Научная статья на тему 'Маржинальный анализ затрат на производство продукции (на примере ОАО "Саранский телевизионный завод")'

Маржинальный анализ затрат на производство продукции (на примере ОАО "Саранский телевизионный завод") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ECONOMIC ANALYSIS / MARGIN ANALYSIS / FIXED COSTS / VARIABLE COSTS / BREAKEVEN SALES / OPERATING LEVERAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наместников Алексей Сергеевич

В статье рассматривается роль маржинального анализа в управлении промышленным предприятием. Рассмотрены, на примере ОАО «Саранский телевизионный завод» влияние затрат на прибыль предприятия, а так же рассмотрены безубыточный объем продаж, найден запас финансовой прочности и эффект операционного рычага данного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маржинальный анализ затрат на производство продукции (на примере ОАО "Саранский телевизионный завод")»

УДК 658

Наместников Алексей Сергеевич, студент ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Мордовский Государственный Университет им. Н. П. ОГАРЁВА»

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «САРАНСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ЗАВОД»)

Аннотация: В статье рассматривается роль маржинального анализа в управлении промышленным предприятием. Рассмотрены, на примере ОАО «Саранский телевизионный завод» влияние затрат на прибыль предприятия, а так же рассмотрены безубыточный объем продаж, найден запас финансовой прочности и эффект операционного рычага данного предприятия.

Ключевые слова: экономический анализ; маржинальный анализ; постоянные затраты; переменные затраты; безубыточный объем продаж; операционный рычаг.

Summary: The article discusses the role of marginal analysis in the management of industrial enterprise. Is considered by the example of JSC "Saransk Television Plant" the impact of costs on business profits, as well as considered the break-even sales, found a stock of financial strength and the effect of operating leverage of the company.

Keywords: economic analysis; margin analysis; fixed costs; variable costs; breakeven sales; operating leverage.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации в экономике, руководителю предприятия приходится принимать огромное количество управленческих решений, каждое из которых в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Значительную роль в принятии таких решений отводится маржинальному анализу затрат, который основывается на соотношении «затраты-объем-прибыль» (Cost -Volume -Profit; CVP - анализ). Расчет критического объема производства, определение оптимальной цены реализации продукции, оценка эффективности изменения технологии производства, обоснование необходимости принятия нового заказа - далеко не полный перечень задач, который можно решить, применив методику маржинального анализа. Обладая достаточно разнообразным

инструментарием, он позволяет проводить максимально точные расчеты, и, следовательно, получать подлинную информацию. И потому, на наш взгляд, при эффективных управленческих решениях обойтись без маржинального анализа не представляется возможным.

Рассмотрим роль переменные и постоянные затраты в управлении деятельностью предприятия на примере ОАО «Саранский телевизионный завод». Для начала анализа необходимо разделить все расходы предприятия на переменные и постоянные, что практически невозможно по данным бухгалтерской отчетности. Такое деление позволяет провести анализ критического объема продаж, с помощью которого можно оценить степень коммерческой надежности организации, то есть ее устойчивость к снижению спроса и соответственно объема продаж. [1]

Переменными считаются затраты, которые в сумме изменяются пропорционально изменению объема производства, но в расчете на единицу продукции остаются неизменными. Так, на ОАО «Саранский телевизионный завод» к переменным затратам относятся материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, затраты на энергию и газ, прочие затраты. К постоянным затратам на предприятии относятся общепроизводственные расходы, коммерческие расходы, прочие расходы. [2]

Так фактические данные о составе переменных и постоянных затрат годы представлены в таблице!.

Таблица 1 - Состав переменных и постоянных затрат на ОАО «Саранский телевизионный завод»

за 2013-2015 гг.

Виды затрат Сумма тыс. р. Пророст, %

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Переменные затраты (всего): 3834076 4883722 5501270 43,48

материальные затраты 2896368 3720404 4272599 47,52

затраты на оплату труда 687420 841035 864893 25,82

отчисления на соц. нужды 195189 238528 257683 32,02

амортизация 50573 80192 101460 100,62

прочие затраты (упаковка, затраты на газ, электроэнергию, воду и др.) 4526 3563 4635 2,41

Постоянные затраты (всего): 62719 94977 139338 122,16

общепроизводственные расходы 13974 4325 41412 196,35

коммерческие расходы 11622 11172 12801 10,14

прочие расходы 37123 79480 85125 129,31

По данным таблицы можно увидеть, что переменные затраты за анализируемый период по всем статьям затрат увеличились, их прирост за три года составил 43,48%. Такой рост в основном обеспечен за счет прироста материальных затрат и амортизации, в 47,52% и 100,62% соответственно. Произошло увеличение и по статьям постоянных затраты за анализируемый период, с приростом в 122,16%, обеспеченным в большей мере ростом общехозяйственных расходов с приростом в 196,16% и прочих расходов с приростом в 129,31%.

Такая негативная тенденция роста затрат, как переменных, так и постоянных затрат говорит о неправильной политике регулирования и управления затратами.

На основе полученных данных мы рассчитали значение критического объема продаж, который определяется по формуле:

Безубыточный объем продаж = Постоянные расходы / (1 - Переменные расходы / Выручка)

Фактические значения безубыточного объема продаж на ОАО «Саранский телевизионный завод» представлены в таблице 2.

