DOI 10.24411/9999-001А-2019-10105 УДК: 72.035.5
К.О. Гуляева
Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск)
rgnks2874@gmail.com Научный руководитель: доцент А.А. Ляпин
Мастера эпохи историзма конца XIX — начала XX века в Иркутске
Аннотация
Автор выделяет группу архитекторов конца XIX — начала ХХ вв. в Иркутске, чье творчество можно отнести к направлению историзма (В.А. Рассушин, А.П. Артюшков, В.А. Кудельский, А.И. Кузнецов и Г.В. Розен). Дается перечень и краткая история основных построек этих архитекторов. Здания эпохи историзма составляют существенную часть архитектурного наследия Иркутска и придают ему ценное своеобразие.
Ключевые слова: историзм, эклектика, архитектура Сибири, архитектура Иркутска, архитектурное образование, Институт гражданских инженеров
K.O. Gulyaeva
Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk)
rgnks2874@gmail.com Scientific adviser is A.A. Lyapin
Masters of the historism of the end of the 19th century — the beginning of the 20th century in Irkutsk
Abstract
The author determines a group of architects of the end of the 19th — the beginning of the 20th century in Irkutsk, whose professional legacy can be referred to historicism (V.A. Rassushin, A.P. Artyushkov, V.A. Kudelsky, A.I. Kuznetsov and G.V. Rosen). The article deals with a list of the buildings designed by these architects and their brief history. Buildings of historicism are a significant part of Irkutsk architectural heritage and give the city its originality.
Keywords: historicism, eclecticism, architecture of Siberia, architecture of Irkutsk, architectural education, Institute of Civil Engineers
Историзм — особое направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX в., которое выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей. Синонимом историзма в советской литературе выступает термин эклектика [Российская академия художеств].
Период бытования историзма, конец XIX — начало XX вв., представляет особое значение для исследователей, так как именно в это время архитекторы в своей деятельности содействуют использованию многообразия архитектурных стилей. Это явление дало начало такому направлению как «историзм». Исследователь О.Н. Беседина в своей статье «Памятники архитектуры Иркутска» разделяет историю развития архитектурно-планировочной композиции Иркутска на три периода [Беседина, 1990, с. 53-57]: Первый этап развития города (середина XVII — конец XVIII вв.) характеризуется формированием сети русский поселений в Восточной Сибири. Архитектура этого этапа характеризуется отсутствием строгой регулярности в городском строительстве.
Второй этап развития города (1780-1792 гг.) характеризуется утверждением Генерального плана
города и развития классицизма в архитектуре Иркутска до конца XIX в.
Третий этап формирования архитектуры Иркутска приходился на период после страшного пожара 1879 г. и продолжался до конца 1910-х гг. Здесь Беседина выделяет два этапа — 1880-е — 1890-е гг.
— время развития эклектики, не сдерживаемой рамками традиционной застройки, и 1900-е — 1910-е гг.
— период распространения архитектуры модерна.
В своей статье, посвященной историзму, А.В. Иконников, историк и теоретик архитектуры, дает такое определение этому направлению: «Историзм, в отличие от предшествующих стилей Нового времени, где общие принципы находили выражение в единообразных формах и композициях, как стиль воплощает единые принципы в разнохарактерных стилевых формах» [Иконников, 2012, с. 12].
Одной из главных отличительных черт архитектуры конца XIX — начала XX вв. в Иркутске является особая роль украшения зданий, которая осуществлялась с помощью декора фасадов в сочетании с объемно-пространственными решениями архитектуры зданий в целом, с целью создания оригинального
произведения. Для историзма характерно смешение архитектурных элементов стилей, присущих архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Своеобразие застройки Иркутска сформировало особый архитектурный облик города.
