Научная статья на тему 'Массовые открытые он-лайн курсы как инструмент повышения эффективности образования за счет обеспечения соответствия перспективным тенденциям социально-экономического развития'

Массовые открытые он-лайн курсы как инструмент повышения эффективности образования за счет обеспечения соответствия перспективным тенденциям социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОН-ЛАЙН КУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ФРИМИУМ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриевская Н.А.

Массовые открытые он-лайн курсы (МООК) способны повысить качество предоставляемых образовательных услуг в частности и эффективность системы образования в целом за счет обеспечения их соответствия перспективным тенденциям социально-экономического развития и общественным потребностям. Так, широкое распространение технологий дистанционного образования, активное внедрение ИКТ в образовательное пространство и использование цифрового образовательного контента способствовало не только расширению доступа к высшему образованию за счет новых возможностей дистанционной поддержки, но и повышению его качественной составляющей. В работе рассмотрены основы становления и развития, а также лингвистические аспекты МООК в современном образовательном ландшафте; целевая аудитория и возможности практической реализации подобных электронных курсов; пути интеграции МООК в образовательный процесс; конкретные примеры разработки собственных МООК МЭСИ. Проведен страновой анализ МООК как эффективного инструмента рыночного позиционирования университета в сравнении с традиционными маркетинговыми инструментами продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые он-лайн курсы как инструмент повышения эффективности образования за счет обеспечения соответствия перспективным тенденциям социально-экономического развития»

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОН-ЛАЙН КУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

© Дмитриевская Н.А.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

Массовые открытые он-лайн курсы (МООК) способны повысить качество предоставляемых образовательных услуг в частности и эффективность системы образования в целом за счет обеспечения их соответствия перспективным тенденциям социально-экономического развития и общественным потребностям. Так, широкое распространение технологий дистанционного образования, активное внедрение ИКТ в образовательное пространство и использование цифрового образовательного контента способствовало не только расширению доступа к высшему образованию за счет новых возможностей дистанционной поддержки, но и повышению его качественной составляющей. В работе рассмотрены основы становления и развития, а также лингвистические аспекты МООК в современном образовательном ландшафте; целевая аудитория и возможности практической реализации подобных электронных курсов; пути интеграции МООК в образовательный процесс; конкретные примеры разработки собственных МООК МЭСИ. Проведен страновой анализ МООК как эффективного инструмента рыночного позиционирования университета в сравнении с традиционными маркетинговыми инструментами продвижения.

Ключевые слова массовые открытые он-лайн курсы, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, коммуникационная политика, концепция фримиум, рынок образовательных услуг, международное образовательное пространство.

Введение

В условиях конкурентного давления, в особенности увеличения значимости неценовых факторов конкуренции, вузам для успешной конкуренции на образовательном рынке, помимо создания качественного образовательного продукта, необходимо уделять пристальное внимание качеству своей коммуникационной политики. Необходимо разработать эффективную схему использования полного потенциала доступного коммуникационного инст-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 14-06-00003 а.

* Директор Института экономики и статистики (ИЭиС), кандидат экономических наук, доцент.

рументария, коммуникационной политики и средств коммуникации для ее реализации. Учитывая уровень развития он-лайн обучения, возможность и необходимость увеличений уровня привлечения иностранных студентов в российские вузы, актуальным становиться поиск инструмента маркетинговых коммуникаций, ориентированного на международный рынок труда с одной стороны, с другой, позволяющий максимально продемонстрировать возможности предлагаемых образовательных услуг. Маркетинговые коммуникации на международном образовательном рынке нуждаются в повышенном внимании и использовании инструментов, позволяющих формировать репутацию Университета и, соответственно, его бренда. Условием осуществления директ-маркетинга университетов является индивидуальное персонифицированное выделение отдельных индивидов - перспективных студентов. Одним из наиболее инструментов создания таких баз в современных условиях служат массовые открытые он-лайн курсы.

