УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0013
МАССОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2019
Евплова Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Якупов Валерий Рамильевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Хабибуллин Фаргат Хадиятович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Федосеев Андрей Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики, управления и права Мурыгина Лариса Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономики, управления и права Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. На сегодняшний день можно констатировать, что в России наступила эпоха массового образования, которое характеризуется доступностью, открытость, широким охватом. Как результат - диплом об образовании может иметь каждый, профессиональное образование воспринимается как один из этапов образования (чуть ли не обязательный этап). В статье сделана попытка осуществить описание результатов специально разработанного социологического опроса для студентов высших образовательных организаций «Результаты высшего образования». Исследование проводилось с помощью сайта ianketa.ru. Опрос состоял из 20 вопросов, которые условно можно было разделить на три блока: 1) характеристика респондентов; 2) отношение респондентов к высшему образованию; 3) готовность респондентов к получению элитного и массового высшего образования. В опросе приняло участие 210 студентов высших образовательных организаций г. Челябинска (16 % мужчин, 84 % женщин). Из них 52,5 % респондентов обучаются в университете очно и 47,5 % получают заочное образование. Средний возраст опрошенных - 25,7 лет. Подавляющее большинство респондентов считают, что определяющим в профессиональном образовании является востребованность на рынке труда работников с высшим образованием. По мнению студентов, реформа образования дискредитировала статус высшего образования (сегодня главное - диплом), образование становится не столько престижно, сколько необходимо для современной жизни.
Ключевые слова: высшее образование, массовое образование, массовость, исследования, студент.
MASSIZATION OF EDUCATION: SOCIOLOGICAL ASPECT
© 2019
Evplova Ekaterina Viktorovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law Yakupov Valery Ramilievich, candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economics, Management and Law Khabibullin Fargat Khadiyatovich, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Training Teachers of Professional Training and Subject Methods Fedoseev Andrey Vasilevich, candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Management and Law Murygina Larisa Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economics, Management and Law South Ural State University for the Humanities and Education (694080, Russia, Chelyabinsk, 69 Lenin Ave., e-mail: [email protected])
Abstract. Today it can be stated that in Russia the era of mass education has begun, which is characterized by accessibility, openness, and wide coverage. As a result, everyone can have a diploma of education, vocational education is perceived as one of the stages of education (almost an obligatory stage). The article attempts to describe the results of a specially developed sociological survey for students of higher educational institutions "Results of Higher Education". The study was conducted using the site ianketa.ru. The survey consisted of 20 questions, which could conditionally be divided into three blocks: 1) characteristics of respondents; 2) the attitude of respondents to higher education; 3) the willingness of respondents to receive elite and mass higher education. The survey involved 210 students of higher educational institutions in Chelyabinsk (16% of men, 84% of women). Of these, 52.5% of respondents study full-time at the university and 47.5% receive correspondence education. The average age of the respondents is 25.7 years. The vast majority of respondents believe that the decisive factor in vocational education is the demand for workers with higher education in the labor market. According to students, the reform of education has discredited the status of higher education (today the main thing is a diploma), education is becoming not only prestigious, but necessary for modern life.
Keywords: higher education, mass education, massization, research, student.
ВВЕДЕНИЕ
Прошло то время, когда диплом об образовании гарантировал наличие фундаментальных знаний, широкий кругозор и успешное трудоустройство. На сегодняшний день диплом об образовании может иметь каждый. Порой, одинаковые дипломы имеет кассир в Макдоналдс и ведущий специалист крупной компании.
При этом высшее образование в обществе воспринимается как один из этапов образования (чуть ли не обязательный этап).
