Научная статья на тему 'МАРОККО: НОВЫЙ ВИТОК СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ'

МАРОККО: НОВЫЙ ВИТОК СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Марокко / Франция / Средиземноморье / сотрудничество / безопасность / культура и образование / Morocco / France / Mediterranean Region / cooperation / security / culture / education

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петкова Елена Васильевна

В статье проводится исследование франко-марокканского сотрудничества в рамках многосторонней политики в Средиземноморском регионе. Автор рассматривает политическое, экономическое, энергетическое, культурное взаимодействие, а также сотрудничество в области безопасности в двустороннем и многостороннем форматах и выявляет основные направления взаимодействия в рамках региональных инициатив Средиземноморья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOROCCO: A NEW TURN IN FRANCE'S MEDITERRANEAN POLICY

The article explores co-operation between France and Morocco within the frames of the multilateral policy in the Mediterranean Region. The article considers political, economic, energy, cultural and security cooperation in bilateral and multilateral formats and identifies the main directions of interaction within the regional initiatives of the Mediterranean Region. The author describes the political interaction between France and Morocco in the Mediterranean Region as heterogeneous and changeable one.

Текст научной работы на тему «МАРОККО: НОВЫЙ ВИТОК СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ»

KOKLIKOV Vladimir Olegovich, Senior Lecturer at the Chair for Modern Eastern and African Studies, Russian State University for the Humanities (6 Miusskaya Sq, Moscow, Russia, 125993; azzuro@list.ru)

IMAGE OF THE IRANIAN POLITICAL FIGURE

A.A. HASHEMI-RAFSANJANI IN THE OFFICIAL MEDIA

OF IRAN AFTER HIS DEATH

Abstract. Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani is an outstanding Iranian political and religious figure. From his youth, he began to fight the Shah's regime, and together with his comrades from among the clergy, he came to power in Iran in 1979, creating an Islamic regime. Rafsanjani held many leading positions in the Islamic regime, including Speaker of Parliament (19801989) and President (1989-1997). He was known as a representative of the pragmatist camp and advocated compromise and resolution of differences in the Iranian political system. Since his death, many Iranian politicians and clerics have spoken of Rafsanjani's outstanding qualities and talents and his role in preserving and strengthening Islamic rule. Keywords: Iran, Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani, Islamic Revolution, President, pragmatism, clergy

ПЕТКОВА Елена Васильевна — аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук (факультет) Московского государственного лингвистического университета (119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1; т^геетап1892@ gmail.com)

МАРОККО: НОВЫЙ ВИТОК СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

Аннотация. В статье проводится исследование франко-марокканского сотрудничества в рамках многосторонней политики в Средиземноморском регионе. Автор рассматривает политическое, экономическое, энергетическое, культурное взаимодействие, а также сотрудничество в области безопасности в двустороннем и многостороннем форматах и выявляет основные направления взаимодействия в рамках региональных инициатив Средиземноморья.

Ключевые слова: Марокко, Франция, Средиземноморье, сотрудничество, безопасность, культура и образование

Введение

Франция и Марокко являются давними партнерами во многих областях, и их взаимодействие получило новый импульс с приходом на пост президента Франции Эммануэля Макрона. Этот период отличается не только сотрудничеством в экономической и политической сферах, но также взаимодействием в области энергетики, телекоммуникаций, культуры и образования. Важно отметить, что Марокко и ряд других стран Северной Африки вписаны не только в рамки африканской, но и средиземноморской политики Франции. Регион выделен в качестве отдельного объекта взаимодействия в политических, эконмических и социальных целях - ставка была сделана на Марокко и страны Магриба, чтобы превратить их в некую буферную зону, способную защитить Европу от бесконтрольных потоков миграции [Филиппов 2019: 83].

