ISSN 2304-120X
ниег
научно-методический электронный журнал
2023, № 07 (июль)
Раздел 5.8. Педагогика
ART 231057
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11057
УДК 37.018.4:004.9
Маркетплейсы в образовании: перспективы развития Marketplaces in education: development prospects
Авторы статьи
L
Authors of the article
L
Капустина Любовь Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация [email protected]
ORCID: 0000-0002-0619-0939 Ермакова Юлия Дмитриевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара, Российская Федерация [email protected] ORCID: 000-0001-6827-2377
Ненашева Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ро-мано-германской филологии и зарубежного регионо-ведения ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0002-6998-4741
Конфликт интересов
Liubov V. Kapustina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0002-0619-0939 Yulia D. Ermakova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics Department, Samara State Transport University, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 000-0001-6827-2377
Olga V. Nenasheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Romano-Germanic Philology and Foreign Regional Studies, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0002-6998-4741
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Ненашева О. В. Маркетплейсы в образовании: перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 07. - С. 1-10. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231057.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11057
L. V. Kapustina, Y. D. Ermakova, O. V. Nenasheva, Marketplaces in education: development prospects // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 07. - P. 1-10. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231057.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11057
Поступила в редакцию Received 24.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.06.23
Принята к публикации Accepted for publication 20.06.23 Опубликована Published 31.07.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Ненашева О. В., 2023
Аннотация
Цифровой век привел к социальным изменениям, когда люди становятся все более информированными. А это влечет за собой изменение способа потребления: от чистого офлайн-режима к смешанному онлайн- и офлайн-режиму. В эпоху цифровых технологий и экономического кризиса поставщики услуг, в том числе и образовательных, чтобы выжить в новых рыночных условиях, ищут новые каналы сбыта своей продукции. Актуальность данного исследования заключается в том, что маркетплейсы в образовании - это относительно новое явление, которое начало набирать популярность в последние годы. Они представляют собой онлайн-платформы, которые дают возможность обучающимся и обучающим обмениваться знаниями, навыками и опытом. В Российской Федерации первый маркетплейс образовательных курсов заработал совсем недавно - в марте 2023 года. Аналогов ему в России на сегодняшний день нет. Цель данной работы - выявление перспектив развития маркетплейсов в образовании в нашей стране. Изучение маркетплейсов в образовании важно, так как оно позволяет более глубоко понять процессы, происходящие в сфере образования, и выявить новые подходы к организации обучения. С теоретической точки зрения исследование маркетплейсов образовательных курсов может помочь понять потребности и предпочтения студентов, а также оценить влияние технологий на образование и разработать новые подходы к обучению. С практической точки зрения маркетплейсы предоставляют доступ к широкому спектру курсов и предметов, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях. Это может быть особенно полезно для жителей отдаленных районов или граждан, живущих за границей. Кроме того, маркетплейсы могут предоставлять доступ к курсам по новым технологиям и специализированным предметам. Авторы данного исследования не только характеризуют положительные стороны внедрения маркетплейсов в образование, но и указывают на отдельные недостатки этого явления. Тем не менее авторы статьи полагают, что маркетплейсы могут принести большую пользу образованию, если будут обеспечены высокие уровни безопасности и конфиденциальности, а также механизмы контроля качества и мониторинга контента. Кроме того, маркетплейсы вступить в партнерские отношения с учебными заведениями и экспертами, чтобы обеспечить соответствие образовательным стандартам.
Ключевые слова
Abstract
The digital age has led to social changes, and people become more informed and connected. Consequently, the way of consumption has also changed from offline mode to a mix of online and offline one. In the era of digital technologies and economic crisis, service providers are looking for new sales channels in order to survive under nowadays market conditions. The relevance of this study is due to the fact that marketplaces in education are a relatively new phenomenon which has been gaining popularity in the last few years. They are online platforms that provide an opportunity for students and trainers to exchange knowledge, skills and experience. The first marketplace of educational courses was launched in the Russian Federation in March 2023. There are no analogues to it in Russia today. The purpose of the paper is to identify the prospects for the development of educational marketplaces in our country. The study of marketplaces in education is important, as it allows to understand the education processes, and to identify new approaches to training. From a theoretical perspective, the study of educational courses marketplace helps realize students' needs and preferences, as well as assess the impact of technology on education and develop new approaches to learning. From a practical perspective, marketplaces provide access to a wide range of courses and subjects that may not be available in traditional educational institutions. This can be especially useful for residents of remote areas or citizens living abroad. In addition, marketplaces can provide access to courses on new technologies and specialized subjects. The authors of the paper point out both advantages and disadvantages of the introduction of marketplaces in education. They believe that marketplaces can be of great benefit to education as long as high level of security and confidentiality, as well as quality control and content monitoring mechanisms are provided. Marketplaces can be partners to educational institutions and experts to ensure compliance with educational standards.
