Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, ESSvet-ic@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Парахина Лариса Владимировна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, novila@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»
MODERN METHODS OF CONTROL OVER INNOVATIVE INFRASTRUCTURE
PROJECTS AT REGIONAL LEVEL
S.S. Bachtina, L.V. Parachina
In article the complex of the organizational actions providing development of modern forms and ways, the innovative infrastructure projects directed on effective realization at the level of the region is considered. Distinctive feature of a complex is ensuring adequate interrelation and interaction between recommended specialized organizational structures taking into account social and economic conditions of development of the concrete region.
Keywords: regional infrastructure projects, methods of management, state-private partnership.
Bakhtina Svetlana Sergeevna , candidate of economic sciences, senior lecturer, ESSvetic@yandex.ru, Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC",
Parakhina Larisa Vladimirovna, candidate of economic sciences, senior lecturer, novila@mail.ru, Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC"
УДК 338.45:621
МАШИНОСТРОЕНИЕ ПОЛНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ЦИКЛА
А.С. Батаева
Рассмотрены проблемы российской промышленности и обоснована необходимость развития машиностроения полного производственного цикла.
Ключевые слова: машиностроение, конкурентоспособность, полный производственный цикл
Испытает ли промышленность Российской Федерации подъем и какие требуются мероприятия для реализации программ модернизации?
Свидетельством положительной динамики развития машиностроения являются спрос и внутренне потребление различных металлов, неметаллических композиционных материалов и рост энергопотребления промышленности. За последние двадцать лет потребление металла внутри РФ неуклонно уменьшается, так же как и снижается потребление электроэнергии. Сейчас трудно говорить о возрождении или развитии отечественного машиностроения и промышленности в целом. В то время как, китайская
промышленность все ускоряется. Китай ввозит более 60% всей экспортируемой в мире железной руды.
За период январь-март 2014 года индекс ИПЕМ-производство упал на -2,2% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос также снизился, падение с начала 2014 года составило -1,6%. [5]. В марте 2014 года погрузка грузов на железнодорожном транспорте демонстрирует отрицательный прирост к прошлому году (-0,4% к марту 2013 года). За первый квартал 2014 года показатель погрузки сохранился на прошлогоднем уровне. Потребление электроэнергии в марте 2014 года в целом по России снизилось (-4,7% к марту 2013 года) при более высоких среднемесячных температурах.
Расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в низкотехнологичных отраслях (+6,7% в марте 2013 года; +7,1% с начала года). Небольшое снижение спроса продемонстрировали добывающие отрасли (-1,5% в марте 2013 года, -0,03% с начала года). По отраслям, производящим товары инвестиционного спроса, наблюдается устойчивое падение спроса: высокотехнологичные (-18,0% в марте; -20,5% за январь-март), среднетехнологичные (-0,5% и -1,6%).
Состояние промышленности характеризуют [3]:
1. Фрагментация промышленных комплексов на уровне конкретных регионов
2. Слабый уровень межотраслевых и межрегиональных связей
3. Стохастичность в выборе специализации
4. Деиндустриализация и низкая конкурентоспособность производств
5. Неэффективные стимулы для модернизации отечественной индустрии
Первостепенное значение имеют следующие направления развития индустриальной компоненты экономики:
1. Повышение эффективности добывающего сектора и энергетики, увеличение масштаба и глубины индустриально-технологической переработки сырья
2. Осуществление крупономасштабныхх инфраструктурных проектов
3. Развитие машиностроительных производств как экспортных
4. Приоритетность ускоренного перевооружения и подъема базового машиностроения и специального машиностроения
Для эффективного развития по неоиндустриальному пути важно организовать плановое взаимодействие науки, образования и производства, потому что их взаимодействие определяет динамику появления новых знаний и использования их для создания конкретных продуктов и услуг, задавая в итоге темп экономического роста.
Сырьевой экспорт, как стратегическая установка, оказывает на национальную экономику и машиностроение губительное воздействие. В РФ машиностроение создает 3-6% ВВП, нефтегазовый сектор - 28-30%.Пороговым с точки зрения экономической безопасности является уровень машиностроения в ВВП равный 30%.
Роль машиностроения в развитии страны определяет его обслуживающая функция во всех межотраслевых комплексах - топливном, агропромышленном, строительном и т.п.; участие в территориальном разделении труда (внутригосударственном и межгосударственном). Именно от доли машиностроительной продукции в экспортном секторе зависит, во многом, статус страны, её место в международных экономических интеграционных процессах.
В фундаменте неоиндустриальной парадигмы лежит открытый в 1996г. профессором С.С. Губановым и математически доказанный закон вертикальной интеграции, запрещающий извлечение прибыли из отдельных, промежуточных звеньев и переделов единых цепочек создания стоимости[1].
Согласно этому экономическому закону, любая цепочка взаимосвязанных производств, последовательно осуществляющих переработку сырья в конечную продукцию, функционирует с максимальной экономической эффективностью только в том случае, если прибыль снимается со всей цепочки в целом, а не с каждого из ее звеньев.
