Научная статья на тему '"мать-родина. Отец-сталин. Воспитание нового гражданина во время войны" (на основе отчетов и воспоминаний воспитанников детдомов Молотовской области)'

"мать-родина. Отец-сталин. Воспитание нового гражданина во время войны" (на основе отчетов и воспоминаний воспитанников детдомов Молотовской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТДОМА / МОЛОТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"мать-родина. Отец-сталин. Воспитание нового гражданина во время войны" (на основе отчетов и воспоминаний воспитанников детдомов Молотовской области)»

обнародования секретных протоколов пакта «Молотова-Риббентропа», при уменьшении доли верящих в подлинность пакта, и увеличении доли вообще ничего не слышавших об этом важнейшем историческом документе.

Большинство граждан России придерживается трактовки целей пакта, характерной для советской историографии. Отсутствует единое мнение о роли нежелания России дать оценку Пакта в современных отношениях со странами Восточной Европы и о необходимости подробного освещения последствий пакта. Вход Прибалтики в состав Советского союза и начало Второй мировой войны меньше всего связываются с пактом.

Список источников и литературы

1. Горшков М.К., Крумм Р. , Петухов В.В.(Ред.) // Падение Берлинской стены: до и после. Россияне о внешнеполитических процессах прошлого и настоящего — М.: Весь Мир, 2010.С.

2. Более половины россиян оправдали пакт Молотова-Риббентропа // Новостной портал Лента.ру // http://lenta.ru/news/2009/08/21/pakt/

3. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ? // Сайт ВЦИОМ // Пресс-выпуск №1302 31.08.2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id =459&^=12358

4. Пакт Молотова-Риббентропа// Аналитический центр имени Юрия Левады. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2007092802.html

5. Россия и ее соседи: Эстония, Латвия и Литва // Аналитический центр имени Юрия Левады. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.levada.ru/ press/2007091704.html

6. Россияне о роли Сталина, событиях 1939 года и репрессиях 30-х - 50-х годов // Аналитический центр имени Юрия Левады. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2009090404.html

7. СССР и начало второй мировой войны // Аналитический центр имени Юрия Левады. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2010083011.html

Ложкина В.М., Исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Г.Д.Селянинова

«Мать-Родина. Отец-Сталин. Воспитание нового гражданина во время войны» (на основе отчетов и воспоминаний воспитанников детдомов

Молотовской области)

В начале, хотелось бы оговориться, что эта статья, часть большого исследования и это совсем не означает, что воспитание в интересах государства проводилось только лишь среди детских домов и интернатов.

Наступление войны в стране повлекло не только изменение промышленности и жизни страны, но и поменяло отношение государства к социальной сфере. С началом военных действий на улицах города с каждым

днем все больше и больше появлялось беспризорных детей, что прямым образом влияло на преступность в городе. Во всех областях и крупных центрах были созданы комиссии по устройству беспризорных детей в возрасте до 15 лет. Количество детских домов увеличилось на 4.340 по сравнению с 1940 годом и составило около 6 тысяч к концу войны. Ассигнования на содержание детских домов за время войны возросли в два с лишним раза — с 900 млн. рублей в 1940 году до 2,2 млрд. рублей в 1945 году, не считая средств, которые выделялись на это профсоюзами. Во время войны не возникло массового беспризорничества. Было спасено более одного миллиона детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними (Красная звезда). Большая доля спасенных детей приходилась на Молотовскую область.

Так, на территории Соликамска находилось 2 детдома, один из них эвакуированный с Украины. Всего воспитанников 384 человека из них в детдоме №1(местный) 217 и в детдоме №2 167 человек, по возрасту от 10 до 16 лет (ГАНИ.Фонд: 105,опись:8,дело277, л.7-17).

В Осинском р-оне имелось 7 детдомов и 4 Ленинградских интерната, в которых воспитывалось 1179 человек, из них детей дошкольного возраста 353 человека (ГАНИ. Фонд: 105,опись:10,дело:527, л. 22-24).

В детдоме пос.Дедухино г.Березники воспитывалось 100 плановых, 93 фактических.(на 1.10.1945)

• Мальчиков - 54

• Девочек - 39

По возрасту: дошкольники-10

• От 7 до 11-57

• 12лет-15

• 13лет-13

• 14лет-2

Дети фронтовиков -35

Возвращено родителям -16 (ГАНИ . Фонд:105,опись:11,дело253,л.35-36).

