Научная статья на тему 'Математическая модель и методика расчета превышения температуры в узлах коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя эдп-800 карьерного самосвала БелАЗ в стационарном режиме'

Математическая модель и методика расчета превышения температуры в узлах коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя эдп-800 карьерного самосвала БелАЗ в стационарном режиме Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОРНО-ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ / ЗОНА КОНТАКТА / ТЕПЛОВАЯ СХЕМА ЗАМЕЩЕНИЯ / ПРЕВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / ТЕПЛОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ТЕПЛОВОЙ ПОТОК / СТАЦИОНАРНЫЙ РЕЖИМ / COLLECTOR-BRUSH ASSEMBLY / THE CONTACT AREA / THE THERMAL EQUIVALENT CIRCUIT / TEMPERATURE RISE / THERMAL RESISTANCE / HEAT FLUX / STEADY STATE MODE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Найден Сергей Николаевич, Хлопцов Андрей Сергеевич, Петров Павел Геннадьевич

В статье приведена математическая модель коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя ЭДП-800 карьерного самосвала БелАЗ и выполнен расчет превышения температуры в стационарном режиме. С помощью тепловизора получены превышения температуры в узлах коллекторно-щеточного устройства при номинальном режиме работы двигателя. Дана оценка математической модели путем сопоставления экспериментальных и расчетных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Найден Сергей Николаевич, Хлопцов Андрей Сергеевич, Петров Павел Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical model and the method of temperature calculation AT NODES OF DUMP TRUCK BELAZ TRACTION DRIVE''S EDP-800 COLLECTOR-BRUSH ASSEMBLY IN STATIONARY MODE

The article presents a mathematical model of a dump truck BelAZ traction drive's EDP-800collector-brush assembly and the calculation of temperature rised in stationary mode. Using thermoimaging the temperature points at the nodes of the collector-brush assembly for nominal operation of the engine are obtained. The estimation of the mathematical model is done by comparison of experimental and calculated data.

Текст научной работы на тему «Математическая модель и методика расчета превышения температуры в узлах коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя эдп-800 карьерного самосвала БелАЗ в стационарном режиме»

14. Rotov P. V., Orlov M. E., Sharapov V. I. The concept of better regulation of the load domestic heat supply systems (О концепции совершенствования технологий регулирования тепловой нагрузки теплофикационных систем) // Transaction of Academenergo (Труды Академэнерго). 2012. № 2. P. 76 — 87.

ПТИЦЬША Елена Витальевна, доктор технических наук, профессор кафедры «Теоретическая и общая электротехника» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), член-корреспондент Российской академии электротехнических наук. SPIN-код: 4415-9705 АиШогГО (РИНЦ): 416340 Адрес для переписки: evptitsyna@yandex.ru ПТИЦЫН Дмитрий Вячеславович, ассистент кафедры «Теоретическая и общая электротехника» ОмГТУ.

Адрес для переписки: ptitsyndv@mail.ru

КУВАЛДИН Александр Борисович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Автоматизированные электротехнологические установки и системы» Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», академик Российской академии электротехнических наук. SPIN-код: 4507-4908 АиШогГО (РИНЦ): 250862

Адрес для переписки: a.kuvaldin2013@yandex.ru

Для цитирования

Птицына Е. В., Птицын Д. В., Кувалдин А. Б. Низковольтные электродные водоподогреватели с питанием током сложной формы // Омский научный вестник. 2018. № 2 (158). С. 20-27. DOI: 10.25206/1813-8225-2018-158-20-27.

Статья поступила в редакцию 16.02.2018 г. © Е. В. Птицына, Д. В. Птицын, А. Б. Кувалдин

УДК 621.313 В. В. ХАРЛАМОВ

йО!: 10.25206/1813-8225-2018-158-27-32

с. н. НАЙДЕН А. С. ХЛОПЦОВ П. Г. ПЕТРОВ

Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРЕВЫШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В УЗЛАХ КОЛЛЕКТОРНО-ЩЕТОЧНОГО УСТРОЙСТВА ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭДП-800 КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА БелАЗ В СТАЦИОНАРНОМ РЕЖИМЕ

В статье приведена математическая модель коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя ЭДП-800 карьерного самосвала БелАЗ и выполнен расчет превышения температуры в стационарном режиме. С помощью тепловизора получены превышения температуры в узлах коллекторно-щеточ-ного устройства при номинальном режиме работы двигателя. Дана оценка математической модели путем сопоставления экспериментальных и расчетных данных.