Высококонкурентная среда, в которой сегодня функционируют российские вузы, порождает необходимость в целенаправленном формировании и поддержании имиджа вуза, как способа усиления его привлекательности в глазах потенциальных потребителей. Для реализации стратегии лидерства по имиджу прежде всего используются рекламная и PR деятельность [2]. Среди имиджевых компонентов вуза, которые можно продвигать через МООК можно выделить:

- имидж образовательных услуг, включающий прежде всего качество обучения,

- имидж учащихся, общего культурного, профессионального, компе-тентностного уровня,

- имидж профессорско-преподавательского состава, социально-демографическими характеристиками, культурным, профессиональным уровнем, научными достижениями,

- имидж сотрудников вуза, организующих и сопровождающих учебный процесс, их профессиональная компетентность.

Массовые открытые образовательные курсы в современном образовательном ландшафте

Невероятный прецедент, созданный платформой Coursera в 2012 году, заставил весь мир обратить внимание на массовые открытые он-лайн курсы (Massive Open Online Courses, MOOCs - МООК). Появление MOOK стал первой инновацией в области электронного обучения приведшей к столь широкому и острому обсуждению в различных кругах. Coursera разработала платформу, позволяющую абсолютно бесплатно всем желающим пройти электронное обучение у профессоров ведущих университетов со всего мира. MOOCK меняют сложившуюся бизнес-модель электронного обучения. По оценкам экспертов оборот мировой индустрии электронного обучения дос-

тигает 7 трлн. долл. США, а потенциал российского рынка оценивается в 4 млрд. долл. США. Экспансия MOOK распространяется сразу в нескольких направлениях: расширение доступа к качественному образованию; борьба за образовательные рынки быстроразвивающихся стран; влияние на региональную политику и экономику.

Бесплатные образовательные он-лайн курсы в Интернет существуют более 15 лет, как правило, они создаются в рамках различных проектов и с их завершением, то есть с прекращением финансово поддержи, эти курсы становятся не актуальными или пропадают. Новый вариант бесплатного онлайн обучения - массовые открытые он-лайн курсы (MOOK) существенно отличается от своих предшественников. Феномен MOOK ведет к переосмыслению системы образования как высшего, так и дополнительного, традиционного и электронного, происходит изменение философии образования в направлении его максимальной демократизации, делая образование доступным каждому желающему. Международное университетское сообщество анализирует вероятное влияние MOOK на систему образования, возможности использования MOOK в различных целях, в том числе маркетинговых, поиске и отборе наиболее сильных абитуриентов, возможности монетизации через сертификацию и дополнительные услуги (например, консультационную поддержку, рекламу, издательскую деятельность).

Целевая аудитория MOOK это, прежде всего, учащиеся, обладающие навыками самостоятельного обучения, понимающими какие компетенции необходимы и какими обучающими программами их можно сформировать.

В основе педагогики MOOK лежит коннективизм, позволяющий реализовать концепцию педагогики сотрудничества, когда учащиеся не только получают новые знания, но и активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем, стремясь к сотрудничеству. Термин MOOK появился в 2008 году в рамках проводимого Университетом Манитобы эксперимента, когда к занятиям регулярных студентов были подключены в режиме он-лайн более двух тысяч слушателей бесплатно. Доставка контента происходила через RSS-каналы, учащиеся могли участвовать в образовательных мероприятиях через обсуждения в Moodle, сообщения в блоге, SecondLife, и посредством синхронных онлайн-встречах [1].

