ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
www.volsu.ru
UDC 004.42+37+78 Submitted: 15.01.2024
LBC 74.105 Accepted: 20.09.2024
MASTER CLASS FOR INTERACTION BETWEEN MUSIC DIRECTOR AND FAMILIES THROUGH AUTHOR'S INTERACTIVE GAMES
Dilara N. Sayfutdinova
Kindergarten No. 112 of Combined Type with the Tatar Language of Education and Training,
Kazan, Russian Federation
Alisa A. Sabirzyanova
Kindergarten No. 112 of Combined Type with the Tatar Language of Education and Training,
Kazan, Russian Federation
Abstract. The content focuses on the integration of contemporary interactive educational technologies in the academic setting and methods of arranging educational tasks to familiarize young children with the customs and heritage of the communities residing in the Volga region. The workshop integrates elements of interactive pedagogical play and dramatic performances. The game was developed in the interactive editor "Owl" (Interactive Systems LLC, Yekaterinburg). The game is part of a series of author's interactive musical and didactic games for older preschool children, "Musical Game from Auntie Owl." The interactive editor "Owl" is a design program that allows teachers to create interactive applications in any form and on any topic.
Key words: interactive games, interactive schemes, games of the Volga region peoples, ethnocultural regional component, interactive editor "Owl".
УДК 004.42+37+78 Дата поступления статьи: 15.01.2024
ББК 74.105 Дата принятия статьи: 20.09.2024
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЕЙ ЧЕРЕЗ АВТОРСКИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
Диляра Наильевна Сайфутдинова
g Детский сад N° 112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения,
г. Казань, Российская Федерация
"g Алиса Альбертовна Сабирзянова
я Детский сад № 112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения,
г. Казань, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуется применение современных интерактивных технологий в процессе обуче-^ ния детей дошкольного возраста с упором на знакомство детей с традициями и культурой народов Поволжья.
Мастер-класс, представленный в статье, сочетает в себе интерактивные игры и театральные мероприятия, « предлагая детям увлекательный и образовательный опыт. Игра является частью авторской серии «Музыкальная игра от Тетушки Совы», разработанной специально для детей старшего дошкольного возраста. Серия игр предлагает интерактивный и музыкальный подход к обучению, делая процесс освоения новых знаний и навы-О1 ков интересным и запоминающимся. Игра разработана в интерактивном редакторе «Сова» (ООО «Интерак-^ тивные системы», г. Екатеринбург) - программе-конструкторе, которая позволяет педагогам создавать инте© рактивные приложения в любых формах и на любую тему.
о
Ключевые слова: интерактивные игры, интерактивные схемы, игры народов Поволжья, этнокультурная региональная составляющая, интерактивный редактор «Сова».
Введение
Исследование направлено на развитие духовно-нравственных качеств у детей и чувства принадлежности к культурному наследию России. Цель достигается через игровую деятельность, которая знакомит детей с различными видами и жанрами искусства, пробуждая у них интерес к творчеству и формируя чувство сопричастности к богатой культурной традиции нашей страны; способствует слушанию русской и татарской классической музыки через авторскую интерактивную игру, развивает творческие и музыкальные способности через театрализованную деятельность.
Вырастить здоровых и высоконравственных детей - это большое счастье для родителей. Дети дошкольного возраста - это маленькие исследователи мира, которые воспринимают окружающее яркими эмоциями. Именно эта эмоциональность и образность мышления могут стать ключом к формированию чувства патриотизма [5]. В современном мире, ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей лежит, прежде всего, на семье. Именно в семье ребенок получает первые ценности и традиции, становясь наследником богатой культуры своего народа. Любовь к родителям, дому, детскому саду и малой родине закладывает фундамент патриотического воспитания дошкольников. Игра - это ведущая деятельность дошкольника. Дети любят играть, а совместные игры с родителями приносят особую радость, потому что становятся площадкой для теплого общения. В игре ребенок развивается как личность, формируются важные качества, которые будут способствовать успеху в учебе, работе и в общении с окружающими [2; 4]. Музыкальные игры обладают огромным потенциалом для развития личности, делая процесс обучения интересным и запоминающимся.
Игра - это мощный инструмент для развития всех когнитивных способностей ребенка. Поэтому мы приглашаем родителей к использованию интерактивных музыкально-дидактических игр, которые способствуют гармоничному развитию детей, стимулируют твор-
ческие способности, укрепляют связь между родителями и детьми, а также способствуют эффективному взаимодействию семьи и детского сада. «Мастер-класс» - это уникальная возможность для педагогов и родителей встретиться, пообщаться и поделиться опытом в теплой и доверительной атмосфере. Такая форма взаимодействия позволяет установить прочный мост понимания, обменяться знаниями и эмоциями, при этом, не навязывая одно мнение, а давая возможность каждому родителю активно участвовать в обсуждении важных вопросов воспитания и обучения детей [3]. Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс для родителей, посвященный приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через использование авторской интерактивной игры «Музыкальные игры от тетушки Совы», разработанной в интерактивном редакторе «Сова» (ООО «Интерактивные системы», г. Екатеринбург, www.systemekb.ru) - программе-конструкторе, которая позволяет педагогам создавать интерактивные приложения в любых формах и на любую тему.