Как утверждает А.А. Ляпин в своей статье «Городские архитекторы Иркутска начала XX века», информация об архитекторах Иркутска этого времени в исторической научной литературе сегодня представлена достаточно фрагментарно [Ляпин, 2018, с. 148]. В предложенной публикации мы рассмотрим деятельность архитекторов В.А. Рассушина, А.П. Ар-тюшкова, В.А. Кудельского, А.И. Кузнецова, Г.В. Ро-зена, работавших в Иркутске в эпоху историзма, и ставших признанными мастерами в этом направлении архитектуры. Для Рассушина, Кудельского и Розена историзм являлся главным направлением творчества, реализуемым с помощью архитектуры. В свою очередь, для А.П. Артюшкова и А.И. Кузнецова историзм был отправной точкой на пути к модерну в архитектуре.
Владимир Александрович Рассушин (18581934)— один из самых ярких архитекторов Иркутска конца XIX — начала ХХ вв. После того, как в 1886 г. Владимир Александрович окончил Институт гражданских инженеров, получив специальность инженера-архитектора, его назначили на должность иркутского городского архитектора, в которой он работал по 1894 г. Рассушин был едва ли не самым молодым и амбициозным специалистом в этой области в Иркутске — должность первого иркутского городского архитектора он занял в свои 28 лет [Калинина, 2007, с. 48].
Здания, построенные по проекту Рассушина, сегодня являются памятниками архитектуры города. Архитектор занимался преобразованием здания бывшей гауптвахты для размещения там городской общественной библиотеки (ныне здание снесено, на его месте построена гостиница «Ангара»). В 1889 г., под руководством Рассушина были сданы в эксплуатацию все начальные приходские училища, построенные по его проекту — Успенское, Глазков-ское, Знаменское, Крестовоздвиженское (ныне Дом дружбы). В 1890 г. началось проектирование здания Общественного собрания, законченное к середине июня 1891 г. Декабрь 1902 г. ознаменован завершением строительства второй очереди здания с большим театрально-концертным залом на 1000 зрителей (ныне здание Иркутской областной филармонии и, временно, Областной театр юного зрителя).
В январе 1891 г. Городская дума Иркутска поручает Рассушину спроектировать два моста — понтонный мост через реку Ангару и шпренгельный мост через реку Иркут. В конце июня этого же года было проведено торжественное открытие моста через Ангару, приуроченное к прибытию в Иркутск наследника престола Николая Александровича, будущего императора России. К этому же событию, по замыслу мастера, была возведена Триумфальная арка государя наследника. Рассушиным также были выполнены план сквера возле памятника Александру III и проект пятиклассного Александро-Мариинского городского начального училища, которое было построено в честь 25-летия супружества императора Александра III и Марии Федоровны — это здание было одним из лучших проектов выдающегося иркутского архитектора. Здание было заложено 30 апреля 1894
г., а уже 31 августа следующего года освящено и открыто для занятий. Бюджет строительства — 53900 рублей. В 1932-1933 гг. здание полностью перестроено для Финансово-экономического института (позднее — Институт народного хозяйства, Байкальский государственный университет экономики и права, современный адрес — ул. Ленина, 11).
Двухэтажный деревянный дом справа от Иркутского драматического театра — бывший особняк архитектора, в котором сегодня находится фармацевтический факультет Иркутского государственного медицинского университета (ил. 1). Крыша здания сплошная с восьмигранным куполом, который выполнен с фигурным завершением: на его металлическом шпиле указана дата постройки особняка — «1902». Лестницы на второй этаж и в подвал — деревянные, с ограждениями из фигурных балясин. На втором этаже из комнат устроены выходы на балконы, а на потолках можно было увидеть гипсовую лепнину.
После революции здание было национализировано, а с 30 декабря 1923 г. в особняке начал работать Сибирский музей социальной медицины, созданный при медицинском факультете Иркутского университета.
Также по проекту Рассушина была осуществлена реконструкция здания Городской управы (ул. Ленина, 14). Сейчас в нем находятся администрация и дума Иркутска. Рассушин занимался также благоустройством парков и садов города, обустройством дорог, являлся председателем комиссии по улучшению садов и бульваров города. Как утверждает И.В. Калинина в своей статье «Постройки иркутского архитектора В.А. Рассушина» [2007], здания, построенные по проектам архитектора Рассушина выделяются из круга массовой застройки города четкой ориентацией архитектурного замысла на образцы классической архитектуры.
