Научная статья на тему 'Мастер-класс «Диагностика и развитие познавательных способностей первоклассников с использованием Лего и Спектра-оборудования»'

Мастер-класс «Диагностика и развитие познавательных способностей первоклассников с использованием Лего и Спектра-оборудования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЛЕГО / СПЕКТРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Светлана Владимировна, Захарова Наталья Вячеславовна

В статье представлены два блока по пять игровых занятий, позволяющих диагностировать познавательные способности первоклассников, такие как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Игры также способствуют их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Светлана Владимировна, Захарова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс «Диагностика и развитие познавательных способностей первоклассников с использованием Лего и Спектра-оборудования»»

МАСТЕР-КЛАСС

Герасимова Светлана Владимировна

руководитель Центра Развивающих Игр «Леготека», Захарова Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов ГОУ СОШ № 64 ЗАО г. Москвы

J ^

МАСТЕР-КЛАСС «ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГО- И СПЕКТРА-ОБОРУДОВАНИЯ»

Л____________________________________________г

Аннотация. В статье представлены два блока по пять игровых занятий, позволяющих диагностировать познавательные способности первоклассников, такие как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Игры также способствуют их развитию.

Ключевые слова: игровые занятия для младших школьников, Лего, Спектра, познавательные способности, диагностика, индивидуальный подход в обучении и воспитании,

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Решение трудных задач образования и развития, становление личности ребенка в огромной степени зависит от нашего профессионального мастерства, эрудиции, доброты, любви к детям и стремлении понять каждого из них (это педагогическое кредо каждого учителя).

Ребенок - неповторимая личность, именно потому, что в нем по-своему сочетаются индивидуальные особенности всех психических процессов и психологических свойств. Индивидуальный подход в обучении и воспитании не означает, что каждый ребенок должен обучаться отдельно, независимо от других детей, а предполагает проведение диагностики, так необходимой для нахождения наиболее целесообразных и действенных методов, приемов и форм воспитания и обучения [3].

Наша школа, к сожалению, не располагает оборудованием, поставляемым в комплекте с Лего и Спектра, для психологических тренингов [4]. Поэтому мы, работая в тесном контакте со школьным психологом, проводим диагностику первоклассников с помощью уже имеющегося оборудования.

Наше знакомство с детьми начинается с диагностики познавательных процессов. Изучение восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения помогает сформировать представления о ребенке.

Вашему вниманию мы представляем несколько игровых занятий, материалы для которых почерпнуты из книг И. В. Дубровиной «Младший школьник. Развитие познавательных способностей» [1] и О. Н. Истратовой, Т. В. Эксакусто «Справочник психолога начальной школы» [2]. Материалы переработаны с учетом применения Лего- и Спектра-оборудования.

МОДУЛЬ 1

ЗАНЯТИЕ 1. Направлено на диагностику внимания и памяти.

Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.

Игра «Заметь все» (используются магнитные карточки и поделки из Лего-конструктора).

1) На доске выставляются 7-10 магнитных карточек (или на столе - поделки из Лего), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с., снова закрыть и предложить детям перечислить все картинки (или поделки), которые они запомнили.

2) Приоткрыв снова эти же предметы на 8-10 с., спросить у детей, в какой последовательности они находились ранее.

3) Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 с., предложить детям определить, какие предметы переложены.

4) Не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них (если это поделки из конструктора).

Другие варианты игры: убрать предмет и просить детей назвать исчезнувший, располагать предметы не вряд, а, например, выкладывать один на другой,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

71

МАСТЕР-КЛАСС

с тем, чтобы дети перечислили их по порядку сверху вниз и т.п.

ЗАНЯТИЕ 2. Внимание и моторика.

1) На плато размечены границы ячеек (3 на 3), необходимо заполнить ячейки конструктором так, чтобы каждая ячейка была своего цвета и не соседствовала с такой же по цвету.

Другой вариант: лист бумаги, расчерченный на клетки.

2) Игра «Уточка». Проводится в течение 5-10 мин., 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 мес. В нее могут играть школьники любого возраста, так как она направлена на развитие концентрации внимания. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по игровому полю и по фишке («Уточка» из Лего).

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на плато с разноцветными клетками. Это игровое поле. «Уточка» села на середину плато в среднюю клетку, отсюда она может двигаться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «вправо», «влево», отвернувшись от игрового поля. Один из вас отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «уточку». Нужно постараться продержать «уточку» на поле в течение 5 мин. и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «уточка» улетит раньше, значит обмен произойдет раньше. Все понятно?»

