Научная статья на тему 'Массовое сознание и социальные медиа: взаимодействие и противостояние'

Массовое сознание и социальные медиа: взаимодействие и противостояние Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МЕДИА СРЕДА / СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / VIRTUAL REALITY / MASS CONSCIOUSNESS / MEDIA ENVIRONMENT / CONSCIOUSNESS / SOCIAL MEDIAS / SOCIAL NETWORKS / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Протасов Саян Юрьевич, Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич

В статье представлено исследование взаимодействия и противостояния массового сознание и социальных медиа. Анализируются перспективы развития социальных медиа в контексте трансформации коммуникационных средств и коммуникационных моделей, находящихся в основе социальных взаимодействий современного общества. Описаны условия формирования и функционирования стереотипов массового сознания. Проанализированы возможности взаимовлияния социальных медиа и власти, приведены примеры двухстороннего влияния. В статье показано применение социальных сетей в современных политических технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS CONSCIOUSNESS AND SOCIAL MEDIAS: COOPERATION AND OPPOSITION

The research of co-operation and opposition mass consciousness and social medias are presented in the article. This article analyses the development prospects of social media in the context of the transformation of communication means and communication patterns in the social interactions of modern society. The terms of forming and functioning of stereotypes mass consciousness are described. The author reviews the possibilities of interference of the social media and the political power, and considers the examples of mutual influence. In the paper application of social networks is shown in modern political technologies.

Текст научной работы на тему «Массовое сознание и социальные медиа: взаимодействие и противостояние»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Массовое сознание и социальные медиа: взаимодействие и противостояние

Протасов Саян Юрьевич,

соискатель кафедры «Философия, история и культурология» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления E-mail: psuu03@gmail.com

Дарибазарон Энхэ Чимитдоржиевич,

доктор философских наук, профессор кафедры «Философия, история и культурология» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

В статье представлено исследование взаимодействия и противостояния массового сознание и социальных медиа. Анализируются перспективы развития социальных медиа в контексте трансформации коммуникационных средств и коммуникационных моделей, находящихся в основе социальных взаимодействий современного общества. Описаны условия формирования и функционирования стереотипов массового сознания. Проанализированы возможности взаимовлияния социальных медиа и власти, приведены примеры двухстороннего влияния. В статье показано применение социальных сетей в современных политических технологиях.

Ключевые слова: виртуальная реальность, массовое сознание, медиа среда, сознание, социальные медиа, социальные сети, трансформация.

Актуальность статьи. Социальные медиа -один из способов трансформации сознания, инструмент, часто используемый в политических практиках. С помощью социальных медиа можно сделать массы податливыми и лояльными, направляя их сознание в нужное русло.

Изучение влияния этого инструмента на изменение сознания масс приобретает задачу государственной значимости, поскольку в определенном смысле это представляет угрозу национальной безопасности. Поэтому в настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос выработки методических рекомендаций по эффективным способам управления социальными медиа.

Органичность медиасреды для формирования и функционирования стереотипов массового сознания связана с такими условиями:

- создание почвы для трансформации знания от персонального к социальному и наоборот;

- существование практики цитации одного медиа другим (самореференция и инореферен-ция СМК, конформизм медиа, «паразитические информационные цепи»);

- обусловленные глобализационными сдвигами роста в СМК объемы внешней информации, трансляция априорных представлений о тех явлениях, с которыми аудитория крайне редко сталкивается в повседневной жизни;

- бытование такого феномена, как медийная картина мира, сопряженная с инверсией реалий. Цель статьи: исследовать взаимодействие

и противостояние массового сознания и социальных медиа.

В блогосфере и социальных сетях интернета в последнее время ходят дискуссии, в которых доминирует мнение о том, что интернет способствует коллективному зомбированию. Исследования показывают, что по сравнению с телевидением интернет-ресурс является значительно более мощной и гибкой системой передачи информации, поэтому его влияние эффективней телевизионного манипулирования массами.

Особенно это кажется опасным сегодня, когда большая часть взрослого населения не имеет сложившейся идентичности, и поэтому восприимчива к внешнему информационному воздействию, проявляет склонность к ситуативно-переменному поведению. Проблемность ситуации усиливает и то, что общество находится в патопсихологическом состоянии (психоневроз отложенного действия -

сз о

о Л о

о сз о в

по Б. Зейгарник), который выражается, главным образом, в проявлениях конформизма или садомазохизма - реакциях, хорошо описанных в книге Э. Фромма [Фромм Э.].

Все это, собственно, и становится предпосылкой манипулирования массовым сознанием, которую мы наблюдаем сегодня как результат применения различных масс-медиа технологий:

а) централизованных или периферийных «авторитетных СМИ», особенно эфирных, которые немало работают по т.н. умолчанию или технологии деперсонифицированного давления массы типа «все в это верят»;

б) распределенных в социальных медиа, где в основном работает личностный, персонифицированный авторитет (рейтинги популярности + сетевой авторитет лидеров мнений) и давление массы (количество просмотров / комментариев, феномен web 2.0).