Александр Петрович Артюшков (1867-1938) — архитектор, педагог и общественный деятель. В «Иркутской летописи» Ю.П. Колмакова первое упоминание об Артюшкове относится к 1896 г., когда тот прибыл в город на соискание государственной службы [Колмаков, 2003, с. 318-319]. Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, Артюшков в 1898 г. вступил в должность губернского архитектора и пребывал в ней до 1904 г. Артюшков считали признанным специалистом, поэтому ему поручали серьезные заказы.
К самым ранним постройкам Артюшкова в Иркутске можно отнести корпуса зданий пивоваренного завода товарищества «В.А. Белоголовый и Ко», позднее известного как корпуса дрожже-винокуренного завода Ф.Ф. Кузнецов (ул. Гаврилова, 1, построен в 1897-1899 гг.). Также по проекту архитектора был возведен доходный дом купца С.Н. Родионова, строительство которого продолжалось с 1885 по 1887 г. (ныне «Детский мир»). При простом лаконичном решении общего объема здесь присутствует живописное декоративное убранство: верхняя часть фасада украшена прихотливой вязью растительного декора. Декор для того времени был новаторским. Позже его повторяли в других зданиях, но именно в этом проекте Артюшков использовал его впервые. Уникальные интерьеры здания и некоторые его детали, такие как витражное окно, исполненное по рисунку Артюшкова, выполненное во Франции [Ляпин, 2012,
с. 14] до сих пор привлекают внимание. В 1980-х гг. здание было отреставрировано, причем облик дома остался близок к первоначальному и сохраняет его до сих пор (ил. 2).
В 1899 г., по проекту Александра Петровича была построена усадьба купцов Сапожниковых. Декор фасада одноэтажного здания усадьбы был выполнен в тенденциях историзма: фасад выдержан с использованием архитектурных форм эпохи Возрождения. Дорический ордер применен здесь не как самостоятельная архитектурная система, а как декорация, наложенная на плоский фасад. Здание имеет трех-осевую симметричную композицию; оси проходят по центральному и боковым ризалитам. Подобно ордеру, здание имеет трехчастное деление: у него есть цоколь, немного выдвинутый вперед, основная плоскость стены и венчание, что придает разнообразие фасаду. Центральная ось зафиксирована высоким аттиком, на котором размещен герб Иркутска. В 1897 г. усадьбу Сапожниковых приобрело иркутское «Общество взаимного страхования имущества от огня». 26 марта 1922 г. в здании состоялось первое собрание бывших политкаторжан и политических ссыльных, после чего усадьба полностью перешла в их распоряжение. В 1924 г. усадьба была муниципализирована советской властью. Позднее дом был передан в ведомство иркутского губернского отдела местного хозяйства. С 1935 г. в здании начал работу детский кинотеатр «Пионер».
В 1906-1908 гг. по проекту Артюшкова было построено здание типографии И.П. Казанцева (ул. Марата, 4). Из проектов архитектора, выполненных в советское время, можно назвать жилой дом для инженерно-технических работников Иркутской чае-прессовочной фабрики на углу ул. Сурикова и Марата (1931 г).
