Научная статья на тему 'МАССОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР: К ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОГО ЗАВОДА "ПРОЛЕТАРИЙ" 1970-Х ГГ.'

МАССОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР: К ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОГО ЗАВОДА "ПРОЛЕТАРИЙ" 1970-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ФАРФОР / НОВГОРОДСКИЙ ФАРФОР / ЗАВОД Ф. И. КРОХИНА / А. И. ГОРИНА / А. И. ТЫРКИН / А. И. ВОЛКОВА / В. П. ПАНКРАТОВ. «ПРОЛЕТАРИЙ» / З. В. АЛЕКСЕЕВА / И. П. КОЛОНИСТОВ / В.П. ПАНКРАТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воропаева Татьяна Александровна

Завод «Пролетарий» был крупнейшим и старейшим заводом по выпуску фарфора в нашей стране. Завод располагался в поселке Пролетарий Новгородской области. Производство фарфора здесь основал в 1882 году купец из династии Кузнецовых - Иван Емельянович Кузнецов, приобретя небольшой гончарный завод у Петра Каземировича Рейхеля и основав Бронницкую фарфорово-фаянсовую фабрику. Впервые продукция завода была рассчитана на рядового покупателя и была доступна не только знати. После национализации фабрика стала именоваться заводом «Пролетарий», который и продолжил традицию изготовления массового бытового фарфора. Наряду с ручной росписью на заводе применяли различные способы декорирования: штамп, деколь, трафарет, шелкографию. После реконструкции завода, проходившей в 1957-1962 годах, к 1970 году производство набирает обороты - творчество художников, работавших еще с 1950-х годов, достигает наивысшей точки, а 1970-е годы можно назвать периодом расцвета производства, когда предприятие по объему выпускаемой продукции занимало второе место в Советском союзе после Дулевского фарфорового завода . В феврале 1976 года завод «Пролетарий» был награжден орденом «Знак почета». В статье речь идет о производстве в 1970-е годы, рассмотрены особенности ассортимента, творчество отдельных мастеров, также предпринята попытка проанализировать роль и значение продукции предприятия в контексте отечественной фарфоровой промышленности рассматриваемого периода. Материалами исследования послужили неопубликованные архивные материалы Государственного архива Новгородской области, к которым относятся протоколы заседаний «Росфарфора», «Росглавфарфора», карты художественно-технического уровня качества изделий 1970-х годов, монографии Бориса Александровича Кузнецова и Владимира Алексеевича Измайлова об истории завода, а также коллекция фарфора Новгородского музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS SOVIET ART PORCELAIN: ON THE HISTORY OF THE NOVGOROD FACTORY "PROLETARIAN" OF THE 1970S

The Proletariy plant was the largest and oldest porcelain factory in our country. The plant was located in the village of Proletary, Novgorod Region. Porcelain production here was founded in 1882 by a merchant from the Kuznetsov dynasty, Ivan Emelyanovich Kuznetsov, who acquired a small pottery factory from Pyotr Kazemirovich Reichel and founded the Bronnitsky porcelain and faience factory. For the first time, the plant's products were designed for the average buyer and were available not only to the nobility. After nationalization, the factory became known as the Proletariy factory, which continued the tradition of making mass-produced household porcelain. Along with hand-painting, the factory used various methods of decoration: stamp, decal, stencil, silk-screen printing. After the reconstruction of the plant, which took place in 1957-1962, by 1970 production was gaining momentum - the work of artists who had been working since the 1950s reaches its highest point, and the 1970s can be called the heyday of production, when the enterprise, in terms of output ranked second in the Soviet Union after the Dulevo Porcelain Factory. In February 1976, the Proletariy plant was awarded the Order of the Badge of Honor. The article will focus on production in the 1970s. The features of the assortment, the creativity of individual masters will be considered, and an attempt will be made to analyze the role and significance of the company's products in the context of the domestic porcelain industry of the period under review. The research materials were unpublished archival materials of the State Archive of the Novgorod Region, which include the minutes of the meetings of «Rosfarfor», «Rosglavfarfor», maps of the artistic and technical level of the quality of products of the 1970s, monographs by Boris Aleksandrovich Kuznetsov and Vladimir Alekseevich Izmailov about the history of the plant, as well as porcelain collection of the Novgorod Museum-Reserve.

Текст научной работы на тему «МАССОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР: К ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОГО ЗАВОДА "ПРОЛЕТАРИЙ" 1970-Х ГГ.»

советский художественный нарратив в пространстве повседневной культуры

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

1 Новгородский государственный объединённый музей-заповедник 173007, Российская Федерация, Новгородская область, г. Великий Новгород, Кремль, 11

Старший научный сотрудник, хранитель 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра теории и истории культуры

191186, Российская Федерация, Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48 Аспирантка кафедры художественного образования и декоративного искусства

ORCID: 0000-0003-2569-8559 e-mail: voropaevamuseum@gmail. com

МАССОВЫЙ СОВЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР: К ИСТОРИИ НОВГОРОДСКОГО ЗАВОДА «ПРОЛЕТАРИЙ» 1970-Х ГГ.

