Научная статья на тему 'Маскулинность и темперамент'

Маскулинность и темперамент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1033
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / МАСКУЛИННОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболева Татьяна Сергеевна, Азарных Татьяна Дмитриевна, Соболев Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются результаты сопоставления высокой маскулинности у девушек технических и спортивных специальностей с формально-динамическими свойствами индивидуальности (темперамента). Установлена связь между высокой маскулинностью у женщин и темпераментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Masculinization and temperament

A comparison of high masculinity traits with formal-dynamic properties of behavior (temperament) was conducted on 1073 subjects (students of engineering and athletic professions, 18-20 years). The Methods of the study: SMIL (modified MMPI), questionnaire of formal-dynamic properties of individuality (Rousalov V.M.). The correlation was established between high masculinity and temperament.

Текст научной работы на тему «Маскулинность и темперамент»

УДК 796

МАСКУЛИННОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ

Татьяна Сергеевна Соболева, доктор медицинских наук, профессор,

Татьяна Дмитриевна Азарных, кандидат биологических наук, доцент, Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Аннотация

В статье рассматриваются результаты сопоставления высокой маскулинности у девушек технических и спортивных специальностей с формально-динамическими свойствами индивидуальности (темперамента). Установлена связь между высокой маскулинностью у женщин и темпераментом.

Ключевые слова: женщины, маскулинность, темперамент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p152-155 MASCULINIZATION AND TEMPERAMENT

Tatiana Sergeevna Soboleva, the doctor of medical sciences, professor,

Tatiana Dmitrevna Azarnyh, the candidate of biological sciences, lecturer,

Dmitiry Valereevich Sobolev, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Voronezh State University of Engineering Technologies

Annotation

A comparison of high masculinity traits with formal-dynamic properties of behavior (temperament) was conducted on 1073 subjects (students of engineering and athletic professions, 18-20 years). The Methods of the study: SMIL (modified MMPI), questionnaire of formal-dynamic properties of individuality (Rousalov V.M.). The correlation was established between high masculinity and temperament.

Keywords: women, MMPI, gender, masculinity, temperament.

ВВЕДЕНИЕ

Целью исследования являлось изучение темпераментальных особенностей у девушек с высокой маскулинностью. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что 1) высокая маскулинность у спортсменок имеет свою специфику; 2) женщины с высокой маскулинностью отличаются по выраженности темпераментальных параметров от женщин с низкой маскулинностью больше, чем от мужчин.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Темпераментальные особенности определялись через формально-динамические свойства индивидуальности (ФДСИ) [2, С. 302-397]. Согласно ФДСИ выделяют следующие параметры: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах: психомоторной ЭРМ, ПМ, СМ, ЭМ, интеллектуальной ЭРИ, ПИ, СИ, ЭИ, коммуникативной ЭРК, ПК, СК, ЭК.

Исследования проведены на студентах (344 юноши) и студентках (661 девушка) инженерных специальностей в возрасте 18-20 лет и студентках спортивного вуза того же возраста (98 девушек). Все данные представлены в виде средней арифметической (M) и стандартного отклонения (SD), однако при определении различий между группами использовались как параметрические, так и непараметрические методы сравнения (t Стью-дента и U Манна-Уитни соответственно). Последний - в случае отклонения данных от нормального распределения (по критерию Колмогорова-Смирнова). Использовался также анализ таблиц сопряженности по критерию х2-Пирсона с поправкой на непрерывность. Статистическая обработка проводилась с использованием статистической про-

граммы 8Р88 (версия 13).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В предшествующем исследовании [3] выявлено, что высокий уровень маскулинности регистрируется у каждой четвертой девушки инженерных и спортивных специальностей. При этом абсолютный уровень маскулинности у девушек спортивных специальностей выше.

