Научная статья на тему 'МАШИНОСТРОИТЕЛИ НОВОГО ВЕКА'

МАШИНОСТРОИТЕЛИ НОВОГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
машиностроение / профессиональные компетенции / обучение. / mechanical engineering / professional competencies / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгурова Ирина Алексеевна

Данная статья описывает проведение экспериментальной конференции «Производственное совещание» для обучающихся среднего профессионального образования, предназначенной для приобретения и практического применения профессиональных компетенций по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Демонстрируется, как обучающимся предоставляется возможность применить полученные знания в ситуациях, имитирующих условия работы на машиностроительном предприятии, а также получение опыта выступлений перед аудиторией. Автор подчеркивает важность практического применения полученных знаний для обобщения и углубления понимания будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жгурова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANICAL ENGINEERS OF THE NEW CENTURY

This article describes the holding of an experimental conference "Production meeting" for students of secondary vocational education, intended for the acquisition and practical application of professional competencies in the specialty 15.02.08 Mechanical engineering technology. It demonstrates how students are given the opportunity to apply their knowledge in situations that simulate working conditions at a machine-building enterprise, as well as gaining experience in speaking to an audience. The author emphasizes the importance of practical application of the acquired knowledge to generalize and deepen the understanding of the future profession.

Текст научной работы на тему «МАШИНОСТРОИТЕЛИ НОВОГО ВЕКА»

DOI: 10.24412/3034-154X-2024-1-49-53

Ирина Алексеевна ЖГУРОВА - преподаватель высшей квалификационной категории отделения Машиностроения и переработки нефти Тюменского индустриального университета, член Российского Союза писателей Россия, г. Тюмень; e-mail: zhgurovaia@tyuiu.ru

УДК 372.862;621

МАШИНОСТРОИТЕЛИ НОВОГО ВЕКА

АННОТАЦИЯ

Данная статья описывает проведение экспериментальной конференции «Производственное совещание» для обучающихся среднего профессионального образования, предназначенной для приобретения и практического применения профессиональных компетенций по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Демонстрируется, как обучающимся предоставляется возможность применить полученные знания в ситуациях, имитирующих условия работы на машиностроительном предприятии, а также получение опыта выступлений перед аудиторией. Автор подчеркивает важность практического применения полученных знаний для обобщения и углубления понимания будущей профессии.

Ключевые слова: машиностроение, профессиональные компетенции, обучение.

Irina Alekseevna ZHGUROVA - lecturer of the highest qualification category of the Department of Mechanical Engineering and Oil Refining of Tyumen Industrial University, member of the Russian Union of Writers Russia, Tyumen; e-mail: zhgurovaia@tyuiu.ru

MECHANICAL ENGINEERS OF THE NEW CENTURY

ANNOTATION

This article describes the holding of an experimental conference "Production meeting" for students of secondary vocational education, intended for the acquisition and practical application of professional competencies in the specialty 15.02.08 Mechanical engineering technology. It demonstrates how students are given the opportunity to apply their knowledge in situations that simulate working conditions at a machine-building enterprise, as well as gaining experience in speaking to an audience. The author emphasizes the importance of practical application of the acquired knowledge to generalize and deepen the understanding of the future profession.

Keywords: mechanical engineering, professional competencies, training.

Для цитирования в научных исследованиях:

Жгурова И.А. Машиностроители нового века // Тюменский научный журнал. 2024. № 1. С. 49-53.

Для обучающихся среднего профессионального образования разработан план проведения экспериментальной конференции для практического применения профессиональных компетенций. В процессе её подготовки и проведения у обучающихся появилась возможность проявить себя в ситуации, которая возможна на машиностроительном предприятии, и творчески применить полученные знания в процессе руководства работой структурного подразделения, а также приобрести опыт выступления перед аудиторией.

