Научная статья на тему 'МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников А.Е.

В статье рассмотрена важность диверсификации промышленности для российской экономики. Показано, что ключевым направлением диверсификации должно являться машиностроение, играющее важную роль в социально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Детность семьи / Под ред. А.И. Антонова. М.: Мысль, 2006.

16.Шленкин, К.В. Программы охраны труда и социальная ответственность менеджмента / К.В. Шленкин, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). - С. 596-599.

17.Шленкин, К.В. Психофизиологические аспекты охраны труда / К.В. Шленкин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). С. 593596.

Мельников А.Е. инженер-исследователь Институт социально-экономического развития территорий РАН Россия, г. Вологда МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Аннотация: В статье рассмотрена важность диверсификации промышленности для российской экономики. Показано, что ключевым направлением диверсификации должно являться машиностроение, играющее важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: диверсификация промышленности,

машиностроение, промышленное развитие.

В текущих макроэкономических условиях диверсификация российской промышленности является одним из основных способов обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, в основе которого лежит преодоление моноструктурности экономики.

От преодоления моноструктурности российской экономики зависит обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития, что особенно актуально в условиях действия на мировую конъюнктуру ряда дестабилизирующих факторов. Во многом это связано с тем, что преобладание в структуре российского экспорта сырьевых поставок при изменении мировой конъюнктуры создаст высокие риски недополучения налоговых доходов. Так, если посмотреть на размер налогов и сборов, уплаченных обрабатывающими производствами в период с 2008 по 2013 гг. в консолидированный бюджет Вологодской области, можно увидеть, что он сократился практически в 2 раза - с 23,9 млрд. руб. в 2008 г. до 12 млрд. руб. в 2013 г. Одновременно с этим повышение геополитической напряженности в мире актуализировало вопросы импортозамещения и развития новых направлений деятельности, что напрямую связано с диверсификацией экономики и, в частности, промышленности.

С целью преодоления имеющихся проблем в российской экономике и негативных тенденций ее развития государство поставило приоритетной задачу диверсификации. К перечню связанных с ней ожидаемых результатов относятся модернизация производственной базы, обеспечение

инновационного развития отраслей, увеличение объемов выпускаемой высокотехнологичной продукции, развитие индустрии инжиниринга, снижение зависимости от внешней конъюнктуры и цен на углеводородное сырье в частности [3].

Важность диверсификации отечественной промышленности признается на всех уровнях государственной власти, а ее практическая эффективность очевидна и в достаточной мере неоспорима, особенно в текущих макроэкономических условиях. Такую позицию относительно перспективных путей развития российской экономики также разделяют экспертное сообщество и международные организации, например, Европейский Банк Реконструкции и Развития. Для обеспечения устойчивого долгосрочного роста в России, отмечают аналитики Банка, необходима комплексная диверсификация экономики, которая позволит стране добиться снижения зависимости от природных ресурсов, активизировать инновационную деятельность предприятий, увеличить долю высокотехнологичной продукции в структуре производства [1].

Одним из важных направлений диверсификации промышленности в России можно назвать активизацию производств, выпускающих высокотехнологичную машиностроительную продукцию. В социально-экономическом развитии машиностроение играет ключевую роль, т.к. оказывает существенное влияние на состояние всех сфер жизни общества страны. В частности, от уровня его развития зависят темпы научно-технического прогресса и масштабы проникновения достижений НТП в общество, выпуск новой продукции с высокой добавленной стоимостью, снабжение машинами и оборудованием всех отраслей народного хозяйства, удовлетворение спроса населения на технически сложные товары и т.д. [2].

Однако следует отметить, что на сегодняшний день в России не удалось остановить процесс разрушения машиностроения, начавшийся в 1990-х гг. В итоге интенсивность высокотехнологичного развития большинства сфер общественной жизни, а также темпы научно-технического прогресса сдерживаются низким инновационным уровнем данной отрасли промышленности. Происходящее является результатом неверной расстановки приоритетов в промышленном развитии страны, вследствие чего «в структуре производства примат принадлежит отраслям, базирующимся на первичной переработке сырья» [4, с. 64].

Если сравнивать долю машиностроения Вологодской области в структуре промышленного производства в 1990 г. с уровнем 2014 г., то можно отметить сокращение удельного веса данной отрасли с 12% до 3,9%. В то же время металлургическая и химическая отрасли увеличили свой суммарный вес в объеме промышленности с 52% в 1990 г. до 79,8% в 2014 г. (табл. 1).

