Научная статья на тему 'МАРКЕТПЛЕЙС КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ'

МАРКЕТПЛЕЙС КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФИНТЕХ / ФИНАНСОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов Андрей Петрович, Захарова Елена Вадимовна, Афанасьев Евгений Васильевич

Цифровые технологии резко изменили рынок финансовых услуг. Новый виток развития российского финансового рынка связан с разработкой проекта «Маркетплейс». В статье рассмотрены этапы развития данного проекта, выявлены факторы, способствовавшие его ускоренному развитию, среди которых увеличение спроса на финансовые услуги, приток средств физических лиц на финансовый рынок и др. Определены преимущества, недостатки и риски, которые несут финансовые маркетплейсы для финансовых организаций и потребителей финансовых услуг. На основании данных поисковых запросов можно сделан вывод, что популярность этого инструмента быстро растет. Перечислены барьеры, препятствующие развитию финансовых маркетплейсов. Прогнозируется, что в ближайшие годы следует ожидать экспоненциальный рост участников финансовых маркетплейсов при условии стабильной политической и экономической ситуации. Предложено разработать комплекс мер по поддержке развития финансовых платформ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETPLACE AS TOOL OF RISING ACCESSIBILITY OF FINANCE SERVICES

Digital technologies have drastically changed finance service market. A new step in Russian finance market development is connected with the project ‘Marketplace’. The article studies stages of this project development, identifies factors promoting its speedy development, among which the increase in demand for finance services, inflow of individuals’ funds to finance market and others. The authors describe advantages, drawbacks and risks that finance marketplaces represent for finance organizations and finance service consumers. On the basis of information of search requests a conclusion can be drawn that popularity of the tool is growing rather fast. Barriers impeding the development of finance marketplaces are shown. According to the forecast, in the coming years we can expect exponential growth in the number of finance marketplace participants in case of the stable political and economic situation. A set of measures aimed at supporting the development of platforms for individual entrepreneurs and legal entities should be devised.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТПЛЕЙС КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»

ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-13-20

маркетплейс как инструмент повышения доступности

финансовых Услуг

А. П. Гарнов, Е. В. Захарова, Е. В. Афанасьев

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Цифровые технологии резко изменили рынок финансовых услуг. Новый виток развития российского финансового рынка связан с разработкой проекта «Маркетплейс». В статье рассмотрены этапы развития данного проекта, выявлены факторы, способствовавшие его ускоренному развитию, среди которых увеличение спроса на финансовые услуги, приток средств физических лиц на финансовый рынок и др. Определены преимущества, недостатки и риски, которые несут финансовые маркетплейсы для финансовых организаций и потребителей финансовых услуг. На основании данных поисковых запросов можно сделан вывод, что популярность этого инструмента быстро растет. Перечислены барьеры, препятствующие развитию финансовых маркетплейсов. Прогнозируется, что в ближайшие годы следует ожидать экспоненциальный рост участников финансовых маркетплейсов при условии стабильной политической и экономической ситуации. Предложено разработать комплекс мер по поддержке развития финансовых платформ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ключевые слова: цифровизация, финтех, финансовые платформы, финансовые продукты, Банк России.

marketplace as tool of rising accessibility of finance services

Ш

Andrey P. Garnov, Elena V. Zakharova, Evgeniy V. Afanasyev

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

Digital technologies have drastically changed finance service market. A new step in Russian finance market development is connected with the project 'Marketplace'. The article studies stages of this project development, identifies factors promoting its speedy development, among which the increase in demand for finance services, inflow of individuals' funds to finance market and others. The authors describe advantages, drawbacks and risks that finance marketplaces represent for finance organizations and finance service consumers. On the basis of information of search requests a conclusion can be drawn that popularity of the tool is growing rather fast. Barriers impeding the development of finance marketplaces are shown. According to the forecast, in the coming years we can expect exponential growth in the number of finance marketplace participants in case of the stable political and economic situation. A set of measures aimed at supporting the development of platforms for individual entrepreneurs and legal entities should be devised.

Keywords: digitalization, fintech, finance platforms, finance products, the Bank of Russia.