Будущим технологам машиностроения были выданы, согласно темам изучаемых дисциплин, задания по организации рабочих мест на производстве и принятию управленческих решений в нестандартной ситуации, а также предложено в форме производственного совещания на экспериментальной конференции применить полученные знания для решения производственных задач: представить себя на месте руководителя подразделения или службы цеха. Преподаватель выступит в роли директора предприятия, разработает план «планёрки» и обращаться будет к «подчинённым» по имени и отчеству, называя должность.

Столы, окружённые стульями, заняли середину аудитории, которая превратилась в кабинет директора. Перед ними расположился стол директора. У двери аудитории поставили стол для «охранника». Молодые люди заходили по одному, отмечались у поста охраны и занимали места за длинным составом столов. Строгий «директор завода» в лице преподавателя приступил к работе:

«Сегодня проводится расширенное производственное совещание в связи с поступлением заказа новой продукции на нашем предприятии. Необходимо подвести итоги о готовности цехов и подразделений к выполнению важной задачи регионального значения. Прошу сообщить о работе отдела главного технолога. Михаил Андреевич, как обстоят дела с технологической документацией?»

Услышав обращение по имени и отчеству, обучающийся, которому было поручено на время урока стать

главным технологом, серьёзно доложил, сконцентрировав знания по пройденным лекциям: «Проверена комплектность технологической документации» [1], [6]. Последовал полный отчёт о разработке технологических и операционных карт. Обстоятельный рассказ обучающегося позволил отметить, что он хорошо ориентировался в понятиях, пройденных на лекциях.

Урок обещал стать плодотворным и интересным. «Директор» продолжил совещание: «Прошу начальника конструкторского отдела сделать выводы по технологичности выпускаемой детали».

Обстановка обрела атмосферу производства. «Главный конструктор» отвечал по существу разработки проектных заданий, и его определения обрастали значительными подробностями. Он убедительно разъяснил присутствующим, почему именно данная конструкция является технологичной. Конференция демонстрировала сходство с реальной производственной планеркой. Все уверенно отвечали на поставленные вопросы и внимательно слушали докладчиков, понимая ответственность должности. У каждого «руководителя» всплывали в памяти нужные темы и воплощались в отчёты [2], [7].

«Начальник планового отдела» оценил показатели технологичности и рассчитал коэффициент использования материалов. «Главный механик» увлечённо поведал о планово-предупредительном ремонте. Его отчёт дополнил «начальник ремонтного цеха» подробностями о видах ремонта. Было отмечена его компетентность в том, что в цехе при техническом обслуживании проводится поддержание работоспособности оборудования, и оценена импровизация о запланированном капитальном ремонте оборудования в две тысячи двадцать пятом году [4], [5].

Совещание продолжалось. Продукция на виртуальной технологической линии должна выпускаться качественной. Поэтому следующий вопрос был направлен начальнику отдела технического контроля. Обращение по имени и отчеству концентри-

ровало внимание и утверждало самоуважение докладчиков.

«Начальник отдела технического контроля» подробно рассказал о выполненных задачах отдела, подчеркнул необходимость выявления виновников брака и привёл свои рекомендации по их наказанию.

«Начальник материально-технического снабжения» докладывал о работе складов, показав свою компетентность в этом вопросе. «Начальник транспортного цеха» встал с места и со знанием дела начертил на доске схему грузооборота. Создалось впечатление, что молодые люди только что пришли из цехов и говорили о наболевшем и пережитом.

О подготовке электроприёмников и теплоснабжения цеха доложил «главный энергетик». О подготовке технологических линий и оснастке рабочих мест механического цеха рассказал «начальник цеха». Его рассказ дополнил «заведующий инструментальным складом» [4], [5].

«Главный инженер» доложил о подготовке сборочного цеха: твёрдым голосом убеждал о нововведениях так, что «коллеги» реально представили просторные цеха с ароматом оборудования: работали генераторы, искрил пост сварки, шумели рольганги, разворачивались поворотные краны, в высоте катилась по рельсам тележка мостового крана, двигались манипуляторы. В учебную аудиторию вошла жизнь производства важных деталей: жужжали конвейеры, ритмично шумели работой токарные и фрезерные станки [3], [7].

