Научная статья на тему 'Математическая модель для исследования уплотнения почвы при воздействии на нее гусеничной машины'

Математическая модель для исследования уплотнения почвы при воздействии на нее гусеничной машины Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
58
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ермичев В.А., Лобанов В.Н., Кривченкова Г.Н., Артемов А.В.

Mathematical model of forest soil-ground deformation with caterpillar propulsive agent is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ермичев В.А., Лобанов В.Н., Кривченкова Г.Н., Артемов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая модель для исследования уплотнения почвы при воздействии на нее гусеничной машины»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ПОЧВЫ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НЕЕ ГУСЕНИЧНОЙ

МАШИНЫ

Ермичев В.А., Лобанов В.Н., Кривченкова Г.Н., Артемов А.В.

(БГИТА, г. Брянск, РФ)

Mathematical model of forest soil-ground deformation with caterpillar propulsive agent is offered

Изучение процесса взаимодействия гусеничных движителей с лесными почвами является сложной научной проблемой экологического характера.

Использование тяжелых многооперационных лесосечных машин высокой энергонасыщенности на лесосеках с почвами, имеющими низкую несущую способность, могут резко обострить экологическую обстановку в этих районах. Передвигаясь по слабым почвам, гусеничные лесосечные машины делают глубокие колеи, своими грунтозащипами срезают поверхность почвы при буксовании и частых поворотах. При этом повреждаются корни деревьев, подроста и других растений. На дне колеи и в толще грунта (на глубине равной ширине гусеницы) плотность почвы после прохода машины значительно превышает плотность естественного заложения.

Плотность почвы является существенной характеристикой, от которой зависит комплекс физических условий в почве: водный, воздушный и тепловой режимы, а, следовательно, условия биологической активности [1]. Поэтому в системе обработки лесных почв предусматривается, прежде всего, регулирование плотности почвы.

В переуплотненных почвах возникает явление пространственной «тесноты». При этом вследствие возросшего сопротивления почвы ухудшается развитие растений. Из-за высокой плотности корневая система растений (до 80%) находится в верхних слоях почвы (7.. .10 см), что отрицательно влияет на протекание биологических процессов.

Огромное значение для продуктивности почв имеет пористость и состав почвенного воздуха. Как правило, часть пор занята водой и суммарный объем воздушных пор будет значительно меньше. Соотношение между объемами, занятыми воздухом и водой в почве, является важнейшей характеристикой почвы.

Для поддержания высокой продуктивности почв не следует допускать их переуплотнения, т.е. плотность почвы должна находиться в пределах 1,25.1,35

-5

г/см .

В свою очередь, степень уплотнения почвы зависит от числа проходов машины по своему следу, максимального давления движителя на почву, исходной ее пористости, влажности и структуры.

В результате теоретических и экспериментальных исследований взаимодействия гусеничного движителя лесных машин с почвой [2] получена формула для

л

определения коэффициента уплотнения а [м /МН]:

h(l + So)

a = ' (1)

H q max

л

где qmax - среднее максимальное давление гусеницы на почву, МН/м :

X q max i q max _ ;

ni

qmax i - максимальное давление гусеницы на почву под i-м опорным

Л

катком, МН/м ; ni - число опорных катков движителя; Н - наибольшая глубина распространения напряжений в толще почвы-грунта от qmax (Н&2Ь), м; s0 - коэффициент пористости до начала деформации, представляющий собой отношение объема пор в почве-грунте к объему, занимаемому только грунтовыми частицами [5]; h - общая величина деформации почвы-грунта (глубина колеи), м.

Общую деформацию грунта h представим как сумму деформаций упругой hi и сдвига частиц h2 [3]:

h = h1 + h2.

Деформация сдвига определяется несущей способностью грунта qs и зависит от общей деформации. Ряд авторов ([3], [5] и др.) описывают эту связь соотношением вида

h2 = h^,

qs

МН/

Используя это выражение, получим

Л

где q0 - среднее давление на грунт, МН/м .

к = . (2) qs - qo

Для определения упругой деформации необходимо знать закон распределения напряжений в грунте по глубине и толщине деформирующегося слоя грунта.

