Научная статья на тему 'Машиностроительная отрасль как перспективное направление технологичного экспорта России'

Машиностроительная отрасль как перспективное направление технологичного экспорта России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
2441
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
машиностроительная отрасль / экспорт продукции / ТН ВЭД / индекс инновационного развития / инновации / технологии / machinery building / industry / export of production / Commodity Nomenclature of foreign-economic activity / Global Innovation Index / innovation / technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туровец Юлия Валерьевна

Рассмотрено состояние экспорта продукции отечественного машиностроения за период 1991–2015 г. Выявлены тенденции развития и проблемы отрасли в отношении экспорта. Дана оценка динамики объемов российского экспорта машин и оборудования, его места в структуре мировой торговли, охарактеризованы позиции экспорта отрасли в разрезе стран и видов продукции. В результате анализа обоснована важность технологического развития отечественного машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туровец Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Machinery building industry as a perspective direction of the Russian technological export

The situation of domestic machinery industry over the period of 1991–1995 is described. The trends of development and problems of the industry export are revealed. It was made an estimation of dynamics of the Russian export of machinery and equipment, its place in the framework of the world trade, the position of the export industry in terms of countries and products types is outlined. Due to analysis the importance of technological development of domestic machinery is confirmed.

Текст научной работы на тему «Машиностроительная отрасль как перспективное направление технологичного экспорта России»

УДК 339.56 Туровец Ю.В.1

Машиностроительная отрасль как перспективное направление технологичного экспорта России

Рассмотрено состояние экспорта продукции отечественного машиностроения за период 1991-2015 г. Выявлены тенденции развития и проблемы отрасли в отношении экспорта. Дана оценка динамики объемов российского экспорта машин и оборудования, его места в структуре мировой торговли, охарактеризованы позиции экспорта отрасли в разрезе стран и видов продукции. В результате анализа обоснована важность технологического развития отечественного машиностроения.

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, экспорт продукции, ТН ВЭД, индекс инновационного развития, инновации, технологии.

Экспорт продукции обрабатывающей промышленности высокого и сред-| а него передела способствует стоимостному и качественному росту показа-

| у телей внешней торговли, улучшает структуру торгового баланса, а также

I з служит индикатором уровня экономического развития страны. На фоне

§ | снижающихся цен на сырьевых рынках продукция с высокой добавленной

° §

§ стоимостью может стать двигателем роста всей экономики.

а, а .о ^ Е-ч ^

Согласно особому докладу специалистов Российского экспортного центра в 2015 г. доля продукции машиностроения в общем экспорте составила 8,3%, а в структуре неэнергетического экспорта — 22,4% [1]. Поиск новых сфер развития отечественного экспорта позволяет рассматривать машиностроительный сектор как одно из активно развивающихся направлений. В указанном докладе основными положительными результатами прошедшего года являются названы повышение товарной и географической диверсификации несырьевого экспорта России, освоение перспективных направлений — рынков развивающихся стран, включение производственных процессов в глобальные цепочки добавленной стоимости. Все это говорит о векторе в сторону развития высокотехнологичного экспорта: вклад несырьевого экспорта в ВВП в 2015 г. составил 14,1%. На фоне существенного падения стоимостных пока-

1 Туровец Юлия Валерьевна — магистрант факультета мировой экономи-

ки и мировой политики Национального исследовательского института «Высшая школа экономики». E-mail: <[email protected]>.

зателей несырьевого экспорта (-27% в 2015 г. по сравнению с 2014 г.), наблюдалась положительная тенденция роста физических объемов высокотехнологичного экспорта [1]. Данный факт доказывает: технологичная продукция отечественного производства может быть востребованной на внешних рынках и способна стать таковой в ближайшей перспективе.

В институциональной плоскости также произошли существенные изменения в развитии экспорта: создана интегрированная структура, функционирующая в интересах и для экспортеров, призванная оказывать национальному бизнесу, выходящему на рынки зарубежных стран, финансовую и нефинансовую поддержку (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О банке развития и статью 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). Тем не менее наметившаяся тенденция по консолидации усилий государства и частного бизнеса в области развития высокотехнологичных отраслей промышленности подтверждает высокий приоритет поддержки экспорта. Еще более важным вопросом являет -ся следующий: будут ли меры по поддержке экспорта, предприняты вовремя, смогут ли они ускорить процесс технологической модернизации. Все это станет ясно в ближайшие годы. Чтобы технологичные сектора промышленности смогли быть представлены на внешних рынках, необходимо обеспечить систематическую комплексную поддержку со стороны государства по наращиванию объемов экспорта, ускорить и усовершенствовать практику деятельности, упростить административные и иные процедуры.

Анализ внешней торговли отечественной продукцией машиностроения

В России роль обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью в промышленности традиционно была довольно высока. Как известно, состояние отраслей с высокой степенью обработки отражает доминирующий уровень технологии. Со времен Первой промышленной революции и до сегодняшнего дня первостепенная роль в процессе становления конкурентоспособной национальной экономики принадлежит технологиям и инновациям. Современные концепции технико-экономического развития общества утверждают, что страны с развитым промышленным сектором создают продукцию высокой степени обработки и значительной долей добавленной стоимости, что позволяет удерживать лидирующие позиции в международной торговле. Движущей силой процесса, таким образом, является интеллектуальный потенциал страны, формирование которого становится залогом успеха научно-технического прогресса.

Практически на всех этапах технологического развития общества машиностроение приобретало особенную значимость, однако своего расцвета достигло во время Второй промышленной революции; в период третьего технического уклада (ТУ) флагманами технического прогресса выступа-

£

а 3

а

.о ^ Е-ч ^

ли тяжелое и электротехническое машиностроение, а уже в четвертом ТУ (1930-1970) лидером стало автомобилестроение. В пятом ТУ (1970-2020) продукция машиностроения, равно как и подотрасли самого машиностроения, служили основой для развития более технологичных производств1.

Современную индустрию машин и оборудования невозможно изучать в отрыве от советского прошлого, оказавшего непосредственное влияние на дальнейшее развитие отечественного машиностроительного комплекса. Очевидно, следует рассмотреть состояние отраслей машиностроения в ретроспективе, выделив два основных периода: 1) 1990-2000 гг. (период спада); 2) 2001-2015 гг. (период восстановления).

Комплексная оценка обрабатывающих производств позволяет говорить о том, что российское машиностроение в 1990-е годы пережило тяжелый кризис: падение объемов производства, резкое уменьшение спроса, разрушение технологических цепочек, моральное и материальное изнашивание основного капитала, низкая рентабельность в отрасли, низкая оплата труда и др. [2, с. 34]. Одной из главным причин стал распад народно-хозяйственных связей, затронувший промышленность в целом. Негативные последствия кризиса заметны до сих пор: часть производственных площадей пустует, часть вновь задействована в производственном процессе, часть сдается в аренду в основном под непроизводственные нежилые помещения. Во второй половине 1990-х годов постепенно наметился курс на адаптацию к новой системе хозяйствования. В СССР темпы роста обрабатывающей промышленности превосходили темп роста добывающих отраслей: по данным на 1987 г. 132% против 115% соответственно [Там же, с. 32].

Процессы, охватившие промышленность России в тот период, хорошо видны на примере станкостроения, которому отводится особая роль ввиду того, что продукция этой отрасли определяет материально-техническую базу всей промышленности: в 1987 г. было произведено 156 тыс. шт. металлорежущих станков, а в 2000 г. — уже только 8,9 тыс. шт. [Там же, с. 38].

Как отмечалось выше, такая ситуация была вызвана целым рядом причин системного характера. В начале 1990-х годов изношенность материально-технической базы в отрасли приближалась к 50% (47,5% в 1990 г.), в 2000 г. эта цифра составила уже 55,3%. При этом наблюдалось снижение загруженности производственных мощностей, более низкая рентабельность по сравнению с другими отраслями и ее снижение: если в 1997 г. она составила 8%, то в 2004 г. — 7,05% [3, с. 31-46].

1 Для справки: Первая промышленная революция состоялась в 1780-1870 гг.,

Вторая в 1870-1969 гг., Третья, по мнению специалистов, приходится на 1969 г. и по настоящее время.

