Научная статья на тему 'Массовая коммуникация и социальное управление'

Массовая коммуникация и социальное управление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кибардина Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблема применения методологии синергетики в отношении управления социальными процессами, взаимосвязь категорий информации, массовой коммуникации, социальной организации и социального управления в свете формирования в открытом обществе его гибких моделей с учетом индивидуальной активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AND SOCIAL MANAGEMENT

This article is dedicated to the problem of application of methodology of synergetica reffering to management of social proccesses, the correlation of categories of information, mass media, social organization and social management in the light of formation in the opening society its flexible models taking into consideration individual personys activity.

Текст научной работы на тему «Массовая коммуникация и социальное управление»

к христианству оказывается, в конечном счете, не столь существенным на фоне единых методологических принципов в исследовании человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. H.A. Бердяев. Мое философское миросозерцание. - В сб. H.A. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск: изд-во Уральского университета, 1991.

2. H.A. Бердяев. Миросозерцание Достоевского. -Там же.

3. H.A. Бердяев. Константин Леонтьев (очерк из истории русской религиозной мысли). - Там же.

4. H.A. Бердяев. Проблема человека. К построению христианской антропологии. - В сб. H.A. Бердяев. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

Л.Н. КИБАРДИНА

ОмГТУ

УДК 316.77

Социальное управление в качестве воздействия на общество с целью его упорядочения, сохранения его специфических качеств, совершенствования и развития есть свойство любого общества. Оно вытекает из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе материального и духовного производства, обмена продуктами их деятельности. Каждое общество всегда предъявляет определенные требования к индивиду и к различным социальным группам, без которых невозможны материальное и духовное производство, распределение и потребление продуктов, формирование потребностей, интересов и целей, установление специфического места и функции человека в социальной стратификации, осуществляемых с помощью социального управления.

Принято считать, что существует два типа механизма социальной организации: стихийный и сознательный. При стихийном механизме управляющее, упорядочивающее воздействие на социальную систему является результатом столкновения, перекрещивания и взаимодействия различных, часто противоречащих друг другу социальных сип, интересов, целей. Наряду со стихийными факторами в обществе действуют и сознательные факторы управления, которые в процессе эволюции общества сформировали специфические субъекты социальной организации - социальные институты, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на общество; несмотря на это, границу между сознательными и бессознательными факторами в социальной организации провести достаточно сложно.

Управление неотделимо от систематического обмена информацией, коммуникации между компонентами социальной системы с целью повышения уровня ее организации. Информация позволяет субъекту иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о возможности достижения или не достижения заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему с учетом имеющегося контекста и обеспечить выполнение управленческой задачи. В настоящее время особое значение приобретает научное управление, которое предполагает активный процесс познания социальных закономерностей, тенденций и направлений их развития и разработку соответствующей стратегии, тактики и программы деятельности. Оно применяется в раэ-

5. Н.А. Бердяев. Конец ренессанса и кризис гуманизма. - Там же.

6. Ф. Ницше. Антихристианин. - В сб. Сумерки богов. М.: Изд. политической литературы, 1990.

7. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра.-Ф. Ницше. Соч. в 2 томах, т.2. Изд. Мысль, М.,1990.

8. Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. - Там же.

9. Ф. Ницше. Ессе Homo. - Там же.

10. Ф. Ницше. Злая мудрость. - Там же, т. 1.

УЛЕВИЧ Елена Стефановна - к.ф.н., доцент кафедры философии Омского государственного технического университета.

личных областях человеческой деятельности, требующих научного анализа и прогнозирования.

С понятием "управление" обычно связано представление о функции, обеспечивающей в организованных системах структуру и поддерживающей режим их деятельности. Кибернетика, которая ввела это понятие в научный оборот, первоначально рассматривала механизмы управления внутри любой системы, однако с распространением ее подходов на сложные биологические и социальные системы, где в качестве элемента рассматривается организм или индивид, возник вопрос об эффективности кибернетического управления живыми системами в рамках тех научных моделей, которые рассматривают человека как объект, лишенный воли и личностной целостности.

Мнение о возможности направленного воздействия на социум и индивида посредством разнообразных социальных механизмов в значительной степени опирается на классический кибернетический подход, в соответствии с которым в человеческом организме существует такой блок управления (психика), избирательно воздействуя на который можно добиться желаемого эффекта. Прямая экстраполяция законов физики или физиологии на общественные процессы порождала упрощенное, профанированное представление о неограниченных возможностях целенаправленного управления. Неоклассическая кибернетика, а за ней и синергетика ввели в научный оборот новую парадигму управления, которая учитывала опосредующую роль деятельности индивида в формировании контура обратной связи.

