Массовая литература как результат издательской политики
А.А. Кочеткова,
аспирантка кафедры издательского дела и редактирования
Вторая половина 90-х гг. XX века отмечена существенными сдвигами в области книгоиздания. Значение принятия Закона «О печати и других средствах массовой информации» (от 12 июня 1990 г.) трудно переоценить, ведь он провозгласил свободу слова и свободу печати, отсутствие цензуры. Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. количество легально действующих издательств увеличилось вдвое. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. Количество выданных лицензий на ведение издательской деятельности составило в 1991 г. - 1597, в 1992 г. - 2967, в 1993 г. - 1866. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15 апреля 2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч [1].
Стремление издателей охватить как можно большую часть книжного рынка, удовлетворить запросы основной массы потребителей в изданиях художественной литературы и извлечь максимально возможную коммерческую выгоду приводит не только к росту числа читателей, но и к маргинализации самой литературы, меняются качественные и количественные соотношения произведений разных жанров. В связи с этим все более четкой становится грань между литературой элитарной и массовой. Последняя занимает ведущее место в репертуаре литературно-художественных издательств.
«Массовая литература» - термин, возникший в результате размежевания художественной литературы по ее эстетическому каче-
57
ству. Он обозначает «нижний ярус» литературы, включающий произведения, которые не входят в официальную литературную иерархию своего времени и остаются чуждыми «господствующей литературной теории эпохи» [2]. Массовую литературную продукцию, в противовес классической литературе, называют тривиальной, развлекательной, рыночной или дешевой словесностью, а иногда дают эмоционально-оценочный ярлык - «чтиво». Массовая литература в ее сегодняшнем качестве, несомненно, нуждается в социокультурном социально-психологическом, филологическом и книговедческом осмыслении.
Многоуровневость - характерная черта современного и книгоиздательского, и литературного процесса. Картина литературной жизни и издательского дела в его литературно-художественном сегменте конца XX - начала XXI века будет действительно полной лишь тогда, когда она отразит литературный поток, часто игнорируемый, презрительно называемый паралитературой, недостойной внимания и глубокого анализа. В современной социокультурной ситуации исследование массовой литературы как феномена литературно-художественного книгоиздания необходимо, ведь она входит в круг чтения миллионов людей. Массовая литература возникает в обществе, имеющем уже традицию «высокой» культуры и выделяется в качестве самостоятельного явления тогда, когда во многом в результате издательской деятельности, опирающейся на изучение потребностей и запросов читателя, происходит коммерциализация издательского процесса. Изучение издательского успеха массовой литературы дает возможность осознать огромные социальные изменения в российском обществе.
Одной из типологических характеристик массовой литературы является упрощение (стандартизация) передаваемой информации, т. е. преобразование неких культурных символов для обыденного сознания. Она ориентирована на среднего читателя, не требует от него определенного эстетического вкуса и образовательного уровня, более того она создается именно в соответствии с запросами самого читателя.
В массовой литературе сложились определенные формально-содержательные модели прозаических произведений, построенные по заданной сюжетной схеме и обладающие общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и типов героев. Она оперирует жесткими жанрово-тематическими канонами. Основные жанрово-тематические виды массовой литературы - детектив, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, костюмно-исторический роман и др. Содержательно-композиционные стереотипы и шаблоны характерны для всех видов. Именно они формируют «жанровые ожидания» читателя и «серийность» издательских проектов. Массовая литература организована в соответствии с канонами, основанными на наиболее успешных образцах-предшественниках, т. е. определяется не творческими
58
предпочтениями писателя, а задачей коммерческого успеха прежде всего. Стереотипы задаются и обновляются рекламной кампанией издательств, средствами массовой информации, средой самого общения и самой же массовой литературой.
Конечно же, возможны и отклонения от общепринятых схем, сочетания литературных «формул» - например, любовная интрига в детективе или соединение элементов мелодрамы и авантюрно-приключенческого романа в костюмно-историческом романе. И все-таки подобное смешение происходит не так часто, ведь каждая «формула» обладает набором ограничений, которые определяют, какого типа новые и уникальные элементы допустимы без того, чтобы не разрушить саму «формулу». Каждому жанрово-тематическому виду массовой литературы присущ свой язык, свой стиль. Обилие описаний, старательное перечисление географических и исторических реалий какой-нибудь выдуманной страны, планеты или звездной системы, старательное воссоздание местного колорита - характерные черты произведений фэнтези, однако это будет выглядеть нелепо для детектива.
Намеренно подчеркивая свое «низовое» положение в литературной иерархии, Д. Донцова, например, говорит, что ее роль состоит в том, чтобы «закрепить привычку держать в руках книгу». Она подчеркивает «терапевтический эффект» своих книг. Не претендуя на роль учителя, авторы иронических детективов и любовных романов довольствуются ролью домашнего психотерапевта. В этой связи интересно признание Д. Донцовой: «Литературу пытаются представить в виде пирамиды. У основания фэнтези, любовный роман, детектив. На вершине, предположим, французская проза. Это неверно. Весь мир давно перестал спорить, нужна ли развлекательная литература <...> Не будете же вы все время питаться тортом - заработаете панкреатит <...>. Одна из моих читательниц сказала, что в романах Донцовой создан мир, в котором хочется жить. Действительно, женский детектив, как и иные разновидности массового женского романа, преподносится читателю (с большей или меньшей степенью иронии) в качестве своеобразного учебника жизни» [3]. Итак, сами авторы массовой литературы достаточно четко определяют функции, целевое назначение и читательский адрес изданий массовой литературы.