Key words
маркетплейс, образование, образовательные курсы, модернизация
marketplace, education, educational courses, modernization
Благодарности
Acknowledgements
Авторы выражают благодарность преподавателям кафедры немецкого языка факультета международных отношений МГИМО МИД России за консультации по вопросам ранней профессионализации студентов-международников.
The authors express their gratitude to the teachers of the German Language Department of the MGIMO University, Faculty of International Relations for consultations on the issues of early professionalization of international relations majors.
Введение / Introduction
Согласно опросу, проведенному Международной ассоциацией университетов, интернационализация образования является вопросом, который 73% высших учебных заведений мира считают приоритетным [1]. Из всех форм, которые она приняла, наиболее характерной является коммерциализация образования. Это меняет сам подход к развитию образования и формализует его новую логику, приравнивая образование к товару, продаваемому на мировом рынке.
Цифровой век привел к социальным изменениям, когда люди становятся все более информированными. А это влечет за собой изменение способа потребления: от чистого офлайн-режима к смешанному онлайн- и офлайн-режиму. В эпоху цифровых технологий и экономического кризиса поставщики услуг, в том числе и образовательных, чтобы выжить в новых рыночных условиях, ищут новые каналы сбыта своей продукции. Многие выбирают торговые площадки (маркетплейсы) в качестве канала продаж, потому что они предоставляют очень низкие барьеры входа для продавцов [2]. На этих платформах производители товаров и услуг, а также посредники могут продавать свою продукцию конечным потребителям [3]. Следовательно, сегодня многие предприятия предпочитают работать на маркетплейсах для продвижения и продажи своей продукции в Интернете.
Актуальность данного исследования заключается в том, что маркетплейсы в образовании - это относительно новое явление, которое начало набирать популярность в последние годы. Они представляют собой онлайн-платформы, которые дают возможность обучающимся и обучающим обмениваться знаниями, навыками и опытом.
В РФ первый маркетплейс курсов для врачей и населения без медицинского образования был создан совсем недавно в Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ) (платформа доступна с 22 марта 2023 года). Ректор вуза Евгений Куликов заявил, что аналогов такой платформы в России нет. Стоит отметить, что на данном маркетплейсе представлены как платные, так и бесплатные образовательные курсы для всех желающих [4].
Цель данной работы - выявление перспектив развития маркетплейсов в образовании в нашей стране.
Изучение маркетплейсов в образовании имеет важное теоретическое значение, так как оно позволяет более глубоко понять процессы, происходящие в сфере образования, и выявить новые подходы к организации обучения.
Исследование маркетплейсов образовательных курсов имеет практическую значимость, так как это помогает улучшить доступность образования для различных групп людей, включая тех, кто не имеет доступа к традиционным учебным заведениям. Кроме того, изучение маркетплейсов может помочь привнести новые технологии в сферу обучения.
Обзор литературы / Literature review
Развитие современного мира требует появления новых тенденций. Одним из главных трендов современности являются маркетплейсы, которые приобрели свою популярность в России относительно недавно. И. А. Денисенко считает, что печально известная пандемия COVID-19 ускорила и значительно активизировала эти глобальные процессы [5]. Жители России полюбили этот рынок благодаря удобству совершения покупок и огромному выбору. Сейчас люди делают свой выбор в пользу маркет-плейса, поскольку он удобен, безопасен и современен [6].
Стоит отметить, что такие российские исследователи, как П. Д. Ворошилова, придают исключительную важность коммуникации как инструменту, который позволит продавцам товаров и услуг на маркетплейсах увеличить целевую аудиторию, получить высокую прибыль и сформировать эффективное общение с покупателями [7].
По мнению И. Л. Воротникова, В. А. Базгановой и Л.А. Александровой, маркетплейсы также могут быть использованы и в обучающих целях. Структура их базы данных включает три блока: цифровую торговую площадку (поставщики, клиенты, про-
дукция/услуги); организацию производственной, научно-исследовательской и учебной практики с использованием цифровой торговой площадки; реализацию старта-пов обучающихся на базе цифровой торговой площадки [8].
