Научная статья на тему 'Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты'

Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
632
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ / ЭЛИТАРНОЕ / СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / ФИЛОСОФИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / MASS / ELITE / CONSCIOUSNESS / THINKING / PROBLEM / PHILOSOPHY / REGULARITY / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хабибуллина Зиля Наиловна

В статье проведён социально-философский анализ взаимосвязи массового сознания и элитарного мышления. Дана сущностная характеристика понятий, их взаимосвязь и взаимозависимость. Проведена некоторая ценностная дифференциация и интеграция между этими понятиями в социально-философском контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass consciousness and the elite mindset: social and philosophical aspects

The article presents a social and philosophical analysis of the relationship between Mass consciousness and the elite mindset. It gives the essential characteristic of concepts, different aspects of their interconditionality. Value differentiation and integration between these concepts in the socio-philosophical aspect are presented.

Текст научной работы на тему «Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты»

З.Н. ХАБИБУЛЛИНА доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЭЛИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ

АСПЕКТЫ

Актуальность проблемы исследования общественного, массового сознания и элитарного мышления определена рамками социально-философского понимания. Данная проблема обусловлена массовостью и обыденностью сознания, представленного в качестве основного системообразующего объекта комплексных исследований, диктующих необходимость интеграции методического арсенала всех наук, изучающих общество и человека.

Проблема, связанная с общественно-массовым и обыденным сознанием, является традиционной для философско-гносеологических, равно как и социально-гуманитарных исследований. При этом феномен, определяющийся массовостью сознания, зачастую рассматривается как особо важный системообразующий объект комплексных ис-следований1.

Элитарное мышление - это высший уровень мышления. В понятие «элитарность» включен следующий смысл: способность мыслить эффективно и целенаправленно. Человек с элитарным мышлением действует с позиции свободного выбора: «это мое решение», «я так думаю», «я так решаю», «я так формирую точку своего зрения, потому что она моя, а не потому, что мне нравится чье-то другое понимание и я теперь тоже так думаю». Такое мышление человека налагает серьезную ответственность за его деяния.

Содержание понятия «массовое сознание» целесообразнее всего понимать посредством исторического анализа. История массового сознания как феномена общественной жизни, равно как и история его изучения, сопровождается немалой сложностью и противоречивостью. Проблема «массового сознания» и его субъекта возникла на рубеже XVШ-XIX вв.2 До XVIII века в обществе господствовало мнение, согласно которому общество представлялось, как скопление автономных

* Хабибуллина Зиля Наиловна, e-mail:[email protected]

1 Марченя П.П. Массы и массовое сознание: Фактор социальной стабильности или угроза национальной безопасности. Уроки истории русских революций (к 100-летию событий Февраля-Октября 1917 г.). М., 2017, с. 86-90.

2 Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, ООО «Питер Принт», 2002, с. 17.

индивидов, которые действуют самостоятельно, руководствуясь собственным разумом и чувствами3.

Работы Ф. Ницше, О. Шпенглера и Х. Ортеги-и-Гассета стали социально-философской основой дихотомии «элиты-массы». Данное раздвоение является не только классовым явлением, как утверждает марксистско-ленинская философия; это намного глубже. Таким образом, философия жизни Ницше, являясь метафорой «воли к власти», выдвигает культ сильной личности, которая преодолевает все моральные препятствия современного общества. Идеал ницшеанской культуры, освобожденной от власти духовных и социальных авторитетов, а также от власти толпы с присоединением «грядущего хаоса», предвосхитил философию «европейского нигилизма». Лозунг Ницше - призыв к борьбе против цели в творчестве, против подчинения творчества морали, против предрассудков4.

О. Шпенглер, один из основоположников философии сознания, в своей работе «Закат Европы» раскрыл тему кризиса культуры сознания, которая исчерпала свои внутренние творческие возможности. Согласно Шпенглеру, термин «цивилизация» сам по себе является результатом кризиса, который характеризуется атеизмом и материализмом, агрессивной экспансией, радикальным революционизмом, техна-лизмом, урбанизацией»5.

