Научная статья на тему 'Математическая модель работы линейного электродинамического двигателя при ударе с учетом упругой деформации'

Математическая модель работы линейного электродинамического двигателя при ударе с учетом упругой деформации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УПРУГАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПЯТНО КОНТАКТА / ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ / IMPACT / MATHEMATICAL MODEL / ELASTIC DEFORMATION / CONTACT MARK / LINEAR ELECTRODYNAMIC ENGINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Швалева Н.А., Фадеев А.А., Ереско Т.Т.

Разработана математическая модель, которая позволяет оценить характеристики линейного электродинамического двигателя при ударе с учетом упругой деформации, а также рассчитать упругую деформацию в пятне контакта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF THE OPERATION OF A LINEAR ELECTRODYNAMIC MOTOR UPON IMPACT WITH ALLOWANCE FOR ELASTIC DEFORMATION

The mathematical model has been developed that makes it possible to evaluate the characteristics of a linear electrodynamic motor upon impact with allowance for elastic deformation, and also to calculate the elastic deformation in the contact mark.

Текст научной работы на тему «Математическая модель работы линейного электродинамического двигателя при ударе с учетом упругой деформации»

Механика специальных систем

УДК 621.313.13.1

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ УДАРЕ С УЧЕТОМ УПРУГОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Н. А. Швалева*, А. А. Фадеев, Т. Т. Ереско

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: natalyashvaleva@ya.ru

Разработана математическая модель, которая позволяет оценить характеристики линейного электродинамического двигателя при ударе с учетом упругой деформации, а также рассчитать упругую деформацию в пятне контакта.

Ключевые слова: удар, математическая модель, упругая деформация, пятно контакта, линейный электродинамический двигатель.

MATHEMATICAL MODEL OF THE OPERATION OF A LINEAR ELECTRODYNAMIC MOTOR UPON IMPACT WITH ALLOWANCE FOR ELASTIC DEFORMATION

N. A. Shvaleva*, A. A. Fadeev, T. T. Eresko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: natalyashvaleva@ya.ru

The mathematical model has been developed that makes it possible to evaluate the characteristics of a linear elec-trodynamic motor upon impact with allowance for elastic deformation, and also to calculate the elastic deformation in the contact mark.

Keywords: impact, mathematical model, elastic deformation, contact mark, linear electrodynamic engine.

В настоящее время для повышения прочности деталей машин, в том числе деталей ракетно-космической техники, широко применяют динамические способы поверхностно-пластического деформирования, где совершается ударное деформационное воздействие на обрабатываемую поверхность в условиях прерывистого контакта, что обеспечивает повышение усталостной прочности и твердости поверхности детали под действием ударной нагрузки.

Известно, что одной из основных характеристик эффективности динамического нагружения при ППД является доля энергии удара, затрачиваемая на упру-гопластическую деформацию обрабатываемого материала в зоне деформации. С позиции волновой теории удар рассматривается в виде распространяющихся по соударяемым телам плоских акустических волн, имеющих период, амплитуду и длительность. Период такой волны называют ударным импульсом, форма которого представляет изменение амплитуды по времени. Форма импульса определяет эффективность динамического нагружения [1; 2].

В машиностроении для реализации ППД динамическими способами широкое применение нашли устройства с электрическим двигателем.

Известна конструкция ударного стенда на базе линейного электродинамического двигателя, работающего в ударно-импульсном режиме, разработанная сотрудниками СибГАУ [3]. Для данного стенда существует уравнение, описывающее движение якоря с инструментом в момент удара бойка о поверхность

[4]. В правой части уравнения первый член характеризует суммарное динамическое усилие, возникающее при изменении скорости движения якоря с инструментом. Второй член уравнения характеризует статическое усилие, развиваемое обмоткой якоря двигателя. Третий член уравнения упрощенно определяется величиной необходимой упругопластической деформации обрабатываемого материала и свойствами материалов «боек-поверхность» [5].