Данная тенденция зародилось в конце XX века -высшее образование приобрело демократические черты, стало характеризоваться открытостью и массовостью, что подтверждается статистическими исследованиями,
согласно которым численность студентов в 1939 г. колебалась в пределах 3-7 % населения, а за послевоенный период было открыто 70 новых университетов. На сегодняшний день, число вузов увеличилось еще в два раза (не считая многочисленных представительств и филиалов), тогда как численность студентов увеличилось в 2,5 раза. Сегодня наша страна насчитывает порядка 1171 организаций высшего образования, где обучаются около 4,4 миллиона студентов. При этом 25 % занятых в экономике - лица, имеющие высшее образование. То есть, можно констатировать тот факт, что, начиная с 90-х годов XX века Россия столкнулась с эффектом массови-зации высшего образования. Подобная тенденция характерна не только для России. До Второй мировой войны
Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Хабибуллин Фаргат Хадиятович и другие
МАССОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ...
в университетах Великобритании, Германии, Франции (трех наиболее развитых странах, население которых в совокупности составляло 150 млн. человек) обучались около 150 тыс. человек, что составляет 0,1 % всех жителей. С 1960 по 1980 г. число студентов в Греции, Германии, Ирландии увеличилось в 4-5 раз, в Исландии, Швеции, Финляндии, Италии - в 5-7 раз, в Норвегии и Испании - в 7-9 раз [1].
Из вышепредставленного можно сделать вывод о том, что данная тенденция носит общемировой характер. В связи с этим, изучение проблемы массового образования стало весьма актуальным. Данная проблема широко изучалась отечественными [2-11] и зарубежными учеными [12], кроме того, получило широкое распространение сравнение и сопоставление массового образования и элитного образования [13-16].
Отметим, что в вышепредставленных источниках под массовым образованием понимается образование, которое может получить любой желающий, вне зависимости от достатка и уровня знаний. Тогда как элитное (элитарное) образование рассматривается, напротив, как образование для узкого круга весьма талантливых людей, либо людей с большим достатком.
Таким образом, высшее образование превратилось в товар/услугу со всеми привычными этому признаками -его можно купить, на рынке (образовательном) присутствует конкуренция, поставщики данной услуги внедряют разнообразные способы привлечения потенциальных клиентов и т.д.
Подобная общемировая тенденция позволяет каждому человеку стать студентом университета, но, при этом, далеко не каждый правильно воспользуется своим шансом, в связи с этим и результаты будут различны. Ситуацию, сложившуюся сегодня в системе высшего образования, можно сравнить, например, с занятием человеком утренней зарядкой. У каждого человека есть такая возможность, но далеко не каждый ей пользуется.
Можно констатировать, что наступила эпоха массового образования, которое характеризуется доступностью, открытость, широким обхватом.
Данный тезис никак не противоречит положениям Конституции РФ (статья 43) в которой сказано, что <.. .> 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [17]. Данная мысль подтверждает тот факт, что образование в нашей стране априори носит массовый характер.
При такой системе, предложение на образовательном рынке может превышать спрос на услугу, что влечет к высокой конкуренции, и даже, возможно, к снижению качества в пользу цены за услугу. Это реалии современного образования, под которые нужно подстроиться современным образовательным организациям.
И в этой ситуации, совсем не будет являться спасением сокращение числа университетов, мониторинг системы образования, аккредитации вузов или регулярные проверки университетов со стороны Рособрнадзора и других вышестоящих органов.
Для перехода на новую образовательную парадигму необходимо своевременно выявлять и разрешать противоречия между новыми социальными ожиданиям и образовательными результатами. Это значит, что задача управления образовательными системами может состоять не в повышении качества, а в достижении нового качества образования, в приобретении студентами возможностей для решения новых проблем, возникающих в меняющемся обществе. То есть сегодня сам человек (абитуриент, студент) должен стать ответственен за свой уровень образования, объем знаний, умений, навыков, а также будущую конкурентоспособность в профессиональной деятельности, в свою очередь, образовательные организации должны предоставить студенту все возможности для реализации и развития своих талантов и
способностей, а также помочь ему в этом [18].
