Научная статья на тему 'Мастер классицистического пейзажа Джованни Баттиста Чимароли'

Мастер классицистического пейзажа Джованни Баттиста Чимароли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер классицистического пейзажа Джованни Баттиста Чимароли»

№1 (05) 2014

ПЕРСОНАЛИИ

МАСТЕР КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА ДЖОВАННИ БАТТИСТА ЧИМАРОЛИ

ДАТА РожАЕНИя: 1687 г.

МЕСТо РОЖДЕНИЯ: Сало (Северная Италия)

ДАТА СМЕРТИ: 1771 г.

МЕСТО СМЕРТИ: Венеция

УЧЕБА: Антонио Ауреджо, Антонио Кальца

ЖАНРЫ: Пейзажный, пасторальный

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ: «Публика на площади Сан-Марко, наблюдающая за травлей быка» (1740 г., Коллекция Те-руцци), «Речной пейзаж в окрестностях города» (ок. 1750 г., Академия Каррары, Бергамо), «Вид на Пьяцетту» и «Вид на Мол» (частная коллекция).

Алина Булгакова, исполнительный директор МИА ASG

Сеттеченто (итал. $ей:есеп11о) - заключительный этап в итальянском искусстве XVIII в., завершающий многовековую историю великого классического искусства Италии. Очагом изобразительного искусства в это время становится Венеция, сохранявшая еще свою республиканскую независимость. На первый план выдвигаются такие жанры, как портрет, бытовой жанр, сцены на мифологические и религиозные сюжеты и, конечно, пейзаж, подразделявшийся на ведуты (городские архитектурные пейзажи) и классицистический пейзаж, исповедовавший гармонический образ природы, эпически-возвышенный и повествовательный. На всю Европу гремят имена таких выдающихся итальянских мастеров, как Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Се-бастьяно Риччи, Джованни Баттиста Пьяцетта и Антонио Каналетто. Но очень часто для того, чтобы понять искусство того или иного исторического периода, постичь его художественные ценности и смысл изобразительного языка, необходимо познакомиться с творчеством «художников второго эшелона», имена которых мало известны широкой публике. Именно они создают особый культурный фон эпохи, воплощая в своем творчестве типичные и характерные приемы, отличающие различные живописные школы и направления.

таким характерным мастером периода сетте-ченто, работавшим в пейзажном жанре, был художник Джованни Баттиста Чимароли, представленный в Большом собрании изящных искусств ASG работой круга художника «Молодая крестьянка и рыбак перед водопадом».

Чимароли родился в итальянской коммуне Сало на берегу озера Гарда. Начал художественное образование в мастерской Антонио Ауреджо

и продолжил в Болонье у пейзажиста Антонио Кальца. Одна из первых серьезных работ Чимароли была приобретена в 1719 г. лордом Аннан-дейлом в Болонье (ныне хранится в Хоуптон Хаусе в Линлитгоу, Шотландия). В 20-е гг. XVIII в. живописец отправился для работы в Венецию, где состоял в гильдии св. Луки с 1726 по 1732 гг. В 1726 г. работал в сотрудничестве с Каналетто, Пьяцеттой, Питтони и другими художниками, создававшими полотна по заказу арт-дилера Оуэна Свини, представляющего интересы 2-го герцога Ричмонда. Четыре овальных фантазийных пейзажа Чимароли были проданы консулу Джозефу Смиту. три из них и по сей день находятся в Королевской коллекции Букингемского дворца.

Много художник работал в жанре ведуты, создавая виды Венеции, в которых ощущается сильное влияние искусства Каналетто. Одна из наиболее известных ведут Чимароли с полным названием «Публика на площади Сан-Марко, наблюдающая за травлей быка в честь визита Фри-

чимлроли, джованни баттиста «публика на площади сан-марко, наблюдающая за травлей быка»

холст, масло. 1740 г.

Колекция Теруцци (Teruzzi collection)

186

Шар искусств

ПЕРСОНАЛИИ

№1 (05) 2014

дриха Кристиана Саксонского 16 февраля 1740» отличается «фотографической» точностью и тщательностью проработки элементов композиции вплоть до мельчайших деталей. Все архитектурные постройки, изображенные на картине, легко узнаваемы: Собор Святого Марка, возвышающаяся колонна того же святого, Дворец Дожей. Практически так же площадь Сан-Марко выглядит и в наши дни.