В Усолье имелось 3 детдома. Два из которых эвакуированы из Москвы(экваколагерь ВЦПС, Московский д/д № 23) и Усольский д/д. (ГАНИ . Фонд: 105,опись: 8, дело 269, л.40-41). О количестве воспитанников ничего не известно. Исходя из этих данных, можно судить о достаточно большом количестве государственных учреждений, контролирующих уровень беспризорности. Помимо открытия и функционирования прежних детдомов и интернатов были созданы комиссии за контролем этих учреждений.

Но созданные комиссии, не выполняли свою функцию. В центральных районах, проходила кое-какая работа, в основном связанная с агитаций и ознакомлением населения с такими понятиями, как патронатсво и опекунство. (А стоит отметить, что в годы войны политика была направлена и на поддержание материнства в целях, повышения рождаемости в стране. Так, в многочисленных журналах и газетных статьях, давались положительные отзывы не только высокой рождаемости, но и информировали население о такого рода понятиях как патронатсво и опекунство.) Но вот в периферийных районах, а их было гораздо больше, ситуация обстояла гораздо хуже. Так, например в р-оне Губахи после проведенной проверки обнаружилось, что на учете ГОРНО состоит 47 сирот и полусирот, без учета их оказалось гораздо больше - 157.

Определенного лица, отвечающего за работу по опекунству, усыновлению, не было. Ее проводили инспектора ГОРОНО от случая к случаю. В основном она была сведена к оформлению детей, которых жители Губахи готовы были взять в свою семью. Системной же работы не было. Проверки условий жизни таких детей никто не вел, что приводило к тому, что многие дети жили в семьях неофициально, что сказывалось на злоупотреблении по отношению к ним. Так начальница механического участка шахты Нагорная, Коваль, подобрав на вокзале девочку 12 лет, Журавлеву, использовала ее как няню, лишая ее возможности посещать школу (ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело 285, л.15-19). Но это не единичные случаи. В Усолье плохо проводилась работа по вопросу патронирования детей, оказавшихся без родителей. Из 3х имеющихся д/д не было взято ни одного ребенка (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л.40-41). Но политика государства направлена не на улучшения жизни в детских домах, а на воспитание нового советского гражданина: приученного к труду, знающего работы и имена политических деятелей, подвиги героев ВОВ и ненавидящего фашизм. Да и действительно, лучше места для формирования нового «вида гражданина» и не придумаешь, детский дом- организация закрытого типа, совершенно не связанная с окружающим миром, именно здесь детям прививают новые идеалы, так необходимые государству. Именно поэтому важнейшей целью государства было формирование и идеологическое воспитание детей. Ребенок рассматривался не в контексте, живого существа, а в качестве винтика большой системы государства. И с каждым годом этот винтик вкручивался так, что уже не мог выпрыгнуть из этой системы. А вот как жилось этому «винтику» государство не интересовало, они преследовали единственную цель- формирование «нового гражданина». Исходя из этого, и была построена работа детских домов.

65

Обязательным являлось политическое воспитание ребенка, которое возлагалось на воспитателей групп, которые ежедневно по ранее составленному плану проводили беседы и читки газет. С особым интересом дети относились к боевым эпизодам, с любовью изучали подвиги героев отечественной войны. Как в д/д №1,так и №2 имелись пионерские отряды, в которых состояло 160 человек. На пионерских собраниях за 3месяца проведено бесед: «Роль пионера в отечественной войне», «Что такое пионер и роль пионерского галстука», «Жизнь и деятельность Владимира Ильича» (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело277, л.7-17). Но далеко не во всех д/д была настолько хорошо отлажена политработа с детьми. Так при проверке Усольских д/д была выявлена плохая политработа. Мало проводилось бесед, докладов с ребятами, например, в эквалагере в течение марта с ребятами силами воспитателей была проведена 1 беседа о текущем моменте. Есть часть воспитателей которые не повышали своего полит-уроня, не могли удовлетворить запросы воспитанников, таких воспитателей приходилось сменить (Ермолаева Ф.А.-Усольский д/д, Арган Л.А. - эваколагерь). Стоит отметить, что скорее всего эти воспитатели могли удовлетворить запросы воспитанников, но вот удовлетворить, государство, требующего за частую не реального, было порой невозможно. Проверки отмечали, что еще слабо воспитывается в детях ненависть к фашизму, к врагам народа. А это для воюющей ,огромной, «шатающейся» страны, не приемлемо. Государство искало врагов везде, как за пределами страны, так и на ее территории, и от подрастающего гражданина, оно требовало того же. « Мой брат, не родной»-вспоминает Диркс З.Г.- «каким то чудом попал в один из таких домов, так вот, ему было сказано , что родителей у него больше нет, они- враги государства, они- предатели. И, что, отец его это Сталин, А мать -Родина. Еще он нам говорил, что были те, у кого требовали расписку с отказом, и те, кто были совсем малы, даже и не знали кто их родители. Говорят, что некоторым даже фамилии и место жительства меняли, и с братом так же сделали» (Из интервью с Диркс З.Г., 2005). Государственная политика была направлена не только на воспитание необходимых государству качеств ребенка, но и его полной подчиненности и зависимости. Ведь ребенок, не знающий своих родителей, но тянущейся к родительской любви, был пропитан мыслью о том, что государство может заменить ему семью, а семье необходимо отдавать все.