Особые очертания и особое распространение массовая литература и, в некотором смысле, «массовое писательство» получают в сети Интернет, где понятие писателя-профессионала вообще девальвируется. Абстрагированность от собственного текста, некое автоматическое письмо, присущее массовой литературе, сделало возможным существование в Интернете гипертекста «Роман», в создании которого может участвовать любой пользователь. Сам читатель выбирает варианты развития сюжета, ходы ассоциаций, отсылок, иными словами, вклю-
59
чается в процесс развития разветвленного другими романного древа. Критики считают, что перспективы этого нового явления настолько безграничны, что могут коренным образом повлиять на всю литературную ситуацию в целом. Человек читающий в системе массовых коммуникаций превращается в человека участвующего, человека пишущего. Эффект ожидания читателя абсолютно прогнозируется, а технология успеха основана не на оригинальности текста, а напротив, на полной узнаваемости и повторяемости.
Итак, издательская деятельность в сфере литературно-художественных изданий в постиндустриальную эпоху существенно изменяется, ее характерной чертой является поточное производство не только печатной, но и визуальной продукции. Печатный текст переводится в визуальный - экранизируется, литературный сериал чаще всего становится сериалом телевизионным («Каменская» А. Марининой, «Бешеный» В. Доценко, «Марш Турецкого» Ф. Незнанского, «Улицы разбитых фонарей» А. Кивинова, «Досье детектива Дубровского» Л. Гурского и др.). Визуальный продукт становится вербальным - романом («Бедная Настя», «Просто Мария», «Бригада» и др.); и те и другие могут трансформироваться в вербально-визуальную форму - комиксы, компьютерные игры.
Вообще изучение массовой литературы как особой, живущей по своим законам части литературного процесса, позволяет выявить и определить новый тип создателя и издателя массовой литературы. Современные издательства ежемесячно выпускают книги 10-15 новых авторов. Однако лишь некоторые из «раскрученных» имен известны читателю. Массовая литература не знает авторской индивидуальности: «искусство комбинации» оказывается нередко единственным обнаруживаемым в тексте умением автора, однако отличие от «природных настоящих писателей» не подвергается сомнению ни читателями, ни самими авторами, которые в многочисленных интервью подчеркивают ремесленный характер своей деятельности» [4].
Нивелирование авторской точки зрения (а нередко и анонимность произведения) является одной из особенностей массовой литературы, равно как и стремительная смена имен. Близость поэтики и социальных функций фольклора и массовой литературы проявляется в деиндивидуализации творчества. К тому же определение «массовая» не требует от автора создания шедевра: если литература «массовая», то к ней, к ее текстам можно относиться без особого почтения, как к ничьим, как бы безавторским. Эта посылка предполагает «тиражируемость приемов и конструкций, простоту содержания и примитивность экспрессивных средств» [5]. Эти типологические признаки массовой литературы определяют и снижение требований к редакторской подготовке изданий.
60
Особенности восприятия массовой литературы определяются тем, что известное имя часто интересует читателя (и издателя) лишь как гарантия предлагаемого товара, поэтому издательство иногда сохраняет за собой право выпускать рукописи разных авторов под общим псевдонимом. Еще Ю. Тынянов связывал проблему анонимности с одной из самых устойчивых практик бытования текста массовой литературы - наличием псевдонима.
С псевдонимами авторов массовой литературы порой происходят курьезные случаи. Например, известному литературоведу и поэту, автору многочисленных работ по творчеству Ф.М. Достоевского Игорю Волгину пришлось подать иск в суд на издательство «ЭКСМО», выпустившее два триллера, подписанных псевдонимом Игорь Волгин. Адвокат издательства признался, что в «ЭКСМО» даже не подозревали о существовании литературоведа, поэтому при заключении контракта с автором триллеров Игорем Волнозневым не возражали против псевдонима Волгин. Двойник есть и у автора женских детективов Анны Малышевой: ее тезка, автор иронических романов «Тело в шляпе» и др., вынуждена указывать на обложке отчество - Анна Жановна Малышева. В минской серии «Черный квадрат» псевдонимы для авторов выбирались среди имен генералов царской армии: Брусилов, Корнилов, Краснов. В подобных случаях псевдоним уже не столько литературное имя, сколько бренд в том значении, как его понимают современные культурологи. Любителям русского фэнтези известна петербургская писательница М. Семенова, произведения которой («Волкодав» и др.) сразу вызывают интерес массового читателя. Издательство «Азбука», основав в 1998 г. новую серию «Русский талант», призванную публиковать лучшие остросюжетные романы современных авторов, в которых напряженная интрига сочетается с высоким литературным качеством текста, открывает ее романом «Ворон». Автор - Е. Милкова (при участии М. Семеновой). Имя Семеновой в этом случае становится коммерческой приманкой для читателя.