Владислав Андреевич Кудельский (1838— 1893)— архитектор, коллежский советник, художник, гласный городской думы. Учился вольноприходящим учеником на архитектурном отделении императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге [Щербин, 2005, с. 48]. Окончил Императорскую Академию художеств в звании неклассного художника. В этом звании был утвержден общим собранием Академии художеств 6 апреля 1858 г. «с правом производить строения и пользоваться преимуществами Всемилостивейшее дарованною Академиею привилегиею художникам». Прибыл в Иркутск в 1860 г. Должность городского архитектора занимал с 1880 по 1881 г. Много проектировал и составлял сметы на сооружение казенных, общественных и других зданий, особое внимание уделял церковному зодчеству. По проектам Кудельского в Иркутске были построены Вознесенский собор в одноименном мужском монастыре, выполненный в русско-византийском стиле (1863-1873 гг., утрачен); Благовещенская (1888-1890 гг., утрачена) и Князе-Владимирская (1885-1895 гг.) церкви; Иркутская синагога (1878-1882 гг.); паперть к Иркутской Крестовоздвиженской церкви (1860 г.) (ил. 3); дом купчихи Х.Я. Колыгиной (1881-1883 гг., ныне Дом офицеров); часовня Иверской Божией Матери на Ивановской площади (1891-1892 гг., не сохранилась), а также Зиминская Троицкая (1880 г.) и Ки-мильтейская Николаевская (1882-1885 гг.) церкви, и другие здания. Наряду с архитекторами Г.В. Розеном и В.А. Рассушиным, Кудельский принимал участие в
проектировании комплекса Иркутского технического училища (1882-1884 гг., ныне здание биолого-почвенного факультета ИГУ). Кроме того, под его руководством были осуществлены перестройки Спасской церкви (1861 г.) и Богоявленского собора (1870 г.) [Там же, с. 161-164]. Большая часть построек Владислава Андреевича выполнена в неорусском стиле, одном из направлений историзма, основанном на использовании элементов византийской архитектуры в сочетании с традициями древнерусского зодчества.
Алексей Иванович Кузнецов (1865 — 1904)
— городской архитектор Иркутска с 1895 по 1903 г. Сын чиновника, происходил из обер-офицерских детей. Окончил Императорскую академию художеств; в период обучения получил две серебряных медали за творческие работы — в 1888 г. и в 1890 г. В Иркутске Кузнецовым были спроектированы и построены дом инженера путей сообщения И.И. Никитина (1902-1903 гг., ул. Литвинова 1), дом купца М. Бутина (1897-1898 гг., ныне пер. Хасановский, 1), аптека М.Г. Писаревского (1897-1899 гг., ныне ул. Дзержинского, 34) и Иркутская больница для хронических больных, дом почетного гражданина И.Л. Медведникова и его жены (1899-1901, ныне ул. 2-ая Железнодорожная, 4) и другие сооружения. Архитектор спроектировал и свои собственные дома
— деревянный по современной ул. 5-й Армии, 51 и каменный на углу ул. Карла Маркса и Сухэ-Батора, 18 (последний — полностью перестроен после пожара арх. Н.И. Бойковым).
Кузнецов реконструировал и существовавшие здания, благодаря чему они приобрели тот облик, который мы видим сегодня на улицах Иркутска. Это владения купца С.И. Теплых (каменный двухэтажный магазин) на ул. Большой (1895 г., ныне ул. К. Маркса 33), дом Брянцевых-Гиллера (1902-1907 гг., ныне ул. Ленина, 13), А. Воллернера (1896 г., ныне ул. К. Маркса, 25), часть дома купчихи И.Г. Ямполь-ской (ул. Фурье, 1; надстроена также вторая часть, выходящая на ул. К. Маркса; в 1899 — начале 1900-х гг.), внутренние помещения трехэтажного здания гостиницы «Деко» (1901 г., ныне ул. Сухэ-Батора, 17).
Гостиница «Гранд-Отель», построенная в 1906 г. по проекту Кузнецова, — также одно из наиболее заметных зданий современной ул. К. Маркса (ил. 4). Гостиница занимает участок на углу улиц К. Маркса и Литвинова, удачно акцентируя их пересечение. Здание расположено в окружении разностилевой каменной застройки конца XIX — начала XX вв., среди которой заметно выделяется благодаря сложной объемно-пространственной композиции, разнообразному декору, а также сложному рисунку наличников окон и башенке, завершающей угол здания. Здание гостиницы является ярким примером общественной постройки, возведенной на стыке веком, с характерным для этого времени декором, выполненным в стиле историзма. Большая часть зданий Алексея Ивановича Кузнецова выполнена в одном из направлений архитектуры историзма — вариативном и демократичном итальянском стиле [Гаращенко, 2016, с. 285].
