Научная статья на тему 'Математическая модель связи изохронных вариаций переменных состояния системы управления с возмущениями параметров ее составных частей'

Математическая модель связи изохронных вариаций переменных состояния системы управления с возмущениями параметров ее составных частей Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL SYSTEM / ПЕРЕМЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ / VARIABLE STATE CHARACTERISTICS / МОДЕЛЬ / ПАРАМЕТРЫ / PARAMETERS / ТОЧНОСТЬ / ACCURACY / LINEAR MODEL

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Арсеньев Владимир Николаевич, Кохановский Андрей Геннадьевич, Фадеев Александр Сергеевич

Рассматривается задача построения линейной модели связи вариаций переменных состояния системы управления с отклонениями параметров ее составных частей от номинальных значений. Предложен подход к определению параметров модели, позволяющий повысить ее точность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Арсеньев Владимир Николаевич, Кохановский Андрей Геннадьевич, Фадеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF RELATION BETWEEN ISOCHRONIC VARIATIONS OF CONTROL SYSTEM STATE CHARACTERISTICS AND ITS COMPONENTS PERTURBATIONS PARAMETERS

Relation between random variations of an aircraft control system parameters and the aircraft state characteristics at a fixed moment is considered. The problem of development of a linear model describing the relation is addressed. Values of the model parameters are derived by minimization of an integral functional under limiting conditions in the form of nonlinear matrix equation. An analytical solution to the variational problem is obtained, and advantage of the developed model as compared with the known model based on sensitivity factors is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Математическая модель связи изохронных вариаций переменных состояния системы управления с возмущениями параметров ее составных частей»

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 519.271

В. Н. Арсеньев, А. Г. Кохановский, А. С. Фадеев

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СВЯЗИ ИЗОХРОННЫХ ВАРИАЦИЙ ПЕРЕМЕННЫХ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С ВОЗМУЩЕНИЯМИ ПАРАМЕТРОВ ЕЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Рассматривается задача построения линейной модели связи вариаций переменных состояния системы управления с отклонениями параметров ее составных частей от номинальных значений. Предложен подход к определению параметров модели, позволяющий повысить ее точность.

Ключевые слова: система управления, переменные состояния, модель, параметры, точность.

Введение. В практике создания летательных аппаратов (ЛА) достаточно часто возникает задача согласования характеристик разброса параметров системы управления с требованиями, предъявляемыми к точности ее функционирования [1]. Качество решения этой задачи зависит от точности модели, связывающей случайные параметры системы с переменными, характеризующими состояние ЛА в заданные моменты времени. К модели предъявляются два противоречивых требования: с одной стороны, она должна быть простой, а с другой — однозначно описывать связь характеристик разброса параметров с характеристиками точности системы управления. Построить такую модель можно на основе исходной модели, представляющей собой систему нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих возмущенное движение системы. При этом показатель близости исходной и упрощенной моделей должен иметь вероятностный характер в силу случайной природы причин, вызывающих разброс переменных состояния системы в характерные моменты времени [2].

Постановка задачи. Достаточно в общем виде поведение системы управления может быть описано векторным нелинейным дифференциальным уравнением [3]

мХ

— = Р(х, и, х, г), х(*о) = Хо, (1)

аг

где знаком „А" отмечены величины, являющиеся случайными; Х(г) = Хн (г) + ДХ(г) е Яп — вектор переменных состояния (в частном случае — фазовых координат) системы управления в момент времени г, здесь Хн (г) — его номинальное значение, ДХ(г) — вектор случайных отклонений (вариаций) переменных состояния системы относительно номинального значения Хн (г);

и е Я^ — вектор-функция программ управления; X = Xн + ДХ е Ят — вектор случайных параметров системы, не зависящий от времени, здесь X н — его номинальное значение, ДХ— вектор независимых случайных возмущений (отклонений параметров системы от номинальных значений),

оказывающих влияние на движение ЛА; X(t0 ) = X0 — вектор переменных состояния системы в начальный момент времени; t е (0,tk) — время функционирования системы.