Проектирование и строительство всех машиностроительных заводов подразумевает их классификацию по двум основным группам: предприятия полного и неполного производственного цикла[4].
Заводы первой группы (полный производственный цикл) включают все необходимые производственные цепи, необходимые для изготовления машин: заготовительные, сборочные, обрабатывающие.
В свою очередь эти предприятия можно разделить на две подгруппы: заводы с выпуском готовых машин и агрегатные заводы. Агрегатные заводы производят как готовые агрегаты, так и отдельные детали и узлы для машин. В их состав входят специальные кузнечные и литейные цехи.
Предприятия неполного производственного цикла имеют некоторые производственные цехи и делятся на заводы механической обработки деталей из заготовок, сборочные заводы и заводы, производящие только заготовки.
Машиностроительный завод имеет в своём составе следующие группы цехов и устройств:
1) обслуживающие устройства подразделяются на несколько категорий. Наружные котлы , электрические сети, подводы газа, воздуха, пара относятся к категории энергетических устройств. Транспортную категорию составляют гаражи, автокары, электрокары, дороги с рельсами и без. Коммуникации водопровода и сточных вод, станции забора, хранения и очистки воды входят в санитарно-техническую категорию. Устройства общезаводского характера включают все административные здания. От-
дельную категорию составляют склады;
2) производственные цехи содержат цехи по заготовке, обработке и сборке;
3) вспомогательные цехи состоят из инструментальных, инструмен-тально-штамповых, модельных, упаковочных, экспериментальных.
Для процветания российского машиностроения и Российской Федерации можно выявить следующую цепочку приоритетов:
ЗНАНИЯ-ИННОВАЦИИ-КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ -ДОСТОЙНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
При разрушении и фрагментации машиностроения стратегия «прорыва» на отдельных приоритетных направлениях, типа нанотехнологий, может обернуться усилением нынешних структурных перекосов, что совершенно неприемлемо. При наличии структурных ограничений усилия, затраченные на прорыв, не станут результативными и эффективными.
Не инновации в данный момент должны быть центром неоиндустриальной стратегии, а формирование индустриального спроса на них путем восстановления, создания и развертывания многосерийных машиностроительных производств.
В США все научно-технологические и промышленные прорывы регулярно осуществлялись и продолжают осуществляться в рамках много миллиардных государственных программ и дотаций.
Лидеры мировой экономики предпринимают колоссальные усилия для сохранения своего коллективного лидерства в области НТП и промышленного развития. Вместо продажи результатов исследований и разработок они обмениваются результатами между собой на бартерной основе , что сегодня обозначается специальным термином - хайтеграция[2].
Ключевой мировой тенденцией при создании машин стал перенос функциональной нагрузки с механических узлов при их низкой добавленной стоимости на интеллектуальные компоненты при их высокой добавленной стоимости.
Обобщая исследованные материалы и практику развитых стран, хочется в очередной раз подчеркнуть, что основа экономического роста нашего государства во внимании, поддержке и развитии отечественного машиностроения полного производственного цикла.
Список литературы
1. Байнев В. Винник В. Подходы к согласованию промышленной политики стран таможенного союза и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция Экономист №2 2014 с.56-64
2. Быков А.А. Антикризисная стратегия предприятия: теория и методология исследования: Монография / Быков А.А. ; Под. общ. ред.
проф. В.Н. Шимова. Минск: БГЭУ. 2005. С.117
3. Сухарев О. Структурные ограничения и подходы к их преодолению Экономист №1 2014 С.50-55
4. http://specural .com/novosti/ustroystvo-mashinostroitelnogo-zavoda.html
5. http://www.logistics.ru/industry/news/monitoring-situacii-v-promyshlennosti-aprel-2014
Батаева Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры «Мировая экономика», (4872)35-34-46, e-mail: puzochkina@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ENGINEERING OF FULL PRODUCTION CYCLE A.S. Bataeva
The article considers the problems of the Russian industry and necessity of development of mechanical engineering of the full production cycle.
Keywords: industry, engineering, competitiveness, full production cycle.
Batayeva, assistant to World economy chair, (4872)35-34-46, e-mail: puzoch-kina@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 311.1
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
М.В. Карманов, В.Г. Минашкин
Интерпретация исторически является одним из сложнейших этапов любого статистического исследования, так как традиционно вызывает серьезные разночтения и часто носит субъективный характер. В этой связи осмысление особенностей и проблем интерпретации в статистике заслуженно вызывает повышенный интерес, как со стороны ученых, так и стороны широких слоев населения.
Ключевые слова: Статистика, интерпретация статистических показателей, интерпретация в статистике, проблемы статистической интерпретации.
История развития человечества убедительно свидетельствует о том, что при правильном использовании статистика практически всегда являлась действенным и эффективным инструментом познания закономерностей социально-экономических явлений и процессов, позволяла решать широкий круг задач, связанных с управлением обществом.
Статистическое исследование самых различных сфер человеческой