Под четким контролем государства находилась и культурно-массовая работа. Но тоже с подоплекой идеологического воспитания. Были созданы кружки, работа которых проводилась строго по плану, участники кружков: драматического, хорового, музыкального, часто обслуживали своими

66

выступлениями раненых бойцов, за хорошее исполнение такие кружки имеют благодарность от бойцов и командования госпиталей. Не плохо организованна была работа и в стрелковом кружке, обучалось в нем больше 100 человек, по ГСО заняты 120 (ГАНИ. Фонд: 105, опись:8, дело 277, л.7-17). Все д/д Осинска готовились к районному смотру творчества, который проходил в январе 1945, системно проводили вечера и утренники (ГАНИ. Фонд: 105, опись:10, дело: 527, л. 22-24). Все дети подлежали учебно-воспитательному обучению, посещали школы, пропускали по уважительным причинам, за исключением единичных случаев. Успеваемость в 1м классе-удовлетворительная. Дисциплина на уроках хорошая. Во 2м-не устоявшиеся знания, учились уже подростки(12-13лет), до этого учились в разных школах и уровень у всех абсолютно разный.Среди3-6классов хорошая успеваемость и дисциплина (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 11, дело 253, л. 35-36). В Соликамске д/д добились неплохих результатов успеваемости. Среди учеников развернулись социалистические соревнования. За 2 и 3 четверть успеваемость составила 98,6%. В д/д №2 учет соревнований проводился путем отметок «красное Звездочка». За третью четверть Красное знамя принадлежало 3му классу (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 277, л. 7-17). В данном эпизоде ярко просматривается тонкая политика государства, дети настолько пропитаны идеологией страны, предназначенной, казалось бы, для взрослых, в социалистических соревнованиях на лучшего работника и переработку на заводе. Но дети копируют модель поведения взрослого и трансформируют его на «свой мир».

Особое место отводилось производственному обучению в мастерских-еще одна трансформация взрослого дела, на детей, построенная, в какой то степени в форме игры, но при этом с жесткими требованиями. Государство требовало от ребенка иметь профессию, навык работы, вела постоянный контроль за подобного рода учебными заведениями. Но особенно важное значение мастерских состояло в том, что дети изготавливали заказы государства на фронт. Так например, в Соликамске в д/д №1 имелось 5 производственных мастерских-столярная, слесарно-токарская, жестяных изделий, швейная , сапожная. В столярной мастерской обучалось 25 человек, работа вся производилась вручную. Помещение не оборудовано: плохо освещалось, было тесно. Ребята выполняли спецзаказ: изготовляли костыли и тросточки для госпиталей. Швейная и сапожная мастерская: из за нехватки оборудования, возможности шить новую обувь у учеников не было, зато они хорошо научились ее чинить. Швейная мастерская могла бы выполнять спецзаказы, но постоянно ссылалась на отсутствие ниток. Происходит это, отмечает проверка, из за неповоротливости руководителей д/д, о

67

недопонимании ими спецзаказов. Токарно-слесарная, изготовление жестяных изделий мастерски спросом вообще не пользовались. По производственному обучению дело в детдоме поставлено безобразно плохо. Ни у одной мастерской не было плана работы, ни программы производственного обучения, нет точного учета посещения мастерских ,а тем более успеваемости (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 277, л. 7-17). И такая ситуация складывалась абсолютно во всех приведено выше д/д. Кроме эвакогоспиталей, в них подобного рода мастерские вообще отсутствовали из-за нехватки оборудования и помещения.

