2. ВЕТЕРИНАРНАЯ МЕДИЦИНА
УДК 639.32.091
МАСШТАБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АНИЗАКИДОЗА У РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОМЫСЛОВЫХ РЫБ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТОРГОВОЙ СЕТИ БЕЛАРУСИ
Е. Л. МИКУЛИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» г. Горки, Могилевская обл., Республика Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 09.01.2013)
Резюме. Приведены результаты исследования более 20 видов морских рыб (сельдь атлантическая, мойва, салака, терпуг, килька, камбала, аргентина, скумбрия, хек, минтай, треска, сайра, морской окунь, голец, корюшка, сайка, сельдь-иваси, кефаль, масляная рыба, горбуша и кальмар) на предмет обнаружения личиночных стадий анизакид. В процессе исследований определены экстенсивность и интенсивность инвазии данных видов рыб, проведена оценка жизнеспособности личинок. В результате проведенных исследований было установлено, что личинками анизакид с различной степенью экстенсивности и интенсивности инвазии поражены практически все виды рыб. У салаки, кильки, кефали, камбалы и масляной рыбы личинки анизакид не обнаружены.
Ключевые слова: морская рыба, паразиты, анизакиды, экстенсивность инвазии, интенсивность инвазии.
Summary. The paper presents the results of investigation into over 20 species of sea fish (Atlantic herring, capelin, Baltic herring, greenling, sprat, flounder, argentines, mackerel, hake, walleye pollack, cod, saury, ocean perch, char, smelt, polar cod, sardine, mullet, butterfish, humpback salmon, squid) in order to find larval anisakis. In the course of investigation extensity and intensity of invasion of the given fish species were determined; larva viability analysis and assessment were conducted. As a result, it has been established that practically all species of fish are affected with larval anisakis to a varying degree of extensity and intensity. Larval anisakis were notfound in Baltic herring, sprat, mullet, flounder, and butterfish.
Key words: sea fish, parasites, anisakis, extensity of invasion, intensity of invasion.
Введение. В последние годы на рынке Республики Беларусь значительно расширился ассортимент морской рыбы. В республику морская рыба (более 20 тонн в год), относящаяся к семействам сельдевых, скорпеновых, тресковых, скумбриевых, ставридовых, лососевых и других, поступает из бассейнов Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов в мороженом виде, а также в виде консервов, пресервов и другой продукции. Основными экспортерами мороженой рыбы в Беларусь являются: Россия, Норвегия, страны Балтии, Дания, Испания, Великобритания, Исландия, США, Канада, страны Латинской Америки и Индокитай. Около 50 % всего импорта мороженой рыбы составляют поставки из России. Сейчас российский экспорт на 90 % представлен дешевой мороженой рыбой (камбала, путассу, сельдь, лимонема и др.) (рис. 1) [8].
а Россия
бО.З тыс т
■ Иориггин
30.9 тыс.т 57.9 г-юм.%
О Ллтвня
21.3 тыс т
Рис. 1. Структура импорта рыбы в Беларусь по странам-экспортерам в 2009 г.
34
Более 80 % рыбы в Беларусь поставляется десятью крупнейшими импортерами: СП «Санта Бре-мор», ГТПУП «Белрыба», СП «Санта Импэкс Брест», ОДО «Виталюр», ООО «Белвнешрыбторг», КПУП «Минскрыбпром», ОДО «Витебскрыба», ООО «Аквапром-ресурс», ТЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» и ООО «Евроторг». Почти четверть от всего этого объема приходится на «Белрыбу».
Анализ источников. По данным ООН, население планеты потребляет около 110 миллионов тонн рыбы в год. Это примерно 16,7 килограмма на душу населения. Больше всего рыбы потребляют в Японии (60 килограммов на человека в год). В Северной Америке съедают по 24 килограмма рыбы и морепродуктов, а в Европе - по 21 килограмму. За последние десять лет потребление рыбы в Беларуси увеличилось более чем вдвое. На среднестатистического жителя страны приходится по 18-20 килограммов в год. 93 % потребляемой в стране рыбы приходятся на рыбу мороженую [6, 8].
Потребление океанической и морской рыбы должно отвечать определенным критериям безопасности, в то время как экспортеры гарантируют только соблюдение органолептических показателей, не давая информации о паразитологической ситуации с поставляемой продукцией.