Ключевые слова: коллекторно-щеточный узел, зона контакта, тепловая схема замещения, превышение температуры, тепловое сопротивление, тепловой поток, стационарный режим.

Тепловые процессы в коллекторно-щеточном являются: механическое трение щетки по пласти-

узле (КЩУ) машины постоянного тока являются нам коллектора, протекание тока через коллектор

весьма сложными для анализа, так как имеют мно- и щетку, различной степени искрение в зависимо-

жество составляющих [1]. сти от условий коммутации [2].

Основными процессами, имеющими отноше- Для оценки влияния факторов электрической

ние к температуре в зоне скользящего контакта, и механической природы на нагрев элементов

КЩУ, требуется сформировать достоверную математическую модель и методику расчета.

В КЩУ МПТ можно выделить следующие источники тепла: Рщ 1, Рщ2, Рщ3 — потери на щетке, представляющие собой выделение тепла при протекании тока; Рконт1, Рконт2, Рконт3 — потери в зоне контакта, обусловленные механическим трением в контакте, протеканием тока, а также электродуговым искрением на сбегающем крае щетки; Рк — потери тепла в коллекторе при протекании тока. В представленной схеме на рис. 1 приняты обозначения тепловых сопротивлений: К-, К-', КК — от графита щетки к воздуху; Д4, Д5 — от графита щетки к щеткодержателю; Д6, Д7, Д8 — от графита щетки к зоне контакта «щетка — коллеатор»; КТ, КТ', КТ" — от зоны контакта к воздуху, ДШ-Д11 — от зоны контакта к пластине коллектора, Д3 — от пластины коллектораквоздуху [3].

Используя закон теплопроводности Ф-рье, из уравнений теплового баланса для каждого источника тнплоты и каждого узла можно составить систему, число уравнений в которой равно числу искомых птевышений температуры.

нр ня1 - ня; нК - ня2

р...

= ю

1цТ

Л- К4 К6

ння; нр'-нр ня;-ня2' ня/-ня2"

КТ-' К4 К7 К 5

няу | ня;-ня-' | ня-'- ня" + нЯт -нЯз _ р

и" и и и =

°"1 К5 К8 К 9

^ няТ-ня- нК - няз _ р

г. г. г, ~ _ктн-

ня" ня" - ня" ня" - ня3

"

л,

Д„

= _

ня" ня" - ня-" няТ'-ня

„,, „ „ кон3

Т К 8 К--

няз-няТ у няз -няТ у няз - ня= = __К (1)

ления щеток равны, сила трения у каждой щетки одинаковая и искрение отсутствует.

Рщ1 = Рщ2 = Рщ3; Р^он1 = Ркон2 = Ркв- Щ = К" ;

Д4 = Д5; Д = Д = Д8; кт=кТ =К'.

Для решения системы уравнений необходико рассчитать все источник потерь и все тиня-твон ря-противления.

Тепловое сопротивление, обозначенкте Ка сте-ме, обозначает регультирующяе теплoвст уor^гю-тивление, действующее на несколькис щтocткоп п -остр анотв - -я]. К примеру, ту яловая -ок ротит-ление Д1 от графота щеткк я уоздуху свяяето-ретяльтAПyющим тепловым сосротивлением- дещ-ству^щим как в ш-ртн0 так и в у-гну нече=AП, Для расчета теплового сопротивлтния щгток яиты-вается ^.л-юц-дн отсрытой поверт-ярти щeoгк, нупо-средственно контуктяругща- _ тозщухом, а уакже пл-ща-н поверхности, забытое щеткo1сepж=те.уeм (Пoc. 2) [Щ

