максимального и минимального значений изучаемого признака старшеклассниками на занятиях производится быстро и без ошибок.

При вычислении дисперсии как среднего квадрата отклонений значений признака от их значения средней величины некоторые старшеклассники допускают арифметические ошибки, которые своевременно исправляются учителем физики и остальными учащимися.

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники под руководством учителя физики получают путем алгебраических преобразований несколько эквивалентных формул для вычисления значений дисперсии и среднего квадратического отклонения изучаемого признака.

Большинство старшеклассников средней общеобразовательной школы, имеющее высокую академическую успеваемость по информатике, вычисление значений размаха, дисперсии и среднего квадратического отклонения изучаемого физического признака производят с помощью системы электронных таблиц Excel [3] или системы математического проектирования MathCAD [4].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация математической обработка данных учебного физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы согласно положениям и методам статистики приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в среднем звене системы непрерывного образования молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

3. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т. 13. - № 4. - С. 51 - 54.

4. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 3. - С. 107 - 111.

© Каримов М.Ф., Янышева С.В., 2017

УДК 1082

И.В.Моисеенкова

Заведующий МАДОУ ЦРР -детский сад №67 «Белочка» п. Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области.

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблемам становления и развития Федерального государственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.