Первый опыт по организации производства состоялся. Участники экспериментального проекта поняли значение технологической подготовки. Профессия технолога машиностроительного производства никогда не исчезнет: всегда нужны будут золотые руки, знания, смекалка и ответственность.

«Директор» подвёл итоги совещания, перечислив выполненные задачи производства.

- Уважаемые коллеги. На основании ваших отчётов я делаю вывод, что производство готово к установке и введению новой технологической

линии. Спасибо всем за работу. Есть ещё предложения и вопросы?

Подняли руки те, кому было поручено быть мастерами и бригадирами - непосредственными участниками технологического процесса. Выяснилось, что не всё было так гладко, как озвучивалось в отчётах «начальства» разных рангов. Станочники указали на недостатки в рациональности организации рабочих мест.

«Директор» дал задания начальникам цехов и служб разобраться с поступившими жалобами. Заключительное слово взял «начальник отдела кадров»: объяснил, что проблемы недостаточной загруженности рабочих мест решаемы и упомянул, в связи с этим, эпидемию гриппа [7].

«Совещание» закончилось, и все вернулись в реальность.

Порядок проведения конференции «Производственное совещание» по дисциплине ОП 8. Технология машиностроения

1.Общие положения.

1.1. Конференция «Производственное совещание» проводится по темам дисциплины ОП8.Техноло-гия машиностроения для обучающихся групп по специальности 15.02.08 Технология машиностроения Многопрофильного колледжа Тюменского индустриального университета.

2. Цели конференции:

2.1. Обучающая цель:

- способствовать приобретению профессиональных компетенций для обучающихся СПО МПК ТИУ по специальности 15.02.08 Технология машиностроения при освоении основного вида профессиональной деятельности: участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля: ПК2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения, ПК2.2. Руководить работой структурного подразделения.

2.2. Развивающая цель:

- развить способность установления межпредметной связи между дисциплинами и МДК: МДК 01.01. Технологические процессы изготовления деталей, МДК 02.01. Машино-

строительное производство и ОП8. Технология машиностроения;

- развить самостоятельность пользования учебной литературой, творческое мышление;

- развить умение применять полученные знания для решения производственных задач.

2.3. Воспитательная цель:

- воспитать желание узнавать новую информацию;

- воспитать умение выступать перед аудиторией.

3. Задачи урока.

3.1. Приобретение практического опыта:

- участия в планировании и организации работы структурного подразделения;

- участия в руководстве работой структурного подразделения;

- участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

3.2. Закрепление умений:

- рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;

- принимать и реализовывать управленческие решения;

- мотивировать работников на решение производственных задач;

- управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками.

3.3. Развитие знаний:

- правил менеджмента в области профессиональной деятельности;

- методов организации производственного и технологического процессов;

- принципов делового общения в коллективе.

4. Организация конференции.

4.1. Организация проведения конференции возлагается на преподавателя дисциплины ОП 8. Технология машиностроения.

4.2. Задания составляются с учетом требований рабочей программы дисциплины ОП 8. Технология машиностроения и междисциплинарных курсов МДК 01.01. Технологические процессы изготовления деталей, МДК 02.01. Машиностроительное производство.

Условия заданий для всех участников конференции разные и равнозначные.

5. Объем заданий конференции «Производственное совещание» и порядок его выполнения.

5.1. Разработка заданий конференции возлагается на преподавателя дисциплины ОП8.Технология машиностроения.

5.2. Задания разрабатываются по темам [4], [5].

5.2.1. Пройденные темы рабочей программы междисциплинарного курса МДК 02.01. Машиностроительное производство:

Производственный и технологический процессы.

Техническая подготовка производства.

Организация производственного процесса.

Организация цехов основного производства.

Организация технического

контроля на предприятии.

Организация инструментального обеспечения.

Организация технического обслуживания и ремонта.

Организация складского и транспортного хозяйства.