Обращаясь к проблеме социального управления, можно обнаружить следующую закономерность. Когда речь идет об управлении относительно простыми функциями, принуждение и другие методы, основанные на ателеологической модели управления, достаточно эффективны. Экзогенный подход все структурные изменения в обществе объясняет только целенаправленным воздействием внешней среды или механизмов управления, не учитывая самодетерминации системы. Но чем более сложное, высокоорганизованное поведение становится предметом управления, тем ниже его эффективность и адекватность. Представления о достаточно простом контуре обратной связи в социальном управлении, возникающем как адекватный результат целенаправленно-

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СИНЕРГЕТИКИ В ОТНОШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ ИНФОРМАЦИИ, МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ ОБЩЕСТВЕ ЕГО ГИБКИХ МОДЕЛЕЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

го воздействия, не учитывают способности общественных образований к целеполаганию, свободе выбора и активности волеизъявления.

В целом возможность управления поведением индивида в социальных системах всегда связана с ограничением свободы, которое вытекает их системного характера социальной организации; "...ни для кого не является секретом, что различные методы управления поведением практиковались с незапамятных времен, широко применяются сегодня и еще шире будут использоваться в будущем. Споры о том, можно или должно ли управлять человеческим поведением "наивны и лишь сбивают с толку".1 Развитие концепций кибернетики и синергетики осуществило методологический переворот в понимании сущности управления, дополнив понятие целенаправленности элементами стихийности и нелинейности динамики систем.

Концепции самоорганизации, одним из идейных источников которых была кибернетика, сохранив в целом физикалистский подход к живому, существенно расширили представления о неживых объектах, придав им способность непрогнозируемого поведения и свободу выбора, нашли свое достойное место в разработке проблем социального управления систем с опережающим отражением, в которых цель является производным селекции полученной из внешней среды информации. Синергетика в определении параметров социального порядка и социального управления сосредоточена на проблемах моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи, круговой причинности, на проблемах значимости локальных микропроцессов для развития макросистемы в целом.

Механизм управления не дан изначально, он возник и развивался в ходе эволюции от высшего к низшему, представляя собой три этапа, формы отражения взаимодействия материи: 1) простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне простого регулятора с реакцией лишь на внешние текущие воздействия (цель - самосохранение); 2) промежуточный, с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости (цель - организация); 3) механизм управления самоорганизующихся систем, отличается наличием обратного контура связи и специализированных органов отбора, сохранения и распространения информации, тезауруса (цель - самоорганизация).

Концепция о двухконтурной структуре механизма управления (1 контур - управляющее воздействие внешней среды, цель - отклонение, результат - саморегуляция; 2 контур - формирование обратной связи на основе тезауруса, семантического фильтра, цель - формирование программы действий, т. е. переход информации из оперативной, циркулирующей формы в структурную, связанную, результат - самоорганизация) основана на анализе и обобщении трудов многих ученых-естествоиспытателей. Винер отмечал, имея в виду достижение специфических негэнтропийных целей, что "устойчивость и научение - две формы коммуникативного поведения... Живые организмы, в частности, высшие виды живых организмов, способны изменять формы своего поведения на основе прошлого опыта".2

Класс социальных систем обладает свойством самоуправления (квазиуправпение), отличным от других, неживых, систем, т.е. способностью полностью изменять исходные параметры устойчивости и самостоятельно переходить в новое состояние; их целостность обеспечивается не стремлением возврата в первоначальное, исходное состояние, а способностью выбирать новое состояние в соответствии с изменившимися условиями. Логическим механизмом управления является закон селекции,3 который вытекает из высокой степени функци-

ональной избыточности любой системы, являясь основой вероятности, адекватности и эффективности эволюционных шагов.

При изучении вероятностных механизмов управления и их неопределенности в социальном организме выявляется та же "функциональная избыточность" элементов общества, которая присуща и живым организмам,4 а высокая степень вероятностного поведения социальных систем обусловлена их сложностью и многоком-понентностью; это есть условие стабильности, надежности и компенсаторных возможностей системы.5 При анализе категории развития социальных систем пока явно недостаточно внимания уделяется раскрытию ее связи с понятиями информации, коммуникации, организации и управления, так как развитие есть не просто изменение вообще, а представляет собой изменения, связанные с процессами отражения, сопровождаемое упорядочиванием связей, накоплением информации, возникновением новых структур, взаимосвязей и отношений, их усложнением и детерминацией.

