Научная статья на тему '"МАТЬ ПОЛТАВСКОЙ БАТАЛИИ". К 300-ЛЕТИЮ СРАЖЕНИЯ МЕЖДУ РУССКИМИ И ШВЕДСКИМИ ВОЙСКАМИ ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ЛЕСНОЙ 28 СЕНТЯБРЯ (9 ОКТЯБРЯ) 1708 ГОДА'

"МАТЬ ПОЛТАВСКОЙ БАТАЛИИ". К 300-ЛЕТИЮ СРАЖЕНИЯ МЕЖДУ РУССКИМИ И ШВЕДСКИМИ ВОЙСКАМИ ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ЛЕСНОЙ 28 СЕНТЯБРЯ (9 ОКТЯБРЯ) 1708 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / PETER I / РУССКИЕ ВОЙСКА / RUSSIAN TROOPS / ШВЕДСКИЕ ВОЙСКА / THE SWEDISH ARMY / СРАЖЕНИЕ ПРИ ЛЕСНОЙ / THE BATTLE OF LESNAYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонов Владимир Алексеевич

В статье рассказывается о ходе сражения между русскими и шведскими войсками при Лесной.The article tells of the battle between the Russian and Swedish troops in the Forest.Петр I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"МАТЬ ПОЛТАВСКОЙ БАТАЛИИ". К 300-ЛЕТИЮ СРАЖЕНИЯ МЕЖДУ РУССКИМИ И ШВЕДСКИМИ ВОЙСКАМИ ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ЛЕСНОЙ 28 СЕНТЯБРЯ (9 ОКТЯБРЯ) 1708 ГОДА»

17 Лелюшенко Д. Москва — Сталинград — Берлин — Прага: Записки командарма. М., 1975. С. 285, 286.

18 ЦАМО РФ. Ф. 674. Оп. 25029. Д. 8. Л. 4, 7, 10, 14, 16, 20, 24, 25, 27.

19 Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М.: Сов.Энциклопедия, 1985. 750 с.

20 Кирсанов Н.А. По зову Родины: Добровольческие формирования Красной Армии в период Великой Отечественной войны. М., 1974. С. 201, 202.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

АРТАМОНОВ Владимир Алексеевич —

старший научный сотрудник Института Российской истории РАН, кандидат исторических наук (Москва)

«Мать Полтавской баталии»

К 300-летию сражения между русскими и шведскими войсками при белорусской деревне Лесной 28 сентября* (9октября) 1708 года

Три века назад, завладев в Северной войне (1700—1722) Датским королевством и Саксонией, поставив на колени Польско-литовское государство, шведский король КарлХП объявил России войну не на жизнь, а на смерть. Он собирался лишить трона русского царя и раздробить страну на отдельные феодальные владения. В начале сентября 1707года КарлХП поднялся в «Русский поход». Его 35-тысячная армия была одета в новые мундиры, обувь и частично переоснащена новым оружием.

К отражению шведов в России готовились как при ордынских нашествиях. Лесные дороги заваливались деревьями, мосты разрушались, на западном пограничье строилась оборонительная линия из валов и лесных засек. Населению предписывалось свозить имущество в Псков, Нарву, Новгород, Великие Луки и Смоленск, а крестьянам со скотом и хлебом уходить в леса. Готовились к обороне Москва, Архангельск и Киев. «За церковь и Отечество живота своего не будем жалеть!» — говорил в то время Пётр!

Вслед за главным войском КарлаХП к Москве из Курляндии пошёл корпус шведского генерала графа А.Л.Левенгаупта — 8000 пехоты, 2000 кавалерии, 2900 драгун с 16пушками. Он должен был доставить королю 1300 больших фургонов с военными припасами, а также конфискованное у литовцев и белорусов продовольствие и «живые консервы» — тысячные стада скота. Помимо этого, к корпусу постепенно присоединялись сотни телег маркитантов и евреев, надеявшихся погреть руки на продаже солдатам водки, пива и табака. Своего «неприкосновенного запаса» никто не имел права касаться, и солдаты на марше подчистую сгребали провиант и скот, подобно крымским татарам. «Все шастали из стороны в сторону, как цыгане... крестьяне бежали в леса со всем, что имели. Каждый начальник забирал всё, что мог. Могу прямо сказать, что беспорядок при нашем следовании был более скверным, чем отвратная дорога»1. В целом, обоз графа вырос до чудовищного размера — семи или восьми тысяч повозок.

Белорусский народ воспринимал еретиков-шведов как сатанинскую силу: «Где этот Люцифер со своим войском шёл..., везде был голод и долгие годы неурожай на полях, поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны»2. Крестьянство, в целом, принимало мотивацию русского командования, приказывавшего прятать животных, людей и хлеб в лесах. И даже когда оставшийся фураж сжигался вместе с хатами, крестьяне были на стороне русских, в отличие от помогавших шведам «чухонцев» Ингерманландии и Финляндии.

