Научная статья на тему 'Математическая модель, как начальная постановка задачи на разработку САУ пульсирующего детонационного прямоточного двигателя'

Математическая модель, как начальная постановка задачи на разработку САУ пульсирующего детонационного прямоточного двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
103
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поршнев В. А., Алилуев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая модель, как начальная постановка задачи на разработку САУ пульсирующего детонационного прямоточного двигателя»

Поршнев В.А., Алилуев А.В.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, КАК НАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА РАЗРАБОТКУ САУ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДЕТОНАЦИОННОГО ПРЯМОТОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ

В статье рассматривается вопрос начальной постановки задачи на разработку системы автоматического управления (САУ) пульсирующего детонационного прямоточного двигателя (ПДПД), которая заключается в построении и исследовании математической модели детонационного процесса в камере двигателя. Исследование математической модели заключается в определении параметров течения газа в детонационной камере (ДК). Кроме исследования рабочего процесса в камере двигателя в данной статье рассмотрены процессы, протекающие в диффузоре и эжекторе.

При испытании демонстратора пульсирующего детонационного прямоточного двигателя (ПДПД) были выявлены следующие особенности работы. На рисунке 1 на нижней шкале отображено количество детонационных импульсов в объеме буфера, где наблюдаем изменение частоты следования детонационных импульсов на заданном промежутке времени. Наблюдаемая нестабильность частоты свидетельствует о том, что данная система неустойчива.

Тяга ПДПД определяется по зависимости

р=I ■ /,

где / - частота следования детонационных процессов (Гц); I - единичный импульс тяги, получаемый за один детонационный импульс работы ПДПД.

1^ величина для данной топливной смеси постоянная и, следовательно, тяга ПДПД зависит только от частоты / .

Причины возникновения неустойчивости в процессе работы ПДПД кроются в переходных процессах, происходящих в детонационной камере (ДК) и газодинамическом клапане. Для их конкретного выяснения следует разобраться в протекающих физических процессах. В связи с этим необходимо построить их математическую модель, провести вычислительный эксперимент, т.е. численно решить дифференциальные уравнения в частных производных законов сохранения массы, импульса и энергии.

Детонационный двигатель представляет собой (рисунок 2.а) цилиндрическую камеру постоянного сечения, заполненную при давлении, равном давлению окружающей среды, взрывчатым веществом, соединенную с диффузором и эжектором, заполненным при том же давлении нейтральным газом (воздухом).

Длина цилиндрической камеры 1х, диаметр длина диффузорного участка 1о, угол полураствора

диффузора а. Эжектор характеризуют длины 12г 1зг

ышш___________

Рисунок 1 - Осциллограмма внутрикамерных процессов

диаметр d2, угол полураствора р. В камере находится взрывчатая смесь с давлением рх, плотностью рх. Скорость смеси Ух=0. Область камеры, где находится невозмущенная взрывчатая смесь, далее называется областью 1.

Давление воздуха в диффузорном участке ро, плотность ро, скорость Уо = 0. Область диффузора и

эжектора, где находится невозмущенный воздух, далее называется областью 0.

Ось ОХ направлена вдоль оси камеры, а ее начало совпадает с дном камеры.

У дна камеры в момент времени t=0 инициируется детонационная волна (рисунок 2), которая распространяется по взрывчатой смеси в режиме Чепмена-Жуге. После того, как в момент времени tх

фронт волны детонации закончит движение по взрывчатой смеси, по воздуху от сечения х=1х пойдет ударная волна. Подвижная граница, разделяющая продукты детонации и воздух, будет представлять собой контактный разрыв, на котором плотность, температура и химический состав будут испытывать разрыв. Ударная волна, распространяясь по диффузорному участку, придет в сечения х=1х+1о, и далее будет происходить вытекание воздуха из диффузора. Когда контактный разрыв достигнет сечения

х=1х+1о+12, начнется вытекание продуктов детонации из детонационного двигателя.

Задача состоит в том, чтобы определить изменение параметров течения продуктов детонации и газа в детонационном двигателе с течением времени и определить суммарный импульс тяги двигателя за

счет действия давления продуктов детонации на дно его камеры, а затем воздуха и продуктов детонации на стенки диффузора и эжектора.

На рисунке 2 изображены режимы (а, Ь, с, d, е, :£, д, ^ и этапы (I, II) работы импульсного детонационного двигателя в различные моменты времени.

После того как от дна камеры начнет распространяться детонационная волна Б (рисунок 2.в о< ^ tl), в детонационном двигателе возникнут четыре области. Кроме областей покоя 0, 1 за фронтом детонационной волны Б возникнет область 2 - область простой волны разрежения в продуктах детонации. Задний фронт Ех простой волны разрежения будет отделять область простой волны 2 от области покоя

3 и распространяться в положительном направлении оси ОХ. На рисунке 2.Ь стрелками указаны направления распространения фронтов.