Такой подход в образовании означает, что цели образования могут и должны меняться, если происходят изменения социальных и личностных предпочтениях, поскольку подход, принятый в системе образования, который оценивался как эффективный какое-то время назад, может оказаться неудовлетворительным в новых условиях.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель статьи - описание результатов специально разработанного социологического опроса для студентов высших образовательных организаций «Результаты высшего образования».
Задачи:
1) изучить теоретические аспекты массовизации образования;
2) разработать социологический опрос для студентов высших образовательных организаций «Результаты высшего образования»;
3) провести опрос и представить результаты исследования.
Используемые методы, методики и технологии: теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, дедукция и др.), эмпирические методы исследования (опрос и др.).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Для того, чтобы достичь вышеуказанных результатов, а также наиболее точно определить курс движения современного массового высшего образования, нами был проведен специально разработанный опрос для студентов высших образовательных организаций «Результаты высшего образования».
Опрос состоял из 20 вопросов, которые условно можно было разделить на три блока:
1) характеристика респондентов;
2) отношение респондентов к высшему образованию;
3) готовность респондентов к получению элитного и массового высшего образования.
Далее в табличной форме перечислим вопросы, входящие в каждый из выше представленных блоков (табл. 1).
Кроме вопросов, представленных в таблице, респондентам необходимо было указать пол, возраст и свое местонахождение.
Отметим, что некоторые вопросы предполагали возможность нескольких вариантов ответа, в этом случае, сумма ответов - это сумма всех ответов, которые выбрали респонденты в этом вопросе. Процентное соотношение в каждом варианте ответа вычислялось путем деления суммы ответов вопроса на сумму ответов этого варианта.
В опросе приняло участие 210 студентов высших образовательных организаций г. Челябинска (16 % мужчин, 84 % женщин). Из них 52,5 % респондентов обучаются в университете очно и 47,5 % получают заочное образование. Примерно в том же процентном соотношении распределились ответы на вопрос «Приходилось ли Вам платить за обучение?». При этом средний возраст опрошенных - 25,7 лет.
Подавляющее большинство респондентов считают, что определяющим в профессиональном образовании является востребованность на рынке труда работников с высшим образованием.
По мнению студентов, реформа образования дискредитировала статус высшего образования (сегодня главное - диплом), образование становится не столько престижно, сколько необходимо для современной жизни.
При этом, диплом высшего образование позволяет человеку быть более мобильным на рынке труда - считает 31,9 % опрошенных.
Противоречивые данные были получены при ответах на вопросы № 7 и № 8. Так, при ответе на 7 вопрос, большинство респондентов указало, что причиной поступления в образовательную организацию является
интерес к выбранному направлению подготовки, тогда как на вопрос «Почему Вы решили получить высшее образование по профилю, на котором учитесь?» большинство опрошенных заявили, что для них главное диплом о высшем образовании, направление подготовки не имеет значение.
