Научная статья на тему 'Марксова типология культуры как «Картина системы» и «Критика системы»'

Марксова типология культуры как «Картина системы» и «Критика системы» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА / СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / КРИТИКА / HISTORICAL-CULTURAL PROCESS / TYPOLOGY OF CULTURE / SYSTEM / SYSTEM-DIALECTICAL UNITY / CRITICISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Юнусова М. Г., Мелихова Н. Н.

Статья посвящена осмыслению марксовой типологии истории и культуры, ее неадекватному пониманию, имеющему место и в настоящее время. Данная интерпретация основана на недиалектическом восприятии марксовых идей, получившей свое выражение в т.н. «экономическом детерминизме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note of an article: In article devoted to Marks typology of a history and culture, the question is inadequate interpretation of the Marks bases of a cultural historical typology process. Inadequacy, vulgarization, dogmatization of a Marks discourse (happened in the Soviet period and proceeding nowadays) mixes modern historic-philosophical and study of culture idea of many brilliant guesses and ideas by which classical heritage of Marx the scientist is characterized.

Текст научной работы на тему «Марксова типология культуры как «Картина системы» и «Критика системы»»

М. Г. Юнусова, Н. Н. Мелихова

МАРКСОВА ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

КАК «КАРТИНА СИСТЕМЫ» И «КРИТИКА СИСТЕМЫ»

Ключевые слова: историко-культурный процесс, типология культуры, система, системно-диалектическое единство, критика. historical-cultural process, typology of culture,

system, system-dialectical unity, criticism.

Статья посвящена осмыслению марксовой типологии истории и культуры, ее неадекватному пониманию, имеющему место и в настоящее время. Данная интерпретация основана на недиалектическом восприятии марксовых идей, получившей свое выражение в т.н. «экономическом детерминизме».

The note of an article: In article devoted to Marks typology of a history and culture, the question is inadequate interpretation of the Marks bases of a cultural -historical typology process. Inadequacy, vulgarization, dogmatization of a Marks discourse (happened in the Soviet period and proceeding nowadays) mixes modern historic-philosophical and study of culture idea of many brilliant guesses and ideas by which classical heritage of Marx - the scientist is characterized.

Советский период развития отечественного культуроведения отмечен практически полным отсутствием методологического «параллелизма» с европейской научной традицией. Невозможность методологического «параллелизма» с Европой в течение этих десятилетий объясняется, конечно же, доминирующим положением в нашей стране идеологии и философии марксизма. К сожалению, и в предшествующие годы, и ныне под марксизмом чаще понимали некую химерическую сумму вульгарно-социологических построений, жесткая конструкция которых не оставляла места для достойного осмысления культурологических проблем.

Однако подобное истолкование марксистской методологии не позволяет ответить на вопрос, почему столь значительно отличаются в концептуальном и интерпретационном плане отечественные исследования по культуре 30-50-х и 60-80-х годов ХХ столетия. Лишь проследив основные тенденции в использовании марксистского методологического инструментария в эти десятилетия, мы сможем дать частичный комментарий к этой проблеме.

Как известно, советские историки и историки культуры пользовались (за незначительными исключениями) марксистской типологией исторического и историкокультурного процесса, созданной на основе философско-теоретического наследия К. Маркса, восприемника и продолжателя многих идей Гегеля. Несомненно, К. Маркс был не просто механическим «восприемником» и комментатором гегелевской философии. Будучи уверенным, что «каждая система философии... принадлежит своей эпохе и разделяет с ней ее ограниченность» [1, C.391], К. Маркс, говоря словами самого Гегеля, не устоял перед «соблазном перечеканить» гегелевскую философию в свою «форму рефлексии» [1, C.389].

«Перечеканке» подверглось и то основание, на котором покоилась гегелевская типология культурно-исторического процесса. В «Эстетике» Гегеля есть фрагмент, касающийся характера основания гегелевских типов-«ступеней». В нем, в частности, говорится следующее: «Создаваемое им [человеком] есть прекраснейший продукт его самого. Здесь перед нами твердый, могучий, вневременной дух, который, нося маску висящей вокруг

смертности, намерен сбросить с себя этот покров, а пока что еще позволяет ему вольно и свободно болтаться вокруг него» [2, С.44].