Согласно Шпенглеру, трагедия представляется в том, что «в мировом городе народ отсутствует, но присутствует масса», для которой свойственно непонимание традиционного уклада, борьба с которым определяется борьбой против культуры, знати, духовенства, искусства и т.д. Современная культура сознания самовыражается не в самом искусстве, науке или философии, а в «жестких» формах отношений, техники, идеологии. Именно это Шпенглер называет «рационалистической цивилизацией», где подвергаются деградации высшие духовные ценности и культура, обреченная на гибель.

Шпенглер не оставил без внимания вопрос, связанный с русской революцией 1917 года, назвав ее «трагическим экспериментом». По его мнению, социализм как политическое явление, несмотря на внешние иллюзии, не может быть системой милосердия, гуманизма, мира и заботы, социализм - это «система воли к власти», «благоденствия» на фоне экспансии. Все остальное самообман. В этой связи необходимо отметить, что, Шпенглер наотрез отказался сотрудничать с нацистами в Германии6.

Прорицаниями Шпенглера увлекались такие философы XX века, как Н. Бердяев, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет.

3 Радченко О.Е., Власова С.А. Толерантность, массовое сознание, общество, государство // Известия Томского политехнического университета. 2008, № 6, Т. 313, с. 136-140.

4 Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910, с. 39.

5 Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. М., 2004, с. 67.

6 Там же.

Х. Ортега-и-Гассет в своей монографии «Дегуманизация мышления» выступил с порицанием теории модернизма — элитарного мышления, культивирующего иррационализм. Ортега-и-Гассет считал культ идей пошлостью, т.е. полностью отрицал идею, как таковую. Он называл идеи призраками, девальвированными монетами, которыми обмениваются люди-призраки, при этом сам воздух начинает дышать преступлением. Человеческая жизнь начинает терять смысл и ценность; насилие и грабеж стало нормой. Поэтому, когда на горизонте возникает всесильный силуэт деятеля, первым делом становится необходимым проверить карманы»7.

Феномен человека-массы, равно как и процесс формирования массового сознания, в работе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1929) представляется толпой, которая захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, с последующим навязыванием собственной люмпеновской псевдоценности остальным социальным прослойкам общества. Основное свойство единицы из «массы» составляет не столько его стандартность, сколько физическая инертность. «Масса», согласно Ортеге-и-Гассету, конституируется не на основе какого-то определенного общественного слоя, а на способе «быть человеком», в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразования общественного устройства на фоне полного игнорирования закономерностей его функционирования. Репрезентанты «массы» пребывают в неопределенном «жизненном проекте». Они находят смысл своего существования в достижении идентичности с другими. По мнению Ортеги-и-Гассета, «человек массы» - это социально безответственный субъект, который всю свою жизнь готов не доверять государственной власти.

Известно, что некоторые теоретики «массового сознания», спокойно воспринимая ее деструктивный характер, вместе с тем обвиняют это явление в негативных социально-политических процессах. В данном случае наблюдается умышленная маскировка тлетворного характера деятельности апологетов капитализма, которые пытаются деморализовать массы, отрывая их от подлинных реалистических и гуманистических ценностей8. Для буржуазного и мелкобуржуазного сознания характерное понимание проблемы «массового сознания» является по сути своей субъективно-идеалистическим. Факт появление феномена «массовое сознание» воспринимается ими как результат некой «субъективной воли», не зависящей от закономерностей современной классовой и идеологической борьбы.

«В некоторых случаях ответственность за все превратности, связанные с массовым сознанием, налагаются на отсутствие культурных благ, в забвении миссии просветителя, духовного наставника масс, в

7 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1978, с. 102.

8 Адорно Т. Исследование авторитарной личности - склонность ее к конвенциальности, покорности власти ... Т. Адорно (1903-1969), с. 93. Источник: https://b-ok.org/book (дата обращения 20.05.2019).