Удельный вес экспорта в производстве отдельных видов машиностроительной продукции СССР, % общего объе-ма производства в натуральном выражении_

Вид продукции Год

1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990 Темп роста, %

Металлорежущие станки 7,8 5,3 6,4 6,8 7,1 7,3 6,7 85,89

Кузнечно-прессовое оборудование 3,6 2,9 2,8 3,5 4,2 3,7 3,2 88,89

Прокатное оборудование 12,3 16,2 10,8 6,6 3,6 10,8 5,4 43,90

Оборудование для пищевкусовой промышленности 14,5 4,8 6,6 6 4,4 3,7 4,9 33,79

Оборудование для текстильной промышленности 24,1 12,2 12,5 19,2 20,2 19,3 29,2 121,16

Оборудование для химической промышленности 7,7 5,3 6,4 7,2 11 9,6 10,4 135,07

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности 34,5 28,6 27,8 36,5 42,3 23,1 32,5 94,20

Оборудование для полиграфической промышленности 9 17,7 13,1 11,6 3,1 7 11,7 130

Тракторы 11,4 6,9 6,9 7,7 8,9 10 7,4 64,91

Легковые автомобили 24,9 20 23 25,5 27,1 30,1 28,4 114,06

Источник: [4].

Из табл. 1 видно, что по сравнению с 1980 г. в 1990 г. произошел спад по многим видам машиностроительной продукции, которые СССР поставлял на внешние рынки. Эта тенденция характерна для всех перечисленных в табл. 1 видов продукции. С меньшим темпом в 1990 г. увеличился вывоз на внешние рынки легковых автомобилей (14,06%), оборудования для текстильной промышленности (21,16%). Наиболее сильное падение объемов экспорта зафиксировано по оборудованию для пищевкусовой промышленности — лишь 4,9% в 1990 г. по сравнению с 14,5% в 1980 г. Среди экспортируемых товаров уменьшилась и доля прокатного оборудования с 12,3% в 1980 г. до 5,4% в 1990 г. Меньшие, но все же чувствительные изменения, отмечены и по тракторам — в структуре потеря 4 п.п. По остальным приведенным в табл. 1 видам продукции также наблюдалось уменьшение доли в общей структуре экспорта. В целом структурное распределение машиностроительной продукции в экспортном портфеле СССР не претерпело радикальных изменений: около трети производимого оборудования для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, текстильной промышленности и легковых автомобилей приходилось на экспорт.

По большинству перечисленных видов машиностроительной продукции (табл. 2) в 1990 г. по сравнению с 1980 г. наблюдалось значительное увеличение. Исключение составили металлорежущие станки (падение с 14 тыс. шт. в 1980 г. до 10,1 тыс. шт.) тракторы (уменьшение на 9,1 тыс. шт.) и автобусы (в 1990 г. выпущено на 242 автобуса меньше, чем в 1980 г.). При этом значительно возросли объемы экспорта телевизоров: на 975 шт. по сравнению с 1980 г.

В 1999 г. произошли первые положительные сдвиги в отрасли, однако связаны они были с ростом стоимости импортных машин и оборудования при слабой национальной валюте [2, с. 34]. И только начиная с 2001 г. по большинству продукции Товарной номенклатуры внешнеэкономической дея-тельности(ТН ВЭД) Россия начала наращивать объемы экспорта (табл. 3).

Учитывая разнородный характер секторов и подотраслей, составляющих машиностроительную отрасль, для различных целей анализа используются различные классификации. Одним из распространенных и общепринятых является деление машиностроения на электротехническое и транспортное, а также станкостроение. Более обобщающим является разбивка машиностроительного комплекса на два блока — машиностроение и транспортное оборудование. В международной классификации SITC Rev. 4 — это раздел 7 [5], включающий девять подразделов: энергетическое машиностроение; специализированное машиностроение; оборудование для металлообработки; общее машиностроение; офисное оборудование и оборудование для обработки данных; теле- и коммуникационное оборудование; электрическое оборудование, приборы и устройства; автомобильный транспорт; другое оборудование. Российская ТН ВЭД соответствует Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее — ГС), принятой Всемирной таможенной организацией (ВТамО). В ГС также прослеживается данный признак классификации — секции XVI (ТН ВЭД 84 и 85) и XVII (ТН ВЭД 86, 87, 88, 89) [6]. Для целей данного анализа были использованы данные ГС.

Экспорт отдельных видов машиностроительной продукции СССР, в натуральном выражении

Вид продукции Год

1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990 Темп роста, %

Металлорежущие станки, тыс. шт. 14 7,9 9,1 8,9 9 9 10,1 72,14

Кузнечно-прессовое оборудование, млн руб. 29,3 40,2 41,7 43,6 52,8 54,4 56,6 193,17

Энергетическое оборудование, млн руб. 885 1565 1260 1290 1394 1656 1563 176,61

Электротехническое оборудование, млн руб. 130 158 185 214 234 202 270 207,69

Оборудование для пищевкусовой промышленности, млн руб. 120 73,6 86,9 109 84,4 87,6 109 90,83

Оборудование для текстильной промышленности, млн руб. 155 137 141 179 198 226 325 209,68

Оборудование для химической промышленности, млн руб. 89,5 104 124 103 142 172 181 202,23

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, млн руб. 46,7 49 50,2 54,2 72,9 40,4 56,8 121,63

Тракторы, тыс. шт. 50,7 39 39,1 41,4 47,8 51,3 41,6 82,05

Сельскохозяйственные машины, млн руб. 221 273 268 287 398 292 325 147,06

Грузовые автомобили, тыс. шт. 41,9 39,6 38,9 40,7 36,3 37,9 47 112,17

Автобусы, шт. 2580 2404 2919 2786 2904 2583 2338 90,62

Легковые автомобили, тыс. шт. 329 266 306 330 341 385 361 109,73

Телевизоры, тыс. шт. 690 839 1045 1101 1231 1090 1665 241,30

Радиоприемники, тыс. шт. 1021 1255 1236 1090 1113 838 1095 107,25

Источник: [4].

Код продукции ТН ВЭД ЕАЭС Название продукции 2001 г. 2005 г. Темп роста к 2001 г., % 2010 г. Темп роста к 2005 г., % 2015 г. Темп роста к 2010 г., %

84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части 3 314815 4 213 187 127 5 283 175 125 8 677 455 164,2

85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности 1 348 996 1 851 386 137 2 518 085 136 3 458 775 137,4

86 Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов 171 677 493 055 287 397 514 81 568 340 143,0

87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 874 792 2 024 619 231 1 244 653 61 2 728 435 219,2

88 Летательные аппараты, космические аппараты и их части 345 518 726 630 210 0 - 1 914 742 -

89 Суда, лодки и плавучие конструкции 508 951 564 978 111 1 553 101 275 1 247 084 80,3

01-2015 гг., млн долл.

Источник: [7].

Теперь перейдем к оценке второго периода развития российского машиностроения. Среди приведенных в табл. 4 видов продукции наиболее существенный рост в 2015 г. по отношению к 2010 г. установлен по 87-й товарной группе, объединяющей транспортное оборудование и их части: увеличение на 119,2%, еще более значительный показатель прироста наблюдался в 2005 г. (131%); однако в 2010 г. по сравнению с 2005 г. произошло значительное сокращение экспорта с 2,024 млн до 1 244 млн долл., что объясняется общемировым спадом экономической активности вследствие финансового кризиса 2007-2008 гг. Нарастили объемы экспорта отечественные предприятия, выпускающие оборудование и механические устройства, реакторы, части к ним (товарная группа 84): положительная тенденция выражена приростом в период 2001-2005 гг. (+27%), в период 2005-2010 гг. (+25%), а в период 2010-2015 гг. объем экспорта возрос более, чем в 1,5 раза (+64,2%) и составил 8,677 млн долл.

Нестабильная динамика была зафиксирована по железнодорожному и трамвайному составу, путевому оборудованию (86-я группа ТН ВЭД): с 2001 по 2005 г. и с 2010 по 2015 г. было отмечено увеличение на 187 и 43%, соответственно, тогда как в период 2005-2010 гг. произошло сокращение с 493 млн до 397 млн долл., хотя показатели 2005 г. превышены. Стабильная тенденция на увеличение объемов вывозимой продукции наметилась по электротехническому оборудованию (85-я товарная группа): во все рассматриваемые периоды темп прироста сохранялся на уровне 36-37%. За период 2001-2015 г. возросший экспорт аэрокосмической отрасли (88 ТН ВЭД) составил 1,914 млн долл., что значительно выше показателя 2005 г. (726 млн долл). Лишь по продукции судостроительной отрасли (89 ТН ВЭД) за период 2010-2015 гг. наметился спад с 1,553 млн до 1,247 млн долл., тогда как за период 2005-2010 гг. произошел рост практически в 2 раза.

Несмотря на периодические колебания, по всем приведенным группам машиностроительной продукции происходил подъем, однако неравномерный. Каждая группа продукции включает ряд позиций, которые вносят решающий вклад в формирование экспортного потенциала. Рассмотрим более детально каждую из них.

