Научная статья на тему 'Массовые библиотеки Западной Сибири в 1920-1930 гг. На службе у государства'

Массовые библиотеки Западной Сибири в 1920-1930 гг. На службе у государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малахова Людмила Петровна

Рассматриваются место и функциональные особенности сибирских библиотек в строящемся социалистическом обществе и коммунистическом воспитании населения, идеологическая миссия в первые десятилетия советской власти, сущность социалистической библиотеки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass libraries of West Siberia in 1920-1930 on public service

In the article are esteemed a place and functional features of the Siberian libraries in created socialist company and communist education of the population, Ideological mission per the maiden decades of the Soviet authority, nature of the socialist library.

Текст научной работы на тему «Массовые библиотеки Западной Сибири в 1920-1930 гг. На службе у государства»

Л. П. Малахова

МАССОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-1930 гг.

НА СЛУЖБЕ У ГОСУДАРСТВА

Рассматриваются место и функциональные особенности сибирских библиотек в строящемся социалистическом обществе и коммунистическом воспитании населения, идеологическая миссия в первые десятилетия советской власти, сущность социалистической библиотеки.

Роль библиотек в распространении коммунистической идеологии глубоко осознавалась большевиками. Так, В.И. Ленин указывал на функцию библиотек в России: «Библиотеки и избы-читальни долгое время еще будут служить главным источником и почти единственным учреждением... для политического воспитания масс, и работа в них. ответственна» [1. С. 306]. Ленинские идеи в этой области развивались в дальнейшем в соответствии с практикой социалистического строительства в произведениях Н.К. Крупской,

А.В. Луначарского, А.С. Бубнова [2-5].

Действительно, среди каналов распространения печатной продукции библиотеки имеют явные преимущества, о которых О.С. Чубарьян пишет следующее: «Библиотеки, организуя массовое чтение, опираются на тщательно подобранные книжные фонды; эти культурно-просветительные учреждения планомерно размещены по всей территории страны и поэтому наиболее приближены к населению; библиотекарями проводится разносторонняя работа в помощи выбора нужных книг» [6. С. 53].

Штефан Плаггенборг видит особую важность библиотек в деле внешкольного и политического образования [7. С. 150]. В тяжелых материально-экономических условиях и при острой нехватке печатных изданий только через библиотеки можно было донести до населения содержание пропагандистских произведений.

В условиях бумажного кризиса и, следовательно, нехватки печатных изданий, а также при необходимости управления процессом выбора книг для чтения и руководства читательскими интересами роль библиотек и изб-читален была очень значима. Советской власти было выгодно распространять свои идеи именно путем функционирования подобных заведений, т.к. кроме большего числа населения, охваченного их деятельностью, огромную роль играла активная работа библиотекарей, разъяснявших значимость и важность печатных изданий. Книжные магазины хотя и способствовали формированию нового мировоззрения советского человека путем представления печатной продукции, но значительно проигрывали по силе влияния библиотекам и избам-читальням.

Сибирские библиотеки прошли общий для советских библиотек путь развития. Тем не менее процесс этот имел свои особенности. Это объясняется специфическими социально-экономическими, политическими и географическими условиями Западной Сибири. Прежде всего, удаленность от центра России и недостаточность местных типографий требовали приложения больших усилий для обеспечения книжных полок хотя бы минимальным запасом литературы. Невысокий уровень социально-экономического развития региона

также негативно отразился на книжном фонде библиотек. Доставка книг в Сибирь стоила больших финансовых затрат и в тяжелое послереволюционное время была ограничена. Необходимо иметь в виду и то, что на разных территориях Сибири в различное время власть принадлежала нескольким политическим режимам, которые также через печатное слово стремились донести до населения свою идеологию. Поэтому сибирякам непросто было привить новое, советское мировоззрение.

На общем фоне дефицита печатных изданий библиотеки являлись наиболее эффективным способом использования книжных богатств. Советские массовые библиотеки создавались в 1920-х гг. как средство идеологического воздействия на население, воспитания его в надлежащем духе. Они были призваны распространять марксистское мировоззрение, идеологию советского руководства и т.д. Все остальные задачи - просвещение, содействие производству, рекреация и тому подобные - решались лишь постольку, поскольку способствовали удовлетворению главной потребности государства. Библиотеки осуществляли пропагандистские кампании, выступали в роли агитационных площадок для решения поставленных идеологических задач. Отсюда и сложное понимание функции библиотек в строящемся советском обществе. Библиотеки создавались и развивались как культурные центры, но это не мешало через них же проводить борьбу с идеями, оппозиционными мировоззрению партии.