Расцвет практической реализации концепции MOOK приходится на 2012 год, когда на образовательные просторы в полном объеме вышли такие проекты MOOK как Coursera, Udacity, и EDX. Несомненным лидером является образовательная платформа Coursera, которая была создана профессорами Стэнфорского университета Эндрю Нг и Дафной ^ллер и по версии рейтинга сайтов журнала «Times» в 2012 году была признан лучшим образовательным сайтом года. Этот проект объединил ведущие университеты мира, в том числе Принстонский и Стэнфордский университеты, ^лифор-нийский технологический институт, Эдинбургский университет, Универси-

тет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и др. Именно Coursera привлекла огромное количество обучающихся на свои более чем 200 курсов в самых различных областях науки, в системе зарегистрировано около 2 миллионов студентов из почти 200 стран. Среди топ-20 такие страны как США, Бразилия, Китай, Индия, Россия, Германия, Испания, Великобритания, Канада. Интерес со стороны российских участников выражается не только количественными показателями, но и инициативой русскоязычного сообщества по переводу курсов на русский язык и создание субтитров для англоязычных курсов.

В настоящее время российские вузы включились в движение по распространению отрытого образовательного контента, открывая доступ к своим учебным программам, практикумам или учебным пособиям, и даже электронным курсам. В современной образовательной среде предоставление свободного доступа только к образовательному контенту не создаст существенных конкурентных преимуществ российской системе образования, в целом, и вузам, в частности. В условиях интенсивного развития зарубежных программ по продвижению МООК российские вузы заметно проигрывают зарубежным университетам по привлечению внимания зарубежных интернет-пользователей.

Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ) реализует ряд проектов, нацеленных на изучение феномена МООК и возможностей, которые дает такое построение учебного процесса. Среди таких проектов можно выделить следующие: интеграция МООК в учебный процесс университета и разработка собственных МООК.

Проект по интеграции англоязычных МООК платформы Coursera в регулярный учебный процесс поводился в 2013 году. Среди выбранных дисциплин блок математической направленности, такие как «Статистика» -курс «StatisticsOne» (Princeton University) и «Теория игр и методы принятия решений» - курс «General Game Playing» (Stanford University), блок информационно-коммуникационных технологий представлен дисциплинами «Базы данных» - курс «Computer Architecture» (Princeton University) и «ЭВМ и периферийные устройства» - курс «Metadata: Organizingand Discovering Information» (The university of North Carolina at Chapel Hill). В эксперименте приняли участие 175 студентов разных курсов обучения от 1го до 5го курса.

По результатам первого этапа эксперимента можно отметит, что интеграцию МООК в образовательный процесс возможно осуществить двумя путями: во-первых, посредством включения в дисциплину с учетом полученных образовательных результатов в балльно-рейтинговую систему учета успеваемости учащихся, во-вторых, использованием МООК как основу для факультативных занятий с консультационной поддержкой, обеспечивающей поддержку учащихся с точки зрения терминологических и методических аспектов, которые зачастую вызывают сложности у российских студентов

из-за невысокого уровня знания английского языка и отсутствия сформированного навыка самостоятельного обучения (именно эти два фактора приводят к высокому уровню незавершенности обучения курсов формата МООК).

В отличие от обычной статистики открытых курсов с высоких процентом «незавершения» обучения, варианты с интеграцией в регулярный образовательный процесс показали более высокий уровень успешного завершения курсов формата МООК, в том числе:

- При непосредственной интеграции МООК в дисциплину учебного плана и учете полученного результата учащимися при обучении на МООК в рамках балльно-рейтинговой системы - в ходе эксперимента 100 процентов участников успешно окончили обучение.

- При использовании факультативного варианта, не накладывающего жесткие рамки на учащихся, при поддержке двух преподавателей, оказывающих консультативную помощь в очном и он-лайн формате, успешно завершили обучение около 50 % учащихся курса.

Интеграция МООК в учебный процесс Университета дает возможность:

- расширения содержания образования по дисциплинам учебного плана высшего образования за счет встроенного в курс использования учебных материалов и мероприятий МООК,

- использование дополнительных педагогических методов,

- возможность интеграции учащихся в международное образовательное пространство в рамках конкретной предметной области,

- интеграция преподавателей в профессиональное сообщество,

- повышение уровня профессионального иностранного языка в случае обучения не на русском языке.