В настоящее время научно обоснованное и эффективное управление социальным развитием, или понимание принципов социальной самоорганизации, через адекватным образом организуемое коммуникативное пространство-время выдвигается в число наиболее перспективных предметных областей фундаментальной социологии, социальной инженерии и социальной философии. В совокупности эти четыре категории: информация, коммуникация, управление и организация - составляют основополагающий подход в изучении социальных процессов, поэтому рассмотрение феномена социального управления невозможно без понимания движения информации в обществе. Обеспечение условий для эффективного обмена устойчивостью в обществе есть задача социального управления на любом его этапе.

Раскрыв на рубеже второй половины XX века общность механизмов управления как для живой, так и для искусственной, социальной природы, его научные основы, создав специальные технические средства для накопления и использования информации, которые служат для интенсификации информационных процессов в контуре управления (средства массовой коммуникации), человек осуществляет оптимизацию управления в конкретных областях своей деятельности. Он в процессах трудовой деятельности непрерывно накапливает опыт на основе ежедневно получаемой разнообразной информации в результате ее оценки и отбора, непрерывно формирует свой тезаурус, вступает в различные отношения и взаимосвязи, принимает решения и тем самым постоянно развивается в социальном плане.

Массовая коммуникация выявляют общее свойство для всех членов общества - потребность в информационном обмене (обмен устойчивостью), и представляют собой динамический аспект взаимодействия циркулирующей и структурной информации, отражая формирование управленческого контура обратной связи. Создание и совершенствование средств массовой коммуникации и связи ведет к интенсификации информационных процессов, которые сами начинают выступать по отношению к человеку как новый компонент социальной среды, относительно независимый по отношению к ней и влияющий на ее содержание. Нелинейность массово-коммуникативной среды предопределяет высокий динамизм микро- и макросоциальных трансформаций, необходимость адекватного управления ими.

Повышение уровня организации и развитие социальной системы невозможны без эффективного обмена устойчивостью, возникающего в процессе взаимодействия и коммуникации ее составных элементов. В результате образования механизмов массового обмена информацией обмен устойчивостью приобретает системный и независимый от индивидуальных особенностей этих эле-

ментов характер, обеспечивающий их интеграцию в социальный организм. Массовая коммуникация позволяет воспринимать большим социальным группам, рассредоточенным, диффузным и разносоставным, насущные социальные проблемы как свои личные: "тем самым человек постиндустриальной эпохи живет не своей, а в полном смысле общественной жизнью".6

В результате массовых информационных взаимодействий происходит оптимизация управленческих процессов, ускорение развития производительных сил, частью которых начинает выступать сама информация (об этом говорит теория информационного общества), повышение уровня организации социальных систем, формирование глобальной мировой социальной системы. В итоге ускорение информационных процессов повышает устойчивость индивида, социальных групп и институтов, системы в целом, сокращает длительность управленческих циклов.

В открытых социальных системах закон селекции как основной стихийный механизм управления осуществляется через конкуренцию, которая выполняет роль диссипации. Это касается всех сфер общественной жизни и на всех этапах становления организационных структур: от рынка до политики. Наряду с конкуренцией существуют и специально организованные управляющие органы (социальные институты, система горизонтальных и вертикальных органов управления с элементами научного прогнозирования). Их роль заключается в обосновании и формировании такого рода системно-правовых отношений в обществе (регулятивная функция), которые бы наиболее полно обеспечивали конкуренцию (и селекцию), решая задачи социального прогресса. Сочетание сознательных и стихийных механизмов социального управления взаимодополняет друг друга, иллюстрируя 2-й контур обратной связи.

Закон технико-гуманитарного баланса7 утверждает, что при увеличении интенсивности колебаний информационного поля (движение информации в контуре обратной связи) все более совершенные средства для восстановления единого смыслового континуума изобретаются интеллектом. Исходя из его логики, чем более интенсивным в обществе становится воздействие управляемых параметров на индивида, тем более интенсивными становятся отклонения от норм и тем более адаптивными и адекватными должны быть управляющие параметры. С диссипацией связаны такие процессы самоорганизации, которые ведут к установлению когерентности (согласованности) системы, синхронизации пространственно разделенных явлений.