измельчании, внутреннем опустошении и продажности. Другой причиной проявления массового сознания может стать отсутствие духовно-психологических начал у обывателя (потребителя). Вина последнего кроется в забвении своих обязанностей перед обществом и государством, в косности и невосприимчивости, в агрессивном отвержении всего, что может опрокинуть его привычные представления о мире и толкнуть его на путь борьбы»9.

Некоторые философы-идеалисты, рассматривая фактический раскол между «элитой» и «массой», пришли, подобно Ортеге-и-Гассету, к откровенно пессимистическим выводам. Английский эстетик Г. Рид выразил большое сомнение в реальном разрешении возникающих противоречий между массовым сознанием и элитарным мышлением.

XX век ознаменовался появлением огромного количества литературы, посвященной проблемам «элитарного» мышления и «массового» сознания, большая часть из которых опирается на работы Ницше, Шпенглера и Ортеги-и-Гассета, а также на труды философов Франкфуртской школы: Т. Адорно, Г. Маркузе и М. Хоркхаймера.

Так, Адорно критически относился к феномену «массового» сознания, полагая, что это продукт разложения гуманистических начал прошлого. По его мнению, массовое сознание - это «согласие масс с аппаратом господства». Массовое сознание является видом отчужденного духовного производства, характеризующегося стереотипностью, повторяемостью приемов, на фоне некритических, потребительских отношений к действительности.

Адорно считал, что массовое сознание является антиподом классической культуры, выражающей ее фатальный распад и саморазрушение. В совместной с М. Хоркхаймером работе «Диалектика просвещения» он развивал идеи о том, что ориентация на массовое сознание является свидетельством упадка и духовного кризиса общества. Единственно правильным выходом, по мнению Адорно и Хоркхаймера, является развитие «элитарного мышления», эзотерического компонента, который недоступен массовому обывательскому сознанию10.

Понятие «элитарное мышление» зачастую используют как синоним понятию «авангард». При этом характерным является то, что истоки радикального политического потенциала, которые приписываются элитарному мышлению (авангардистскому мышлению), большинством западных теоретиков воспринимается как необходимая реальность. Массовое сознание, воспринимаемое в субъективно-идеалистическом свете представителями Франкфуртской школы, противопоставляется элитарному мышлению.

9 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты (1997), с. 46 Источник: https://platona.net (дата обращения 21.05.2019).

10 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты (1997), с. 46 Источник: https://platona.net (дата обращения 21.05.2019).

В своей работе «Одномерный человек» Г. Маркузе сфокусировал свое внимание на положении человека в индустриальном обществе. По его мнению, существующий антагонизм между массовым сознанием и элитарным мышлением поэтапно приводит к противоречиям и, в конечном счете, к революции.

Понимание терминов «массовое сознание» и «элитарное мышление» в ракурсе социально-философского анализа у Г. Маркузе отличается от общепринятого. По его мнению, движущей силой прогресса не должно быть террористическое экономическое координирование общества, то есть блокирование все критических идей оппозиции, а органическое встраивание этих идей в функциональные ветви общественного развития. При этом основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации должны является не репрессивные меры, не подавление потребностей большинства, а перманентное формирование новых и переформирование старых устоявшихся стереотипов мышления вкупе с подменой ложных представлений о потребностях человека.

Данное обстоятельство приводит к тому, что индивид лишается онтологических и моральных основ, способных развить его способность противостояния обществу. Необходимость формирования новой смешанной (одномерной) модели мышления, равно как и поведения, явно прослеживается в книге Маркузе на разных уровнях и в разных областях: на уровне индивида, на уровне общественных процессов, науки в целом и философии в частности11. Вышеизложенное можно было бы отнести к сфере социологии, однако дело в том, что Маркузе не концентрировал свое внимание только на описании этого «универсума фактов», а искал исток последнего в философской метафизической сфере. Маркузе в своих подходах идет вразрез с общепринятой

Л о

моделью познания общества и следует идеям Хайдеггера

Таким образом, в выше отмеченных исследованиях рассматривается связь между «критической теорией» общества и традиционной, выдвижение на передний план проблемы человека. По существу, «критическую теорию» можно рассматривать как попытку соединения экзистенциальных проблем с теорией марксизма.