Разработку собственных МООК МЭСИ начал осуществлять в рамках международного проекта OpenupEd под эгидой Европейской ассоциацией университетов дистанционного обучения (EADTU) при поддержки Европейской комиссии. В рамках проекта 11 университетов Франции, Италии, Литвы, Нидерландов, Португалии, Словакии, Испании и Великобритании, России, Турции и Израиля объединили свои усилия и предлагают курсы на своей собственной платформе электронного обучения на своем национальном или английском языках. Всего предложено около 40 бесплатных курсов по обширному ряду предметов на 12 разных языках. Курсы могут быть пройдены либо в соответствии с жестким графиком обучения или в любое время с индивидуальным графиком их изучения. Их объем - от 20 до 200 академических часов. По итогам прохождения курсов может выдаваться документ об образовании: сертификат о прохождении курса, так называемый знак или сертификат о прохождении обучения, который может засчитываться при присуждении степени. В последнем случае студенты должны заплатить за сертификат от 25 до 400 евро в зависимости от длительности курса и учебного заведения. Россия, представленная в этом проекте Московским уни-

верситетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) [4], предложила 6 курсов как на русском, так и на английском языках:

- Экономика и финансы:

• Fundamentals of Economics.

• Taxes and Taxation in Russia.

- Лингвистика (Русский язык):

• Russianas a Foreign Language.

• BusinessRussian (Pre-Intermediate).

- ИКТ в образовании:

• Computer Scienceand Applied Informatics.

• Basics of Distance Education.

Среди разработанных МЭСИ курсов наибольший интерес вызвал англоязычный курс «FundamentalsofEconomics», собравший более 140 подписчиков из 42 стран. Для курса была выбрана уже ставшая традиционной для MOOK форма представления образовательных материалов - видеолекции ведущего профессора, общение со студентами осуществлялось посредством форумов, электронной почты. Задания предложенные студентом по каждому модулю представляли собой короткие эссе - ответы на заданные вопросы. Все студенты, завершившие курс на текущий момент, показали очевидный прогресс в качестве подготовленных работ. По окончании половины модулей проводилось тестирование.

Анализ зарубежного опыта демонстрирует объединение университетов для продвижения MOOK, осуществляя совместную разработку и развитие среды открытых образовательных курсов, так и совместное проведение обучения по MOOK.

Российской системе профессионального образования необходима собственная среда по Массовым открытым он-лайн курсам, для развития и продвижения российского образования.

Лингвистические аспекты МООК

Целевая аудитория МООК это, прежде всего, пользователи Интернет, то важно отметить, что в соответствии с основополагающими факторами частотности, английский язык так же лидирует и в Интернете. Факторами определяющими интенсивность использования языка в Интернете являются:

- количество пользователей на этом языке;

- широта распространения его как официального языка;

- экономическая мощь языка;

- количество информации распространяемой на этом языке.

На сегодняшний день английский язык держит лидерство по всем четырем направлениям: он изучается как иностранный по всему миру и используется большинством Интернет-пользователей. Из всех стран членов ООН английский язык используется как официальный чаще всего.

Анализ существующих МООК показывает широкое разнообразие языков, используемых для реализации таких курсов. Но, не смотря на такое изобилие, основным языком контента реализации и образовательного процесса МООК остается английский. Среди причин лидирования английского языка можно выделить два основных аспекта:

- основная масса МООК представлена американскими университетами;

- как отмечалось выше, английский язык являясь лидирующим языком для кросскультурных коммуникаций и, как следствие, выбирается университетами и образовательными компаниями пи создании МООК для привлечения наибольшего количества учащихся.

В настоящее время широко распространилась практика перевода контента МООК на национальные языки. Перевод образовательных материалов интегрируется в курс, прежде всего, в виде субтитров к видео лекциям.