Пожалуй, это те единственные стороны работы детского дома, которые волновали государство на период войны. Его личность ребенка, а уж тем более его уровень жизни, мало интересовал. Они строили нового рабочего гражданина, обязанного всем своей стране. Именно в тех сферах , где это отражалось, и проводились бесконечные проверки с увольнениями, издавались рапорты об изменениях или улучшениях тех или иных условий, но за страницами многочисленных документов государство не учло следующие стороны работ детских домов.

Санитарное состояние детдомов в большинстве случаев было никуда не годное, за исключением отдельных детдомов. Исходя из отчета, в Усольском р-оне д/д имелось неплохое санитарное состояние. Сан-проф работа проводилась регулярно ,инфекционных заболеваний не обнаружено.Ребята выглядели хорошо, неряшливый вид комнат был только у детей Московского эваколагеря, где ребятам трудно прививается любовь к труду(привыкли жить с нянями) (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л. 40-41). Сразу стоит оговориться, что этот документ вызывает недоверия. Встречается большое количество документов по Усольскому р-ону о борьбе с детской заболеваемостью и смертностью в связи с неудовлетворительными санитарными условиями. За последние полугодие 1942 года по р-ону было инфицировано заболеваний 368 случаев, детской смертности 67%, по городу 67,7%. Это было вызвано несвоевременным выполнением профилактических мер в учебных заведениях, полной госпитализации больных, обработку очагов инфекционных заболеваний (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л.3). В Соликамске, Губахе, Осинском р-оне, Березниках д/д, а тем более интернаты имеют крайние антисанитарные условия. Ни в одном д/д нет прачечной и бани. Воспитанники г.Соликамска ходят мыться в студенческую баню. В д/д г. Березники дети посещали бани 1 раз в декаду. В д/д Губахи 26 детей пользовались одним полотенцем на всех.Отсутствовала уборная, поэтому дети организовали ее у крыльца (ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело 285, л. 15-19). Здание к зиме не подготовлено, нет отопления, печи не

68

отремонтированы, совершенно отсутствовало топливо. Верхние этажи интернатов не отапливались, на первом этаже наблюдалась большая скученность. Комнаты имели грязный, неухоженный вид, стекла не протирались, необходима побелка стен. Постельное белье грязное и меняется редко, так как д/д не имели мыла, белье ветхое и требовало замены (Сборная информация, полученная при анализе выше приведенных документов). В Губахе из 26 воспитанников половина заражена чесоткой, у некоторых болели уши (ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело 285, л. 15-19). Трудное положение в части питания, так например в Усольском д/д, за март месяц дети недополучили продукты:

наименование причитается отпущено

мясо 375кг 325кг

рыба 225кг 52кг

Масло животное 172кг -

Масло растительное 75кг -

сахар 187,5к г 157,5кг

сыр 37,5кг 6кг

О таком плохом снабжении продуктами ставили ОБКОМО в известность (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л. 40-41), но результатов сдвига так и не произошло. И дело тут, по всей видимости, обстояло не только в плохом и несвоевременном снабжении продуктами. Продукты просто расходились среди работников интернатов и д/д. Встречаются документы, в которых указанно, что в д/д и интернатах присутствует семейственность. Так, например в Губахе, директор интерната имеет среди сотрудников повара- свою мать. Кладовая полностью находиться под их контролем и проверить ее практически невозможно. При этом указывается, что директор часто вывозит продукты из Губахи, отрывая себе в помощь мать (ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело 285, л. 15-19). В целом же питание детей вполне удовлетворительно. Д/д получали продукты по плановому снабжению, овощи и картошку по распределению от ОБОЛТОРГотдела. Проводили заготовку грибов и ягод. Имели свои сады, где выращивали яблоки, груши, даже арбузы и дыни. Имели свое подсобное хозяйство. Для посева Усольскому д/д отведены были лучшие земли 20 га, Огурдинскому эваколагерю 25га, Московскому д/д №23 - 15га (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л. 40-41). Соликамский д/д№1 - 200га (закреплено), под посевами занято 48га (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 277, л. 7-17).

69

Губаха- на все д/д общая посевная площадь-481га (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 269, л. 4). На с/х работы д/д выделяли 60 человек старших воспитанников. Они разбивались на звенья. Для посева колхозы выделили картофель (но в нем была сильная нехватка), лук, морковь, капусту и др. овощи. Совершенно другое положение было у Соликамского д/д № 2: им было выделено 5 га, но для посева у них имелся только лук (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело 277, л 7-17). Пищевые блоки были оборудованы и обеспеченны посудой плохо. Мало эмалированных котлов, кастрюль, чашек, кружек.