Согласно трудам отечественного ученого М. В. Агафоновой, вузы в условиях роста конкуренции и повышения значимости рыночных механизмов их функционирования должны сочетать направления как академической, так и коммерческой деятельности [9]. Однако способ продвижения образовательных услуг на маркетплейсах является не только эффективным, но и иногда одним из самых сложных [10].
Возможности оказания юридических услуг с использованием информационных технологий рассматриваются в работах А. Н. Митина. Хотя юридическое сообщество не совсем готово работать в таких условиях, высшие учебные заведения уже реформируют свои учебные планы, разрабатывают дисциплины, позволяющие приобрести профессиональные компетенции по внедрению технологий, автоматизирующих юридическую работу [11].
Зарубежные исследования в вопросах продвижения маркетплейсов опираются на два набора теорий, теоретические аргументы которых позволяют легко сделать различные предположения о ключевых факторах, влияющих на успех торговли на торговой площадке. Если говорить конкретно, то они сосредоточены на теориях власти и конфликта [12, 13], теории фирмы [14] и теории транзакционных издержек [15].
Зарубежными исследователями были предприняты попытки анализа, связанного с обучением и преподаванием на массовых открытых онлайн-курсах (Massive Open Online Courses, MOOC). В обзоре оценивались 102 академических исследования, опубликованных в период с 2014 по 2016 год и посвященных аспектам обучения в MOOC по четырем ключевым факторам: учащиеся, контекст обучения, вовлеченность учащихся и результаты обучения [16].
Так как развитие новых технологий и широкое распространение Интернета стало глобальным, онлайн-образование больше не является тенденцией. Оно стало мейнстримом. За рубежом были представлены полезные рекомендации для исследователей и практиков, работающих в академических кругах, промышленности или правительстве, а также сформулирована концептуальная модель взаимодействия между различными организациями и заинтересованными сторонами в индустрии онлайн-образования с особым упором на бизнес-дисциплину высшего образования. Эта модель, безусловно, может быть применима, с незначительными изменениями, к другим дисциплинам и другим уровням образования - начальному и среднему [17].
Спрос на онлайн-курсы сегодня остается достаточно высоким. Однако анализ, проведенный некоторыми иностранными исследователями, также показал, что, несмотря на растущий академический интерес к онлайн-образованию, ученые не спешат выходить на цифровой рынок в качестве поставщиков услуг [18].
Зарубежные авторы обсуждают возможности, которые предоставляют маркет-плейсы в образовании. Они отмечают, что эти платформы могут помочь ученикам получить доступ к широкому спектру курсов и предметов, которые недоступны в традиционных учебных заведениях. Однако, несмотря на все преимущества, существуют и некоторые ограничения, например, качество курсов может быть неравномерным и некоторые курсы могут не соответствовать стандартам качества образования [19].
Стоит заметить, что характеристики высшего образования на маркетплейсах за рубежом (в частности, в США) разнообразны. Размер, регион и стратегическое экономическое положение дают некоторое ограниченное объяснение вариациям на маркетплейсах [20].
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой теме показал, что в настоящее время достаточное внимание уделяется проблеме развития маркетплейсов в России и за рубежом. Однако, по мнению авторов данного исследования, перспективы развития маркетплейсов именно в образовании освещены недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Учебные платформы лежат в основе развития онлайн-обучения. Так как они являются неотъемлемыми компонентами механизмов обучения, их нельзя сводить только к технологическим аспектам. Учебная платформа - это компьютерная система, предназначенная для автоматизации различных функций, связанных с организацией курсов, управлением их содержанием, отслеживанием успеваемости участников и надзором за лицами, ответственными за различные курсы [21].
Первые работы над образовательными платформами были сосредоточены на ресурсах, которые должны были быть доступны учащимся. Однако в дальнейших исследованиях основное внимание уделялось педагогической деятельности, а не ресурсам, но при этом последние полностью не упускались из виду [22].
В связи с развитием инфраструктуры Интернета и стремительным ростом потребности в онлайн-обучении на маркетплейсах образовательных курсов появляется множество перспектив. Они сконцентрированы вокруг улучшения качества онлайн-обучения, снижения затрат на изучение, предоставления прототипов эффективного обучения, продвижения устойчивости, доступности и полезности.