Завод «Пролетарий» был крупнейшим и старейшим заводом по выпуску фарфора в нашей стране. Завод располагался в поселке Пролетарий Новгородской области. Производство фарфора здесь основал в 1882 году купец из династии Кузнецовых - Иван Емельянович Кузнецов, приобретя небольшой гончарный завод у Петра Каземировича Рейхе-ля и основав Бронницкую фарфорово-фаянсовую фабрику. Впервые продукция завода была рассчитана на рядового покупателя и была доступна не только знати.

После национализации фабрика стала именоваться заводом «Пролетарий», который и продолжил традицию изготовления массового бытового фарфора. Наряду с ручной росписью на заводе применяли различные способы декорирования: штамп, деколь, трафарет, шелкографию. После реконструкции завода, проходившей в 1957-1962 годах, к 1970 году производство набирает обороты - творчество художников, работавших еще с 1950-х годов, достигает наивысшей точки, а 1970-е годы можно назвать периодом расцвета производства, когда предприятие по объему выпускаемой продукции занимало второе место в Советском союзе после Дулевского фарфорового завода . В феврале 1976 года завод «Пролетарий» был награжден орденом «Знак почета».

стория русского фарфора ассоциируется, в первую очередь, с крупнейшими центрами керамики Санкт-Петербурга и Подмосковья. Продукция заводов им. М.В.

1 It

В статье речь идет о производстве в 1970-е годы, рассмотрены особенности ассортимента, творчество отдельных мастеров, также предпринята попытка проанализировать роль и значение продукции предприятия в контексте отечественной фарфоровой промышленности рассматриваемого периода.

Материалами исследования послужили неопубликованные архивные материалы Государ- з8 ственного архива Новгородской области, к которым относятся протоколы заседаний «Росфарфора», «Росглавфарфора», карты художественно-технического уровня качества изделий 1970-х годов, монографии Бориса Александровича Кузнецова и Владимира Алексеевича Измайлова об истории завода, а также коллекция фарфора Новгородского музея-заповедника.

Ключевые слова: советский фарфор, новгородский фарфор, завод «Пролетарий», Ф. И. Крохина, А. И. Горина, З. В. Алексеева,

A. И. Тыркин, А. И. Волкова, И. П. Колонистов,

B. П. Панкратов.

Ломоносова, Дулева, Гжели, Вербилок, Дмитровского и Канаковского заводов хорошо знакома всем. Менее известны некоторые региональные предприятия, возникшие в XIX веке в

| 2 (47) 2022 |

советским художественный нарратив в пространстве повседневной культуры

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

центральной и северной России1. К таким предприятиям относится новгородский завод «Пролетарий». После национализации в 1918 году завод пребывал в тяжелом положении. Не было средств на зарплату рабочим и на восстановление предприятия после гражданской войны. На заводе отсутствовало сырье, топливо, оборудование находилось в неработоспособном состоянии. На собрании рабочих было принято решение мобилизовать всех рабочих, которые стали ходить по деревням, обменивая посуду на хлеб и картофель. Постепенно завод стал восстанавливаться: создали рабочий кооператив, открыли магазин2. В 1920-1930-е годы развивались традиции агитационного фарфора, но сохранялись и старые дореволюционные формы и мотивы декора. На заводе в этот период работали художники: С. В. Чехонин, М. М. Адамович, З. В. Кобылецкая, В. П. Фрезе, М. П. Кириллова, М. А. Брянцева, Е. А. Якимовская, создавшие интересные образцы агитационного фарфора для массового производства. В 1938 году по количеству выпускаемых изделий завод достиг двацатимиллионной отметки, а в 1940 году - 22,5 млн. изделий в год. Продукция поставлялась во многие города России.

Дальнейшее развитие предприятия приостановила Великая отечественная война, в феврале 1942 года Новгород был оккупирован гитлеровцами, завод пострадал от бомбардировок. Но к концу войны постепенно начал восстанавливаться и к концу 1944 года стартовал выпуск фарфоровых изделий. К 1950 году

предприятие вышло на довоенный уровень производства.

В 1950-е годы в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства наблюдается подъем. На новгородских заводах «Пролетарий» «Красный фарфорист» складываются коллективы художников-профессионалов, появляются художественные лаборатории. В эти годы наряду с ручной росписью на заводе «Пролетарий» применяются и другие способы декорирования: штамп, деколь, трафарет. Деко-ли В. С. Тоота, А. И. Гориной, А. И. Волковой неоднократно принимались художественным советом Главфарфора со знаком «отлично». На всемирной выставке в Брюсселе «Экспо-58» «Человек и прогресс» новгородскими художниками были представлены произведения декоративно-прикладного искусства высокого профессионального уровня, произведения В. С. Тоота, З. В. Алексеевой, А. И. Гориной, С. И. Вайн-штейн-Мишуриной были отмечены серебряными медалями3.

