Научная статья на тему 'Массивы и коллекции в языке с#'

Массивы и коллекции в языке с# Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
448
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК С# / МАССИВЫ / КОЛЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Керов Леонид Александрович

Данная статья является четвертой из серии статей, посвященных изложению «нулевого уровня» языка C#. Рассматриваются массивы и коллекции в языке C#.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is third of a series of articles, devoted to «a zero level» of language C#. Arrays and collections in C# are considered.

Текст научной работы на тему «Массивы и коллекции в языке с#»

Керов Леонид Александрович

МАССИВЫ И КОЛЛЕКЦИИ В ЯЗЫКЕ С#

Аннотация

Данная статья является четвертой из серии статей, посвященных изложению «нулевого уровня» языка С#. Рассматриваются массивы и коллекции в языке С#.

Ключевые слова: язык С#, массивы, коллекции.

1. МАССИВЫ 1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ МАССИВА

Массив - это составной объект, состоящий из элементов одного и того же типа. Простейшей разновидностью массива является одномерный массив, который можно рассматривать как информационную модель вектора в многомерном пространстве. Чтобы определить переменную для одномерного массива, нужно указать тип элементов массива и имя переменной массива:

тип [] имя;

В результате такого объявления для переменной массива выделяется ячейка в области оперативной памяти, которая называется «стек». Эта ячейка предназначена для хранения адреса элементов массива.

Сами элементы массива хранятся в другой области оперативной памяти, которая называется «куча». Для выделения этой области используется оператор new, после которого указывается тип элементов массива и число этих элементов в квадратных скобках:

new тип [размер];

Значением оператора new является адрес области для хранения элементов мас-

© Л.А. Керов, 2009

сива. Этот адрес может быть присвоен переменной массива. Вместо оператора new можно перечислить в фигурных скобках значения элементов массива: компилятор подсчитает их количество, определит тип, выделит необходимую область в куче и инициализирует элементы массива указанными в фигурных скобках значениями. При использовании оператора new элементы массива инициализируются автоматически:

- числовые элементы инициализируются нулями,

- булевские элементы инициализируются значениями false,

- ссылочные элементы инициализируются пустой ссылкой null.

Приведем пример, в котором определяются три одномерных массива, затем элементы последнего массива выводятся в строчку на экран монитора (см. листинг 1, рис. 1, 2).

Массивы в языке C# являются статическими, то есть число элементов массива

Рис. 1. Пример работы программы с одномерными массивами

нельзя изменить в процессе выполнения программы. Однако с помощью оператора new можно выделить для элементов массива другую область в куче с другим количеством элементов. Прежняя область памяти в куче при этом объявляется «мусором» и посредством «сборщика мусора» впоследствии передается в область свободной памяти. Из-за особенности выделения памяти для элементов массива их относят к ссылочным типам (reference types). Все рассмотренные ранее типы относятся к типам значений (value types). Для значений переменных этих типов выделяются ячейки памяти непосредственно в стеке.

1.2. МНОГОМЕРНЫЕ МАССИВЫ

Кроме векторов, в математике используются и другие объекты, например матрицы. Информационной моделью матрицы является двумерный массив. Определение и инициализация переменной для двумерного массива имеет вид:

тип [,] имя = new тип [число_строк, число_столбцов];

Двумерный массив можно инициализировать, заключив список инициализаторов каждой размерности в собственный набор фигурных скобок. Если не указана явная инициализация, выполняется автоматическая инициализация по тем же правилам, что и для одномерного массива.

Рис. 2. Выделение памяти для массивов

Двумерный массив является частным случаем многомерного массива, определение и инициализация переменной которого имеет вид:

тип [,...,] имя = new тип

[размер_0,...,размер_К];

Для массивов определено свойство Length, значением которого является общее число элементов в массиве. Для многомерных массивов можно определить число элементов по каждому измерению с помощью метода GetLength:

• GetLength(O) - число элементов по измерению 0,

• GetLength(l) - число элементов по измерению 1,

• GetLength (2) - число элементов по измерению 2 и т. д.

Приведем пример, в котором определяются три двумерных массива и один одномерный массив, затем выводятся на экран

Листинг 1

using System;

class P01 {

public static void Main() {

int[] a;

a = new int[5];

int[] b = new int[5];

int[] c = { 0, 1, 4, 9, 16 };

for (int j = 0; j < c.Length; j++)

Console.Write(c[j] + "\t"); Console.WriteLine();

}

1 :л" C:\WINDGW5\system32\cmd.eKe LJnJ 3

Число элементов массива ЧаЫе1' = 15 Число строк массиве ЧаЫеЗ.1 = 3 Число столбцов массива ЧаЫе1' = 5 Число элементов массива 'а' =7 Для продолжения нажмите любую клавишу . . .

