Научная статья на тему 'Маркировка продукции, изготовленной с применением нанотехнологий'

Маркировка продукции, изготовленной с применением нанотехнологий Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркировка продукции, изготовленной с применением нанотехнологий»

g Y ПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

Марк^вка прoдукции,

изгoтoвлeннoй с применением нaнoтexнoлoгий

...У меня такое впечатление, что соус синтетический. Видите, розоватый оттенок... Да, синтетический.

Братья Стругацкие. Хищные вещи века

С.А. Хохлявин

Инженерная академия, г. Екатеринбург

Наномаркировка - это информация для потребителя

Нанотехнологии - новая и динамично развивающаяся научная дисциплина. Со стороны национальных правительств, регулирующих органов и деловых кругов существует стойкий интерес к ней. Спектр продукции, изготовляемой с применением нанотехно-логий, уже сейчас довольно широк: солнцезащитные крема, предметы одежды, косметика, фармацевтические препараты, микрочипы, наполнители для автомобильных шин и т.д. По данным Woodrow Wilson International Centre, только в США к октябрю прошлого года было выпущено 580 изделий, изготовленных с применением нанотехнологий. Самая большая категория (61 %) - это продукция, которая имеет отношение к здоровью (одежда, косметика, солнцезащитные крема и т. д.), а 11 % составляют пищевые продукты и напитки. С марта 2006 г. рост в целом составил 175 %.

В пищевой промышленности нано-материалы уже находят применение в фильтрах для очистки воды, при получении более легких и прочных, а также более термоустойчивых и обладающих антимикробным действием упаковочных материалов, при обогащении пищевых продуктов микронутри-ентами. Использование наночипов предполагается для идентификации условий и сроков хранения пищевой продукции и обнаружения патогенных микроорганизмов [1]. Глиняный нано-композитный материал применяется при производстве пластиковых бутылок для увеличения срока хранения пива и придания бутылкам большей прочности. Группа Helmut Kaiser Consultancy Group предсказывает, что к 2015 г. нанотехнологии будут применяться уже в 40 % пищевой индустрии.

Новый термин «нанопродукты» (nanoproducts) используется все чаще, учитывая, что такие продукты становятся широко доступными через Интернет. Джорджия Миллер (Georgia Miller) [2] признает, что «немаркиро-

ванные пищевые продукты, изготовленные с применением нанотехнологий, уже начали появляться на полках наших супермаркетов». В Ассоциации потребителей органических продуктов (Organic Consumers Association, OCA) заявляют, что «эти продукты не содержат специальной маркировки, поэтому потребитель не может самостоятельно решить, покупать такие продукты или нет. Ему просто не предоставили выбора»1.

В Бюллетене Международного Союза науки и технологий в пищевой отрасли (International Union of Food Science and Technology, IUFoST) 2 отмечается, что «недостаток последовательности в регулировании, маркировке и одобрении таких продуктов при поступлении на рынки мешает потребителям осуществлять их рациональный выбор. Было бы полезно, если бы регулирующие органы обеспечили руководящие указания относительно того, когда такая маркировка была бы уместной и оправданной». И далее, «если приставка «Nano» используется, должно предъявляться требование, чтобы производители определили, каким образом нанотехно-логии использовались в разработке продукта и почему они повышают его качество».

Выводы ряда зарубежных специалистов однозначны: маркировка продуктов наноиндустрии должна обеспечить пользователей уместной информацией, которая позволит сделать их приобретение более осознанным. Как пишет Франс В.Х. Камперс (Frans W.H.Kampers), директор компании BioNT (Нидерланды) [3], потребители должны быть «способны различать продукцию, изготовленную на основе нанотехнологий и без них», а «поскольку нанотехнологии невидимы, потребуется этикетирование, в этом случае без стандартизации не обойтись». При этом он признает, что мно-

гие пoтрeбитeли мoгут вocпринимaть нaнoтexнoлoгии как нечто неесте-cтвeннoe и oпacнoe, как это cлучилocь с гeннo-мoдифицирoвaннoй прoдук-цией.