В момент времени ^ область 1 исчезнет (Рисунок 2.1.с), так как фронт детонации достигнет сечения х=1і , и процесс детонации закончится. Завершится I этап - этап детонации.

В момент времени ^ в сечении х=1і возникает произвольный разрыв, который сразу распадается (рисунок 2.Возникает ударная волна Б, которая движется по воздуху в диффузорном участке двигателя, возникают контактный разрыв С, разделяющий продукты детонации и воздух, и волна разрежения Р2 в продуктах детонации, которая движется от контактного разрыва в сторону дна камеры.

При ^ 12 по воздуху будет распространяться ударная волна, за которой образуется область 5

воздуха, прошедшего через ударную волну. Далее движется контактный разрыв С, разделяющий воздух и продукты детонации. За контактным разрывом находится область 4 волны разрежения, которая возникает за счет распада произвольного разрыва. Фронт волны разрежения Р2 движется по области 2 в продуктах детонации в отрицательном направлении оси ОХ.

Область 2 после момента времени ^ постепенно будет уменьшаться и затем в момент t=tp исчезнет. В момент t=t2 ударная волна Б достигнет выходного сечения диффузора х=1і+1о, а в момент t=tm выходного сечения двигателя х=1і+1о+І2, и воздух начнет вытекать через выходное сечение двигателя (рисунок 2.е). Область 0 невозмущенного состояния воздуха исчезнет.

В момент времени t=tз (рисунок 2.f) контактный разрыв С достигнет выходного сечения диффузора х=1і+1о, а в момент t=tс сечения х=1і+1о+12 и продукты детонации начнут вытекать через выходное сечение двигателя. Область 5 исчезнет.

На рисунке 2.д изображена картина течения при t=t*> ^ для момента времени, когда область 3 исчезнет, то есть фронт Р2 достигнет дна камеры. При в камере, в диффузоре и эжекторе продукты

детонации движутся в положительном направлении оси ОХ в сторону выходного сечения.

Расчет движения продуктов детонации при (рисунок 2.^ будет производиться до момента вре-

мени t=tk , при котором скорость продуктов детонации на выходе из сопла обратится в ноль.

На рисунке 3 изображены основные линии слабых и сильных разрывов и различные области течений в детонационном двигателе. Обозначения областей и линий разрывов соответствуют режимам и этапам работы детонационного двигателя (рисунок 2.а-1і).

Области:

0 - невозмущенный воздух в диффузоре и эжекторе:

1 - невозмущенная взрывчатая смесь в камере;

2 - простая волна разрежения в

продуктах детонации;

3 - область покоя в продуктах

детонации;

-этап

4 - область разрежения в продуктах детонации:

- 5 - область воздуха,

прошедшего через ударную волну.

Фронты:

I) - фронт волны детонации: р1 - задний фронт волны разрежения;

8 - фронт ударной волны:

Рг — фронт волны разрежения движущейся в

отрицательном направлении оси ОХ;

С - линия контактного разрыва между воздухом и продуктами детонации.

этап

Время:

1=0 - начало детонации;

1= I] - завершение детонации;

Х=Х2 - выхода ударной волны из диффузора;

- выхода контактного разрыва из двигателя:

1=1* - прихода волны

разрежения в сечение х=0; при котором на выходе из диффузора скорость продуктов детонации обратится в нуль.

Рисунок 2 - Режимы и этапы работы детонационного двигателя

I - этап распространения фронта детонации по камере.

II - этап течения продуктов детонации и воздуха после завершения детонации.

Ь. 0«1 3 2 110

м 1

Рисунок 3 - Области течений в детонационном двигателе

Вычислительный эксперимент позволит определить параметры течения газа в объеме ПДПД в каждый момент времени. Полученные расчетные параметры течения газа могут быть использованы для проведения анализа ДК и газодинамического клапана как динамических звеньев системы, т.е. для получения передаточных функций, коэффициентов усиления, постоянной времени, динамических характеристик рассматриваемых звеньев.

Далее необходимо исследовать динамику всей системы (детонационная камера+газодинамический клапан) . Анализ этой динамической системы позволит определить входные параметры в газодинамический клапан, при которых вся система работает устойчиво, т.е. частота следования детонационных импульсов стабильна.

После этого появляется возможность разработки системы автоматического управления (САУ) ПДПД. Разработка САУ применительно к ПДПД на данный момент времени в полном объеме практически никем не осуществлена и является актуальной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.