В 1957-1962 годах на заводе происходит масштабная реконструкция завода4. С 1958 по 1977 годы директором завода был Борис Моисеевич Купсик, именно под его руководством успешно прошла реконструкция предприятия, затронувшая решения и социальных проблем не только завода, но и поселка в целом. Была осуществлена перестройка цехов, замена устаревшей технической базы на более современную. Внедрили шестнадцать новых технологических процессов, более пятидесяти полуавтоматов и

59

1 Верховская, Н.И. Новгородский фарфор // Журнал. Художник/ Учредитель: Союз художников России. -М, 1993. - № 3. - С. 10-13.

2 Кузнецов, Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик / Б. А. Кузнецов. - М.: Галлея-Принт, 2015. - С. 312-406.

3 Зозуленко, Т.Б. Володина, Т.В. Искусство современного Новгорода. Прелесть русского фарфора // Чело: альманах/ Учредители: Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Администрация Новгор. обл. -Великий Новгород, 1999. - С. 85.

4 Государственный архив Новгородской области. -

Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 2. - л. 1-21.

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

поточных линий, из них пять автоматизированных. После реконструкции изменился ассортимент продукции предприятия: увеличился объем продукции, значительную часть которой составляла массовая бытовая посуда, увеличилось качество фарфора: черепок стал чище, белее, тоньше. Наборы посуды, декорированные трудоемкой живописной ручной росписью, заменялись на массовые серии с декором шелкогра-фией, деколью, штампом. В стране и, в частности, на заводе «Пролетарий», художники фарфоровой промышленности работали над созданием посуды без излишеств, создавали конструктивно целесообразные простые формы, лаконичный декор, стремясь подчеркнуть белизну фарфора. Все это соответствовало новому облику и бытовой обстановке жилого пространства.

Искусство «послеоттепельной» эпохи -1970-1980-е гг. - важный этап развития отечественного искусства, когда художественная жизнь в России отличалась большим стилистическим разнообразием. Единое для всех стилистическое поле перестало существовать. Даже «официальные» художники начали работать в своей индивидуальной живописной манере5. С 1970-х по 1990-е годы наблюдается расцвет отечественного декоративного искусства, развивается авторское творчество. «Эмоциональная образность, лиризм, связь с впечатлениями от природы - национальные черты российской керамики»6. Развитие отмечается во многих ви-

5 После «оттепели». Искусство 1970-1980-х годов. Каталог выставки «После «оттепели». «Искусство 1970-1980-х годов», 24 мая 2018 - 9 сентября 2018. - Казань: Изд-во «Заман», 2020. - 144 с.

6 Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: дис...д-ра искусств.17.00.04. - Москва, 2005. - С. 38-39.

дах декоративного искусства: художественном стекле, ювелирном искусстве, чеканке, гобелене, фарфоре. Как и в изобразительном искусстве, архитектуре в декоративно-прикладном искусстве начинает ярче проявляться творческая индивидуальность художника. На этот период приходится подъем развития фарфоровой промышленности во многих регионах Советского Союза. В массовом отечественном фарфоре намечаются общие черты, заключающиеся в лаконичных и пластичных формах изделий, декоре в виде растительных орнаментов, выполненных вручную, свободных цветочных композициях, широком применении механических способов декорирования изделий (сдвижной деколи, шелкографии, штампа).

На заседаниях художественного совета при Главном Управлении фарфоровой и фаянсовой промышленности Министерства легкой промышленности РСФСР рассматривались изделия массового производства отечественных заводов фарфоровой промышленности. В совет входили главные художники и скульпторы предприятий, искусствоведы и научные сотрудники НИИ истории искусств, сотрудники высших учебных заведений и министерства культуры СССР7. На заседаниях рассматривались образцы изделий отечественных предприятий. Следует отметить, что задачи, ставившиеся перед художниками и скульпторами заводов, критерии отбора, рекомендации, были схожими, в духе времени. Например, обратимся к Протоколу заседания Художественного Совета «Росфарфора» Министерства легкой промышленности от 26 сентября 1972 года8, на котором

60

7 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 233. - л. 1.

8 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 233. - л. 14-26.

