МАРКЕТРИ: ИСТОКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИМЕНЕНИЕ
© Жиров Н.Н.*
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
г. Черкесск
Маркетри представляет собой один из видов инкрустации по дереву.
Техника маркетри относится к одному из самых древних искусств.
Деревянная мозаика древнего мира
«Название техники маркетри произошло от французского слова marquer -расчерчивать, размечать» [5].
Зародилась она как интарсия в Древнем Египте, где не было богатых лесных ресурсов, поэтому древесина очень высоко ценилась. Красивый и яркий цвет и богатая текстура дерева позволяла украшать различные изделия наряду с перламутром, слоновой костью, металлом, камнями, а прочность соединения и легкость обработки сделали её преобладающим материалом в работе мастеров. В Древнем Египте на саркофаге фараона Тутан-хамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. \Пик расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских. Мозаикой в виде геометрических и растительных орнаментов украшали в основном церковную мебель и утварь.
«Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI веке станка для производства пиленого шпона» [3].
Европейские мастера стали активно использовать новые художественные возможности, которые открылись с появлением шпона. Большое влияние на мебельщиков оказывало тогда творчество художников-живописцев, таких как Пьеро делла Франческа, Лоренцо Лотто и Сандро Ботичелли.
В Россию техника маркетри пришла позже, в начале XVIII века. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты и инкрустированная мебель. Петр I предпринял попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели и даже послал 18 столяров учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» в Англию и Голландию. Но его усилия по-настоящему дали плоды только во время царствования Екатерины II.
Применение
Маркетри применяют во многих областях Декоративно-прикладного искусства, но основным направлением остается облицовка мебели. Историче-
Студент.
Искусствоведение
19
ски, такая мебель считалась дворцовой и была неотьемлимой частью королевских интерьеров. С развитием мебельного производства подобная мебель становится более доступной, оставаясь всё же очень дорогой, за счёт ручного исполнения инкрустации. Что же касается картин, то современные мастера с помощью деревянной мозаики могут изобразить практически любые сюжеты. Правда и здесь есть свои тонкости и секреты. Необходимо умело подбирать цвет и текстуру шпона, грамотно строить изображение и стилизовать его для создания художественного пано. Художественный паркет так же является одним из направлений применения этой техники. Такой пол представляет собой штучный паркет, уложенный сложным рисунком. «Художественная укладка требует сложной и длительной ручной работы, и поэтому очень дорога» [7].
Проблемы
На сегодняшний день в Республике сложилась такая ситуация, что такой вид искусства, как Маркетри оказался буквально на грани исчезновения. Этого вида искусства в настоящее время практически не существует или же ими занимаются отдельные мастера-одиночки, у которых нет возможности передать свои знания и опыт. Уходит в небытие огромный пласт национальной культуры.
Список литературы:
1. Буглай Б.М., Гончаров Н.А. Технология отделки древесины. - М.: Лесная промышленность, 1995. - 408 с.
2. Григорьев М.А. Справочник молодого столяра. - М., 1989.
3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. - М.: Лесная промышленность, 1989. - 208 с.
4. Ивановский Е.Г. Резание древесины. - М.: Лесная промышленность, 2001. - 200 с.
5. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1989.
6. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. -2-е изд., перераб. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 360 с.
7. Сафроненко В.М. Секреты древесины. - Мн.: ОДО «Хэлтон», ООО «Харвест», 2003.
8. Резьба по дереву. Мозаика: Справочник домашнего мастера / Сост. В.И. Рыженко. - М.: Изд.дом «ОНИКС 21 век», 2004.