Научная статья на тему 'МАСТЕР-КЛАСС КОНКУРСА «МАСТЕР ГОДА»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ'

МАСТЕР-КЛАСС КОНКУРСА «МАСТЕР ГОДА»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное мастерство / мастер-класс / Всероссийский конкурс «Мастер года» / конкурсное мероприятие / конкурсное задание / открытое занятие / professional skills / master class / All-Russian competition “Master of the Year” / competitive event / competitive task / open lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вероника Валерьевна Истомина

В настоящее время конкурс «Мастер года» среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций стал одним из профессиональных конкурсов всероссийского уровня, где каждый субъект Российской Федерации представляет победителя регионального этапа. Все конкурсные задания направлены на демонстрацию конкурсантом методической компетентности и педагогического опыта в вопросах практической подготовки обучающихся, основанной на передовых технологиях и методиках. Региональный этап конкурса включает три задания: 1) «Я — мастер», 2) «Мастер-класс» и 3) «Влюбить в профессию». Первое задание позволяет оценить ораторское мастерство участника, второе — педагогическое мастерство в проведении учебного занятия с группой обучающихся, третье — умение проводить профориентационное задание с разновозрастной группой. Проведение учебного занятия с группой обучающихся также является конкурсным заданием всероссийского этапа конкурса. В связи с этим в статье сделан акцент на выявление особенностей конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» и анализ его результатов в 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вероника Валерьевна Истомина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS OF THE “MASTER OF THE YEAR” COMPETITION: ANALYSIS OF THE RESULTS

Currently, the “Master of the Year” competition among teaching staff of professional educational organizations has become one of the professional competitions at the all-Russian level, where each subject of the Russian Federation represents the winner of the regional stage. All competition tasks are aimed at demonstrating by the competitor methodological competence and pedagogical experience in matters of practical training of students, based on advanced technologies and methods. The regional stage of the competition includes three tasks: No. 1 “I am a master”, No. 2 “Master class” and No. 3 “Fall in love with the profession”. The fi rst task allows to evaluate the participant’s oratory skills, the second — pedagogical skill in conducting a training session with a group of students, the third — the ability to conduct a career guidance task with a group of different ages. Conducting a training session with a group of students is also a competitive task at the All-Russian stage of the competition. In this regard, the article focuses on identifying the features of the “Master Class” competition task of the regional stage of the All-Russian competition “Master of the Year” and analyzing its results in 2023.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-КЛАСС КОНКУРСА «МАСТЕР ГОДА»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 23-32. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):23-32. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 371.13

МАСТЕР-КЛАСС КОНКУРСА «МАСТЕР ГОДА»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ^НЦ

Вероника Валерьевна Истомина, [email protected]

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. В настоящее время конкурс «Мастер года» среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций стал одним из профессиональных конкурсов всероссийского уровня, где каждый субъект Российской Федерации представляет победителя регионального этапа. Все конкурсные задания направлены на демонстрацию конкурсантом методической компетентности и педагогического опыта в вопросах практической подготовки обучающихся, основанной на передовых технологиях и методиках. Региональный этап конкурса включает три задания: 1) «Я — мастер», 2) «Мастер-класс» и 3) «Влюбить в профессию». Первое задание позволяет оценить ораторское мастерство участника, второе — педагогическое мастерство в проведении учебного занятия с группой обучающихся, третье — умение проводить профориентационное задание с разновозрастной группой. Проведение учебного занятия с группой обучающихся также является конкурсным заданием всероссийского этапа конкурса. В связи с этим в статье сделан акцент на выявление особенностей конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» и анализ его результатов в 2023 г.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, мастер-класс, Всероссийский конкурс «Мастер года», конкурсное мероприятие, конкурсное задание, открытое занятие

Для цитирования: Истомина В. В. Мастер-класс конкурса «Мастер года»: анализ результатов // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 23-32.