Рыба, поступающая из естественных угодий, не может быть не заражена различными видами паразитов, поэтому большинство рыбной морской продукции несет на себе тех или иных паразитов. Впрочем, случаев обнаружения живых паразитов в настоящее время в морской рыбе не зафиксировано и она не представляет опасности для потребителя. Но необходимо отметить, что продукция, поставляемая на наш рынок, не лучшего качества. То, что по ГОСТам Евросоюза зачастую не проходит на рынке Европы, в результате оказывается на рынках России и Беларуси.
Исследования паразитофауны морских рыб, поступающих в торговую сеть нашей страны, свидетельствуют о том, что рыба заражена нематодами, цестодами, скребнями, микроспоридиями. Всего было происследовано более 20 видов морских рыб (сельдь атлантическая, мойва, минтай, камбала, салака, килька, нототения, аргентина, путассу, хек, скумбрия, морской окунь, терпуг, горбуша, сельдь-иваси, корюшка, сайра, сайка, голец и кальмар), у которых в различных сочетаниях, с различной экстенсивностью и интенсивностью инвазии обнаружены представители паразитофауны рыб.
Из нематод практически у всех перечисленных видов рыб обнаружены личинки Anisakis simplex.
Анизакидозы на стадии личинок широко распространены в рыбах и кальмарах практически во всех районах интенсивного промысла Мирового океана. Перечислить все виды рыб, у которых они найдены, практически невозможно. В Северо-восточной Атлантике были обнаружены у 34 видов рыб, в Юго-восточной Атлантике - у 32. В открытых водах Северной Атлантики их хозяевами оказались 54 вида рыб, в Северо-западной Атлантике - 12, в Каспийском море - 40, в Баренцевом - 28, Белом - 23. Эти паразиты при высокой зараженности ими рыб и промысловых беспозвоночных могут резко ухудшать их товарные качества, что имеет самые негативные последствия при их обработке и реализации, поскольку приводит к значительным экономическим потерям, которые складываются из необходимости выбраковки рыбы и специальной технологии переработки сырья [2].
Однако в последние десятилетия возникла проблема анизакидозов человека, т. е. заражения людей анизакидами. Выяснилось, что человек заражается этими гельминтами в основном при употреблении в пищу рыб или головоногих моллюсков, содержащих их личинок. До недавнего времени проблемы анизакидоза человека еще не существовало, она возникла несколько позже. С середины 80-х годов ХХ в. это заболевание стало проблемой медицинской паразитологии многих стран мира, особенно тех, где в пищу традиционно используется сырая или слабосоленая рыба и морепродукты. Повернувшись в сторону модной теперь восточной кухни, люди стали употреблять в пищу блюда из сырых морепродуктов. С сожалением приходится констатировать и непонимание всей серьезности проблемы заражения человека и животных этими гельминтами, особенно если учесть появившуюся в последние годы информацию о возможных аллергических реакциях людей даже на мертвых паразитов [2, 3, 4, 5].
Цель работы - изучить зараженность личинками анизакид различных видов морских и океанических рыб, реализуемых в торговых объектах республики Беларусь в замороженном виде, установив при этом экстенсивность и интенсивность инвазии.
Материал и методика исследований. На кафедре биотехнологии и ветеринарной медицины УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» нами были исследованы различные виды морских рыб, приобретенных в торговых точках, на предмет обнаружения личиночных стадий анизакид. Материалом для исследования послужили более 20 видов рыб, такие как аргентина, скумбрия, путассу, сельдь атлантическая, сельдь балтийская (салака), мойва, килька, камбала, сайра, хек, терпуг, треска, минтай, морской окунь, кефаль, корюшка, масляная рыба, сайка, а также голец и кальмар, т. е. практически все виды рыб, представленные в торговых точках в непотрошеном, а также в потрошеном и обезглавленном виде, которые удалось приобрести во время исследований.