Политическое сотрудничество

Политическое взаимодействие Франции и Марокко развивается неоднородно, периоды активного сотрудничества могут сменяться напряженностью различной интенсивности. Статус Западной Сахары, визовые ограничения, а также особенности марокканского уклада жизни с легкостью могут отдалить Рабат от бывшей метрополии. Одним из последних примеров является нарушенная Э. Макроном традиция. После смертоносного землетрясения в сентябре 2023 г. президент Франции Э. Макрон через видеоролик в социальной сети Х ( Twitter) обратился непосредственно к марокканскому народу, нарушив тем самым дипломатические традиции и обычаи, фактически присвоив себе статус «короля Марокко» - единственной личности, уполномоченной произносить торжественные речи перед марокканским народом1. В то же время оба государства регулярно проводят консультации и встречи на высшем уровне, чтобы обсудить актуальные вопросы двусторонних отношений и различные международные проблемы. Взаимодействие между Францией и Марокко также проявляется в участии в различных форумах и организациях, таких как ООН, ЕС, Средиземноморский проект и других европейских и африканских структурах, где обе страны выступают в поддержку общих интересов. Важно отметить, что французский президент Н. Саркози призвал к созданию Союза для Средиземноморья в ходе официального визита в Марокко, сделав очевидным намерение Пятой республики возобновить двусторонние отношения между странами в новом контексте [Зверева 2014: 56-57]. Кроме того, политическое сотрудничество Франции и Марокко активно развивается в рамках Диалога 5+5 - старейшего форума для встреч между странами Средиземноморского бассейна, учрежденного в 1990 г. в Риме [L'enseignement... 2007: 330-331]. Мероприятия, проводимые в рамках этого Диалога, охватывают многие отраслевые темы - экономику, безопасность, миграцию, возобновляемые источники энергии, образование, культурное взаимодействие и др. Представляется важным подчеркнуть, что «кризисный» характер региона делает его настоящей лабораторией инноваций и экспериментов в области инструментов антикризисного управления и подходов к стабилизации [Berger 2022: 15]. В регионе процветает плюрализм инициатив, являющихся источником как сближения, ведущего к установлению новых союзнических и партнерских отношений между двумя берегами Средиземного моря, так и разочарований - межгосударственного соперничества среди европейских игроков, включая область экономического сотрудничества.

Таким образом, политическое взаимодействие Франции и Марокко, в т.ч. и в Средиземноморье, может быть описано как неоднородное и изменчивое. Время от времени активное сотрудничество может сменяться напряженностью различной интенсивности.

Сотрудничество в области экономики и торговли

Одним из ключевых элементов в отношениях Франции и Марокко является экономическое сотрудничество. Оба государства видят большой потенциал в развитии торговых связей и инвестиций. Франция является одним из круп-

1 Elbarsi A. Pourquoi le Maroc s'éloigne de la France. - JeuneAfrique. 29 septembre 2023. Доступ: https://www.jeuneafrique.com/1486636/politique/pourquoi-le-maroc-seloigne-de-la-france/ (проверено 16.01.2024).

нейших инвесторов1 в Марокко, и французские компании активно участвуют в реализации инфраструктурных проектов в стране. В свою очередь, Марокко является важным рынком для французских товаров и услуг, особенно вооружений. По мнению действующего президента Пятой республики, сотрудничество в военно-технической области вполне способно позитивно повлиять на межгосударственные отношения в целом2.

Расширение торговых связей между двумя странами и привлечение инвестиций остаются основными приоритетами. Международные форумы, деловые встречи и ярмарки служат площадками для привлечения инвестиций и развития торговых отношений. Следует также обратить внимание на то, что Марокко является значимым рынком сбыта французского вооружения, согласно отчету Министерства обороны о военном экспорте за 2017 г.3 Соответственно, Марокко является очень важным и выгодным партнером для Франции, с помощью которого последняя сможет закрепить имеющиеся позиции в Средиземноморском регионе. Весной 2019 г. в Рабате состоялся форум «Экономика и конкурентоспособность Средиземноморья»4 под патронажем Экономического, социального и экологического совета Марокко. Основная идея мероприятия - достижение экономического и финансового роста инноваций через призму социальной интеграции в регионе «двух берегов» и развитие новых областей сотрудничества, таких как, например, возобновляемые источники энергии.

Следует сделать вывод, что экономическое сотрудничество играет важную роль в отношениях между Францией и Марокко в двустороннем и многостороннем порядке, оказывая влияние как на бизнес-сферу, так и на политическое и стратегическое взаимодействие обеих стран.