КАНАЛЕТТО, ДЖОВАНЫИ АНТОЫИО

«площадь святого МАРКО, вид с восточной СТОРОНЫ» Холст, масло. 1723 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид

У Джованни Антонио Каналетто есть работа, изображающая площадь Святого Марка с аналогичного ракурса. Безусловно, Чимароли был хорошо знаком с работами Каналетто - непревзойденного мастера жанра ведуты. Оба живописца работали при поддержке английского покровителя, коллекционера и мецената Джозефа Смита в тесном взаимодействии. Многофигурная композиция, акценты на интересных деталях, дух романтики, наполненность светом, воздухом и чувством пространства - вот основные черты, роднящие пейзажистов. Хотя, сравнивая работы двух мастеров, можно говорить, что работа Каналетто более графична и монохромна по сравнению с картиной Чимароли - разнообразной в своем колористическом решении и более динамичной, наполненной движением людей на площади. Цветовая палитра ведуты Чимароли яркая, насыщенная и «открытая».

Художник активно работал и в жанре классицистического сельского пейзажа с видами на фермы и виллы с фигурами крестьян. Данные работы также отличаются светлой и яркой палитрой, часто напоминая полотна Франческо Дзуккарелли (1702 - 1788). Классицистический пейзажный жанр - это, как правило, изображение не реальной природы, а природы, сочиненной художником, т.к. только в улучшенном виде она достойна быть предметом изображения. В своих пейзажных работах Чимароли неукоснительно следует этому канону, сохраняя все признаки условности: бурый цвет, чуть подкрашенный зеленым, «бес-

ЧИМАРоЛИ, ДЖоВАННИ БАТТИСТА, КРУГ МолоДАЯ КРЕСТЬЯНКА И РЫБАК ПЕРЕД

водопадом

Италия, XVIII в. Холст, масло 56x37 см

БСИИ инв. № 04-1934

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

породные» деревья, стаффажные фигуры, схему кулисного построения, указывающую на мотив созерцания.

Характерным типом классицистического пейзажа является пасторальная сцена художника круга Джованни Баттиста Чимароли «Молодая крестьянка и рыбак перед водопадом» из Большого собрания изящных искусств ASG, олицетворяющая продолжение ренессансной мечты о гармоничной жизни.

На переднем плане изображены фигуры молодой крестьянки, облаченной в ярко-красную юбку, и рыбака, сидящего с удочкой в руках. В отдалении мы видим архитектурную постройку и фигуры рыбаков на берегу. В работе просматривается строгое разграничение планов: первый написан детально и подробно, средний -окрашен в зеленый цвет, дальний план «тает» в синеватой дымке, служа своеобразным фоном для сюжета. Композиция работы устойчива, справа она фланкируется деревьями, а слева уравновешивается правильными очертаниями архитектурной постройки и фигурами рыбачащих людей. Время на картине словно застыло, а сюжет не требует осмысления. Все здесь размеренно и гармонично, все дышит спокойствием и безмятежностью. В подобном ключе выполнена картина самого автора «Речной пейзаж в окрестностях города» (Академия Карра-ры, Бергамо). В обеих композициях фигуры людей статичны и условны. Они лишь стаффаж (украшение), который помогает наполнить пространство картины деталями, придающими пейзажам жанровый оттенок.

В целом же творчество Джованни Баттиста Чимароли является вполне типичным для итальянского искусства XVIII в. В его полотнах мы видим соединение характерной для этого времени идеализации с живым наблюдением натуры. Как «истинный сын своего времени», он придерживался классицистической школы, представители которой творили согласно живописному канону. При этом в работах Чимароли ощущается созерцательность, желание передать трепет природы и красоту реальности - качества, присущие лучшим произведениям пейзажного жанра.

ЧИМАРоЛИ, дЖоВАННИ

БАТТИсТА

РЕЧНоЙ ПЕЙЗАЖ В

окрестностях города

ок. 1750 г.

Академия Каррары, Бергамо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.