Также в одном из торговых объектов нами была приобретена для исследований сельдь-иваси, которая ранее нигде не встречалась. Иваси, дальневосточная сардина (Sardinops sagax melanosticta), рыба семейства сельдевых, была основным объектом промысла на Дальнем Востоке. Потом внезапно исчезла. Очень малочисленна и добывается в незначительных количествах. Еще совсем недавно сардина иваси занимала второе место в уловах промыслового флота на Дальнем Востоке. Ее уловы в последние годы достигали 600 тысяч тонн. Этот вид подвержен сильным изменениям численности: в довоенные годы его вылавливали в большом количестве, а с 1941 года на длительное время он перестал приходить к берегам Приморья. В настоящее время численность иваси резко снизилась и опять на длительное время с прилавков магазинов исчезла эта популярная вкусная рыба, т. е. она циклически, как саранча, появляется, потом исчезает. Еще в начале 80-х ловили эту рыбу в Амурском заливе, чуть не на голый крючок. Однако к середине ХХ века запасы разных видов сельди резко сократились из-за перелова, загрязнения морей, строительства гидросооружений на реках. К концу 80-х годов сельдь-иваси исчезла с прилавков советских магазинов. Ученые предрекают, что массовые скопления тихоокеанской сардины могут снова появиться не ранее 2015-2020 годов [9]. На прилавках торговых объектов Беларуси она появилась впервые за последние два десятка лет, и несомненно, вызвала интерес на предмет паразитологического обследования.
В результате обследования рыбы необходимо было установить видовую принадлежность нематод, изучались такие показатели, как экстенсивность инвазии (ЭИ) - количество зараженных рыб от общего числа исследованных и интенсивность инвазии (ИИ) - количество обнаруженных паразитов на одну рыбу, а также определялась жизнеспособность обнаруженных личинок анизакид.
Результаты исследований и их обсуждение. Личинки аназакид (Anisakis simplex) были обнаружены на внутренних органах следующих видов рыб: сельдь атлантическая (ЭИ-100 %, ИИ-3-15 пар./рыбу), минтай (ЭИ-100 %, ИИ-10-15 пар./рыбу), аргентина (ЭИ-10 %, ИИ - 1-2 пар./рыбу), путассу (ЭИ-100 %, ИИ-10-120 пар./рыбу), хек (ИИ-10-15 пар./рыбу), скумбрия (ЭИ-80 %, ИИ-1-25 пар./рыбу), морской окунь (ЭИ-30 %, ИИ-2-7 пар./рыбу), мойва (ЭИ-20 %, ИИ-1-3 пар./рыбу), треска (ЭИ-60 %, ИИ-1-3 пар./рыбу), терпуг (ЭИ-100 %, ИИ-21-27 пар./рыбу), сайра (ЭИ-60 %, ИИ-1-2 пар./рыбу), горбуша (ЭИ-10 %, ИИ-7-9 пар./рыбу), голец (ЭИ-50 %, ИИ-7-10 пар./рыбу), сельдь-иваси (ЭИ-30 %, ИИ-1-3 пар./рыбу), корюшка (ЭИ-45 %, ИИ-1-3 пар./рыбу), сайка (ЭИ-30 %, ИИ-1-3 пар./рыбу), кальмар (ЭИ-20 %, ИИ-1-2 пар./рыбу) (табл.1). У обследованных экземпляров камбалы, салаки, кефали, масляной рыбы и кильки личинок Anisakis simplex не обнаружено.
Таблица 1. Результаты обследования морской рыбы на наличие личиночных стадий анизакид
№ п/п Виды рыб Экстенсивность инвазии, % Интенсивность инвазии, пар./рыб.
1. аргентина 10 1-2
2. скумбрия 80 1-25
3. путассу 100 10-120
4. сельдь 100 3-15
5. салака 0 0
6. мойва 20 1-3
7. килька 0 0
8. минтай* * 1-5*
9. камбала 0 0
10. терпуг 100 21-27
11. сайра 60 1-2
12. хек* * 10-15*
13. голец 50 7-10
14. треска 60 1-3
15. морской окунь 30 2-7
16 минтай 100 10-15
17. сайка 30 1-3
18. горбуша 10 7-9
19. сельдь-иваси 30 1-3
20. корюшка 30 1-3
21. кефаль 0 0
22. масляная рыба 0 0
23. кальмар 20 1-2
* - результаты исследований не являются достоверными, так как рыба была потрошеной и обезглавленной, а исследованию подверглись только остатки внутренних органов.