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

были рассмотрены образцы заводов «Пролетарий», «Красный фарфорист», фаянсового завода им. М. И. Калинина, Дулевского красочного завода, Первомайского фарфорового завода, Дмитровского фарфорового завода, Дулевского фарфорового завода, Ленинградского завода «Стройфаянс», Прокопьевского фарфоро-фаянсового завода. Среди утвержденных образцов преобладают рисунки для сдвижных деко-лей с растительными мотивами. Например, на заводе «Красный фарфорист» утвержден рисунок «Яблоня», художника Виктора Алексеевича Бирюкова. На фарфоровом заводе им. М. И. Калинина - рисунки для росписи «Первоцвет» и «Барбарис» на тарелках всех вариантов художника Евгения Ивановича Белякова, несколько вариантов рисунков росписи «Роза» Николая Алексеевича Коковихина и Льва Степановича Солодкова и др. На Первомайском фарфоровом заводе - рисунки для росписей сервизов - «Виноград» Галины Николаевны Леонтьевой, рисунки для росписей сервизов - «Георгины рубиновые», «Розы», «Тропинка», «Распустившийся цветок» Любови Митрофановны Горбуновой. На Дулевском фарфором заводе - рисунки для росписей «Букет», «Нарядный», «Бутоны» Сергея Евстегнеевича Медведева, рисунки для росписей «Фрукты» Георгия Сергеевича Захарова и «Цветы» Марии Федоровны Люто-вой. На многих отечественных предприятиях выпускали массовые серии со своими «розами», «шиповниками», «яблонями» в схожем формате, мотивы русской природы в росписях и деко-лях соответствовали вкусам потребителей 1970-х годов. Следует отметить, зачастую замечания Художественного Совета могли носить общий характер для всех заводов, например, ввиду того, что в 70-е годы выпуск массовых серий был приоритетным, многие общие замечания отно-

сились к повышению экономичности производства, разработке массовых серий многофункциональной посуды, разработке рисунков для механического нанесения. На заседаниях Художественного Совета при главном управлении фарфоровой и фаянсовой промышленности Министерства легкой промышленности РСФСР выносились типичные для всех предприятий общие рекомендации: «Художественный Совет обращает внимание главных художников на частые случаи нерационального использования дефицитной золотой краски. Применение золота не спасет слабые, непродуманные рисунки»9, «Направить работу художественных лабораторий предприятий, выпускающих столовый ассортимент, на создание комплексных столовых наборов и гарнитуров укомплектованных строго утилитарными и продуманными по назначению предметами, могущими служить одновременно нескольким функциям (чайник-кофейник, безбортные тарелки, могущие служить и салатниками, блюдо-сухарница и т.д.)»10, «Предложить «Росфарфору» организовать конкурс среди художников заводов на лучшие рисунки для механических разделок/различных видов печати», «Художникам заводских лабораторий планировать больше времени для работы над рисунками для печатей, лок»1

деколеи и др. видов механических разде-

.11

и прочие.

1970-е годы - период наиболее активного развития производства и на заводе «Пролетарий». В это время на производстве трудятся художники: Ф. И. Крохина, А. И. Тыркин,

9 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 233. - л. 26.

10 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 234. - л. 15.

11 Государственный архив Новгородской области. -

Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 230. - л. 25.

61

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

А. И. Волкова, В. И. Ершов, А. И. Кость, А. И. Горина, З. В. Алексеева, О. Г. Белова, И. П. Колонистов, Т. И. Бабурина, Е. Е. Корякина, В. И. Долгачева, В. П. Понкратов, Н. А. и И. А. Фадеевы. В 1970 году завод выпустил 50 млн. изделий и не терял своих мощностей на протяжении следующих двух десятилетий. В этот период новгородские фарфористы активно принимали участие в выставочной деятельности, например, успешно представляли свои произведения на зональных выставках «Русский Север».

С конца 1960-х годов отмечается развитие индивидуальных почерков художников. Во многом это заслуга Фаины Николаевны Крохи-ной. В конце 1940-х гг. она окончила художественно-ремесленное училище на фарфоровом заводе «Пролетарий»; там же, в художественной лаборатории, работала художни-ком-исполнителем12. В 1958 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. С 1958 г. до 1966 г. - художник Конаковского фаянсового завода им. М. И. Калинина (Тверская обл.). С 1966 года более 20 лет художница проработала на заводе «Пролетарий», в том числе и главным художником. В период реконструкции на заводе, Фаине Николаевне пришлось адаптироваться к новым технологиям, когда ручная роспись заменялась чисто технической процедурой, но требования к исходному рисунку оставались очень высокими. Крохина справилась с поставленными задачами и все новые технологии были успешно внедрены на заводе.

12 Коллекция онлайн. Новгородский музей-заповедник. [Электронный ресурс]. -Ьйр8://поудого^

iss.kamiscloud.ru/entity/PERSQN/20061 (дата обращения: 03.04.2022)

Сама Крохина занималась разработками росписей и рисунков для деколей. В 1970-е годы преобладают растительные мотивы в декоре изделий. Популярны росписи в виде композиций с крупными цветами, покрывающими всю поверхность изделий, композиции в виде букетов, цветочные орнаменты в полосе. Кроме того, зачастую в формах и декоре прослеживается народная традиция. В творчестве Крохиной прослеживаются все эти тенденции, например, в чайно-кофейном гарнитуре «Яблоня в цвету» (1976)13. Форма предметов лаконична, чашки трапециевидной формы, чайники по форме перекликаются с народной традицией, в простых формах прослеживаются формы кувшинов традиционной русской керамики. Цветочная композиция сервиза «Яблоня в цвету» представляет собой роспись в виде простого букета с белыми цветами яблони, выполнена натуралистично. Такие формы выпускались большим тиражом с различными декорами (Ф. Н. Крохина, гарнитур чайно-кофейный «Паутинка» (1976)14, Н. А. и И. А. Фадеевы, гарнитур чайно-кофейный «Свадебный» (1976)15, Ф. Н. Кро-хина «Травушка» (1975)16), зачастую со сдвижной деколью.