В табл. 4 представлены данные о перспективных товарных группах машиностроительной отрасли. Для оценки использованы показатели доли отдельных видов продукции в общей структуре экспорта, а также прирост объемов экспорта за указанные периоды. Наибольший удельный вес по 84-й группе продукции приходится на пять товарных позиций: на турбореактивные двигатели и газовые турбины приходится 0,51% экспорта, ядерные реакторы и ТВЭЛы — 0,41, принадлежности для счетных и вычислительных машин — 0,33, счетные и вычислительные машины — 0,13, машины и оборудование для обработки материалов с изменением температуры и продукции и арматуру для различных емкостей по 0,11%. Темп прироста последних в 2014-2015 г. составил порядка 25-30%, хотя ранее объемы данной продукции падали. Поэтому можно сказать, что рост по итогам 2015 г. позволил в случае с машинами для обработки

£

а 3

а

.о ^ Е-ч ^

Код тнвэд ЕАЭС Товарная позиция Доля в общей структуре экспорта, % Экспорт в стоимостном выражении в 2015 г., тыс. долл. Рост экспорта в стоимостном выражении, %

2001 2005 2010 2015 2001-2002 2004-2005 2009-2010 2014-2015

84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

8411 Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие 0,48 0,22 0,31 0,51 1 761 169 7 16 18 -1

8401 Реакторы ядерные; тепловыделяющие элементы (твэлы), необлученные, для ядерных реакторов; оборудование и устройства для разделения изотопов 0,57 0,32 0,4 0,41 1 420 734 13 -8 25 -2

8473 Части и принадлежности (кроме футляров, чехлов для транспортировки и аналогичных изделий), предназначенные исключительно или в основном для машин товарных позиций 8469-8472 0 0 0 0,33 1 133 501 188 -15 16 70

8471 Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные 0,03 0,02 0,02 0,13 443 932 151 -5 -41 -60

8419 Машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514) для обработки материалов в процессе с изменением температуры 0,14 0,06 0,02 0,11 376 968 -16 7 -16 31

2 X

о <

Н

о

43

1-1 о и о

8= =

о »

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д

^

и

О)

ю и>

8412 Двигатели и силовые установки прочие 0,1 0,05 0,04 0,09 314 869 -14 40 72 38

85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

8544 Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с... 0,12 0,07 0,04 0,1 353 625 -22 12 -31 -14

8526 Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления 0,09 0,11 0,08 0,09 308 701 6 22 -16 67

8528 Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру; аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую... 0,01 0 0,05 0,08 275 527 -88 8 376 -50

8537 Пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры прочие, оборудованные двумя или более устройствами товарной позиции 8535 или 8536, для управления или распределения электрического тока, в том числе включающие... 0,04 0,06 0,04 0,06 197 107 25 105 -22 -29

8529 Части, предназначенные исключительно или в основном для аппаратуры товарных позиций 8525-8528 0,05 0,05 0,05 0,06 194 065 9 27 -13 -26

8517 Аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи; прочая аппаратура для передачи или приема голоса, изображений или других данных, включая аппаратуру для коммуникаций в сети 0,01 0,01 0,02 0,05 181124 3 27 -32 -38

Таблица 4 (продолжение)

Код тнвэд ЕАЭС Товарная позиция Доля в общей структуре экспорта, % Экспорт в стоимостном выражении в 2015 г., тыс. долл. Рост экспорта в стоимостном выражении, %

2001 2005 2010 2015 2001-2002 2004-2005 2009-2010 2014-2015

8501 Двигатели и генераторы электрические (кроме электрогенераторных установок) 0,1 0,06 0,05 0,05 179 146 -25 45 32 -15

8504 Трансформаторы электрические, статические электрические преобразователи (например, выпрямители), катушки индуктивности и дроссели 0,04 0,03 0,03 0,05 174 411 9 40 -21 -4

8543 Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные 0,04 0,04 0,02 0,04 141 709 56 51 -15 -23

8523 Диски, ленты, твердотельные энергонезависимые устройства хранения данных, «интеллектуальные карточки» и другие носители для записи звука или других явлений, записанные или незаписанные, включая матрицы и мастер-диски для изготовления дисков, кроме изделий 0,01 0 0,03 0,04 138 711 26 -16 -3 7

8536 Аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей или для подсоединений к электрическим цепям или в электрических цепях (например, выключатели, переключатели, прерыватели, реле, плавкие предохранители, гасители скачков напряжения... 0,05 0,04 0,03 0,03 119 690 8 23 -16 -27

8545 Электроды угольные, угольные щетки, угли для ламп или батареек и изделия из графита или других видов углерода с металлом или без металла, прочие, применяемые в электротехнике 0,04 0,03 0,04 0,03 115 886 -5 7 22 -19

8516 Электрические водонагреватели безынерционные или аккумулирующие, электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами... 0,01 0,01 0,01 0,03 111 988 -5 50 -6 -33

2 X

о <

Н

о

43

1-1 о и о

8= =

о »

*

д

^

и

О)

ю

8502 Электрогенераторные установки и вращающиеся электрические преобразователи 0,05 0,01 0,01 0,03 109 461 -72 -54 -3 -39

8525 Аппаратура передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры 0,01 0,01 0,01 0,03 87 664 127 -41 -10 14

86 Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов

8606 Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные 0,02 0,08 0,01 0,07 257 344 91 -1 -77 -2

8607 Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава 0,08 0,08 0,06 0,05 166 533 7 35 56 -37

87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

8703 Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили 0,3 0,25 0,06 0,32 1 109 783 18 9 8 -26

8705 Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров и грузов 0,1 0,07 0,06 0,15 512 694 -3 20 -24 21

8704 Моторные транспортные средства для перевозки грузов 0,19 0,2 0,06 0,13 451 529 92 29 -36 -11

8708 Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 0,11 0,15 0,06 0,1 339 572 11 21 -6 -33

Таблица 4 (окончание)

Код тнвэд ЕАЭС Товарная позиция Доля в общей структуре экспорта, % Экспорт в стоимостном выражении в 2015 г., тыс. долл. Рост экспорта в стоимостном выражении, %

2001 2005 2010 2015 2001-2002 2004-2005 2009-2010 2014-2015

8701 Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709) 0,08 0,05 0,03 0,04 141 783 -41 41 -49 45

8716 Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части 0,02 0,02 0,03 0,02 76 584 7 45 -29 4

88 Летательные аппараты, космические аппараты и их части

8802 Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители 0,28 0,26 0 0,56 1 914 481 594 -73 69

89 Суда, лодки и плавучие конструкции

8906 Суда прочие, включая военные корабли и спасательные суда, кроме гребных лодок 0,16 0,01 0 0,18 630 294 -91 255 -75 590

8901 Суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов 0,19 0,16 0,23 0,12 401321 68 22 113 8

8904 Буксиры и суда-толкачи 0,01 0,01 0,04 0,04 129 938 38 31 84 175

8905 Плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны и прочие плавучие средства, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией; доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы 0,05 0,02 0,11 0,02 53 669 1 -50 981 -79

материалов с изменением температуры вернуться к уровню 2001 г. Объемы экспорта арматуры для емкостей в 2002 г. резко снизились (-60%), ввиду чего рост на 25% не позволяет выйти на достигнутые в 2001 г. позиции. Экспорт вычислительных машин и прочих машин для обработки данных в 2002 г. показал хорошую динамику (+151%), однако далее темп прироста сильно сократился и в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и достиг 60%-ного падения.

По основной группе продукции машиностроения (84 ТН ВЭД) торговыми партнерами России приобретались турбореактивные двигатели и газовые турбины. В 2005 г. их доля в стоимостной структуре экспорта снизилась до 0,22% с 0,48% в 2001 г., однако уже в 2015 г. данный показатель составил 0,51% (1 761 млн долл.). В 2014-2015 гг. предыдущие темпы прироста в 16-18% замедлились. Второе место в 84-й номенклатуре с долей в 0,41% занимают реакторы, ТВЭЛы и прочее оборудование атомной энергетики, общий объем экспорта которого составил в 2015 г. 1,420 млн руб. В 2015 г. наметилось замедление темпов роста экспорта данного вида продукции на 2%.

Группе электрических машин и их частей (85 ТН ВЭД) присущи следующие характеристики. По большинству товарных позиций в 2015 г. зафиксирован спад, кроме радиолокационной, радионавигационной и радиоаппаратуры дистанционного управления (ТН ВЭД 8526), устройств хранения данных и других носителей для записи звука и других явлений (ТН ВЭД 8523), аппаратуры передающей для радиовещания или телевидения (ТН ВЭД 8525) — здесь наблюдался в 2015 г. прирост объемов экспорта в стоимостном выражении соответственно 67, 7 и 14%. Тем не менее ни по одной позиции не наблюдался стабильный рост без разрывов. Взрывной рост (+376%) отмечен в 2010 г. по сравнению с 2009 г. по мониторам, проекторам и другой аналогичной аппаратуре (8528 ТН ВЭД). Наибольший спад в 2015 г. по данной группе наблюдался в экспорте интегральных схем (-65%). По остальным видам электрических машин и оборудования спад составил в 2015 г. 4-50%. В 85-й ТН ВЭД группе наибольшую долю в экспорте образуют провода изолированные и кабели — увеличение по удельному весу с 0,04% в 2005 г. до 0,10% в 2015 г.; в 2015 г. радиолокационное оборудование (0,09%); мониторы и проекторы (0,08%); двигатели и генераторы электрические (0,05%), доля которых снизилась по сравнению с 2001г.; аппараты телефонные и прочее оборудование данного типа (0,05%); пульты, панели и прочие устройства (0,06%).