Original article

MASTER CLASS OF THE "MASTER OF THE YEAR" COMPETITION:

ANALYSIS OF THE RESULTS

Veronica V. Istomina, [email protected]

Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Currently, the "Master of the Year" competition among teaching staff of professional educational organizations has become one of the professional competitions at the all-Russian level, where each subject of the Russian Federation represents the winner of the regional stage. All competition tasks are aimed at demonstrating by the competitor methodological competence and pedagogical experience in matters of practical training of students, based on advanced technologies and methods. The regional stage of the competition includes three tasks: No. 1 "I am a master", No. 2 "Master class" and No. 3 "Fall in love with the profession". The first task allows to evaluate the participant's oratory skills, the second — pedagogical skill in conducting a training session with a group of students, the third — the ability to conduct a career guidance task with a group of different ages. Conducting a training session with a group of students is also a competitive task at the All-Russian stage of the competition. In this regard, the article focuses on identifying the features of the "Master Class" competition task of the regional stage of the All-Russian competition "Master of the Year" and analyzing its results in 2023.

© Истомина В. В., 2023

Keywords: professional skills, master class, All-Russian competition "Master of the Year", competitive event, competitive task, open lesson

For citation: Istomina VV. Master class of the "Master of the Year" competition: analysis of the results. Innovative development of vocational education. 2023;(4(40):23-32. (In Russ.).

Введение

Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Его миссия — признание особого статуса педагогических работников [1]. Конкурс «Мастер года» раскрывает возможности для лучших педагогических работников профессиональных образовательных организаций продемонстрировать свои профессиональные компетенции. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24 марта 2023 г № 01/694 «О проведении в 2023 году конкурса „Мастер года" среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций» [2] в период с апреля по май 2023 г. проведен конкурс среди 35 преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций (ПОО) Челябинской области.

На региональном этапе конкурса участники выполняли три конкурсных задания: 1) «Я мастер», 2) «Мастер-класс», 3) «Влюбить в профессию». Общий анализ конкурсных заданий и основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу конкурса мы рассматривали ранее [3].

В данной статье выделено пять особенностей конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года», представлены результаты математической обработки его результатов для определения проблем в подготовке участников к конкурсу и направлений их решения — совершенствования профессионального мастерства педагогических работников ПОО.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с помощью методов теоретического анализа литературы, кон -курсной документации Всероссийского конкурса «Мастер года» среди педагогических работников ПОО, анализа, сравнения и математической обработки результатов конкурсного задания «Мастер-класс», обобщения опыта подготовки участников конкурса.

Результаты исследования

Всероссийский конкурс «Мастер года» проводится для поощрения педагогических работников, повышения престижа педагогических профессий, популяризации передовых идей в области образо-

вания и подготовки кадров, изучения и внедрения лучших педагогических практик [4]. Подготовка к конкурсу направлена на совершенствование профессионального мастерства участников.

Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретаемое в процессе собственного опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности [5]. Рассматривая профессиональное мастерство педагога, отметим, что оно непосредственно связано с обучением, воспитанием и развитием обучающихся. Это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу; совершенное владение педагогом современными методами обучения и воспитания обучающихся [5].

Конкурс «Мастер года» позволяет выявить победителя — педагога, мастерски владеющего современными педагогическими и производственными технологиями, ораторским мастерством, коммуникативными и организационными умениями, методическими умениями при планировании и проведении занятия и мероприятия, умениями в области самоанализа и самооценки.

Конкурс «Мастер года» получил статус всероссийского с 2021 г Региональный этап конкурса в 2021 и 2022 гг. включал два конкурсных задания: 1) «Я — мастер» и 2) «Мастер-класс». В 2023 г. конкурс дополнили третьим, финальным испытанием — «Влюбить в профессию» [2].

Одним из важных конкурсных заданий, позволяющих оценить методические, психологические, педагогические, рефлексивные умения педагога, является мастер-класс, его цель — демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций в области проведения и анализа учебного занятия как основной формы организации образовательного процесса.

По сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор профессиональных умений от преподавателя студентам. Педагогический мастер-класс также предполагает демонстрацию педагогических приемов, методов, технологий [6].

По преследуемым целям существует два вида мастер-классов — обучающий и демонстрационный (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики мастер-классов

Вид мастер-класса Обучающий Демонстрационный

Основная цель мастер-класса Овладение обучающимися знаниями, формирование профессиональных умений и навыков обучающихся (выполнение практических заданий под руководством представителей производства, отрасли) Демонстрация обучающимся возможностей и достижений в профессиональной среде (знакомство с новыми технологиями, оборудованием и т. д.)

Описание характеристик мастер-классов в статьях Статья Г. Л. Гуртовой [7] и др. Статья А. Н. Безрукой, С. Н. Постниковой, М. В. Тарасовой [6], статья И. З. За-грутдиновой [8] и др.

Формы проведения мастер-класса Практическое занятие, деловая игра и т. д. Публичная лекция

Первой особенностью конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» является то, что он объединяет два представленных вида — проводится в форме практического занятия с демонстрацией передовых достижений в области педагогики и производственных отраслей.

В литературе представлены различные структуры проведения мастер-класса. Так, Н. И. Филатова строит его по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия [9]. А. В. Машуков в своей технологии проведения мастер-класса выделяет такие основные элементы, как индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия [10]. А. Н. Безрукая, С. Н. Постникова, М. В. Тарасова говорят о ше-стиэтапной структуре мастер-класса: определение рассматриваемой проблемы, актуализация знаний по проблеме, разделение на рабочие группы, ознакомление с новой технологией, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы [6].

Структура конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» не требует особенного подхода, поскольку конкурсное задание «Мастер-класс» — это учебное занятие с группой обучающихся, подобранной Региональной кон -курсной комиссией [2]. В этом заключается его вторая особенность — проведение в соответствии со структурой традиционного занятия (например, вводная часть, основная и заключительная).

Третья особенность конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» заключается в специфичных критериях и показателях оценки задания. В качестве критериев выделены:

1) методическое мастерство и творчество;

2) использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, владение методиками практической подготовки;

3) организация работы обучающихся, умение взаимодействовать с обучающимися;

4) использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий;

5) результативность учебного занятия;

6) рефлексивная культура [2].

Остановимся подробнее на результатах

конкурса 2023 г., в котором участвовали 34 педагога. Структура конкурсного задания № 2 «Мастер-класс» включает: проведение учебного занятия — 45 минут, самоанализ занятия и ответы на вопросы экспертов — до 10 минут. В качестве экспертов приглашены ведущие специалисты в области педагогики, психологии, методики обучения, преподаватели и мастера производственного обучения по направлениям подготовки обучающихся СПО в соответствии с профилем проводимого учебного занятия, представители работодателей. Всего задействовано более 20 специалистов. Участника конкурса оценивали от двух до восьми членов жюри.

Каждый член жюри индивидуально проводил оценку каждого конкурсанта, затем определялось среднее значение результата. Анализируя оценки членов жюри, можно отметить, что разница в баллах между экспертами по одному конкурсанту составляла от 4 до 37, в среднем — 19,5 баллов. Максимальный балл одного члена жюри — 59 из возможных 60, минимальный — 10 баллов по всем критериям. Причем нет прямой зависимости разницы в баллах от количества членов жюри, это объясняется субъективным взглядом экспертов на результаты работы участника конкурса: одни в большей степени уделяют внимание производственной составляющей

занятия, другие — методической. При этом средний балл нивелирует возникшие расхождения.

Данный факт позволил выделить четвертую особенность конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» — субъективность оценивания.

Все результаты конкурсных заданий, информация о результатах проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» среди педагогических работников ПОО Российской Федерации в 2023 г. по Челябинской области представлены в Приказе Министерства образования и науки Челябинской области от 29 мая 2023 г. № 01/1362 «Об итогах проведения в 2023 году конкурса „Мастер года" среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций» [11].

