№7
2007 629.1.028
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ПО РОВНОЙ ДОРОГЕ ДВУХОСНОЙ ПОЛНОПРИВОДНОЙ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ с ВАРИАТОРАМИ В РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКЕ
Асп. АЛЬСКЕЙФ КАМАЛЬ, канд.техн.наук, доц. A.B. ФОМИНЫХ
Составлена математическая модель движения двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке. Рассчитаны собственные частоты колебаний полученной динамической системы при различных значениях передаточных чисел в вариаторах.
The maihematical model of movement offour-wheel drive vehicle with variators in a distrib-uting box is made. Own frequencies ofßuctuations of the received dynamic system are calculated at various vahies of transfer mtmbers in variators.
Теоретически доказано и опыт эксплуатации это подтвердил, что наличие межосевого дифференциала в раздаточной коробке обеспечивает уменьшение износа шин и расхода топлива полноприводной колесной машины (ПКМ) по сравнению с блокированным приводом. Однако для увеличения силы тяги таких ПКМ в сложных дорожных условиях обычно предусматривается принудительная блокировка этого дифференциала, либо введение в него дополнительных элементов трения, что сопровождается уменьшением коэффициента полезного действия трансмиссии и соответствующим увеличением расхода топлива.
Чтобы не вводить дополнительные элементы трения, не ухудшать экономические показатели ИКМ и обеспечить уверенное движение ПКМ в различных условиях эксплуатации, предлагается использовать в раздаточной коробке дифференциальный механизм с переменным передаточным числом. На рис. 1 показано как это достигается с помощью установки двух вариаторов после выходных валов дифференциала раздаточной коробки в трансмиссии двухосной ПКМ. В качестве вариаторов могут быть использованы в частности вариаторы фирмы PIV (ФРГ), устанавливаемые вместо коробки передач на некоторые модели автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo и GMC. Передаточные числа вариаторов иъ - гвд / гвщ, равные отношениям радиусов расположения металлического ремня на ведомом и ведущем валах могут меняться синхронно (в случаях разгона и торможения двигателем), или асинхронно, если условия по сцеплению у колес передней и задней осей неодинаковы.
Предложенная конструкция позволяет обеспечивать дифференциальную связь между выходными валами раздаточной коробки и дает возможность распределять моменты на этих валах в соответствии с тяговыми возможностями связанных с ними ведущих колес, что обеспечивает уверенное движение машины по дорогам с нестабильными характеристиками.
При увеличении частоты вращения переднего моста по сравнению с частотой вращения заднего моста, сигнал рассогласования этих частот дает команду исполнительным механизмам на сближение конических дисков на ведущем валу вариатора заднего моста и на раздвигание таковых на ведомом валу. Для ускорения реагирования желательно в вариаторе переднего моста обеспечить противоположный процесс. При этом происходит увеличение момента на валу заднего моста по сравнению с моментом, передаваемым на вал переднего моста. Рис. 2. иллюстрирует этот процесс.
2007
две КП РК с 2-я Вариаторами
Передний мост
Задний мост
Рис.1. Кинематическая схема трансмиссии двухосной полноприводной колесной машины, оборудованной межосевым дифференциальным механизмом с переменным передаточным числом
о
о
о
Рис. 2. Схема возможного варианта изменения диаметров шкивов при пробуксовывании переднего моста
Для исследования динамики двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке была составлена динамическая модель, представленная на
№ 7
2007
рис. 3. При этом движение колесной машины считалось плоским вдоль оси Хбез отрыва колес от полотна дороги. Колебания корпуса машины в вертикальном и продольно-угловом направлениях не учитывались, однако для расчета предельных моментов по сцеплению колес с дорогой принималось во внимание перераспределение вертикальных нагрузок на колеса передней и задней осей в процессе разгона. Демпфирование в трансмиссии принималось линейным, однако при расчете собственных частот колебаний оно не учитывалось. Числовые значения параметров динамической системы приняты равными соответствующим значениям для автомобиля ВАЗ-2121, но считалось, что в коробке передач включена прямая передача.
