КУЛЬТУРОЛОГИЯ
П. Г. Бычков
МАССОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК НОВЕЙШАЯ ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются новейшие информационные технологии и их влияние на культурную трансляцию. Определяется потенциал Интернета, как средства передачи информации на любых языках культуры в режиме реального времени и распространения среди неограниченного числа потребителей. Особое внимание уделяется такому новейшему явлению, как массовое сотрудничество, и его влиянию на глобальные процессы.
Ключевые слова: массовая культура, культурная трансляция, массовое сотрудничество, Интернет.
P Bychkov
Mass Collaboration as a Brand New Form of Mass Culture Transmission
The paper deals with the new information technologies and their influence on cultural transmission. The article identifies the potential of the Internet as a means to convey the information in all languages of culture at real-time and to spread the information among unlimited number of customers. A special emphasis is drawn to the phenomenon of mass collaboration and its influence on such global processes.
Keywords: mass culture, cultural transmission, mass collaboration, the Internet.
Роль информационных технологий в развитии человеческой цивилизации неизменно привлекает внимание исследователей, причем не только социологов и философов, но и культурологов, историков, психологов и лингвистов. Наиболее пристальное внимание к влиянию информационных технологий на социальную сферу жизни проявили американские социологи. Американское общество первым почувствовало на себе влияние современных информационных технологий, именно в США создание и переработка информации стали приоритетной сферой человеческой деятельности (сегодня в этой стране 63% работающих заняты в информационной сфере).
По мнению М. Маклюэна, современная всеохватная сеть общения создает «глобальную деревню», как бы упраздняет реальное пространство и время и преподносит мир как осязаемое целое. Системы коммуникации радикально преобразуют саму среду, в которой живет современный человек
[9].
Также стоит обратить внимание на ускоряющиеся темпы нововведений в этой области. На освоение речи у человеческого сообщества ушло 500 тысяч лет, письменности — 4 тысячи лет, печатного станка — 500 лет, телефона — 100 лет, радио — 50 лет, телевидения — 25 лет, спутниковой
связи — 10 лет. Добавим к этому, что на повсеместное распространение Интернета потребовалось всего 5 лет, таким образом глобальная сеть открыла новый этап в развитии информационных технологий.
Интернет обладает огромным потенциалом, поскольку позволяет транслировать информацию практически на любых языках культуры — графическими, аудио - и видеосредствами. С помощью Интернета информацию можно передавать и получать в режиме реального времени практически в любой точке земного шара и распространить среди неограниченного числа потребителей.
Канадские ученые Дональд Тапскотт и Энтони Д. Вильямс в своих книгах «Вики-номика» [6] и «Макровикиномика» [7] неоднократно высказывают мысль, что, вследствие глубоких изменений в технологии, демографии, бизнесе, экономике и культуре, человечество вступает в новую эру, когда степень участия людей в глобальных процессах велика как никогда раньше. Такая более высокая степень участия достигла очередной стадии, при которой новые формы массового сотрудничества меняют процессы изобретения, производства, продвижения и дистрибуции товара на всем глобальном рынке.
«В прошлом сотрудничество носило локальный характер. Оно происходило между семьями, друзьями, соседями, участниками небольших сообществ, в том числе отделов на работе. Крайне редко такое сотрудничество принимало массовый характер, и никогда раньше у отдельных личностей не появлялось возможности соединиться в гибких сетях единомышленников для постоянного и мобильного производства товаров или услуг» [6, с. 18].
Ученые в своих работах говорят о том, что в прошлом большинство людей следовали ограниченной экономической и социально-культурной роли, выступая в качестве пассивных потребителей массовой продукции или сотрудников, захваченных организационной бюрократией и исполнявших в
ее рамках приказы руководителя. При этом огромная масса людей была исключена из процесса создания ценностей, обмена знаниями, властью и капиталом, а следовательно, и распределения экономических результатов.
«В наши дни, — подчеркивают ученые, — происходят глобальные изменения. Рост доступности информационных технологий предоставляет инструменты сотрудничества и конкуренции практически каждому. Это дает возможность людям свободно участвовать в процессе инноваций и создания ценностей в любой отрасли социокультурной действительности. Миллионы людей уже объединяют свои усилия в самоорганизующихся союзах, создающих динамичные новые продукты и услуги и бросают тем самым вызов крупнейшим и богатейшим компаниям мира. Такая новая модель инноваций и создания ценности получила название «peer production» (с англ. — «производство на равных») или пиринг-модель» [6, с. 21].
Термин «peer production» был предложен Йохаи Бенклером (Yochai Benkler), профессором Йельского и Гарвардского университетов. Его пиринг-модель описывает, что происходит, когда масса людей и компаний свободно сотрудничают для продвижения инноваций и стимулирования роста в своих отраслях[4]. Далее мы будем использовать термин «массовое сотрудничество» как синоним «peer production».