С точки зрения интеграции МООК в традиционный образовательный процесс современных университетов представляется интерес как инструмент интернационализации создаваемой образовательной среды, средство повышения языковой компетентности студентов и преподавателей, в случаи их участия в сопровождении проекта по интеграции.

Массовые открытые он-лайн курсы, являясь закономерным развитием более раннего варианта представления образовательного контента в Интернете - открытых образовательных ресурсов, демонстрируют активных рост с точки зрения их количества, числа вовлеченных в их разработку Университетов, образовательных компаний истран. Но при этом лидирующим языком МООК является английский по двум причинам: он является лидирующим мировым языком межкультурных коммуникаций (цифра владеющих английским языком приближается к 1,8 млрд. человек), целевая аудитория Интернет и МООК так же преимущественно владеет английским языком, странами лидерами п созданию МООК являются страны с высоким уровнем владения английским языком и, прежде всего, США. Интеграция МООК в традиционный образовательный процесс при ее правильной методической проработке позволяет расширить образовательный контент, насытить дисциплину дополнительными инструментами, повысить уровень владения английским языком учащихся, реализовать принцип интернационализации обучения за счет взаимодействия с участниками МООК из других стран.

МООК как инструмент рыночного позиционирования университета

Как показывают последние исследования и наблюдения в ходе общественных обсуждений роли МООК в современном образовательном ландшафте, одной из функций является маркетинговая. Так например, Технологический университет Делфт и Лейденский университет определили, что курсы формата МООК являются превосходным маркетинговым инструментом.

Они привлекают иностранных студентов и помогают наращивать международный профиль как отдельных профессоров, так и университета в целом. Таким образом, МООК способствуют развитию имиджа университетов на международном образовательном пространстве.

МООК позволяет осуществлять таргетирование студентов и учебных заведений через интеллектуальный анализ данных. В настоящее время многие компании создают клиентские базы информации, отражающей покупательское поведения в целях предложения наиболее релевантных продуктов и услуг. Например, интернет магазины используют статистику предыдущих покупок для рекомендации новых. Интернет телевидение, основываясь на аналогичной концепции использования предыдущего выбора, предлагает передачи и фильмы. Поисковые системы интернета собирают статистику поисковых запросов для предложения спектра продуктов и услуг, рекламируемых в их системах производителями, поставщиками или продавцами. Практика показывает, что наиболее персонализированное и таргетирован-ное предложение потребителю имеет следствием большие объемы продаж. Примерим использования этой концепции в образовании являются:

- Государственный университет Аризоны собирает статистику студентов, на основе которой впоследствии предлагаются специализации, дисциплины и, даже, возможные друзья.

- Сервис Zinch - социальная медиа платформа, которая объединяет студентов и университеты. После заполнения онлайн профиля, система подбивает наиболее подходящие учебные заведения и стипендии. У этой платформы более 5 тысяч профилей университетов и 2,5 миллиона пользователей. Новый сервис платформы ZinchChina предоставляет онлайн студентам и университетам возможность определить соответствие уровня знания английского языка и финансовые возможности претендентов на обучение на англоязычных программах [5].

Концепция фримиум (freemium) является основной моделью реализации курсов формата МООК. Сущность данной концепции - предоставить услугу или товар бесплатно, но за премиальные сервисы взимать плату - используется во многих отраслях, в том числе в издательской индустрии. С появлением электронных книг, представители издательского дела переосмысливают свои бизнес модели, предоставляя бесплатно базовый постой контент, с целью дополнительных продаж интерактивного премиум-контента или таких услуг как обучение и тьюториал или он-лайн ассесмент. Например:

- Pearson разработал портал BlueSky для педагогов для поиска учебных материалов из открытых образовательных ресурсов (ООР), на сайте так же размещен контент, созданный и курируемый самим Pearson. Преподаватели по выбору могут воспользоваться бесплат-

ным контентом открытых образовательных ресурсов или купить премиум-контент.