Таблица 1 - Структура промышленного производства в Вологодской

области,%

Отрасль Год 2014 г. к

1990 2000 2005 2009 2011 2013 2014 1990 г., п.п.

Металлургическая 45 67,9 72 59,8 63,7 62,1 62,4 +17,4

Химическая 7 8,9 9,3 15,5 16,3 17,1 17,4 +10,4

Пищевая 9 5 6,4 9,5 7,1 7,7 7,5 -1,5

Деревообрабатывающая 13 6,2 4 3,8 3,5 4,4 4,4 -8,6

Машиностроительная 12 3,2 4,3 4,6 3,8 3,7 3,9 -8,1

Прочее 14 8,8 4 6,8 5,6 5 4,4 -9,6

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области [Текст] : стат. сб. /

Вологдастат. - Вологда, 2014; Социально-экономическое положение Вологодской

области [Текст] : доклад / Вологдастат. - Вологда, 2015. - С. 16.

На фоне передовых зарубежных стран (например, США, Германия, Япония) подобные преобразования крайне критичны, т.к. в структуре промышленного производства этих государств доля машиностроения существенно выше, чем в России. Высокий показатель по машиностроению в данных странах обуславливает высокий уровень социально-экономического развития, значительные масштабы проникновения современных технологий в различные сферы жизни общества, качество и востребованность продукции на мировом рынке и др.

Однако если основываться лишь на экспортно-сырьевой модели экономического роста, достичь подобного уровня в России невозможно. Для изменения данной ситуации, прежде всего, необходимо увеличение доли производства продукции четвертого и пятого технологических укладов. Следовательно, сейчас актуальным вектором промышленного развития в стране становятся производственная модернизация, увеличение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска, повышение производительности труда.

Важно отметить, что развитие отечественного машиностроения, прежде всего, сдерживают финансовые и трудовые ресурсы, а точнее - их недостаточность. Во-первых, высокая стоимость кредитов, оборудования, сырья и материалов, нехватка собственных денежных средств существенно тормозят внедрение новых технологий в производство. Во-вторых, производственные мощности отечественных предприятий в недостаточной степени обеспечены кадрами требуемого уровня подготовки. Так, наблюдается существенный дефицит высококвалифицированных рабочих ведущих профессий, руководителей низшего и среднего звена. Такое положение дел, в частности, в некоторой степени замедляет процессы (или в ряде случаев препятствует им) освоения производства новых видов продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на диверсификации промышленности в целом.

Следовательно, для решения сложившихся в промышленности проблем, развития машиностроения и активизации процессов

диверсификации необходимо осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию действия факторов, которые сдерживают промышленное развитие в России. В первую очередь, в финансовой и кадровой сферах требуется решение вопросов, способствующих увеличению доступности заемных средств для бизнеса, а также росту числа специалистов рабочих профессий и повышению уровня их подготовки.

Использованные источники:

1. Диверсификация в России: Потенциал региональных различий [Электронный ресурс]: Европейский Банк Реконструкции и Развития. -Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/publication s/specials/diversifymg-russia-russian.pdf

2. Митенев, В.В. Машиностроение Европейского Севера России [Текст] / В.В. Митинев. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2006. - 219 c.

3. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15 апреля 2014 года № 328

4. Пространственные аспекты развития региона [Текст] / под общей ред. д.э.н., проф. В.А. Ильина. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008. - 298 с.

Миклашова Е.В. магистр1 курс факультет «Экономика» Омский Государственный Университет Путей Сообщений

Россия, г. Омск

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ, НА ПРИМЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты функционирования естественных монополий, описываются основные проблемы на железнодорожном транспорте, а также реформа отрасли и её итоги.

Ключевые слова: естественная монополия, железнодорожный транспорт, реформа

Abstract: the article considers the theoretical aspects of functioning of natural monopolies, describes the main problems in railway transport, as well as the reform of industry and its outcome.

Keywords: natural monopoly, railway transport, reform Рынок естественных монополий представляет большой интерес, т.к. это единственный устойчивый вид монопольного рынка, который не имеет смысла превращать в другую структуру. Естественная монополия возникает, когда-либо ни одна другая структура рынка не обеспечивает рентабельный уровень производства, т.е. неотрицательность прибыли. Либо разделение монополиста не приводит к конкуренции. Обычно естественная монополия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.