Научная статья на тему 'Марта Шварц - смелый создатель бетонных лужаек'

Марта Шварц - смелый создатель бетонных лужаек Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марта Шварц - смелый создатель бетонных лужаек»

Марта Шварц - смелый создатель бетонных лужаек.

М.В.Лазарева

Ландшафтный дизайн можно определить как способ восприятия того, что представляет собой человек и каково его отношение к природе и Вселенной. Развитие творческой философии Марты Шварц началось с идеи о том, что люди, пользуясь благами матушки-природы, одновременно разрушают ее. Став материалистами, они утратили связь с окружающей средой и потеряли способность осознания самих себя. Исчезновение этой связи человека с природой не оттолкнуло Марту, а, наоборот, послужило отправной точкой ее вдохновения.

Марта изучала скульптуру в Школе изящных искусств университета штата Мичиган, затем ее интересы изменились, и в 1976 году она окончила курс по ландшафтной архитектуре в Школе дизайна Гарвардского университета.

Свою работу Марта начала в Бостоне, в восточной группе компании SWA. C 1983 года она и Питер Уолкер становятся лидерами движения, которое пытается вернуть в ландшафтную архитектуру элементы конструктивизма, утерянные в 1960-1970-х годах. В это время, когда создавалось много бессодержательных, основанных на идее «близости к природе» проектов, Марта Шварц и Уолкер выбирают свои решения, предпочитая искусственное принятым критериям «натуральности», как и Ленотр, пытающийся подчинить природу своей воле, или Фрэнк О.Гери, который желал заменить природу созданными человеком искусственными материалами.

Марта, не боясь быть неправильно понятой, не имея четко спланированной программы, становится настоящим исследователем. Даже черпая вдохновение в минимализме, она уверена в том, что можно улучшить условия жизни путем создания общественных проектов для широких слоев населения. Ее требования близки требованиям художников-экологов, основанным на представлении о ландшафтном дизайне не только как об искусстве, но и как о науке на службе у человека.

В 1990 году Марта основала собственную компанию, где окружила себя высококвалифицированными профессиона-

Сплайс Гарден. Четкая геометрия французского и спокойствие восточного садов дополняют друг друга в этом проекте, полностью созданном из искусственных материалов

лами в области ландшафтного дизайна, способными пересмотреть традиционные концепции, а также стремящимися изучить отношения между искусством, культурой и ландшафтом.

Первые работы сразу стали предметом дискуссий, а творческая философия долго не признавалась критиками.

В 1979 году Марта создала проект Бейгел Гарден (Бэк Бей, Бостон), который появился на обложке январского журнала «Ландшафтная архитектура» за 1980 год и вызвал оживленные споры. Эта работа состоит из более чем оригинальных фигур и форм: 96 «бубликов», покрытых полиуретаном и пурпурным аквариумным гравием, расположенных в строгом порядке, типичном для французского сада, с японским кленом, рядами агератума и четко подстриженной изгородью. Дизайн получился вполне эстетичным, но едва уловимая ирония не всем пришлась по вкусу.

В 1986 году был завершен Сплайс Гарден, Уайтхедский институт биомедицинских исследований, Кембридж, штат Массачусетс. Марту обвинили в ненависти к природе, совершенно не принимая во внимание тот факт, что она работала в очень жестких бюджетных рамках. Под строительство было отведено небольшое место на десятом этаже здания, конструкция которого не была рассчитана на дополнительный вес земли, растений и других материалов. Но дизайнер справилась и создала сад, используя искусственный дерн, пластиковые растения, цветной гравий, листы стали. Пространство контрастирует со строгой геометрией классического французского сада. Есть в нем островок японского сада Дзен. Сплайс Гарден кажется причудливой, даже эксцентричной, но полной жизни формой. Этот проект служит фундаментом для исследований высоких технологий, которые проводятся на участке, известном как АИИ (Аллея искусственного интеллекта).

Работа для Торгового центра Рио получила награду ASLA 1989 года. Здесь Марта использовала язык конструктивистов в трехмерной манере живописи Эль Лисицкого. Прежде всего обращают на себя внимание две детали: геодезическая сфера

Торговый центр Рио. Основные компоненты ландшафтного дизайна - геодезическая сфера и черный пруд с золотыми лягушками

около 12 метров высотой, испускающая пар через равные промежутки времени, и черный бассейн, разлинованный нитями оптического волокна, которые блестят ночью. Эти нити поддерживаются золотыми лягушками, сделанными из пластика. Чистейшей воды китч!