Еще хуже было с верхней и нательной одеждой. На каждого воспитанника имелось 1 -2 пары кожаной обуви, но последняя чаще всего не соответствует возрасту детей. Плохо обстояло дело с валенной обувью(за исключением Осинского р-она). На 1179 человек имелось 346 пар валенок. Ощущался острый недостаток не только обуви, но и одежды, нательного и пастельного белья (ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело 285, л. 15-19). Несмотря на невнимательность государства к этим сторонам жизни в д/д, все таки руководители д/д добивались помощи от колхозов, заводов, каких либо госучреждений. Так, например, при Паинском д/д была выстроена новая баня, которой ранее не было. Д/д обеспечивались дровами 920кв. м при потреблении 1000 к/м до удовлетворения в необходимости. Было приобретено 75 тумбочек, 150 табуреток, 100 стульчиков, 20 стульев, 10 столов, 5 умывальников. Посуды: тазов 30, кружек 250, тарелок 200, ведер 60, чайников 15, кастрюль 30. Колхозы выделили 7 поросят, 5 овец, 80 кроликов ,27 кг масла, 1500кг овощей, шерсти 80 кг, овчины 150 шт, сшито полушубков 45, соткано валенок 60. Заводы брали шефство и обеспечивали дровами, так например К-З Сталина шествуя над Кыновским д/д ввез 300 к/м дров, выделил 5 овец, 5куриц (ГАНИ. Фонд: 105, опись: 11, дело 253, л. 35-36).

Несмотря на войну, тяжелое положение не только в д/д, но и в стране в целом, детские дома смогли поставить и воспитать невероятно большое количество ребят, которые до сих пор благодарят государство, директоров и воспитателей, которые заменили им отцов и матерей в том, что «они дали нам шанс выжить, и нам соплякам встать на ноги!» - из воспоминаний Ошева А.С. (Интервью с Ошевым А.С. , 2006).

Хотелось бы подвести итог, что работа детдомов позволила воспитать большое количество детей, не позволив им оказаться на улице. Государству удалось, в рамках детских учреждений создать «нового гражданина» пропитанного идеологией и мыслью о несении обязанности государству. Да, государство, преследовало свои цели, и успешно добилась их, закрывая глаза, на порой утопическое санитарное, бытовое состояние детдомов и

70

интернатов. Но в чрезвычайной ситуации вызванной войной, необходимостью укрепление этого государства в первую очередь с помощью граждан проживающих в ней, политика и направленность государства, становиться понятной и оправданной. Как говориться, что бы что-то получить, необходимо, что-то потерять...

Список источников и литературы

1. Газета Красная звезда.

2. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело277.

3. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело269.

4. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 10, дело: 527.

5. ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело: 285.

6. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 11, дело: 253.

7. Интервью с Ошевым А.С. 2006 // Личный архив автора.

8. Интервью с Диркс З.Г. 2005год // Личный архив автора.

Горбушина А.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н, доцент Гущин В. Р.

Сравнительная характеристика древнеегипетских богов

Анубиса и Упуата

Сравнение в данном исследовании производится на основе источников материальной культуры 7-5 тысячелетия до н. э. и письменных источников раннего династического периода (1-Ш династии), времени правления VI династии (Тексты пирамид и Тексты саркофагов), а также одного из основных религиозных источников Древнего Египта Книги Мертвых.

В отечественной историографии нет ни одной монографии, посвященной проблеме генезиса культов Анубиса и Упуата. Хотя данный вопрос имеет большое значение, так как в более поздний период культы начинают сливаться, и культ Анубиса выходит на передний план. Упуат же в дальнейшем нигде не упоминается отдельно, он выступает либо как спутник Анубиса, либо как спутник Осириса, чей культ также включил в себя культ собакоголового бога. На данный момент представляется очень сложным провести грань между Анубисом и Упуатом на памятниках, не имеющих письменного сопровождения. М.А. Коростовцев выдвинул такое предположение, что сами древние египтяне не делали существенных различий между шакалами и дикими собаками, а, следовательно, и между культами этих животных. Данного мнения придерживается и ряд других египтологов (Кеес, 2005, с. 42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.