Анализируя результаты таблицы 2, можно отметить, что в среднем участники демонстрируют свои действия в соответствии с критериями лишь наполовину, на один балл. Максимальное количество баллов — по первому критерию «Методическое мастерство и творчество». Самые низкие результаты показаны по четвертому и шестому критериям — «Использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий» (4,3 бал-

Проведем детальный анализ результатов участников в 2023 г. по критериям и показателям конкурсного задания «Мастер-класс» [2] (табл. 2), чтобы определить проблемы в подготовке участников к конкурсу и пути их решения для совершенствования профессионального мастерства педагогических работников ПОО на занятиях по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

Каждый из критериев включает пять показателей. По каждому показателю члены жюри могут поставить 0, 1 или 2 балла в зависимости от степени соответствия действий конкурсанта и обучающихся показателю. Максимальное количество баллов по каждому критерию — 10, всего за конкурсное задание — 60 баллов. Средние значения результатов участников конкурса по критериям конкурсного задания «Мастер-класс» в 2023 г. представлены в таблице 2.

ла) и «Рефлексивная культура» (4,8 балла) соответственно.

Проведем анализ результатов работы конкурсантов по каждому критерию. В таблице 3 отмечено количество участников, получивших единодушно от всех членов жюри максимальные (10 баллов по пяти показателям) и минимальные (0 баллов по пяти показателям) баллы. Причем некоторые участники отмечены одновременно по нескольким показателям.

Таблица 3

Количество конкурсантов, получивших единодушно от всех членов жюри максимальные и минимальные баллы по показателям конкурсного задания «Мастер-класс» в 2023 г. (человек)

Критерии Показатели Количество конкурсантов, получивших

10 баллов 0 баллов

1. Методическое мастерство и творчество 1.1 Обеспечивает методическую целостность и структурированность учебного занятия 3

Таблица 2

Средние значения результатов участников конкурса по критериям конкурсного задания «Мастер-класс» в 2023 г. (в баллах)

Критерии Среднее значение

1. Методическое мастерство и творчество 5,8

2. Использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, владение методиками практической подготовки 5,5

3. Организация работы обучающихся, умение взаимодействовать с обучающимися 5,1

4. Использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий 4,3

5. Результативность учебного занятия 5,0

6. Рефлексивная культура 4,8

Всего: 30,5

Продолжение таблицы 3

Критерии Показатели Количество конкурсантов, получивших

10 баллов 0 баллов

1.2 Целесообразно использует технологии, методы, приемы и формы организации учебной деятельности 2 —

1.3 Демонстрирует на учебном занятии основные компоненты своей методической системы 1 2

1.4 Обеспечивает четкую структуру и хронометраж учебного занятия 3 1

1.5 Обеспечивает обоснованный и оптимальный для данного учебного занятия объем и содержание информации 3 —

2. Использование передовых технологий практической подготовки (ПП) в своей профессиональной деятельности, владение методиками ПП 2.1 Демонстрирует на учебном занятии обоснованное применение передовых технологий практической подготовки обучающихся в соответствии с профессиональными компетенциями профессии или специальности 1 1

2.2 Применяет в практических видах работ на учебном занятии задания, ориентированные на формирование профессиональных компетенций профессии или специальности 5 1

2.3 Обоснованно использует программное обеспечение, ориентированное на формирование профессиональных компетенций обучающихся 5

2.4 Создает проблемные учебные ситуации, моделирующие производственный процесс, формирующий профессиональные навыки обучающихся 2

2.5 Применяет деятельностный подход на учебном занятии при формировании профессионального навыка 3 —

3. Организация работы обучающихся, умение взаимодействовать с обучающимися 3.1 Целесообразно и эффективно использует приемы формирования и поддержания мотивации обучающихся на учебном занятии 1

3.2 В организации учебной деятельности на учебном занятии учитывает возрастные особенности группы обучающихся 1 —