Маркетплейс представляет собой коммерческую посредническую услугу, регулируемую правовым полем, связанную с банковскими операциями и платежными услугами. В более общем плане это веб-сайт, на котором независимые продавцы, профессиональные или частные, имеют возможность продавать свои товары или услуги в Интернете за (в наиболее известных случаях) комиссию, взимаемую сайтом с каждой продажи. Маркетплейсы имеют множество преимуществ для обеих сторон. Что касается покупателей, то это позволяет воспользоваться значительным выбором продуктов. Для профессионалов маркетплейсы предлагают доступ к миллионам потенциальных клиентов и гарантии оплаты.
Авторы данного исследования разграничивают такие понятия, как «маркет-плейс» и «электронная коммерция». Маркетплейс может быть трендом электронной коммерции [23]. Но не все сайты электронной коммерции являются торговыми площадками. Действительно, эти модели преследуют одну и ту же цель, а именно продажу товаров и услуг в Интернете, но работают совершенно по-разному.
Модель электронной коммерции основана на прямых продажах между продавцом, обычно владельцем сайта, и покупателем. Последний, просматривая платформу, может выбирать из продуктов, которые ему доступны от конкретного продавца. Таким образом, в модели электронной коммерции в процессе покупки участвуют только две стороны: продавец и покупатель. Таким образом, клиент сайта электронной коммерции является конечным покупателем [24].
В отличие от сайта электронной коммерции с одним продавцом, маркетплейс -это платформа для связи между несколькими покупателями и несколькими продавцами. Таким образом, в процессе покупки участвуют три участника: торговая площадка (посредник), продавец и покупатель. Следовательно, клиентом торговой площадки является и продавец (тот, кто представляет свои продукты и услуги на платформе), и покупатель.
Вопрос о влиянии Интернета на степень посредничества на маркетплейсах спорный. Если такие исследователи, как М. Саркар, Б. Батлер, Ч. Стейнфилд [25], Н. Карр [26] и Ф. Джаллат [27], выдвигают гипотезу о необходимости развития специализированных посредников в сети, то Т. Р. Виганд. Р. Бенджамин [28] и М. Амами [29] отстаивают противоположную точку зрения.
Операции, поддерживаемые маркетплейсом, могут быть распределены по сложности:
- размещение электронного каталога в Интернете,
- организация сеансов торгов,
- электронные торги,
- поддержка отношений между поставщиком и покупателем [30].
Результаты исследования / Research results
Авторы данного исследования считают, что развитие маркетплейсов в образовании имеет большие перспективы, среди которых следует выделить следующие.
1) Повышение доступности образования. Многие люди не имеют возможности посещать традиционные учебные заведения из-за географической удаленности, занятости или финансовых ограничений. Маркетплейсы позволяют людям получить доступ к образованию в любое время и в любом месте, где есть Интернет. Кроме того, мар-кетплейсы могут предоставлять студентам доступ к курсам, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях. Например, маркетплейсы могут предлагать курсы на новейших технологиях, которые еще не были включены в учебные программы традиционных учебных заведений. Это позволяет обучающимся получить актуальные знания и навыки, которые будут востребованы на рынке труда.
2) Обеспечение удобства обучения. Маркетплейсы позволяют владельцам сайтов отслеживать процесс настройки онлайн-курсов и уровень освоения материалов.
3) Гарантия постоянного обновления обучения. В свете быстро меняющихся технологий и требований рынка труда люди должны постоянно обновлять свои навыки и знания. Маркетплейсы образовательных курсов предлагают широкий спектр курсов по самым разным темам, позволяя желающим получать новые знания и навыки и быть в курсе последних тенденций в своей отрасли.
4) Улучшение качества образования. Маркетплейсы образовательных курсов предоставляют возможность создавать инновационные и интерактивные курсы, которые больше соответствуют потребностям студентов. Эти подходы могут быть использованы для разработки новых методов обучения в традиционных учебных заведениях. Это также может привести к повышению качества образования, поскольку мар-кетплейсы предоставляют студентам доступ к широкому спектру курсов и предметов, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях.
5) Улучшение качества преподавания. Маркетплейсы предоставляют возможность преподавателям создавать собственные курсы и делиться своими знаниями и опытом. Это может привести к повышению эффективности профессиональной деятельности обучающих.
6) Снижение стоимости образования. Традиционное образование может быть очень дорогостоящим, особенно для тех, кто живет в отдаленных районах. Маркет-плейсы образовательных курсов предлагают альтернативу традиционному образованию, которая может быть более доступной и экономически эффективной.
7) Гарантия учета потребностей и предпочтений студентов. Маркетплейсы образовательных курсов предоставляют информацию о том, какие курсы и темы наиболее популярны среди студентов, а также какие методы обучения наиболее эффективны.