В Сибири, по мере отступления белогвардейцев и захвата территории большевиками, стремительно возникали новые библиотеки. Их созданием занимались органы народного образования, партийные организации, профсоюзы и политорганы Красной армии. Они организовывались при клубах, избах-читальнях, красных уголках, народных домах, агитпунктах. В конце 1919 - первой половине 1920 г. в составе губернских и уездных отделов народного образования по общей схеме органов Наркомпроса были созданы библиотечные секции как органы управления библиотечным делом. Провозглашенная декретом Совета народных комиссаров от 3 ноября 1920 г. централизация библиотечного дела в РСФСР, гигантская реорганизация библиотечной работы и построение единой общедоступной сети библиотек положили начало новому государственному подходу к вопросам обслуживания массовых библиотек. Декрет передавал все библиотеки в ведение Главполитпросвета. В это же время Сибревком принимает постановление «О национализации имеющихся на территории края городских, общественных, частных библиотек» [8. С. 215], что положило начало сложению единой государственной библиотечной сети в Сибири. Усилия партии прилагались не столько для

успешного обслуживания читателя книгой, сколько для создания единой государственной системы контроля за книгой через централизацию комплектования. И началась деятельность советской власти в библиотечной области не с комплектования, а с пересмотра и очищения состава книжных полок. Централизация существенно облегчила поставленную задачу и позволила эффективно проводить изъятия неугодной коммунистическому режиму литературы.

Библиотеки были переполнены идеологически непригодной для советских граждан литературой. Власти стали немедленно принимать меры по обеспечению информационной безопасности при использовании книжных фондов, сформированных в период царского режима. С начала 1920-х гг. Наркомпрос, Главполитпросвет, другие ведомства и организации начали активно рассылать по регионам многочисленные циркуляры, предписывавшие изъятие из библиотек идеологически вредной литературы. В 1920 г. Главполитпросветом была издана общероссийская инструкция о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы [9. С. 9]. В губерниях и уездах началась кампания по выполнению руководящих решений по чистке библиотек. Безусловному изъятию подлежала вся литература по философии, психологии и этике, отдел религии должен был содержать только антирелигиозные издания. Теперь вместо церкви советскому человеку предлагалось посещать библиотеки, в которых он должен был усваивать новую для него веру в светлое будущее коммунизма. К литературе, развивающей антисоциальные чувства, была приравнена почти вся массовая литература: лубочные книги, уголовные романы, произведения многих русских авторов - А. Вербицкой, М. Волконского, Вс. Соловьева и др. Из библиотек за идеологическую непригодность изымались произведения «монархического характера»: «Владимир Мономах» И.П. Хрущева, «Императрица Елизавета и Петр I» Н. Носкова, «Александр Невский» П. Рогова и др. [10. Л. 178]. На местах проходили и стихийные, никем не контролируемые и официально не санкционированные чистки библиотечных фондов. Работники библиотек, чтобы не попасть под подозрение властей, убирали с книжных полок произведения русских и зарубежных классиков и все книги, изданные до революции, чем приводили библиотеки в плачевное состояние.

Сибирь больше других регионов нуждалась в регулярных поступлениях печатных изданий. Библиотеки испытывали книжный голод, а подбор литературы часто не соответствовал интересам населения. Ситуация усложнялась и значительной удаленностью Сибири от центра России, в связи с чем затруднялась своевременная доставка необходимой литературы в библиотеки.

В таких условиях дальнейшая политизация библиотечных фондов, изъятие из них целых пластов литературы изначально подрывали всю библиотечную работу, сводили на нет планы и проекты организации эффективной библиотечной сети. Библиотеки без необходимого книжного репертуара не могли вызвать интерес. Для привлечения читателей библиотечные работники проводили беседы на деревенских сходах, лекции в учреждениях, выставки, использовали плакатную рек-

ламу. Но проводимые мероприятия могли охватить лишь небольшое количество населения, т.к. работников библиотек также было мало. В волостных библиотеках в штате, за редким исключением, состоял всего один человек. Но при некоторых библиотеках существовали библиотечные советы и кружки содействия, которые проводили громкие чтения, вели стенные газеты и т.д. Так, например, в селе Нагибинское Нагибинской волости Тюкалинского уезда Омской губернии библиотекой устраивались громкие чтения книг для населения два раза в неделю. Причем чтения проводились как библиотекарем, так и читателями. Присутствовало на этих мероприятиях в среднем по 10-20 человек [11. Л. 6].

