4. Beliakova I. G. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti v obrazovatel'nojsrede globaliziruyushchegosya prostranstva [Formation of civil identity in educational environment of the globalizing world]. Culture and Arts Herald, 2017, no. 2 (50), pp. 98-105. (In Russian).
5. Braun O. A., Arkuzin M. G. Soderzhatel'nye harakteristiki grazhdanskoj identichnosti studentov [Content of civil identity of students]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 744-754. (In Russian).
6. Braun O. A., Arkuzin M. G., Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Dinamicheskie harakteristiki sistemy identichnosti studentov-psihologov v processe obucheniya [Dynamic characteristics of the identity system of psychology students in the learning process]. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, no. 30, pp. 15-29. (In Russian).
7. Bugaychuk T. V., Koryakovtseva O. A. Grazhdanskaya identichnost' kak uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Civil identity as a condition for the development of civil society]. Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience. Proceedings of the 10th All-Russian Scientific Conference. Omsk, 2019, 1 electronic optical disk (CD-ROM), pp. 148-152. (In Russian).
8. Vilkova I. V. K voprosu ob opredelenii sushchnosti ponyatiya grazhdanskaya identichnost' [About definition of the essence of the concept of civic identity]. Humanities Scientific Researches, 2012, no. 6. Available at: http://human.snauka.ru/2012/06/1386. (In Russian).
9. Golikova S. N. Osobennosti grazhdanskojidentichnosti pedagogov [Features of civil identity of teachers]. Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 1 (95), pp. 97-99. (In Russian).
10. Egorov I. V., Naumova D. V. Schneider L. B., Fomin A. A. Grazhdanskoe mirovospriyatie molodyozhi: fenomenologiya, diagnostika i psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya [Civic worldview of youth: phenomenology, diagnostics and psychological and pedagogical conditions of formation]. Moscow, 2017, 102 p. (In Russian).
11. Ivanova N. L., Mazilova G. B. Grazhdanskaya identichnost' i formirovanie grazhdanstvennosti [Civil identity and formation
of civilization]. Scientific notes of the pedagogical Institute of Saratov State University named after G. G. Chernyshevsky. Series: Psychology. Pedagogy, 2010, no. 4, pp. 11-20. (In Russian).
12. Kozhanov I. V., Petrova T. N. Nauchno-teoreticheskie podhody i principy formirovaniya grazhdanskojidentichnosti lichnosti [Scientific and theoretical approaches and principles of civil identity formation of a person]. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1-1 (77), pp. 83-89. (In Russian).
13. Lyutkene G. V. Grazhdanskaya identichnost' i grazhdanskaya aktivnost' u studentov vuzov v processe volonterskoj deyatel'nosti [Civic identity and civic activity among university students in the process of volunteering]. Pedagogical skills and modern pedagogical technologies. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Cheboksary,
2018, pp. 105-110. (In Russian).
14. Nikolaeva A. A. Grazhdanskaya identichnost' v strukture social'nyh identichnostej lichnosti [Civil identity in the structure of social identities of the individual]. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2011, no. 4 (29), pp. 67-70. (In Russian).
15. Sergeeva T. S. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi [Civil identity of modern Russian youth]. Problems of Civil and Regional Identity in Modern Russia. Collection of scientific papers. Ulyanovsk, 2015, pp. 142-144. (In Russian).
16. Tsyganov M. V. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj molodyozhi Rossii: sociokul'turnaya transformaciya [Civil identity of modern youth in Russia: socio-cultural transformation]. Problems of Civil and Regional Identity in Modern Russia. Collection of scientific papers. Ulyanovsk, 2015, pp. 157-160. (In Russian).
17. Yanitsky M. S., Seryi A. V., Braun O. A. Struktura «Ja-obraza» predstavitelej razlichnyh cennostnyh tipov [The structure of the "I-image" of representatives of various value types]. Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethnoregional identity and a positive image of a small homeland. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Irkutsk,
2019, pp. 246-253. (In Russian).
УДК/UDC 378:004 Н. В. Бужинская, Е. С. Васева
N. Buzhinskaya, E. Vaseva
МАСТЕРМАЙНД-ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
MASTERMIND GROUPS IN THE STRUCTURE OF ONLINE LEARNING
Введение. В статье поднимается проблема недостатка живого общения в процессе онлайн-обучения студентов, обучающихся по программам высшего образования. Ограниченность общения связана часто с отсроченной реакцией преподавателя на действия обучаемого, отсутствием межличностного взаимодействия между студентами. Авторы предлагают обычную для онлайн-обучения форму взаимодей-
ствия «преподаватель - студент» расширить формой коммуникации «студент - студент» при организации объединения обучающихся в мастермайнд-группы. Проведение встреч мастермайнд-групп реализуется в структуре регламента онлайн-обучения с использованием средств телеконференций.