Эта информация может быть использована для разработки новых курсов и методов обучения, которые лучше соответствуют потребностям студентов.
8) Выбор оптимальных технологий, влияющих на образование. Маркетплейсы образовательных курсов используют различные технологии, такие как онлайн-курсы, вебинары, видеоуроки и т. д. Изучение этих технологий и их эффективности может помочь определить, какие технологии следует использовать для организации обучения в традиционных учебных заведениях.
Таким образом, маркетплейсы образовательных курсов являются актуальной темой в современном образовании, так как они представляют собой новый и быстрорастущий сегмент рынка образования, который может помочь повысить доступность, качество и стоимость образования.
Однако наряду с позитивными результатами внедрения и развития маркетплей-сов в образовании авторы исследования хотели бы обратить внимание и на некоторые возможные негативные последствия.
1) Маркетплейсы могут содержать некачественные курсы или курсы, которые не соответствуют стандартам образования. Это может привести к тому, что студенты получат недостаточное образование и не смогут продвинуться в своей карьере.
2) На маркетплейсах могут быть представлены курсы, которые не соответствуют правилам и нормам, например курсы, нарушающие авторские права или содержащие вирусы и другие вредоносные программы. Это может привести к угрозе безопасности и приватности обучающихся.
Чтобы справиться с этими проблемами, маркетплейсы образовательных курсов должны обеспечивать высокий уровень безопасности и приватности. Они должны иметь механизмы проверки качества курсов и контроля их содержания, а также предоставлять учащимся инструменты для защиты своих данных и конфиденциальности. Кроме того, маркетплейсы должны следовать правилам и нормам, установленным в образовательной сфере, и убедиться в том, что представленные курсы соответствуют стандартам образования. Это может быть достигнуто путем партнерства с учебными заведениями и экспертами в образовательной сфере.
В целом маркетплейсы образовательных курсов могут быть полезны для повышения доступности образования, но для того, чтобы они были безопасны и надежны, необходимо обеспечивать высокий уровень безопасности и приватности, а также их соответствие стандартам образования.
Заключение / Conclusion
Маркетплейсы в образовании являются актуальной темой в настоящее время, так как они представляют собой новый и быстрорастущий сегмент рынка образования.
Изучение маркетплейсов в образовании имеет большое значение. Оно может помочь понять потребности и предпочтения студентов, а также оценить влияние технологий на образование и разработать новые подходы к обучению. С практической точки зрения маркетплейсы предоставляют доступ к широкому спектру курсов и предметов, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях. Это может быть особенно полезно для жителей отдаленных районов или граждан, живущих за границей. Кроме того, маркетплейсы могут предоставлять доступ к курсам по новым технологиям и специализированным предметам.
Однако существуют потенциальные проблемы, связанные с маркетплейсами, такие как низкое качество курсов и несоответствие образовательным стандартам. Некоторые
маркетплейсы могут содержать курсы с нарушениями авторских прав или вредоносными программами, что может угрожать безопасности и конфиденциальности студентов.
Тем не менее авторы данного исследования полагают, что маркетплейсы могут принести большую пользу образованию, если будут обеспечены высокие уровни безопасности и конфиденциальности, а также механизмы контроля качества и мониторинга контента. Кроме того, маркетплейсы могут вступить в партнерские отношения с учебными заведениями и экспертами, чтобы обеспечить соответствие образовательным стандартам.
В целом будущее образовательных маркетплейсов выглядит многообещающим и дальнейшие исследования могут помочь раскрыть новые возможности и перспективы их развития, а также помочь преодолеть любые проблемы.
Ссылки на источники / References
1. AIU (Association internationale des universités). 2008. L'internationalisation de l'enseignement supérieur: nouvelles orientations nouveaux défis - Rapport de l'enquête mondiale de 2005. Paris. 2010. Internationalisation de l'enseignement supérieur: tendances mondiales, perspectives régionales, Rapport de la 3e enquête mondiale. Paris.
2. Xu H. To compete or to take over? An economic analysis of new sellers on e-commerce marketplaces // Information Systems and e-Business Management. - 2018. - 16(4). - Р. 817-829.
3. Abhishek V., Jerath K., Zhang Z. J. Agency selling or reselling? Channel structures in electronic retailing // Management Science. - 2015. - 62(8). - Р. 2259-2280.