В конце 1970-х произведениям Ф. Н. Крохиной стали свойственны значительно большая строгость формы и росписи, предпочтение растительным мотивам геометрических. Например, чайный сервиз «Се-

13 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 7. - л. 8.

14 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 7. - л. 1.

15 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 7. - л. 2.

16 Государственный архив Новгородской области. -

Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 6. - л. 6.

62

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

точка» (1977), который был удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР в 1978 году. Вдохновленная знаменитой «Кобальтовой сеточкой» (1944) А. А. Яцкевич, выпущенной на Ленинградском фарфоровом заводе, Крохина создает свой вариант популярного мотива. Геометрический орнамент выполнен кобальтом и золотом, простыми художественными средствами художница добивается ощущения торжественности и парадности.

Значительная часть форм массовой бытовой посуды на заводе в 1970-1980-е годы была разработана скульптором Константином Ивановичем Тыркиным, который проработал на заводе «Пролетарий» более 30 лет, окончив ремесленное училище при заводе. Трудился на заводе до 70 лет. Создал сотни оригинальных форм, которые успешно внедрялись как в массовое, так и в малосерийное производство. На простые формы чашек, чайников, тарелок было легко наносить декор механическим способом, но вместе с тем они подходили и для ручной росписи.

В 1970-е годы практически все формы сервизов были разработаны К. И. Тыркиным, а именно, простые трапециевидные формы чайников, сахарниц, молочников и чашек в виде усеченного конуса, например, сервиз «Народный» (1970)17, сервиз «Юность» (1970)18. Еще одна стандартная форма предметов для сервизов была разработана Тыркиным, а именно, предметы, в основе которых прослеживается форма цилиндра, такие сервизы выпускались с различными вариантами декора:

сервиз «Алый букет» (1970)19, роспись А. И. Волковой, сервиз «Юность» (1971 )20, роспись З. В. Алексеевой, сервиз «Шиповник» (1972)21, роспись Е. Е. Корякиной и другие. Следующий набор Тыркина, воплощенный в разных вариантах декора - сервиз «Колокольчик» (1971)22. В форме предметов прослеживается силуэт цветка колокольчика. Примеры сервизов: «Вечер» (1974)23, роспись Н. А. и И. А. Фадеевых, сервиз «Утренний» (1974)24, роспись Ф. Н. Крохиной и другие. Еще одно направление формообразования предметов для сервизов это мотивы традиционной русской керамики. Например, кофейный сервиз «Весна» (1970)25, формы кофейника, сахарницы и сливочника перекликаются с традиционным русским кувшином. Константином Ивановичем Тыркиным были разработаны не только формы для сервизов, но и единичные предметы посуды: салатники, бокалы, тарелки, чайные пары, наборы для фруктов26.

Старейший художник завода - Колонистов Иосиф Павлович, - внес значительный вклад в развитие художественной культуры новгородского предприятия, обучал молодых живописцев по фарфору. Творчество

17 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 1.

18 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 12.

19 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 16.

20 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 2. - л. 10.

21 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 25.

22 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 2. - л. 1.

23 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 5. - л. 34.

24 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 5. - л. 109.

25 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 30.

26 Государственный архив Новгородской области. -

Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1,2,3,5,6,7.

63

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

И. П. Колонистова свидетельствует о создании лучших традиций новгородского фарфора, но в то же время о глубоком индивидуальном понимании связи искусства с жизнью. Иосиф Павлович окончил Ленинградский педагогический техникум им. Ушинского, проходил стажировку в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств по специальности «Учитель рисования и черчения». С 1930-х годов Иосиф Павлович работал художником на заводе «Пролетарий», а также преподавал в художественно-ремесленном училище при заводе. В 1970-е Колонистов в основном разрабатывал рисунки для деколей. Например, столовый набор «Красная роза» (1970)27. Рисунок двухцветный, лаконичный и силуэтный, разработан для больших тиражей и подходит к различным формам. Представляет собой стилизованную веточку розы. Чайный сервиз «Алый» (1974)28 -декор также в виде веточки розы, но более живописный, чем предыдущий вариант. Бокал с блюдцем «Хризантема» (1974)29 - роспись покрывает всю поверхность бокала, но при этом не перегружена.

Колонистов обладал тонким чувством композиции, прекрасно согласовывал роспись с формой. Даже простые мотивы выполнял очень выразительно. Для его росписей характерны мягкие контуры, тонкие градации цвета, изысканная цветовая гамма.

Часто художники 1970-х изображали растительные элементы упрощенными по форме, но собранными в сложные композиции - гирлянды. К таким работам относятся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 20.