- Корнельский Университет предлагает бесплатный онлайн курс «Маркетинг брэнда гостеприимства через новые медиа», студенты которого будут направляться на последующий курс за 1200 долларов США с получением по окончании профессионального сертификата [3].

Философия МООК как маркетингового инструмента базируется на ко-цепции «фримиум», которая может так же быть применена в маркетинге и рекрутменте студентов. Суть данной концепции применительно к МООК состоит в том, что студенты могут попробовать учиться на курсах разных университетов без риска затрат до принятия решения подать заявление на полную программу обучения. В настоящее время не существует данных по тому сколько студентов, прошедших обучение на МООК, подали заявление на поступление в университет, предложивший этот курс. Подход «попробовать прежде чем купить» может стать частью процесса привлечения студентов в университеты. Поскольку аккредитационное сообщество рассматривает пути присуждения кредитов за МООК таким же образом как кредиты выдаются по результата предшествующего обучение на Международном бакалавриате в рамках процесса академической мобильности и тестирование «Advanced Placement», студенты, которые успешно завершили обучение на МООК также могут получить право на презачет кредитов в некоторые образовательные учреждения.

Страновой анализ МООК в сравнении с традиционными маркетинговыми инструментами продвижения

Для анализа МООК как инструмента доступа к различным рынкам на международном пространстве был проведен сравнительный страновой анализ традиционных маркетинговых инструментов вуза (на примере Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и выбранных для эксперимента МООК. Как демонстрируют полученные данные традиционные маркетинговые инструменты, такие как участие в работе международных образовательных выставках, размещение информации о программах обучения и университете в международных социальных сетях, использование специализированных Интернет-порталов дает возможность охватить не более 20 стран, с учетом высокой стоимости таких инструментов. Так, например, в МЭСИ за выбранный период анализа 2014-15 учебный год такие акции охватили 14 стран. В тоже время реализованные в рамках проекта МООК на английском языке привлекли в совокупности около 200 человек из 47 стран, что в 3,5 раза больше, чем традиционные маркетинговые мероприятия.

Таблица 1

Страновой анализ традиционных маркетинговых инструментов и МООК

Страна Международные образовательные выставки Социальные сети Интернет Порталы МООК1 МООК2

1 (АМ) Армения +

2 (АИ) Аргентина +

3 (А2) Азербайджан + + +

4 (ВЕ) Бельгия + +

5 (BG) Болгария + + +

6 (ВИ) Бразилия + +

Вьетнам +

Казахстан +

7 (СА) Канада +

8 (СО) Колумбия +

9 (СУ) Кипр + +

10 (СЫ) Китай + + +

11 (С2) Чешская Республика + +

12 фЕ) Германия + + +

13 Алжир + +

14 (EG) Египет +

15 (ES) Испания + +

16 ^И) Франция + +

Финляндия +

17 ^В) Великобритания + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 ^Н) Гана +

19 ^И) Греция + +

20 ^Т) Гватемала +

21 (НИ) Хорватия +

22 (ID) Индонезия +

Иордания +

23 (1Е) Ирландия +

24 (IL) Израиль + +

25 (ГЫ) Индия + +

26 (1М) Остров Мэн +

27 (ГТ) Италия + +

28 (ЦТ) Литва +

29 (LV) Латвия +

30 (ЦЦ) Люксембург +

31 (LV) Латвия +

32 (ЫЦ) Нидерланды + + +

33 (ЫО) Норвегия +

34 (ЫР) Непал +

35 (N2) Новая Зеландия +

36 (РЕ) Перу +

37 (РЦ) Польша +

38 (РТ) Португалия +

39 (ИО) Румыния +

Продолжение табл. 1

Страна Международные образовательные выставки Социальные сети Интернет Порталы МООК1 МООК2

40 Сербия +

41 ^Ц) Россия +

42 (SG) Сингапур +

43 ^К) Словакия +

Султанат Оман +

44 (Щ) Тунис +

45 (ЦА) Украина +

46 (ЦS) Соединенные Штаты Америки + +

47 (ZA) Южная Африка +

итого стран 11 1 2 42 19

человек 146 51

С точки зрения вовлеченности учащихся разных стран больше всего учащихся было из России (27), Португалии (26), Испании (9), Румынии (7), Италии (5), Греции (5). На рисунке 1 представлено графическое отображение статистики зарегистрированных из разных стран.