С конца 1921 - начала 1922 г. в связи с экономическими трудностями первых лет нэпа комплектование и снабжение библиотек резко ухудшилось. Большинство из них было снято с государственного бюджета и передано на местное финансирование. Произошло массовое закрытие библиотек системы Наркомпроса. О глубине кризиса говорят такие цифры: в Омской губернии на местные средства было отнесено до 90% учреждений Губнаробраза, его штат был сокращен на 67% [12. С. 56]. Но даже в это труднейшее время продолжились мероприятия по очистке библиотек от контрреволюционной и идеологически невыдержанной литературы, наблюдалось даже ужесточение проводимой политики. Это объясняется тем, что с приходом нэпа появилась возможность развернуться негосударственным издательствам и, тем самым, повысился риск проникновения на рынок книг с буржуазным уклоном. После 1922 г. кампания по изъятию «вредной» литературы усилилась. Уход лучших, наиболее профессиональных сотрудников из массовых библиотек в результате сокращений рабочих мест в первые годы нэпа, значительный отток читателей в связи с введением платного обслуживания лишали библиотеки демократической поддержки [9. С. 14].

В 1923 г. вышла новая инструкция Главполитпросвета, Главлита и Центрального Библиотечного Комитета «О пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы», адресованная всем губернским и уездным политпросветам, парткомам, местным органам Главлита и отделам ГПУ. Данная инструкция была рассчитана на чистку небольших библиотек, обслуживающих массового читателя. Таким образом, появлялась возможность подвергнуть идеологической обработке через книгу наибольшую часть населения. У читателей же оказался вполне сформированный вкус, они просили книги, весьма далекие от идей коммунизма. Библиотечным работникам приходилось приспосабливаться и «незаметно переводить внимание в другую сторону, предлагая произведения Демьяна Бедного» [10.

Л. 133.]. Но этих книг тоже было недостаточно, и библиотекари неоднократно обращались за помощью в уездные политпросветы, которые были бессильны заполнить образовавшиеся пробелы.

Ввиду сложившихся трудностей сохранить всю прежнюю библиотечную сеть оказалось невозможным. И на государственном материальном обеспечении было оставлено лишь минимальное количество библиотек, прежде всего городских и районных на селе. Спасен-

ные библиотеки укрупнялись за счет расформированных и обеспечивались подготовленными кадрами. Вместо закрываемых учрежденческих, профсоюзных и военных библиотек создавались массовые библиотеки-передвижки. Еще 18-27 октября 1921 г. в Новоникола-евске прошел первый сибирский библиотечный съезд, который отмечал необходимость усиления деятельности библиотек путем создания широкой сети передвижек, что было рационально с учетом сложившихся экономических, географических и бытовых условий Сибири [13. С. 67]. Передвижки способствовали охвату большего количества населения библиотечным обслуживанием, что было выгодно экономически, поскольку при значительной удаленности населенных пунктов друг от друга и невозможности содержать в каждом из них свою библиотеку книга не проникала в широкие массы.

Основные формы материально-финансовой поддержки библиотек, не включенных в государственную сеть, - содержание сельских библиотек и изб-читален на районном и волостном бюджете или за счет средств профсоюзов и прикрепление к бюджетам организаций. Необходимой мерой для поддержания существования библиотек стало введение платной формы обслуживания читателей. При введении платности использовался дифференцированный подход в зависимости от уровня доходов населения, но все же этот факт резко снизил посещаемость библиотек. Однако параллельно с внедрением хозрасчетных принципов в деятельность библиотек партия последовательно продолжала работу по привлечению в них большого количества читателей.