Появление огромного количества современных «глянцевых писателей» как следствие вызывает клишированность массовой литературы. Автор массовой литературы, если он хочет быть востребованным, практически «обречен» на серийность (наличие серийного героя -следователя, преступника и т. д.). Это можно назвать еще одной характерной чертой массовой литературы, снижающей, однако, ее качество (повторяемость приемов, «изнашиваемость» постоянных персонажей). Коммерческие издательства активно эксплуатируют и во многом продуцируют эту черту массовой литературы.
Главный редактор журнала «Знамя», известный критик С. Чупринин, размышляя о феномене массовой литературы, отмечал: «Массовую литературу можно было бы назвать тенью качественной, но
61
тенью люминесцентно яркой, упрощающей и доводящей до крайнего предела, в том числе и до карикатуры, все то, что накоплено художественной традицией. Так, просветительские и воспитательные интенции высокой литературы вырождаются здесь в грубую дидактику, коммуникативность - в заигрывание с читателем и в подыгрывание его базовым инстинктам» [7]. Массовая литература, как правило, быстро теряет свою актуальность, выходит из моды, она не предназначена для перечитывания, хранения в домашних библиотеках.
Феномен «глянцевого писателя» порождает и феномен «глянцевого литературоведения». Так, писатель Ю. Никитин выпустил в 1999 г. в московском издательстве «Кузнечик» книгу «Как стать писателем и заработать миллион». Это, по словам автора, «некий свод технических приемов писателя», - яркий пример «наивного литературоведения», попытка доказать, что стать писателем может каждый человек. Никитин апеллирует к читателю, который не способен усвоить сложные истины в изложении Толстого и Достоевского, но зато сможет к ним приобщиться в наивном пересказе Пети Васкина. Природа литературы как вида искусства, обладающего особой образной системой, объясняется Никитиным следующим образом: «Раскрывая книгу, мы видим белый лист с разбросанными по нему закорючками. А в мозгу происходит колоссальнейшая работа по перекодировке этих символов в зрительные образы. Мы должны расположить эти кодовые значки, именуемые буквами, так, чтобы даже самые тупые увидели картинки. <...> Для исполнения этих грандиозных задач и планов надо всего лишь правильно расставить буквы» [6]. При этом Никитин пытается комментировать особое место русской литературы в мировом литературном процессе: «Наша литература и доныне зовется духовной или одухотворенной (вариант -духовная пища), в то время как западная на самом же Западе именуется -entertainment, т. е. развлекаловка. Западная, как даже козе понятно, обращается к сердцу читателя, а русская - к его уму» [6]. Ю. Никитин формулирует свое отношение к классике, традиции и канону в риторическом вопросе: «Почему каноны, созданные в век гусиных перьев, должны оставаться канонами и в век компов?». Заслуживает внимания и то, как понимает Никитин язык литературы: «Литературный язык делают такие, как мы, а школьный учитель, как попка, повторяет малышне то, что устаканилось, выжило, уцелело от нашего словотворчества» [6]. Эпатирующая программа автора массовой литературы достаточно четко формулирует и представление автора об адресате, читателе произведения: «Массовый человек идеален для любого общества. Он правилен! Он живет главенствующей идеей. Не бойтесь проигрывать в спорах тем, эрудированным. За ними, в самом деле, огромный пласт мировой культуры. С ними спорить трудно. Но... нужно. Да черт с той дивизией пишущих, что шагают с вами не в ногу!» [6]. Отмечая игровую стихию
62
массовой литературы и игровой характер «наивного литературоведения», представленного, в частности, в книге Никитина, стоит отметить, что в авторских декларациях отмечены характерные черты «низовой» литературы. Романы самого Никитина, написанные по этим «канонам», благодаря успеху его «пособия», не затерялись в море массовой литературы и стали удачным коммерческим издательским проектом.
Итак, активное присутствие массовой литературы на книжном рынке - знак социальных и культурных перемен в обществе, вызвавших серьезные изменения в репертуарной политике в сегменте литературно-художественного книгоиздания.
Библиографический список
1. Ленский Б.В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело : конспект лекций / Б.В. Ленский. - М. : МГУП, 2002.
2. РейтблатА. Уголовный роман: между преступлением и наказанием / А. Рейтблат // Уголовный роман. - М., 1992. - С. 6.
3. http://dontsova.net
4. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века / М.А. Черняк. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 -С. 159.
5. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики / М.А. Черняк. - М. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
6. Никитин Ю. Как стать писателем [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://nikitin.wm.rU/nikitini/2.htm. - Загл. с экрана. -(дата обращения 27.02.2013).
7. Чупринин С. Жизнь по понятиям / С. Чупринин // Знамя. -2004. - № 12.
63