Щетку усковно ^кбитте м на муз а пчoттпa, пред-стaвпящщих щяя непляво^о пснука _С пocлудo-ва-елону сooдAяe=ные тепловыт уoпpотитлняия (рис. 3а). — ангyлУтиPУЮIяee тепмоноо сош]со-

тявАенян oту--I("тo-C о-сти щетки co стоат- 1-с ктжиоя ной пружины; — розульоярующее теплово е

соп¡^о'^ин^^^ио щегоя оураничен-ая щетиоднржпте-лем; й3о6щ — розультир=ющте тепловот (ооп-т-отив-лтние открытой части щетки со етортн- коллектора. В свою очнре-О0 теулов о - поту!" _]' н - ктждом из учаетков раздтляется на топлсвые потоки , направленные от центра к гранк оиacтAК чертз тепловые сопротивлептст _- .

Тепловые сопротивления на пути пото пов и _"" не учитываются, уак как поток ншрув^ен в стенку щеткодержотеля, смежную со шторой щет-коЮо, к _1Т направленв пластику коллектора.В итоге полним тепловщю соемузамещенуя^редставлен-нуюна рис. 3б.

Тепловое сокнотквл= кое Ю-'' определимпо формуле

M( ^тдо у К-°5о у К3тдо'

(2)

И=иом считать, что токи, протекающие через щетки, равны, тепловые и электрические соп роти в-

Д1общ опредешетс= как сумма параллельных сопротивлений:

Рис. 1. Тепловая схема замещения КЩУ тягового электродвигателя ЭДП-800

т

з

9

где

R,

1

1общ 1

1у + — + — + — + —

-2 О13 114 1115

_ П»

2X^1

(3)

(4)

Для тепловых по токов Р-2, Р^з, Р_4 полное тепловое сопротивление на пути от источника потерь к воздуху будет суммировавься из теплового сопротивления материала щ--ки и теплового сопротивления материала щеткодержателя:

022 - ^2т + О" '

(7)

Из о - И1 < - -2-

13 14 2ХтМ

" _ е

О" -

2Ке_е_

(5)

(6)

где

е

О2_Т '_Х^еее7_

О__я

(8) (9)

б)

Рис. 2. Теплопроводящая площадь щеток и щеткодержателя: а) — вид сверху, б) — вид сбоку

Рис.

3. Соединение тепловых сопротивлений на пути теплового потока от первой и третьей щетки к воздуху через щеткодержатель

29

Рис. 4. Тепловая модель зоны контакта

Аналогично находим сопротивления В_3 и О_4. Определим Я2о6щ

И2общ

°пределим Я

1

1 1 1

-+-+ —

/?" /?" /?"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

1111

— + — + — + —

Об" Л" Л" Л"

Ло 2 ин 1'!/1

где

ж _ ж _

нт1 — —

Л,

-/?"

Лоо — Г^ЯЛ

Л

(11)

(12) (13)

1/1 — Ж —"

0

Л,

2— нь

(14)

Ж —3 Ж — Ни —

2Н1к.М=2

(15)

И9 — 11 — 111 —

2,

2Н кке 11Н2

(16)

где н№ — коэ—фи циент теплоероводности материала щеткив 1—оноа—;г—но+1 елое, Вт/(м-°С);

3) 12 н 12 — 1" —кчиты вают с сопротивление перехода контакт —в—здщщ— при этом рассматривается

контактный слои со стороны щетки, так как он взаимодействует с окр——кнющей средой. П—21 этом сопротивления 12 = 1 — ц" — онтнят из ченырехпарал-лельных тепловых С^1^]ЭО^^В3С2Н+[]3[, пркснс^г!—^ЮЩ^ЗН собой каждую грань контактного слоя щетки.