Мдв
Рис.3. Динамическая модель двухосной полноприводной колесной машины, оборудованной межосевым дифференциальным механизмом с переменным передаточным числом.
Система дифференциальных уравнений без учета демпфирования и при пренебрежении малыми моментами инерции /3 и /4 шестерен, установленных на выходных валах дифференциала, может быть представлена в виде
№7
2007
/'^гС0' =Млв-С1,2(ф, -м.Фг)
= С1,2 (Ф1 ~ 1'|Ф2 >'| - С,, 5 (ф3 - Ф5 )- С, 6 (ф4 - ф6 ) б/
7б4®б = С4.6 (ф4 -Фб)~Сб,8 (фб -"«Фв)
л
Л
а
®7 =с,5.7г/й1(ф5-г'й|ф7)-с7.
Л^-03« = С6,«г'/!2 (Фб -г'й2Ф8)-С8,9
' а- ;
Я7
с/ г 7,9 / \ с /
:ъ ф? Ф«
V гк ) ГК V
сопр
где в дополнении к рис. 3 обозначено: <р, со — углы отклонения и угловые скорости масс с
моментами инерции I, г к —- радиус качения колеса, V и 5 — скорость и путь автомобиля.
К этим уравнениям необходимо добавить кинематическое уравнение дифференциала
ф2 = 0>5(фз«ф4)
и условие равенства крутящих моментов на выходных валах дифференциала
сз.5(фз-ф5)™с4.б(ф4-фб)=0> из которых при условии С3 5 = С4 6 можно найти выражения для углов отклонения масс с моментами инерции/3 и 14:
Фл = 0,5 (2ф2 + <р5 - ф6), ф4 = 0,5(2фл-ф5+ф6).
Для расчета собственных частот колебаний динамическая система была приведена к крутильной с заменой массы машины та на тг\ (рис. 4). При этом инерционные и упругие параметры полученной системы, также как и ее собственные частоты /п будут зависеть от передаточных чисел вариаторов, что видно из результатов, представленных в таблице. Значения собственных частот колебаний даны при минимальных (0,4), средних (1,4) и максимальных (2,4) значениях передаточных чисел вариаторов ив] = Vв2.
Для расчета динамики колесной машины полученная выше математическая модель была реализована в виде программы в среде имитационного моделирования БтиНпк 4.0 пакета МАТЬАВ 6.5.
Вывод. Предложенные конструкции позволяют обеспечивать дифференциальную связь между выходными валами агрегатов трансмиссии колесной машины и дают возможность распределять моменты на этих валах в соответствии с тяговыми возможностями связанных с ними ведущих колес. Разработанные математические модели дают возможность исследовать динамику двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке.
№ 7
2007
Мдв
Jiv
Uß 2
О-^
Jvi J VITT
Рис. 4. Крутильная динамическая система
Расчетные значения собственных частот колебаний^ (Гц) крутильной динамической системы
fi Передаточные числа вариаторов UB1=UB2
2,4 1,4 0,4
Л 0 0 0
Л 1,5 1,69 3,43
Л 19 18,6 17,91
Л 19,1 18,6 18,41
л 81,2 77,86 52,1
Л 339,2 289,85 112,97
Л 422,4 377,12 233,75
Л 1134,3 786,64 586,3
л 1134,9 791,04 608,6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дифференциалы колесных машин / А.Ф.Андреев, В.В.Ванцевич, А.Х.Лефаров; Под общ. ред. А.Х.Лефарова. —
М: Машиностроение, 1987. — 176 с.
2. Фоминых А. В., Камаль Альскейф. Дифференциальный механизм с переменным передаточным
числом / Известия ВУЗ'ов. Машиностроение. — 2006. —№12. — С. 37—42.