Ход мастер-класса
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые родители! Хэ ерле ке н! Приглашаю вас поиграть в интерактивные музыкально-дидактические игры. Для игры нужна фокус-группа - 8 человек. Участники надевают медали с изображениями музыкальных инструментов. Послушаем приветственные слова тетушки Совы.
Правила игры: 1 участник играет у экрана, он озвучивает правильный ответ и действует стилусом - указкой. Остальные участники подсказывают ему правильный ответ только образными, танцевальными движениями-импровизациями.
1-я игра «Музыкальная Осень» из цикла «Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского [6]. На экране портрет, 3 пластинки с мелодиями: Сентябрь -«Охота», Октябрь - «Осенняя песнь», Ноябрь -«На тройке», 3 соответствующих изображения. Необходимо перенести пластинку стилусом к картине. Приглашается к экрану участник с меда-
лью, где изображен музыкальный инструмент -трещотка. Остальные участники берут атрибуты: трубы, колокольчики, осенние веточки. Нажимаем на пластинку, слушаем музыкальное произведение. Остальные игроки подсказывают образными, танцевальными движениями, то, что изображено на картинке (если звучит произведение «Охота» - «играем» на трубе, если звучит «Осенняя песнь» - выполняем танцевальные импровизации с осенними веточками, если звучит произведение «На тройке» - звеним колокольчиками. Пластинка прикрепилась, значит ответ верный! Продолжаем... Появилось изображение «Совы», значит, все задания правильно выполнены.
2-я, 3-я игра «Отгадай театральный жанр: опера или балет» приглашает участников в увлекательное путешествие в мир музыки и театра! На экране два музыкальных фрагмента, две картинки с изображениями оперы «Алтынчэ ч» Назипа Жиганова и балета «Шурале» Фарида Яруллина [8], а также символы «балет» и «опера». Участник с медалью, на которой изображен бубен, нажимает на ноту, слушает музыкальное произведение и определяет, что это: опера или балет. Затем он отмечает свой выбор «галочкой» и переносит ноту на соответствующий символ. Остальные участники помогают ему, танцуя с куклой Шурале, если звучит балет, или поя с куклой Алтынчэ ч, если звучит опера. Таким образом, театральные импровизации оживляют музыкальные произведения, а участники с удовольствием отгадывают жанры и погружаются в мир татарской музыки и театра. Музыкальные произведения отгаданы, театральные импровизации закончены!
Следующий этап путешествия в мир музыки - произведения русских композиторов. На экране звучат «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского и «Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка» Римского-Корса-кова. Участники одевают шапочки цветов и берут куклы «Снегурочка», готовясь к новым музыкальным приключениям.
4-я игра «Мелодии народов Поволжья». На экране: изображения музыкальных шумовых инструментов: трещотка, бубен, рубель, круговая трещотка, на которые наложены народные мелодии. Парень и девушка в национальных костюмах: мордва, марийцы, татары, чуваши.
1 участник играет около доски, а остальные берут в руки соответствующие инструменты. Нажимаем на инструмент, слушаем мелодию. У кого соответствующий инструмент, тот играет на этом инструменте, остальные пританцовывают. Отвечает на вопрос: «Мелодия какого народа звучит? -«Звучит марийская народная мелодия». Переносим изображение инструмента на изображение народа. Таким образом отгадываем мордовскую, татарскую, чувашскую мелодии [1; 8].
Приглашается к экрану участник с медалью, где изображен музыкальный инструмент - рубель.
5-я игра «Детские игрушки» приглашает в мир волшебных звуков «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского [6]. На экране - портрет великого композитора и девочка, играющая на фортепиано. Мелодия звучит из изображения девочки, создавая атмосферу магического музыкального путешествия. Картинки: мяч, кукла, машинка, лошадка. Отгадываем, какие музыкальные произведения Чайковского спрятаны под картинками: «Новая кукла», «Игра в лошадки». Остальные участники берут игрушки: лошадки, куклы. Нажимаем на фортепиано, слушаем музыкальное произведение до конца. Остальные участники показывают образные движения, участник у доски отгадывает музыкальное произведение: нажимает на соответствующую картинку. Появляется знак «галочка», ответ «верный». Слушаем следующее музыкальное произведение. Появляется «Сова»: все задания правильно выполнили. Молодцы, родители, всем спасибо за игру!
Заключение
Эти авторские игры многократно занимали призовые места в профессиональных конкурсах, были демонстрированы в районных, городских, республиканских, региональных, всероссийских, международных конкурсах. В 2021 г. награждены дипломом I степени в III городском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе» в номинации «Лучший образовательный ресурс для дошкольников» (Приказ Управления образования г. Казани
Республика Татарстан от 01.04.2021 г. N° 255) и дипломом II степени в городском конкурсе педагогического мастерства «Академия цифровых технологий в ДОУ» в номинации «Дидактическое пособие» (Приказ Управления образования г. Казани Республика Татарста-нот 16.06.2021 г. № 468).
