Научная статья на тему '«Машина времени» г. Дж. Уэллса и проблемы хронотопа в современной науке и научной фантастике'

«Машина времени» г. Дж. Уэллса и проблемы хронотопа в современной науке и научной фантастике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1750
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРБЕР ДЖ.УЭЛЛС / ХРОНОТОП / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касинов Илья Николаевич

Статья посвящена важному и интересному вопросу о роли и трактовке хронотопа в современной науке и научной фантастике. В связи с чем, рассматривается один из ранних романов Гербера Дж.Уэллса «Машина времени». Так же в статье сравниваются подходы к решению этой проблемы в научно-фантастической традиции (от Уэллса до наших дней), и в среде представителей мировой науки. Проводится их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Машина времени» г. Дж. Уэллса и проблемы хронотопа в современной науке и научной фантастике»

«МАШИНА ВРЕМЕНИ» Г. ДЖ. УЭЛЛСА И ПРОБЛЕМЫ ХРОНОТОПА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ

И.Н. Касинов

«TIME MACHINE» OF G.J. WELLS AND PROBLEMS OF TIME AND PLACE INDEX IN CONTEMPORARY SCIENCE AND SCIENTIFIC FANTASY

Kasinov I.N.

The article views a very important and interesting question of role and interpretation of time and place index in contemporary science and scientific fantasy. In connection with it the author investigates one of G.J. Wells' early novels «Time Machine». The author of the article also compares different approaches to the solution of this problem in scientifically fantastic tradition (from G.J. Wells' time to nowadays) and in the sphere of representatives of world science. There is their comparative analysis.

Статья посвящена важному и интересному вопросу о роли и трактовке хронотопа в современной науке и научной фантастике. В связи с чем, рассматривается один из ранних романов Гербера Дж.Уэллса «Машина времени». Также в статье сравниваются подходы к решению этой проблемы в научно-фантастической традиции (от Уэллса до наших дней), и в среде представителей мировой науки. Проводится их сравнительный анализ.

УДК 820/89.09 + 11/12

Когда Уэллс начинал свой творческий путь, в самом разгаре была вторая НТР, суть которой была в том, что были технически освоены два вида энергии: электричество и бензин для двигателя внутреннего сгорания. Работали и достижения первой НТР, например, паровой двигатель. Шло ощутимое возрастание скоростей человечества, человек стал более энергично покорять пространство и время, над чем стали усиленно думать ученые и философы. Активизировались и процессы измерения пространства и времени, появилось понятие «хронотоп». Время, ранее измеряемое часами, этим простым механизмом, теперь прочно ассоциировалось с более сложно устроенной машиной - и это первым уловил именно Уэллс. И уловив, воплотил в гениальном образе машины времени, ставшим одним из лейтмотивом всей культуры ХХ века. А параллельно ему возник и «Миф машины» в книге Мамфорда. Образ машины, став новым архетипом, начал варьироваться, насыщаться новыми смыслами, не теряя при этом уловленной Уэллсом способности к обратимости времени, к активной связи времени с пространством. А уже после появления теории А. Эйнштейна - изменчивости связей пространства и времени в соответствии с ростом скорости.

Правда, конкретное воплощение образа машины времени у Уэллса было наивным с точки зрения современного человека. Но здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что машина времени эволюционирует параллельно науке, вбирая в себя новейшие науч-

Касинов И.Н.

««Машина времени» Г. Дж. Уэллса и проблемы хронотопа в современной науке...»

ные и технические открытия. Уэллс представил ее как нечто вроде будки с сидением. Но повторимся, гениальна была сама идея такой удивительной машины, которая превратила сказку в действительность, пусть и виртуальную. Эффектно была обрисована динамика работы машины - в рассказе о впечатлениях путешественника от ускорения хода времени.

Гениальность образа заключалась еще и в том, что машина позволяла выстроить панорамное видение смены эпох в будущей истории Земли. По сути, Уэллс дал гигантскую временную гиперболу - опять же впервые в мировой литературе. Если локомотив ускорил движение людей в несколько раз, то Уэллс «убыстрил» наше существование в сотни тысяч раз!

