Научная статья на тему 'МАРШРУТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ МЕТОДА "СОВМЕЩЕННЫХ МАТРИЦ'

МАРШРУТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ МЕТОДА "СОВМЕЩЕННЫХ МАТРИЦ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
228
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРШРУТИЗАЦИЯ / ХОЛОСТАЯ ЕЗДКА / ГРУЖЕНАЯ ЕЗДКА / МАТРИЦА / МЕТОД "СОВМЕЩЕННЫХ МАТРИЦ" / ROUTING / IDLE DRIVING / LOADED DRIVING / MATRIX / METHOD OF "COMBINED MATRICES"

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мингазов Р.Р.

В данной статье представлены результаты разработки маршрутов движения подвижного состава при помашинных отправках на основе метода «совмещенных матриц». Для разработанных маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности использован коэффициент использования пробега подвижного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTING OF FREIGHT TRAFFIC ON THE BASIS OF "COMBINED MATRICES

This article presents the results of the development of routes for rolling stock in case of machine-to-machine shipments on the basis of the method of "combined matrices". For the developed pendulum and ring routes as a criterion of their efficiency, the coefficient of use of the rolling stock mileage is used.

Текст научной работы на тему «МАРШРУТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ МЕТОДА "СОВМЕЩЕННЫХ МАТРИЦ»

УДК 656

Мингазов Р.Р. студент 4 курса инженерно-технологический факультет Елабужский институт

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Россия, г. Елабуга

МАРШРУТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ МЕТОДА

«СОВМЕЩЕННЫХ МАТРИЦ

Аннотация. В данной статье представлены результаты разработки маршрутов движения подвижного состава при помашинных отправках на основе метода «совмещенных матриц». Для разработанных маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности использован коэффициент использования пробега подвижного состава.

Ключевые слова: маршрутизация, холостая ездка, груженая ездка, матрица, метод «совмещенных матриц».

Mingazov R.R. 4th year student faculty of engineering and technology Elabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University»

Russia, Elabuga ROUTING OF FREIGHT TRAFFIC ON THE BASIS OF "COMBINED MATRICES

Annotation. This article presents the results of the development of routes for rolling stock in case of machine-to-machine shipments on the basis of the method of "combined matrices". For the developed pendulum and ring routes as a criterion of their efficiency, the coefficient of use of the rolling stock mileage is used.

Keywords: routing, idle driving, loaded driving, matrix, method of "combined matrices".

Маршрутизацией перевозок называют процесс составления рациональных маршрутов движения автомобилей, обеспечивающих сокращение непроизводительных холостых и нулевых пробегов в целом по маршруту движения подвижного состава. При этом работа подвижного состава должна обеспечивать наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок [1].

На практике часто возникает задача маршрутизации перевозок при помашинных отправках грузов, при которой каждый отдельный автомобиль загружается в адрес только одного потребителя.

Множество существующих программ по маршрутизации перевозок не дают желаемого результата: не обеспечивается учет всех ограничений и параметров, существующих в реальной системе (время в наряде, закрепление

автомобилей за клиентурой и т. д.); возникает необходимость корректирования (составление графиков движения, графика работы погрузочно-разгрузочного пункта), что иногда приводит к отклонениям от полученного варианта.

Одним из распространённых методов маршрутизации является метод совмещенных матриц, суть которого заключается в том, что вначале выявляют маршруты перевозок, которые целесообразно выполнять по маятниковым маршрутам, а остальные объединяют в кольцевые [2; 3]. Практика деятельности многих организаций занимающихся перевозками грузов показывает, что опыт использования данного метода при помашинных отправках отсутствует.

В рамках нашего исследования нами были разработаны на основе применения метода «совмещенных матриц» маршруты движения автомобилей ООО «Автосила» при помашинных отправках грузов.

Согласно алгоритму решения нами были определены пункты отправления груза, пункты получения груза (согласно заявкам на перевозку) и пункт размещения автомобилей ООО «Автосила», а также расстояния между этими пунктами. Требовалась так организовать процесс перевозок, чтобы был перевезен весь груз и при этом суммарный пробег автомобилей без груза был минимальным.