Закон распределения (АХ,) вектора АХ полагается известным, причем его математическое

ожидание Ма^ = 0, а ковариационная матрица Kд- = diag{d^ ,D^ ,...,D^ } , где

^, i е 1, m, — дисперсии компонент вектора АХ, характеризующие разброс параметров системы

управления относительно номинальных значений m > n, где n — размерность вектора X(t) .

Пусть в заданный момент времени tk вектор AX(t^ ) распределен по нормальному закону с математическим ожиданием МАх = 0 и ковариационной матрицей K^ . Матрица K^ характеризует разброс переменных состояния системы в момент tk и рассматривается как ее

точностная характеристика [4].

В качестве модели, связывающей отклонения параметров системы с вариациями ее состояния, предлагается использовать линейную зависимость

ДХ м = AAX, (2)

где A — nxm-матрица коэффициентов, подлежащая определению.

Такой выбор модели обусловлен тем, что во многих практических задачах случайные отклонения параметров системы невелики, а зависимости вариаций переменных состояния системы от этих отклонений являются гладкими функциями.

Матрица коэффициентов модели (2) может быть определена по-разному. При этом особое значение имеет требование о близости оценок точности системы управления, получаемых на основе моделей (1) и (2) при одних и тех же характеристиках разброса параметров. Формально это требование имеет вид K дх = K дх или, с учетом выражения (2),

Дх ДХм

K дх = AK ДХ A". (3)

Определение матрицы коэффициентов линейной модели. В некоторых случаях в качестве матрицы A может использоваться матрица чувствительности H, элементами которой

dAXi (tk) — -

являются частные производные Hj = —дДХ- , i е 1, n, j е 1, m [1], и тогда модель при-

j ДХ=0

нимает вид ДХн = НДХ .

Такой выбор матрицы коэффициентов модели (2) отражает физическую зависимость вектора AXX(tk ) от вектора АХ,, но при этом иногда не учитывается вероятностный характер связи между ними и не обеспечивается выполнение условия (3). Поэтому предлагается матрицу А определять исходя из условия ее близости к матрице Н при строгом выполнении уравнения (3).

Тогда задача определения параметров модели (2) состоит в нахождении такой матрицы А, которая обеспечивает минимум функционала

tr {(A - H)KAi(A - H)T} (4)

при условии (3).

Для ее решения используется метод неопределенных множителей Лагранжа. Минимизируемая функция имеет вид

L = tr {(A - H)K^ (A - Н)T + Л (Kдхх - AKдХAT )} , (5)

где пхп-матрица Л является симметричной и состоит из подлежащих определению множителей Лагранжа.

Математическая модель связи параметров системы управления 27

Для вычисления частных производных от функции LH по матрицам A и Л и получения необходимых условий минимума правая часть выражения (5) представляется в виде Lh = tr {AK ^ - нк ^ - AK н + HK + ЛК AX - ЛАК Ai } . Тогда частные производные определяются выражениями

дТ дГ

—н = 2AK аХ -2НК - -2ЛAK ; —н = К аХ - AK AT,

dA АХ АХ АХ' дЛ ^XX А)- '

а необходимые условия минимума -dLi = о; -dLi = о трансформируются в уравнения

dA дЛ

AK Ах - HK Ах - ЛAK А) = 0> (6)

Ах ---Ах А)

kAx - AKА)

K АXX - AK А) ^ = 0- (7)

Из уравнения (6) следует

A = (I - Л)-1 Н, (8)

где I — единичная матрица.

Подстановка полученного выражения в уравнение (7) дает

КдХх - (I - Л)-1 НКдХИ7 (I - Л)-1 = о

или

Кдхх = (1 - Л)-1 НКдХИ7 (I - Л)-1. (9)

т

Следует заметить, что матрица НК - Н является положительно- (неотрицательно) оп-

ДХ

ределенной и может быть представлена в виде

НК ДХ нТ = 8ДХ Одх 8дх = (8 ДХ <8^ )2, (10)

где Бдх — диагональная матрица, а 8дх — ортогональная матрица, состоящие соответст-

т

венно из собственных значений и собственных векторов матрицы НК дХ Н .