То, что было для Гегеля лишь «смертной одежкой» («болтающейся» на «плечах» бессмертного духа) - именно это и стало, образно говоря, основанием для марксовой типологии исторического процесса. Уже в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс открыто формулируют суть своего («перечеканенного») основания ступеней всемирной истории: «Санчо воображает, будто Рафаэль создал свои картины независимо от разделения труда, существовавшего в то время в Риме. Если бы он сравнил Рафаэля с Леонардо да Винчи и Тицианом, то увидел бы, насколько художественные произведения первого зависели от тогдашнего расцвета Рима, ... произведения Леонардо - от обстановки Флоренции, а затем труды Тициана - от развития Венеции, имевшего совершенно иной характер» [3, С.367].

Несомненно, переход К. Маркса к иному, «базисному» основанию типов-

«ступеней» истории имел радикальный характер. Отталкиваясь от «родовой» особенности человека, отличающей его от других живых существ тем, что эта особенность основана на «переработке предметного мира», К. Маркс выводит типы-«ступени» всемирной истории из способов «переработки» этого «предметного мира» и из типов отношений между людьми в процессе «переработки».

Преодолевая свою самую раннюю типологию-периодизацию, сделанную еще «по Гегелю» (в ней указаны «период несвободы», т.е. рассудка, и «период свободы», т.е. разума), К. Маркс переводит это деление мировой истории на новое основание и выделяет «доклассовую» фазу (ей соответствует первичный тип культуры) и «классовую» фазу (с соответствующим ей вторичным типом культуры). При этом первобытность определяется им как «действительная» общность, а цивилизация - как общность «мнимая», «иллюзорная» [4, С.11-76].

Далее, в соответствии со своим новым взглядом на историю, К. Маркс переоформляет деление исторического процесса на «действительные» и «иллюзорные» ступени, добавив к этой дихотомии еще одно звено. В итоге речь идет уже о «трехтактной», «триадической» модели всемирной истории: а) первичная формация (родовой строй, азиатский способ производства, античный мир, феодализм; б) вторичная экономическая формация (капитализм) в) общество, преодолевающее экономическую формацию (коммунизм). Этим формациям и не-формациям соответствуют три типа межличностных (социальных) связей: а) лично-зависимый человек; б) вещно-зависимый человек; в) свободная индивидуальность (которую К. Маркс называл еще «универсальным индивидом» или «историческим человеком») [5, С.82].

Наконец, завершением этого процесса «перечеканки» основания типов-ступеней истории стала марксова типология-периодизация истории по сменяющим друг друга способам производства; в основу исторического моделирования был положен формационный принцип. Отныне речь шла о культуре первобытности, культуре эпохи рабовладения, культуре феодализма, культуре эпохи капитализма, культуре эпохи грядущего социализма.

Марксово основание для типологии культурно-исторического процесса подверглось в дальнейшем двоякому «развенчанию» - как в трудах принципиальных противников марксизма (позитивистов, «виталистов», неокантианцев и пр.), так и в результате примитивнодогматической переинтерпретации марксовых идей «воинствующими книжниками» от марксизма.

Первое развенчание - это «великое опровержение», объявленное марксизму представителями иных философско-теоретических школ. Это развенчание осуществлялось и

осуществляется в процессе очередной мировоззренческой «перечеканки» и свидетельствует лишь о том, что «философия. есть развивающаяся система». По Гегелю, ни одна «система философии» не может быть «опровергнута», ибо «новейшая философия есть результат всех предшествующих принципов»; соответственно может быть «опровергнуто лишь предположение», что данный принцип есть окончательное абсолютное определение» [1, С.384]. Таким образом, цитируемые Гегелем слова Писания, которые апостол Петр сказал Ананию («Смотри, ноги тех, которые тебя вынесут, стоят уже за дверьми» [1, С.382]), могут быть отнесены как к К. Марксу, так и ко всем опровергателям марксизма, ибо процесс «перечеканки» бесконечен.