Конечно, социомедийное манипулирование (по причинам и технологическим, и психологическим) становится более эффективным, чем обычное медийное. По сути, обычное социомедийное продвижение товаров / услуг (SMM) - пример такого манипулирования.

Основой теории манипуляции сознанием человека, согласно концепции гегемонии, выдвинутой Грамши, являются такие понятия как «сегментация» и «стандартизация», как важнейшие условия для осуществления управления массами людей и гегемонии в обществе. По этой причине чтобы управлять социальной системой постмодернистского общества нужно защищать в обществе индивидуализацию людей и их «атомизацию». При этом для правящей верхушки, желающей сохранить свою власть, важно чтобы сегментарные образования людей были соединены таким связями, которые не приводят к органическому единству людей, а значит, не представляют для них опасности. Практические исследования по методологии Грамши позволили прийти к выводу, что наиболее эффективным примером такого безопасного сегментарного образования является футбол. Увлечение футболом как видом спорта порождает в сознании человека символы и образы, связывающие их мягкими, но не дающими ощущения социального единства, связями. Особенность и достоинство футбола в том, что он дарит людям иллюзию равенства. Это один из самых демократичных видов спорта. Он - не только элитное увлечение высокообеспеченных представителей спортивной, политической или деловой элиты. Футбол доступен любому индивидууму из нищих кварталов и деревень стран третьего мира.

По теории Грамши, установление и подрыв гегемонии - это процесс «молекулярный». Его следует рассматривать не как противостояние клас-е совых интересов, а как протекание процессов е в сознании людей - изменение их мнений и настроений. Грамши утверждает, что «гегемония, бу-еЗ дучи этико-политической, не может также не быть Ü экономической» [Грамши А.].

А между тем сознанию и коллективному бессознательному граждан угрожает не только влияние со стороны родных властей, но и внешние угрозы.

Р. Арзуманян, кандидат технических наук, предложил коллегам свое видение в статье «Взлом человеческого мозга: следующий домен войны». Он рассуждает об инновационных военных технологиях, представляющих особую опасность для мира [Арзуманян Р.].

Данные технологии ориентированы на формирование таких комплексов оружия, управление которых «замыкается на мозг и нейронные сети». То есть, становится реальной угроза атаки на такие инновационные комплексы с позиций враждебной стороны. Эксперт подчеркивает, что это не фантастический проект, а вполне реальный. «Это новое пространство боя не только для воздействия на сердца и умы, но и для принудительного внедрения в мозг и принуждения» [Арз-уманян Р.].

В современном мире функцию влияния на настроение и мнение людей выполняют социальные сети и блогеры - именно они являются важным инструментом для организаторов разного рода революций. Эти политические технологии достаточно подробно описаны в книге Энтони Саттона «Как Орден организует войны и революции» (на русском языке издана в 1995 году в Москве).

Ярким примером влияния блогеров на формирование общественного мнения можно назвать их участие в обсуждении вопроса о правомерности действий Израиля в Ливане во время Второй ливанской войны, которая проходила в июле-августе 2006 года.

Популярные блогеры Израиля, среди которых особое место занимал эксперт ИА REX Давид Эй-дельман, были активно вовлечены в общественные дискуссии относительно ведение военных действий. И если вначале блогеры занимали позицию поддержки руководства Израиля и его действий, то после окончания военных действий принялись критиковать не только правительство, но и генеральный штаб Израиля. Результатом их воздействия на общественное мнение стала отставка многих известных израильских чиновников.

Целью использования новых технологий является не установление прямого контроля над обществом или страной, а управление ими путем манипуляций через создание хаоса. С их помощью заказчик легко решает важные для себя вопросы: отстранение с постов ключевых политиков, передачу активов, смену владельцев, приход к власти нужных им марионеток. При этом социальный строй, а именно уровень демократичности общества, не играет важной роли, поскольку заказчику хаоса важно, чтобы новый режим в благодарность за доступ к власти и поддержку сохранял ему лояльность в приоритетных вопросах [Морозова А.А.].

Социальные сети используются в современных политических технологиях как инструмент по-

вышения эффективности самоорганизованности общества. Новые формы коммуникации между обществом и государством позволяют говорить о создании предпосылок для организации гражданского общества и развития институтов, целью которых является наращивание социального капитала всех участников определенного канала коммуникации. С этой точки зрения эффективность управления государством зависит от уровня социального капитала государственных чиновников, в первую очередь - от уровня и скорости обмена между ними знаниями, идеями и опытом.

Рассматривая социальный капитал государственных служащих как интегральную характеристику общества, следует назвать его одним из ключевых свойств системы социально-профессионального сообщества чиновников, позволяющих системе функционировать и решать задачи управления государством.

Благодаря социальным медиа и возможностям сети интернет, новые поколения государственных служащих могут легко завязывать новые знакомства в своей среде, устанавливать новые социальные связи и строить собственные социальные сети, которые позволяют им достигнуть новых вершин в карьерном росте [Смирнов И.А.].

