Научная статья на тему 'Математическая модель движения по ровной дороге двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке'

Математическая модель движения по ровной дороге двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
124
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Альскей Камаль, Фоминых Александр Борисович

Составлена математическая модель движения двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке. Рассчитаны собственные частоты колебаний полученной динамической системы при различных значениях передаточных чисел в вариаторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Альскей Камаль, Фоминых Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical model of movement of four-wheel drive vehicle with variators in a distributing box is made. Own frequencies offliictuations of the received dynamic system are calculated at various values of transfer numbers in variators.

Текст научной работы на тему «Математическая модель движения по ровной дороге двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке»

№7

2007 629.1.028

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ПО РОВНОЙ ДОРОГЕ ДВУХОСНОЙ ПОЛНОПРИВОДНОЙ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ с ВАРИАТОРАМИ В РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКЕ

Асп. АЛЬСКЕЙФ КАМАЛЬ, канд.техн.наук, доц. A.B. ФОМИНЫХ

Составлена математическая модель движения двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке. Рассчитаны собственные частоты колебаний полученной динамической системы при различных значениях передаточных чисел в вариаторах.

The maihematical model of movement offour-wheel drive vehicle with variators in a distrib-uting box is made. Own frequencies ofßuctuations of the received dynamic system are calculated at various vahies of transfer mtmbers in variators.

Теоретически доказано и опыт эксплуатации это подтвердил, что наличие межосевого дифференциала в раздаточной коробке обеспечивает уменьшение износа шин и расхода топлива полноприводной колесной машины (ПКМ) по сравнению с блокированным приводом. Однако для увеличения силы тяги таких ПКМ в сложных дорожных условиях обычно предусматривается принудительная блокировка этого дифференциала, либо введение в него дополнительных элементов трения, что сопровождается уменьшением коэффициента полезного действия трансмиссии и соответствующим увеличением расхода топлива.

Чтобы не вводить дополнительные элементы трения, не ухудшать экономические показатели ИКМ и обеспечить уверенное движение ПКМ в различных условиях эксплуатации, предлагается использовать в раздаточной коробке дифференциальный механизм с переменным передаточным числом. На рис. 1 показано как это достигается с помощью установки двух вариаторов после выходных валов дифференциала раздаточной коробки в трансмиссии двухосной ПКМ. В качестве вариаторов могут быть использованы в частности вариаторы фирмы PIV (ФРГ), устанавливаемые вместо коробки передач на некоторые модели автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz, Volvo и GMC. Передаточные числа вариаторов иъ - гвд / гвщ, равные отношениям радиусов расположения металлического ремня на ведомом и ведущем валах могут меняться синхронно (в случаях разгона и торможения двигателем), или асинхронно, если условия по сцеплению у колес передней и задней осей неодинаковы.

Предложенная конструкция позволяет обеспечивать дифференциальную связь между выходными валами раздаточной коробки и дает возможность распределять моменты на этих валах в соответствии с тяговыми возможностями связанных с ними ведущих колес, что обеспечивает уверенное движение машины по дорогам с нестабильными характеристиками.

При увеличении частоты вращения переднего моста по сравнению с частотой вращения заднего моста, сигнал рассогласования этих частот дает команду исполнительным механизмам на сближение конических дисков на ведущем валу вариатора заднего моста и на раздвигание таковых на ведомом валу. Для ускорения реагирования желательно в вариаторе переднего моста обеспечить противоположный процесс. При этом происходит увеличение момента на валу заднего моста по сравнению с моментом, передаваемым на вал переднего моста. Рис. 2. иллюстрирует этот процесс.

2007

две КП РК с 2-я Вариаторами

Передний мост

Задний мост

Рис.1. Кинематическая схема трансмиссии двухосной полноприводной колесной машины, оборудованной межосевым дифференциальным механизмом с переменным передаточным числом

о

о

о

Рис. 2. Схема возможного варианта изменения диаметров шкивов при пробуксовывании переднего моста

Для исследования динамики двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке была составлена динамическая модель, представленная на

№ 7

2007

рис. 3. При этом движение колесной машины считалось плоским вдоль оси Хбез отрыва колес от полотна дороги. Колебания корпуса машины в вертикальном и продольно-угловом направлениях не учитывались, однако для расчета предельных моментов по сцеплению колес с дорогой принималось во внимание перераспределение вертикальных нагрузок на колеса передней и задней осей в процессе разгона. Демпфирование в трансмиссии принималось линейным, однако при расчете собственных частот колебаний оно не учитывалось. Числовые значения параметров динамической системы приняты равными соответствующим значениям для автомобиля ВАЗ-2121, но считалось, что в коробке передач включена прямая передача.