В связи с этим формула (9) может быть представлена следующим образом:

Кдх - Л)-1 (8дхвДх^Дх )2 (I - Л)-1.

Умножение обеих частей этого уравнения слева и справа на матрицу 8 дх бД^Дх дает

1^2 т 1!2 т 12 т 1 / 12 т \2 1 1^2 т

8ДХБДХ8ДХКдх8дхбдх8дх = 8ДХБДХ8ДХ (I - Л) (8ДХБдх8дх) (I - Л) 8дхбдх8д

ь АХ

или

S АХ DAxSAX K AX 8ах »А^АХ =

в dv2ST (I - Л)-1 S d1/2ST '

8АХDAXSАХ V1 Л SАХDAXSАХ,

2

Поскольку матрица, стоящая в левой части, является неотрицательно- (положительно)

определенной, то с помощью ортогонального преобразования она может быть приведена к

диагональной матрице:

ух т ух т т ( 112 т \2

8дхбдх8дхКдхх8дхбдх8дх = 8дхбдх8дх =(8ДХБДХ8ДХ) , (11)

где Бдх и 8дх — диагональная и ортогональная матрицы, состоящие соответственно из собственных значений и собственных векторов матрицы 8дхбДХ^ДхК8дхбДХ8Дх • Тогда имеет место уравнение

(1/2 T \2 1/2 T -1 12 T

SAxDAxSAx j = |_SAXDAXSAX (I - Л) SAXDAXSAX,

из которого следует

SAxDAxSAx - SAXDA2SAX (T Л) SAXDAxSAX

'Ax" Ax Ax

и

(T - Л)-1 - S D-V2Sr S D1/2 S D"1/2^

vi J-b-J - IJAIUAI Í'AYA'avijay'5AI "W &f ■

'ах"лх лх"лх°лх°лх"лх °лх •

Подстановка этих выражений в уравнение (8) дает формулу для вычисления матрицы коэффициентов А:

А = ^х ®лх2^лх8ахВахБах^ ®лх2^лх Н . (12)

Нетрудно проверить, что подстановка этой матрицы в уравнение (3) обращает его в тождество.

Матрица коэффициентов (12) достаточно близка к матрице чувствительности Н, но при этом обеспечивает равенство ковариационных матриц векторов вариаций фазовых координат моделей (1) и (2).

Пример. Рассмотрим свободное движение системы угловой стабилизации летательного аппарата в одной плоскости. Решение линеаризованного дифференциального уравнения

+ с^Ч с24 = 0, Ч(0) = 40 = 0,1; У(0) = 0; с1 = 2 с-1; с2 = 1,25 с-2 , описывающего угловое движение по углу рыскания ¥(7) , имеет вид

¥(г) = 4вт(Х2г + В0), (13)

ч0>/х2+х2 _____ ~ . ( -х2

где X1 =-1; X2 -0,5; Aq --

X2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- -0,2236; B0 - arcsin

Л

v^f+X2

--0,4637.

'2 J

Примем, что под влиянием возмущающих факторов значения параметров ^ и ^ изменяются случайным образом относительно номинальных значений = -1 и X 2н = 0,5, т.е.

= + Л^1 и Х2 = X2н + ЛХ2, причем случайные отклонения ЛХ1 и ЛХ2 распределены равномерно на интервалах [-а, а] и [-Ъ, Ь] соответственно. Вследствие этих причин в любой фиксированный момент времени г угол поворота летательного аппарата ¥(7)=¥н (г)+Л¥(г) также будет изменяться по случайному закону, а номинальное движение аппарата будет описываться выражением (13). Математическое ожидание и второй начальный момент для ¥(г) определяются по формулам

M

M

A0e1'lt sin(X2t+B0)

1 a 1 о

Aq— f e( +AX1))dAX1 — f sin(X2Ht+AX2t+B0)dAX2 2a J 20 J,

A0eX—Ht (eat - e-at) [cos(X2Ht - 0t + B0) - cos(X2Ht + 0t + B0 )]