У Уэллса были предшественники еще в античной литературе, при зарождении жанра утопии. У древних авторов уход в утопию приравнивался, как правило, к уходу в прошлое (в счастливый Золотой Век). Впоследствии Свифт внес революционную по своей сути идею о превращении утопии в антиутопию. Новаторство же Г. Дж. Уэллса заключается в том, что он разработал проблему одновременно в техническом и социальном плане. Параллельно с его усилиями в сфере НФ к проблеме нового понимания хронотопа обращались философы (А. Бергсон).

Вклад в исследование проблемы пространства внес И. Кант, считавший, что пространство априорно и это обусловлено тем, что оно не является производным чувственного опыта, выступает определяющим такой опыт условием (6). Примерно такая же картина наблюдается и со временем: оно так же нами ощущается, хотя и не всегда. Проблему связи пространства и времени поднимает и физик М. Планк.

Структура нашей вселенной с точки зрения гармонии выглядит как упорядоченная последовательность измерений (13). О том, что наша Вселенная имеет многоуровневую структуру, догадывались еще древние. Так, славяне разделяли Вселенную на три измерения: Явь (мир людей), Горний мир богов, Подземный Мир. Сейчас ученые

пришли к выводу, что структура вселенной является последовательностью измерений (3-х, 4-х и т.д.) и все уровни материи имеют свой ритм. Об этом писал еще Пифагор, утверждавший, что в Космосе всегда будет Хаос, так как Хаос - это часть Космоса. Все частицы, от протонов до звезд, черных дыр и т.д., движутся по многим и не всегда четко определимым траекториям. Уже несколько миллиардов лет, со времен Большого Взрыва, когда наша вселенная, возможно, не превышала размеров атома, материя расширяется. Существует теория, утверждающая, что существо из более высокоорганизованного мира при попадании в более «простое» измерение будет обладать огромной силой и скорее всего станет там Богом

На основании исследований, проведенных в начале ХХ века М. Планком, сделано предположение о том, что физическое время напрямую зависит от пространства, и наоборот (14. С. 440), с той поправкой, что Земля в то же время зависит во многом от Солнца и частично от Луны.

Но возможно ли существование времени вне его носителя? В литературе такой вариант осуществим. Иногда авторы, работающие в жанре НФ и фэнтези, создают некие временные перекрестки между мирами. Другим распространенным способом является помещение объекта в некий энергетический кокон, как бы вырывающий его из временного потока. Это наблюдается у Р. Желязны в «Хрониках Эмбера», у М. Мур-кока в «Рунном посохе». Есть подобный мотив и в творчестве Г. Уэллса. В романе «Люди как Боги» (1922) он описывает «место», куда были отправлены земляне после их попытки захвата власти.

Согласно некоторым научным представлениям, на макроуровне Время имеет пять измерений, сохранившихся еще со времен «Большого взрыва», и отсутствие локальной упорядоченности этих временных потоков вполне возможно. Оно может привести к нарушению хронологии событий и, как следствие, к сдвигам причинно-следственных связей. По мнению американских исследователей С. Хокинга и Дж. Эл-лиса на макро уровне «принципы причинно-

сти и хронологического условия в физически реалистических решениях эквивалентны» (11). Косвенным доказательством факта неравномерного течения времени может служить и то, что материя во Вселенной распространена не равномерно, что выражается в ее так называемой «ячеистой структуре».

В начале времен, Время было сконцентрировано в сложный топологический «сгусток», группирующийся в пяти указанных измерениях. В современной НФ, данное явление принято называть мультивселенной (то есть совокупностью всех возможных вселенных). Вышеупомянутый «сгусток» указывает на возможность существования параллельных вселенных, развивающихся по своим собственным законам, отличающихся от наших деталями. Наиболее яркими образами мультивселенной мы считаем легендарные «Хроники Эмбера» Р. Желязны (4) и «Координаты чудес» Р. Шекли (12), а также произведения Василия Головачева, Ника Перумова, трилогию Л. Спрег де Кам-па «Дипломированный чародей».