Продукция железнодорожного машиностроения формирует 86-ю ТН ВЭД. Россия в 2015 г. вывозила различные виды вагонов (0,07%), однако в меньших объемах, чем в 2014 г. (-2% объема); сократился экспорт и частей подвижного состава — 0,05% (-37%).

В 2015 г. 0,56% экспорта приходилось на летательные и космические аппараты, а также их части. В сравнении с 2005 г. произошло наращивание экспорта данного вида продукции (+69%). Всего реализовано на внешних рынках продукции аэрокосмической отрасли на 1 914 млн долл.

£

а 3

а

.о ^ Е-ч ^

Удельный вес экспортной продукции судостроительной отрасли в 2015 г. варьируется от 0,2 до 0,18% Стабильное наращивание экспорта отмечено по буксирам и судам-толкачам (+175%), в то время как 2010 г. по сравнению с 2009 г. прирост составлял 84%, в более ранние периоды — порядка 30-40%. Аналогичная положительная тенденция прослеживается и по категории пассажирских судов: в 2015 г. темп прироста замедлился (+8%) по сравнению с 113% прироста в 2010 г. В 2015 г. значительно возрос и экспорт прочих судов (+590%).

Несмотря на то что по многим видам продукции отмечались довольно высокие темпы прироста, зачастую приведенные цифры отражают попытку достичь уровня начала 1990-х годов.

На транспортное машиностроение отведена 87-я группа ТН ВЭД, кроме железнодорожного транспорта. Среди этого вида машиностроения наибольшая часть (0,32%) приходится на легковые автомобили (группа ТН ВЭД 8703), хотя в 2015 г. наметился спад (-26%) к 2014 г. На 21% увеличился экспорт моторных транспортных средств специального назначения (+21% к 2014 г.) с удельным весом в 0,15% объема экспорта, а тракторов на 45%. Хотя тракторов в 2015 г. было экспортировано больше, чем в 2014 г.

Приведенные данные позволяют сделать несколько выводов. На указанный период (с 2001 по 2015 г.) экспорт продукции машиностроения происходил неравномерно: наблюдалось и значительное падение его объемов, и увеличение. Темп прироста колебался от минимальных значений до резких скачков в сторону как увеличения, так и уменьшения. Лишь некоторые отрасли смогли сохранить положительную траекторию роста экспорта. Основными экспортными статьями в структуре машиностроения на протяжении 2001-2015 гг. являлись летательные и комические аппараты (1 914 481 млн долл.); легковые автомобили другие моторные транспортные средства (1 109 783 млн); турбореактивные двигатели и газовые турбины (1 761 169 млн); ядерные реакторы, ТВЭЛы и другое оборудование для изотопов (1 420 734 млн долл.). Следует отметить, что названные отрасли отмечаются высоким уровнем развития технологии.

Мировые тенденции в торговле продукцией машиностроительной отрасли

В контексте ускоряющегося технологического развития машиностроительный сектор приобретает для России еще большее значение. В последнее время преобладает тенденция, согласно которой экспортную продукцию подразделяют на категории технологичности, выделяя при этом высокотехнологичный, среднетехнологичный и низкотехнологичный экспорт. В методике ОЭСР высокотехнологичный экспорт — продукция, выпуск которой требует высокого уровня научно-исследовательской деятельности

(R&D intensity). В эту группу на сегодняшний день входят аэрокосмическая отрасль, производство компьютерной техники, фармацевтическая продукция, научные инструменты и приборы, электрическое машиностроение [9].

Данные Всемирного банка показывают, что в 2014 г. мировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составил 2,147 трлн долл., объем аналогичного российского экспорта — 9,842 млрд долл. При этом следует отметить, что в 2009 г. наметился стабильный возрастающий тренд: в 2014 г. прирост в +80,3% по сравнению с 2009 г. [10]. От общего количества произведенных российских товаров на продукцию хай-тек проходится 11,45%, причем с 2012 г. заметен постоянный рост.

По данным Евростата, в экспорте стран Европейского Союза на продукцию технологий среднего уровня приходится более 50%. Вместе с тем доля экспортируемой продукции высоких технологий с каждым годом увеличивается [11].

Таким образом, технологии среднего уровня — основа современной промышленности в рамках сменяющихся технологических укладов. Машиностроение, включая многочисленные подотрасли разной технологической конфигурации, большей частью соответствует среднетехнологичным отраслям. Ниже приведена классификация производственных отраслей по технологическому признаку:

• высокотехнологичные отрасли — производство летательных и космических аппаратов, радио-, теле- и коммуникационных приборов, офисного оборудования и компьютерной техники, фармацевтическая отрасль, производство медицинского, прецизионного и оптического оборудования;

• средневысокотехнологичные отрасли — производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; субстанций и химических препаратов, машин и оборудования; машин и электрических аппаратов, материалов для железнодорожного транспорта и других видов транспорта;

• средненизкотехнологичные отрасли — производство других неметаллических рудных изделий, кокса, продуктов нефтепереработки и ядерного топлива, производство и ремонт судов, производство металлообрабатывающего оборудования, производство металла, резиновых и пластмассовых изделий;

• низкотехнологичные отрасли — деревообработка, производство древесины, за исключением производства мебели, производство бумажных изделий, печать и издательское дело, производство пищевых продуктов, напитков и табака, текстиля, текстильных изделий, кожаных и обувных изделий, мебели, а также обрабатывающие отрасли и рециклинг.

Чтобы выяснить значение технологической модернизации в области обрабатывающих производств, воспользуемся известным глобальным инновационным индексом (ГИИ), разработанным одной из ведущих частных биз-

s

a S

<о £

а

Е-ч ^

нес-школ INSEAD (L'Institut européen d'administration des affaires) совместно со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) (World Intellectual Property Organization) и Корнельским университетом на основе ежегодного исследования [13]. Методика расчета включает ряд показателей, разделенных на два основных блока: сопоставляются расходы на инновации и оценивается результат от их внедрения. В первом блоке проводится анализ:

• средств и ресурсов для создания и поддержания институтов развития и регулирования (государственная политика и поддержка, социальная среда и бизнес-среда);

• человеческого капитала и научно-исследовательской работы (образование и наука, НИОКР);

• наличия инфраструктуры для ведения инновационной деятельности, рыночной среды (кредитование, инвестиции, условия доступа на рынок);

• возможностей совершенствования ведения бизнеса (доля работников умственного труда, инновационные связи и обмен, принятие и использование новых знаний).

Второй блок показателей включает произведенные знания и технологии (концептуализация, создание, расширение влияния и распределение знаний), а также креативные результаты инновационной деятельности (нематериальные активы, креативные товары и услуги, интернет-технологии, прочие информационно-коммуникационные возможности).

В 2015 г. в десятку наиболее технологически развитых экономик мира вошли Швейцария (рейтинг 68,3), Великобритания (67,15), Швеция (62,4), Нидерланды (61,6), США (60,1), Финляндия (60), Сингапур (59,4), Ирландия (59,1), Люксембург (59), Дания (57,7), причем Швейцария сохранила свое лидерство с 2014 г. Россия в данном рейтинге заняла 48-ю позицию с 39,3 баллами.

В целях данной статьи мы решили остановиться на семи показателях по вышеназванным странам с 2003 по 2013 г., а именно:

• расходы на использование интеллектуальной собственности, платежи, долл.;

• расходы на использование интеллектуальной собственности, поступления, долл.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расходы на исследования и НИОКР, % ВВП;

• поданные резидентами и нерезидентами патентные заявки;

• число научных работников и исследователей (на 1 млн человек);

• число технических специалистов (на 1 млн человек);

• объем высокотехнологичного экспорта, долл.;

• объем высокотехнологичного экспорта, % общего объема произведенной продукции.