С 1986 по 1988 год Марта работает над проектом для Центра инновационных технологий в Фейрфаксе, штат Вирджиния, создающимся на площадке для прогулок - эспланаде, рядом с такими известными проектами компании «Архитектоника Интернешнл», как Башня Центра инновационных

Бектон Дикинсон атриум. Одна из самых длинных перспектив внутреннего прохода. Вид на ряд пальмовых деревьев

4 2008 19

технологий или здание Концерна по созданию программного обеспечения. Глядя со стороны на произведение Марты, легко уловить тонкие связи между зданиями и характером деятельности находящихся в них компаний. Как говорит сама Шварц, «все мои работы вращаются вокруг мистических связей, существующих в геометрии». Ее ландшафтный проект -ответ архитектуре. На широких террасах скомбинированы площадки деревьев с площадками дорожек, создающими геометрический дизайн тонов и текстур, контрастирующих со стенами здания.

Из этой же серии БектонДикинсонАтриум (1989-1990) в Бектон Дикинсон центре иммуноцитрометрии в г. Сан-Хосе, штат Калифорния. В этот короткий период имя Марты Шварц ассоциировалось с именами Кена Смита и Дэвида Мейера. В центре здания - внутренний атриум. Он был выбран для создания бетонного сада, который является как архитектурной деталью, так и частью ландшафтного дизайна, и служит в равной степени как улицей, так и садом. Сад протянулся на

145 метров и состоит из зеленых и черных дорожек, создающих своего рода изменчивую геометрическую решетку, «изгородь», сделанную из деревянных панелей, которые различаются по высоте и ширине, а в основании обвиты ампельными (вьющимися) растениями. Бортики фонтанов выложены голубой плиткой, водосточные трубы сделаны в форме желто-оранжевых шаров, в цилиндрических красноватых цветочных горшках растут сансивьеры. Место для гуляний выделено с помощью ряда пальмовых деревьев в центральной части. Эта работа принесла дизайнеру еще одну награду ASLA в 1991 году.

В резиденции Дикинсон в г. Санта-Фе, штат Нью-Мексико (1990-1991), Марта Шварц стремилась к тому, чтобы дом вписался в окружающее пространство, и в работе сочетала различные технологии, в частности, применяла «лепную работу». Не желая отходить от местных архитектурных традиций, она выбирала привычные материалы, такие как гравий, кирпич, красную и разноцветную черепицу, использовала

Резиденция Дикинсон. Вид на город Санта-Фе с террасы.

Ночной вид фонтанов-четырехугольников с разноцветной подсветкой

Цитадель. Геометрическая абстрактная композиция с рядами пальм, посаженных в белые, задерживающие воду емкости, похожие на покрышки. Абиссинский стиль здания на заднем плане сочетается с ландшафтом

растения местной флоры - оливы, каменные сосны, юкки, тополя и цветущие сливовые деревья. Готовый проект гармонирует с природой: солнце превращает яркие краски в пылающие, четыре фонтана подсвечиваются ночью, шум воды наполняет сад жизнью, а сеть дренажных каналов орошает деревья.

Цитадель, штат Калифорния (1990-1991), создана под впечатлением от дизайна «зиггурат» (ступенчатой пирамиды) располагавшейся здесь ранее фабрики. На шахматной доске с серыми, зелеными и цвета охры дорожками - ряды финиковых пальм, посаженных внутри вазонов, похожих на белые автомобильные покрышки.

В 1994 году Марта получила новое предложение: сделать для города Балтимор, штат Мэриленд, оригинальную набережную. Проект очень сложный, необходимо было преобразовать пространство в место для приятных прогулок,

площадки для кафе, информационные бюро для туристов и серию ориентиров, таких как Парк голубого краба и Спираль естественной истории. Мрамор, кирпич, бетон, гранит и бронза в сочетании с освещением, цветовыми эффектами, растениями, растущими на дерне, и разнообразными деревьями - все это образует уникальный ландшафт Внутренней гавани Балтимора.

Работы Марты Шварц шокируют не только общественное мнение, но даже коллег-профессионалов. Ее любовь к агрессивным цветам и неожиданным, непривычным материалам, близость к поп-арту вызывали бурные дебаты и даже возмущение. Но несмотря на это, Марта является одним из самых популярных ландшафтных архитекторов, чьи произведения подчинены законам экологического проектирования и в чьих проектах разработаны новые методики создания садов и экологических парков.

4 2008 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.