Генрих Владимирович Розен (1847 — после 1915) — архитектор. После окончания строительного училища в Санкт-Петербурге до приезда в Иркутск Розен работал во многих городах России, таких как Гродно, Казань, Санкт-Петербург, где по его про-
ектам построены казенные и частные здания, в том числе Воскресенский собор в Казани. Также он успел принять участие в строительстве железных дорог.
В Иркутск Розен приезжает в конце 1879 или 1880 г. Работает в должности управляющего строительной и дорожной частями при Иркутском генерал-губернаторе, в 1892 г. покидает город в связи переходом на должность инспектора подъездных путей в Киеве [Калинина, Красная, 2013, с. 337].
В своей работе Розен применял кирпич без оштукатуривания, обладающий хорошими прочностными свойствами, а также красивым цветом и пластической выразительностью. В Иркутске Генрих Владимирович Розен построил комплекс зданий музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ныне здание краеведческого музея по ул. К. Маркса, 2), построенных в 1883-1891 гг.; Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божией Матери, выполненный с участием В.А. Кудельского и М.Н. Огонь-Догоновского (18751894 гг., не сохранился); Лютеранскую церковь (кирху) во имя Вознесения Господня (1885 г., не сохранилась); здание городского училища «Детский сад» (1882 г., деревянное — ныне перенесено на ул. Горького, 5а); комплекс Базановского воспитательного дома с родильным приютом (1880-1883 гг., ныне ул. Свердлова, 14); надгробие на могиле А.П. Щапова (1886 г.) и другие здания и сооружения.
Здание городского училища «Детский сад» является образцом высокопрофессиональной деревянной архитектуры. В нем нашли свое отражение общерусские увлечения древнерусскими формами. В оформлении здания использовались стилизованные декоративные элементы, характерные для русского деревянного зодчества — гирьки, дыньки и другие детали.
Комплекс зданий музея Восточно-Сибирского Отделения Русского Географического общества стал настоящей жемчужиной гражданской архитектуры Иркутска. Все постройки комплекса ориентированы на современную ул. К. Маркса, лишь сам музей боковым фасадом обращен на бульвар Гагарина, в окружение памятников архитектуры конца XIX в. (ил. 5). Двухэтажное здание выполнено в мавританском стиле. Архитектором был создан впечатляющий ансамбль, который имеет выгодное восприятие со всех видовых точек. Декор фасадов, выполненный в кирпичной пластике, содержит такие декоративные элементы как ступенчатые машикули, решетчатые филенки, эллиптические завершения проемов, розетки с восточным орнаментом. Небольшой флигель решен в тех же формах, что и основное здание, но является более простым по своему декору и построению плана. Проезжие ворота выполнены в виде стреловидной арки, опирающейся на два небольших объема-столба, которые, в свою очередь, завершены фиалами. Декор ворот перекликается с формами остальных построек ансамбля. В целом, комплекс построек Общества представляет собой один из наиболее известных памятников архитектуры историзма, отражающий направленность творческого поиска одного из наиболее деятельных сибирских архитекторов, Генриха Владимировича Розена.
Одним из основателей исследования деятельности творчества архитекторов Иркутска периода историзма является искусствовед, историк иркутской
аритектуры Валерий Трофимович Щербин. Вклад Валерия Трофимовича в изучение истории архитектуры города огромен: он первым стал заниматься обучением студентов истории искусств и истории архитектуры на новой для Иркутска специальности «архитектура», открытой в городе 1973 г. [Ляпин, 2014, с. 319]. В список его свершений входит становление Иркутской архитектурной школы, а также деятельность по изучению и охране архитектурных памятников, которая заслужила признание всего архитектурного сообщества в городах Байкальского региона. Труды В.Т. Щербина получили самую высокую оценку Министерства культуры РСФСР. В общественной деятельности исследователь много внимания уделял пропаганде архитектурного наследия городов Сибири. Именно благодаря Валерию Трофимовичу, проходя сегодня по центральным улицам города Иркутска, мы имеем возможность получить неоценимый опыт соприкосновения с прошлым, что помогает понимать и чувствовать историю архитектуры разных периодов времени, так как сохранились не только отдельные здания и сооружения, но и историческая среда, которая придает городу особый исторический дух.