«1 1

Рис. 3. Пример работы программы с двумерными массивами

монитора значения свойство Length и метода GetLength (см. листинг 2, рис. 3).

1.3. ДОСТУП К ЭЛЕМЕНТАМ МАССИВА

Доступ к элементам массива осуществляется с помощью имени массива и индекса элемента (порядкового номера элемента), который указывается в квадратных скобках после имени массива, например a[i]. Для многомерных массивов указываются индексы по каждой размерности, перечисленные через запятую, например table [i, j]. Нумерация элементов по каждой размерности начинается с нуля. Если в процессе работы программы индекс выйдет за грани-

цы массива, то это рассматривается как исключение IndexOutOfRangeException.

Приведем пример программы, в которой определяется одномерный массив, его элементы заполняются случайными числами и выводятся в столбик на экран монитора; затем определяется двумерный массив, его элементы также заполняются случайными числами и выводятся на экран монитора в виде таблицы (см. листинг 3, рис. 4).

1.4. СОРТИРОВКА МАССИВА

Если требуется найти в массиве индекс элемента, значение которого задано, то соответствующая программа работает значительно быстрее, если элементы массива упорядочены (отсортированы) по возрастанию или по убыванию значений. Рассмотрим один из простейших алгоритмов сортировки элементов одномерного массива, который называется алгоритмом пузырьковой сортировки (bubble sort). Символами слеш (/) выделен фрагмент программы,

Листинг 2

using System;

class P02 {

public static void Main()

{

int[,] tablel int[,] int[,]

tablel; = new int[3, table2 = new table3 = {

5];

int[3, {0, 1,

{0, {0,

};

int[] a = new int[7] Console.WriteLine(

5] 2, 4, 8,

3,

9, 27,

4} 16} 64}

" Число элементов массива 'tablel' = {0}\n" +

" Число строк массива 'tablel' = {l}\n" +

" Число столбцов массива 'tablel' = {2}\n" +

" Число элементов массива 'a' = {3}\n"

tablel.Length, table1.GetLength(0) tablel.GetLength(l) a.Length);

Листинг 3

using System;

class P03 {

public static void Main() {

Random r = new Random(); int[] a = new int[5];

for (int i = 0; i < a.Length; i++) {

a[i] = r.Next(0, 11);

Console.WriteLine("a[{0}] = {1}", i, a[i]);

}

Console.WriteLine();

int[,] table = new int[3, 5];

for (int i = 0; i < table.GetLength(0); i++) {

for (int j = 0; j < table.GetLength(l); j++) {

table[i, j] = r.Next(1, 11); Console.Write("{0}\t", table[i, j]);

}

Console.WriteLine();

}

}

}

который прорисовывает процесс протекания пузырьковой сортировки (см. листинг 4, рис. 5).

Сначала определяется одномерный массив из четырех элементов, значения которых задаются случайным образом. Затем выполняется сортировка элементов этого массива (по возрастанию значений). Сортировка выполняется с помощью двух циклов for, вложенных один в другой. Во внешнем цикле изменяется индекс i эле-

Рис. 4. Инициализация массивов случайными числами

Рис. 5. Демонстрация протекания процесса пузырьковой сортировки массива

Листинг 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

using System;

class P04 {

public static void Main() {

Random r = new Random(); int[] a = new int[4]; for (int i = 0; i < a.Length; i++) a[i] = r.Next(0, 10);

for (int i = 1; i < a.Length; i++) {

for (int j = a.Length - 1; j >= i; j—) { ///////////////////////////////////////

for (int k = 0; k < a.Length; k++) //

Console.Write("{0} a[k]); //

Console.WriteLine(); //

for (int k = 0; k < i; k++) //

Console.Write(".."); //

Console.WriteLine("i"); //

for (int k = 0; k < j; k++) //

Console.Write(".."); //

Console.WriteLine("j"); //

Console.WriteLine("\n"); //

///////////////////////////////////////

if (a[j - 1] > a[j]) {

//сортировка no возрастанию значений int b = a[j - 1]; a[j - 1] = a[j]; a[j] = b;

}

}

}

for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0} ", a[i]); Console.WriteLine();

}

}

ментов массива, начиная с единицы (индекс второго элемента массива) до индекса последнего элемента массива. Во внутреннем цикле изменяется индекс j элементов массива, начиная от номера последнего элемента массива до номера ^

В теле внутреннего цикла сравниваются значения пар а^-1] и а[Л рядом расположенных элементов. Сначала просматриваются пары с самой последней и до первой. Если для какой-то пары требуемый порядок следования элементов нарушен, то

элементы этой пары меняются местами. В итоге (если сортируем по возрастанию значений) на первую позицию в массиве будет «вытолкнут» (как пузырек) самый маленький элемент.