Д-р Питер Хатто (Peter Hatto), председатель Тexничecкoгo томитета ИСО/ТК 229 «Нaнoтexнoлoгии» и глава aнaлoгичнoгo британстого ^мите-та (BSI Technical Committee NTI/1), в cвoeй статье «Стандартизация - это ключ»3 oтмeчaeт ocoбeнную пoтрeб-нocть в cтaндaртax на мaркирoвку, учитывая серию нeдaвниx инцидентов в Германии, связанные с прoдaжaми спреев Magic-Nano-glass и Magic-Nanoceramic. Инциденты были исчерпаны лишь пocлe того, как Федеральный Институт oцeнки риска (Federal Institute for Risk Assessment, BfR) пoдтвeрдил, что эти изделия не co-держали кaкиx-либo нaнoчacтиц, а приставка «Nano» иcпoльзoвaлacь лишь для того, чтобы привлечь внимание пoльзoвaтeлeй к ультратонким пленкам, вторые фoрмируютcя на пoвeрxнocти стекла или керамики пocлe применения спреев.

В письме Рocпoтрeбнaдзoрa oî 02.05.2007 г. № 0100/4502-07-32 co-oбщaeтcя, что в oтeчecтвeннoм Реестре прoдукции, прoшeдшeй государственную регистрацию, зарегистри-рoвaны биoлoгичecки активные дo-бавки к пище «Артишюк с нaнoклac-терами» (Artihoke NanoClusters) и «Спирулина с нaнoклacтeрaми» (Spi-rulina NanoClusters), изготовленные ^мпанией Royal Body Care Inc. (Те-xac, США).

Нaпoмним также, что пocтaнoвлe-ние глaвнoгo гocудaрcтвeннoгo сани-тaрнoгo врача РФ № 54 oî 23.07.2007 г. «О нaдзoрe за прoдукци-ей, пoлучeннoй с иcпoльзoвaниeм на-нoтexнoлoгий и годержащей нaнoмa-териалы» ретомендует oргaнизaциям, прoизвoдящим и импoртирующим такую прoдукцию, указывать в инфoр-

1 Цитируется по web-сайту http://www.nanometer.ru

2 Nanotechnology and Food, IUFoST Scientific Information Bulletin//December 2007.

3 Peter Hatto. Standardisation is key//Nanotechnology II. An independent supplement from Media planet about nanotechnology, distributed in the Times - 5 July 2006.P.14.

PACKAGING AND LOGISTICS Щ

мации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или нано-материалов. Не исключено, что обязательность такого требования будет установлена будущим федеральным законом - техническим регламентом «О требованиях к маркированию и этикетированию пищевых продуктов» [4]. Уведомление о завершении публичного обсуждения его проекта официально опубликовано [5].

Правда, сама терминология, применяемая в этой области, была стандартизована совсем недавно: сначала -на уровне отдельных стран (британские спецификации PAS 71:2005, PAS 136:2007, американский стандарт ASTM E2456-06, китайский стандарт GB/T 19619-2004), а теперь и на международном уровне (ISO/TS 27687:2008 «Нанотехнологии - Терминология и дефиниции для наночас-тиц») [6].

Британское руководство по наномаркировке

Опережая появление соответствующих международных, европейских и национальных стандартов, Британский институт стандартов (BSI) в декабре прошлого года опубликовал публично доступную спецификацию4 PAS 130:2007 Guidance on the labelling of manufactured nanoparticles and products containing manufactured nanoparticles (Руководство по маркировке произведенных наночастиц и продуктов, их содержащих).

Спецификация - это своеобразный «pre-standard», не исключено, что она станет прообразом будущего международного стандарта ISO. Очевидно, что до его появления пользователи по всему миру будут ориентироваться, учитывая высокий авторитет BSI, на нормы этой британской спецификации. Она носит добровольный характер, и это исключительно инструмент помощи, поддержки и содействия пользователям в их желании соответствовать наилучшей практике.

Британское руководство разработано с одобрения правительственного Департамента Инноваций, Университетов и Навыков (UK Department for Innovation, Universities and Skills) при поддержке таких организаций, как Food and Drink Federation (FDF), Association of British Healthcare Industries (ABHI), Nanotechnology

Industries Association, Cosmetic Toiletry and Perfumery Association (CTPA) Ltd.

Руководство носит универсальный характер, так как применимо практически к любой области наноиндуст-рии: пищевая отрасль (ингредиенты пищевых продуктов, материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, пищевая упаковка); парфюмерия, косметика и бытовая химия (крема, зубная паста, мыло, освежители воздуха, ароматизаторы, средства чистки и полировки); сельское хозяйство (пестициды, инсектициды, удобрения); медицина, здравоохранение, ветеринария; энергетика; индустрия развлечений и спорта; очистка и опреснение воды.

Следует иметь в виду, что спецификация PAS 130:2007 не отменяет маркировку, которая требуется согласно закону, а обеспечивает лишь указания по дополнительной маркировке. Очевидно, что такая маркировка должна учитывать уровень знания и понимания со стороны тех лиц, для кого она предназначена, чтобы избежать любого неверного истолкования, которое может привести к замешательству и даже неправильному применению на-нопродуктов.