3.3 Демонстрирует корректное профессиональное общение с обучающимися, создает на учебном занятии ситуации сотрудничества 3

3.4 Обеспечивает нацеленность всех структурных и методических элементов учебного занятия на достижение обучающимися индивидуального образовательного результата 2

3.5 Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку обучающихся учебной группы, в том числе с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья 1

4. Использование информационно- коммуникационных, здоро-вьесберегающих технологий 4.1 Целесообразно и на достаточном уровне использует ИКТ 1 1

4.2 Реализует здоровьесберегающие подходы, использует приемы снятия напряжения и смену видов учебной деятельности обучающихся 3

4.3 Демонстрирует обоснованное применение электронных учебно-методических пособий, возможностей интерактивной доски 5

4.4 Демонстрирует применение интерактивных методов обучения, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов 7

4.5 Применяет в учебном занятии модели, макеты, модуляторы, симуляторы и другие средства, имитирующие производственные операции и процессы 2 1

Окончание таблицы 3

Критерии Показатели Количество конкурсантов, получивших

10 баллов 0 баллов

5. Результативность учебного занятия 5.1 Демонстрирует постановку и достижение планируемых результатов учебного занятия — 1

5.2 Планирует результаты учебного занятия с учетом ПООП, в соответствии с рабочей программой 1 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.3 Планирует результаты учебного занятия в соответствии с целью, задачами, содержанием, формами и способами учебной деятельности 1 2

5.4 Привлекает обучающихся к планированию цели, задач и результатов учебного занятия 1 5

5.5 Владеет инструментарием оценивания результативности учебного занятия - 1

6. Рефлексивная культура 6.1 Владеет оценочно-рефлексивным инструментарием 1 1

6.2 Соотносит использованные на учебном занятии методы и приемы с поставленной целью, задачами и достигнутыми результатами 1 2

6.3 Демонстрирует взаимосвязь проведенного занятия с методическими принципами, представленными в методической мастерской, сочетание элементов структуры урока с планом и его реализацией, аргументированно обосновывает свои действия 1 2

6.4 Обеспечивает наличие рефлексивно-оценочных элементов в структуре учебного занятия - 1

6.5 Демонстрирует готовность и способность к профессиональной рефлексии во время самоанализа учебного занятия и беседы с экспертами

Всего оценок (максимальных и минимальных): 35 47

Пять конкурсантов из 34 участников получили от членов жюри единогласно 10 баллов по показателю 2.2. Они в достаточной степени применяют на учебном занятии задания, ориентированные на формирование конкретных профессиональных компетенций профессии или специальности.

По три педагога из 34 выделены с максимальным количеством баллов по критериям:

- 1.1 Обеспечивает методическую целостность и структурированность учебного занятия — наблюдается четкая структура занятия, взаимосвязь элементов занятия, целостность всего педагогического процесса;

- 1.4 Обеспечивает четкую структуру и хронометраж учебного занятия — педагогом четко объявляется и контролируется время на задания, регулируется по времени весь процесс занятия;

- 1.5 Обеспечивает обоснованный и оптимальный для данного учебного занятия объем и содержание информации — демонстрируется необходимое и достаточное количество и качество информации, направленное на достижение целей занятия;

- 2.5 Применяет деятельностный подход на учебном занятии при формировании профессионального навыка — педагог организует практическую деятельность, направленную на формирование навыка за счет многократного повторения;

- 3.3 Демонстрирует корректное профессиональное общение с обучающимися, создает на учебном занятии ситуации сотрудничества — организуется взаимодействие между обучающимися, основанное на общении, обсуждении процесса и результатов совместной работы.

В таблице 3 отражены показатели, по которым нет единодушной низкой оценки: 1.1, 1.2, 1.5, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3, 5.2, 6.5.

Самые низкие результаты продемонстрированы по критерию 4 «Использование информационно-коммуникационных, здоровьесбере-гающих технологий» — семнадцать оценок по 0 баллов, что подтверждают данные таблицы 3.