После этого индекс i увеличивается на единицу и просматриваются пары с самой последней и до второй. При этом элементы «неправильных» пар меняются местами. В результате на вторую позицию в массиве будет «вытолкнут» (как пузырек) элемент, значение которого не больше значения пер-

вого элемента. После этого индекс i увеличивается на единицу и т. д., пока i не дойдет до последнего элемента массива. После завершения сортировки элементы массива выводятся на экран монитора.

1.5. РВАНЫЙ МАССИВ

Язык C# позволяет создавать двумерные массивы специального вида, именуемые рваными. Приведем пример, в котором определяется рваный массив, содержащий три строки (см. листинг 5, рис. 6).

Объявление рваного массива имеет вид:

тип [] [] имя = new тип [число_строк] [] ;

Для строк рваного массива память выделяется индивидуально, что позволяет стро-

Рис. 6. Пример работы программы с рваным массивом

кам иметь разную длину. После создания рваного массива доступ к элементу осуществляется посредством задания индекса внутри собственного набора квадратных скобок.

Для рваного массива свойство Length используется следующим образом. Выражение jagged.Length возвращает коли-

Листинг 5

using System;

class P05 {

public static void Main() {

int[][] jagged = new int[3][]; jagged[0] = new int[4]; jagged[1] = new int[3]; jagged[2] = new int[5];

for (int i = 0; i < 4; i++) {

jagged[0][i] = i; Console.Write(jagged[0][i] + "\t");

}

Console.WriteLine();

for (int i = 0; i < 3; i++) {

jagged[1][i] = i; Console.Write(jagged[1][i] + "\t");

}

Console.WriteLine();

for (int i = 0; i < 5; i++) {

jagged[2][i] = i; Console.Write(jagged[2][i] + "\t");

}

Console.WriteLine(

"\njagged.Length : {0}" + "\njagged[0].Length : {1}" + "\njagged[1].Length : {2}" + "\njagged[2].Length : {3}", jagged.Length, jagged[0].Length, jagged[1].Length, jagged[2].Length

);

}

}

чество подмассивов, хранимых в массиве j agged. Чтобы получить длину отдельного подмассива, используются выражения вида: jagged[0].Length, jagged[1].Length, jagged[3].Length.

1.6. ЦИКЛ «FOREACH»

Цикл foreach позволяет реализовать в программе перебора элементов массива и имеет следующий вид:

foreach (тип переменная in

имя_массива) оператор

Элемент тип - это тип элементов массива; элемент переменная - имя переменной, которая при функционировании цикла foreach будет получать значения элементов из массива с указанным именем; элемент оператор называется телом цикла; это обычно блок. Приведем пример, в котором определяется одномерный массив, затем с помощью цикла foreach элементы массива поочередно выводятся на экран монитора, и одновременно подсчитывается их сумма (см. листинг 6, рис. 7).

Цикл foreach работает и с многомерными массивами. В этом случае он возвращает элементы в порядке следования строк: от первой до последней строки.

2. МЕТОДЫ КЛАССА ARRAY 2.1. МЕТОД SORT

Массивы в языке C# - это объекты класса Array, который определен в пространстве имен System. В классе Array определено свойство Length и определен метод GetLength, которые были рассмотрены выше.

В классе Array определен статический метод Sort (), предназначенный для сортировки одномерных массивов по возрастанию значений. При этом исходный массив передается как параметр. Приведем пример, в котором определяется одномерный массив, который выводится на экран монитора, затем сортируется с помощью метода Sort, и результат сортировки снова выводится на экран (см. листинг 7, рис. 8).