Методология. Исследование проведено на основе анализа отечественного и зарубежного опыта органи-
зации мастермайнд-групп. Мастермайнд-группа рассматривается как форма групповой работы студентов с учетом специфики онлайн-обучения.
Результаты. В статье обсуждается возможность организации студентов высших учебных заведений в мастермайнд-группы с целью обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса при онлайн-обучении в формате «студент - студент». Организация мастермайнд-групп представляется необходимым условием для обеспечения неформального общения студентов, создания неофициальной обстановки, способствующих повышению уровня активности и мотивации студентов к достижению образовательных целей. В организационно-методическом аспекте цели, способы организации, порядок взаимодействия, обеспечивающие средства телекоммуникаций должны соответствовать определенным условиям. Авторы выделяют ряд условий организации мастермайнд-групп: ограниченность роли преподавателя; планирование встреч, но не планирование отдельной встречи; доступность средств взаимодействия; поддержка инициатив; формирование группы согласно установленным правилам; обязательное оценивание результатов.
Заключение. В статье предложено концептуальное представление о целях, способах организации, особенностях функционирования мастермайнд-групп в образовательном процессе при онлайн-обучении студентов высшей школы.
Introduction. The article raises the problem of the lack of live communication in the process of online education of students enrolled in higher education programs. Limited communication is often associated with a delayed teacher's reaction to the student's actions, the lack of interpersonal interaction between students. The author's propose to expand the form of interaction "teacher-student", which is usual for online learning, with the form of communication "student-student" when organizing the unification of students into mastermind groups. The holding of meetings of mastermind groups is implemented in the structure of the online training regulations using teleconferencing tools.
Methodology. The research was carried out on the basis of the analysis of domestic and foreign experience of organizing mastermind groups. A mastermind group is considered as a form of group work of students, taking into account the specifics of online learning.
Results. The article discusses the possibility of organizing students of higher educational institutions in mastermind groups in order to ensure the interaction of partici-
pants in the educational process during online learning in the "student-student" format. The organization of mastermind groups seems to be a prerequisite for ensuring informal communication of students, creating an informal environment that contributes to an increase in the level of activity and motivation of students to achieve educational goals. In the organizational and methodological aspect, the goals, methods of organization, the order of interaction, providing telecommunication facilities must meet certain conditions. The authors highlight a number of conditions for organizing mastermind groups - the limited role of the teacher, scheduling meetings, but not scheduling a separate meeting, the availability of means of interaction, support for initiatives, the formation of a group according to established rules, mandatory assessment of results.
Conclusion. The article proposes a conceptual understanding of the goals, methods of organization, and the peculiarities of the functioning of mastermind groups in the educational process during online teaching of higher school students.
Ключевые слова: онлайн-обучение, мастермайнд-группа, горизонтальное взаимодействие, неформальное общение, неофициальная обстановка.
Keywords: online learning, mastermind group, horizontal interaction, informal communication, informal setting.
Введение
На современном этапе развития общества онлайн-обучение становится одним из важнейших способов организации учебного процесса. Под данным видом обучения понимают способ организации самостоятельного изучения необходимой информации посредством информационно-коммуникационных технологий [12]. Благодаря современным средствам коммуникации и взаимодействия, системам управления курсами, образовательным площадкам, создается информационная образовательная среда, в которой обучающиеся приобретают необходимые компетенции. Общие тенденции развития образовательной среды в сфере информатизации, гибкости, доступности находят отражение прежде всего в содержании и технологиях образовательных программ высшей школы. Сегодня многие образовательные программы в высших учебных заведениях реализуются с применением технологий онлайн-обучения с учетом права, предоставленного федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [11].
При всех своих положительных аспектах онлайн-обучение не способно компенсировать преимущества живого общения в процессе изучения учебных
дисциплин [4; 8]. В случае онлайн-обучения формат взаимодействия носит опосредованный характер, имеет вид «преподаватель - студент», реакция преподавателя на действия студента часто является отложенной.