При этом по показателю 4.4 «Демонстрирует применение интерактивных методов обучения, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов» — семь конкурсантов из 34

получили от жюри единодушно ноль баллов. Они не организуют взаимодействие обучающихся между собой посредством цифровых образовательных ресурсов, зачастую только демонстрируют ресурс, используют для объяснения. Из них пять человек не применяют электронные учебно-методические пособия, интерактивную доску (при наличии) (показатель 4.3), в том числе для демонстрации информации.

Девять низких оценок выставлено по критерию 2 «Использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, владение методиками практической подготовки», в том числе пять из них — по показателю 2.3 «Обоснованно использует программное обеспечение, ориентированное на формирование профессиональных компетенций (ПК) обучающихся». Эти данные подтверждают важность для конкурсанта умений работать с электронными ресурсами, программами, ориентированными на формирование ПК.

Также требует внимания критерий 5 «Результативность учебного занятия» — девять

низких оценок единодушно поставили члены жюри, в частности, по показателю 5.4 «Привлекает обучающихся к планированию цели, задач и результатов учебного занятия» — пять оценок по ноль баллов. Это связано с отсутствием целостности занятия, бессвязностью целей, процесса и результатов занятия.

Представленный анализ результатов свидетельствует о том, что мастер-класс отличается от традиционного занятия. Он требует обязательного включения специфического содержания (передовые производственные технологии), методов (педагогическая технология, интерактивные методы, способы психолого-педагогической поддержки и т. д.), средств (программное обеспечение, электронные учебно-методические пособия, рефлексивно-оценочные средства и т. д.), форм (индивидуальный результат, работа в группах), и это является его пятой особенностью.

Сводная таблица показателей, по которым средний балл ниже 1 (таблица 4), позволяет уточнить проблемы при подготовке участников к конкурсу «Мастер года».

Таблица 4

Сводная таблица результатов участников 2023 г. по показателям конкурсного задания № 2 «Мастер-класс» со средним баллом ниже 1

Показатели Средний балл

1.3 Демонстрирует на учебном занятии основные компоненты своей методической системы 0,9

5.3 Планирует результаты учебного занятия в соответствии с целью, задачами, содержанием, формами и способами учебной деятельности 0,9

6.4 Обеспечивает наличие рефлексивно-оценочных элементов в структуре учебного занятия 0,9

2.1 Демонстрирует на учебном занятии обоснованное применение передовых технологий практической подготовки обучающихся в соответствии с профессиональными компетенциями профессии или специальности 0,9

3.4 Обеспечивает нацеленность всех структурных и методических элементов учебного занятия на достижение обучающимися индивидуального образовательного результата 0,8

3.5 Обеспечивает психолого-педагогическую поддержку обучающихся учебной группы, в том числе с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья 0,8

5.4 Привлекает обучающихся к планированию цели, задач и результатов учебного занятия 0,8

6.2 Соотносит использованные на учебном занятии методы и приемы с поставленной целью, задачами и достигнутыми результатами 0,8

6.3 Демонстрирует взаимосвязь проведенного занятия с методическими принципами, представленными в методической мастерской, сочетание элементов структуры урока с планом и его реализацией, аргументированно обосновывает свои действия 0,8

2.3 Обоснованно использует программное обеспечение, ориентированное на формирование профессиональных компетенций обучающихся 0,7

4.4 Демонстрирует применение интерактивных методов обучения, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов 0,6

4.3 Демонстрирует обоснованное применение электронных учебно-методических пособий, возможностей интерактивной доски 0,5

Анализ результатов таблицы 4 позволяет определить 4 направления совершенствования профессионального мастерства педагогических работников ПОО.

1. Методическая работа:

- разработка методической системы в работе педагога, целостности образовательного процесса занятия;

- определение результатов учебного занятия и соотнесение их с целью, задачами, содержанием, формами и способами учебной деятельности;

- выбор способов совместного с обучающимися планирования цели, задач и результатов учебного занятия;

- разработка методов и средств контроля, рефлексивно-оценочных элементов;

- определение индивидуального результата обучающегося и способа его контроля.