■ (АМ) Армения

■ (АР) Аргентина

■ (СУ) Кипр

■ (Сг) Чешская Республика

■ (02) Алжир

■ (Еб) Египет

■ (ОН) Гана

■ (СТ) Гватемала

■ (НЯ) Хорватия

■ (10) Индонезия

■ (1Е) Ирландия

■ (И) Литва

■ (Ш) Люксембург

■ (МР) Непал

■ (N2) Новая Зеландия

■ (РЕ) Перу

■ (Бв) Сингапур

■ (БК) Словакия

■ (ТГЧ) Тунис

■ (ТА) Южная Африка

■ (А2) Азербайджан

■ (СО) Колумбия

■ (ОЕ) Германия

■ (II) Израиль

■ (N1.) Нидерланды

■ (КБ) Сербия

■ (иА) Украина

■ (ВЕ) Бельгия

■ (СА) Канада

■ (Ш) Франция

■ (IV) Латвия

■ (Вб) Болгария »(ВП)Бразилия

■ (11М> Индия

■ (11Б) Соединенные Штаты Америки

■ (СзВ) Великобритания ■(СИ)Греция

■ (1Т) Италия -> (КО) Румыния

■ (ЕБ) Испания • (РТ) Португалия »(Ри) Россия

Рис. 1. Диаграмма привлечения учащихся из различных стран

Таким образом, можно сделать вывод о широте странового охвата при использовании МООК как инструмента маркетинговых коммуникаций на

международном образовательном пространстве. Однако следует отметить, что МООК, в свою очередь, нуждаются в продвижении, поскольку большинство стран в ходе эксперимента представлены крайне малым количеством учащихся. Расширение каналов продвижения МООК и, как следствие, формирования международной репутации Университета можно реализовать за счет использования ранее выбранных традиционных маркетинговые инструменты, таких как участие в работе международных образовательных выставках, размещение информации о программах обучения и университете в международных социальных сетях, использование специализированных Интернет. Такой интегрированный подход позволить привлечь внимание потенциальной целевой аудитории абитуриентов к МООК, разработанным на английском языке, обучение на курсе позволит оценить качество предлагаемого обучения и сформировать репутацию ведущего профессора учебного заведения.

Требования к МООК как инструменту международных маркетинговых коммуникаций

Рассматривая МООК с точки зрения использования его в качестве инструмента маркетиговых коммуникаций (МК), необходимо отметить, от что он являются своего рода рекурсивным инструментом процессов МК для образовательного учреждения. То есть продвижение на рынок образовательных услуг, коммуникация со всеми стейкхолдерами реализуется с использованием образовательных услуг. При этом основной задачей МООК являются привлечь внимание как можно большего количества потенциальных учащихся и образовательных провадеров, укрепить международный бренд университета, сделав его более привлекательным. МООК является своего рода информационным сообщением, несущим в себе информацию об уровне качества предоставляемой образовательной услуги Университетом с точки зрения следующих факторов:

- профессиональный уровень преподавательского состава;

- содержание образовательного контента;

- педагогические методики, их результативность и адекватность целевой аудитории;

- информационно-коммуникативные технологии (мультимедиа, в том числе видео, качество передачи информации).