Основу "диссипативной силы" в обществе составляют действия миллионов индивидов, обладающих способностью планировать и корректировать свое поведение.8 Через равноположение всех элементов социальной системы по отношению к системообразующим принципам информационного обмена (обмена устойчивостью) происходит уравновешивание частных и общественных потребностей и интересов. В этом заключается основное свойство массовой коммуникации, позволяющее осуществлять развивающий отбор в системе, в которой социальное управление не только ориентируется на стихийные конкурентнообразующие факторы, но и включает в себя различное правовые и институциональные нормы по поддержанию наиболее эффективного информационного взаимодействия.

Массовая коммуникация с точки зрения политической экономии представляет собой производство, обмен, распределение и потребление информации, которая в современном обществе является товаром. Затрагивая интересы миллионов людей, конкуренция в сфере массовой коммуникации усредняет действие идеологических и ограничивающих факторов, объективирует результаты усилий отдельных институтов и лиц, в результате

чего информация и ее власть распределяется между многими субъектами. За счет конкуренции достигается информационное равновесие между средой и ее элементами. Сегодня массово-коммуникативный сектор мировой экономики развивается сообразно его законам, извлекая прибавочную стоимость; соображения максимальной прибыльности определяют объем производства, уровень специализации, внедрение новых технологий, организуют транснациональный рынок информации. 9

В тех случаях, когда монополизация средств массовой коммуникации угрожает информационной конкуренции, довольно существенной становится роль государства, которое: 1) обеспечивает правовую базу функционирования средств массовой коммуникации; 2) защищает свободу конкуренции, борясь с монополиями; 3) частично перераспределяет информационные потоки, выступая в качестве действующего экономического и информационного субъекта; 4) контролирует объемы информационного обращения; 5) стимулирует внедрение и рост информационных технологий; 6) поддерживает культурно-этические и профессиональные нормы, ориентированные на поддержание плюрализма мнений в рамках общественного дискурса.

Для достижения социально значимых целей (доступность информации, ее объективность, разнообразие, соответствие культурным нормам) государство может и должно осуществлять различные управляющие воздействия, однако их эффективность во многом зависит от того, в какой степени они опираются на присущие открытому обществу либеральные ценности и принципы, не подменяя их изменчивыми целями. Итак, в странах развитой демократии (открытых диссипативных системах) управляющее воздействие в сфере массовой коммуникации осуществляется: во-первых, экономически посредством поддержания конкуренции, которой присущи механизмы самоподдержания, самоускорения, самоорганизации, во-вторых, политически, посредством вмешательства правовых рычагов государства для защиты индивидуальных свобод участников информационного рынка.

Одна их задач высоко организованного общества состоит в выявлении и контроле любых факторов, препятствующих эффективной коммуникации, которая повышает уровень рациональности. Ограничение как официального контроля в государственных информационных каналах, так и монополизации капитала в коммуникативной сфере служат интересам всего общества в целом, устанавливая определенный "порог" плюрализма, обслуживая целый ряд организованных интересов, среди которых гражданские стоят на первом месте. Подключение индивидуальных креативных ресурсов в понятие социального управления в контексте синергетики позволяет по-новому взглянуть на проблему гражданского, "открытого" общества и управления им, в котором, по определению К. Поппера, его члены сознательно вовлечены в социальную активность и отказываются "сидеть сложа руки, переложив всю ответственность за управление миром на долю человеческих и сверхчеловеческих авторитетов". 10

ЛИТЕРАТУРА

1.Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. С. 242.

2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1958. С. 59.

3. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. М., 1964. С. 316

4. Павлов И.П. Экспериментальная психология и психопатология на животных // Поли. собр. соч. Изд. 2-е.М.; Л., 1951. С. 38.

5. Берне Б. Неопределенность в нервной системе. М., 1969. С.62.

6. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и "истори-

ческая механика" // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

7. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

8. Концепции самоорганизации. М., 1994. С. 184-185.

9. Bagdikian В. The Media Monopoly. Boston., 1983. Pps. 38-45.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги". Т.1. М„ 1992. С. 26.

КИБАРДИНА Людмила Николаевна - асп. каф. фил. ФГО ОмГТУ.

ОТ АПРЕЛЬСКИХ ТЕЗИСОВ -К ДЕЙСТВИЯМ_

КОНЕЦ АПРЕЛЯ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ВЕРОЯТНО, СВОИМ БУРНЫМ ВЕСЕННИМ НАСТРОЕНИЕМ, ЗВОНКОЙ КАПЕЛЬЮ, СВЕЖИМ ТЕПЛЫМ ВЕТЕРКОМ ПРОБУДИЛ ОТ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ ОМИЧЕЙ И РАЗРАЗИЛСЯ ЦЕЛЫМ КАСКАДОМ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. СУДИТЕ САМИ.