«Некоторые примеры массового сотрудничества стали уже повсеместно известны. По состоянию на апрель 2012 года, сетевой проект Facebook имел 900 млн уникальных пользователей и рос на полмиллиона каждую неделю. Основным двигателем этого сайта являются обмен информацией, связи и профили участников. Facebook, MySpace, Vkontakte, YouTube, Twitter, Livejournal, CouchSurfing, Linux и Wikipedia — яркие примеры массового сотрудничества» [7,
с. 64].
Новейшие тенденции в развитии цифровых технологий являются основной причи-
ной глобальных изменений в процессах развития общества и формирования новейшей культурной парадигмы.
Подобные технологии двигаются по пути все большей мобильности, эргономичности и компактности. Цифровые устройства становятся все более независимыми от источников питания, удобными в управлении и в транспортировке.
Согласно исследованиям «Miniwatts Marketing Group»[1] на конец 2011 года количество людей, регулярно использующих всемирную сеть Интернет, превысило 2,5 миллиарда человек. Только в России, согласно той же статистике, имеется 59,7 миллионов активных пользователей Всемирной сети, что составляет 43% населения всей страны и 2,9% от всех пользователей сети Интернет.
С каждым годом в крупных городах становится все больше зон с бесплатным и беспроводным доступом в глобальную сеть. Как правило, это места массового скопления людей: кафетерии, рестораны, гостиницы, крупные торговые и развлекательные центры, станции метро и т. п.
Все это Дональд Тапскотт и Энтони Д. Вильямс называют «оружием массового сотрудничества». По их словам, это способствует созданию глобальных аутсорсинговых платформ, позволяя миллионам отдельных людей и небольших компаний совместно влиять на глобальные экономические, политические и культурные процессы [6, с. 12].
Переворот в средствах массовой информации и в сфере развлечений дает понимание того, как массовое сотрудничество способно повлиять на целую индустрию.
По данным ресурса Technorati.com [3], на сегодняшний день зарегистрировано более 150 миллионов персональных блогов. Некоторые крупные блоги ежедневно посещаются миллионами пользователей, то есть количество их намного превосходит тиражи многих ежедневных газет. Все это способствует развитию динамичного, ежеминутно обновляющегося потока новостей, пере-
дающихся от человека к человеку, и свободному распространению информации через Интернет.
Многие результаты человеческого творчества: музыка, литература, художественные и документальные фильмы, развлекательные передачи получают признание в сети без рекламы, услуг продюсеров и издателей, распространяясь среди неограниченной аудитории.
Уже сейчас люди могут делиться знаниями, вычислительными мощностями, каналами доступа в Интернет и другими ресурсами, что позволяет создать широкий ряд бесплатных и открытых для доступа товаров и услуг, которые могут модифицироваться или использоваться каждым участником. Более того, участие в таких системах является незатратным, что делает коллективные действия еще более привлекательными. По сути, массовое сотрудничество является социальной деятельностью. Все, что вам нужно для входа в проект, — это компьютер, связь с Сетью и некоторая степень инициативности и креативности.
Одно из самых ярких явлений массового сотрудничества — «метакомпьютинг», или технология организации распределенных вычислений. Это система объединения свободных мощностей персональных компьютеров в параллельную вычислительную систему. Метакомпьютинг можно назвать одной из главных альтернатив суперкомпьютеру как средству решения сложнейших задач.
Ярким примером такой организованной системы является программный комплекс BOINC (Berkeley Open Infrastructure for Network Computing). Комплекс специально создан Калифорнийским университетом в Беркли. На сегодняшний день BOINC является универсальной платформой для проектов в области математики, молекулярной биологии, медицины, астрофизики и климатологии. BOINC даёт исследователям возможность задействовать огромные вычислительные мощности персональных компьютеров со всего мира.
На 10 мая 2012 года BOINC объединил более 420 тыс. активных компьютеров (хостов) со средней общей производительностью в 5,8 петафлопсов [2]. Для сравнения: самый мощный на сегодняшний день суперкомпьютер Тяньхэ-1А обладает производительностью всего в 2,5 петафлопса.В итоге такие новые союзы не только обслуживают коммерческие интересы, но и позволяют людям делать безвозмездные вещи, например, содействовать в лечении генетических заболеваний, предсказывать глобальные климатические изменения, находить новые планеты и звезды.
Сайт Википедия — пример онлайновой энциклопедии, никому не принадлежащей и создаваемой сотнями тысяч энтузиастов. Сайт обслуживают всего пятьдесят штатных сотрудников, а объем энциклопедии уже в сотни раз больше, чем у Encyclopaedia Britannica при сопоставимой степени корректности данных.
Сервис использует wiki-программный продукт, позволяющий пользователям редактировать содержание веб-страниц, а также подтверждать достоверность представленной в статьях информации. Несмотря на риски, присущие открытой для редактирования энциклопедии, в которую каждый может добавить свою точку зрения, и постоянные битвы с клеветниками и диверсантами, Википедия продолжает расти с точки зрения объема и качества представляемой информации, а также количества посещений. В англоязычной версии энциклопедии уже сейчас есть почти 4 млн статей, а количество родственных сайтов на других языках — 282 [8].