В процессе исследования рыбы личинки анизакид чаще всего обнаруживали в брюшной полости, на печени и на молоках. У одних видов рыб они были свернуты в плоские спирали, располагающиеся в прозрачных или полупрозрачных, бесцветных или слегка желтоватого цвета тонких цистах (скумбрия, путассу, терпуг, сельдь, хек, минтай, треска, морской окунь и др.) (рис. 2), достигали в диаметре 1,5-6 мм. У других видов рыб (мойва, сайра и кальмар) личинки были развернуты, молочно-белого цвета или прозрачные длиной 2-4 см (рис. 3). Возможно, к моменту обнаружения они не успели образовать цисту или наоборот, после вылова, освободившись от цисты, внедрялись головным концом в мышечные ткани (рис. 4). Передний конец личинки, свернутой в капсуле, направлен к наружной стороне спирали. Личинки не проявляли никаких признаков движения или активности.
Рис. 2. Единичные личинки анизакид, свернутые в плоские спирали на внутренних органах рыб
I а о
Рис. 3. Личинки анизакид в свободном состоянии: а - в полости мойвы; б - в полости кальмара
Исследованию также подвергли хек и минтай. В продажу эти виды рыб в основном поступают обезглавленными и потрошеными, однако в рыбных магазинах и на рынках среди такого разделанного хека встречается немало экземпляров с частично сохраненными внутренними органами, т. е. некачественно потрошеными, поэтому решили посмотреть, как влияет качество потрошения на видовой состав паразитофауны. При обследовании такой рыбы нами также были обнаружены личинки анизакид, свернутые в спирали (рис. 5). В остатках внутренних органов хека после потрошения оставалось порядка 10-15 экземпляров личинок, а в остатках внутренних органов минтая всего единичные экземпляры 1-3. Поскольку и хек, и минтай были потрошеными, то достоверно судить об ЭИ и ИИ невозможно, поэтому факт обнаружения личинок является очевидным, но в результаты исследований их включать нецелесообразно [7].
Рис. 4. Личинка анизакиды, внедрившаяся головным концом в мышцы брюшной стенки
Рис. 5. Личинки анизакид на остатках внутренних органов обезглавленного и потрошеного хека
У одного и того же вида рыб (скумбрия, путассу) интенсивность инвазии колебалась от единичных паразитов до десятков (у скумбрии) и даже сотен (у путассу) (рис. 6, 7, 8, 9). По данным некоторых авторов количество нематод в путассу достигает 200-700 экземпляров. По мере роста рыбы они скапливаются в больших количествах в полости тела, на внутренних органах, а затем проникают в брюшную, а несколько позже в спинную часть мускулатуры. Интенсивность инвазии у разных видов рыб колеблется, достигая иногда максимально 1000 личинок в хозяине [1].
Рис. 6. Единичные личинки на внутренних органах Рис. 7. Множественное поражение внутренних
скумбрии органов скумбрии личинками анизакид
Рис. 8. Единичные личинки на внутренних органах Рис. 9. Множественное поражение внутренних органов
путассу путассу личинками анизакид
У некоторых экземпляров путассу при обследовании мускулатуры именно в мышцах брюшной стенки были обнаружены единичные личинки анизакид, также свернутые в спирали (рис. 10). Наличие нематод в мышечной ткани рыб имеет серьезное практическое значение, поскольку при большом количестве этих паразитов рыбу приходится направлять на разделку, а иногда и на технические цели. В результате рыбная промышленность несет ощутимые убытки.
Рис. 10. Личинка анизакиды из мышечной ткани путассу
Для проведения исследований была приобретена проходная рыба голец (рыба, уходящая для размножения из рек в море). В ней также были обнаружены личинки анизакид в количестве 7-10 экземпляров на рыбу.
Для оценки жизнеспособности личинок выдерживали при 34-35 0С в физиологическом растворе до 3 дней (в эти сроки личинки проявляют свою активность), после этого раздражение личинок препаровальной иглой не стимулировало их движение, что указывало на их нежизнеспособность.