Что касается «развенчания» марксова основания типологии культурно - исторического процесса посредством самого «марксизма», то это произошло в результате нетворческого, догматического истолкования наследия К. Маркса т. н. «марксистами». Уже Ф. Энгельс видел опасность одностороннего недиалектического восприятия марксовых идей, опасность, выразившуюся в т. н. «экономическом детерминизме»: «Маркс и я отчасти сами виноваты, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находились время, место и возможность отдавать должное моментам, участвующим во взаимодействии» [6, С.514].

Внимательное чтение работ К. Маркса и Ф. Энгельса позволяет обнаружить и в «раннем», и в «позднем» марксизме те идеи по поводу основания типов-ступеней всемирной истории, которые напрямую свидетельствуют об узости экономического детерминизма (выведенного якобы из марксова понимания истории).

В качестве примера может быть приведен текст «Введения к экономическим рукописям» 1857-1859 гг., где К. Маркс заявляет, что «определенные периоды. расцвета [искусства] отнюдь не находятся в соответствии. с развитием материальной основы последнего». Об этом же свидетельствует и текст «Писем об историческом материализме», где, в частности, утверждается что «политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие. оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономические отношения являются причиной, и только они являются активными, а все остальное лишь пассивное следствие.» [6, С.530].

Наконец, могут быть процитированы слова В.И. Ленина о том, что «сознание человека не только отражает мир, но и творит его» [7, С.194], что противопоставление материального и духовного имеет абсолютное значение «исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна»[8, С.151].

Таким образом, марксово основание типов-ступеней всемирной истории предполагает системный и диалектический подход к этому основанию. Этим основанием является не «голый» базис, а некое системно-диалектическое единство, имеющее тенденцию к «соотносительному переворачиванию» своих структурных компонентов во времени. Именно такая постановка вопроса позволяет дать удовлетворительное объяснение (с марксисткой точки зрения) тем периодам культурной истории, которые демонстрируют несовпадение масштабов и типа духовной жизни социально-экономическим параметрам этой жизни. Подобное несовпадение типа культурной деятельности и типа базисного основания может происходить в различных формах - от кратковременного запаздывания или опережения до возникновения экстремальных «:ироничных» ситуаций, когда «мир жизни» и «мир культуры» как бы «перечеркивают», «отрицают» друг друга.

Гегель в таких случаях говорил о действии принципа «иронии истории»; К. Маркс и Ф. Энгельс особо отмечали возникающие в результате действия этого принципа «ироничные» ситуации в Германии рубежа ХУШ-Х1Х вв. Речь идет о периодах в истории Германии, когда фаза несовпадения, «перечеркивания» типа и масштабов духовной самореализации общества типом его материальной организации достигала, по мнению К. Марса и Ф. Энгельса, своего предела. Вариант «ироничной» ситуации представляла собой и история России Х1Х в. По этому поводу весьма остроумно высказался Г. Ибсен в беседе с Г. Брандесом в 1874 г.: «Великолепная страна. и какой там замечательный гнет ... Подумайте только обо всем прекрасном свободомыслии, которое таким образом порождается. Поэтому-то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве» [9, С.138].

Тенденция к «соотносительному переворачиванию» структурных компонентов во времени, (присущая марксову основанию типа-«ступени» культуры) может быть пояснена при помощи идеи «двух корреляций» М. А. Барга и сформулированных им принципов т. н. «жесткой» и «плавающей» корреляции. Исходя из генетического истолкования формулы «бытие определяет сознание», мы можем представить себе рожденный материей «дух» и само бытие изначально «скованными одной цепью». Но эта «родовая пуповина» ослабевает по мере «раскручивания» человеческой истории; одновременно возрастает мера «свободы духа», его ответного воздействия на мир.

