Научная статья на тему 'Массовая культура и ее роль в формировании образа мира современной русской молодежи'

Массовая культура и ее роль в формировании образа мира современной русской молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
647
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / IMAGE OF THE WORLD / ETHNO-CULTURAL DOMINANTS / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнова Ирина Александровна

В статье рассматриваются изменения, происходящие в сознании современных молодых людей под влиянием массовой культуры, ценности которой, успешно «конкурируя» с культурными ценностями этноса, ведут к деструкции личности и постепенно деформируют образ мира народа, складывавшийся веками. Описываются результаты экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern russian students' view of the world and mass culture

The article is devoted to the changes that are taking place in modern Russian students’ view of the world and the influence of mass culture on Russian ethnocultural dominants. The results of certain research work is also described

Текст научной работы на тему «Массовая культура и ее роль в формировании образа мира современной русской молодежи»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И.А.Бубнова УДК 16.21.29

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА МИРА СОВРЕМЕННОЙ

РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются изменения, происходящие в сознании современных молодых людей под влиянием массовой культуры, ценности которой, успешно «конкурируя» с культурными ценностями этноса, ведут к деструкции личности и постепенно деформируют образ мира народа, складывавшийся веками. Описываются результаты экспериментальных исследований.

Ключевые слова: образ мира, этно-культурные доминанты, массовая культура.

irina A. Bubnova

MODERN RUSSIAN STUDENTS' VIEW OF THE WORLD AND MASS CULTURE

The article is devoted to the changes that are taking place in modern Russian students' view of the world and the influence of mass culture on Russian ethno-cultural dominants. The results of certain research work is also described.

Key words: image of the world, ethno-cultural dominants, mass culture.

И сследования образа мира русского этноса - это не просто одно из наиболее актуальных направлений современной отечественной психолингвистики, в частности, ее динамично развивающейся области - этнопсихолингвистики. Данная тематика имеет непосредственное отношение к общей теории межкультурной коммуникации, т.к. в настоящее время стало совершенно очевидно, что даже блестящее знание языка без знания специфики национального поведения, обусловленного этническими константами, не является гарантом успешного общения. Это правило действует и в обратном направлении: понимание основ русского образа мира оптимизирует процесс взаимодействия и позволяет его участникам достичь своих целей и в тех случаях, когда словарный запас коммуникантов либо их владение грамматическим строем языка с точки зрения профессионала представляется недостаточным.

Благодаря работам, выполняемым в рамках московской психолингвистической школы [Уфимцева 2003 и др.] и ставящим своей целью изучение языкового сознания народов мира, культурные архетипы русских описаны достаточно детально. Причем, что кажется особенно важным, это касается не только эксплицитно выраженных в языке ядерных концептов культуры, но и неосознаваемых архетипов, передающих своеобразие национальной психологии и интегрированных в языковое сознание этноса, роль которых заключается в детерминации национального видения мира, в объединении и одновременно отграничении представителей одного этнического сообщества от другого.

Результаты данных исследований доказывают, что в сознании членов каждого лингвокультурного сообщества существует некоторый комплекс базовых идей, понятий, ключевых для образа мира народа, в которых «закодированы» его главные культурные ценности.

Если кратко суммировать результаты

данных работ, то необходимо подчеркнуть следующее.

Прежде всего, дух культуры русского этноса проявляется в том, что, несмотря на происходившие в течение столетий перемены, порой достаточно драматические, русские продолжают оставаться нацией, «направленной во внешний мир, во Вселенную», на другого человека (одно из самых значимых понятий в русском языковом сознании - это понятие друга), духовными приоритетами которых остаются общинность/коммунитарность, единство «любви и свободы», не имеющее никаких внешних гарантий [Бердяев 1990: 87]. Наиболее значимые ценности русского народа лежат именно в области социального целого, а «наш социум, наша группа — это средостение, связующее звено между нами и этим миром. Чтобы стать личностью, самостоятельной относительно космоса, мы должны стать соборной личностью» [Касьянова 1994: 180].