В резолюции краевого совещания по библиотечному делу Главполитпросвета, которое состоялось 16 декабря 1921 г., в качестве ближайших задач библиотечной работы ставилось содействие широкому политическому просвещению масс и оказание помощи в хозяйственных нуждах «путем практических указаний и приучением пользоваться нужной книжкой» [14. Л. 21]. Для достижения конкретных результатов политико-просветительной работы предлагалось осуществлять тесный контакт с профсоюзами, партийными, советскими и производственными организациями. Таким образом, библиотека ставилась в центр просветительной работы в Сибири и опиралась в своей деятельности на политические и общественные организации. Это было особенно важно, т.к. в 1921-1922 гг. были резко сокращены ассигнования по смете Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР, и соответственно, значительно уменьшились вложения в бюджеты губернских и уездных политпросветов. В результате этого находящиеся на балансе губполитпросветов библиотеки и избы-читальни Сибири были оставлены без необходимой материальной поддержки из Центра и переводились на финансирование из местного бюджета. По Положению Центральной библиотечной комиссии № 25 от 21 ноября 1921 г. все районные библиотеки в городах с населением менее 10 000 жителей подлежали закрытию, а в более крупных городах их число не должно было превышать трех [15. Л. 2]. Наметилась практика по слиянию мелких библиотек в более крупные, ликвидировались ведомственные барьеры. Так, крупнейшая библиотека им. А. С. Пушкина в Омске образовалась благодаря слиянию в 1920-1922 гг. ряда других

крупных библиотек, соединив в себе фонды библиотеки периодических изданий, педагогической, детской, мусульманской, польской, еврейской библиотек, части библиотеки им. Белинского и других более мелких [16. Л. 18].

Лишь в конце 1922 г., благодаря некоторому улучшению финансовой поддержки через бюджет, стало возможным открытие новых библиотек, что имело большое значение, особенно на селе. Заведующие библиотеками и избами-читальнями постоянно обращались в губполитпросвет с просьбами «дать книг, брошюр, портретов, если возможно, выписать одну из центральных газет» [17. Л. 17]. Большим спросом пользовались детская, юношеская литература, книги по домашнему хозяйству, медицине (о женских и детских болезнях, бронхите и др.) [10. Л. 140, 143]. Омская газета «Рабочий путь» также отмечала повышение интереса рабочих к библиотеке, а особенно к книгам по общественным наукам [18. С. 3].

Используя различные рычаги материальноэкономического стимулирования деятельности библиотек, советской власти удалось сохранить и стабилизировать к 1924 г. работу библиотечной сети в Сибири. С этого момента наблюдается постепенный рост числа политико-просветительных учреждений. По подсчетам Сибполитпросвета на 1 марта 1923 г., в Сибири насчитывалось 112 городских и 487 сельских библиотек, 649 изб-читален [8. С. 238]. Но в анкетах обследования библиотек часто указывалось на недостаток беллетристики, книг по географии, истории, религии, философии, прикладным знаниям. Это видно из отчетов заведующих библиотеками в Уездный политпросвет. Так, из Белостокской библиотеки поступили сведения, что читатели, немного ознакомившись с книжными полками, проявляли свой вкус при выборе книг. Они обращались с просьбой дать произведения Ф. Купера, Майна Рида, Джека Лондона, а также журналы «Вокруг света» и «Природа и люди» [10. Л. 133]. Из русской классики наиболее часто спрашивали «Войну и мир» Л.Н. Толстого, сочинения А.П. Чехова и М.Ю. Лермонтова, которые также отсутствовали в библиотечных фондах [11. Л. 6].

Превращение библиотек в своеобразные агитпункты на местах - последовательная линия новой власти. По организации работы библиотека становится похожа на клубное заведение, где разрешалось вести беседы по прочитанным книгам, общаться на интересующие темы. Становясь и клубом, и агитпунктом, библиотека в 1920-е гг. теряла свои собственно библиотечные функции. Культпросветучреждениями широко использовались массовые формы работы с читателями, такие как громкие читки, вечера вопросов и ответов, столы справок, суды над книгами, постановка спектаклей, ведение стенных газет и т.д. При этом вся массовая просветительная работа основывалась на популяризации политики партии и государства. Наиболее ярко освещалась политическая, антирелигиозная и сельскохозяйственная проблематика. Характерной особенностью функционирования библиотек на территории Западной Сибири была работа библиотек-передвижек и книгонош, которые имели целью охватить максимально большое количество населения. Кадровый состав работников

библиотек и изб-читален формировался исходя не из профессиональных качеств претендентов, а из политической приверженности и личной преданности партии, что отрицательно влияло на характер обслуживания читателей.