В нормативной выборке по параметрам ФДСИ между девушками с высокой маскулинностью и низкой установлена статистически значимая разница: у первых выше уровень интеллектуальных эргичности и скорости, коммуникативных эргичности, пластичности и скорости, ниже - эмоциональности в каждой из трех сфер психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Это значит, что девушки с высокой маскулинностью отличаются большей выраженностью всех параметров активности в коммуникативной и интеллектуальной (кроме пластичности) сферах и более низкой эмоциональностью в каждой из трех сфер. При этом выраженность всех параметров является средней за двумя исключениями - коммуникативных эргичности и скорости в обеих группах, которые характеризуются как высокие, что свидетельствует о ярко выраженном стремлении к установлению новых социальных контактов, высокой скорости вербализации в этой возрастной группе независимо от выраженности маскулинности.

Поскольку интеллектуальные шкалы и в первую очередь эргичность скорость и несколько меньше пластичность имеют корреляционную связь с коэффициентом интеллекта, определяемым по Векслеру [2, С.168-205], то можно говорить о том, что коэффициент интеллекта у девушек с высокой маскулинностью выше.

Большая выраженность параметров коммуникативной сферы у девушек с высокой маскулинностью означает, что у них сильнее выражено стремление к установлению новых социальных контактов, лидерству, выше гибкость в коммуникативных актах и скорость вербализации. Более низкая эмоциональность в каждой из трех сфер у девушек с высокой маскулинностью означает, что они меньше переживают в случае неудач в физической, интеллектуальной деятельности и общении. Таким образом, девушки с высокой маскулинностью по сравнению с низкой отличаются меньшей выраженностью эмоциональности и большей всех активностных параметров темперамента, исключая психомоторную сферу и интеллектуальную пластичность.

Согласно литературным данным в выраженности параметров темперамента существует половой диморфизм [1]. В частности, показано, что у мужчин выше уровень активности в предметной сфере (под которой понимается психомоторная и интеллектуальная, без разделения) и ниже эмоциональность [2, С. 287-301].

Полученные данные позволяют предположить, что между юношами и девушками с высокой маскулинностью хотя бы по некоторым параметрам статистически значимая разница будет отсутствовать, тогда между юношами и девушками с низкой маскулинностью она будет максимальной.

Установлено, что между девушками с низкой маскулинностью и юношами статистически значимая разница существует по всем параметрам и индексам, за исключением коммуникативных эргичности и пластичности. При этом у девушек выше выраженность скорости в коммуникативной сфере и эмоциональности в каждой из трех сфер и ниже -всех параметров психомоторной и интеллектуальной сфер: эргичности, скорости и пластичности.

У девушек с высокой маскулинностью в сравнении с юношами выше все параметры коммуникативной сферы эргичность, пластичность, скорость, ниже два параметра психомоторной сферы эргичность и скорость, два параметра интеллектуальной сферы скорость, пластичность, эмоциональность в интеллектуальной и коммуникативной сфе-

рах. Таким образом, у девушек с высокой маскулинностью в сравнении с юношами появляется разница в сторону большей выраженности у них коммуникативных эргичности, пластичности, которой не было в паре девушки с низкой маскулинностью - юноши, и исчезает в интеллектуальной сфере по эргичности, в психомоторной сфере - пластичности и эмоциональности.

Иначе говоря, эти девушки отличаются от юношей большей выраженностью коммуникативных параметров, свидетельствующих о большем стремлении к лидерству, и не отличаются от них по выносливости при занятиях интеллектуальной деятельностью, имеют также одинаковую психомоторную пластичность - гибкость при осуществлении физической работы и одинаковую степень переживания в случае неудач в физической работе. Они не отличаются от юношей также по активностям в интеллектуальной сфере и общей.

Таким образом, женщины с высокой маскулинностью имеют определенные особенности уже на уровне темперамента, что позволяет им осваивать сугубо мужские виды деятельности. Например, их высокая общая активность, не отличающаяся от таковой у мужчин, позволяет им наступательно расширять спектр своих видов деятельности, вторгаясь в традиционно мужские и успешно осваивая их. Кроме того одинаковые с мужчинами низкая эмоциональность и высокая психомоторная пластичность, являющиеся эво-люционно связанными с мужским полом [2, C. 296-297], позволяют им заниматься «мужскими» видами спорта.