4. URL: https://tass.ru/obschestvo/17335941
5. Денисенко И. А., Козлова Е. А., Платонова И. Н. Цифровые маркетплейсы в условиях COVID-19 // Современные экономические процессы. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 59-78. EDN SCUPEI
6. Воинова М. Е. Современный рынок торговли в России - маркетплейсы // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2021. - № 49. - С. 74-77. EDN FCGLPX
7. Ворошилова П. Д. Один за всех и все за маркетплейсы // Студенческий. - 2022. - № 12-4(182). - С. 20-23. EDN DPNRTN
8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022621115 Российская Федерация. Использование цифровой торговой площадки в практико-ориентированном обучении (на примере ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова)]: № 2022620848: заявл. 21.04.2022]: опубл. 18.05.2022 / И. Л. Воротников, В. А. Базганова, Л. А. Александрова [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова». EDN GZVPMG
9. Агафонова М. В. Совершенствование организации участия университета в закупочной деятельности через электронную торговую площадку // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. - 2021. - № 2. - С. 79-81. EDN FLBGXV
10. Агафонова М. В., Тиньгаев А. В. Университет - поставщик образовательных услуг на электронной торговой площадке // Вектор экономики. - 2021. - № 10(64). EDN ZNVVNR
11. Митин А. Н. О процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 3(111). - С. 82-86. DOI 10.34076/2410-2709-2019-3-82-86. EDN ABZXIC
12. Gaski J. F. The theory of power and conflict in channels of distribution // Journal of Marketing. - 1984. - 48(3). -Р. 9-29.
13. Lusch R. F., Brown J. R. Interdependency, contracting, and relational behavior in marketing channels // Journal of Marketing. - 1996. - 60(4). - Р. 19-38.
14. Jensen M. C., Meckling W. H. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure // Journal of Financial Economics. - 1976. - 3(4). - Р. 305-360.
15. Williamson O. E. Transaction cost economics: The comparative contracting perspective // Journal of economic behavior & organization. - 1987. - 8(4). - Р. 617-625.
16. Deng R., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs // Computers & Education. - 2019. - Vol. 129. - Р. 48-60. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2018.10.019
17. Poonam K., Anil K., Shailendra P., Sanjay V. Online business education research: Systematic analysis and a conceptual model // International Journal of Management Education. - 2019. - 17. - Р. 26-35. 10.1016/j.ijme.2018.11.002
18. Najib M. The online marketplace for business education: An exploratory study // The International Journal of Management Education. - 2021. - 19. - Р. 100544. 10.1016/j.ijme.2021.100544
19. Levin H., Belfield C. Chapter 6: The Marketplace in Education // Review of Research in Education - REV RES EDUC. -2003. - 27. - Р. 183-219. 10.3102/0091732X027001183
20. Dluhy M., Maidique M. Higher Education Marketplaces: A Comparison of Variety, Access, Dependence, and Quality in 15 Metropolitan Areas // Urban Education - URBAN EDUC. - 1993. - 28. - Р. 150-165. 10.1177/0042085993028002003
21. Office de la langue française // Dictionnaire terminologique de l'Office de la langue française. - 2005. - URL: http://www.granddictionnaire.com/
22. Koper R., Tattersall T. Learning Design: A Handbook on Modelling and Delivering Networked Education and Training. - Heidelberg: Springer, 2005. - 412 p.
23. Романцова П. С., Шахватова С. А., Маркова Е. С. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Инновационная экономика и право. - 2022. - № 4(23). - С. 80-87. DOI 10.53015/2782-263X_2022_4_80. EDN NHMZIM
24. Bobineau C. E-Commerce: Stratégies et Pratiques. École d'ingénieur. E-Commerce / Institut Polytechnique de Hanoi, Ecole de Formation Internationale, Vietnam. - 2016. - Р. 514.
25. Sarkar M., Butler B., Steinfield Ch. Cybermediaries in Electronic Marketspace: Toward Theory Building // Journal of Business Research. - 1998. - Vol. 41. - Р. 215-221.
26. Carr J. N. Hypermediation: Commerce as Clickstream // Harvard Business Review. - 2000. - January - February. - Р. 46-47.
27. Jallat F. Désintermédiation et stratégie sur Internet: recomposition des filières, nouveaux acteurs et réintermédi-ation // Revue Française du Marketing. - 2000. - 177/178. - 2-3. - Р. 69-82.
28. Wigand R. T., Benjamin R. I. Electronic Commerce: Effects on Electronic Markets // Journal of Computer-Mediated Communication. - 1995. - Vol. 1. - Is. 3. JCMC133. - URL: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1995.tb00166.x
29. Amami M. Marchés électroniques sur Internet et désintermédiation // Actes du 6ème Colloque de l'AIM. - Nantes, Juin, 2001. - Р. 111-123.