Уэллс тоже подходил к выработке подобной концепции. В своей утопии «Люди как Боги» он нарисовал картину идеального мира, куда в результате научного эксперимента местных ученых пропадают несколько европейцев (10. С. 145). В свете последних научных событий эта ситуация уже не кажется такой уж фантастикой. Через несколько лет в Европе будет запущен один из крупнейших синхрофазотронов ЦЕРН (CERN). Ученые считают, что его мощности вполне хватит для создания микроскопической «черной дыры». Примерно такой же эксперимент проводили и «утопийцы» Уэллса, причем их опыт закончился появлением группы европейцев.

В процессе развития Вселенной происходит коллапс внутренних измерений Времени, и оно трансформируется в одномерную структуру (8). В ситуации, когда существует ярко выраженный временной мейнстрим, любые микроизменения в континууме, в том числе и работа машины времени (но явно не такой как у Уэллса), возможно, приведут к необратимым изменени-

ям мироздания (Р. Бредбери «И грянул гром»), но не к физическому уничтожению данного измерения. Но ведь, с другой стороны, само присутствие существа из другого измерения может привести к микроизменениям в системе. Примерно таких же взглядов придерживается и Кир Булычев в своем рассказе «Похищение чародея». Как выразился один из его героев: «Мы возьмем его к себе в момент смерти. Это не окажет влияния на ход исторических событий» (2) (подчеркнуто мной - И. К.). Но данный сценарий возможен лишь в том случае, если мы признаем тот факт, что система Времени имеет нелинейную структуру.

Однако, на взгляд писателей фантастов, более вероятен другой вариант, а именно, что физическое присутствие человека из другой эпохи (Г. Уэллс «Машина времени») и деятельность чужака (М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура») хотя и окажут огромное влияние на жизнь его современников, но уже их потомки неизбежно вернутся к своему предшествующему состоянию. Герой Твена развивает в Англии бурную деятельность по внедрению благ цивилизации XIX века в быт древних британцев, но все его «благие» действия не приводят к длительным измерениям. Все равно все заканчивается возвращением «на круги своя» - согласно легенде о короле Артуре. В финале «Машины времени» Уэллса Путешественник достает привезенный им из будущего цветок, и ничего катастрофического в нашем измерении не происходит, хотя для морлоков и элоев вторжение изобретателя означало серьезную встряску. Отчасти эта ситуация использовалась еще Свифтом в «Путешествиях Гулливера». В утопии Уэллса «Люди как боги» с героем происходят некие изменения в его биометрических параметрах, но они носят скорее символический, нежели космогонический характер. Хотя автор предвидит возможные опасности путешествий между мирами, приводя в пример появление в «Утопии» неизвестной болезни, завезенной чужаками. Тема бактериологической опасности была поставлена Уэллсом еще в «Войне Миров». Правда там она не имела

Касинов И.Н.

««Машина времени» Г. Дж. Уэллса и проблемы хронотопа в современной науке.»

«обратной связи», люди не подверглись атаке микробов марсиан.

Современная наука рассматривает время с точки зрения одного из двух возможных классов: реляционного или суб-станционального.(8) Реляционный подход характеризует Время как координату. А в субстанциональном - Время является не только координатой, но и обладает рядом априорных физических свойств. Что впервые было замечено опять-таки древними людьми и нашло свое отражение в учении о Богах времени (Хроносе и Сатурне). Тогда учение о времени сводилось к простому наблюдению, что время движется по кругу, иначе как бы мы могли объяснить миф о Зевсе, который сумел вернуть из небытия своих братьев и сестер. Хотя смерть Бога это не столько смерть, это скорее некий глубокий сон, кома. Но более вероятно, что этот миф относится скорее к Богам плодородия, жизнедеятельность которых подчинялась природным циклам. Герберт Уэллс, переосмыслив многие мифологические архетипы, отметил тот простой факт, что время является такой же стихией, как например вода или воздух.

Основной вывод из нашей работы состоит в том, что понятие пространственно-временного континуума (хронотоп) имеет сходную структуру как в современной науке, так и в научной фантастике. Косвенным объяснением этой общности может служить тот факт, что метажанр НФ имеет во многом общую с наукой идейную базу. Например, лауреат премии Ньюбулы Грегори Бенфорд определяет НФ как направление, «...пронизанное не столько научной проблематикой, сколько атмосферой научной деятельности, оценивающей социальные последствия тех или иных научных результатов» (3).