«Обжигание» 100—120-километровой полосы белорусской земли перед армией КарлаХП стало действенным ответом на «тотальную войну» шведского короля. Вся армия вторжения вместе с королём, отвратительно питавшаяся с июня, переболела дизентерией. Благодаря активным оборонительным мерам противника удалось свернуть с московского направления. Войско Левенгаупта, не мучившееся кровавым поносом, царь вынудил обрасти громадным обозом и снизил скорость до 6—8км в день. На 600км пути от Курляндии до Приднепровья было потрачено 2,5месяца!

После русского поражения при Головчине Зиюля 1708года не было времени ни готовить к обороне, ни сжигать большой и богатый Могилёв, и 7июля он был сдан на ограбление КарлуХП, который ждал там Левенгаупта вплоть до 5августа. Зсентября, узнав, что из Могилёва шведы продолжают вывозить «всякий харч» к КарлуХП, русский генерал-лейтенант Р.Х.Боур предложил «выпалить» этот город. За 10дней до подхода Левенгаупта к Днепру 300драгун и 500казаков дали предупреждающий сигнал барабанной тревогой, приказали могилёвцам покинуть дома, дав час на сборы, и сожгли город. Это обернулось большой бедой для славян и евреев, но заставило Левенгаупта свернуть севернее, к Шклову.

В середине сентября кризисная точка для России была пройдена. Король оповестил своего генерала, что уходит на Северщину, и предложил, избегая сражений, идти параллельным курсом вслед за ним. Шаг к пропасти, предопределивший разгром курляндской армии, стал следствием русской стратегии и активной обороны. «Я никак не мог подумать, что Его Величество уйдёт за Сож со всей армией, пока я не переправлюсь через Днепр и мало-мальски не окажусь вне опасности. Мне представлялось, что я наверняка пропаду со всеми своими войсками. Если бы я не имел точного приказа следовать за Его Величеством, то никоим образом не перешёл бы Днепр», — писал ЛевенгауптЗ.

13 или 14 сентября царь собрал военный совет, на котором было решено не допустить соединения войск шведского генерала и КарлаХП. Исходя из случайных данных полагали, что для расправы с 8-тысячным отрядом будет достаточно «летучего корпуса» в 13тыс. человек. <.>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»

* Все даты даны по старому стилю.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Lewenhaupt A.L. Adam Ludwig Lewenhaupts Ьегдйеке. Stockholm, 1952. S. 159.

2 Хроника Сурты и Трубницкого. (Могилёвская хроника) // Полное собрание русских летописей. М., 1980. Т. 35. С. 274, 276.

3 Lewenhaupt A.L. Op. cit. S. 178, 179. С пушками и огромными военными и продовольственными запасами Левенгаупт на западном берегу Днепра мог бы долго держаться.

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ЛАПИНА Ирина Юрьевна —

доцент кафедры истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург)

Взгляд современников на формирование земского ополчения и его участие в боевых действиях 1812 года

В ходе Отечественной войны 1812 года зародилось два направления в российской историографии земского ополчения (внутренней воинской силы): официальное и мемуарное (приватное). Они не вступали в противоречие, а скорее, дополняли друг друга, создавая масштабную картину формирования в российских губерниях внутренней воинской силы и участия её в войне с Наполеоном.

К первому направлению следует отнести целый пласт официальных документов, которые были опубликованы в ходе боевых действий и во многом регламентировали деятельность губернских воинских формирований. Это царские манифесты, рескрипты, постановления губернских дворянских собраний, переписка государственных органов и должностных лиц и т.д. В них определён порядок формирования ополчения, его количественный состав, способы финансирования и обеспечения.

Основные правила формирования губернского ополчения были сформулированы в «Докладе о составе Московской военной силы» и в «Положении о составе и устроении Санкт-Петербургской военной силы». Эти документы были утверждены императором Александром1 и послужили образцом для других губерний в деле устройства земских полков и дружин. Кроме того, они определяли основные правила содержания ратников, положение офицеров и чиновников, которые зачислялись в ополчение1.

Представляет интерес обширная группа официальных документов, в которых высказывались разные соображения об организационных структурах ополченских формирований. К ним можно отнести записку В.М.Жемчужникова «Об ополчении 1812года»2, донесение генерал-адъютанта Ф.О.Паулуччи Александру1 об ограничении численности ополчения3, а также неопубликованные заметки отставного майора Р.А.Томилова4 об обучении земского войска Санкт-Петербургской губернии и др.

В условиях начавшейся войны огромную роль играла пресса, которая своими публикациями не только возбуждала патриотические чувства, но и информировала население о вкладе царской семьи и государственных деятелей в дело создания ополчения. В Санкт-Петербурге газета «Северная почта» опубликовала письмо великой княгини Екатерины Павловны, родной сестры императора Александра1, в Министерство финансов. В нём она сообщала о своём, получившем высочайшее одобрение, решении, сформировать отряд ополченцев из принадлежащих ей крепостных крестьян и экипировать его на собственные деньги5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.