Цель исследования заключается в разработке математической модели работы линейного электродинамического двигателя в момент удара бойка о поверхность с учетом упругой деформации. Для реализации поставленной цели в пакете МаШСАЭ разработан и выполнен расчет. Уравнение, описывающее движение якоря с инструментом с учетом упругой деформации, имеет вид:

Да. ( г \

d2 Хб ~dtr

\ В-Я.А

dx dt

1 - e

zB„ I я

- k ■

a,

„. 3

a

y

где а0 - сближение инструмента с нагружаемой поверхностью при чисто упругом силовом контакте, мм; h - остаточное сближение, равное глубине восстановленного отпечатка; а - упругое сближение; к - коэффициент сопротивления внедрению, для упруго-пластического внедрения инструмента в упрочняемую поверхность экспериментально установлено, что к = (2,4...7,5)108 Н/м.

Решетневскуе чтения. 2018

а б

Графики зависимостей х(^ и v(t) характеристик линейного электродинамического двигателя в момент удара бойка о поверхность: а - зависимость х(Г); б - зависимость v(t)

В ходе выполненного расчета, вычислена величина упругой деформации по динамической составляющей, которая составила 7,3 10-8 мм. Получены графики (см. рисунок, а, б) зависимостей x(t) и v(t), которые иллюстрируют характеристики линейного электродинамического двигателя в момент удара бойка о поверхность. Параболический характер изменения графика x(t) говорит о существенном влиянии индуцированные электродвижущие силы в обмотке возбуждения индуктора за счет перемещения якоря, а также увеличения скорости движения якоря.

Разработанная и дополненная математическая модель позволяет оценить характеристики линейного электродинамического двигателя, работающего в ударно-импульсном режиме, в момент удара бойка о поверхность с учетом упругой деформации, а также рассчитать упругую деформацию в пятне контакта.

Библиографические ссылки

1. Киричек А. В., Соловьев Д. Л., Лазуткин А. Г. Технология и оборудование статико-импульсной обработки поверхностным пластическим деформированием. М. : Машиностроение, 2004. 287 с.

2. Швалева Н. А., Фадеев А. А., Ереско Т. Т. Моделирование ударного воздействия в среде APM Structure 3D // Наземные транспортно-технологи-ческие комплексы и средства: Материалы Международной научно-технической конференции. 2018. С. 324-329.

3. Фадеев А. А., Шестаков И. Я., Ереско Т. Т. Использование линейного электродинамического привода для исследования ударного взаимодействия материалов // Вестник СибГАУ. 2017. Т. 17, № 4. С. 1077-1087.

4. Фадеев А. А., Шестаков И. Я., Ереско Т. Т. Математическая модель работы ударного устройства на основе линейного электродинамического привода // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ 90-летию со дня рождения генер.

конструктора ракетно-космич. систем акад. М. Ф. Ре-шетнева (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокос-мич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 315-316.

5. Ереско С. П., Ереско Т. Т., Фадеев А. А. Совершенствование конструкций и методов проектирования виброударных механизмов : монография / СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2017. С. 190.

References

1. Kirichek A. V., Solov'ev D. L. Lazutkin A. G. Teknologiya i obirudovanie statiko-impul'snoj obrabotki poverchnosti plasticheskim deformirovaniem: Biblioteka tekhnologa [Technology and equipment, staticpulse processing surface plastic deformation: a Library technologist]. M. : Mashinostroenie, 2004. 228 p.

2. Shvaleva N. A., Fadeev A. A., Eresko T. T. Simulation of impact integration in APM Stricture 3D Nazemnyye transportnyye i tekhnologicheskiye kom-pleksy i sredstva: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. 2018. P. 324-329. (In Russ.)

3. Fadeev А. А., Chestakov I. Y., Eresko T. T. [Use of the linear electrodynamic actuator for the research of shock interaction of materials]. Vestnik SibSAU. 2017. No. 4. P. 1077-1087. (In Russ.)

4. Fadeev А. А., Chestakov I. Y., Eresko T. T. [A mathematical model of the percussion device on the basis of the linear electrodynamic actuator]. Мaterialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVIII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2014. P. 315-316. (In Russ.)

5. Eresko S. P, Eresko T. T, Fadeev A. A Sovershenstvovaniye konstruktsiy i metodov proyektiro-vaniya vibroudarnykh mekhanizmov [Improvement of designs and methods of design of vibro-shock mechanisms] : monografiya. Krasnoyarsk, 2017. P. 190.

© Швалева Н. А., Фадеев А. А., Ереско Т. Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.