По многим приведенным в табл. 5 показателям лидируют США. Их абсолютное лидерство наблюдается по количеству научных и технических публикаций в специальных изданиях — 412 542, в то время как в Соединенном Королевстве вышло в свет 19 362 работы. Наибольшее число научных работников

Таблица 5

Показатели ГИИ-2015 по странам — лидерам рейтинга

Показатели инновационного развития Швейцария Соединенное Королевство Швеция Нидерланды США Финляндия Сингапур Ирландия Люксембург Дания

Публикации в научных и технических журналах (2013) 21 060 97 332 19 362 30 412 412 542 10 157 10 659 6 874 732 12 482

Расходы на использование интеллектуальной собственности, платежи, млн. долл. 12 329,97 12 426,55 4203,28 48 088,04 39 495,00 82 268,90 17 284,75 75 113,91 3 109,21 1220,77

Расходы на использование интеллектуальной собственности, поступления, млн. долл. 14 366,31 17 541,49 8 781,63 40 139,43 124 665,00 2 508,89 726,17 74 56,94 1 322,49 2 060,66

Расходы на исследования и НИОКР, % ВВП (2013) 2,97* 1,66 3,31 1,96 2,73 3,30 2,0 1,54 1,30 3,08

Поданные патентные заявки, нерезиденты (2014) 631 8174 441 288 293 706 126 9009 58 90 206

Поданные патентные заявки, резиденты (2014) 1 525 46 351 1 984 2 294 285 096 1419 1 303 263 128 1 377

Таблица 5 (окончание)

Показатели инновационного развития Швейцария Соединенное Королевство Швеция Нидерланды США Финляндия Сингапур Ирландия Люксембург Дания

Количество научных работников и исследователей на 1 млн человек (2010) 4,481* 4,252 6,868 4,478 4,019* 6,986 6,658 3,732 4,577 7,198

Количество технических работников и исследователей на 1 млн человек 2,765 (2012) 1,248 (2014) 2,028 (2011) 2,044(2011) - - 458(2013) 1 (2014) 2,93 (2011) 2,13(2011)

Высокотехнологичный экспорт, млн долл. 5 590,671 70 652,924 16 555,747 70 308,349 155 640,596 3961,279 137 369,116 21 260,562 642,362 9 758,842

Высокотехнологичный экспорт, % произведенной продукции (2014) 26 21 14 20 18 8 47 21 6 14

Примечание:* 2012 г.

Источник: [14].

Таблица 6

Показатели развития науки и технологии в России (согласно ГИИ)

Показатели инновационного развития 2014 г. Динамика

Публикации в научных и технических журналах (2013) 35 542 С 2013 г. Т

Расходы на использование интеллектуальной собственности, платежи, млрд долл. (2015) 5634 С 2013 г. 4

Расходы на использование интеллектуальной собственности, поступления, млрд долл. (2015) 726,172 С 2014 г. Т

Расходы на исследования и НИОКР, % ВВП (2014) 1,19 С 2011 г. Т

Поданные нерезидентами патентные заявки (2014) 16 236 С 2014 г. Т

Поданные резидентами патентные заявки (2014) 24 072 С 2014 г. 4

Число научных работников и исследователей, на 1 млн человек (2014) 3,102 С 2013 г. Т

Число технических специалистов, на 1 млн человек (2014) 501 С 2012 г. Т

Высокотехнологичный экспорт, млрд долл. (2014) 9842,67 С 2011 г. Т

Высокотехнологичный экспорт, % произведенной продукции (2014) 11 С 2012 г. Т

Примечание: условные обозначения: Т рост показателя; 4- падение показателя.

Источник: [14].

в Дании (7,198 на 1 млн человек), примерно одинаковые цифры и у Швеции (6,868) с Финляндией (6,986). Лидером по числу технических работников является Сингапур, где на 1 млн человек населения приходится 458 технических специалистов. У остальных стран данный показатель варьируется от 1 (Ирландия) до 2,765 (Швейцария). В области интеллектуальной собственности наметились следующие тенденции: наибольшие расходы по использованию результатов научно-технической деятельности несут Финляндия (82 268,90 млн долл.) и Нидерланды (48 088,04 млн долл.). Воспользоваться платежами, поступившими от использования объектов интеллектуальной деятельности, смогли США (124 665 млн долл.). Больше всего патентуют также в США, причем и нерезиденты (293 706 млн долл.), и резиденты (285 096 млн долл.); в Великобритании этот показатель составляет 46 351 млн долл. В большинстве стран нерезиденты реже проходят процедуру патентования своих изобретений, чем резиденты. И только в США первая категория патентообладателей превосходит вторую. В итоге доля высокотехнологичного экспорта среди названных стран колеблется от 6% у Люксембурга до 26% у Швейцарии, в США — 20%. Лидирует же по данному показателю Сингапур — 47%.

Аналогичные данные имеются и по России (табл. 6). Положительным фактором для технологического развития страны является значительное число технических специалистов (501) в расчете на 1 млн человек, что даже выше, чем в Сингапуре. Однако по числу научных работников (3,102) наблюдается отста-| а вание от десятки стран рейтинга ГИИ, хотя с 2013 г. наметилась положитель-

| у ная тенденция. Негативной тенденцией для отечественной сферы интеллекту-

I з альной собственности является увеличение количества патентов, полученных

§ | нерезидентами при сокращении числа патентов, полученных отечественными

| §. заявителями. Такая динамика наблюдается с 2014 г. С 2011 г. фиксируется уве-

е!" личение расходов на науку и исследования (1,19% ВВП). Сальдо по расходам на

использование интеллектуальной собственности все еще негативное: на платежи приходится 5,634 млрд долл., тогда как на поступления лишь 726 млн долл., хотя тенденция на увеличение средств от использования российских результатов интеллектуальной деятельности прослеживается с 2014 г.

Теперь посмотрим, как выглядит карта структуры экспорта по странам в мире. Для этого мы воспользовались сервисом WITS (the World Integrated Trade Solution), разработанным специалистами Всемирного банка [15].

На рисунке ниже представлены визуализированные данные, отражающие мировой экспорт машин и оборудования в 2015 г. по странам. Площадь каждого квадрата отражает долю экспорта машин и электрического оборудования стран-экспортеров (согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1988/92). Безусловный лидер по объемам проданной продукции — Китай, на долю которого приходится 25,11% всего машиностроительного экспорта в мире, что составляет более 963 млрд долл. На втором месте находятся США, с показателем 9,56% (366 млрд долл.). Примечательно, что в 2011 г. вторую позицию занимала Германия (9,68%), тогда как в 2015 г. —

Рис. 1. Структурная карта стран — мировых экспортеров машиностроительной продукции в 2015 г.

лишь третью (8,96%). Далее следуют Гонконг (8,14%), который в период 2011— 2015 гг. нарастил объемы экспорта. В Японии, наоборот, произошло сокращение с 7,21 до 5,38%. Сингапур занимает 4,33% мирового экспорта в 2015 г., что незначительно выше показателя 2011 г. Французская продукция машиностроения больше реализуется на внешних рынках (2,71%, или 104 млрд долл.), чем голландская (2,68%, или 102 млрд долл.) и английская (2,42%, или 92 млрд долл.). Отметим, что Швеция (37 млрд долл.) и Швейцария (34 млрд долл.) по сравнению с остальными развитыми странами имеют более скромные объемы в общей структуре экспорта. Хорошие позиции у Малайзии: после 10 наиболее крупных экспортеров она занимает 11-ю позицию с 81 млрд долл. (2,14%); чуть меньше у Таиланда (1,73%). Чехия и Польша занимают приблизительно одинаковые позиции (55 и 49 млрд долл. соответственно).

В табл. 7 включены страны с наиболее значимыми в терминах общемирового экспорта долями поставок машиностроительной продукции.

Среди мировых импортеров машин и оборудования на первом месте находится США — 658 млрд долл. (16,74% мирового импорта), объем импортируемого товара превышает объем экспортируемого (табл. 8). Высока потребность в машинах и у Китая, который является вторым крупным импортером (14,8%), оставаясь нетто-экспортером, как и Германия. Только 6,31% (248 млрд против 343 млрд долл. экспорта) продукции машиностроения приобрета-| а ются немецкими потребителями на мировом рынке. Гонконг (8,30%) ввозит

| у данного вида продукции на 326 млрд долл., а вывозит на 312 млрд долл. Поло-

I з жительное сальдо торговли и у Сингапура (166 млрд против 126 млрд долл.,

§ | или 4,33% против 3,23%) и у Малайзии (81 млрд против 66,6 млрд долл.). Ввоз

§ §. продукции в Польшу не намного превышает вывоз.

а, а .о ^ Е-ч ^

Россия за период 2011-2015 г. смогла улучшить свои экспортные позиции по объему торговли, увеличив поставки на внешние рынки с 0,21% (8,64 млрд долл.) до 0,32% (12,13 млрд долл.). Однако мы все еще больше ввозим продукции (55,16 млрд долл., или 1,4%), чем вывозим, хотя с 2011 г. объемы поставок зарубежных машин и оборудования снижаются.