Листинг 6

using System;

class P06 {

public static void Main() {

double[] a = { 0, 1, 4, 9, 16, 25 }; double sum = 0;

foreach (double x in a) {

Console.Write(x + "\t"); sum += x;

}

Console.WriteLine("\nCyмма элементов: " + sum);

}

}

Рис. 8. Сортировка массива Рис. 7. Пример работы цикла foreach с помощью метода Sort

Листинг 7

using System;

class P07 {

public static void Main() {

double[] a = { 5, 2, 9, 6, 1 }; for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Array.Sort(a); Console.WriteLine(); for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Console.WriteLine();

}

}

2.2. МЕТОД CLEAR

Статический метод Clear из класса Array позволяет «обнулить» указанные элементы массива:

- числовые элементы устанавливаются

в 0,

- ссылочные элементы устанавливаются в null,

- булевские элементы устанавливаются в false.

Метод Clear имеет три параметра: имя массива; индекс, начиная с которого происходит «обнуление», и число «обнуляемых» элементов. Приведем пример, в кото-

Листинг 8

using System;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

class P08 {

public static void Main() {

double[] a = { 5, 2, 9, 6, 1 }; for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Array.Clear(a, 1, 3); Console.WriteLine(); for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Console.WriteLine();

}

}

ром определяется одномерный массив, который выводится на экран монитора, затем, начиная со второго элемента, обнуляются три элемента массива, и полученный в результате массив выводится на экран (см. листинг 8, рис. 9).

Рис. 9. Применение метода Clear

2.3. МЕТОД CLONE

Статический метод Clone из класса Array создает копию массива как объект типа object. Приведем пример, в котором определяется одномерный массив. Это массив, который выводится на экран монитора, затем создается его клон, который также выводится на экран. После этого все элементы исходного массива обнуляются с помощью метода Clear, и полученный в результате массив также выводится на экран (см. листинг 9, рис. 10).

Заметим, что если массив содержит ссылки на объекты, то копируются только ссылки; сами объекты не копируются.

2.4. МЕТОД INDEXOF

Метод IndexOf из класса Array возвращает номер первого вхождения указан-

ного элемента. Если элемент не найден, то возвращается значение -1.

Приведем пример, в котором определяется одномерный массив, который выводится на экран монитора. Затем демонстрируется результат определения индекса существующего в массиве элемента и результат определения индекса элемента, которого в массиве нет (см. листинг 10, рис. 11).

3. КОЛЛЕКЦИИ

Коллекция - это, как и массив, составной объект. В отличие от массивов, элементы коллекции могут быть разного типа. Кроме того, коллекция может изменять свой размер во время работы программы. Все коллекции определены в виде классов в пространстве имен System.Collections.

| £Т C:\W [NDDWS\system32\c mil ене m

5 2 9 6 Индекс элемента 6 : 3 Индекс элемента 7 : -1 1 Л. 1 т 1

<1 1 м

Листинг 9

using System;

class P09 {

public static void Main() {

int[] a = { 5, 2, 9, 6, 1 }; for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Console.WriteLine();

int[] b = (int[])a.Clone();

for (int i = 0; i < b.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", b[i]); Console.WriteLine();

Array.Clear(a, 0, a.Length); for (int i = 0; i < a.Length; i++)

Console.Write("{0}\t", a[i]); Console.WriteLine();

Рис. 10. Применение метода Clone Рис. 11. Применение метода IndexOf

Листинг 10

using System; class P10 { public static void Main() { int[] a = { 5, 2, 9, 6, 1 };

for (int i = 0; i < a.Length; i++) Console.Write("{0}\t", a[i]); Console.WriteLine();

Console.WriteLine("Индекс элемента 6 Array.IndexOf(a, 6)); {0}",

Console.WriteLine("Индекс элемента 7 Array.IndexOf(a, 7)); } } {0}",

3.1.КОЛЛЕКЦИЯ ARRAYLIST

Коллекция ArrayList представляет собой упорядоченную группу объектов, доступ к которым можно получить посредством индекса. Она имеет следующие методы:

• Add - добавляет новый элемент в конец коллекции;

• AddRange - добавляет в конец коллекции набор элементов из другой коллекции;

• Remove - удаляет первое вхождение указанного элемента;

• RemoveAt - удаляет элемент по указанному индексу;

• RemoveRange - удаляет, начиная с указанного индекса, заданное количество элементов;

Листинг 11

using System; using System.Collections;

public class P11 {

public static void Main() {

//Создается коллекция aL, в нее добавляются три элемента, //и содержимое коллекции aL выводится на экран arrayList aL = new ArrayList(); aL.Add(1); aL.Add("two"); aL.Add(3); ShowValues(1, aL);

• Clear - удаляет все элементы из коллекции;

• Insert - вставляет по указанному индексу элемент в коллекцию;

• Sort - сортирует элементы коллекции по возрастанию значений элементов;

• Reverse - изменяет порядок следования элементов на противоположный.