Таблица 1 - Перечень вопросов, задаваемых респондента и варианты ответов
№ Вопрос Варианты ответов
Характеристика респондентов
1 Ваша форма обучения Очное обучение Заочное обучение
2 Приходится ли Вам платить за обучение? Да Нет
3 Уровень Вашей успеваемости 5 5-4 4-5 5-4-3 4 4-3 3-4 3 Академические задолженности по трем и более дисциплинам
Отношение респондентов к высшему образованию
4 Что Вы считаете определяющим в выборе высшего образования? (может быть несколько ответов) Развитие общества ведет к тому, что в перспективе все должны будут иметь высшее образование Высшее образование гарантирует нормальные материальные условия жизни Высшее образование открывает путь к высокой культуре, реализации способностей человека Более высокий социальный престиж работников умственного труда Желание более активно участвовать в общественной, политической, культурной жизни общества Боязнь школьников сразу после школы вступать в самостоятельную трудовую жизнь общества Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием Страх безработицы Интерес к данной профессии Стремление заниматься руководящей работой, организаторской деятельностью Стремление заниматься научно-исследовательской деятельностью Желание «перевернуть мир», открыть новое в своей отрасли, улучшить жизнь и труд других людей После вхождения России в Болонский процесс, российское высшее образование получило международный статус Другое
5 Какой, на Ваш взгляд, статус высшего образования (может быть несколько ответов) Имеет высокий уровень престижа в обществе (популярно, привлекательно) Имеет высокий уровень общественной значимости Реформа образования дискредитировала статус высшего образования, сегодня главное диплом Не столько престижно, сколько необходимо для современной жизни Это только символ, бренд, бонус Другое
6 Какую роль сегодня играет диплом высшего образования? (может быть несколько ответов) Дипломированные работники имеют больше шансов найти работу по направлению подготовки Наличие диплома высшего образования позволяет быстро продвигаться по карьерной лестнице Сегодня модно иметь диплом высшего образования Люди, имеющие диплом высшего образования, пользуются авторитетом и уважением в обществе Наличие диплома высшего образования -это гарантия от безработицы Диплом высшего образование позволяет человеку быть более мобильным на рынке труда Другое
7 Почему Вы поступили в данную образовательную организацию? (может быть несколько ответов) Обучение в данном вузе позволяет студенту всесторонне раскрыть свои способности, реализовать свои социокультурные интересы Вам интересна направление подготовки Диплом данного вуза гарантирует получение работы на рынке труда Вам было все равно, в каком вузе учиться, лишь бы только получить диплом о высшем образовании В этот вуз поступали Ваши друзья, и Вы решили поступать вместе с ними В этот вуз был невысокий конкурс Этот вуз является более престижной образовательной организацией по сравнению с другими вузами города В этом вузе ниже стоимость обучения по сравнению с другими вузами города В этом вузе наряду с учебой хорошо организован досуг студентов Этот вуз закончили Ваши родители Специальность, которую Вы получаете в данном вузе, позволит занять более высокое положение в обществе Другое
8 Почему Вы решили получить высшее образование по профилю, на котором учитесь? (может быть несколько ответов) Направление подготовки популярно на рынке образовательных услуг. Направление подготовки пользуется спросом на рынке труда Работники данного профиля деятельности более успешны в своей профессиональной карьере Связь с семейными традициями Специальность пользуется уважением в обществе Специальность пользовалась уважением там, где я родится О данном направление подготовки много и хорошо говорилось в СМИ Направление подготовки нравится моему близкому человеку Высокий уровень оплаты труда работников данного профиля Для меня главное диплом о высшем образовании, направление подготовки не имеет значения Другое
9 Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети учились в данном вузе по Вашей специальности? В вузе По направлению подготовки В вузе и по направлению подготовки Не в вузе и не по направлению подготовки Затрудняюсь ответить Другое
10 Какую роль сыграли Ваши родители в выборе Вами высшего образования? (может быть несколько ответов) Родители с детства ориентировали Вас на получение высшего образования Родители считают, что без высшего образования Вы не достигнете успеха в жизни Родители считают, что высшее образование позволит Вам быть конкурентоспособным на рынке труда Родители считают, что высшее образование позволяет человеку занимать более высокое положение в обществе Родители считают, что с высшим образованием люди материально более обеспеченны Родители считают, что у людей с высшим образованием семейная жизнь складывается более благоприятно Родители считают, что высшее образование обеспечивает карьерный рост Родители считают, что высшее образование способствует культурному и нравственному развитию личности Родители не ориентировали Вас на получение высшего образования Другое
Готовность респондентов к получению элитного и массового высшего образования
Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Хабибуллин Фаргат Хадиятович и другие
МАССОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ...