Если онлайн-обучению не предшествовал период очного обучения, у слушателей, обучающихся по одной программе, не налажены контакты, они не имеют возможности поделиться информацией. Вместе с тем общение между студентами способствует достижению цели, состоящей из овладения знаниями, умениями и навыками, подготовки к профессиональной деятельности [9]. В процессе межличностного общения обучающиеся имеют возможность обсудить сложные темы, тем самым лучше понять и запомнить их содержание. Коммуникации студентов между собой относятся к горизонтальному уровню взаимодействия, одной из особенностей которого является наличие неформального общения [13]. В процессе неформального общения обучающиеся могут объяснить простыми словами тему, которую не понимает отдельный студент. Условием организации неформальных коммуникаций является наличие неофициальной обстановки. Неофициальная обстановка позволяет создать продуктивный интерактивный климат, что способствует повышению уровня активности, мотивации студентов и, как следствие, достижению образовательных целей [5].
В случае организации образовательного процесса в формате онлайн-обучения создать условия для коммуникации «студент - студент», неформального общения, неофициальной обстановки возможно при формировании и обеспечении деятельности мастермайнд-групп с применением онлайн-средств телеконференций.
Методология
В обсуждении [7] уделяется внимание трем уровням развития онлайн-обучения. Первый уровень подразумевает использование ресурсов библиотек, второй - непосредственно онлайн-организацию учебного процесса, а на третьем уровне используются курсы со встроенной системой контроля.
Авторы считают, что можно выделить и четвертый уровень онлайн-обучения, который подразумевает применение различных программных и аппаратных средств для самообучения и самоорганизации участников образовательного процесса в формате «студент - студент», причем данный вид деятельности инициируется непосредственно обучающимися. В условиях развития онлайн-обучения появляются
новые формы взаимодействия участников информационного сообщества на горизонтальном уровне. К таким формам можно отнести бизнес-миссии, мастермайнд-группы, виртуальные клубы, аквариумы, технологию OpenSpace и др. Обозначенные формы обучения позволяют сделать образовательный процесс интересным, соревновательным, моти-вационным [10].
В условиях онлайн-обучения способом организации неформального горизонтального общения между студентами может стать организация мастермайнд-группы.
Термин Mastermind group впервые был введен Н. Хиллом. Автор понимает под такой группой объединение двух и более людей, работающих совместно над решением какой-либо проблемы. В основе образования мастермайнд-группы лежит возможность взаимопомощи различных людей [2]. Мастермайнд - это групповой формат работы, где участники периодически встречаются и помогают друг другу для достижения личных целей за счет обмена опытом, генерации идей и взаимоподдержки [1]. Конфиденциальность обсуждения и правильный отбор участников позволяют предотвратить конфликт интересов, создать позитивный настрой на работу. Результатом работы такой группы должно стать генерирование новых креативных идей и решений, важных для саморазвития будущего специалиста [6].
Отметим, что в основе создания таких групп может лежать [3]:
- обсуждение информации по определенной теме;
- достижение единой цели, например решение задачи по учебному предмету, организация мероприятия;
- достижение результатов в работе, например обсуждение идей и проектов, приносящих прибыль.
В условиях онлайн-обучения целью организации мастермайнд-группы выступает создание условий для горизонтального взаимодействия в формате «студент - студент», благоприятной среды для взаимной мотивации обучающихся на решение образовательных задач, обмена знаниями и опытом.
Включение встреч студентов в формате мастер-майнд-групп в структуру онлайн-обучения по учебным предметам высшей школы диктует определенную специфику их проведения.
Результаты
В организационно-методическом аспекте способы организации, порядок взаимодействия, обеспечивающие средства коммуникации должны быть обуслов-
лены целью включения мастермайнд-групп в структуру онлайн-обучения.
Первое условие - ограниченность роли преподавателя. Мастермайнд-группы включаются в структуру онлайн-обучения прежде всего для компенсации живого общения в формате «студент - студент». Конечно, на первых встречах преподаватель выступает в роли координатора - знакомит студентов, объясняет назначение группы, рассказывает о правилах проведения встреч. Однако с течением времени будет целесообразно передать роль координатора одному из студентов и, возможно, отказаться от участия преподавателя во встречах.
