Научная статья на тему 'Масонский историзм. Обзор'

Масонский историзм. Обзор Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСОНСТВО / ЦАРЬ СОЛОМОН / FREEMASONRY / THE KING SOLOMON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галинская И. Л.

Аннотация: история масонства восходит к доисторическому времени строительства храма царем Соломоном, который правил в 965-928 гг. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Annotation: the history of the freemasonry goes back to the prehistoric times of building the temple by the king Solomon who reigned from 965 B.C. to 928 B.C.

Текст научной работы на тему «Масонский историзм. Обзор»

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

И.Л. Галинская

МАСОНСКИЙ ИСТОРИЗМ Обзор

Аннотация: история масонства восходит к доисторическому времени строительства храма царем Соломоном, который правил в 965-928 гг. до н.э.

Ключевые слова: масонство, царь Соломон.

Annotation: the history of the freemasonry goes back to the prehistoric times of building the temple by the king Solomon who reigned from 965 B.C. to 928 B.C.

Keywords: freemasonry, the king Solomon.

С.С. Аверинцев в «Философском энциклопедическом словаре» определяет понятие «символ» как «образ, взятый в аспекте своей зна-ковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемостью образа» (4, с. 607). В античной культуре Платон отграничил символ от дофилософского мифа. Он сконструировал символическую философскую мифологию. Существенный шаг к отличению символа от рассудочных форм, пишет С.С. Аверинцев, осуществляется в диалектике неоплатонизма.

Принципиальное отличие символа от аллегории, по мнению С.С. Аверинцева, состоит в том, что «смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы <...>. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира» (2, с. 976).

Ученые считают, что именно в символах заключается философ-

ская сила масонства. «Символизм масонства вместе с его духом братства и есть сущность масонства, которая представляется более древней, нежели все остальные ныне существующие религии мира» (5, с. 687).

Историки масонства возводят возникновение братства Мастеров Строителей к доисторическому времени строительства храма царем Израильско-Иудейского царства Соломоном, который правил в 965-928 гг. до н.э. Это так называемая легенда о Хираме, Мастере Строителе храма. Один из авторов истории масонства утверждает, что легенда о Хираме есть, в сущности, великая аллегория масонства. «Сама фабула основана на том, что это имя упомянуто в Библии, но исторические детали тут случайны и несущественны; тут важна аллегория, а не история, за ней стоящая» (5, с. 272).

Американский философ Мэнли Палмер Холл излагает легенду о Хираме следующим образом. Хирам разделил рабочих, строивших храм, на три группы - Входящих Подмастерьев, Товарищей Ремесленников и Мастеров Каменщиков (или Мастеров Масонов). Каждый группе он дал пароль. Некоторые претендовали на более высокое положение, но для этого нужно было знать соответствующий пароль. Три Товарища Ремесленника решили заставить Хирама сообщить им пароль степени Мастера Каменщика (т.е. Мастера Масона). Хирам не открыл пароль, тогда один из разбойников ударил его в горло, другой ударил в грудь, а третий ударил молотком между глаз, отчего Хирам умер. Все три преступника были схвачены и после признания казнены (5, с. 272).

М.П. Холл считает, что легенда о Хираме в настоящей ее форме является недавней, и в то же время «лежащие в ее основе принципы восходят к самой глубокой древности», ибо Хирам «становится высшей природой человека, а его убийцы становятся невежеством, предрассудками и страхом» (5, с. 275). В старых рукописях, сообщает М.П. Холл, имеется утверждение, будто масонский орден был образован алхимиками и герметическими философами, дабы сохранить секрет изготовления золота. Он также делает предположение, что Хирам может рассматриваться как символ Духовного Огня, ибо он воскрес и «его воскрешение символизирует Идею человеческого возрождения» (5, с. 274).

Астрономические аспекты легенды о Хираме говорят о ежегодном прохождении Солнца через знаки Зодиака. Некоторые авторы считают, что Солнце-Хирама убивают зимние знаки - Козерог, Водо-

лей и Рыбы (зимнее солнцестояние). Процесс поднятия Солнца-Хирама начинается во время весеннего равноденствия. «Каждый год великая трагедия повторяется, и славное воскрешение происходит вновь» (5, с. 279).