Экспериментальные исследования по изучению напряженного состояния грунта под гусеничным движителем показали, что вертикальная деформация грунта образуется в основном под действием максимальных нормальных напряжений

о [1], [4].

На кафедре технического сервиса БГИТА была получена зависимость максимальных напряжений о2 от среднего удельного давления движителя на грунт длины опорной поверхности гусеницы Ь, ее ширины Ь на разных горизонтах 2 [6]:

Ь • Ь

О = q0 -^Т ; (3)

Ь • Ь + ¡Ь - Ь) • 7 + —

М

где ¡л - коэффициент, характеризующий влияние свойств грунта (тип, влажность, пористость) на распределение напряжений в его толще (коэффициент Пуассона для грунтов) [5].

Анализ исследований по вдавливанию штампов с различным соотношением сторон показал удовлетворительную сходимость экспериментальных и рассчитанных по уравнению (3) значений а2 [5].

Допуская, что упругая деформация линейно зависит от напряжений, выразим вертикальное сжатие элементарного слоя грунта в следующем виде (рисунок 1):

¿К , (4)

Е 0

Л

где Е0 - модуль деформации грунта при отсутствии сдвигов, кгс/см ; Р - коэффициент, характеризующий боковое расширение грунта [5]:

р=1 2М

1 - м

Решая совместно уравнения (3) и (4) и интегрируя результат в пределах от 2 = 0 до 2 = Н, получим формулу для определения упругой деформации уплотнения грунта [4]

Е о

2 хЬ 0 ^ \

х

4 Х-М\х -1)2 М

К =- ,. - аШё-ХЬ-• (5)

Н

4 х-м2(х -1)2 2— + м(х -1)

М

I

1 г

1 - поверхность почво-грунта, 2 - неуплотненный почво-грунт, 3 - уплотненный почво-грунт

Рисунок 1 - Расчетная схема для определения деформации уплотнения почво-грунта

Принимая во внимание уравнение (2), получим выражение для определения глубины колеи под гусеничным движителем

h =

2 xbp

1

arctg

x

4 -И (x -1) И

xb

2--ь и(x -1)

H

q maXq s

qs - q

(6)

Обозначим множитель, стоящий в скобках, через а, тогда

h = а-

qs

• qn

qs - q

где а - коэффициент, характеризующий сопротивление грунта, упругой деформации, зависящий от его физико-механических свойств и параметров гусе-

-5

ничного движителя, м /МН:

а

2 PL

En

1

г arctg

i

x

4--и (x -1)2 И

4X-и2(x -1)2 И

x + и(x -1)

где х - коэффициент, характеризующий отношение длины опорной поверхности гусеницы Ь к ее ширине Ь.

Полученное уравнение (1) дает возможность оценить степень уплотнение слабых грунтов существующими гусеничными машинами при разработке лесосек, а при проектировании новых лесных машин - обосновать рациональные параметры гусеничного движителя, позволяющие минимизировать уплотнение почвы.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Герасимов Ю.Ю., Сюнев В.С. Экологическая оптимизация технологических процессов и машин для лесозаготовок. - Йоэнсуу: Изд-во университета Йоэнсуу, 1998. - 178 с.

2. Лобанов В.Н. Оценка степени уплотнения лесных почв гусеничными машинами. Сб. нучных трудов «Актуальные проблемы лесного комплекса», В.4. Брянск: БГИТА, 2001. -с.86-88.

3. Агейкин Я.С. Вездеходные и комбинированные движители (теория и расчет). - М.: Машиностроение, 1972. -184 с.

4. Лобанов В.Н. Исследование взаимодействия гусеничного движителя с деформируемым грунтом. Материалы симпозиума по террамеханике «Оптимальное взаимодействие». - Суздаль: 1992.- с. 93-97.

5. В.Ф. Бабков, В.М. Безрук. Основы грунтоведения и механики грунтов. - М.: Высшая школа, 1976. -328 с.

6. Лобанов В.Н. Определение напряжений в толще грунта под движителем гусеничных машин. Материалы НТК «Вклад ученых и специалистов в национальную экономику», т.1: Брянск, БГИТА, 2001.- C.95-96.

2

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.