Мдв

Рис.3. Динамическая модель двухосной полноприводной колесной машины, оборудованной межосевым дифференциальным механизмом с переменным передаточным числом.

Система дифференциальных уравнений без учета демпфирования и при пренебрежении малыми моментами инерции /3 и /4 шестерен, установленных на выходных валах дифференциала, может быть представлена в виде

№7

2007

/'^гС0' =Млв-С1,2(ф, -м.Фг)

= С1,2 (Ф1 ~ 1'|Ф2 >'| - С,, 5 (ф3 - Ф5 )- С, 6 (ф4 - ф6 ) б/

7б4®б = С4.6 (ф4 -Фб)~Сб,8 (фб -"«Фв)

л

Л

а

®7 =с,5.7г/й1(ф5-г'й|ф7)-с7.

Л^-03« = С6,«г'/!2 (Фб -г'й2Ф8)-С8,9

' а- ;

Я7

с/ г 7,9 / \ с /

:ъ ф? Ф«

V гк ) ГК V

сопр

где в дополнении к рис. 3 обозначено: <р, со — углы отклонения и угловые скорости масс с

моментами инерции I, г к —- радиус качения колеса, V и 5 — скорость и путь автомобиля.

К этим уравнениям необходимо добавить кинематическое уравнение дифференциала

ф2 = 0>5(фз«ф4)

и условие равенства крутящих моментов на выходных валах дифференциала

сз.5(фз-ф5)™с4.б(ф4-фб)=0> из которых при условии С3 5 = С4 6 можно найти выражения для углов отклонения масс с моментами инерции/3 и 14:

Фл = 0,5 (2ф2 + <р5 - ф6), ф4 = 0,5(2фл-ф5+ф6).

Для расчета собственных частот колебаний динамическая система была приведена к крутильной с заменой массы машины та на тг\ (рис. 4). При этом инерционные и упругие параметры полученной системы, также как и ее собственные частоты /п будут зависеть от передаточных чисел вариаторов, что видно из результатов, представленных в таблице. Значения собственных частот колебаний даны при минимальных (0,4), средних (1,4) и максимальных (2,4) значениях передаточных чисел вариаторов ив] = Vв2.

Для расчета динамики колесной машины полученная выше математическая модель была реализована в виде программы в среде имитационного моделирования БтиНпк 4.0 пакета МАТЬАВ 6.5.

Вывод. Предложенные конструкции позволяют обеспечивать дифференциальную связь между выходными валами агрегатов трансмиссии колесной машины и дают возможность распределять моменты на этих валах в соответствии с тяговыми возможностями связанных с ними ведущих колес. Разработанные математические модели дают возможность исследовать динамику двухосной полноприводной колесной машины с вариаторами в раздаточной коробке.

№ 7

2007

Мдв

Jiv

Uß 2

О-^

Jvi J VITT

Рис. 4. Крутильная динамическая система

Расчетные значения собственных частот колебаний^ (Гц) крутильной динамической системы

fi Передаточные числа вариаторов UB1=UB2

2,4 1,4 0,4

Л 0 0 0

Л 1,5 1,69 3,43

Л 19 18,6 17,91

Л 19,1 18,6 18,41

л 81,2 77,86 52,1

Л 339,2 289,85 112,97

Л 422,4 377,12 233,75

Л 1134,3 786,64 586,3

л 1134,9 791,04 608,6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дифференциалы колесных машин / А.Ф.Андреев, В.В.Ванцевич, А.Х.Лефаров; Под общ. ред. А.Х.Лефарова. —

М: Машиностроение, 1987. — 176 с.

2. Фоминых А. В., Камаль Альскейф. Дифференциальный механизм с переменным передаточным

числом / Известия ВУЗ'ов. Машиностроение. — 2006. —№12. — С. 37—42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.