30. Pensel J.-L. Les places de marché virtuelles, l'accès à de nouveaux outils transactionnels // Actes du 6ème Colloque de l'AIM. - Nantes, Juin, 2001. - Р. 97-110.
1. AIU (Association internationale des universités). 2008. L'internationalisation de l'enseignement supérieur: nouvelles orientations nouveaux défis - Rapport de l'enquête mondiale de 2005. Paris. 2010. Internationalisation de l'enseignement supérieur: tendances mondiales, perspectives regionals [IAU (International Association of Universities). 2008. The internationalization of higher education: new directions new challenges - Report of the 2005 global survey. Paris. 2010. Internationalization of Higher Education: Global Trends, Regional Perspectives], Rapport de la 3e enquête mondiale. Paris (in French).
2. Xu, H. (2018). "To compete or to take over? An economic analysis of new sellers on e-commerce marketplaces", Information Systems and e-Business Management, 16(4), pp. 817-829 (in English).
3. Abhishek, V., Jerath, K., & Zhang, Z. J. (2015). "Agency selling or reselling? Channel structures in electronic retailing", Management Science, 62(8), pp. 2259-2280 (in English).
4. Available at: https://tass.ru/obschestvo/17335941 (in Russian).
5. Denisenko, I. A., Kozlova, E. A., & Platonova, I. N. (2021). "Cifrovye marketplejsy v usloviyah COVID-19" [Digital marketplaces in COVID-19 pandemic], Sovremen-nye ekonomicheskie processy, t. 1, № 3, pp. 59-78. EDN SCUPEI (in Russian).
6. Voinova, M. E. (2021). "Sovremennyj rynok torgovli v Rossii - marketplejsy" [Modern trade market in Russia -marketplaces], Sbornik nauchnyh trudov vuzovRossii "Problemy ekonomiki, finansovi upravleniya proizvodstvom", № 49, pp. 74-77. EDN FCGLPX (in Russian).
7. Voroshilova, P. D. (2022). "Odin za vsekh i vse za marketplejsy" [One for all and all for the marketplaces], Studench-eskij, № 12-4(182), pp. 20-23. EDN DPNRTN (in Russian).
8. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii bazy dannyh № 2022621115 Rossijskaya Federaciya. Is-pol'zovanie cifrovoj torgovoj ploshchadki v praktiko-orientirovannom obuchenii (na primere FGBOU VO Saratovskij GAU im. N. I. Vavilova)] [Certificate of the database No. 2022621115 Russian Federation State Registration. The use of a digital trading platform in practice-oriented training (the case of the Saratov State University named after N. I. Vavilov)]: № 2022620848: zayavl. 21.04.2022]: opubl. 18.05.2022/1. L. Vorotnikov, V. A. Bazganova, L. A. Aleksan-drova [i dr.]; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obra-zovaniya "Saratovskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. N.I.Vavilova". EDN GZVPMG (in Russian).
9. Agafonova, M. V. (2021). "Sovershenstvovanie organizacii uchastiya universiteta v zakupochnoj deyatel'nosti che-rez elektronnuyu torgovuyu ploshchadku" [Improving the organization of the University's participation in procurement through an electronic trading platform], Vestnik molodezhnoj naukiAltajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 2, pp. 79-81. EDN FLBGXV (in Russian).
10. Agafonova, M. V., & Tin'gaev, A. V. (2021). "Universitet - postavshchik obrazovatel'nyh uslug na elektronnoj torgovoj ploshchadke" [The University is a provider of educational services on an electronic trading platform], Vektor ekonomiki, № 10(64). EDN ZNVVNR (in Russian).
11. Mitin, A. N. (2019). "O processah vnedreniya v yurisprudenciyu novyh informacionnyh tekhnologij" [About the processes of new information technologies introduction into jurisprudence], Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, № 3(111), pp. 82-86. DOI 10.34076/2410-2709-2019-3-82-86. EDN ABZXIC
12. Gaski, J. F. (1984). "The theory of power and conflict in channels of distribution", Journal of Marketing, 48(3), pp. 929 (in English).
13. Lusch, R. F., & Brown, J. R. (1996). "Interdependency, contracting, and relational behavior in marketing channels", Journal of Marketing, 60(4), pp. 19-38 (in English).
14. Jensen, M. C., & Meckling, W. H. (1976). "Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure", Journal of Financial Economics, 3(4), pp. 305-360 (in English).