11 Что бы Вы выбрали: 1) получить элитное образование, но с большими физическими и интеллектуальными усилиями; 2) получить массовое образование с применением небольших физических и интеллектуальных усилий Первый вариант Второй вариант Затрудняюсь ответить Другое
12 Считаете ли Вы, что, получая массовое высшее образование нет необходимости заниматься самообразованием, углубляя полученные в процессе образования знаний и навыков Нет необходимости в самообразовании Есть необходимость в самообразовании Затрудняюсь ответить Другое
13 Допустимо ли для Вас работать не по профилю после получения диплома? Допустимо Не допустимо Затрудняюсь ответить Другое
14 Что бы Вы выбрали - малопрестижную работу с высоким заработком или работу в престижной организации с меньшей заработной платой Малопрестижную работу Работу в престижной организации Затрудняюсь ответить Другое
15 Готовы ли Вы заниматься самообразованием для собственного интеллектуального и профессионального развития? Да, в большой степени Да, иногда Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить Другое
16 Считаете ли Вы, что, получив массовое высшее образование Вы не сможете устроиться на престижную работу, т.к. у Вас нет достаточных деловых связей/ денег и т.д. Считаю именно так Так не считаю Затрудняюсь ответить Другое
17 Как Вы считаете, диплом бакалавра является престижным в современном обществе? Да Нет Затрудняюсь ответить
18 Как Вы считаете, диплом магистра является престижным в современном обществе? Да Нет Затрудняюсь ответить
19 Планируете ли Вы в будущем получить степень магистра? Да, обязательно Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответит
20
Хотите ли Вы учиться в аспирантуре и получить степень кандидата наук?
При этом для 87,5 % опрошенных допустимо работать не по специальности после получения диплома, 47,5 % респондентов выбрали бы малопрестижную работу с высоким заработком в ущерб работе в престижной организации с меньшей заработной платой.
Большинство опрошенных считают, что получив высшее образование, они не смогут устроиться на престижную работу, т.к. у них нет достаточных деловых связей/денег и т.д.
Противоречивым также можно считать ответы на вопросы №№ 11, 19, 20.
Так, большинство опрошенных (58,8 %) хотели бы получить элитное (элитарное) образование с вложением больших физических и интеллектуальных усилий, а не массовое образование с применением небольших физических и интеллектуальных усилий, но, вместе с тем, подавляющее большинство не планируют в будущем получать степень магистра, а также обучаться в аспирантуре для дальнейшего написания кандидатской диссертации, а это, на наш взгляд, и есть элитарное образование - образование, которое можно назвать отличным от массового, уникальным, узконаправленным и малораспространенным.
Перечислим также ответы респондентов, которые были даны в свободной форме. Опрошенные студенты считают, что:
1) без высшего образования не устроиться на работу;
2) высшее образование - это не ценность, а простая бумага в виде диплома;
3) имеющийся диплом о высшем образовании абсолютно никаким образом не помог найти работу;
4) диплом не играет никой роли, важно умение решать поставленные задачи;
5) диплом о высшем образовании - вынужденная необходимость.
Отметим, что проведенное нами исследование нельзя назвать уникальным, поскольку на территории Российской Федерации регулярно проводятся аналогичные исследования - «Социальный навигатор», «Россия сегодня», проект «Типичный абитуриент» и др. Мы лишь углубили его контекст. К тому же, полученные нами результаты отражают мнение студентов высших образовательных организаций отдельно взятого города - г. Челябинска.
ВЫВОДЫ
Мы рассматриваем массовизацию высшего образования в России как социальный фактор, фиксируемый в результатах социологических опросов. Описание данного социального явления уже сделано в работах ведущих исследователей данной тематики, перечисленных выше. Тем не менее, мы наблюдаем специфические пробелы в обхвате целостного понимания и тем более в выборе векторов решения проблемы массовизации высшего образования.
В настоящее время отчетливо проявляется две потребности обучающейся молодежи: профессиональная подготовка в вузе должна сформировать умения и навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности; высшее образование должно развивать общий кругозор, расширять возможности интеллектуального роста и т.д.