При формулировании рекомендаций британское руководство исходит из пяти базовых концептуальных подходов:

• транспарентность (transparency), которая предполагает, что бремя снабдить продукт достаточной информацией, позволяющей пользователям сделать информированный выбор, лежит на поставщике;

• обязательство «плыть против течения» (upstream public engagement): для общественности правильным и выгодным является то, чтобы она была информирована о новых событиях и вовлечена в них на самой ранней стадии их появления;

• предупредительный принцип (precautionary principle)5, согласно которому недостаток научных свидетельств о риске не должен исключать принятия соответствующих предупредительных действий;

• подход жизненного цикла (life-cycle approach), который поощряет изготовителей, дистрибьюторов и другие стороны продвигать безопасное и ответственное применение наночастиц по цепям производства, поставки и утилизации;

• прослеживаемость (traceability), которая позволяет идентифицировать продукты и их компоненты ретроспективно на любой стадии жизненного цикла.

По характеру маркировки руководство подразделяет ее ярлыки на три большие группы:

• для использования потребителем (consumer use);

• для профессионального использования (professional use) - для тех продуктов или веществ, которые поставляются «стороне с признанной компетентностью» (например, в научных целях);

• для использования между организациями (business-to-business use) -для товаров, поставляемых одним коммерческим юридическим лицом другому для дальнейшей обработки, объединения в другие изделия или для перепродажи с переупаковкой или без.

Независимо от характера использования информация во всех этих видах использования подразделяется на информацию, которая требуется: до покупки; для использования (инструкции по применению); после покупки (продажи).

Рекомендуется, чтобы маркировались:

• произведенные наночастицы (manufactured nanoparticles, MNPs);

• продукты, содержащие произведенные наночастицы (products containing manufactured nanoparticles, PCMNPs), кроме случая, когда наноча-стица, как компонент продукта, глубоко связана с ним и не может быть выпущена в среду при разумно обозримых условиях использования или утилизации;

• продукты, содержащие произведенные наночастицы (PCMNPs) и которые являются компонентами сложных систем (например, транспортное средство, мобильный телефон или игровой пульт), когда можно ожидать, что произведенные наночастицы могут быть выпущены в среду при разумно обозримых условиях использования или утилизации;

• побочные продукты (by-products), в которых присутствуют произведенные наночастицы и продукты, их содержащие, и которые могут затронуть технические свойства продукта или угрожать здоровью или окружающей среде.

Маркировка, предназначенная для потребителей

Руководство однозначно: должна быть обеспечена вся уместная информация, позволяющая потребителям

4 Publicly Available Specification (PAS) размещена в свободном доступе (после регистрации) на web-сайте BSI Group: www.bsi-global.com

5 European Commission, Communication on the Precautionary Principle. 2 February 2000 -COM (2000) 1 final.

g Y ПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

сделать информированный выбор продукта до его покупки, не открывая розничную упаковку (п. 5.2). Она может размещаться на контейнерах произведенных наночастиц и продуктах, их содержащих, или упаковке. Обычно на внешней стороне розничной упаковки вместе с такой информацией, как список ингредиентов, - заявление об интеллектуальной собственности или о соответствии определенным стандартам.

Очевидно, что потребители, использующие нанопродукт впервые, могут быть не готовы к его потребительским свойствам по сравнению с подобными продуктами, но не содержащими на-ночастиц. Поэтому потребители должны быть информированы об этих свойствах в инструкциях по применению (например, порошок, обладающий большей дисперсией; ракетка с поверхностью, у которой большая эластичность; роликовая доска или лыжи с меньшим коэффициентом трения или абразивом, который должен использоваться более экономно).

Часто изготовитель советует определенную обработку, обслуживание, чистку, хранение или утилизацию продукта как элемент ухода за ним, а характер этих операций для нанопродук-та отличается от обычной практики или совета для подобных, но не на-нопродуктов. Об этом необходимо сообщить в инструкциях и везде, где это возможно: на ярлыках, непосредственно прилагаемых к продукту, а где это непрактично, на упаковке, в которой продукт используется и сохраняется потребителем (п. 5.3).

Должна быть обеспечена маркировка, если следствием наличия в продукте наночастиц является любое различие в оказании скорой помощи или другом лечении. Например, на случай загрязнения, раны или действий, которые будут предприняты в случае любой другой непреднамеренной чрезвычайной ситуации (воздействие чрезвычайно высокой температуры или огня).

