МАСТЕР ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ
АНДРЕЙ
МОСКАЛЕНКО
В Россию Volkswagen Crafter поставляется исключительно как грузовой фургон, однако в этот автомобиль изначально были заложены большие конструктивные возможности для перевоплощения. По заказу покупателя он легко превращается в микроавтобус. На «пассажирскую» переделку Crafter отправляется, как правило, в Нижний Новгород — в компании «Артан» и «Луидор». Там в цельнометаллический кузов врезают остекление, а в салоне устанавливают сиденья. Один из результатов труда кастомайзеров и оказался на тестдрайве «Бизнес-журнала».
Какой транспортной компании «сосватать» такой автомобиль? Решили, что лучшей кандидатуры, чем «Автолайн», не найти: как-никак это крупнейший частный российский транспортный холдинг в сфере внутригородских пассажирских перевозок, включающий 22 предприятия. Группа компаний ежемесячно перевозит 15 млн пассажиров и обслуживает 350 маршрутов в Москве и Подмосковье. Чистоту эксперимента гарантировало то, что в обширном парке «Автолайна» (2,5 тыс. транспортных единиц) до сих пор не нашлось ни одного места для Volkswagen: в основном
Автопроизводители любят подчеркивать утилитарность своих коммерческих автомобилей уже в самом названии.
Вот и Volkswagen Crafter в переводе с английского — «ремесленник», «мастеровой». Посмотрев на этого честного работягу, «Бизнес-журнал» решил отправить его для бизнес-тест-драйва в настоящее пекло — на одну из линий маршрутного такси.
он сформирован из Iveco и Mercedes. К тест-драйву в компании отнеслись со всей серьезностью — отрядили самого опытного из нескольких тысяч своих водителей, Владимира Смирнова, за плечами которого 45-летний стаж. Возить пассажиров он начинал еще на «рафиках» и «газелях». А из иномарок немало поработал на Ford, Iveco и Mercedes. Опять же — опыта эксплуатации Volkswagen у него нет. Тем интереснее!
76 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015
ИСТИННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ТАКСОМАРШРУТНОГО БИЗНЕСА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ХОДОВОЙ ЧАСТЬЮ МИКРОАВТОБУСА И РАБОЧИМ МЕСТОМ ВОДИТЕЛЯ. ПОД КАПОТ VOLKSWAGEN CRAFTER ВЛАДИМИР СМИРНОВ ИЗ «АВТОЛАЙНА» ЗАГЛЯНУЛ ЛИШЬ В САМОМ КОНЦЕ:
«ЭТО ЖЕ НЕМЕЦ!»
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ МАСТЕРСТВА
Volkswagen Crafter — это три варианта тоннажности с допустимой полной массой в 3, 3,5 и 5 тонн. Добавьте к этому три варианта колесной базы — короткую (3 250 мм), среднюю (3 665) и длинную (4 325). Вариантов высоты и длины кузова — по четыре; максимальные габариты достигают 2,9 и 7,3 метра соответственно. (И кто решил дать такой махине классификацию «микроавтобус»?) Дизельный двигатель — только двухлитровый, но на выбор предоставляются четыре мощности — 80, 100, 105 и 120 кВт. Все вместе это дает Crafter сотни всевозможных комбинаций. Так что расчет производителя верен: какой-нибудь из вариантов непременно подойдет под требования транспортников.
При желании длиннобазный Crafter вполне можно превратить в маршрутку, способную перевозить 27 пассажиров разом. Неплохой «микроавтобус» получится, правда? Однако опытный Владимир Смирнов такой вариант отметает с ходу: «Да, вместительно, хорошо для часа пик, но в остальное время придется гонять автомобиль полупустым. Нецелесообразно!» Предлагаем практику таксомаршрутного бизнеса 17-местную
РЕЙСЫ И МАРШРУТЫ
В большинстве крупных российских городов на рынке внутригородских пассажирских перевозок доминируют транспортные ГУПы и МУПы, которые часто делают ставку на технику российского производства. Частные транспортные компании увереннее всего чувствуют себя именно в таксомаршрутном сегменте. В Москве, например, 70% пассажироперевозок наземным транспортом обеспечивает ГУП «Мосгортранс» с автопарком в 6,9 тыс. единиц. Оставшиеся 30% приходятся на долю частных компаний, которых насчитывается около семидесяти. Их совокупный оборот, по данным департамента транспорта Москвы, составляет 13,6 млрд рублей в год. Самый крупный из частных игроков — группа компаний «Автолайн».
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015 77
версию, и ее он одобряет. «Еще человек шесть стоя можно брать, — прикидывает он. — Главное, чтобы автомобиль был с высоким потолком и оборудован поручнями».
ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ОСМОТР
После оценки вместительности салона Volkswagen Crafter Владимир Смирнов решает продолжить знакомство с автомобилем, загнав его на смотровую яму. «Ходовка» — самое больное место маршруток, поясняет он. Будут проблемы
по ходовой части — нормальной работы не жди. Видом, открывшимся из ямы, наш эксперт остался доволен, положительно оценив запас прочности. Особенно ему понравились листовые рессоры задней подвески. А при виде сдвоенных колес на задней оси он одобрительно поцокал языком.
Дальше перебираемся обратно в салон, чтобы по очереди примериться к водительскому месту. Комбинация приборов информативна; показания легко читаются даже боковым зрением. Рулевая колонка настраивается по высоте и вылету.
78 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015
Оптимальную посадку для каждого подбираем без проблем — несмотря на почти 20 см разницы в росте. Водительское сиденье в Crafter имеет ярко выраженную боковую поддержку, подлокотники и множество регулировок (пусть и механических). Рабочее место изобилует вещевыми отсеками — как в двери, так и на торпедо и центральной консоли; есть даже полки над солнцезащитными козырьками. И это, уверяет наш автоэксперт, очень важно: есть куда складывать дневную выручку.
У людей, привычных к легковушкам, могут появиться некоторые нарекания к эргономике и интерфейсам Crafter. Например, у автомобиля всего один подрулевой рычаг (с левой стороны), и при этом производитель чересчур нагрузил его функциональностью. Из-за такой перегруженности моя попытка поморгать дальним светом закончилась заодно и помывкой ветрового стекла. Владимир Смирнов, как профессионал, таких промахов не допускал и манипулировал с рычагом так, будто это ему не впервой. Что, в принципе, так и есть. Дело в том, что «родной» ему Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Crafter не только очень близки конструктивно (немецкие автогиганты выпускают их в партнерстве), но и обладают одинаковой «фурнитурой».
Рабочее место водителя организовано так, чтобы ничто не помешало выйти из-за руля в салон или пересесть на пассажирское место: джойстик рычага переключения коробки передач встроен в переднюю панель, а массивный ручник находится в границах сиденья. Зато в самом салоне, с точки зрения «маршруточника», ширина прохода оставляет желать лучшего. Слегка тесновато может быть и на пассажирских местах уже при 17-местной компоновке. Багажный отсек в автомобиле отсутствует как таковой. Хотя для маршрутного такси его наличие и не требуется.
ПОПРОБУЙ ПРИПАРКУЙСЯ
Безопасность движения Volkswagen Crafter обеспечивают электронные системы ABS, ASR и ESP. Стабилизаторы поперечной устойчивости предусмотрены на обеих осях Crafter, что не дает разгуляться кренам в поворотах и при резких маневрах. Главное — не забывать о высоком центре тяжести. Порог максимальной скорости автомобиля — 160 км/ч, но создан он, разумеется, не для столь стремительного передвижения. Ему приличнее держаться своего ряда, а еще лучше — с достоинством перемещаться по выделенной для городского транспорта полосе.
Маневренность у Crafter выше всяких похвал. Пока по очереди проверяли ее, наглядно убедились, чем профессионал отличается от непрофессионала. Владимир Смирнов даже на непривычной для себя технике выполнил упражнение «парковка в стесненных городских условиях» на отлично — в один заход, встав вплотную к обочине, причем без советов каких-либо электронных помощников. Мне нечем было его удивить. Сначала я неловко занял нашим семиметровым исполином два парковочных места, потом свесил «хвост» на газон, а на третий раз перегородил передней частью половину дороги. И только после этого сдался — включил парктроник. Зато могу теперь отметить весьма корректную работу парковочных датчиков. Даже опционной камерой заднего вида пользоваться не пришлось. Парковался, как говорится, по звуку — но не до характерного «бум», а по сигналу парктроника, да внимательно смотрел в «большие уши» (зеркала), в которых дублировались показания парктроника.
Кстати о наружных зеркалах: они двойные, их нижнюю часть можно подстраивать для лучшего обзора, дабы избежать возникновения «мертвых зон».