Высококонкурентная среда, в которой сегодня функционируют российские вузы, порождает необходимость в целенаправленном формировании и поддержании имиджа вуза, как способа усиления его привлекательности в глазах потенциальных потребителей. Для реализации стратегии лидерства по имиджу прежде всего используются рекламная и РИ деятельность [2]. Среди имиджевых компонентов вуза, которые можно продвигать через МООК можно выделить:

- имидж образовательных услуг, включающий прежде всего качество обучения;

- имидж учащихся, общего культурного, профессионального, компе-тентностного уровня;

- имидж профессорско-преподавательского состава, социально-демографическими характеристиками, культурным, профессиональным уровнем, научными достижениями;

- имидж сотрудников вуза, организующих и сопровождающих учебный процесс, их профессиональная компетентность.

Исходя из вышеперечисленных факторов, с учетом выполняемых в данном контексте МООК роли инструмента маркетинговых коммуникаций на международном ранке, определим требования и основные характеристики МООК.

Возможность использования инструментов для реализация обратной связи, которая в системе управления коммуникациями является важным направлением совершенствования технологий управления маркетинговыми коммуникациями вуза. Организация такой обратной связи приводит к большей информационной подготовленности и обоснованности принимаемых решений. Полученная информация в результате опроса, например, сотрудников, студентов, преподавателей может использоваться в стратегическом, тактическом и оперативном планировании деятельности вуза и его структурных подразделений.

Заключение

Современное образовательное пространство претерпело серьёзные трансформации с появлением информационных компьютерных технологий. Массовые открытые он-лайн курсы, являясь закономерным развитием более раннего варианта представления образовательного контента в Интернете -открытых образовательных ресурсов, демонстрируют активных рост с точки зрения их количества, числа вовлеченных в их разработку Университетов, образовательных компаний истран. Но при этом лидирующим языком МООК является английский по двум причинам: он является лидирующим мировым языком межкультурных коммуникаций (цифра, владеющих английским языком, приближается к 1,8 млрд. человек), целевая аудитория Интернет и МООК так же преимущественно владеет английским языком, странами лидерами по созданию МООК являются страны с высоким уровнем владения английским языком и, прежде всего, США. Интеграция МООК в традиционный образовательный процесс при ее правильной методической проработке позволяет расширить образовательный контент, насытить дисциплину дополнительными инструментами, повысить уровень владения английским языком учащихся, реализовать принцип интернационализации обучения за счет взаимодействия с участниками МООК из других стран.

Исходя из проведенного эксперимента по реализации МООК на английском языке, можно сделать вывод о широте странового охвата при использова-

нии МООК как инструмента маркетинговых коммуникаций на международном образовательном пространстве. Однако следует отметить, что МООК, в свою очередь, нуждаются в продвижении, поскольку большинство стран в ходе эксперимента были представлены крайне малым количеством учащихся. Расширение каналов продвижения МООК и, как следствие, формирования международной репутации Университета можно реализовать за счет использования ранее выбранных традиционных маркетинговые инструменты, таких как участие в работе международных образовательных выставках, размещение информации о программах обучения и университете в международных социальных сетях, использование специализированных Интернет. Такой интегрированный подход позволить привлечь внимание потенциальной целевой аудитории абитуриентов к МООК, разработанным на английском языке, обучение на курсе позволит оценить качество предлагаемого обучения и сформировать репутацию ведущего профессора учебного заведения.

Список литературы:

1. История возникновения и развития Мassive Open On-line Cours [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studymooc.org/about-mooc/istoriya-mooc/.

2. Рубанова И.М. Инновационные подходы к формированию маркетинговых коммуникаций в современном вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.open-mechanics.com/articles/465.pdf.

3. IMF offers public lessons in finance [Электронный ресурс] // The Times. -20.06.2013. - Режим доступа: http://www.thetimes.co.uk/tto/business/econo-mics/article3795548.ece.

4. Massive Open Online Courses MESI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lms.mesi.ru/.

5. Pearson М. Marketing brand of hospitality through new media [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.pearsonlearningsolu-tions.com/pearson-bluesky/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.