Во-вторых, зависимость русских «от групповой эмоциональной поддержки и морального руководства» [Stephen, Abalakina-Paap 1996: 375], как одна из основных этнических черт, ведет к тому, что индивидуальные права в России часто подчиняются общественному благу, поэтому русские очень высоко ценят согласие и единую превалирующую над всем правду [Richmond 1996: 14].

В-третьих, доминирование положительного отношения к окружающему миру определяет еще одно важное качество русских - доброту, которая входит в число самых типичных характеристик, выделяемых в этническом автостереотипе. Сам смысл жизни с точки зрения русской культуры состоит в том, чтобы «быть причастным к чему-то «доброму», «вечному» в мире, к чему-то непреходящему» [Касьянова 1994: 183].

Главными отличительными чертами русских как нации по сей день остаются:

- «созерцающее сердце» [Ильин 2007: 54];

- высокая ценность личностных взаимоотношений;

- ориентировка на групповые ценности в противовес индивидуальным;

- крепкие семейные узы.

Именно эти характерные особенности народа являются своего рода антитезой протестантской этики «с ее приоритетом личности и индивидуальной самореализации и совершенствования» [Сикевич 1996: 47].

В целом можно сказать, что «таинственная жизнь духа», воплощаемая в соборности, в общинности и противопоставляемая многими русскими философами западному механистическому коллективизму [О России и русской философской культуре 1990], во многом определяла и продолжает (возможно, на бессознательном уровне), определять русский менталитет.

Однако образ мира народа, а, следовательно, и субъективный образ мира каждой личности, формируется не только традиционной культурой, «врастающей» в сознание человека по мере освоения языка и, тем самым, определяющей его мировоззрение и мировосприятие. Не меньшую роль в данном процессе играет культура массовая, главная функция которой заключается в социальной адаптации человека посредством предъявления ему упрощенной системы ценностей и стереотипизированных моделей жизнедеятельности в социуме.

Как полагает подавляющее большинство исследователей, массовая культура сравнима с коммерческим проектом, направленным на широкую аудиторию и непритязательные вкусы. Идеалы ее недолговечны и изменчивы, формируются потребностями постиндустриального общества и отвечают стремлению «маленького» человека уйти от насущных жизненных проблем, требующих размышлений над ценностями и смыслом жизни. И в этом смысле массовая культура представляет собой определенного рода «индустрию» сознания, цель которой состоит в «унификации духовной жизни человека и стандартизации интеллектуальных реакций в рамках усложнившейся в совре-

менном обществе социальной структуры» [Гуревич 2001].

В силу того, что в цели нашей работы не входит детальный анализ массовой культуры как современного явления, мы ограничимся лишь констатацией факта, что, по мнению значительного числа ученых, единая «выхолощенная» культура лишила человека свободы, изуродовала его духовный мир и уничтожила его систему ценностей [Ellul 1971]. Многие ученые, как в нашей стране, так и за ее пределами, подчеркивают «сноподобный» характер массовой культуры, которая стала настоящей «индустрией грез», превращающей индивида в пассивного наблюдателя за иллюзорной действительностью. Выполняя в обществе наркотическую функцию, массовая культура питает общество вымышленными «картинками», все больше погружая его в летаргический сон и возвращая человека на оральную стадию его развития.

Функцию порождения и распространения эталонов чувств и моделей поступков в современном мире взяли на себя кино, определенные жанры литературы, в частности «дамские» романы, романы-катастрофы, детективы, и, конечно же, телевидение. Именно последнее является в России мощнейшим источником формирования идеалов и ценностей, в корне отличающихся от ценностей славянской культуры, которые на современном этапе развития общества агрессивно внедряются в сознание людей.

С целью проследить, насколько сильно воздействием массовой культуры опосредовано закрепление в сознании российского социума ценностей западного мира, нами была проведена серия пилотажных экспериментальных исследований, в ходе которых сделана попытка выявить степень влияния некоторых популярных телешоу и личностей их ведущих на образ мира современных российских студентов.

Основными методиками, использовавшимися в ходе эксперимента, являлись метод семантического дифференциала и свободный

ассоциативный эксперимент (АЭ).

В экспериментальный список, предъявленный испытуемым в ходе АЭ, вошли следующие стимулы: мой идеал человека, мой идеал жизни, удачливый человек, неудачник, мой образ (я сам/а).

