Математическая культура младших школьников как педагогический феномен
В данной статье рассматривается математическая культура младших школьников как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.
Культура, математическая культура.
A.P. Pakhomova, Shadrinsk
Mathematical culture younger students as a pedagogical phenomenon
This article discusses the mathematical culture younger students as an integral part of human culture.
Keywords: Culture, mathematical culture.
В современных условиях процесс образования человека можно определить формулой: от знающего человека - к «человеку культуры» [2, с.45]. Раскрывая понятие «математическая культура», остановимся на самом понятие «культура». В словаре философских терминов под культурой понимается «совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)» [7, с.327].
Как закономерное целое культура обладает специфическими механизмами возникновения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых структур и их воспроизведения в инокультурной среде.
В своих исследованиях В.П. Зинченко понимает культуру как «универсальный способ деятельности, как способ целостного освоения мира», противопоставляя ее завершенной сумме знаний и профессиональной сноровке, которыми вооружает людей традиционная система образования. Причем приобщение к такой целостной культуре является результатом непрерывного образования [4, с.16].
Культура, по мнению Н.Б. Крыловой, «набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; основное условие и процесс включения людей в сообщество. Культура - это и картина мира, особенности мировосприятия и мирообъяснения» [6, с.202].
Приведенные определения показывают, что культуру невозможно рассматривать как некий инвариант. Мы придерживаемся определения, данного В.П. Зинченко.
В зависимости от вида производства культуру принято делить на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Нас в большей степени интересует духовная культура, которая охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение).
В своем исследовании М.С. Каган выделяет такие стороны культуры, как познавательную, коммуникативную, нравственную, трудовую, эстетическую, физическую и др. [5, с.266].
При этом познавательная деятельность обеспечивает формирование познавательной культуры, коммуникативная деятельность - формирование коммуникативной культуры, целемотивационная деятельность - формирование нравственной культуры, преобразовательная деятельность - формирование трудовой культуры, художественная деятельность - формирование эстетической культуры, физическая деятельность - формирование физической культуры.
Овладение названными видами культур содействует сотворению личности, подготовленной к осуществлению деятельности в реальной действительности, и обеспечивает гармоничное ее существование из-за способности воздействовать на ум, сердце и тело. Все они пересекаются, так как направлены на становление творческой личности с высоким уровнем общечеловеческой культуры и являются критериями оценки овладения этой культурой.
Важная особенность культуры состоит в том, что её объекты всегда связаны с личностным приятием (или неприятием), толкованием и воспроизведением. Из этого утверждения следует необходимость создания в образовательном процессе условий для формирования у обучающихся основ культуры.
В литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры - как средства познания и описания реальной действительности на различных уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства, математического языка и др. [3, с.361].
Отсюда вытекает, что математика - необходимая составная часть общей культуры человека. В системе культуры математика является характеристикой научно-технического и социального прогресса, передавая изпоколения в поколение знания о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. Роль математики постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и усвоение, а во-вторых, развитие науки предполагает широкое использование математического аппарата. Математизация науки, начиная со времён Пифагора, есть объективная закономерность её развития.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает младших школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике [6, с.113]. Поэтому, будучи основанием любой культуры, математика призвана формировать математическую культуру обучающихся.
Анализ исследований приводит нас к выводу о том, что понятие «математическая культура» - это многослойный и сложно структурированный концепт. Сам термин используется для того, чтобы отметить способы взаимодействия с математическим знанием и влияния математики на структуру и интеллектуальное развитие личности. В современных работах в основном преобладает когнитивный (знаниевый) компонент,
однако для формирования культуры большее внимание следует уделить ценностным установкам. По мнению М.С. Кагана, культура делает возможным сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Эта передача и составляет сущность воспитания. Если образование есть передача знаний, а научение - передача умений, то воспитание - это приобщение к ценностям. Речь идёт именно о «приобщении», ибо передать ценности детям, ученикам, другим людям возможно лишь в процессе общения с ними, а не простой коммуникации, передающей знания [5, с. 55].
Несмотря на широкую распространённость понятия «математическая культура», оно не имеет однозначной трактовки и совокупности компонентов. В.М. Голынский, Н.К. Кисель, Ю.В. Поздняков предлагают модель математической культуры личности, которая предполагает выделение онтологического, гносеологического и аксиологического оснований развития культуры личности как таковой (см. табл. 1) [2, с. 44].