Уже в XVIII в. эту легенду подвергали сомнению. Современные исследователи полагают, что первая масонская ложа появилась в Англии в 1717 г. В течение XVIII столетия масонские организации создавались во всех европейских странах. «Стихийно в различных государствах возникали полуконспиративные группы, объединявшие прежде всего интеллигенцию и занимавшиеся вопросами морали, философии, религии, политики под покровом более или менее торжественных ритуалов якобы средневекового происхождения, или даже претендовавших на роль наследников обрядов древних евреев, древних египтян и т.д. Масонские "ложи", т.е. организации, и таинственной эффективностью обрядов, и своим характером неофициальных обществ граждан, а не подданных, сделались своего рода модой», -полагал Г.А. Гуковский (1, с. 254).

Г.А. Гуковский был известным литературоведом (1902-1950), летом 1949 г. его арестовали, и он умер в тюрьме. Учебник Г.А. Гу-ковского «Русская литература XVIII в.» в последний раз вышел в СССР в 1939 г.

Г.А. Гуковский объясняет в своей книге, что масонство было завезено в Москву иноземцами в конце XVII в. Настоящее русское масонство возникло при Елизавете Петровне (1709-1761), оно увлекло многих интеллигентов из дворян. Масонские ложи появились «не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции, и даже в помещичьих усадьбах в деревне» (1, с. 255). «В начале 1780-х годов зарождается особая ветвь русского масонства, орден розенкрейцеров, рыцарей златорозового креста; центр его организуется в Москве <....>. Розенкрейцерство становится центральной организацией русского масонства; оно оказывает большое влияние и на другие масонские ложи и союзы» (1, с. 255). Наиболее яркая фигура в движении русского масонства - отечественный просветитель, писатель, журналист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818).

Братство Розы и Креста, т.е. розенкрейцерство, возникло не в России, а в Европе, и не в XVIII в., а гораздо раньше. На этот счет имеется несколько версий. Согласно одной из них, орден розенкрейцеров был основан в 1400 г. неким Отцом С.Я.С., причем эти три бук-

вы якобы обозначали слова «Christian Rosie Cross». Возможно, Братство Розы и Креста является звеном между масонством Средних веков и символизмом и мистицизмом Античности.

Другая версия состоит в том, что орден розенкрейцеров «родился в средневековой Европе в результате алхимических поисков» (5, с. 504). Сторонники этой версии склонны полагать, что история Отца C.R.C., подобно масонской легенде о Хираме, является аллегорией и не должна пониматься буквально. Вполне вероятно, считают исследователи, что это было «секретное общество просвещенных ученых, которые внесли колоссальный труд в человеческое знание и в то же время сохранили абсолютную секретность в отношении своего участия в организации» (5, с. 510).

Доктрины и догматы розенкрейцерства имеют много значений, причем их истинный смысл до сих пор не раскрыт, хотя существует много сочинений об этом братстве. Его тремя главными целями якобы были: 1) устранение всех монархических форм управления и замена их правлением философски избранных; 2) реформация науки, философии и этики; 3) открытие универсального лечения, или панацеи, от всех болезней (5, с. 525). Впрочем, достоверная информация о действительных философских убеждениях, целях и деятельности Братства Розы и Креста фактически недоступна, хотя в книгах о ритуалах и мистериях розенкрейцеров авторы пытаются расшифровать их символизм (см.: 5, с. 532-545).

Ученые не сомневаются в том, что масоны выросли из секретных обществ Средних веков, как и в том, что символизм масонства и его мистицизм обязаны своим появлением Древнему миру и Средним векам.

Мэнли Палмер Холл в работе «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» посвящает специальную главу изложению масонского историзма. «Во многих ранних масонских манускриптах, - пишет М.П. Холл, - утверждается, что союз инициированных строителей существовал еще до потопа и что его члены были заняты строительством Вавилонской башни» (5, с. 675).

Датированная 1701 годом Масонская Конституция сообщает, что дети библейского персонажа Ламеха (Быт., IV, 18-23) были основателями всех ремесел в мире, «они записали свои знания на двух столпах, которые должны были выстоять после потопа». Автор этой

конституции говорит, что «позднее один из этих столпов был открыт Гермесом, сообщившим человечеству записанные на столпе секреты» (5, с. 675).

Согласно масонскому символизму, библейский персонаж Енох (Быт., V, 18-24) воздвиг подземный храм с девятью залами, форма и расположение которых поясняли мудрость древних мистерий. Местонахождение этих залов с течением времени было забыто, но спустя многие века пришел некий строитель, который нашел эти залы и открыл хранившиеся в них секреты масонского учения.