В заключении хотелось бы отметить, что период историзма в архитектуре — ценное явление в градостроительной истории Иркутска. Благодаря ему Иркутск имеет уникальную архитектуру. Несомненно, в Иркутске отразились те же тенденции развития историзма, что и в других городах, так как городскими архитекторами на тот момент были специалисты петербургской архитектурной школы, учителями которых, в свою очередь, были такие выдающиеся личности, как Николай Владимирович Султанов (1850-1908) — академик архитектуры, наиболее крупный теоретик и историк архитектуры конца XIX в. — начала XX в., и Павел Юрьевич Сюзор (родился 1844-1919) — академик архитектуры, член правления нескольких строительных обществ [Ляпин, Вале-ев, 2015, с. 38-39].
В конце XIX — начале XX в. в Иркутске велась интенсивная строительная деятельность, развивались художественные традиции города, преобладал высокий уровень строительного и плотницкого дела. [Калинина, Красная, 2013, с. 57-76]. Эти явления отразились в насыщенности и разнообразии архитектурно-пространственной среды Иркутска и позволили сделать этот город уникальным явлением в русской градостроительной культуре.
Список литературы
1. Беседина О.Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. — Новосибирск: УД СО АН СССР, 1990. — 65 с.
1. Гаращенко А.Н. Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище. — Иркутск: Земля Иркутская, 2016. — 463 с.
2. Иконников А.В. Историзм — стиль архитектуры XIX столетия // Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство. Сборник статей международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Геральда Боссе (1812-1894). — Санкт-Петербург: Палаццо, 2012. — С. 12-23.
3. Калинина И.В., Красная Н.Н. Город и дере-
во. Архитектура и ремесло. — Иркутск: Агентство «МаиР», 2013. — 452 с.
4. Калинина И.В. Постройки иркутского архитектора В.А. Рассушина // Проект Байкал. — 2007. — № 13. — С. 48-52.
5. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. — Иркутск: Оттиск, 2003. — С. 318-319.
6. Ляпин А.А. Архитекторы — выпускники Института гражданских инженеров в Иркутске в начале XX века // Вестник гражданских инженеров. — 2012. — № 2 (31). — С. 12-16.
7. Ляпин А.А. Искусствовед Валерий Щербин и формирование иркутской школы архитектуры // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 10 (93). — С. 318-322.
8. Ляпин А.А. Городские архитекторы Иркутска в начале XX века // Известия лаборатории древних технологий. — 2018. — Т. 14. — № 1 (26). — С. 147154.
9. Ляпин А.А., Валеев Р.И. Петербургские учителя иркутского архитектора Владимира Рассушина // Рассушинские чтения: Сборник научных работ участников межрегиональной научно-практической конференции. — Иркутск: типография «На Чехова»,
2015. — С. 35-40.
10. Российская академия художеств. Словарь терминов. — [Электронный ресурс]. — URL: https: // clck.ru/HML4V (дата обращения: 18 апреля 2019 г.).
11. Щербин В.Т. Забвению не подлежит. О судьбе Казанского Кафедрального собора в Иркутске // Известия архитектурно-этнографического музея «Тальцы». — 2005. — № 4. — С. 48-52.
12. Щербин В.Т. Кудельский Владислав Андреевич: 175 лет со дня рождения // Приангарье: годы, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2013 г. — Иркутск, изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2013. — С. 161-164.
References
1. Besedina O.N. Pamyatniki istorii i arkhitektury Irkutska: Kul'tovoe zodchestvo. Novosibirsk: UD SO AN SSSR, 1990. 65 p.