Заключение. В результате проведенных нами исследований было установлено, что личинками анизакид оказались поражены следующие виды рыб: сельдь атлантическая, мойва, терпуг, аргентина, скумбрия, хек, минтай, треска, сайра, морской окунь, голец, корюшка, сайка, сельдь-иваси, масляная рыба, горбуша и кальмар. Экстенсивность инвазии составила от 10 % (аргентина и горбуша) до 100 % (путассу, сельдь, минтай и терпуг), интенсивность инвазии варьировала от 1-2 личинок (аргентина, сайра, кальмары) до 120 (путассу). Все обнаруженные личинки анизакид оказались нежизнеспособными. Результаты исследований позволяют утверждать, что завозимые в республику Беларусь морепродукты, в частности рыба и кальмары, не являются потенциальным источником заражения людей анизакидозом, так как проходят соответствующее обеззараживание путем замораживания перед поступлением в розничную торговую сеть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева, Е. В. Болезни морских рыб / Е. В. Авдеева, Т. Е. Буторина, Е. Б. Евдокимова. - М., 2011. - 114 с.
2. Гаевская, А. В. Анизакидные нематоды и заболевания, вызываемые ими у животных и человека / А. В. Гаевская // Национальная академия наук Украины. Институт биологии южных морей им. А. О. Ковалевского. - Севастополь, 2005. -223 с.
3. Гаевская, А. В. Паразиты и болезни морских и океанических рыб в природных и искусственных условиях / А. В. Гаевская. - Севастополь, 2004. - 236 с.
4. Григорьева, В. В. Оценка эффективности обеззараживания рыбы при анизакидозе / В. В. Григорьева // Аграрный вестник Урала. - 2009. - № 3. - С. 83.
5. Ихтиопатология / Н. А. Головина [и др.]. - М.: Мир, 2007. - 447 с.
6. Тихонова, Л. В. Динамика пораженности личинками анизакид некоторых видов рыб водоемов юга Сахалина / Л. В. Тихонова, А. А. Чайко // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 4. - С. 11-13.
7. Микулич, Е. Л. Видовое разнообразие паразитофауны минтая и хека, реализуемых в разничной торговле в потрошеном и обезглавленном виде / Е. Л. Микулич // Животноводство и ветеринарная медицина. - 2011. - № 3. - С. 43-48.
8. СооШ£Гега1;.сот>Товарная экспертиза рыбы. 5.01.2013 г.
9. уар1ака1.сот>Картинки>1;ор1с316204.Мт1 Куда пропала сельдь-иваси? 5.01.2013 г.
УДК 619:616.98:579.873.21-07
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУБЕРКУЛИНА ОЧИЩЕННОГО ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ЖИВОТНЫХ, ИНФИЦИРОВАННЫХ MYCOBACTERIUM TUBERCULOSIS
А. Н. ПРИТЫЧЕНКО
УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»,
г. Витебск, Республика Беларусь, 210026
(Поступила в редакцию 08.01.2013)
Резюме. В статье приведены данные об эффективности туберкулина очищенного для млекопитающих при выявлении животных, инфицированных Mycobacterium tuberculosis. Установлено, что у животных, зараженных возбудителем туберкулеза, стандартный раствор туберкулина очищенного имеет одинаковую или несколько большую активность (на 13,3 %), чем стандартные растворы ППД AN5 Biovet Польша, PPD AN5 Аргентина и ППД ФГУП «Курская биофабрика». У животных, зараженных нетуберкулезными микобактериями, реакции на туберкулин очищенный бывают на 33-42 % реже, чем на ППД туберкулины.
Активность туберкулина очищенного, установленная на морских свинках и в полевом опыте на спонтанно больных туберкулезом коровах, полностью совпадает и составляет 21657 IU/ml и 21367 IU/ml соответственно. Для повышения чувствительности диагностики туберкулин очищенный целесообразно использовать в дозе 5000 МЕ (2000 IU/ml) во всех хозяйствах республики (исключая неблагополучные стада). Туберкулин очищенный можно использовать в симультанной пробе с КАМ или ППД туберкулином для птиц. Туберкулин очищенный для млекопитающих производства ОАО «БелВитуни-фарм» пригоден для выявления животных, инфицированных Mycobacterium tuberculosis, в том числе и молодняка крупного рогатого скота.
Ключевые слова: туберкулин, Mycobacterium tuberculosis, туберкулёз, крупный рогатый скот.