Среди основных торговых партнеров (2015), которым Россия поставила продукцию машиностроительной отрасли, — Германия, Казахстан, Китай, Республика Беларусь, Украина, Индия, США, Узбекистан, Чехия, Алжир, Вьетнам, Франция, Египет и др. Из табл. 9 видно, что основным торговым партнером по данному сектору продукции является Германия (1,83 млрд долл., или 15,08%). Эта тенденция наметилась лишь с 2014 г.: в 2013 г. доля с Германией составляла 674 тыс. долл. (4,87%), в 2011 г. — около 5%, лишь четвертая позиция в общей структуре. В 2011 г. лидером по ввозу российских машин и оборудования была Украина — 23,41% (2 021 570 тыс. долл.). Теперь же экспорт в Украину продукции машиностроения составляет 945 802 тыс. долл., т.е. падение составило 58% уровня 2011 г. В Республике Беларусь в 2015 г. осуществлены поставки оборудования на 1,1 млрд долл., тогда как в 2011 г. эта

Анализ структуры мирового экспорта машин и электрооборудования по странам за 2011 и 2015 гг.

2011 г. 2015 г.

Страна-экспортер Доля страны в общемировом экспорте машин и оборудования, % Объемы экспортируемой Доля страны в общемировом экспорте машин и оборудования, % Объемы экспортируемой

продукции, тыс. долл. продукции, тыс. долл.

Австралия 0,21 8 794 568,501 0,20 7 765 026,557

Республика Беларусь 0,07 2 731 933 0,04 1 698 357

Бельгия 1,27 52 978 111,615 1,11 42 696 852,882

Болгария 0,09 3 939 609,857 0,12 4 483 379,817

Бразилия 0,46 19 225 287,889 0,39 15 010 347,23

Венгрия 1,22 50 740 719 1,0 38 327 309,103

Германия 9,68 403 877 286,9 8,96 343 926 265,077

Гонконг 6,18 257 863 587,249 8,14 312 267 311,816

Дания 0,55 23 118 403,504 0,56 21 336 827,188

Другие страны Азии 3,44 143 701 251,925 3,77 144 601 181,799

Израиль 0,29 12 156 174 0,38 14 509 826

Индия 0,54 22 491 659,612 0,55 21 165 336,764

Ирландия 0,35 14 793 010,764 0,33 12 810 240,504

Испания 0,96 40 013 728,215 0,99 37 949 393,68

Италия 3,26 135 995 965,218 3,09 118 681 548,3

Казахстан 0,01 500 241,235 0,01 228 702

Канада 1,12 46 815 245,967 1,15 44 218 397,875

Китай 19,15 799 305 941,426 25,11 963 640 052,83

Малайзия 2,07 86 583 459,167 2,14 81 985 026,099

Мексика 2,85 118 902 680,985 3,65 140 052 680,519

Нидерланды 3,10 129 309 096,616 2,68 102 899 896,113

Норвегия 0,23 9 513 698,216 0,25 9 775 867,199

Польша 1,06 44 388 984,996 1,28 49 046 774,955

Таблица 7 (окончание )

Страна-экспортер 2011 г. 2015 г.

Доля страны в общемировом экспорте машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции, тыс. долл. Доля страны в общемировом экспорте машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции, тыс. долл.

Португалия 0,21 8 733 126,45 0,21 8 050 109,241

Российская Федерация 0,21 8 635 410,73 0,32 12 134 042,289

Румыния 0,40 16 736 521,38 0,43 16 510 277,623

Саудовская Аравия 0,07 2 831 725,14 0,07 2 785 593,611

Сербия 0,04 1 600 081,28 0,06 2 218 218,291

Сингапур 4,23 176 367 710,73 4,33 166 028 621,367

Словакия 0,60 25 091 747,679 0,64 24 596 651,697

Словения 0,16 6 826 378,738 0,16 6 101 371,807

Соединенное Королевство 2,46 102 622 890,487 2,42 92 772 021,876

Соединенные Штаты Америки 8,75 365 122 646,782 9,56 366 750 983,951

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таиланд 1,55 64 880 788,235 1,73 66 339 095,047

Тунис 0,12 4 980 302,156 0,11 4 212 264,458

Турция 0,49 20 433 380,786 0,54 20 612 218,104

Филиппины 0,41 16 968 668,049 0,89 34 175 101,703

Финляндия 0,47 19 603 363,148 0,34 13 174 056,036

Франция 2,73 113 865 720,451 2,71 104 040 711,617

Чехия 1,46 60 879 013,041 1,44 55 445 910,879

Швейцария 1,04 43 314 783,001 0,90 34 610 467,311

Швеция 1,26 52 415 724,332 0,96 37 001 019,365

Эстония 0,11 4 660 267,386 0,10 3 673 705,691

Южная Африка 0,23 9 665 044,618 0,18 6 742 077,136

Япония 7,21 300 770 874,527 5,38 346 982,131

Источник: [15].

Анализ структуры мирового импорта машин и электрооборудования по 20 наиболее крупным странам-импортерам в 2011-2015 гг._

2011 г. 2015 г.

Страна-импортер Доля страны в общемировом импорте машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции, тыс. долл. Доля страны в общемировом импорте машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции, тыс. долл.

Австралия 1,32 57 748 124 1,32 51 998 039

Германия 6,53 284 705 934 6,31 248 471 796

Гонконг 6,19 269 681 974 8,3 326 571 504

Другие страны Азии 2,04 88 943 542 1,86 73 362 485

Индия 1,55 67 725 760 1,73 67 927 818

Испания 1,3 56 781 457 1,35 53 167 920

Италия 2,07 90 302 411 1,76 69 101 533

Канада 2,52 109 725 599 2,65 104 435 953

Китай 12,62 550 187 197 14,80 582 279 200

Корея 2,73 119 070 139 - -

Малайзия 1,68 73 417 340 1,69 66 663 256

Мексика 2,97 129 640 299 3,89 152 904 142

Нидерланды 2,61 113 616 148 2,6 102 463 759

Польша 1,06 46 090 170 1,26 49 525 693

Российская Федерация 1,9 82 609 821 1,4 55 160 665

Сингапур 3,13 136 563 774 3,23 126 904 654

Таблица 8 (окончание)

Страна-импортер 2011 г. 2015 г.

Доля страны в общемировом импорте машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции, тыс. долл. Доля страны в общемировом импорте машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции, тыс. долл.

Соединенное Королевство 3,31 144 096 491 3,49 137 421 097

Соединенные Штаты Америки 13,25 577 556 127 16,74 658 669 182

Таиланд 1,46 63 495 267 1,65 64 827 848

Франция 3,25 141 493 864 3,2 125 912 908

Чехия 1,18 51 577 830 1,24 48 986 241

Япония 3,58 156 203 762 3,74 147 188 436

Источник: [15].

Таблица 9

Анализ структуры российского экспорта машин и электрооборудования по странам — наиболее крупным торговым партнерам в 2011-2015 гг._

Страна — импортер машин и электрооборудования из России 2015 г. Рейтинг Страна — импортер машин и электрооборудования из России 2011 г.

Доля страны в структуре российского экспорта машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции из России, тыс. долл. Доля страны в структуре российского экспорта машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции из России, тыс. долл.

Германия 15,08 1 829 585 1 Украина 23,41 2 021 570

Казахстан 12,96 1 572 273 2 Индия 12,36 1 067 557

Китай 12,88 1 563 469 3 Китай 8,9 768 945

Беларусь 9,16 1 111 540 4 Германия 4,9 422 811

Украина 7,79 945 802 5 Алжир 3,88 355 006

Индия 7,42 900 863 6 Узбекистан 3,58 309 434

США 3,29 398 554 7 Азербайджан 3,08 266 094

Узбекистан 2,10 254 600 8 США 2,74 236 513

Чехия 2,01 243 367 9 Вьетнам 2,32 200 362

Алжир 1,85 223 923 10 Чехия 2,19 189 515

Вьетнам 1,46 176 575 11 Словакия 1,72 148 478

Франция 1,37 165 886 12 Болгария 1,65 142 443

Египет 1,02 123 473 13 Венгрия 1,48 128 085

Венгрия 0,98 119 409 14 Финляндия 1,48 127 813

Бангладеш 0,97 117 298 15 Туркменистан 1,46 126 314

Таблица 9 (окончание)

Страны — импортеры машин и электрооборудования из России 2015 г. Рейтинг Страна — импортер машин и электрооборудования из России 2011 г.

Доля страны в структуре российского экспорта машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции из России, тыс. долл. Доля страны в структуре российского экспорта машин и оборудования, % Объемы экспортируемой продукции из России, тыс. долл.