Мастер-классы становятся мостом понимания между родителями и детьми, способствуя гармонии в семье. Родители заинтересовываются образованием и находят удовольствие в совместной деятельности с детьми [7]. Самое важное - родители могут использовать полученные знания в своей семье, организуя увлекательные игры и делая свой дом еще более интересным и творческим пространством для развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Встречайте весну с детьми новыми песнями и танцами / Н. Кащеева [и др.] // Справочник музыкального руководителя : журнал. - 2019. -№ 1.- С. 5-6.
2. Кудинова, Н. П. Открытые мероприятия для детей старшей группы : Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» / Н. П. Кудинова, А. В. Аджи. - Воронеж : Метода, 2014. - 256 с.
3. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 2011. - 110 с.
4. Толстикова, С. Н. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. -М. : ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
5. Хоровод дружбы : Музыка в детском саду (старшая группа) : хрестоматия / З. Г. Ибрагимова [и др.]. - Казань : Тат. кн. изд-во, 2016. - 457 с.
6. Цветкова, Т. В. Комплект наглядных пособий «Великая Музыка» : «Русские композиторы» / Т. В. Цветкова, А. С. Лебедева. - [Б. м.] : Сфера образования, 2021. - 6 с.
7. Чапурина, В. Ю. Музыкально-игровые занятия с детьми дошкольного возраста «Мы играем с песенкой» : учеб.-метод. пособие / В. Ю. Чапурина. - М. : Владос, 2017. - 55 с.
8. Шаехова, Р. К. Региональная образовательная программа дошкольного образования «Радость познания» - «Сеенеч» / Р. К. Шаехова. - Казань : Магариф-Вакыт, 2016. - 191 с.
REFERENCES
1. Kashcheeva N., Chernysheva E., Agureeva T., Anishina T. Vstrechayte vesnu s detmi novymi pesnyami i tantsami [Celebrate Spring with Your Children with New Songs and Dances]. Spravochnik muzykalnogo rukovoditelya: zhurnal [Handbook of Music Director. Journal], 2019, no. 1, pp. 5-6.
2. Kudinova N.P., Aji A.V. Otkrytyye meropriyatiya dlya detey starshey gruppy: Obrazovatelnaya oblast «Khudozhestvenno-esteticheskoye razvitiye» [Open Events for Children of the Senior Group. Educational Field of "Artistic and Aesthetic Development"]. Voronezh, Methoda Publ., 2014. 256 р.
3. Radynova O.P. Muzykalnoye vospitaniye doshkolnikov [Musical Education of Preschoolers]. Moscow, Prosvescheniye Publ., 2011. 110 p.
4. Tolstikova S.N., Vinogradova N.A. Khudozhestvenno-esteticheskoye vospitaniye doshkolnikov [Artistic and Aesthetic Education of Preschoolers]. Moscow, TC Sfera, 2013. 192 p.
5. Ibragimova Z.G., Gilyazutdinova G.R., Zalyutdinova F.D., Gibadullina A.K. «Khorovod druzhby»: Muzyka v detskom sadu (starshaya gruppa): khrestomatiya ["Round Dance of Friendship". Music in Kindergarten (Senior Group). Textbook]. Kazan, Tat. kn. izd-vo, 2016. 457 р.
6. Tsvetkova T.V., Lebedeva A.S. Komplekt naglyadnykh posobiy «Velikaya Muzyka»: «Russkiye kompozitory» [Set of Visual Aids "Great Music". "Russian Composers"]. S.l., Sphera obrazovaniya Publ., 2021. 6 р.
7. Chapurina V.Yu. Muzykalno-igrovyye zanyatiya s detmi doshkolnogo vozrasta «My igrayem s pesenkoy»: ucheb.-metod. posobiye [Musical and Game Classes with Preschool Children "We Play with a Song". Educational and Methodical Manual]. Moscow, Vlados Publ., 2017. 55 р.
8. Shaekhova R.K. Regionalnaya obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya «Radost poznaniya» - «Soenech» [Regional Educational Program of Preschool Education "Joy of Knowledge" -"Soenech"]. Kazan, Magarif -Vakyt Publ., 2016. 191 р.
Information About the Authors
Dilara N. Sayfutdinova, Music Director, Highest Qualification Category, Kindergarten No. 112 of Combined Type with the Tatar Language of Education and Training, Minskaya St, 43, 420140 Kazan, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0002-2125-6294
Alisa A. Sabirzyanova, Senior Educator, First Qualification Category, Kindergarten No. 112 of Combined Type with the Tatar Language of Education and Training, Minskaya St, 43, 420140 Kazan, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0006-4446-7050
Информация об авторах
Диляра Наильевна Сайфутдинова, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, Детский сад № 112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения, ул. Минская, 43, 420140 г. Казань, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0002-2125-6294
Алиса Альбертовна Сабирзянова, старший воспитатель, первая квалификационная категория, Детский сад № 112 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения, ул. Минская, 43, 420140 г. Казань, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0006-4446-7050