Приведем пример программы, которая работает с объектом класса ArrayList. Работа программы подразделяется на 10 шагов, в конце каждого из которых состав элементов коллекции выводится на экран монитора с помощью метода ShowValues (см. листинг 11, рис. 12).

//Создается коллекция aL2, в нее добавляются два элемента, // и содержимое коллекции aL2 выводится на экран ArrayList aL2 = new ArrayList(); aL2.Add("four"); aL2.Add(3); ShowValues(2, aL2);

//В конец коллекции аЬ добавляется набор элементов из аЬ2, //и содержимое коллекции аЬ выводится на экран aЬ.AddRange(aЬ2); БЬоюУа1иез(3, аЬ);

//Из коллекции aL удаляется //и содержимое коллекции aL aL.Remove(3); ShowValues(4,

первое вхождение элемента "3",

выводится на экран

aL);

//Из коллекции аЬ удаляется третий элемент (его индекс 2) , //и содержимое коллекции аЬ выводится на экран aЬ.RemoveAt(2); ShowVa1ues(5, аЬ);

//Из коллекции aL удаляются два элемента, начиная с первого, //и содержимое коллекции aL выводится на экран aL.RemoveRange(0, 2); ShowValues(6, aL);

//Из коллекции aL удаляются все элементы, //и содержимое коллекции aL выводится на экран aL.Clear(); ShowValues(7, aL);

//В коллекцию aL вставляеюся элементы по указанному индексу,

//и содержимое коллекции aL выводится на экран

aL.Insert(0, "Hello");

aL.Insert(1, "world");

aL.Insert(1, ",");

ShowValues(8, aL);

//Элементы коллекции aL сортируются по возрастанию значений, //и содержимое коллекции aL выводится на экран aL.Sort(); ShowValues(9, aL);

//Порядок следования элементов aL изменяется на //противоположный, и содержимое коллекции aL выводится //на экран

aL.Reverse(); ShowValues(10, aL);

}

public static void ShowValues(int i, IEnumerable lst) {

System.Collections.IEnumerator en = lst.GetEnumerator(); Console.Write("\n{0} : ", i);

while (en.MoveNext()) {

Console.Write(" {0}", en.Current);

}

Console.WriteLine();

}

Нг C:\W[NOOWS\system32\tmcl.exe 1- ■ x]

1 : 1 two 3 Jk.

2 : four 3

3 : 1 two 3 four 3

4 : 1 two four 3

: 1 two 3

6 : 3

7

8 : Hello , world

9 : , Hel lo world

10 : world Hello , T

В 1 1 M

Рис. 12. Пример работы программы с объект класса ArrayList

Метод ShowValues имеет два параметра: номер шага и параметр типа IEnumerable. Класс ArrayList наследует интерфейс IEnumerable:

public class ArrayList:IList, ICollection, IEnumerable, ICloneable

Язык C# разрешает ссылке на объект базового класса (и перечисления) присвоить ссылку на объект производного класса, поэтому ссылка на объект типа ArrayList передается как аргумент в метод ShowValues. В интерфейсе IEnumerable определен метод GetEnumerator, который возвращает объект типа IEnumerator, который называется перечислителем и позволяет перебирать элементы коллекции.

Перечислители могут использоваться для чтения данных коллекции; они не могут использоваться для изменения коллекции. Изначально перечислитель располагается перед первым элементом коллекции. Метод Reset снова устанавливает перечислитель в данную позицию. В этой позиции вызов свойства Current приводит к выдаче исключения. Поэтому необходимо вызвать метод MoveNext до считывания значения свойства Current, чтобы переместить перечислитель к первому элементу коллекции.

Свойство Current возвращает один и тот же объект, пока не будет вызван метод MoveNext или Reset. Метод MoveNext задает следующий элемент в качестве значения свойства Current.