M

¥2(t)

M

4a0t2

A2 eTklt sin2(X21 + B0)

AQe2^ (e2at - e"2at ) [40t - sin(2X2Ht + 20t + 2B0) + sin(2X2Ht - 20t + 2B0)]

2

32аЫ

Дисперсия угла ¥(г) (отклонения Л¥(г) ) определяется в соответствии с выражением

D

¥(t)] - D [A¥(t)] - M [¥2 (t)] - M2 [¥(t)

(14)

Пусть tk - 10 c, a - 0,1 -|X1H| - 0,1, 0 - 0,1 -|X2H| - 0,05, тогда d(A¥) - 4,0405• 10-11 рад2.

Математическая модель связи параметров системы управления 29

Модель, описывающая зависимость отклонения ДЧ от возмущений Д?ц и ДАх и построенная на основе коэффициентов чувствительности, имеет вид Д^ н = 9,9948 -10-5 Дк1 +

+1,7779 -10-5 ДАх . Дисперсия ^ДЧд) = 3,3562-10-11 рад2, а ее относительная погрешность составляет 17 %.

Линеаризованная предложенным выше способом зависимость ДЧ от Д?ц и ДАх определяется следующим образом: ДЧ^ = 1,0966 -10-4ДА^ +1,9507 -10-5ДА2. При этом дисперсия

^(ДЧ^) совпадает с точным значением Б (Д^Р), что свидетельствует о существенно более

высокой точности разработанной модели по сравнению с моделью, построенной на основе коэффициентов чувствительности. Более того, она позволяет прогнозировать значения дисперсии Б (Д*Р) при изменении характеристик возмущений ДА и ДАх без проведения многократных испытаний модели (1).

Пусть диапазоны изменения возмущений увеличились на 10 % по сравнению с принятыми при построении моделей, т.е. а = 0,11 = 0,11, Ь = 0,11 -|Ахн| = 0,055. В этом случае

точное значение дисперсии, найденное по формуле (14), б(др) = 5 ,0769 • 10 рад . Полученная выше линеаризованная модель дает оценку дисперсии б(д*Чм ) = 4,889 •Ю-11 рад2, относительная погрешность которой менее 4 %. Для сравнения следует заметить, что относительная погрешность оценки дисперсии, полученной по модели, построенной на основе коэффициентов чувствительности, превышает 20 %.

Заключение. Предложенная модель связи вариаций фазовых координат системы управления ЛА с вектором отклонений ее параметров от расчетных значений однозначно отражает вероятностный характер этой зависимости. Разработанную модель целесообразно использовать при решении прямых задач, связанных с исследованием влияния характеристик разброса параметров системы управления на точность системы. Она оказывается весьма полезной и при решении обратных задач, когда по заданным требованиям к точности функционирования системы необходимо найти допустимые диапазоны изменений ее параметров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юсупов Р.М., Розенвассер Е. Н. Чувствительность систем управления М.: Наука, 1981. 464 с.

2. Арсеньев В. Н. Определение требований к характеристикам разброса параметров системы управления летательного аппарата // Изв. вузов. Приборостроение. 1996. Т. 39, № 8—9.

3. Росин М. Ф., Булыгин В. С. Статистическая динамика и теория эффективности систем управления М.: Машиностроение, 1981. 312 с.

4. Миронов В. И. Задача приведения вариаций фазовых координат динамических систем к заданным условиям испытаний // Изв. АН СССР. Сер. Техн. кибернетика. 1970. № 3.

Владимир Николаевич Арсеньев —

Андрей Геннадьевич Кохановский — Александр Сергеевич Фадеев —

Рекомендована кафедрой автоматики и электроники

Сведения об авторах д-р техн. наук, профессор; Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, кафедра автоматики и электроники, Санкт-Петербург; E-mail: [email protected]

канд. техн. наук; Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; нач. отдела; E-mail: [email protected] канд. техн. наук; Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, Москва; генеральный директор

Поступила в редакцию 10.07.12 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.