2. Работа по внедрению передовых производственных технологий в образовательный процесс: выбор и обоснованное применение передовых технологий практической подготовки обучающихся в соответствии с профессиональными компетенциями профессии или специальности.

3. Психологическое сопровождение учебного занятия: изучение способов выявления лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья и способов оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся.

4. Применение информационных технологий на занятии:

- выбор и обоснованное использование программного обеспечения образовательного процесса;

- применение цифровых образовательных ресурсов на занятии как педагогом, так и совместно с обучающимися;

- обоснованное применение электронных учебно-методических пособий, возможностей интерактивной доски.

Заключение

Таким образом, анализ нормативных документов, литературы и оценочных материалов

конкурса позволил нам выделить пять особенностей конкурсного задания «Мастер-класс» регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года».

1. Мастер-класс конкурса объединяет два вида мастер-классов — обучающий и демонстрационный. Он проводится в форме практического занятия и включает демонстрацию передовых достижений в области педагогики и производственных отраслей.

2. Проведение мастер-класса осуществляется в соответствии со структурой традиционного занятия, например, вводная часть, основная и заключительная.

3. Специфичные критерии и показатели оценки задания охватывают методическое мастерство и творчество, использование передовых технологий практической подготовки в своей профессиональной деятельности, организацию работы обучающихся, использование информационно-коммуникационных, здоровьесберега-ющих технологий, результативность учебного занятия и рефлексивную культуру.

4. Субъективность оценивания процесса и результата мастер-класса жюри.

5. Мастер-класс отличается от традиционного занятия. Он требует обязательного включения специфического содержания, методов, средств, форм проведения занятия.

Детальное изучение результатов конкурсного задания «Мастер-класс» всех участников конкурса в 2023 г. позволило выделить проблемы в подготовке участников к конкурсу и четыре направления совершенствования профессионального мастерства педагогических работников ПОО: методическая работа, работа по внедрению передовых производственных технологий в образовательный процесс, психологическое сопровождение учебного занятия, применение информационных технологий на занятии. Представленные результаты учитываются в работе нашего института при проведении занятий по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, вебинаров и консультаций работников среднего профессионального образования.

Список источников

1. Год педагога и наставника // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika.

2. О проведении в 2023 году конкурса „Мастер года" среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 марта 2023 г. № 01/694 // Челябинский институт развития профессионального образования. URL: https://chirpo.ru/files/40/2023/%D0%BF%D1%8 0%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20694%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D

0%B5%D1%80%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%202023%20%D0%A0%D0%B5%-D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

3. Истомина В. В, Федосеева З. А. Основные направления методической подготовки педагогического работника к региональному этапу Всероссийского конкурса «Мастер года» // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 4 (36). С. 25-32.

4. Всероссийский конкурс педагогических достижений «Мастер года» : офиц. сайт. URL: https://masterofrussia.ru/ (дата обращения: 25.09.2023).

5. Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru (дата обращения: 25.09.2023).

6. Безрукая А. Н., Постникова С. Н., Тарасова М. В. Мастер-класс как одна из форм проведения практических занятий // Вестник науки. 2021. № 12 (45). С. 10-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ master-klass-kak-odna-iz-form-provedeniya-prakticheskih-zanyatiy (дата обращения: 25.09.2023).

7. Гуртова Г. Л. Мастер-классы — форма передачи профессиональных навыков // Вестник МГУП. 2013. № 1. С. 162-165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-klassy-forma-peredachi-professionalnyh-navykov (дата обращения: 25.09.2023).

8. Загрутдинова И. З. Методические рекомендации «Как подготовить мастер-класс» // Евразийский научный журнал. 2016. № 6. С. 395-396. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 metodicheskie-rekomendatsii-kak-podgotovit-master-klass (дата обращения: 25.09.2023).