Ограниченность роли преподавателя проявляется также при его участии в дискуссиях. Главная особенность мастермайнд-групп заключается в равноправии всех участников, а преподаватель находится не в равных условиях со студентами исходя даже из целей его участия в мастермайнд-группе. Преподаватель выступает наблюдателем. Из роли наблюдателя также можно получить положительный результат - определить наиболее трудные или интересные темы, проблемы, задания как самые обсуждаемые, с учетом этого скоординировать дальнейший образовательный процесс.
Другое условие - планирование встреч, но не планирование отдельной встречи. Общение в мастер-майнд-группе должно быть свободным, без ограничений. Определение темы встречи или ее проведение в соответствии со строгим планом работы будут ставить студентов в рамки, что безусловно влияет на активность студентов. Между тем общее расписание проведения встреч должно быть включено в структуру онлайн-обучения по учебному курсу. Обучающиеся должны иметь возможность спланировать свою занятость. Преподаватель может влиять на тематику встречи опосредованно, например, на предшествующем мастермайнд-группе занятии дать для решения задачу или проблему, содержание решения которой трудное или неоднозначное, подстегивающее к его обсуждению.
Третье условие - доступность средств взаимодействия для всех участников мастермайнд-группы. Его суть заключается в выполнении правила минимизации технических и программных требований для получения доступа к мастермайнд-группе. Встреча должна проходить при использовании общедоступных средств связи с бесплатной или бюджетной лицензией, не требующих дополнительного оборудования или программного обеспечения (Zoom, Skype, Discord и др.). При необходимости участники могут дого-
вориться о создании чата, который будет функционировать не только во время проведения встреч.
Возможность высказывания каждым участником группы определяет условие поддержки инициатив. Более того, каждый участник может предложить тему для обсуждения. Одно из правил мастермайнд-группы «высказывание по кругу» действует и в условиях онлайн-обучения, каждый участник высказывает идеи, обозначает трудности, с которыми столкнулся, предлагает варианты способов решения обсуждаемой учебной проблемы.
Необходимость активной позиции каждого участника определяет условие формирования группы согласно правилам. Большое количество участников будет являться ограничивающим фактором для проявления активности каждого отдельного студента. Оптимальное число обучаемых в группе 3-6 [3]. В небольших группах участникам проще концентрироваться на решении проблем, координировать свои действия, организовывать встречи. Первоначальное формирование групп проводит преподаватель с учетом интересов студентов. Для выявления интересов обучаемых может быть проведено анкетирование, предложен набор тем кейсов. В дальнейшем студенты могут при коллективном одобрении приглашать в группу других участников.
Проведение мастермайнд-групп преследует определенные цели, поставленные при обучении дисциплинам высшей школы, необходимость достижения которых диктует еще одно условие организации таких групп - оценивание результатов. Так как с течением времени мастермайнд-группы постепенно переходят на самоорганизацию и самоуправление, оценивание результатов целесообразно проводить в рамках других занятий (лекционных, практических, семинарских), где роль преподавателя является приоритетной. Преподаватель может оценивать результативность функционирования мастермайнд-групп по итогам мониторинга успешности учебной деятельности, полученным в ходе опроса ответам, результатам анкетирования. Создание системы оценивания успешности внедрения мастермайнд-групп в структуру онлайн-обучения может стать следующим направлением исследования авторов.
Заключение
Работа в мастермайнд-группах позволяет студентам расширить свой кругозор, взглянуть на проблему с разных точек зрения, обменяться опытом, контактами, осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, что является необходимыми условиями
успешности образовательной деятельности, достижения целей обучения учебному предмету. Включение в структуру онлайн-обучения мастермайнд-групп позволяет компенсировать недостаток живого общения при соблюдении определенных условий. Условия организации мастермайнд-групп с целью создания неофициальной обстановки связаны с ограничением роли преподавателя, отсутствием жесткого регламента проведения встреч, поддержкой инициатив, соблюдением правил формирования группы, доступностью средств взаимодействия, необходимостью оценивания результатов.
Литература
1. Find your perfect mastermind group [Электронный ресурс] / L. Hess, Ph. Cohen, L. Wann, K. Greenstreet. URL: https://inaccord. ch/wp-content/uploads/2017/08/Find-Your-Perfect-Mastermind-Group-eBook.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
2. Hill N. Think and Grow Rich. Fawcett Crest, 1987. 256 p.
3. Seda L., Dinsmore S. How to create your ultimate mastermind team [Электронный ресурс]. URL: https://liveyourlegend.net/ wp-content/uploads/downloads/2014/07/How-to-Create-Your-Ultimate-Mastermind-Team-Workbook-Final41.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
4. Востриков А. А., Куликов А. В., Мусатов Е. А. Живое общение в современном обществе // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. 2016. № 3. С. 217-222.