Полученные результаты анализировались количественно и качественно, а также использовались для построения семантических универсалий исследованных феноменов в групповом сознании сегодняшнего поколения студентов.

Участники эксперимента. В первом эксперименте приняли участие 40 человек в возрасте от 17 до 21 года, студенты московских ВУЗов.

Материалом для исследования послужили три популярные телевизионные передачи: Блондинка в шоколаде, Дом-2 и Наша Russia.

Такой выбор был мотивирован высоким рейтингом данных передач и их длительной «жизнью» на телевидении, что свидетельствует о высокой популярности вышеперечисленных телевизионных шоу среди самых различных групп населения.

Несмотря на существующие различия, первые две передачи можно определить как «руководство» к действиям, в котором предлагаются определенные модели социального поведения в отдельных сферах (цель телепроекта Дом-2, декларируемая его создателями, - «построение любви») либо в жизни в целом (Блондинка в шоколаде - передача, посвященная «светской львице», «бренду» современной российской гламурной жизни К.Собчак).

Собственно, именно это и заявляет сама ведущая Блондинки в шоколаде и Дома-2: «Для меня важно, в частности в данном проекте [имеется в виду Дом-2, комментарий наш - И.Б.], подтягивать людей до себя. Человек должен стремиться взять от другого все самое лучшее. Я и сама так делаю. Мне нравится общаться с людьми, которые намного старше меня. Например, с друзьями моих родителей. Я люблю и давать и брать! В телепроекте

«Дом» — может быть, это звучит нескромно — я больше даю. Делюсь жизненным опытом, учу ребят. И считаю, что благодаря мне они взрослеют» [выделено нами - И.Б.].

Оставляя в стороне саму «ценность» подобного опыта, отметим только представления К.Собчак о самой себе и аудитории, на которую, собственно, и направлены данные шоу.

«У нас не любят успешных людей. Чужое благосостояние всегда режет глаза. И еще хуже, если человек сделал себя сам, много заработал сам. Надо его за это «опустить». Пока это, к сожалению, данность. Уютно мне в этой данности или нет? Нет. Но — таков наш народ».

«Я вообще не понимаю, откуда в вас столько ненависти ко мне? Это называется «быдло». Такие вот люди называются быдлом — которые завидуют, ненавидят меня... И эта черта, кстати, свойственна именно русским, поэтому я люблю евреев».

«если человек ни к чему не стремится и пьет водку в Мухосранске, то на такого человека мне насрать. У нас люди любят ничего не делать и завидовать таким, как я.

«Я человек, который эпатирует, — богатый, не урод, и мысли связно излагает, и диплом МГИМО имеется, всё это очень не нравится окружающим. Наверное, проблема в том, что во мне соединяются несоединимые вещи. Если бы я была полной дурой, мне бы простили светскую жизнь. Если бы я была горбатая и хромоногая, мне бы простили громкую фамилию и высокие заработки. Но когда человек амбициозен, неглуп и при этом успешен, всеобщего порицания ему не избежать» [ http://porco.ru/ content/view/732/].

В отличие от Блондинки в шоколаде и Дома-2, Наша Russia - это, на первый взгляд, вполне безобидная юмористическая программа, весьма успешный проект канала ТНТ, который, как замечают многие критики, является плагиатом Британского комедийного скетча Little Britain. Поми-

мо главных действующих лиц - Ровшана и Джумшута, балбесов-гастарбайтеров из Чучукистана, в шоу появляются многие другие персонажи: склонные к сексуальным извращениям депутаты Пронин и Мамонов, бомжи Сифон и Борода, подростки Славик и Димон, фрезеровщики нетрадиционной ориентации Иван Дулин и Михалыч, учительница престижной школы, берущая взятки, проститутка Эльвира и т.д. Эти люди, по мнению создателей сериала, олицетворяют сегодняшнюю Россию. По крайней мере, именно так они воспринимаются многочисленными телезрителями, у которых герои шоу пользуются популярностью и симпатией. Помимо высокого индекса цитирования и подражания речи главных героев, что само по себе является значимым показателем, телешоу с восторгом обсуждается молодыми людьми на интернет-форумах, причем комментарии участников не оставляют сомнений в том, какой образ своей страны и ее народа формируется (или сформирован?) телепередачей у ее жителей.