Варианты игры. Для маленьких детей можно использовать два игровых поля. Один игрок передвигает свою «уточку» и отдает команды. Другой выполняет команды, ориентируясь на слух.

Играющие дети объединяются в группы по три человека. Двое по очереди отдают команды, третий контролирует. Тот, у кого «уточка» улетит раньше установленного времени, меняется с «контролером».

ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика памяти с использованием Палитры.

Игра «Снежный ком».

В игре могут участвовать от 7 до 15 чел. Участники игры садятся в круг. Первый участник игры берет фишку Палитры и называет предмет, который ассоциируется у него с цветом фишки (например, желтый - цыпленок), затем передает эту фишку следующему справа игроку. Следующий участник получает эту фишку - повторяет названный предмет (цыпленок), берет свою фишку

и называет свой предмет (синий - лужа), затем передает уже две фишки третьему. Все по очереди, друг за другом, повторяют (цыпленок, лужа...), берут фишки (красный...) и добавляют названия предметов (мак). Тот, кто не смог перечислить все названные предметы, выходит из игры. Таким образом, в конце игры остается победитель, обладающий самой феноменальной памятью среди участников игры.

ЗАНЯТИЕ 4. Диагностика воображения и развития речи.

Игра «Фантазеры». Дети разбиты на команды по 5-7 человек.

Задание - придумать рассказ на предложенную тему (например, «Необитаемый остров»), используя фишки Палитры.

Ребенок берет цветную фишку Палитры, в соответствии с цветом называет предмет (существо, явление природы и т.п.) и составляет предложение с этим словом. И так по очереди делает каждый ребенок. Команда должна составить маленький связный рассказ на тему.

В итоге команды «обмениваются» своими рассказами.

ЗАНЯТИЕ 5. Развитие воображения (создание образа по словесному описанию).

Игра «Делай, как я!»

Двое играющих садятся за столик спиной друг к другу. Перед каждым из них - одинаковые детали конструктора. Чем старше играющие, тем больше используется деталей и тем разнообразнее они могут быть. В эту игру с ребенком должен играть взрослый или старший ребенок, умеющий хорошо описывать то, что он делает. Один из играющих складывает из деталей какую-то фигуру, словесно описывая ее. Второй игрок должен по описанию собрать такую же фигуру. Затем дети поворачиваются друг к другу и фигуры сравниваются.

МОДУЛЬ 2

ЗАНЯТИЕ 6. «Буквы алфавита» Развитие внимания.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита, которую он собирает из кирпичиков ЛЕГО на плато. Преподавателем называется буква, тот ребенок, который собрал названую букву, делает хлопок в ладоши. После проверки наличия букв, приступаем ко второй части занятия - пишущая машинка.

е*

f

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

МАСТЕР-КЛАСС

ЗАНЯТИЕ 7. «Пишущая машинка» Развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.

Преподаватель произносит слово или пишет его на доске мелом. Дети которым присвоены буквы выстраиваются у доски с ЛЕГО буквами в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове.

Слова для игры: еж, дом, мама, папа, каша, чаща, вода, заря, кто, сон, стул и т.д. (Слова нужно подбирать так чтобы все дети поучаствовали в занятии).

ЗАНЯТИЕ 8. «ЛЕГО-орнамент» Развитие внимания, памяти и мелкой моторики.

Ребенок должен на плато выложить по образцу орнамент из кирпичиков ЛЕГО. Образец детям демонстрируется преподавателем в зависимости от особенностей развития учащихся.

ЗАНЯТИЕ 9. «Собери контур схемы-модели»

Развитие чувства пространства у ребенка и способности планировать.

Преподавателем предлагаются заготовленные на плато плоскостные схемы. Учащиеся должны рядом со схемой воспроизвести контур предложенной модели (это внешний ряд схемы-модели).

ЗАНЯТИЕ 10. «Новые карточки палитры» Развитие логики, внимания и ассоциативных способностей.

• Комплект карточек «ассоциации» - учит выделять отдельные компоненты образа и находить сходство между разными по свойствам объектами.

• Комплект карточек «наблюдательность» - учит описывать словами изображенную на картинке ситуацию, дает представление о мире человеческих увлечений, учит находить одинаковые предметы.

• Комплект карточек «логика» - учит устанавливать логическую связь между предметами.

Литература

1. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003.

2. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. М.: Феникс, 2004.

3. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформированное™ универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.16-23.

4. Тормахова Н. В. Лего-конструирование - предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.26-28.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.