Согласно алгоритму решения транспортной задачи методом «совмещенных матриц» оптимальный вариант перевозок можно получить, решая транспортную задачу на минимум холостых пробегов. Удобнее это сделать через количество ездок, для чего вначале, выбрав необходимый подвижной состав, нами был выбран КАМАЗ-6580 с грузоподъемностью 10 т, мы определили количество ездок по каждому маршруту.

После этого, согласно алгоритму, мы решили задачу составления оптимального плана подачи подвижного состава под загрузку (таблица 1).

Таблица 1 - Оптимальный план холостых ездок

ГО ГП Итого по вывозу, ед

В1(8) В2(12) В3(7) В4(9) В5(14)

А1(14) 22 26 (3) 21 (7) 23 28 10

А2(12) 20 (5) 24 (5) 19 21 26 10

А 3(30) 38 42 37 39 44 (10) 10

А 4(19) 27 31 26 (9) 28 (3) 33 12

А 5(24) 32 36 31 33 (10) 38 (1) 11

Итого по ввозу, ед 5 8 16 13 11 53

Затем определили груженые ездки, которые необходимо выполнить согласно заявкам. Таким образом, получается совмещенная матрица холостых и груженых ездок (таблица 2).

Таблица 2 - Совмещенная матрица холостых и груженых ездок

ГО ГП Итого по вывозу, ед

В1(8) В2(12) В3(7) В4(9) В5(14)

А1(14) 22 26 (3) 2 21 (7) 23 3 28 5 10

А2(12) 20 (5) 24 (5) 19 3 21 4 26 3 10

А 3(30) 38 5 42 2 37 3 39 44 (10) 10

А 4(19) 27 31 4 26 (9) 5 28 (3) 3 33 12

А 5(24) 32 36 31 5 33 (10) 3 38 (1) 3 11

Итого по ввозу, ед 5 8 16 13 11 53

После составления совмещенной матрицы мы определили маятниковые маршруты.

Для составления кольцевых маршрутов построили замкнутые контуры. Каждый построенный контур соответствует кольцевому маршруту (таблица

3).

Таблица 3 - Контур для кольцевого маршрута

ГО ГП Итого по

В1(8) В2(12) В3(7) В4(9) В5(14) вывозу, ед

А1(14) 22 26 21 23 28 8

(1) (7) 3 5

А2(12) 20 24 19 21 26 10

(5) (5) 3 4 3

А 3(30) 38 42 37 39 44 10

5 2 3 (10)

А 4(19) 27 31 26 28 33 4

4 (4)

А 5(24) 32 36 31 33 38 7

5 (7) 2

Итого по 5 6 11 7 10 53

ввозу, ед

После этого составили схему данного маршрута и маршрутный лист (таблица 4).

Таблица 4 - Ма

эшрутньш лист кольцевого маршрута

Пункт отправки Время отправки Пункт назначения Время прибытия Наименование груза ^зд 1Х Qт

«Автосила» 800 А1 817 - - - - -

А1 823; 1126; 1429 В5 857; 1200; 1503 Песок 84 3 30

В5 904; 1207; 1510 А3 957; 1300; 1603 132

А3 1003; 1306; 1609 В3 1048; 1351; 1654 Щебень 111 3 30

В3 1055; 1358 А1 1120; 1423 42

В3 1701 «Автосила» 1709 - - - - -

Для разработанных маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности мы использовали коэффициент использования пробега подвижного состава. Расчеты показывают, что при таком плане перевозок меньше будут расходоваться ресурсы на перемещение подвижного состава без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок.

Использованные источники:

1. Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э Горев. Е. М. Олещенко. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -256 с.

2. Пугачев И. Н. Организация и безопасность движения: Учебное пособие. -Хабаровск: Изд. ХГТУ, 2004. - 232 с.

3. Рябчинский, А. И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Рябчинский, В. А. Гудков, Е. А. Кравченко. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.