Анализируя данные представленные в таблице 2, можно сделать вывод: за данный период наблюдается рост выручки предприятия, что является положительным моментом в его деятельности. Переменные и постоянные затраты за анализируемый период так же имеют тенденцию к увеличению. Однако несмотря на рост выручки прибыль от продаж данного предприятия имеет снижение в 2015 году, что обусловлено ростом в основном переменных затрат.

Таблица 2 - Анализ безубыточности по производству продукции на ОАО «Саранский

телевизионный завод» за 2013-2015 гг.

Сумма тыс. р. Пророст, %

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. к 2015 г. к

Показатель 2013 г. 2014 г.

Выручка 4323597 5166051 6650414 53,81 28,73

Переменные затраты 3834076 4883722 5501270 43,48 12,64

Постоянные затраты 62719 94977 139338 122,16 46,70

Прибыль (убыток) от продаж 586968 818821 780 092 32,90 -4,72

Безубыточный объем продаж 553953 1737887 806387 45,56 -53,59

Что касается безубыточного объема продаж за рассматриваемый период, то можно проследить его резкое снижение в 2015 году. Это говорит о том, что для выхода на безубыточный объем производства предприятие в 2015 году должно реализовывать на 53,59 % меньше продукции, чем в 2014 г.

На основе этих данных можно представить основные источники роста прибыли. Во-первых, при неизменности точки безубыточности, возможно расширить деятельность предприятия за счет повышения объема продаж. Во-вторых, вариант снизить критический объем продаж за счет: снижения переменных расходов и поднятием продажных цен, а так же за счет поиска резервов снижения постоянных затрат.

Для полноты анализа рассчитаем запас финансовой прочности, который определяется по формуле:

ЗФП = (Выручка - Точка безубыточности) /Выручка * 100%, ЗФП = (6650414-806387)/ 6650414*100%=87,9%

Так на данном предприятии запас финансовой прочности равен 87,9%. Это означает, что при неблагоприятном изменении рыночной конъюнктуры предприятие может снизить свою выручку на 87,9%, прежде чем достигнет точки безубыточности.

Важным элементом маржинального анализа является операционный рычаг, показывающий уровень предпринимательского риска. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда обязательно приводит к более сильному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага будет зависеть от величины постоянных расходов: чем выше уровень постоянных расходов, тем больше сила воздействия операционного рычага. Так эффект операционного рычага рассчитывается по формуле:

ЭОР = Маржинальная прибыль /прибыль от продаж, ЭОР = (6650414-5501270) / 780092 = 1,47

Эффект операционного рычага на данном предприятии равен 1,47. Это показывает, что при изменении выручки на 1%, прибыль увеличивается на 1,47%. При благоприятной конъюнктуре рынка высокое значение операционного рычага позволяет предприятию увеличивать свою прибыль. Однако, в условиях экономической нестабильности, при снижении платежеспособного спроса потребителей продукции, высокое значение операционного рычага значительно ухудшает финансовые результаты предприятия. Это связано с тем, что каждый процент снижения выручки приводит к еще большему падению прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Проведенный маржинальный анализ затрат позволяет сделать вывод о том, что на ОАО «Саранский телевизионный завод» в 2015 году наблюдается неэффективное управление затратами, что подтверждается снижением прибыли от продаж в 2015 году, несмотря на рост объемов производства, так как выросли переменные и постоянные расходы предприятия. В целях эффективного управления переменными затратами целеполагающим фактором должно стать обеспечение постоянной их экономии за счет рост объема производства и продаж.

Таким образом, использование инструментов маржинального анализа при принятии управленческих решений поможет ЛПР: осуществлять выбор продуктовых групп, приносящих наибольшую прибыль; принимать решения об объеме выпуска отдельных видов продукции; определять критический объем производства; определять запас финансовой прочности; уровень предпринимательского риска.

Библиографический список

1. Аширова А. Р., Москалева Е. Г. Выявление взаимосвязи «затрат», «издержек» и «расходов» зависящих от положения ресурсов // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1340-1344.

2. Давыдова В. В. Зарубежный опыт учета и анализа / В. В. Давыдова, Е. Г. Москалева, Н. А. Горбунова. - Саранск, 2011. 120 с. (2-е издание, дополненное и исправленное)

3. Дергунова Е. О., Москалева Е. Г. Стратегия управления эффективным ресурсопотреблением // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1255-1260.

4. Москалева Е. Г., Кузнецов М. Е. Анализ производственных затрат в реализации ресурсосбережения // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 13571363.

5. Москалева Е.Г., Повышение эффективности деятельности стратегических предприятий республики Мордовия // Системное управление. -2016. - № 1 (30). - С. 25.

6. Сауткина Л. С., Москалева Е. Г. Маржинальный анализ затрат на производство продукции на перерабатывающих предприятиях // Контентус. 2015. № 3 (32). С. 65-68.

7. Чекалдаева Ю.А., Москалева Е. Г. Совершенствование финансовой стратегии бизнес - субъекта (на примере машиностроительного предприятия Республики Мордовия ОАО «Станкостроитель») // Экономика и социум. 2015. № 13 (14). С. 1328-1333.

8. Чернова Ю.В. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления денежными потоками / В сборнике: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию экономического факультета. Кинель, 2014. С. 227-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.