Рынок финансовых услуг стремительно меняется под воздействием циф-ровизации и появления новых поколений потребителей. Цифровизация - это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Цифровизация ориентирована на

снижение затрат и усовершенствование процессов, которые могут улучшить качество обслуживания клиентов. Цифровая трансформация представляет собой появление новой бизнес-модели за счет реализации новой бизнес-логики для создания стоимости [6].

По мнению М. А. Акимова, в мире существует тренд на быстрый рост рынка финансовых технологий, где Россия занимает третье место в мире [1. - С. 9].

Современные финансовые технологии открывают новые способы заимствования и инвестирования финансовых средств. Цифровизация финансовых процессов, рост и ускорение транзакций повлекли за собой реструктуризацию рынка финансовых услуг, а повсеместное распространение Интернета расширило онлайн-взаимо-действие между потребителями и продавцами финансовых услуг за счет скорости, простоты и удобства обслуживания [5].

Создание комплексной финансово-цифровой экосистемы, которая позволила бы реализовать полный цикл покупки от сравнения и выбора вариантов продукта до оплаты и получения услуги, - это направление дальнейшего развития циф-ровизации финансового рынка [4].

Развитие Интернета и мобильных технологий способствовало расширению возможностей взаимодействия в режиме онлайн между продавцами и потребителями услуг за счет скорости, простоты и удобства обслуживания. Дальнейшее развитие цифровых технологий приводит к созданию цифровых платформ - маркетплей-сов [5].

Бизнес-модель маркетплейса обеспечила успех таких технологических гигантов, как Amazon, Alibaba и Etsy. Теперь эта бизнес-модель используется и в финансовом секторе, объединяя несколько сторон для коллективной выгоды.

Финансовый маркетплейс - это основанная на принципах «бесшовных» технологий круглосуточно функционирующая информационная среда для дистанционного совершения финансовых сделок между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями с использованием финансовых платформ в соответствии с договорами об оказании услуг операторами финансовых платформ [3].

Развитию маркетплейсов способствует использование открытых интерфейсов

(Open API), которые являются ключевым элементом для эффективной интеграции финансового рынка в условиях структурных сдвигов в экономике и позволяют обеспечивать передачу и получение информации между различными информационными системами, используя протоколы обмена данными [2].

В 2017 г. Банком России был инициирован проект «Маркетплейс». Цель запуска нового проекта - создание законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов (услуг) по всей стране без географических ограничений с регистрацией таких финансовых сделок в регистраторе финансовых транзакций.

Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения подстегнули развитие цифровых сервисов, в том числе финансовых маркетплейсов, в разных странах мира.

Так, в ноябре 2021 г. транснациональная компания Tata Group основала финансовую организацию Tata Fintech, чтобы создать единую платформу, на которой пользователь сможет приобрести финансовые продукты (кредиты, страхование и т. д.) и осуществить розничные платежи.

В начале 2022 г. центральный банк Филиппин предложил создать единую платформу, где различные финансовые учреждения будут предлагать свои услуги. В проекте циркуляра, размещенного на сайте центрального банка, говорится, что банки и другие поставщики финансовых услуг могут сотрудничать для создания единой платформы, которая будет управляться банком или эмитентом электронных денег. Финансовые учреждения, которые будут присутствовать на платформе, должны иметь лицензии регулирующих органов и совокупный капитал не менее 1 млрд песо.

В России в июле 2020 г. был принят закон № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и закон-спутник «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы», которые создали возможности для развития маркетплейса на рыночных принципах. Базовый закон определяет правовые основы деятельности операторов такой платформы и регулирует отношения по заключению с ее помощью сделок с финансовыми организациями и эмитентами.

Реестр таких операторов будет вести Банк России. Сейчас в реестре операторов финансовых платформ находятся пять компаний: ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», АО ВТБ Регистратор, АО «Специализированный депозитарий

«ИНФИНИТУМ», АО «Финансовый Мар-кетплейс Сравни.ру», АО «Открытый финансовый маркетплейс»1.