М.А. Барг предлагает описать этот процесс при помощи категорий параллельной (жесткой) и «плавающей» (мягкой) корреляции. «Жесткая» корреляция культуры соответствует общей логике смены формаций; «плавающая» корреляция свидетельствует о специфике связи культурно-исторического типа со своим базисом. Причем в целом тяготение к «плавающей» корреляции усиливается по мере продвижения человеческой истории от ее начала к современности. Эти мысли М. А. Барга созвучны представлениям о двух типах связи между базисом и надстройкой, которые присутствуют в работах Ф.И. Шмита - одного из наиболее оригинальных исследователей вопросов культуры в Советской России 20-х гг. прошедшего столетия.

Отталкиваясь от идей М.А. Барга и Ф.И. Шмита, можно заключить следующее: а) чем ниже уровень общеисторического развития, тем более человеческий коллектив находится в зависимости от окружающей среды, природы, материальных условий; тем медленнее развивается человеческая общественность, искусство, тем сильнее тяготеет последнее к традиции и канону в рамках привычной ситуации; б) чем более развит дух, чем более секуляризована духовная деятельность (в условиях развитой человеческой общественности), - тем выше степень свободы духовной жизни; причем эта свобода имеет тенденцию к возрастанию и ко все большему предопределяющему воздействию на мир [10, С.167-169].

Исследователи отмечают, что классическая философия и методология марксизма оказала значительное влияние на становление некоторых весьма известных историософских и культурологических направлений и школ Запада. Относительно французских «Анналов» К. Рохас утверждает, что, начиная с 60-х г.г., после того, как «множество левых интеллектуалов подвергли резкой критике господствующий марксистский дискурс с тем, чтобы вновь обратиться к непосредственному наследию, относящемуся к реальной деятельности и взглядам К.Маркса»; «представители броделевского направления также начинают сближение с марксизмом», «это была сложная попытка разработки общего поля конвергенции», создание определенной матрицы, которую «можно обозначить как . марксистские Анналы» [11, С.157-163].

Что касается немецкой философии и методологии обществознания, то известно, что из научной полемики с марксизмом родилась знаменитая «Протестантская этика и дух ка-

питализма» М. Вебера; под воздействием марксистских идей прошли формирование и начальный период функционирования Франкфуртской школы.

Завершая рассмотрение проблемы «великого опровержения» марксова основания к типологии всемирной истории, небезынтересно отметить, что на Западе наравне с прочими существует образовательно-методическая система т.н. «Великих книг», предложенная одним из сподвижников «академического рационализма» Р. Хатчинзом. В перечне имен, произведения которых с равным и беспристрастным вниманием должны изучать студенты, включены имена Ч. Дарвина, З. Фрейда, А. Эйнштейна, М. Ганди, П. Пикассо и др. Имя К. Маркса в этом списке стоит вторым.

Литература

1. Антология мировой философии. В 4-х т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1971.

2. Гегель, Г. Идеал классической формы искусства / Г. Гегель // Литературный критик - 1937 - № 4.

3. Маркс, К. Немецкая идеология. Избранные сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1985. - Т. 2.

4. Маркс, К. Фейербах. Избранные сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1985. -Т. 2.

5. Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987.

6. Энгельс, Ф. Письмо к Й. Блоху. Избранные сочинения / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1987. -Т. 6.

7. Ленин, В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС / В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1973. - Т. ХХ IX.

8. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС / В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1973. -Т. ХХ1 IX.

9. Об этом сообщает В.Г. Адмони в своем исследовании «Генрик Ибсен»: Адмони В.Г. Генрик Ибсен. - Л.: Художественная литература, 1989.

10. Шмит, Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории / Ф.И. Шмит. - Л., 1926.

11. Рохас, К. Критический подход к истории французских «Анналов» / К. Рохас.- М.: Кругъ, 2006.

© М. Г. Юнусова - канд. ист. наук, доц. КГУ, Н. Н. Мелихова - канд. ист. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.