Таблица 1
Модель математической культуры личности
Аксиологические Гносеологические основания
основания
Ценностно- Когнитивно- Действенно- Рефлексивно-
оценочный информационный практический оценочный
компонент компонент компонент компонент
Формирование Формирование Формирование Формирование
эстетического математических умений применять умений
восприятия знаний и умений полученные осуществлять
окружающего мира математические знания на практике рефлексию процесса математической деятельности
Осознание Формирование Формирование Формирование
ценности математического умений выделять умений
математических мышления математическую осуществлять
знаний и умений ситуацию из рефлексию
Осознание Развитие множества результата
ценности математического других математической
алгоритмизации языка деятельности
своей деятельности
Онтологические основания:
совокупность достижений человека, полученных в системе образования и
применяемых им в различных сферах деятельности
Данная структуризация математической культуры личности отличается, на наш взгляд, достаточной полнотой от всех описанных в проанализированной нами литературе.
На основании приведенной модели Л.В. Воронина предлагает следующее определение математической культуры личности: «личностное интегративное качество, представляющее собой результат взаимодействия ценностно-оценочного, когнитивно-информационного, рефлексивно-оценочного и действенно-практического компонентов, которые характеризуются сформированным ценностным отношением к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), высоким уровнем овладения математическими знаниями и умениями (когнитивно-информационный компонент), умением использовать полученные математические знания и умения в практической деятельности (действенно-практический компонент) и развитой способностью к рефлексии процесса и результата математической деятельности (рефлексивно-оценочный компонент)» [1, с. 40].
Отметим, что в понимании математической культуры школьников в рамках данного исследования будем опираться на:
- трактовку духовной культуры как деятельности и рассмотрение математической культуры как части духовной культуры;
- стремление общества перейти от «культуры полезности» к «культуре достоинства», формировать у школьников целостную картину мира, способствовать саморазвитию личности, умеющей вариативно решать проблемы в неопределенных ситуациях, порождать новые идеи, грамотно работать с информацией;
- специфику изучения начального курса математики, который должен учитывать особенности и структуру математической деятельности (развитие умений создавать и интерпретировать простейшие математические модели реальных объектов и явлений, оперировать абстрактными объектами, грамотно использовать школьный математический язык, на доступном уровне обосновывать свои суждения и действия);
- возрастные познавательные и психофизиологические особенности младших школьников, приоритетные направления их развития.
Математическая культура старшеклассников не может возникнуть на пустом месте, если в начальной школе не закладывать ее основы, не создавать необходимую базу, соответствующую перечисленным выше характеристикам. Важно, чтобы с начала обучения ребенок привык понимать то, что он изучает и запоминает. Кроме того, именно в начальных классах ученики узнают основную часть алфавита школьного математического языка, усваивают элементы его синтаксиса (в большей степени) и семантики (в меньшей степени). Для становления культуры необходима целенаправленная работа над семантикой языка. Исследовательскую деятельность тоже надо закладывать в этом возрасте, опираясь на природную любознательность дошкольников, их познавательные потребности. Если же ученики привыкают к репродуктивной деятельности, то угасает их потребность в творчестве, снижается желание учиться.
Таким образом, математическая культура младших школьников является неотъемлемой часть общечеловеческой культуры и представляет собой такую их учебную деятельность, которая направлена на осмысленное овладение математическими знаниями и умениями, в том числе общекультурного характера; которая развивает личность: ее учебно-познавательную мотивацию, образное и логическое мышление, опыт творческой, в том числе исследовательской деятельности;
которая организована с учетом социальных условий и характеристик необходимой обществу культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина, Л.В. Математическая культура личности / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 37-44.
2. Галынский, В.М. Основания развития личности в системе непрерывного образования: структурно-логическая схема / В.М. Галынский, Н.К. Кисель, Ю.В. Позняк [и др.] // Высшая школа. - 2007. - № 4. -С.40-46.
3. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций / В.П. Зинченко. - Самара : Самарский дом печати, 1998. - 296 с.
4. Зинченко, В.П. Универсальный способ деятельности / В.П. Зинченко // Советская педагогика. -1990. - № 4. - С.15-20.
5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 451 с.
6. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. -256 а - (Новые ценности образования).
7. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА, 2005. - 729 с.
УДК 378
А.А. Подгорбунских, г. Шадринск
Лингвосоциокультурный метод для формирования лингвокультурной компетентности студентов
Рассматривается содержание понятия «лингвосоциокультурный метод». Исходя из этого, автором определена сущность понятия «межкультурная коммуникация». Представлена информация о состоянии проблемы формирования лингвокультурная компетентности на основе лингвосоциокультурного метода.
Лингвосоциокультурный метод, лингвокультурная компетентность.
А.А. Podgorbunskikh, Shadrinsk
The lingvosocialcultural method for the formation of the student's lingvocultural proficiency
This article is devoted to the content of the following concept: «lingvosocialcultural method». Basing on this the author defines the concept «intercultural communikation». The article deals with the information about the state of a problem offormation of lingvocultural proficiency basing on the lingvosocialcultural method.
Keywords: lingvosocialcultural method, lingvocultural proficiency.
Для формирования лингвокультурной компетентности необходимо