В октябре 2020 г. Московская биржа запустила маркетплейс «Финуслуги». Первым продуктом маркетплейса стали депозиты. Затем в линейку были включены кредиты, полисы ОСАГО, договоры ипотечного страхования и облигации Калининградской области. В начале 2022 г. на платформе было представлено более 2 000 предложений от банков по банковским вкладам, предложения ОСАГО от 15 страховых компаний. В перспективе биржа планировала, что на «Финуслугах» появятся облигации федерального займа (ОФЗ-н) и другие продукты.

В конце 2020 г. Банком России совместно с ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» был запущен проект «Маркетплейс». Ускоренному его созданию способствовал ряд факторов.

Во-первых, значительная часть населения из-за карантинных мер была вынуждена перейти на удаленную работу. В результате вырос спрос на дистанционные финансовые услуги. Этому также способствовали сами банки, многие из которых предлагали бонусы за приобретение своих продуктов онлайн, а не в офисе.

Во-вторых, увеличился объем рынка финансовых услуг.

В-третьих, вырос приток средств физических лиц на финансовый рынок.

В-четвертых, физические лица стали использовать более широкий спектр финансовых инструментов для вложения средств. Низкие ставки по вкладам вынудили население искать более доходные варианты (акции, облигации, доверительное управление). В 2020 г. выросло число людей, которые впервые приобрели альтернативные банковским депозитам финансовые инструменты. Отмечен также рост вложений физических лиц в акции российских компаний и облигации. Еще более быстрый рост показал сегмент иностранных акций и паев. Это произошло благодаря допуску иностранных инструментов на Санкт-Петербургскую и Московскую биржи, а также возможности удаленной регистрации для физических лиц и работы через мобильное приложение. В результате в 2020 г. физические лица стали крупнейшими покупателями иностранных акций и паев2.

В-пятых, в 2020 г. усилилась тенденция по развитию банковских экосистем, наблюдаемая в предыдущие несколько лет. Банки начали на базе своих платформ и приложений (самостоятельно или с привлечением партнеров) предлагать клиентам не только финансовые, но и другие услуги, не связанные с традиционными финансовыми продуктами (страхование, инвестиции), стремясь максимально удовлетворить потребности клиента внутри своих платформ и приложений. В результате потребители получили доступ к широкому кругу продуктов и услуг в рамках единой «бесшовной» технологии.

В-шестых, многие пользователи уже оценили удобство личных онлайн-кабинетов, которые предложили своим клиентам банки. В онлайн-кабинете можно подавать заявления на открытие вклада, индивидуального инвестиционного счета, брокерского счета, оформить договор кредитования, страхования, заявить о наступлении страхового случая и т. д.

1 URL: https://www.cbr.ru/finm_infrastructure/

financial_platform_operators/

2 URL: https://www.cbr.ru/ec_research/analitics/

Финансовый маркетплейс объединяет несколько групп участников (рисунок). Это поставщики финансовых продуктов и услуг (банки, страховые компании, управляющие компании паевых инвестицион-

ных фондов, эмитенты облигаций); потребители этих услуг; финансовые платформы, которые обеспечивают взаимодействие финансовых организаций и потребителей финансовых услуг.

Рис. Участники финансового маркетплейса

Кроме того, участниками маркетплейса являются регистратор финансовых транзакций, который хранит всю юридически значимую информацию по совершенным на маркетплейсе сделкам, и сайты-агрегаторы - сайты и мобильные приложения, которые позволяют сравнить финансовые продукты по основным параметрам - срок, процентная ставка, рейтинг поставщика финансовых услуг и т. д. В личном кабинете на портале государственных услуг («Госуслуги») потребитель финансовых услуг может посмотреть информацию о заключенных сделках и сделать запрос на предоставление выписки из реестра.

Первым продуктом, который начал предлагать маркетплейс, стали банковские вклады.

Для получения доступа к платформе потребители и финансовые организации заключают с оператором финансовой платформы договор об оказании услуг, который по своей правовой природе является договором присоединения.

Помимо договоров банковского счета (вклада) физические лица смогут заключать с помощью финансовых платформ сделки с государственными и корпоративными облигациями, сделки с инвестиционными паями ПИФ, кредитные договоры, обеспеченные ипотекой, договоры страхования.