В XVI в. английский король Генрих VIII (1491-1547) велел букинисту Джону Лиленду (ок. 1506-1562) разыскать в архивах представляющие ценность манускрипты и книги. Букинист нашел документ короля Генриха VI (1421-1471), в котором выяснялось, откуда в Англию пришло масонство. В документе говорилось, что якобы Пифагор (ок. 540-500 до н.э.) после путешествия в Египет и Вавилон основал религиозно-философскую школу в Кротоне (Южная Италия), философские мистерии которой были впоследствии заимствованы средневековым масонством, вначале во Франции, а затем и в Англии. Согласно манускрипту короля Генриха VI, «масонство возникло на Востоке и было носителем искусств и наук, распространившихся среди западных народов, находившихся на примитивной стадии своего развития» (5, с. 678).

Символами масонства являются семь искусств и наук: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Умея выражать свои мысли, скрывать свои идеалы, логически поступать в жизни, имея доступ к величине и пропорции, понимая математику форм, гармонию и ритмы углов, зная законы небесной гармонии и проникая при помощи астрономии в суть пространства и времени, просвещенный масон может решить все проблемы, которые встретятся ему в жизни.

Братством ремесленников в древнем мире были Дионисийские Архитекторы, которые занимались строительством и украшениями зданий. В эту организацию входили те, кто был посвящен в культ Диониса-Вакха. Греческий бог виноградарства и виноделия Дионис также именовался Вакхом. Позднее его называли богом плодородия, цивилизации и счастья. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возникла древнегреческая трагедия. Дионис считался основателем и патроном театра. Дионисийские Архитекторы

сооружали здания, приспособленные для больших драматических представлений, они обладали секретами архитектоники, т.е. композиции строящихся зданий. Поэтому им поручалось «проектирование и возведение общественных зданий и монументов» (5, с. 678).

Полагают, что Дионисийские Архитекторы появились за тысячу лет до Рождества Христова, причем они были связаны узами, известными только им самим. Согласно легенде, Дионисийские Архитекторы строили храмы и дворцы при царе Соломоне. От них произошли гильдии Строителей Каменщиков, или Странствующих Масонов, ставших известными в Средние века. Римский архитектор и инженер второй половины I в. до н.э. Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» сообщал, что в основе творчества Дионисий-ских Архитекторов лежал принцип симметрии, свойственной человеческому телу. Они стремились к построению зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Вселенная, ибо, возможно, верили, что построенные таким образом здания не будут подвержены разрушительному влиянию времени.

Секретная доктрина Дионисийских Архитекторов, как и секретная доктрина масонства, стремится измерить и дать философскую оценку частям и пропорциям микрокосмоса, т.е. мира человеческого, «чтобы с помощью знания, полученного во имя высших целей их ремесла, можно было реализовать, то есть осуществить сотворение совершенного человека» (5, с. 682). Исследователи истоков масонского символизма пишут, что масонство больше всего обязано дионисий-скому культу огромным количеством символов и ритуалов, заимствованных из архитектурной науки. Но при этом масонство сохраняет многое от различных сект, через которые оно произошло, прежде чем приняло окончательный вид. Ведь в масонстве встречаются «индийские, египетские, еврейские и христианские идеи, термины и символы» (5, с. 682).

Согласно масонской мудрости, в мире имеются три храма: Космический храм, т.е. Вселенная; человеческое тело, т.е. Малый храм; Храм человеческой души, который является «обиталищем духа Божьего» (5, с. 685). Храм человеческой души персонифицирует Мудрость, Любовь и Служение, и тот, кто может его воздвигнуть, является подлинным Мастером Масоном.

Сотни религий принесли свои дары на алтарь масонства. Бесчисленные науки и искусства внесли важный вклад в его символизм,

ибо ритуалы масонства полны слов, рожденных боговдохновенными мыслителями и мудрецами. «В масонском мистическом храме кандидат, проходя инициацию, чувствует себя лицом к лицу с просвещенными жрецами далекого прошлого» (5, с. 688). Все дело в том, что в масонстве выжили древние религиозные и философские принципы. Ведь многие ритуалы масонства основываются на испытаниях, которым подвергались древними жрецами кандидаты при инициации для вступления в секретное общество.

В современном мире масонство определяют как религиозно-этическое течение с мистическими обрядами, обычно соединяющее «задачи нравственного самоусовершенствования с целями объединения человечества в религиозном братском союзе»1.

Список литературы

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 453 с.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НКП «Интелвах», 2001. -1600 стб.

3. Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

5. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - 2-е изд., испр. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 794 с.

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -1992. - С. 352. 84

М.: Азъ Ш.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.