Таким образом, наличие статистически значимой разницы между девушками с высокой и низкой маскулинностью по интеллектуальным эргичности и скорости , эмоциональности в психомоторной и интеллектуальной сферах и соответственно, а также отсутствие разницы между девушками с высокой маскулинностью и юношами по интеллектуальной эргичности, психомоторной пластичности и эмоциональности свидетельствуют в пользу генетической природы феномена маскулинности у девушек.

ВЫВОДЫ

1. Девушки с высокой маскулинностью по сравнению с низкой имеют статистически значимую разницу по всем параметрам формально-динамических свойств индивидуальности (ФДСИ).

2. Девушки с высокой маскулинностью не отличаются от юношей по ряду параметров темперамента, которые эволюционно являются связанными с мужским полом: интеллектуальной эргичности, психомоторных пластичности и эмоциональности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корниенко, Д.С. Генетические и средовые факторы в свойствах формальнодинамического уровня интегральной индивидуальности / Д.С Корниенко // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 2. - С. 58-65.

2. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2012. - 528 с.

3. Соболева, Т.С. Пол, гендер, маскулинность и женский спорт / Т.С. Соболева, Т.Д. Азарных, Д.В. Соболев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 158-162.

REFERENCES

1. Кмшуепкоб D.S. (2010), “Genetic and environmental factors in properties of formai and dynamic level integrated Identity”, Psychological journal, Vol. 31, No. 2, pp. 58-65.

2. Rusalov V. M. (2012), Temperament in structure of identity of the person: Differential and psychophysiological and psychological researches, Publishing house Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

3. Soboleva T.S., Azarnykh T.D., Sobolev D.V. (2013), “Sex, gender, masculinization and

women's sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 158-162.

Контактная информация: tanjasob@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2014.

УДК 796.011

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Елена Анатольевна Стогова, доцент,

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы ценностного отношения к физической культуре и низкой мотивации студентов нефизкультурных вузов к занятиям физической культурой. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов предусматривает качественное изменение в преподавании предмета «Физическая культура». В результате исследования определены различия в мотивации к занятиям физической культурой у студентов инженерно-технических и дизайнерских специальностей. Выявлен низкий уровень теоретической подготовленности студентов первого курса, что свидетельствует о «пробелах» в преподавании на предшествующем этапе образования.

Ключевые слова: мотивация к занятиям физической культурой, студенты инженернотехнических и дизайнерских специальностей, уровень теоретической подготовленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p155-159

STUDYING OF LEVEL OF READINESS OF STUDENTS TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AS THE NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF THE PROGRAM

Elena Anatolievna Stogona, the senior lecturer,

St. Petersburg State of Technology and Design

Annotation

The article analyzes the problems of the valuable relation to the physical education and low motivation of students of non-sports higher education institutions to occupations by physical education. Introduction of the new Federal state educational standards provides high-quality change in subject "Physical education" teaching. As a result of research the distinctions in motivation to occupations by physical education at students of technical and design specialties have been defined. Low level of theoretical readiness of first-year students that testifies to "gaps" in teaching at previous stage of education has been revealed.

Keywords: motivation to the occupations by physical education, students of technical and design specialties, level of theoretical readiness.

Среди многочисленных научных публикаций, в течение ряда лет остается проблема приобщения студентов к здоровому образу жизни путем осмысления ее роли в жизни человека как части культуры, формирования положительного ценностного отношения к физической культуре, приверженности молодых людей к активным занятиям физической культурой [1, 3-5]. Причем, важна активность не только на учебных занятиях, предусмотренных программой «Физическая культура», но и при самостоятельном использовании средств физической культуры в повседневной жизни.

Важным побудительным мотивом исследования состояния этой проблемы в отечественном образовании является также и то, что поступившие в нефизкультурный ВУЗ студенты не имеют достаточной мотивации к занятиям физической культурой, многие из них с трудом осваивают учебную программу. Как отмечают А.Н. Тамбовский и Р.Г. Бар-духарян, сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и позитивный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.