25-27 апреля - научно-методическая конференция "Современное образование: управление и новые технологии". Организатор - Омский государственный технический университет. Представлено около двухсот тезисов докладов.

26-27 апреля - Всероссийская молодежная научно-практическая конферёнция "Великий подвиг. К 55-летию Победы", явившаяся составной частью II Всероссийской научной конференции "Сибирь: Вклад в Победу в Великой Отечественной войне". Организаторы: Омский государственный технический университет, управление молодежной политики городской администрации, администрация Советского округа г Омска, Омский научный центр АН высшей школы РФ, Омский госуниверситет. Представлено 97 тезисов докладов учеными омских вузов, ветеранами войны и труда, школьниками, студентами, аспирантами из различных городов России и Республики Казахстан.

28 апреля - Омская региональная научно-практическая конференция "Проблемы и пути повышения эффективности защиты прав женщин, детей и молодежи". Организаторы: общественная организация "Женская инициатива" и Омский государственный технический университет. Представлено 50 тезисов докладов, авторами которых стали ученые омских вузов, представители общественных организаций, аспиранты и студенты.

4-5 мая - II Всероссийская научная конференция "Сибирь: Вклад в Победу в Великой Отечественной войне". Организаторы: Институт истории СО РАН, Омская областная организация общества "Знание", Омский государственный технический университет, Омский областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Омский танковый инженерный институт, Омский филиал Российского фонда культуры, Омское отделение Академии гуманитарных наук.

По количеству представленных докладов и собиравшихся на пленарных заседаниях участников можно сделать вывод о большом интересе к тематике конференций. Действительно, заявленные мероприятия, имеющие, на первый взгляд, различную направленность, объединяет одно - социальная значимость тем. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне как о великом подвиге народа перекликается с заботой о правах женщин и детей, то есть о будущем общества, зависящем, в свою очередь, от качественного, достойного образования. Сохранение самоуважения, самосознания народа, достойного счастливой жизни, укрепление государственности красной нитью проходят и во всех резолюциях конференций. Потому мы публикуем основные выводы двух конференций. О резолюциях двух других конференций мы проинформируем читателей в сентябрьском выпуске.

Участники Омской региональной научно-практической конференции "Проблемы и пути повышения эффек-

тивности защиты прав женщин, детей и молодежи" предлагают:

1. Привести законодательство Российской Федерации в соответствие с основными международно-правовыми документами в области прав человека, в том числе женщин и детей.

2. Детализировать на подзаконном уровне положения Федеральных законов в контексте прав человека.

3. Обратиться к депутатам Государственной Думы РФ с просьбой при обсуждении проектов Трудового кодекса поддержать проект Трудового кодекса, предложенный Академией труда и социальных отношений (разработчик - проф. Овелиани), как наиболее отвечающий интересам большинства женщин и молодежи.

4. Разработать на федеральном и региональном уровнях программы по защите материнства и детства, формированию социального заказа на рабочие места и квотированию рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите (с совершенствованием механизма квотирования рабочих мест), организации общественных работ.

5. Провести кодификацию действующего законодательства России в сфере труда и занятости женщин и детей с учетом складывающихся реалий; заменить в действующем законодательстве слова "мать и дитя" на "родитель и дитя".

6. Установить меры юридической ответственности за правонарушения в сфере защиты прав человека (особенно по проблеме дискриминации женщин в сфере труда);

7. Обратиться к депутатам Государственной Думы РФ с просьбой рассмотреть вопрос о разработке и реализации государственной программы использования выпускников государственных учебных заведений в соответствующих сферах экономики.

8. Органам исполнительной власти обеспечить реализацию зафиксированных в нормативных правовых актах прав и свобод женщин и детей; создать единую систему защиты прав детей в образовательных и детских учреждениях, семьях.

9. Одобрить практику работы общественно активной школы, основанной на принципах: самоопределения, ответственности, взаимопомощи, использования местных ресурсов, социального партнерства.

10. Усилить коррекционно-педагогическую работу с детьми "групп риска" в общеобразовательных школах; использовать исторически сложившиеся образовательные технологии в работе с детьми "группы риска", особенно с выходцами из детских домов с неполным средним образованием.

11. Государственным органам, профсоюзам, общественным организациям, правозащитникам рассмотреть комплексное решение вопроса о формировании правосознания детей и молодежи как основе становления правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.