15. Williamson, O. E. (1987). "Transaction cost economics: The comparative contracting perspective", Journal of economic behavior & organization, 8(4), pp. 617-625 (in English).
16. Deng, R., Benckendorff, P., & Gannaway, D. (2019). "Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs", Computers & Education, vol. 129, pp. 48-60. Available at: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.10.019 (in English).
17. Poonam, K., Anil, K., Shailendra, P., & Sanjay, V. (2019). "Online business education research: Systematic analysis and a conceptual model", International Journal of Management Education, 17, pp. 26-35. 10.1016/j.ijme.2018.11.002 (in English).
18. Najib, M. (2021). "The online marketplace for business education: An exploratory study", The International Journal of Management Education, 19, p. 100544. 10.1016/j.ijme.2021.100544 (in English).
19. Levin, H. & Belfield, C. (2003). "Chapter 6: The Marketplace in Education", Review of Research in Education - REV RES EDUC, 27, pp. 183-219. 10.3102/0091732X027001183 (in English).
20. Dluhy, M. & Maidique, M. (1993). "Higher Education Marketplaces: A Comparison of Variety, Access, Dependence, and Quality in 15 Metropolitan Areas", Urban Education - URBAN EDUC, 28, pp. 150-165. 10.1177/0042085993028002003 (in English).
21. (2005). "Office de la langue française", Dictionnaire terminologique de l'Office de la langue française [Terminology dictionary of the French language office]. Available at: http://www.granddictionnaire.com/ (in French).
22. Koper, R., & Tattersall, T. (2005). Learning Design: A Handbook on Modelling and Delivering Networked Education and Training, Springer, Heidelberg, Germany, 412 p. (in English).
23. Romancova, P. S. Shahvatova, S. A., & Markova, E. S. (2022). "Marketplejsy kak glavnyj trend elektronnoj kom-mercii" [Marketplace as the main trend of e-commerce], Innovacionnaya ekonomika i pravo, № 4(23), pp. 80-87. DOI 10.53015/2782-263X_2022_4_80. EDN NHMZIM (in Russian).
24. Bobineau, C. (2016). E-Commerce: Stratégies et Pratiques. École d'ingénieur [E-Commerce: Strategies and Practices. Engineer school.] E-Commerce, Institut Polytechnique de Hanoi, Ecole de Formation Internationale, Vietnam, p. 514 (in French).
25. Sarkar, M., Butler, B., & Steinfield, Ch. (1998), "Cybermediaries in Electronic Marketspace: Toward Theory Building", Journal of Business Research, vol. 41, pp. 215-221 (in English).
26. Carr, J. N. (2000). "Hypermediation: Commerce as Clickstream", Harvard Business Review, January - February, pp. 46-47 (in English).
27. Jallat, F. (2000). "Désintermédiation et stratégie sur Internet: recomposition des filières, nouveaux acteurs et réin-termédiation" [Disintermediation and strategy on the Internet: recomposition of sectors, new actors and reinter-mediation], Revue Française du Marketing, 177/178, 2-3, pp. 69-82 (in French).
28. Wigand, R. T., & Benjamin, R. I. (1995). "Electronic Commerce: Effects on Electronic Markets", Journal of ComputerMediated Communication, vol. 1, is. 3, 1 December, JCMC133. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1995.tb00166.x (in English).
29. Amami, M. (2001). "Marchés électroniques sur Internet et désintermédiation" [Electronic markets on the Internet and disintermediation], Actes du 6ème Colloque de l'AIM, Nantes, Juin, pp. 111-123 (in French).
30. Pensel, J.-L. (2001). "Les places de marché virtuelles, l'accès à de nouveaux outils transactionnels" [Virtual marketplaces, access to new transactional tools], Actes du 6ème Colloque de l'AIM, Nantes, Juin, pp. 97-110 (in French).
Вклад авторов
Л. В. Капустина - планирование исследования, определение методологии исследования, разработка и описание материала, обобщение результатов исследования.
Ю. Д. Ермакова - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, подготовка обзора отечественных и зарубежных источников и их оформление.
О. В. Ненашева - сбор и систематизация исследований по заявленной теме, оформление итогового варианта статьи.
Contribution of the authors
L. V. Kapustina - research planning, selection of research methodology, development and description of the material, generalization of research results.
Yu. D. Ermakova - collection and systematization of the research works on the stated topic, preparation of a review of domestic and foreign sources and their presentation.
O. V. Nenasheva - collection and systematization of the research works on the stated topic, design of the final variant of the article.