Иран 0,75 91 291 16 Республика Корея 1,42 122 316

Польша 0,7 85 464 17 Иран 1,32 114 362

Словакия 0,68 82 747 18 Литва 1,16 100 343

Литва 0,62 75 823 19 Франция 1,04 89 990

Италия 0,62 75 364 20 Польша 0,95 81 819

Бельгия 0,59 72 171 21 Куба ,66 56 857

Ирак 0,83 100 331 22 Молдавия 0,66 56 563

Турция 0,48 58 128 23 Эстония 0,55 47 217

страна не входила в первую двадцатку стран — импортеров отечественной продукции машиностроения. Похожая ситуация наблюдается и в отношении Казахстана: в 2015 г. отмечены крупные объемы поставок (1,57 млрд долл., или 12,96%); в 2011 г. этой страны также не наблюдалось среди крупных торговых партнеров по машинам и оборудованию. Как и в 2011 г., в 2015 г. Китай занимал третье место, однако с увеличением объемов с 8,9 до 12,88% (1 563 469 тыс. долл.). Объем торговли с США в 2015 г. не превысил 3,29% общего объема импорта (2,74% в 2011 г.), по-прежнему восьмой. В целом географическая диверсификация экспорта машин и электрооборудования достаточно широка. Наращиваются возможности взаимодействия с Ираном, что видно из следующих цифр: если в 2014 г. экспорт из России в Иран составлял примерно 67,8 тыс. долл., то в 2015 г. эта цифра возросла уже до 91,2 тыс. долл.

Обратные тенденции наблюдались в отношении Индии: если в 2011 г. вывоз отечественной продукции в эту страну составлял 12,36% (1 067 557 тыс. долл., второе место), то в 2015 г. ее рейтинг опустился до шестой позиции (900 863 тыс. долл.). Доля и Узбекистана также снизилась с 3,58 до 2,1%. В 2011 г. Азербайджан входил в первую двадцатку стран — импортеров продукции российского машиностроения (266 094 тыс. долл.), но в 2015 г. он уже ее покинул. С пятой до десятой позиции опустился в 2015 г. Алжир: с 355 006 тыс. долл. до 223 923 тыс. долл.; Вьетнам — с 200 362 тыс. до 176 575 тыс. долл. Зато в рассматриваемом периоде увеличились доли Чехии, Франции, Польши. В целом структура торговых партнеров с 2011 г. претерпела ряд значительных транс- | а

формаций, особенно среди первых десяти. £ у

I ^

а 3

§ £

Аналогичный анализ стран — торговых партнеров России, из которых мы е |

ввозим машины и оборудование, показал следующее (табл. 10). Здесь выявле- | §,

на большая стабильность, так как первые четыре страны не изменили свои по- й" е-

зиции. Вместе с тем произошло уменьшение объемов торговли в стоимостном измерении. Если в 2011 г. Китай занимал в структуре импорта 21 642 363 тыс. долл., то в 2015 г. — 17 127 943 тыс. долл. Почти в 2 раза сократилась доля немецкой импортируемой продукции машиностроения: с 12 534 233 тыс. до 6 438 938 тыс. долл., хотя структурно — 11,51% (15,17% в 2011 г.). Италия занимает третью позицию 6,04%, или 3 330 542 тыс. долл. США в 2015 г. поставили в Россию продукции на 2 847 468 тыс. долл., тогда как в 2011 г. — на 4 030 597 тыс. долл. Япония с долей в 4,45%, что давало ей пятое место, переместилась на шестую позицию с 3,26%. Упала и доля Южной Кореи с 3,79 до 2,71%; почти вполовину сократилась торговля с Францией (с 2 551 318 тыс. до 1 331 478 тыс. долл.). Импорт машин и оборудования из Украины составил 1 232 942 тыс. долл. (2,24%). Уменьшилась также доля импортируемого оборудования из Соединенного Королевства с 2,37 до 1,75% и Венгрии с 1,86 до 0,91%.

По нашему мнению, такие изменения вызваны политическими событиями (экономические санкции против России со стороны западных стран) и экономическими тенденциями (общее замедление мировой торговли). Вместе с тем сокращение объемов импорта продукции машиностроительной от-

Анализ структуры российского импорта машин и электрооборудования по странам — наиболее крупным торго-вым партнерам_

2015 г. Рейтинг 2011 г.

Страна — импортер машин и электрооборудования в Россию Доля страны в структуре российского импорта машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции в Россию, тыс. долл. Страна — импортер машин и электрооборудования в Россию Доля страны в структуре российского импорта машин и оборудования, % Объемы импортируемой продукции в Россию, тыс. долл.

Китай 26,2 21 642 363 1 Китай 31,05 17 127 943

Германия 15,17 12 531 233 2 Германия 11,51 6 348 938

Италия 6,64 5 482 844 3 Италия 6,04 3 330 542

США 4,88 4 030 597 4 США 5,16 2 847 468

Япония 4,45 3 676 457 5 ? 4,30 2 374 372

Украина 3,94 3 252 246 6 Япония 3,26 1 800 407

Республика Корея 3,79 3131869 7 Республика Корея 2,71 1494 717

Франция 3,09 2 551 318 8 Франция 2,41 1 331 661

Соединенное Королевство 2,37 1 961106 9 Чехия 2,30 1 269 478

Чехия 2,15 1 773 458 10 Украина 2,24 1 232 942

Польша 1,94 1 600 280 11 Вьетнам 2,03 1 119 800

Финляндия 1,93 1 591 406 12 Польша 1,94 1068 191

Венгрия 1,86 1 535 919 13 Бельгия 1,81 996 177

Швеция 1,72 1 424 392 14 Соединенное Королевство 1,75 966 162

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австрия 1,56 1284 717 15 Другие страны Азии 1,44 794 108

Другие страны Азия 1,53 1 261 306 16 Малайзия 1,37 753 644

Нидерланды 1,27 1 050 067 17 Таиланд 1,29 710 252

Турция 1,18 972 502 18 Австрия 1,28 703 660

Словакия 1,15 950 019 19 Нидерланды 1,25 687 823

Испания 0,87 721886 20 Финляндия 1,21 665 388

Румыния 0,73 600 700 21 Испания 1,01 554 640

Канада 0,65 535 587 22 Венгрия 0,91 501955

Эстония 0,61 503 328 23 Швейцария 0,89 490 221

Источник: [16].

расли может служить сигналом для отечественных машиностроителей об открывшихся возможностях по освоению российского рынка на фоне падения активности со стороны зарубежных компаний. И сдвиги действительно есть: российский сегмент рынка машиностроения отреагировал на мировую конъюнктуру ростом поставок в физическом выражении. При этом следует отметить, что решающим фактором дальнейшего развития отрасли машиностроения становится совершенствование технологий (табл. 11).

Как показывают данные табл.11, импорт технологий в обрабатывающей промышленности следует общему технологическому балансу России, когда платежи превышают поступления за пользование технологиями (1967,9 млн долл. в 2013 г. импорта против 57,4 млн долл. экспорта). На покупку российских технологий заключено всего лишь 307 соглашений, в то время как на приобретение зарубежных — 1812. Наибольшее количество заключенных соглашений на передачу технологий в машиностроении (284) приходится на производство транспортных средств. По производству машин и оборудования, а также электро- и оптического оборудования количество заключенных соглашений находится примерно на одном уровне, тогда как выплаты по импортным технологиям значительно превышают поступления от использования результатов интеллектуальной деятельности: для предприятий по выпуску электронного оборудования 142,1 млн против 6,6 млн долл., для предприятий, производящих транспортные средства, — 548 млн против 25,8 млн долл.

I Л

| у Несмотря на наличие серьезных проблем, внедрение новых технологических

I з достижений становится определяющим на пути перехода к шестому ТУ Ин-

§ | новационная деятельность на предприятиях промышленности сможет создать

° §

| основу для технической кооперации увеличения потоков научно-технической

е!" информации, переплетения технологий, ускорения адаптации производств

к условиям внешних рынков, уменьшения вреда для окружающей среды.

Среди основных тенденций развития инновационной деятельности промышленных предприятий, в том числе и машиностроительных, отмечены следующие (табл. 12). Затраты на технологические инновации в целом в 2013 г. увеличились (746 778,2 млн руб.). Большая часть затрат идет на покупку и обслуживание машин и оборудования (441 579,7 млн руб., или 59,1% общего объема затрат). Однако это наименее предпочтительный вариант расходования средств на инновационное развитие, поскольку происходит лишь адаптация иностранных технологий. Вместе с тем увеличивается доля (20,4% в 2013 г.) и объем (152 355,9 млн руб.) затрат на исследование и разработку новых продуктов и процессов. Низким является уровень приобретения новых технологий — 0,7%, из них 0,3% составляют расходы на приобретение прав на патенты и лицензии. Покупка прав на технологии позволяет приобрести само знание, новое решение, и в дальнейшем на базе этого создать новую технологию. Незначительное место в общей структуре расходов занимают и процессы обучения и подготовки работников в сфере инноваций, хотя главным участником научно-технологического развития общества является человек. В 2013 г.