9. Филатова Н. И., Усова С. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (Самара, март 2016 г.). Самара : АСГАРД, 2016. С. 266-268. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/188/9566/ (дата обращения: 25.09.2023).

10. Машуков А. В. Мастер-класс как отражение педагогического опыта участника конкурса : метод. рек. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved= 2ahUKEwjlpN-z98SBAxUOGhAIHRM5DXcQFnoECAwQAQ&url=https%3A%2F%2Fipk74.ru%2F upload%2Fdocuments%2Fpres%2F8-mk-2019.pptx&usg=A0vVaw2qEZ0uE8cxcMzXuZtxtE1e&o pi=89978449 (дата обращения: 25.09.2023).

11. Об итогах проведения в 2023 году конкурса „Мастер года" среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29 мая 2023 г. № 01/1362 // Челябинский институт развития профессионального образования. URL: https://chirpo.ru/files/40/2023/%D0%98%D1%82%D 0%BE%D0%B3%20%D0%9C%D0%93%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%201362.pdf (дата обращения: 25.09.2023).

References

1. Year of the teacher and mentor. Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https:// edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika. (In Russ.).

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated March 24, 2023 No. 01/694 "On holding the "Master of the Year" competition among teaching staff of professional educational organizations in 2023". Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. URL: https://chirpo.ru/files/40/2023/%D0%BF%D1%80%D0% B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20694%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B 5%D1%80%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%202023%20%D0%A0%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD.pdf. (In Russ.).

3. Istomina VV, Fedoseeva ZA. Main directions of methodological training of teachers for the regional stage of the All-Russian competition "Master of the Year". Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(4(36):25-32. (In Russ.).

4. All-Russian competition of pedagogical achievements "Master of the Year": official website. URL: https://masterofrussia.ru/. (In Russ.).

5. Pedagogical encyclopedia. URL: https://didacts.ru. (In Russ.).

6. Bezrukaya AN, Postnikova SN, Tarasova MV. Master class as one of the forms of practical classes. Vestnik nauki = Bulletin of Science. 2021;(12(45):10-14. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/master-klass-kak-odna-iz-form-provedeniya-prakticheskih-zanyatiy. (In Russ.).

7. Gurtova GL. Master classes — a form of transfer of professional skills. Vestnik MGUP = Bulletin of MGUP. 2013;(1):162-165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/master-klassy-forma-pereda-chi-professionalnyh-navykov. (In Russ.).

8. Zagrutdinova IZ. Methodological recommendations "How to prepare a master class". Evra-ziyskiy nauchnyy zhurnal = Eurasian scientific journal. 2016;(6):395-396. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-kak-podgotovit-master-klass. (In Russ.).

9. Filatova NI, Usova SI. Methodology for organizing and conducting a master class by a teacher. In: Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki = Current issues of modern pedagogy. Samara: AS-GARD; 2016. Pp. 266-268. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9566/. (In Russ.).

10. Mashukov AV. Master-klass kak otrazhenie pedagogicheskogo opyta uchastnika konkursa = Master class as a reflection of the pedagogical experience of a competition participant: method. rec. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjl pN-z98SBAxUOGhAIHRM5DXcQFnoECAwQAQ&url=https%3A%2F%2Fipk74.ru%2Fupload%2Fd ocuments%2Fpres%2F8- mk-2019.pptx&usg=AOvVaw2qEZ0uE8cxcMzXuZtxtE1 e&opi=89978449. (In Russ.).

11. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated May 29, 2023 No. 01/1362 "On the results of the "Master of the Year" competition among teaching staff of professional educational organizations in 2023". Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. URL: https://chirpo.ru/files/40/2023/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%20 %D0%9C%D0%93%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%201362.pdf. (In Russ.).

Информация об авторе

В. В. Истомина — заведующая кафедрой «Развитие образовательной системы», кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

V. V. Istomina — Head of the Department "Development of the educational system", Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 22.09.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 09.10.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.