ЦК РКП (б) в постановлении «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» от 7 сентября 1925 г. подчеркивал большое значение библиотечного строительства в деревне и создания на его базе опорных пунктов культурнопросветительной жизни, предлагал принять меры по организации новых крестьянских библиотек и передвижек. Особо указывалось на «обеспечение библиотек необходимым и вполне пригодным для широких крестьянских масс книжным инвентарем» [19. С. 58]. Однако при имеющемся комплектовании фондов деятельность библиотек не могла эффективно удовлетворить возросшие потребности населения в самообразовании и культурном развитии, способствуя при этом распространению среди читателей коммунистической идеологии. Недостатки в этой работе в заметной степени компенсировала деятельность книгонош. Так, омские городские библиотеки им. Пушкина и им. Некрасова имели по несколько книгонош, обслуживающих на закрепленных за ними предприятиях до 70% грамотных рабочих. С марта по июль 1925 г. только один из книгонош обслужил 26 предприятий и вовлек в регулярное чтение книг в библиотеках города 150 новых читателей из среды рабочих [20. С. 156].

По сравнению с городом библиотечное обслуживание в деревне осуществлялось значительно хуже. Снабжение печатными изданиями сибирской деревни в 1920-е гг. носило случайный и неорганизованный характер в связи с непрочными отношениями книготоргующих организаций и местной администрации [21. С. 27-49]. Однако нехватка книг в библиотеках отрицательно сказывалась не только на посещаемости читателей, но и на работе самих библиотекарей. Так, в служебной записке заведующая библиотекой с. Ертарское Тюменского округа указывала на крайне неудовлетворительное состояние библиотечных фондов как в качественном, так и в количественном плане. Библиотека испытывала трудности с беллетристикой и детскими книгами, имеющиеся в наличии научные книги спросом не пользовались и по нескольку лет их никто не запрашивал. «Если вы не замените и не пошлете подходящей литературы, я сбегу отсюда» - только такой способ выхода из сложившейся ситуации видела заведующая библиотекой [22. Л. 29]. Поэтому весьма эффективной мерой являлось создание при библиотеках читален. Постановление об их создании вышло еще в 1921 г. В соответствии с ним все библиотечные отделения политпросветов обязывались создать общественные читальни в целях коллективного пользования всеми газетами в интересах рабочих, крестьян и служащих [14. Л. 9]. Стоит заметить, что вся советская пропаганда строилась на коллективистском наставлении, декларируя при этом гражданские свободы населения. Однако даже под флагом «популярная литература» предполагалось высылать в провинцию общественнополитические издания, труды К. Маркса, Ф. Энгельса и

В. И. Ленина. Отмечая недостатки в комплектовании

деревенских библиотек и отсутствие надлежащего подбора литературы, ЦК настоятельно рекомендовал усилить доставку в деревню книг справочного характера по вопросу развития деревни за годы советской власти, литературы, специально посвященной разъяснению основ советского законодательства, художественной беллетристики, а также тщательно подобранной популярной политической литературы. Таким образом, если библиотечные полки и увеличились количественно, то не изменились содержательно. В этом же постановлении предлагалось закончить пересмотр книжных фондов библиотек и «изъять из них книги идеологически неприемлемые и устаревшие» [14. Л. 81].

Расширяющаяся массовая просветительская работа библиотек информационно поддерживается государством. На страницах местной периодической печати находили отражение важнейшие события «библиотечного похода». В это время традиционными заголовками и рубриками газет являлись такие как «Книгу - в деревню, в районы фабрик и заводов», «Бибпоход - на службу пятилетки». В апреле 1930 г. в кампанию под лозунгом «Ни одного колхоза без библиотеки, ни одного колхозника, не пользующегося книгой!» вступила томская газета «Красное знамя». Разъясняя политическую направленность этой акции, она организовала соревнование среди предприятий по сбору книг для библиотек [23. С. 33]. В ходе проведения «библиотечного похода» создавались новые библиотеки и избы-читальни, например на окраине Омска в д. Игнатовка [24. С. 194]. Уже в ноябре 1930 г. в городах и рабочих поселках Западной Сибири в результате проводимых мероприятий было открыто 5 новых библиотек, в совхозах - 10, в колхозах - 20 [8. С. 307, 308]. В 1930 г. в Новосибирске библиотекой им. Сталина была организована работа 55 передвижек, в 1932 г. работало уже 147 передвижек, которые обслуживали 8 790 читателей [25. С. 152]. В Омске в 1930 г. книгоноши работали на 35 крупных предприятиях города и 1 220 рабочих получали от них книги [25. С. 153].

В результате проведенных мероприятий происходила централизация библиотечной сети, книжные запасы объединялись в единый фонд, а местные библиотеки превращались в отделения центральных. Расширилась и передвижная работа библиотек. В 1932 г. во всех филиалах Западно-Сибирской краевой библиотеки на общественных началах трудились 2,2 тыс. книгонош. Они также осуществляли большую работу по политическому воспитанию и культурному просвещению, пропагандировали и распространяли рекомендательные списки литературы [20. С. 282].