28 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 5. - л. 3.

29 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 5. - л. 8.

произведения А. И. Гориной и З. В. Алексеевой.

Антонина Ивановна Горина окончила ремесленное училище на заводе «Пролетарий», в основном работала в технике ручной росписи. Творчество Гориной в 1970-х отличается преобладанием цветочных композиций в декоре, которые полностью покрывают изделия. Например, чайный сервиз «Народный» (1970), форма К. И. Тыркина, роспись «Луговой цветок»30. Простая цветочная композиция выполнена широкими мазками, практически полностью покрывает поверхность изделий. Кофейный сервиз «Березка» (1970), форма К. И. Тыркина, роспись «Зеленая ветка»31. Простой повторяющийся мотив березовой ветки полностью покрывает предметы сервиза. Чайный сервиз «Апрельский» (1972)32, композиция росписи выполнена в виде букета и состоит из крупного цветка по центру, выполненного несколькими крупными мазками, обрамленного зелеными листочками, композиция симметрична и традиционно полностью покрывает изделия набора. Рисунки для деколей Гориной отличаются от ручных росписей. Зачастую декор выполнен в виде тонкого растительного орнамента в полосе, например, тарелки, декорированные по бортику деколью с растительным орна-ментом33. Но и есть рисунки для деколей, которые, как и в ручной росписи Гориной, полностью или почти полностью покрывают по-

30 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 1.

31 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 13.

32 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 1.

33 Государственный архив Новгородской области. -

Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 21, 22, 23, 31.

64

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

верхность изделия, например, сервиз чайный «Аленький цветочек» (197 6)34 с крупным цветочным орнаментом в полосе.

Еще одно направление можно выделить в творчестве Гориной в 70-е годы - это рисунки для шелкографии. Они кардинально отличаются от цветочных композиций ручной росписи и деколей. В основу рисунков ложатся народные мотивы, стилизованные изображения птиц и растений, орнаменты, перекликающиеся с народными узорами. Например, кружка «Птичка» (1970)35 и кружка «Цветок» (1970).

Зинаида Васильевна Алексеева вслед за Гориной создавала разнообразные цветочные композиции. Например, чайный сервиз «Зеленые цветы» (1970), роспись в виде крупной ветки с цветами и листиками, выполненная крупными мазками, почти полностью покрывает поверхность предметов. Схожие по исполнению и композиции росписи у набора для фруктов (1970), блюдо и две тарелочки расписаны внутри цветочными композициями в виде букетов с крупными цветами, которые полностью покрывают поверхности изделий. Чайный сервиз «Шафран» (1976)36, традиционные букеты, собранные в гирлянды, практически полностью покрывают поверхность изделий. Алексеева разрабатывала образцы росписей для ручного исполнения, а также для деколей и шелко-графии. Для шелкографии, Алексеева, преимущественно, создавала растительные орнаменты в полосе, иногда в сочетании с гео-

34 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 6. - л. 1.

35 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 6.

36 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 7. - л. 7.

метрическими. Например, набор бокал с блюдцем «Цветочный орнамент» (1970)37 -растительный орнамент в полосе со стилизованными цветами в сочетании с геометрическим орнаментом по краю. Для деколей рисунки были более простыми, представляющими собой простой геометрический орнамент, зачастую из одного повторяющегося элемента. Такой орнамент выглядел очень сдержанно и здесь, в первую очередь, подчеркивалась белизна самого фарфора. Например, чайный сервиз «Грань» (1972) с росписью «Новогодний»38 и росписью «Се-вер»39. Для массового производства тарелок с деколью Алексеева создавала простые растительные орнаменты в полосе, преимущественно однотонные (1972)40.

Традиции ручной росписи в виде цветочных композиций с крупными цветами, собранными в букеты или гирлянды, следовали и другие художники в этот период. Примечательно творчество Волковой Анны Ивановны. Например, чайный сервиз «Ситчик» (1971)41, форма К. И. Тыркина. Роспись выполнена в виде цветочных гирлянд по всей поверхности изделия. В творчестве Волковой есть и еще одно направление, которое продолжает традицию И. П. Колонистова, заключающуюся в изображении цветов силуэт-но, без сложных ракурсов и композиций, цветовое решение в пределах одной гаммы,

37 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1. - л. 27.

38 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 10.

39 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 19.

40 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 11.

41 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 2. - л. 51.

65

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

зачастую кобальтовой. Примером может служить чайный сервиз с росписью «Синий цветок» (1971)42, выполненной кобальтом, роспись в виде цветочной композиции с крупным, ярким, синим цветком по центру и более мелкими, светлых кобальтовых оттенков цветков вокруг него.

В 1970-е годы на предприятии выпускали и массовую доступную сувенирную продукцию, которую декорировали деколями с видами новгородского кремля. В этом направлении работал художник В. П. Панкратов. Он создавал рисунки для деколей со стилизованными архитектурными пейзажами новгородского кремля. К таким работам относятся: штоф «Новгород» (1972)43, форма К. И. Тыркина, той же формы штоф «Сказочный мотив» (1972)44, кружка «Герб Новгорода» (1974)45 и другие.