Организация энергетического хозяйства.

5.2.2. Подготовка к изучению тем рабочей программы дисциплины ОП

08. Технология машиностроения:

Технологическая подготовка производства.

Технологичность конструкций изделий [1], [3].

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности.

2. Определение цели и темы урока.

3. Порядок проведения конференции:

- Распределение производственных ролей до начала конференции с самостоятельно подготовленными домашними заданиями по пройденным темам.

- Организационное слово руководителя предприятия перед прове-

дением «производственного совещания».

- Отчёт главного технолога о комплектности технологической документации.

- Отчёт главного конструктора о технологичности детали.

- Сообщения начальника ре-монтно-механического цеха и главного механика о готовности ремонтной службы к выполнению заказов.

- Отчёт начальника отдела технического контроля о предотвращении выпуска бракованной продукции.

- Сообщение начальника материально-технического снабжения

о формировании структуры складского хозяйства.

- Сообщение начальника транспортного хозяйства о грузообороте цеха.

- Отчёт главного энергетика о подготовке электро- и теплоснабжения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Доклад главного инженера о модернизации производства.

- Предложения мастеров цеха по условиям организации рабочих мест.

- Заключительный вывод руководителя предприятия [7].

Список литературы

1.Клепиков В. В. Технология машиностроения: учебник / В. В. Клепиков. -Москва: Форум-инфра, 2018. - 860 с.

2.Балабанов А. Н. Краткий справочник технолога-машиностроителя: учебник /

A. Н. Балобанов. - Москва: Изд-во стандартов, 2018. - 464 с.

3. Данилевский В. В. Технология машиностроения: учеб. для техникумов /

B. В. Данилевский. - Москва: Высшая школа, 2019. - 416 с.

4.Шишмарёв В. Ю. Машиностроительное производство: учебник / В. Ю. Шиш-марёв, Т. И. Каспина. - Москва: Академия, 2019. - 352 с.

5. Вороненко В. П. Машиностроительное производство: учебник / В. П. Воронен-ко, А. Г. Схиртладзе, В. Н. Брюханов. - Москва: Академия, 2018. - 304 с.

6.Суслов А. Г. Технология машиностроения: учебник [Электронный ресурс] / А. Г. Суслов. - Режим доступа: http://nashol.com/2015031783420/ tehnologiya-mashinostroeniya-uchebnik-suslov-a-g-2013.html

7.Машиностроители нового века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// multiurok.ru/blog/mashinostroitieli-novogho-vieka.html

Spisok literatury:

1.Klepikov V. V. Tekhnologiya mashinostroyeniya: uchebnik / V. V. Klepikov. -Moskva: Forum-infra, 2018. - 860 s.

2.Balabanov A. N. Kratkiy spravochnik tekhnologa-mashinostroitelya: uchebnik / A. N. Balobanov. - Moskva: Izd-vo standartov, 2018. - 464 s.

3.Danilevskiy V. V. Tekhnologiya mashinostroyeniya: ucheb. dlya tekhnikumov / V. V. Danilevskiy. - Moskva: Vysshaya shkola, 2019. - 416 s.

4.Shishmarev V. Yu. Mashinostroitelnoye proizvodstvo: uchebnik / V. Yu. Shishmarev, T. I. Kaspina. - Moskva: Akademiya, 2019. - 352 s.

5.Voronenko V. P. Mashinostroitelnoye proizvodstvo: uchebnik / V. P. Voronenko, A. G. Skhirtladze, V. N. Bryukhanov. - Moskva: Akademiya. 2018. - 304 s.

6.Suslov A. G. Tekhnologiya mashinostroyeniya: uchebnik [Elektronnyy resurs] / A. G. Suslov. - Rezhim dostupa: http://nashol.com/2015031783420/ tehnologiya-mashinostroeniya-uchebnik-suslov-a-g-2013.html

7.Mashinostroiteli novogo veka [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https:// multiurok.ru/blog/mashinostroitieli-novogho-vieka.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.