Возвращение к «критической теории», как уникальной и специфической проблеме, отмечено практически во всех исторических периодах развития общества, истории. В частности, таким уникальным, подлинным предметом «критической теории» объявляется будущее, как радикальное, абсолютное отрицание реальности, преодолеть которую понятийное мышление не в силах. Отсюда следует, что уникальность

11 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994, с. 75.

12 Юдин Павел Федорович // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис - Яя (+дополнения). М.: Советская энциклопедия, 1978, с. 46.

приписывается фантазии, обладающей силой представления о целях

■п

в настоящем

Массовое сознание - это особый тип общественного сознания, вкупе с совокупностью различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств и эмоций, разделяемых большими социальными общностями: народами, классами.

Массовое сознание, выражая интересы вполне определенного социального носителя - «массы», представляет собой более глубокое образование, чем сознание толпы. Под массой следует различать большие и малые, устойчивые или неустойчивые, стихийно возникающие или организуемые группы. Массовое сознание раскрывается в повседневных ценностях ситуации конформизма. Основные характеристики массового сознания: утрата личностных черт, внушаемость, несамостоятельность, потребительство.

Массовому обществу присуще навязывание стереотипов, отсутствие подлинной свободы человека и постоянные манипуляции со стороны власти, СМИ и пр. Однако же, все это относительно. Каждый может вспомнить ситуации, связанные со сбоями о безотказном влиянии на массы, например, когда усиленная агитация идеологов оказывается безуспешной. Т.е., в стандартизированном поведении есть много положительного, связанного с устойчивостью в общественном развитии, где человек может ощущать себя защищенным. Массовое сознание, при всей его неоднозначности, представляет реальную силу, которая может повлиять на исторический процесс, на деятельность человека.

Элитарное мышление - это высший уровень мышления. В понятие «элитарность» включен следующий смысл: способность мыслить сверхэффективно. Элитарному сознанию присуща креативная направленность деятельности, интеллектуализм, наличие индивидуальных отличий.

Исследование соотношения элитарного и массового сознания на фоне социально-философского понимания позволяет выявить полярные реальности элитарного и массового сознания, а также возможность абстрагирования массового сознания в элитарное мышление и наоборот.

Как в социальных, так и в гуманитарных науках отношение к исследованиям взаимодействия элитарного и массового сознания в последнее время существенно меняется, что, в свою очередь, влияет на определение предметных областей знания.

В современной литературе, посвященной этим вопросам, нет единого мнения о соотношении элиты и массы, элитарного и массового сознания.

При всем их многообразии и многогранности, следует отметить тенденцию постепенного стирания границ между ними.

13 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты (1997), с. 85.

Хабибуллина З.Н. Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты. В статье проведён социально-философский анализ взаимосвязи массового сознания и элитарного мышления. Дана сущностная характеристика понятий, их взаимосвязь и взаимозависимость. Проведена некоторая ценностная дифференциация и интеграция между этими понятиями в социально-философском контексте.

Ключевые слова: массовое, элитарное, сознание, мышление, проблема, философия, закономерность, субъективность.

Khabibullina Z.N. Mass consciousness and the elite mindset: social and philosophical aspects. The article presents a social and philosophical analysis of the relationship between Mass consciousness and the elite mindset. It gives the essential characteristic of concepts, different aspects of their interconditionality. Value differentiation and integration between these concepts in the socio-philosophical aspect are presented.

Key words: mass, elite, consciousness, thinking, problem, philosophy, regularity, subjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.