В 1950-1960-е годы нацеленность фарфорового производства на увеличение выпуска продукции не только в Новгороде, но и на других отечественных предприятиях, несколько обеднили ассортимент фарфоровой продукции. Художники создавали практически целесообразные, лаконичные предметные формы. Ориентация на массовое производство, вытеснение ручной росписи механизированными способами нанесения декора, скорее негативно отразились на новгородском фарфоре. Но в 1970-е годы художники заводской лаборато-

42 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 2. - л. 21.

43 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3. - л. 7.

44 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 4. - л. 1.

45 Государственный архив Новгородской области. -Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 4. - л. 3.

рии Ф. Н. Крохина, З. В. Алексеева, А. И. Горина, Н. А. и И. А. Фадеевы и другие, постепенно возродили традиции ручной росписи, в том числе и в массовом производстве. Но творческие поиски удовлетворялись лишь возможностями цветочной росписи. Рассмотрев изделия 1970-х годов, творчество мастеров этого периода, можно выделить следующие направления развития фарфорового производства завода «Пролетарий»: формы изделий разрабатывались с учетом массового производства, были простыми и могли сочетаться с разными вариантами декора. Ручная роспись, в подавляющем большинстве, представляла собой цветочные композиции из крупных цветов, собранных в букеты и гирлянды, роспись выполнялась крупными сочными мазками и зачастую покрывала полностью или почти полностью всю поверхность предмета. С ручной росписью выпускались праздничные наборы. Массовая повседневная посуда, выпускающаяся большим тиражом, декорировалась деколью, здесь преобладали растительные орнаменты в полосе, преимущественно одноцветные, но встречались и простые геометрические орнаменты. Иногда деколь сочетали со штампом. В технике деколи выпускали и доступную сувенирную посуду. Еще один способ декорирования, применявшийся на предприятии - это шелкография. Рисунки, выполняемые художниками для шелко-графии, были сложнее, чем для деколей и перекликались с народной традицией. Художники предприятия в эти годы блестяще справлялись с новыми задачами, возникшими после масштабной реконструкции предприятия, внедряли новые технологии, разрабатывали рисунки для массового бытового фарфора, но не понижали художественного уровня изделий. Каждый из них стремился повышать индивидуальное ма-

66

| 2 (47) 2022 |

Татьяна Александровна ВОРОПАЕВА

| Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. |

стерство. Это доказывает участие художников завода «Пролетарий» в выставочной деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что завод «Пролетарий», выпускавший в 1970-х годах порядка 50 млн. изделий в год и занимавший второе место в Советском союзе по выпуску продукции, удовлетворял потребности рядового советского покупателя, как в массовом повседневном бытовом фарфоре, так и в праздничных, подарочных уникальных авторских наборах.

Завод прекратил свое существование в 2008 году. Произведения, выпущенные на заводе «Пролетарий», хранятся в Новгородском музее-заповеднике, Музее художественной культуры Новгородской земли, музеях Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ставропольского края, Нижегородской, Свердловской, Волгоградской, Челябинской и других областях нашей страны.

Список литературы

Измайлов, В.А. Новгородский фарфор: история фарфорового завода «Пролетарий» / В. А. Изамйлов.

- Л.: Лениздат, 1980. - 174 с.

Верховская, Н.И. Новгородский фарфор // Журнал. Художник/ Учредитель: Союз художников России. -М, 1993. - № 3. - С. 10-13.

Кузнецов, Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик / Б. А. Кузнецов.

- М.: Галлея-Принт, 2015. - 731 с.

Зозуленко, Т.Б. Володина Т.В. Искусство современного Новгорода. Прелесть русского фарфора // Чело: альманах/ Учредители: Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Администрация Новгор. обл. - Великий Новгород, 1999. -С. 84-90.

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 2

После «оттепели». Искусство 1970-1980-х годов. Каталог выставки «После «оттепели» // Искусство 1970-1980-х годов/ 24 мая 2018 - 9 сентября 2018. -Казань: Заман, 2020. - 144 с.

Крамаренко, Л. Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: дис...д-ра искусств.17.00.04. - Москва, 2005. - 241 с.

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 233

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 234

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 5. - Д. 230

Коллекция онлайн. Новгородский музей-заповедник. - [Электронный ресурс]. -https://novgorod-

iss.kamiscloud.ru/entity/PERSON/20061 (дата обращения: 03.04.2022)

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 7

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 6

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 2

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 3

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 5

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 1,2,3,5,6,7

Государственный архив Новгородской области. - Ф. Р-476. - Оп. 7. - Д. 4.