В ходе эксперимента проверялись следующие гипотезы:

Гипотеза 1: популярные телевизионные шоу оказывают непосредственное негативное влияние на языковое сознание, формируя образ мира, основанный на базовом комплексе идей, не соответствующих этническим константам, которые веками транслировалось через культуру нашего народа.

Гипотеза 2: личность ведущего популярных телевизионных шоу оказывает скрытое влияние на формирование смысла таких основополагающих для образа мира понятий как идеал жизни.

Полученные результаты и их обсуждение.

На первом этапе исследования респондентам было предложено оценить исследуемые телешоу при помощи метода семантического дифференциала.

Полученные данные позволяют прий-

ти к следующим выводам.

Блондинка в шоколаде

Эксперимент показал, что данная передача оценивается большинством наших респондентов резко отрицательно. В групповом мнении доминирует оценка глупая (22), грязная (20), плохая (16), откровенно слабая и тупая (по 14), соответственно.

Дом-2

Подобные тенденции просматриваются и в отношении опрошенной аудитории к передаче Дом-2. Наши респонденты характеризуют телепроект как грязный (30), глупый (30), тупой (30), ненавистный (26), гнилой (26)., тяжелый (24), противный (22), унылый (18), холодный и напряженный (по 16) соответственно, дешевый (14), темный (12).

На первый взгляд, полученные данные дают основания заключить, что пропагандируемый ведущей стиль жизни не находит одобрения у зрителей. В этом случае объяснение результатов эксперимента может быть предложено с позиций социологии и психологии, утверждающих, что одним из сильнейших источников избирательности индивидуального сознания по отношению к навязываемым ему эталонам и образцам является действие норм, ценностей и установок социальной группы, к которой индивид принадлежал ранее. В данном случае представляется возможным говорить о влиянии этнических констант, проявляющихся на уровне ядерного слоя индивидуального образа мира, что не позволяет интериоризировать предлагаемые модели поведения уже на индивидуальном уровне. Вполне возможно, что именно в этом выявляемом экспериментально отношении проявляется социальность и этническое своеобразие народа, в целом не принимающего ту идеологическую составляющую влияния, которое направлено на его языковое сознание.

Однако возможна и иная интерпретация данных. Достаточно велика вероят-

ность того, что неприятие вызывают не сами предлагаемые в телепередачах модели, а личность их ведущей. И это предположение косвенно подтверждается многочисленными откликами и критикой в адрес К.Собчак, которыми наполнен не только интернет-издания, но и печатная периодика. Более того, на оценки наших респондентов могло повлиять обращение депутатов комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы, обратившихся к генпрокурору РФ с требованием закрыть телепроект Дом —2 на телеканале ТНТ и привлечь ведущую данного шоу Ксению Собчак к уголовной ответственности за сутенерство. И в этом случае могла проявиться еще одна основополагающая черта русских - зависимость от морального руководства и ориентировка на групповые (в данной ситуации скорее декларируемые, чем реально пропагандируемые, т.к. передача не была снята с эфира) ценности.

В пользу второго предположения свидетельствуют два, как нам представляется, важных факта. Во-первых, несмотря на подавляющее большинство отрицательных оценок, все участники эксперимента в ходе личных интервью подтверждают, что регулярно смотрят как Блондинку в шоколаде, так и Дом—2. Они хорошо знакомы с биографиями действующих лиц, активно обсуждают ход событий, делают прогнозы, переживают за судьбы участников, многие из которых стали за время существования передачи на экране их любимцами. Не менее детально известна им и биография К.Собчак, а подробности ее поведения в самых разных ситуациях довольно часто становится поводом для дискуссий. Вторым фактом являются результаты оценки передачи Наша Russia, речь о которых пойдет далее.

Наша Russia

Итак, Наша Russia, согласно групповому мнению наших респондентов, является радостным (22), приятным (18), расслабленным (18), легким (16), свежим (14),

жизнерадостным (12), хорошим (12) шоу. Отрицательных оценок в этом случае значительно меньше: грязное (16), холодное (16), злое (14), темное (12).