С НЕМЕЦКОЙ ДОТОШНОСТЬЮ
«Когда ж вы под капот-то заглянуть собираетесь?» — поинтересовался я в какой-то момент у Владимира Смирнова. «А зачем?» — спросил он. И тут же процитировал Клаудию Шиффер из рекламы (правда, другого автобренда, но тоже из Германии): «Это же немец!» Нечего особо рассматривать то, что даже потенциально не сулит больших проблем на линии. По уверениям производителя, мотор Crafter сверхэффективен и способен без частого обслуживания «пробежать» до 200 тыс. километров. В моторный отсек мы все-таки заглядываем. Двухлитровый дизель с технологией Common Rail, пришедший недавно (по автомобильным меркам) на смену своему предше-
МИХАИЛ СЕМЕНИХИН
ГЛАВА МАРКИ «VOLKSWAGEN КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ»
Volkswagen Crafter впервые был представлен в 2006 году Он стал результатом эволюции модели LT, выпускавшейся до этого более тридцати лет. В 2011 году вышла обновленная модель, получившая новые, еще более надежные и экономичные двигатели и ряд новых технологических решений.
В нашей линейке Crafter — самый большой и наиболее универсальный автомобиль в диапазоне тоннажа от 3 до 5 тонн. Эта модель — одна из лучших для переделки и надстройки, поскольку еще на этапе проектирования в ней было заложено множество базовых и опциональных возможностей. Наиболее популярные модификации — грузовой фургон Crafter Kasten (неотъемлемыми преимуществами которого являются максимальный объем грузового отсека 17 куб. метров и ширина сдвижной двери до 1 300 мм) и Crafter Bus для городских, туристических и междугородних пассажирских перевозок. В зависимости от длины колесной базы автобус может быть оборудован для перевозки до 27 человек.
В декабре прошлого года в России был продан юбилейный, полуторамиллионный автомобиль Volkswagen, и им стал как раз Crafter. Покупатель, аэропорт Норильск, при выборе автомобиля предъявлял очень высокие требования, связанные с суровыми условиями эксплуатации при температурах от +35 до -50 градусов Цельсия и влажности до 90%. И выбрал в конце концов Crafter, что еще раз подтверждает надежность и высокое техническое оснащение нашего автомобиля.
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015 79
ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
АВТОДЕЛО
ственнику — 2,5-литровому TDI, был разработан специально для эксплуатации в тяжелых условиях и является сейчас одним из лидеров в своем классе по соотношению мощности и расхода топлива. Агрегируется он в Crafter только с механической шестиступенчатой трансмиссией. Передачи короткоходовые, включаются четко, на нужную попадаешь с первого раза. Для «особо одаренных» водителей на приборной доске появляется подсказка, на какую передачу пора переходить.
Двигатель теперь не пяти-, а четырехцилиндровый. Как заявляют инженеры Volkswagen, это позволило увеличить грузоподъемность на 10% и сократить расход топлива на 33%. Разумеется, такой важный для маршрутного бизнеса параметр, как расход топлива, мы не преминули проверить в различных режимах. В городском цикле нам удалось уложиться в 10 л на 100 километров. Могло бы получиться еще меньше (миллилитров на 400 солярки), поскольку автомобиль оборудован системой «Start/Stop», благодаря которой мотор на «нейтралке» (например, во время стояния в пробке или
на длинном светофоре) переходит в «спящий» режим. Однако Владимир Смирнов назвал систему «баловством» и перед поездкой решительно отключил. На трассе расход топлива держался в среднем на уровне 8 литров на сотню. Такого результата можно добиться далеко не на каждом седане, а тут — микроавтобус.
Работает двигатель тихо, как и полагается по стандарту Евро-5. Возможный «табун лошадей» — от 109 до 163. Максимальный крутящий момент — от 300 до 400 Нм. Причем даже на низких оборотах он остается высоким. По отзыву нашего бизнес-тестера, это весьма хорошие показатели.
«Всем Volkswagen Crafter хорош, — подвел черту профи из «Автолайна» в конце поездки, — если бы не цена. Iveco Daily, например, минимум на 200-300 тысяч рублей дешевле. С такой разницей он сможет попасть в автопарк только истинного поклонника марки или к очень основательному бизнесмену, рассчитывающему на длительную и беспроблемную щв эксплуатацию этого автомобиля». ■■
VOLKSWAGEN CRAFTER KASTEN
VOLKSWAGEN CRAFTER BUS
БАЗОВАЯ ВЕРСИЯ: ГРУЗОВОЙ ФУРГОН
6 940 мм
5 905 мм 5 240 мм
ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЙ пассажирский вариант
1 993 мм
5 905 мм 5 240 мм
КОЛИЧЕСТВО ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
4,2-4 4,8 / 15 / 17 / 19 / 21 | +6
_________________РАЗРЕШЕННАЯ ПОЛНАЯ МАССА, КГ_____________________
3
3500
5
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, КГ
а а MIN Е2Я ВДШ MAX КАТЕГОРИЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
©B, С ЦЕНА ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ МАРТА, РУБ. 0В, D
О от 1 597 100 О от 1 940 100
80 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015