— 1" — 14" —

Но

Н

2Н ш14 Н,

(17)

Теплоаое сопротивлени е коннектор а рассчитывать сложно ввиду в нащ они— ора и наличия миканитоных вставок, которые являются тепло-изолятором [6]. В аRфeфале^иын момент времени под щеткой наоодит—я ]по<ттоянн^я площаде, включающая в себя неско^ис коллекторных пнастин. В расчетах ко;ю.ектоо нуд—— считать медной трубкой с толщиной стщнки I , равннй толщишн ламем. Тогда тепловое смфоаиалан он колтектнр —воздух определи—:

Для тепловых потокон Р22, —[ полное тепловое сопротивлению 141—15 но нуги от илтичника потерь к щеткодержателю "З^1^«"1— 2yкмlRНвaтнcя из теплового юпротивленч+ гч-фича и мачериала щеткодержателе:

1 —

I -

н,.Нг

(18)

м кол

итн— контакт— уч—тывать —ри тепловых сопротивления (рис. 4]:

— 1 : 1, —8 ниит-ывают трань щнтки со стороны зоны контакта. Его можно рассчитань п о формуле:

где 1м — толщина намели коллектора, м; Нм — коэффициент оеплопровн/цн оото датериала коллектора, Вт/(м-°С); 5 — пнoщaда коллектора, м2.

(19)

где а, Ь — ширина и днина намели коллектора, м; п — количесаво ламелей щ коллекторе.

л.кол А

Потери в теле щедки Рщ и в коллекторной пластине Рк при пноток—нии электричнского токн ран-считываются по формулам (20) и (21) соответственно [7].

где 1 — толщина к он такгннго С2ня, мн

нте — коэффо с- и о нн нтпло просгодно сти материала щетки в коитатан—юл 2лое, Вт/км-н) ;

2) Яg, Я , Я11 учитыврют тнпрoтивлиние зоны контакта с о —00^—^1 к]киаект0ра. Его можно рассчитать по фо°>—у—н:

— —— —— — I ~!е°д | и , щ лщ щ | п щ щ

(20)

где I — ток якоря, А; ппп — ьоличество пар полюсов электродвигатеед; Я — электричесеое сопротивление щетки.

(21)

где Як — электрич—седщ ^противление коллекторной пластины.

Тепло, выделяемо— в зо—е контакта, складывается из трех составляющих:

Р = Р + Р + Р ,

конт эл.конт мех д'

2н кке СГ н2

20 CtK2C2

— — е2 • и ,

к а к

где P — потери, связанные с протеканием электрического тока через переходное сопротивление

■щ, Вт; P

щ мех

контакта при падении напряжения АЦщ потери, выделяющиеся в контакте за счет трения; потери, связанные с искрением в зоне кон-

P —

д

такта

■ AU,,, ■

(23)

Нажатие на щетку также яв ляется влияющим на процесс нагрева параиетром. Количество тепла, выделяющегося в контакте за счет трения, определяется по формуле [8]:

Чеех я ЦЧиЛ1Л2

(24)

где |1 — коэффициент трения; Р — сила нажатия на щетку, кг; и — скорость вращения коллектора, об/мин.

В данной работе не учитывается искрение, поэтому Рд = 0.

Учитывая параметры КЩУ ЭДП 800, рассчитаем систему (1) в программе MathCAD [9]. Полученные значения представлены в табл. 1.

На испытательной станции завода «Сибэлектро-привод» были проведены тепловые испытания двигателя ЭДП-800 в номинальном режиме работы [10]. Измерение температуры элементов КЩУ проводилось бесконтактным способом с помощью тепловизора TESTO 875-1, обработка данных выполнялась в приложении TestoIRsoft (рис. 5).

В результате обработки получили превышение температуре в зоне контакта и коллектора, из-за конструктивной особенности щеткодержателя нет данных по температуре самих щеток. Результаты эксперимента представлены на рис. 6 и в табл. 1.