Очевидно, что несмотря на совершенно открытое издевательство над собственной страной, передача практически не вызывает негативных реакций. Это позволяет предполагать, что транслируемый в телешоу образ России совпадает с образом России, уже сформированным в групповом сознании молодежи, а государство действительно ассоциируется у молодого поколения с бескультурьем, ленью, тупостью, неумением говорить на родном языке, стяжательством, нечестностью, невозможностью получить достойное образование и т.д.

Следует отметить, что данная передача активно рекламируется и, в отличие от Блондинки в шоколаде и Дома-2, она никогда не была предметом официальной критики, а потому наши респонденты выражают свое мнение совершенно открыто, не опасаясь осуждения окружающих:

«Равшан со своими «секасами, май-фунами, поколодниками, раскривушками и молдовашками»- это просто убиться можно. :rzhu: Вот собираюсь бежать, смотреть»

«Да, Дулин - вне конкуренции! :yes:» «так же очень нравятся гибэдэдэш-ник и ночная бабочка Эльвира, только их нечасто показывают»

«для меня вне конкуренции Дулин у нас в кругу знакомых даже и призказка теперь такая в ходу - «От оно чё, Михалыч»»

«нам тоже нравится, да и друзьям всем тоже, рулит равшан, как и у всех, потом бедный инспектор, в жизни шутки часто вспоминаюся оттуда» [forum.aromarti. ru/archive/index.php] (везде сохранена орфография оригинала. - И.Б.).

На втором этапе исследования был проведен ассоциативный эксперимент, по результатам которого были построены семантические универсалии феноменов мой идеал человека, мой идеал жизни, удачливый человек, неудачник, мой образ (я сам/а)

в групповом сознании сегодняшнего поколения студентов.

Идеал жизни - обеспеченность (8), семья (4), успех (2), спокойствие (2), веселье (2) , свобода (2);

Идеал человека - конкретное имя кумира (14);

Удачливый человек - везучий (14), конкретное имя кумира (8);

Неудачник - двоечник (4), бомж (2), пессимист (2);

Мой образ (я сама) - преобладают положительные качества, такие как: добрая, умная, светлая, теплая, творческая.

Как можно заметить, для подавляющего большинства идеал жизни - это безбедное существование. Семья еще присутствует, хотя и уходит на второй план, остальные вещи рассматриваются как атрибуты материального достатка. Идеал человека вполне

конкретен, это чаще всего одно из лиц, постоянно мелькающих на телеэкране. Эти же люди фигурируют в качестве примера удачливых людей, а неудачниками считаются те, кто по каким-то параметрам не соответствует требованиям социума. Зато в описании самих себя выделяются только положительные качества, что заставляет задуматься о способности значительной части молодежи к рефлексивной деятельности.

Таким образом, полученные результаты не просто подтверждают выдвинутые гипотезы, но достаточно ярко демонстрируют, что в последние десятилетия массовая культура вполне успешно манипулирует сознанием людей, «конкурируя» с культурными ценностями этноса, приводя к деструкции личности и неуклонно изменяя тот образ мира народа, которые складывался веками.

Список литературы

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С. 43 - 272.

Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. - М.: Nota Bene, 2001. - 352с.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга - XXI век, 2007. - 464 с.: ил. - (Духовное наследие).

Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267 с.

О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - 487 с.

Сикевич З.В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). - СПб: Изд-во СПб.

Уфимцева Н.В. Архетипы языкового сознания русских на пороге XXI века // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. ст. - М. : Ин-т языкознания РАН, 2003, изд. 2-е. - 256 с. - С. 139-176.

Ellul J. Autopsy of revolution. - N. Y. - A. Knopf, 1971.

Richmond Y From Nyet to Da: Understanding the Russians. - Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1996. - 191 p.

Stephen W.G., Abalakina-PaapM. Russia and the West // Handbook of Intercultural Training / ed. Dan Landis and Rabi S. Bhagat. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1996. - 460 p. ун-та, 1996. - 552 с.

http://porco.ru/content/view/732/ forum.aromarti.ru/archive/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.