Если метод MoveNext проходит конец коллекции, то перечислитель помещается в ней после последнего элемента, а метод MoveNext возвращает значение false. Когда перечислитель находится в этой позиции, последующие вызовы метода MoveNext также возвращают значение false. Если при последнем вызове метода MoveNext было возвращено значение false, обращение к свойству Current приводит к выдаче исключения. Чтобы снова задать в качестве значения свойства Current первый элемент коллекции, можно последовательно вызвать методы Reset и MoveNext.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. КОЛЛЕКЦИЯ QUEUE

В отличие от коллекции ArrayList, которая допускает обращение к своим элементам в произвольном порядке, коллекция Queue обеспечивает исключительно последовательный доступ к своим элементам и обслуживается по принципу «первым поступил - первым обслужен». Класс Queue наследует интерфейс IEnumerable:

public class Queue : ICollection, IEnumerable, ICloneable

Как следствие, для вывода элементов коллекции Queue на экран монитора может использоваться тот же метод ShowValues, что и в предыдущем примере. Для доступа к элементам коллекции Queue используются методы:

• Enqueue - добавляет объект в конец коллекции Queue,

• Dequeue - извлекает и удаляет объект, находящийся в начале коллекции Queue.

Приведем пример программы, которая работает с объектом класса Queue (см. листинг 12, рис. 13).

3.3. КОЛЛЕКЦИЯ STACK

Коллекция Stack похожа на коллекцию Queue, только элементы извлекаются из стека по принципу «первым поступил -

последним обслужен». Класс Stack наследует интерфейс IEnumerable:

public class Stack : ICollection, IEnumerable, ICloneable

Как следствие, для вывода элементов коллекции Stack на экран монитора может использоваться тот же метод ShowValues, что и в предыдущем примере. Для доступа к элементам коллекции Stack используются методы:

• Push - вставляет объект как верхний элемент стека Stack,

• Pop - возвращает и удаляет и верхний объект стека Stack.

Приведем пример программы, которая работает с объектом класса Stack (см. листинг 13, рис. 14).

! С:\W ENDOWS\sysLem32\cmcl.ene l-Jril

1: Hel lo tor Id : I_1

2: World ! Hello 3

Л \

Рис. 13. Пример работы программы с объект класса Queue

" C:\W[NDOWS\syslem32\cm(< .;не Г-|п|1 3

1: ! Itorld Hello A.

2: World Hello ! T

<1 ! ы

Рис. 14. Пример работы программы

с объект класса Stack

Листинг 12

using System;

using System.Collections;

public class P12 {

public static void Main() {

//Создается коллекция q, в конец очереди поочередно //добавляются три элемента, затем содержимое коллекции //выводится на экран Queue q = new Queue();

q.Enqueue("Hello"); q.Enqueue("World"); q.Enqueue("!"); ShowValues(1, q);

//Из начала очереди извлекается элемент, затем //содержимое коллекции выводится на экран object ob = q.Dequeue(); ShowValues(2, q);

//Извлеченный из очереди элемент выводится на экран Console.WriteLine(ob);

}

public static void ShowValues(int i, IEnumerable Q) {

System.Collections.IEnumerator en = Q.GetEnumerator(); Console.Write("\n{0}: ", i);

while (en.MoveNext()) {

Console.Write(" {0}", en.Current);

}

Console.WriteLine();

}

}

Листинг 13

using System;

using System.Collections;

public class P13 {

public static void Main() {

//Создается стек s, в него поочередно добавляются //три элемента, затем содержимое стека выводится //на экран

Stack s = new Stack();

s.Push("Hello"); s.Push("World"); s.Push("!"); ShowValues(1, s);

//Из стека извлекается элемент, затем //содержимое стека выводится на экран object ob = s.Pop(); ShowValues(2, s);

//Извлеченный из стека элемент выводится на экран Console.WriteLine(ob);

}

public static void ShowValues(int i, IEnumerable Q) {

System.Collections.IEnumerator en = Q.GetEnumerator(); Console.Write("\n{0}: ", i);

while (en.MoveNext()) {

Console.Write(" {0}", en.Current);

}

Console.WriteLine();

}

}

Литература

1. Керов Л.А. Методы объектно-ориентированного программирования на C# 2005: Учебное пособие. СПб: Издательство «ЮТАС», 2007. 164 с.

2. Нэш Т. C# 2008: ускоренный курс для профессионалов: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Виль-ямс», 2008. 576 с.

3. Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2007. 432 с.

4. Троелсен Э. Язык программирования C# 2005 и платформа .NET 2.0. 3-е издание.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 1168 с.

5. Шилдт Г. C#: учебный курс. СПб: Питер; К.: Издательская группа BHV, 2003. 512 с.

Abstract

The article is third of a series of articles, devoted to «a zero level» of language C#. Arrays and collections in C# are considered.

Керов Леонид Александрович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент, заведующий кафедрой бизнес-информатики СПб филиала ГУ-ВШЭ при Правительстве РФ,

kerov@hse.spb.ru

© Наши авторы, 2009. Our authors, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.