Повторимся: творчество Уэллса и следующих за ним фантастов (П. Андерсона, М. Крайтона, Г. Гаррисона и др.) характеризуется тем, что победа над Временем стала осуществляться с помощью машины, что нашло свое отражение и в философии Л. Мамфорда («Миф Машины»). Новаторский вклад Уэллса в том, что он первым обратил

внимание не только на метафизическую природу самого времени, но и начал разрабатывать комплекс технико-философских проблем, встающих перед путешественником во времени. Победа над Временем (пусть только виртуальная) явилась очередным торжеством человеческого Разума во вселенском масштабе. Но это насторожило Ницше, еще до романа Уэллса. Машина Времени может быть рассмотрена как предостережение самонадеянному человечеству. Ведь убив Бога и заменив его сверхмеханизмом, мы уничтожим свою цивилизацию, а будет ли новая культура лучше? Так же хотелось бы отметить и тот факт, что изменилась не столько сама Машина (означающее), сколько ее идея (означаемое). Если у Уэллса это инструмент познания мира, то у Бредбери и Гаррисона это инструмент для зарабатывания денег.

Добавим, что популярный среди фантастов при описании путешествия во времени «эффект бабочки», по мнению некоторых физиков, используется ими не совсем корректно. То есть эффект наблюдается лишь в том случае, если система не линейна и переход на следующую стадию обусловлен полным уничтожением предыдущей. Малейшие изменения, скорее всего, уничтожат систему после прохождения нескольких периодов. Наиболее ярким примером применения «эффекта бабочки» в НФ до сих пор остается рассказ Рея Бредбери «И грянул гром» (1).

Пожалуй, небольшие отличия наблюдаются только в трактовке пространства. Проблема пространства в литературе вообще и в НФ в частности, теснейшим образом связана с проблемой композиции. Часто композиция строится или по линейному, или по эллиптическому принципу, который по своей сути опять же соответствует алгоритму движений нашей галактики. А образ машины времени живет и далее, варьируясь и трансформируясь подчас до неузнаваемости и в зависимости от все усложняющихся представлений науки и философии наших дней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бредбери Рей. И грянул гром [e ресурс] / http://www. lib.ru.

2. Булычев К. Похищение чародея [е ресурс ]/ К. Булычев. http://www. lib.ru.

3. Гаков, Вл. «Две ипостаси Грегори Бедфорда» [е ресурс] / Вл. Гаков. http://www. outzone. ru

4. Желязны Р. Девять принцев Эмбера [текст] /Роджер Желязны. - СПб., 1992.

5. Злобин И.В. К вопросу о расширенной структуре времени [е ресурс] / И.В. Злобин. http://www. kolumbus.fi/zlobina. marina/miz. html

6. Кант И. Собрание сочинений в 6 томах [текст]: т. 2. /И. Кант. -М., 1964-1966.

7. Кант И. Собрание сочинений в 6 томах [текст]: т. 3. /И. Кант. -М., 1964-1966.

8. Коротаев С. М., Новые подходы к проблеме времени [текст] // Земля и Вселенная. -1989. - С. 53.

9. Уэллс Г. Дж. Машина времени [текст]: Собрание сочинений: в 15 т. Т. 1. - М.: Правда, 1964.

10. Уэллс Г. Дж. Люди как боги [текст] // Собрание сочинений: в 15 т. Т. 5. - М.: Правда, 1964.

11. Хокинг С., Эллис, Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени [текст]: С. Хокинг, Дж. Эллис. -М.: Мир, 1977.

12. Шекли, Р. Координаты чудес [текст] / Роберт Шекли. - СПб., 1992.

13. Imaev, A. The Aim of meditation. The Great Transition [e ресурс] / A. Imaev. http://www. waytoc. ru.

14. Planck, M. Sitzungsberichte Preus. Akad. Wiss [текст]. 1899. - 404 c.

Об авторе

Касинов Илья Николаевич, аспирант кафедры литературы Балашовского филиала Саратовского государственного университета, ассистент кафедры английского языка. Сфера научных интересов - проблема научной фантастики как мета-жанра, мифология как одна из основ современной НФ, учение об архетипах коллективного бессознательного (К.-Г. Юнг и др.) и его влияние на научную фантастику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.