Сотрудничество в области энергетики

Франция и Марокко активно сотрудничают в сфере альтернативной энергетики, прежде всего солнечной и ветровой энергии. Обмен опытом и технологиями позволяет обеим странам развивать чистую энергетику и снижать зависимость от ископаемых видов топлива. В 2020 г. в Национальном собрании было рассмотрено и принято предложение депутата М'жида Эль-Герраба и его коллег из группы «Действовать сообща»5 о создании Средиземноморского сообщества по возобновляемым источникам энергии Создание

новой структуры обосновано тем, что нынешние темпы развития возобновляемой энергии не соответствуют ни складывающейся политической обста-

1 Lahsini C. France-Marocco: A Rich Past and Promissing Future. - Marocco world news. 15.06.2017. Доступ: https://www.moroccoworldnews.com/2017/06/219941/france-morocco-a-rich-past-and-a-promising-future (проверено 16.01.2024).

2 Чихачев А.Ю. Региональные приоритеты внешней политики Франции: Ближний Восток. - РСМД. 01.02.2018. Доступ: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ columns/la-france-du-macron/regionalnye-prioritety-vneshney-politiki-frantsii-blizhniy-vostok-/ (проверено 16.01.2024).

3 Rapport au Parlement 2018sur les exportations d'armement de la France. Ministère des Armées. 2018. P. 14.

4 Économie et compétitivité de la Méditerranée. 29.04.2019. Доступ: https://www.diplomatie. gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/societe-civile-et-volontariat/evenements-incluant-la-societe-civile/le-sommet-des-deux-rives-forum-de-la-mediterranee-23-24-06-19/article/forum-economie-et-competitivite-de-la-mediterranee-rabat-29-04-19 (проверено 08.01.2024).

5 Парламентская группа Национального собрания Франции.

6 Proposition de résolution № 3462 pour la création d'une Communauté méditerranéenne des énergies renouvelables. Доступ: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b3462_ proposition-resolution (проверено 08.01.2024).

новке, ни экономическим возможностям стран Средиземноморского региона, затормаживая исполнение обязательств в рамках Парижского соглашения по климату. Созданная структура должна укреплять региональное сотрудничество. Она включает на севере Испанию, Францию и Италию, на юге - Алжир, Марокко и Тунис, не исключая постепенную добровольную интеграцию других стран. Климатическая и экологическая повестка отчетливо демонстрирует необходимость перехода к возобновляемым источникам энергии, особенно для стран Средиземноморского региона, полностью или частично зависимых от традиционных энергоносителей [Bal 2010: 20]. В целом средиземноморская энергетическая политика активно развивается, создаются различные организации, рабочие группы, проекты, проводятся обмены специалистами в области солнечной, ветроэнергетики, гидроэнергетики, однако отсутствие комплексного видения и разрозненность проводимых инициатив заставляют усомниться в их эффективности, в то время как политика безопасности представлена более комплексно.

Необходимо отметить, что сотрудничество в области возобновляемой энергии занимает особое место в отношениях между странами Средиземноморья, в борьбе за сохранение климатической и экологической ситуации. В то же время немаловажную роль играет необходимость снизить зависимость от традиционных источников энергии и их поставщиков, однако отсутствие согласованности в действиях стран региона приводит к стагнации в этом вопросе.

Сотрудничество в сфере безопасности

Франция и Марокко сотрудничают в области безопасности в двустороннем и многостороннем порядке. Обмен информацией и координация деятельности по борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков и организованной преступностью являются важными аспектами сотрудничества между Францией и Марокко. Особенным элементом взаимодействия можно считать поставку вооружений Пятой республикой в Королевство [Чихачев 2019: 88], носящую не только экономический, но и оборонительный характер. Обмен опытом и улучшение сотрудничества в области обеспечения безопасности помогает обеим странам эффективно противостоять совместным угрозам.

Оборонная инициатива «5+5 Оборона»1, созданная по рекомендации Франции в 2004 г., - это форум многостороннего сотрудничества между двумя берегами Средиземноморья по общим вопросам безопасности, в частности, связанным с терроризмом, миграционными потоками, торговлей людьми. Мероприятия, организованные в рамках «5+5 Оборона» можно разделить на 4 направления2:

- наблюдение за морским пространством: направлено на защиту интересов государств на море путем устранения вызовов и угроз, охватывающих широкий спектр вопросов, таких как разграбление ресурсов, контрабанда, нелегальная миграция, пиратство и терроризм;

- воздушная безопасность: направлена на предотвращение незаконных действий в небе - от нарушения национального воздушного пространства, угона самолетов до террористических атак;

- вклад вооруженных сил в гражданскую защиту: направлен на мониторинг

1 Direction générale des relations internationales et de la stratégie. - L'initiative 5+5 Défense. Доступ: https://www.defense.gouv.fr/dgris/enjeux-regionaux/linitiative-55 (проверено 22.04.2024).