Большой вклад в развитие межкультур-ного общения сделал сетевой ресурс CouchSurfing. Одна из крупнейших гостевых сетей объединила более 5 млн человек из 246 стран (по данным на начало 2012 года) [4]. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия.
Идея сервиса состоит в том, чтобы активизировать межкультурный обмен и общение людей в дружеской неформальной обстановке. Это даёт возможность реализовать естественное желание узнавать что-то новое, обмениваться опытом в различных сферах жизни. В том числе, благодаря такому общению людей из разных стран, представители различных культур и национальностей имеют возможность взглянуть на многие международные проблемы с разных сторон, научиться толерантности.
Благодаря новейшим технологиям в области коммуникации межкультурный обмен, формирование культурных ценностей, создание знаний, товаров и услуг становятся деятельностью большого количества сотрудничающих между собой индивидуумов, и количество сотрудников здесь не ограничено.
Подобная система получила название web 2.0. В своих статьях автор этого термина, основатель корпорации «O’Reilly Media Inc» Тим О’Рейлли, определяет web 2.0 как новейшую методику проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Главной особенностью web 2.0 он считает принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала [10].
По сути, термином web 2.0 обозначают среду, изначально пустую, которую активно заполняют, развивают и улучшают сами пользователи: блоги, wiki-проекты, социальные сети и т. д.
По мнению О’Рейлли, человечество находится в восходящем потоке развития глобальной и всеобъемлющей платформы расчетов и сотрудничества, которая по-новому выстроит практически каждый аспект человеческих взаимоотношений [10].
Новая Сеть, представляющая собой переплетение новейших технологий, является наилучшей на сегодняшний день платформой для развития и быстрого внедрения
творческих прорывов. Люди, знание, объекты и устройства — все переплетается и взаимодействует в сетях типа «многие-ко-многим», внутри которых инновации и социальные тренды распространяются подобно вирусам.
Прежним технологическим революциям, таким как промышленная электрифи-
кация, требовалось больше половины столетия для того, чтобы развернуться в полную силу. Сегодня же масштаб и глубина ресурсов, используемых для инноваций, такова, что любые изменения будут внедряться с поразительной быстротой и оказывать огромное влияние на социокультурные процессы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт агентства интернет-исследований «Miniwatts Marketing Group», США. URL: http://www. intemetworldstats. com/stats.htm
2. Статистика и обзор результатов работы программного комплекса BOINC. URL: http://boincstats. com/stats
3. Интернет-портал исследований англоязычной блогосферы «Technorati, Inc». URL: http://technorati.com/support/
4. Официальная статистика интернет-сервиса CouchSurfing. URL: http://www.couchsurfing.org/ news/article/177
5. Benkler Yochai. The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom (1st ed.). New Haven, Conn: Yale University Press, 2006. URL: http://www.benkler.org/wonchapters.html
6. Don Tapscott, Anthony D. Williams. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything, London, England, Portfolio Trade: 2006.
7. Don Tapscott, Anthony D. Williams. Macrowikinomics: Rebooting Business and the World, London, England, Portfolio Hardcover, 2010.
8. Jim Giles. Internet encyclopedias go head to head. — Nature (15 декабря 2005 г.) URL: www.nature. com/news/2005/051212/full/438900a.html
9. Мс Luhan Marshall. The Gutenberg Galaxy. The Making of typographic man. Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1962.
10. Tim O'Reilly. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html
REFERENCES
1. Sajt agentstva internet-issledovanij «Miniwatts Marketing Group», SSHA. URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm
2. Statistika i obzor rezul'tatov raboty programmnogo kompleksa BOINC. URL: http://boincstats.com/stats
3. Internet-portal issledovanij anglojazychnoj blogosfery «Technorati, Inc». URL: http://technorati. com/support/
4. Ofitsial'naja statistika internet-servisa CouchSurfing. URL: http://www.couchsurfing.org/news/article/177
5. Benkler Yochai. The wealth of networks: how social production transforms markets and freedom (1st ed.). New Haven, Conn: Yale University Press, 2006. URL: http://www.benkler.org/wonchapters.html
6. Don Tapscott, Anthony D. Williams. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything, London, England, Portfolio Trade, 2006.
7. Don Tapscott, Anthony D. Williams, Macrowikinomics: Rebooting Business and the World. London, England, Portfolio Hardcover, 2010.
8. Jim Giles. Internet encyclopedias go head to head. — Nature (15 декабря 2005 г.) URL: www.nature.com/news/2005/051212/full/438900a.html
9. Мс Luhan Marshall. The Gutenberg Galaxy. The Making of typographic man. Toronto, Canada: University of Toronto Press, 1962.
10. Tim O'Reilly. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. — 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html