Среди ряда проблем наиболее важными с точки зрения массовизации высшего образования авторы выделяют следующие:
1. Можно ли полученные результаты опроса использовать в процессе организации образовательной деятельности?
2. Как обеспечить системную поддержку сомневающейся молодежи, не определившийся в своем будущем профессиональном направлении.
В то же время, анализируя результаты проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что в процессе развития рыночных отношений все более стало развиваться массовое образование. Хотим мы того, либо нет, но, на сегодняшний день, массовое образование -один из векторов мирового образовательного процесса.
Для того чтобы выявить и развить таланты обучающихся в системе массового образования нужны определенные предпосылки, среди которых - создание обучающимся равных стартовых возможностей для вступления в конкурентную борьбу. Именно при этом условии к высшим, наиболее престижным позициям в обществе смогут прийти действительно наиболее талантливые, честные люди, сумевшие обеспечить оптимальное управление обществом. Такую систему смело можно назвать меритократической [19].
На наш взгляд, образовательная система, особенно в условиях постиндустриального общества, нуждается в системе массового образования. Но, при этом, образование не должно быть формальным. Каждый человек, при желании, должен иметь возможность стать студентом организации высшего образования, которая, в свою очередь, должна предоставить равные условия обучающимся для реализации и развития своих талантов и способностей, а также помочь им в этом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. С. 355.
2. Алешкина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VIМеждународной научной конференции. 2015. С. 63—65.
3. Ильин Г.Л. Массовое непрерывное образование и его последствия // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 57-60.
4. Колесников С.И., Долженко Л.М. Массовые открытые онлайн курсы — вызов традиционному высшему образованию // В сборнике: Современные технологии профессионального образования: проблемы и перспективы Материалы научно-методической конференции с международным участием. 2014. С. 13—16.
5. Насиханова А.Г. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию //В сборнике: Педагогическая наука и образование в диалоге со временем Материалы IIМеждународной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина. Редактор-составитель Л.М. Миляева. 2017. С. 120—126.
6. Перевозный А.В. Массовое высшее образование: истоки и проблемы организации //Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1 (71). С. 28—33.
7. Погодин А.А. Психологические аспекты массового перехода на двухуровневую подготовку кадров с высшим образованием // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2008. Т. 2. С. 174—175.
8. Сорокина Н.Д., Николаева М.Е., Яримака С.К. Массовое высшее образование: вызовы и угрозы // В сборнике: Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского. Ответственый редактор: Ю.В. Асочаков. 2016. С. 1071—1072.
9. Супонова К.В. Измененное состояние массового сознания в контексте современного образования // Педагогическое образование и наука. 2017. № 2. С. 79—82.
10. Тараканов В.П. Массовое образование как развивающаяся система: содержание и форма // Социология образования. 2017. № 4. С. 4—16.
11. Тушнолобов П.И. Ключевая проблема современного массового образования // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2017. № 3. С. 97—99.
12. James E. McClellan III, Harold Dorn. Science and Technology in World History. SecondEdition. Johns Hopkins university press, 2006. p. 121.
13. Ашин Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 82-99.
14. Лебедева О.Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230—259.
15. Любимов Л.Л. Стандарты надо неукоснительно выполнять, а не корректировать //Вопросы образования. 2017. № 2. С. 258—282.
16. Шишкин С.В. Элитное и массовое высшее образование: социально-экономические различия // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 203—222.
17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.10.2018).
18. Веревкин Л.П. Массовое высшее образование в условиях конкуренции и коммерциализации // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 10. С. 921-929.
19. Евплова Е.В., Демцура С.С., Якупов В.Р., Рябчук П.Г., Плужникова И.И. Реализация принципа меритократичности в кадровом менеджменте // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 92-95.
Статья выполнена в рамках научного проекта «Профессионально-педагогическое образование: трансформация накопленного опыта в реализуемую перспективу» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра РАО на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы.
Статья поступила в редакцию 04.07.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019