2 Domaine de Coopération. - 5+5 Defense. Доступ: https://www.5plus5defenceinitiative.org/ fr/Pages/Domaines-de-Cooperation.aspx (проверено 22.04.2024).

деятельности ВС, восполнение необходимых мощностей для выполнения возникающих задач в ходе различных катастроф (террористические атаки, стихийные бедствия и пр.) для обеспечения защиты граждан;

- учебно-исследовательская работа: направлена на развитие общих знаний по вопросам безопасности и обороны в западном Средиземноморье посредством коллективного осмысления и обмена опытом и знаниями.

В сфере безопасности также затрагивается вопрос миграции. В Новой программе для Средиземноморья1 в качестве одной из важнейших целей обозначена необходимость обеспечить перемещение людей исключительно безопасным и законным образом. Необходимо предотвращать опасные поездки и возможные человеческие жертвы, бороться с незаконным ввозом мигрантов и укреплять сотрудничество в области управления миграцией, налаживать межкультурные связи, обеспечивая при этом международную защиту для тех, кто в этом нуждается.

Таким образом, взаимодействие в области безопасности играет важную роль в сохранении стабильности, особенно в южном блоке Средиземноморья. Разрабатываются меры по контролю миграции, производится обмен информацией, касающейся террористических группировок, а также интенсифицируется военно-техническое сотрудничество.

Образование и культурные связи

Франция и Марокко также развивают сотрудничество в области образования и культуры. Обмен студентами, проведение культурных мероприятий и установление партнерских связей между университетами способствуют укреплению дружественных отношений и взаимопониманию между обеими странами. Культурно-образовательный диалог не ограничен исключительно двусторонними отношениями, но и вписан в рамки средиземноморского взаимодействия.

Например, деятельность «Диалога 5+5» в области образования направлена на предоставление возможности обучиться всем желающим вне зависимости от гендера и социального статуса. Создаются образовательные онлайн-платформы, летние школы, проводятся стажировки, конференции и другие мероприятия. Акция направлена на содействие социально-экономическому развитию путем создания рабочих мест в странах «Диалога 5+5» и во всем Средиземноморском регионе путем инвестирования в молодежь, наращивания потенциала и развития навыков отдельных лиц и учреждений в областях, связанных с морским сектором. Программа финансируется Министерством университетов и научных исследований Италии и реализуется Итальянским национальным институтом океанографии и прикладной геофизики2.

Следует сделать вывод, что сотрудничество в области культуры и образования направлено не только на обмен опытом и обучение различных категорий граждан, но и на социальное сближение в целом.

1 Communication conjointe au Parlement Européen, au Conseil, au Comité Economique et Social Européen et au Comité des Régions. - Un partenariat renouvelé avec le voisinage méridional. Un nouveau programme pour la Méditerranée. Р. 19.

2. Partenariat en Recherche, Innovation et Enseignement Supérieur pour promouvoir la coopération, la cohésion sociale, l'emploi des jeunes et le développement durable dans la région de la Méditerranée Occidentale. - Dialogue 5+5. Доступ: https://www.fiveplusfiverihe.org/fr/ enseignement-supérieur (проверено 28.11.2023)

Заключение

В целом, франко-марокканское сотрудничество в рамках Средиземноморья является многогранным и взаимовыгодным для обеих сторон. Оно способствует развитию экономики, обмену культурными ценностями, укреплению политического диалога и сотрудничества в сфере энергетики и окружающей среды. Сотрудничество в рамках Средиземноморья стратегически важно для Франции и Западной Европы в целом с географической точки зрения, т.к. является самым оптимизированным способом получения ближневосточной нефти. Его важность часто оценивается с точки зрения проходящих по нему морских перевозок: 25% мировой морской торговли, 30% перевозок нефти и 65% потоков энергии в Европейский союз [Martinet 2022: 50].

Важной составляющей сотрудничества является и политический диалог между Францией и Марокко. Обе страны регулярно проводят встречи на различных уровнях - от заседаний правительственных комиссий до визитов высших должностных лиц. Вопросы безопасности, миграции, региональной стабильности и борьбы с терроризмом - только некоторые из тем, на которые обращается внимание в ходе политического диалога.

Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере энергетики и окружающей среды. Франция и Марокко активно взаимодействуют в разработке и реализации проектов по возобновляемым источникам энергии, а также в сфере энергоэффективности и экологии. Обе страны осознают важность защиты окружающей среды и прилагают усилия для совместного решения экологических проблем.

Неотъемлемой частью взаимодействия между Францией и Марокко в рамках средиземноморской политики является сотрудничество в области безопасности и борьбы с терроризмом. Обе страны активно сотрудничают в области обмена информацией, координации действий и обучения специалистов в этой области. В связи с угрозами экстремизма и терроризма эффективное сотрудничество в этой сфере является крайне важным для обеспечения безопасности обоих государств.

Список литературы

Зверева Т.В. 2014. Средиземноморский проект Парижа. - Мировая экономика и международные отношения. № 8. С. 56-66.

Филиппов В.Р. 2019. Африканский капкан для Эммануэля Макрона. -Известия АлтГУ. № 2(106). С. 80-86.

Чихачев А.Ю. 2019. Военная политика Франции при Эммануэле Макроне: основные тенденции. — Мировая экономика и международные отношения. Т. 63. № 8. С. 82-90.

Bal J-L. 2010. Quel avenir pour les énergies renouvelables au Nord et au Sud de la Méditerranée? - Les Notes IPEMED. № 8. P. 13-23.

Berger C. 2022. La gestion de crise en Méditerranée. Des approches à géométrie variable. - Confluences Méditerranée. 2022/4 (№ 123). P. 9-18.

L'enseignement supérieur dans la mondialisation libérale : Une comparaison libérale (Maghreb, Afrique, Canada, France) (S. Mazzella, ed.). 2007. Institut de recherche sur le Maghreb contemporain. 356 p.

Martinet J-M. 2022. La Méditerranée, un espace crisogène? - Les Grands Dossiers de Diplomatie. № 68. P. 48-52.

PETKOVA Elena Vasil'evna, postgraduate student of the Chair of Political Science, Institute of International Relations and Socio-Political Sciences, Moscow State Linguistic University (bld. 38, 1 Ostozhenka St, Moscow, Russia, 119034; mrsfreeman1892@gmail.com)

MOROCCO: A NEW TURN IN FRANCE'S MEDITERRANEAN POLICY

Abstract. The article explores co-operation between France and Morocco within the frames of the multilateral policy in the Mediterranean Region. The article considers political, economic, energy, cultural and security cooperation in bilateral and multilateral formats and identifies the main directions of interaction within the regional initiatives of the Mediterranean Region. The author describes the political interaction between France and Morocco in the Mediterranean Region as heterogeneous and changeable one.

Keywords: Morocco, France, Mediterranean Region, cooperation, security, culture, education

АБДУЛАЙ МахаматАбдулай — аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; ahbab92@mail.ru); ORCID 0009-0006-3355-7608

ЗАВИСИМОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ ОТ ТИПА ПОСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются актуальные аспекты зависимости проявлений терроризма в Центральной Африке от типа поселений. Анализ данной темы предполагает необходимость рассмотрения особенностей террористической активности в городских и сельских поселениях с учетом социальных и экономических параметров данных территорий. Различия между городской и сельской средой обусловливают разницу в финансово-экономическом обеспечении и поддержании устойчивости террористических группировок. На примере процесса форсированной урбанизации в Центральной Африке продемонстрированы риски роста террористической активности в контексте увеличивающихся социально-экономических проблем региона.

Ключевые слова: урбанизация, сельские поселения, терроризм, преступность, сельское хозяйство

П остановка вопроса о зависимости террористической активности в Центральной Африке от типа поселения является конструктивным средством обогащения современного научного знания более точными представлениями о характере деятельности террористических организаций, по-разному проявляющих себя в городской и сельской среде. Различение городских и сельских поселений как социальных сред формирования очагов террористической активности позволяет проследить природу и характер экстремизации преступной деятельности, а также источники экономического обеспечения террористов в различных населенных пунктах. Как известно, фундаментальное различие между городом и селом заключается в отношении большинства жителей поселения к сельскому хозяйству [Калачикова, Груздева 2016: 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.