67

| 2 (47) 2022 |

SOVIET EVERYDAY CULTURE AS A NEW NARRATIVE

Tatyana A. VOROPAEVA

| Mass Soviet Art porcelain: on the History of the Novgorod factory "Proletarian" of the 1970s. |

Tatyana A. VOROPAEVA

1 Novgorod State United Museum-Reserve 11 Kremlin, Veliky Novgorod, Novgorod region, 173007, Russian Federation

Senior Research Fellow, Curator 2 Herzen State Pedagogical University of Russia Department of Theory and History of Culture 48 emb. Rivers Moika, Saint-Petersburg, 191186, Russian Federation Postgraduate student of the Department of Art Education and Decorative Arts

ORCID: 0000-0003-2569-8559 e-mail: voropaevamuseum@gmail. com

MASS SOVIET ART PORCELAIN: ON THE HISTORY OF THE NOVGOROD FACTORY "PROLETARIAN" OF THE 1970S.

The Proletariy plant was the largest and oldest porcelain factory in our country. The plant was located

in the village of Proletary, Novgorod Region. Porcelain production here was founded in 1882 by a merchant from the Kuznetsov dynasty, Ivan Emelyanovich Kuz-netsov, who acquired a small pottery factory from Pyotr Kazemirovich Reichel and founded the Bronnitsky porcelain and faience factory. For the first time, the plant's products were designed for the average buyer and were available not only to the nobility.

After nationalization, the factory became known as the Proletariy factory, which continued the tradition of making mass-produced household porcelain. Along with hand-painting, the factory used various methods of decoration: stamp, decal, stencil, silk-screen printing. After the reconstruction of the plant, which took place in 1957-1962, by 1970 production was gaining momentum - the work of artists who had been working since the 1950s reaches its highest point, and the 1970s can be called the heyday of production, when the enterprise, in terms of output ranked second in the Soviet Union after the Dulevo Porcelain Factory. In February 1976,

the Proletariy plant was awarded the Order of the Badge of Honor.

The article will focus on production in the 1970s. The features of the assortment, the creativity of individual masters will be considered, and an attempt will be made to analyze the role and significance of the company's products in the context of the domestic porcelain industry of the period under review. 6g

The research materials were unpublished ar- — chival materials of the State Archive of the Novgorod Region, which include the minutes of the meetings of «Rosfarfor», «Rosglavfarfor», maps of the artistic and technical level of the quality of products of the 1970s, monographs by Boris Aleksandrovich Kuznetsov and Vladimir Alekseevich Izmailov about the history of the plant, as well as porcelain collection of the Novgorod Museum-Reserve.

Key words: Soviet porcelain, Novgorod porcelain, Proletary factory, F. I. Krokhina, A. I. Gorina, Z. V. Alekseeva, A. I. Tyrkin, A. I. Volkova, I. P. Kolonistov, V. P. Pankratov.

References

Izmajlov V.A. (1980) Novgorodskij farfor: istorija far-forovogo zavoda «Proletary». V. A. Izamjlov. L.: Len-izdat, 174. (In Russian).

Verhovskaja, N.I. (1993) Novgorodskij farfor // Zhur-nal. Hudozhnik/ Uchreditel': Sojuz hudozhnikov Rossii. M., № 3, 10-13. (In Russian).

Kuznecov, B. A. (2015) Novgorodskij korol' ros-sijskogo farfora. Istorii sem'i i fabrik / B. A. Kuznecov. M.: Galleja-Print, 731. (In Russian).

Zozulenko T.B. (1999) Volodina T.V. Iskusstvo sov-remennogo Novgoroda. Prelest' russkogo farfora // Chelo: al'manah/ Uchrediteli: Novgor. gos. un-t im. Jarosla-va Mudrogo, Administracija Novgor. obl. Velikij Novgorod, 84-90. (In Russian).

| 2 (47) 2022 |

SOVIET EVERYDAY CULTURE AS A NEW NARRATIVE

Tatyana A. VOROPAEVA

| Mass Soviet Art porcelain: on the History of the Novgorod factory "Proletarian" of the 1970s. |

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 5. D. 2 (In Russian).

Posle «ottepeli». Iskusstvo 1970-1980-h godov. (2020) Katalog vystavki «Posle «ottepeli» //Iskusstvo 1970-1980-h godov/ 24 maja 2018 - 9 sentjabija 2018. Kazan': Zaman, 144.

Kramarenko L. G. (2005) Dekorativnoe iskusstvo Ros-sii XX veka: k probleme formoobrazovanija i slozhenija stilja predmetno-prostranstvennoj sredy: dis...d-ra is-kusstv.17.00.04. Moskva, 2005. 241. (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 5. D. 233 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 5. D. 234 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 5. D. 230 (In Russian).

Kollekcija onlajn. Novgorodskij muzej-zapovednik. [Jelektronnyj resurs]. https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/PERSON/20061 (data obrash-henija: 03.04.2022) (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 7 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 6 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 1 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 2 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 3 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 5 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 1,2,3,5,6,7 (In Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novgorodskoj oblasti. F. R-476. Op. 7. D. 4 (In Russian).

69

| 2 (47) 2022 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.