Чтобы упростить прослеживаемость нанопродуктов, на ярлыках, непосредственно прилагаемых к продукту, или, где это непрактично, на упаковке, в которой продукт подлежит сохранению потребителем, необходимо предоставить следующую информацию: наименование, адрес и контакт производителя, идентификационные данные, которые помогут проследить продукт назад по цепи поставки, например, коммерческое обозначение, модель/версия, партия, сериальный номер, дата изготовления (п. 5.4).

Маркировка, связанная с профессиональным использованием

Специфичная информация, в которой профессиональный пользователь, возможно, нуждается, должна быть доступна тогда, когда принимается решение о покупке. В зависимости от обычной практики в определенной отрасли информация размещается непосредственно на продукте или его упаковке, а полные технические описания продукта могут быть доступны через каталоги, шеЬ-сайты или другие источники (п. 6.2).

Информация о прослеживаемости должна быть представлена на ярлыке, непосредственно прилагаемом к продукту, или, где это непрактично, на упаковке, в которой продукт, вероятно, будет сохранен профессиональным пользователем, или на сопровождающей документации. Если на ярлыке, постоянно прилагаемом к изделию, место ограничено, приоритет нужно отдавать сохранению номера партии или даты изготовления (п. 6.4).

Маркировка для использования между коммерческими организациями

Покупатель должен принять на себя ответственность за последующую маркировку товаров, поставляемых другой коммерческой организации в целях идентификации и безопасности (п. 7.1). Контракт, техническая спецификация (технические условия) или другая документация должны определять, как должны быть маркированы контейнеры, отдельные единицы или упаковка продуктов, чтобы обеспечивать однозначную идентификацию получателем. Стороны могут согласовать, что это может быть не более чем штрихкод плюс любая маркировка, требуемая законодательством или целями охраны здоровья и безопасности (п. 7.2).

Если поставщик полагает, что требуется определенное обучение штата покупателя в том, что касается обработки и использовании поставляемых продуктов, об этом должно быть заявлено в предпродажной документации.

И поставщик, и покупатель должны принять на себя ответственность за координацию (а если уместно, и аудита) их систем, предназначенных для идентификации, маркировки и сохранения записей, чтобы гарантировать просле-живаемость от партии нанопродукции у покупателя назад к партиям материалов или компонентов у поставщика (п. 7.4).

Независимо от того, обращается ли ярлык к потребителям, профессио-

нальным пользователям или коммерческой организации, на маркировке должно присутствовать общее заявление, например: «Продукт содержит произведенные наночастицы X [химическое вещество]». Где это уместно, следует рассмотреть возможность включения другой специфической информации, например: любые специальные требования относительно утилизации (например, «Подлежит возврату... », «Не сжигают. », «Не сбрасывают в систему очистки сточных вод»); специфичный источник произведенных наночастиц (например, получены из глины); информация об упаковке (например, для безопасного ее открытия).

Безопасность нанопродукции и доверие на рынке

Риски, которые сопровождают использование продукции наноиндуст-рии, позволяют обществу ставить перед регулирующими органами вопрос о безопасности нанотехнологий для здоровья и окружающей среды [2, 7]. Маркировка нанопродукции - это один из элементов обеспечения ее безопасности и доведения необходимой информации до потребителя. Без этого элемента невозможно создание доверия, которое необходимо для социальной поддержки применения нанотехнологий, особенно в пищевой отрасли [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция токсикологических исследований, методологии оценки риска, методов идентификации количественного определения наноматериалов. Утверждено постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 31.10.2007 № 79. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2.11.2007 № 10528//Российская газета - Федеральный выпуск № 4533, 1.12.2007 г.

2. Georgia Miller. Nanotechnology - the new threat to food//Clean Food Organic. 2007. May. Volume 4.

3. Франс В.Х.Камперс. Применение нанотехнологий в пищевой промышленности, сельском хозяйстве и экологии//Мир стандартов. 2007. № 5 (16). С. 42-44.

4. Шалова Л.М., Гельгор В.И. Разработка Технического регламента «О требованиях к маркированию и этикетирова-нию пищевых продуктов»//Пищевая промышленность. 2007. № 12.

5. Вестник технического регулирования. №12 (49). Декабрь 2007 г.

6. Хохлявин С.А. Унификация терминов в области нанотехнологий//Мир стандартов. 2008. № 2 (23).

7. Стивен Браун. Стандарты нанотехнологий в области безопасности и экологии/Дам же. 2007. № 5 (16). С. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.