Разница между данными, полученными в результате расчета и эксперимента, не превышает 10 %, следовательно, можно сделать вывод о том, что вы-

I

Ч

н

Таблица 1

Превышение температуры элементов КЩУ ЭДП-800

Превышение температуры Щетка № 1, дТ;, °С Щетка № 2, дт;, °с Щетка № 3, дт;', °с Точка контакта щетки № 1, дT2, °С Точка контакта щетки № 2, дt2, °С Точка контакта щетки № 3, дт2\ °с Коллектора, дТз, °с

Расчет 76 76 76 91 97 91 63

Эксперимент Нет данных Нет данных Нет данных 87 95 88 59

Рис. 5. Термограмма КЩУ ЭДП-800

Рис. 6. Превышение температуры в узлах КЩУ ЭДП-800: 1 — точка контакта щетки № 1; 2 — точка контакта щетки № 2; 3 — точка контакта щетки № 3; 4 — коллектора

бранная математическая модель является справедливой для КЩУ ЭДП-800.

Разработанная математическая модель может быть адаптирована для расчета нагрева зоны контакта «щетка —коллектор» и других тяговых электродвигателей. При адаптации потребуется учитывать геометрические параметры элементов коллекторно-щеточного узла, а также теплофизические свойства материалов.

Библиографический список

1. Харламов В. В., Шкодун П. К. Анализ тепловых процессов в КЩУ // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы науч. конф. Омск, 2015. С. 172-178.

2. Вегнер О. Г. Теория и практика коммутации машин постоянного тока. Л.: Госэнергоиздат, 1961. 156 с.

3. Хлопцов А. С. Совершенствование методики и средств диагностирования технического состояния коллекторно-ще-точного узла машин постоянного тока: дис. ... канд. техн. наук. Омск, 2016. 154 с.

4. Харламов В. В., Найден С. Н., Стретенцев А. И., Хлопцов А. С. Методика расчета потерь в зоне контакта щетка — коллектор при электродуговом искрении // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Технические науки. 2016. № 4. С. 51 — 57.

5. Хлопцов А. С., Байсадыков М. Ф., Найден С. Н. Исследование интенсивности нагрева контакта щетка—коллектор машины постоянного тока // Современные научные исследования: инновации и опыт: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 68 — 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Авилов В. Д., Бублик В. В. Особенности механических условий контактирования щетки на коллекторе в крупных машинах постоянного тока // Коммутация в тяговых двигателях и других коллекторных машинах: сб. науч. тр. Омск, 1985. С. 47 — 53.

7. Хольм Р. Электрические контакты. М.: Иностранная литература, 1961. 464 с.

8. Лепеш Г. В., Лепеш А. Г. Исследование математической модели процесса высокоскоростного трения и изнашивания // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 2 (32). С. 60 — 66.

9. Очков В. Ф. Mathcad 14 для студентов, инженеров и конструкторов. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 368 с. ISBN 9785-9775-0129-3.

10. Винарский М. С., Лурье М. В. Планирование эксперимента в технологических исследованиях. Киев: Техшка, 1975. 168 с.

ХАРЛАМОВ Виктор Васильевич, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Электрические машины и общая электротехника».

БРНЧ-код: 5093-8463 АиШогГО (РИНЦ): 465264 Адрес для переписки: hvv-omgups@mail.ru НАЙДЕН Сергей Николаевич, аспирант кафедры «Электрические машины и общая электротехника». Адрес для переписки: Sergeynayden@gmail.com. ХЛОПЦОВ Андрей Сергеевич, кандидат технических наук, инженер кафедры «Автоматика и системы управления». БРНЧ-код: 1089-9182 АиШогГО (РИНЦ): 674378. Адрес для переписки: khloptsov@mail.ru. ПЕТРОВ Павел Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические машины и общая электротехника». БРНЧ-код: 9236-9284 АШ^ГГО (РИНЦ): 657888

Адрес для переписки: petrovomgups@mail.ru

Для цитирования

Харламов В. В., Найден С. Н., Хлопцов А. С., Петров П. Г. Математическая модель и методика расчета превышения температуры в узлах коллекторно-щеточного устройства тягового двигателя ЭДП-800 карьерного самосвала БелАЗ в стационарном режиме // Омский научный вестник. 2018. № 2 (158). С. 27-32. DOI: 10.25206/1813-8225-2018-158-27-32.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018 г. © В. В. Харламов, С. Н. Найден, А. С. Хлопцов, П. Г. Петров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.