К 1930 г. процессы реорганизации библиотек постепенно заканчиваются, что объясняется, по мнению А.Л. Посадскова, социальной потребностью в стабильной библиотечной деятельности, культуре и знаниях [26. С. 41]. Постановлением ЦИК СССР 1934 г. возобновлялось финансирование библиотек из государственного бюджета и создавался управленческий аппарат, основной задачей которого был «государственный контроль за деятельностью всех библиотек, независимо от того, какой организации они принадлежат» [26.

С. 45]. Теперь под наблюдением и руководством были все стороны жизнедеятельности библиотек.

Образованная в первые годы советской власти единая библиотечная сеть с централизованным комплектованием фондов создавала условия для целостного информационного пространства и вместе с тем значительно сужала диапазон социально значимой информации. Самыми снабженными на всем протяжении 1920-1930-х гг. оставались в библиотеках общественно-политический отдел и отдел беллетристики. Однако читательский спрос как на художественную, так и на специальную литературу часто оказывался неучтенным. С введением новой экономической политики переданные на финансирование из местного бюджета библиотеки и избы-читальни не могли функционировать на должном уровне, и сеть их значительно сократилась. Лишь в 1934 г. библиотеки были возвращены на финансирование из государственного

бюджета, что закрепило и всесторонний контроль над их деятельностью.

Таким образом, государственная массовая библиотека первых послереволюционных лет становится институтом, монопольно влияющим на сознание читателя и определяющим его спрос. Тип советского читателя формировался библиотекой через выбор книг по рекомендательным спискам. Библиотека в первые годы советской власти превратилась в один из политико-идеологических институтов, посредством которого создавался образ строителя социализма в СССР. Во многом благодаря массовым библиотекам советская власть обеспечила себе прочный идеологический фундамент в Сибири, где население изначально негативно относилось к большевистскому режиму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин и культурная революция. Хроника событий (1917-1923 гг.). М., 1972.

2. Крупская Н.К. О культурно-просветительной работе. М., 1969.

3. Крупская Н.К. О библиотечном деле. М., 1982. Т. 1.

4. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958.

5. Бубнов А.С. Статьи и речи о народном образовании. М., 1959.

6. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. М., 1976.

7. Плаггенборг Шт. Революция и культура. СПб., 2000.

8. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 3. 1917-1930 гг. Новосибирск, 2002.

9. Глазков М.Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (октябрь 1917-1939). М., 2001.

10. ГАОО. Ф. 318. Оп. 1. Д. 598.

11. ГАОО. Ф. 318. Оп. 1. Д. 1280.

12. Посадсков А.Л. Библиотечное дело Сибири в условиях перехода к новой экономической политике (1922-1923 гг.) // Развитие библиотечно-

го дела в Сибири и на Дальнем Востоке в советский период: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1988.

13. Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. К 100-летию со дня открытия Научной библиотеки Томского университета. Томск, 1988.

14. ГАТО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 120.

15. РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 59.

16. ГАОО. Ф. 318. Оп. 1. Д. 597.

17. ГАОО. Ф. 318. Оп. 1. Д. 645.

18. Рабочий путь. 1923. № 181 (12 авг.).

19. Издательское дело в СССР (1923-1931). М., 1978.

20. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.). Новосибирск, 1982.

21. Посадсков А.Л. Книга и просвещение сибирского крестьянства в 20-е годы // Культурное развитие советской сибирской деревни. Новосибирск, 1980.

22. ГАТО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 81.

23. Яловская Г.В. Местная печать первой пятилетки в борьбе за развитие культпросветучреждений как очагов политического воспитания масс

(на материалах Западной Сибири) // Идейно-политическая и организаторская деятельность партийных организаций Сибири в условиях социалистического и коммунистического строительства. Томск, 1980.

24. Касьян А.К. Омск социалистический (1917-1940 гг.). Омск, 1971.

25. Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926-1937 гг. Новосибирск, 1988.

26. Посадсков А.Л. Библиотечное дело Сибири в предвоенное десятилетие (1931 - июнь 1941 г.): вопросы организации и политического руко-

водства // Развитие библиотечного дела в Сибири (советский период). Новосибирск, 1992.

Статья представлена научной редакцией «История» 7 марта 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.