С появлением интернета актуальной стала тема сетевой организации. Создание блогерских сетей, групп, сообществ в рамках разных социальных групп и сервисов, активное привлечение в их ряды новых пользователей имеет позитивный эффект в сфере решения проблем общества и государства в целом.

Социальные сети стали расцениваться как эффективный инструмент мониторинга и оценки в системе связей общества и государства. Правила и нормы общения, которые используются в социальных сетях, стремительно приближаются к уровню общепринятых стандартов.

Социальные сети оказывают влияние на репутацию и рейтинги государственных служащих, поскольку стимулируют общество к обсуждению их недостатков, и, в свою очередь, используются ими для формирования общественного мнения и мониторинга реальной ситуации в том или ином вопросе. Кроме этого, социальные сети вышли на уровень накопления и управления знаниями, обслуживают канал обмена опытом, повышают уровень организационной и гражданской культуры.

В практике преподавания дисциплин в области государственного управления использование социальных сетей приводит к выходу на новый уровень учебного процесса. Использование их в преподавании позволяет создать открытую, неформальную обстановку между всеми участниками процесса, что достигается путем равноценного доступа к любым видам информации: аудио, видео или текстовой, а также с помощью организации проектов и управления ими при помощи возможностей интернет-ресурсов.

Вместе с позитивом, следует отметить рост негативного влияния социального медиа простран-

ства на сознание современного человека. Созданный компьютером мир получил название виртуальной реальности (ВР). Словарь определяет понятие «виртуальный» как «тот, что находится в скрытом состоянии и может проявиться, случиться, является возможным».

Склонный к аддикции пользователь при использовании информационных технологий находится в измененном состоянии сознания, близком к психологическому трансу. Осознание окружающей его реальности изменяется по причине преломления через особое состояние сознания.

Таким образом, социальные сети оказывают значительное влияние на взаимодействие между обществом и государственной властью. В контексте этого можно выделить: влияние на сознание человека новых информационных технологий, оказывающих непосредственное воздействие на расширение его когнитивных и коммуникативных возможностей; влияние использования информационных технологий на социальную организацию: появление новых каналов коммуникации значительно увеличило скорость обмена информацией, а также до минимума уменьшило финансовые потребности на ее передачу; влияние информационных технологий увеличило возможность объединения для географически разрозненных, но близких по принципам и интересам социальных групп, в которых преобладают «горизонтальные» коммуникации без выраженной иерархичности, а также доступна возможность общения «каждого с каждым».

Литература

1. Грамши А. Тюремные тетради в трех частях. Часть 1. / А. Грамши // М.: Политздат, 1991.

2. Морозова А.А. Средства массовой информации как инструмент управления общественным мнением в процессе формирования политического имиджа государства за рубежом // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 33-41.

3. Смирнов И.А. Технологии манипуляции массовым сознание в социальных медиа // В сборнике: Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С.167-169.

4. Фромм Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм; сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит; вступ. ст. П.С. Гуревич. - М.: АСТ, 1998. - 566 с.

5. Арзуманян Р. Взлом человеческого мозга: следующий домен войны [Электронный ресурс] / http://www.iarex.ru/news/32270.html.

MASS CONSCIOUSNESS AND SOCIAL MEDIAS: COOPERATION AND OPPOSITION

Protasov S.Y., Daribazaron E. Ch.

East Siberia State University of Technology and Management

The research of co-operation and opposition mass consciousness and social medias are presented in the article. This article analy-

СЭ

о

о Л о

о сз о в

ses the development prospects of social media in the context of the transformation of communication means and communication patterns in the social interactions of modern society. The terms of forming and functioning of stereotypes mass consciousness are described. The author reviews the possibilities of interference of the social media and the political power, and considers the examples of mutual influence. In the paper application of social networks is shown in modern political technologies.

Keywords: virtual reality, mass consciousness, media environment, consciousness, social medias, social networks, transformation.

References

1. Gramshi A. Tyuremnyie tetradi v treh chastyah. Chast 1. / A. Gramshi // M.: Politzdat, 1991.

2. Morozova A.A. Sredstva massovoy informatsii kak instrument upravleniya obschestvennyim mneniem v protsesse formirovani-ya politicheskogo imidzha gosudarstva za rubezhom // Sotsial-no-ekonomicheskie yavleniya i protsessyi. 2018. T. 13. # 103. P. 33-41.

3. Smirnov I.A. Tehnologii manipulyatsii massovyim soznanie v sotsialnyih media // V sbornike: Nauchnaya diskussiya sovr-mennoy molodezhi: aktualnyie voprosyi, dostizheniya i innovat-sii. Sbornik statey VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza, 2019. P. 167-169.

4. Fromm E. Psihoanaliz i etika [Tekst] / E. Fromm; sost. P.S. Gurevich, S. Ya. Levit; vstup. st. P.S. Gurevich. - M.: AST, 1998. - 566 p.

5. Arzumanyan R. Vzlom chelovecheskogo mozga: sleduyus-chiy domen voynyi [Elektronnyiy resurs] / http://www.iarex.ru/ news/32270.html.

e

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.