Объем торговли технологиями машиностроительных предприятий с зарубежными странами в 2013 г., млн долл.

Отрасль машиностроения Экспорт Импорт

Число соглашений Стоимость предмета соглашения Поступление средств Число соглашений Стоимость предмета соглашения Выплаты средств

Обрабатывающие производства 307 350,8 57,4 1812 4271,7 1967,9

Из них:

• производство машин и оборудования 82 3,5 5,3 85 48,1 39,3

• производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 73 4,9 6,6 78 142,1 147,4

• производство транспортных средств и оборудования 72 227,7 25,8 284 980,1 548,2

• прочие производства 6 34,6 8,4 13 0,1 0,1

Источник: [17].

Затраты на технологические инновации предприятий промышленности по видам инновационной деятельности, млн руб.__

Вид затрат

2005 2010 2011 2012 2013

Затраты на технологические инновации — всего, в том числе 125 678,2 349 763,3 469 442,2 583 660,6 746 778,2

исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 19 700 72 040,9 69 831 118 810,5 152 355,9

процент общего объема затрат на технологические инновации 15,7 20,6 14,9 20,4 20,4

производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 13 409,7 25 755,4 25 630,5 31 425,9 38 256

процент общего объема затрат на технологические инновации 10,6 7,4 5,5 5,4 5,1

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 75 772,4 190 553,1 285 897,7 322 178,8 441 579,7

процент общего объема затрат на технологические инновации 60,3 54,5 60,9 55,2 59,1

приобретение новых технологий 1 796,9 4 637,5 32 15,6 11 055,6 5 131,8

процент общего объема затрат на технологические инновации 1,4 1,3 0,7 1,9 0,7

из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 1 017,9 1 598,2 1 034,8 1 692,2 2 432,6

процент общего объема затрат на технологические инновации 0,8 0,5 0,2 0,3 0,3

приобретение программных средств 2 586,2 4 273,3 4081,1 7 712,3 9 431,9

процент общего объема затрат на технологические инновации 2,1 1,2 0,9 1,3 1,3

другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) - 25 367 39 894,7 45 484 37 063,9

% общего объема затрат на технологические инновации - 7,3 8,5 7,8 5

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 533 844 1 847,1 3 683 1 909,4

% общего объема затрат на технологические инновации 0,4 0,2 0,4 0,6 0,3

маркетинговые исследования 736,5 1 930,4 1 473,3 1053,7 1 124,1

% общего объема затрат на технологические инновации 0,6 0,6 0,3 0,2 0,2

прочие затраты на технологические инновации 11 143,6 24 361,7 37 571,2 42 256,7 59 925,4

% общего объема затрат на технологические инновации 8,9 7 8 7,2 8

Источник: [17].

удельный вес расходов на обучение персонала составил 0,3%, что меньше по сравнению с 2012 г. (0,6%) — 1909,4 млн руб. Следует отметить, что расходы на закупку программных средств составляют всего 1,3% общих расходов, что говорит о невысокой зависимости от зарубежных программ.

Проведенный анализ еще раз подтвердил, что машиностроительная отрасль испытывает острую нехватку современных технологий, созданных отечественными разработчиками. Важным вопросом повестки дня является и подготовка инженерных и технических кадров.

Выводы

Проведенный анализ, хотя и затрагивает лишь отдельные стороны рассматриваемого вопроса, все же позволяет сделать ряд важных выводов. Кризис отечественного машиностроения в 1990-х годах привел к значительному сокращению объемов производства и экспорта продукции. Однако с 2000-х годов в машиностроительной отрасли прослеживается положительная динамика по основным экспортным группам продукции машиностроения. Вместе с тем по отдельным товарным позициям ТН ВЭД заметны сильные колебания в темпах прироста экспорта.

На наш взгляд, сегодня следует сосредоточить усилия на следующем аспекте: машиностроение является технологичной отраслью, где решающая роль отведена результатам интеллектуальной деятельности. Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом, в том числе в сфере машиностроения, но необходимо создать институциональные, законодательные и экономические предпосылки для его реализации и дальнейшего развития. Предполагается, что образованный в 2016 г. Российский экспортный центр станет связующим звеном между государством и экспортерами, которое позволит упростить взаимодействие между всеми участниками экспортного процесса.

Чтобы выйти на стабильную траекторию роста, особенно важно стимулировать инновационное развитие предприятий, что требует систематической комплексной поддержки со стороны государства. В контексте переориентации экономики на инновационную модель необходимо создавать новые технологии внутри страны, учитывая, что интеллектуальный капитал и научные разработки для этого имеются.

Анализ индекса инновационного развития указывает на то, что страны — лидеры рейтинга обладают развитым промышленным комплексом, а значительная часть в общей структуре экспорта приходится на машины и оборудование. В России среди товарной номенклатуры машиностроения можно выделить экспортообразующие виды продукции — летательные и комические аппараты; легковые автомобили и другие моторные транспортные средства; турбореактивные двигатели и газовые турбины; ядерные реакторы,

ТВЭЛы и другое оборудование для изотопов. Однако помимо него есть и ряд товарных позиций отрасли, обладающих перспективами выхода на внешние рынки, анализ которых является предметом отдельного исследования.

Чтобы объемы экспорта отечественных машин и оборудования превзошли объемы импорта, инновационный вектор должен присутствовать не только в технологии производимой продукции, но и в методах управления экспортной деятельностью.

Источники

[1] Аналитические отчеты. Российский экспортный центр: URL: <https:// exportcenter.ru/international_markets/analytics/>.

[2] Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Российское машиностроение: состояние и тенденции // Экономист. 2012. № 2. С. 32-42.

[3] Клинов В.Г. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики. 2006. № 9. С. 31-46.

[4] Народное хозяйство СССР в 1990 году: стат. ежегодник / URL: <http:// istmat.info/node/499/>.

[5] Detailed structure and explanatory notes. URL: http://unstats.un.org/unsd/ cr/registry/regcst.asp?Cl=28.

[6] HS Classification by Section URL: <http://unstats.un.org/unsd/tradekb/ Knowledgebase/50043/HS-Classification-by-Section>.

[7] Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: <http://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx>.

[8] List of products exported by Russian Federation. URL: <http://www.trade-map.org/Product_SelCountry_TS.aspx>.

[9] OECD Revision of high technology classifications of sectors and products Doc. OECD/GD (97)216. 1997. URL: <http://www.oecd.org/officialdocuments/ publicdisplaydocumentpdf/?cote=OCDE/GD(97)216&docLanguage=En>.

[10] The World Bank Data. URL: <http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL. TECH.MF.ZS?end=2014&locations=RU&start=1996&view=chart>.

[11] Share of different technology levels in total manufacturing, value added at factor costs, Eurostat: Statistics Explained. URL: <http://ec.europa.eu/eurostat/

s

a S

а

Е-ч ^

statistics-explained/index.php/File:Share_of_different_technology_levels_ in_total_manufacturing,_value_added_at_factor_costs,_EU27,2010.png>.

[12] URL: <http://www.ine.es/en/daco/daco43/notaiat_en.pdf>.

[13] The Global Innovation Index // The Global Innovation Index Report 2015. URL: <https://www.globalinnovationindex.org/content/page/gii-full-report-2015>.

[14] Показатели миров ого р азвития (World D evelopment Indicator s), URL: <http:// data.worldbank.org/news/release-of-world-development-indicators-2015>.

[15] Product Analysis. The World Integrated Trade Solution (WITS) URL: <http://wits.worldbank.org/product-analysis-visualization.html>.

[16] Detailed Product Analysis. The World Integrated Trade Solution (WITS) URL: <http://wits.worldbank.org/detailed-product-analysis-visualization.html>.

[17] Промышленность России: стат. сб. 2014: URL: <http://www.gks.ru>.

Turovets Iu.1

Machinery building industry as a perspective direction of the Russian technological export

The situation of domestic machinery industry over the period of 1991-1995 is described. The trends of development and problems of the industry export are revealed. It was made an estimation of dynamics of the Russian export of machinery and equipment, its place in the framework of the world trade, the position of the export industry in terms of countries and products types is outlined. Due to analysis the importance of technological development of domestic machinery is confirmed.

Key words: machinery building, industry, export ofproduction, Commodity Nomenclature of foreign-economic activity, Global Innovation Index, innovation, technology.

Статья поступила в редакцию 16 сентября 2016 г.

1 Turovets Iulia — master student of Faculty of World Economy and International Affairs,

National Research University Higher School of Economics. E-mail: <[email protected]>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.