1. Garashchenko A.N. Irkutskii istoricheskii nekropol': Ierusalimskoe kladbishche. Irkutsk: Zemlya Irkutskaya.
2016. 46 p.
2. Ikonnikov A.V. Istorizm — stil' arkhitektury XIX stoletiya. In Arkhitektura epokhi istorizma: traditsii i novatorstvo. Sbornik statei mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 200-ietiyu so dnya rozhdeniya arkhitektora Geral'da Bosse (1812-1894). Saint-Peterburg: Palatstso, 2012. Pp. 12-23.
3. Kalinina I.V., Krasnaya N.N. Gorod i derevo. Arkhitektura i remeslo. Irkutsk: Agentstvo «MaiR»,
2013. 452 p.
4. Kalinina I.V. Postroiki irkutskogo arkhitektora V.A. Rassushina. ProektBaikal. 2007. No 13. Pp. 48-52.
5. Kolmakov Yu.P. Irkutskaya letopis' 1661-1940 gg. Irkutsk: Ottisk, 2003. Pp. 318-319.
6. Lyapin A.A. Arkhitektory — vypuskniki Instituta grazhdanskikh inzhenerov v Irkutske v nachale XX veka. Vestnikgrazhdanskikh inzhenerov. 2012. No 2 (31). Pp. 12-16.
7. Lyapin A.A. Iskusstvoved Valerii Shcherbin i formirovanie irkutskoi shkoly arkhitektury. Vestnik Irku tskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.
2014. No 10 (93). Pp. 318-322.
8. Lyapin A.A. Gorodskie arkhitektory Irkutska v nachale XX veka. Izvestiya iaboratorii drevnikh tekhnoiogii. 2018. Vol. 14. No 1 (26). Pp. 147-154.
9. Lyapin A.A., Valeev R.I. Peterburgskie uchitelya irkutskogo arkhitektora Vladimira Rassushina. In Rassushinskie chteniya: Sbornik nauchnykh rabot uchastnikov mezhregionai'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk: tipografiya «Na Chekhova», 2015. Pp. 35-40.
10. Rossiiskaya akademiya khudozhestv. Slovar' terminov. [Elektronnyi resurs]. URL: https://clck.ru/ HML4V (data obrashcheniya: 18 aprelya 2019 g.).
11. Shcherbin V.T. Zabveniyu ne podlezhit. O sud'be Kazanskogo Kafedral'nogo sobora v Irkutske. In Izvestiya arkhitekturno-etnograficheskogo muzeya «Taltsy». 2005. No 4. Pp. 48-52.
12. Shcherbin V.T. Kudel'skii Vladislav Andreevich: 175 let so dnya rozhdeniya. In Priangar'e: gody, sobytiya, lyudi: kaiendar'znamenatel'nykh i pamyatnykh dat Irkutskoi obiasti na 2013 g. Irkutsk, izd. Irkut. obl. gos. univers. nauch. b-ki im. I.I. Molchanova-Sibirskogo, 2013. Pp. 161-164.
Ил. 1. Бывший особняк В.А. Рассушина — здание Иркутского государственного фармацевтического факультета
(ул. К. Маркса, 10) (URL: https://clck.ru/HMPMU)
Ил. 2. Здание магазина «Детский мир» в Иркутске (ул. Урицкого, 1), архитектор А.П. Артюшков (URL: https://clck.ru/HMPZA)
Ил. 3. Паперть Крестовоздвиженской церкви в г. Иркутске (ул. Седова, 1), архитектор В.А. Кудельский. Снимок С. Попова (https://clck.ru/HMPec)
Ил. 4. Здание гостиницы «Гранд-Отель» в Иркутске (ул. Литвинова, 1), архитектор А.И. Кузнецов (URL: https://clck.ru/HMQ3w)
Ил. 5. Здание Иркутского областного краеведческого музея (ул. К. Маркса, 2), архитектор Г.В. Розен
(URL: https://clck.ru/HMQ9L)