5. Дуденкова Т. А. Формальное и неформальное в научной коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2010. № 3 (19). С. 128-134.
6. Закрытые бизнес-группы по системе MasterMind [Электронный ресурс]. URL: http://mastermindclub.ru/ (дата обращения: 20.09.2020).
7. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.
8. Мальцев А. О. Средства коммуникаций дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 3 (приложение). URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=2327 (дата обращения: 20.09.2020).
9. Мороз В. А., Антюшина Т. Ю. Межличностные отношения студентов, влияющие на процесс становления личности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 735-739. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10663 (дата обращения: 20.09.2020).
10. Набок О. Корпоративное обучение - как не дать «засохнуть» себе, компании, специалистам? Как учиться, развлекаясь? // Управление персоналом. 2020. № 16. С. 39-46.
11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.09.2020).
12. Фомина А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 101-106.
13. Шрубченко А. В. Особенности неформальных коммуникаций в ВУЗе // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5, № 5А. С. 90-99.
References
1. Hess L., Cohen Ph., Wann L., Greenstreet K. Find your perfect mastermind group. Available at: https://inaccord.ch/wp-content/ uploads/2017/08/Find-Your-Perfect-Mastermind-Group-eBook. pdf (accessed 20.09.2020). (In English).
2. Hill N. Think and Grow Rich. Fawcett Crest, 1987. 256 p. (In English).
3. Seda L., Dinsmore S. How to create your ultimate mastermind team. Available at: https://liveyourlegend.net/wp-content/ uploads/downloads/2014/07/How-to-Create-Your-Ultimate-Mastermind-Team-Workbook-Final41.pdf (accessed 20.09.2020). (In English).
4. Vostrikov A. A., Sandpipers A. V., Musatov E. A. Zhivoye obshcheniye v sovremennom obshchestve [Real-life communication in modern society]. Economy and Management in the XXI century: Science and Practice, 2016, no. 3, pp. 217-222. (In Russian).
5. Dudenkova T. A. Formal'noye i neformal'noye v nauchnoy kommunikatsii [Formal and informal in the scientific communications]. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2010, no. 3 (19), pp. 128-134. (In Russian).
6. Zakrytyye biznes-gruppy po sisteme MasterMind [Closed business groups using the MasterMind system]. Available at: http://mastermindclub.ru/ (accessed 20.09.2020). (In Russian).
7. Kuzminov Ya. I., Frumin I. D. Onlayn-obucheniye: kak ono menyayet strukturu obrazovaniya i ekonomiku universiteta. Otkrytaya diskussiya I. Kuz'minov - M. Karnoy [Online learning: how it affects the university structure and economics Yaroslav Kuzminov - Martin Carnoy panel discussion]. Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 8-43. (In Russian).
8. Maltsev A. O. Sredstva kommunikatsiy distantsionnogo obucheniya [Communication means of distance learning]. Modern Problems of Science and Education, 2009, no. 3 (appendix). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2327 (accessed 20.09.2020). (In Russian).
9. Moroz V. A., Antyushina T. Yu. Mezhlichnostnyye otnosheniya studentov, vliyayushchiye na protsess stanovleniya lichnosti [Interpersonal relations of students influencing the process of personality formation]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 11-4, pp. 735-739. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10663 (accessed 20.09.2020). (In Russian).
10. Nabok O. Korporativnoye obucheniye - kak ne dat' «zasokhnut'» sebe, kompanii, spetsialistam? Kak uchit'sya, razvlekayas'? [Corporate training - how not to let yourself, your company, and your specialists dry out? How to learn while having fun?]. Personnel Management, 2020, no. 16. pp. 39-46. (In Russian).
11. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 20.09.2020). (In Russian).
12. Fomina A. S. Onlayn-obucheniye v vysshem uchebnom zavedenii: metodiki, kontent, tekhnologii [Online learning in a higher school: methodology, content, technologies]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2016, no. 1, pp. 101-106. (In Russian).
13. Shrubchenko A. V. Osobennosti neformal'nykh kommunikatsiy v VUZe [Features of informal communications in higher education institution]. Theories and Problems of Political Research, 2016, vol. 5, no. 5A, pp. 90-99. (In Russian).