Потребитель финансовых услуг регистрируется на платформе один раз. Регистрация проходит через портал «Госуслуги» в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). После этого он может приобретать любые финансовые продукты у всех поставщиков, зарегистрированных на платформе. От начала и до завершения процесса покупки финансовых продуктов клиент все время будет находиться в единой среде, в чем заключается «бесшовность» предлагаемой технологии.

Оператор финансовой платформы, не являясь стороной сделки, обязан обеспечить проведение расчетов между сторонами и обмен документами, необходимыми

для заключения и исполнения финансовых сделок.

При наступлении страхового случая по вкладам, открытым с помощью маркет-плейса, Агентство по страхованию вкладов осуществляет выплату возмещения на специальный счет оператора финансовой платформы.

Финансовая платформа Сравни.ру (Sravni.ru), которая позиционирует себя как супермаркет финансовых и страховых услуг, предлагает посетителям получить кредит, ипотеку, вклад или банковскую карту, рассчитать и купить нужный страховой полис. На сайте имеются рейтинги и отзывы о конкретных услугах, банках или страховых компаниях, новости, статьи, советы и аналитика в области финансов и страхования. Дата запуска - 2009 г. Сервисом пользуются 10 млн людей ежемесячно.

Группа компаний «ИНФИНИТУМ» была основана в 2000 г. как ОАО «Специализированный депозитарий негосударственных пенсионных и паевых инвестиционных фондов». В 2008 г. в результате реб-рендинга родилось новое наименование -ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ».

Группа компаний «ИНФИНИТУМ» оказывает клиентам услуги в области консалтинга, аутсорсинга, юридической экспертизы, выступая всесторонним инфраструктурным консультантом на финансовых рынках.

Сегодня бренд «ИНФИНИТУМ» объединяет три компании: АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ», который оказывает услуги участникам рынка коллективных инвестиций, ООО «ИНФИНИТУМ Консалтинг», который оказывает консалтинговые услуги, осуществляет аутсорсинг деятельности инвесторов, администрирование фондов в различных юрисдикциях, и ООО «Технический центр «ИНФИНИТУМ».

АО «Открытый финансовый маркет-плейс» было включено в реестр операторов финансовых платформ в декабре 2021 г. В первом квартале 2022 г. оно намерено

обработать первые заявки на потребительские кредиты. В первом полугодии планируется наполнить маркетплейс кредитными и депозитными решениями, а до конца года - ипотечными продуктами и решениями по автокредитованию.

Согласно прогнозам Банка России, проект «Маркетплейс» привлечет средства инвесторов в различные финансовые инструменты, поскольку станет новым каналом продаж для банков, страховых, инвестиционных и иных финансовых компаний.

Интерес пользователей Интернета к финансовым маркетплейсам быстро растет. Согласно данным статистики поисковых запросов на Яндексе (https://wordstat.yandex.ru), количество показов по словосочетанию «сравни ру» в январе 2022 г. достигло 310 811, что в 1,2 раза больше, чем в январе 2021 г., и в два с половиной раза больше, чем в январе 2020 г. Количество показов по словосочетанию «финансовый маркетплейс» в январе 2022 г. достигло 1 265, что почти в два раза больше, чем в январе 2021 г., и в пять раз больше, чем в январе 2020 г.

В феврале 2022 г. на ситуацию на финансовом рынке повлияла военная операция на Украине и связанные с ней международные санкции в отношении ряда российских компаний и банков. По оценкам Сбербанка, эти факторы привели к существенному росту нестабильности на финансовых рынках и резкому изменению цен на финансовые инструменты1. По данным Банка России, граждане и компании также столкнулись с ухудшением финансового положения2. Произошло массированное снятие средств с текущих счетов и депозитов вкладчиками банков. Объем наличных денег в обращении обновил рекорд.

1 URL: https://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/files/info/ifrs2022/ifrs_rus_2021_lskfj.pdf?_ ga=2.142639413.1887840968.1647064354-1621480907. 1647064354

2 URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=12729

Банк России принял ряд мер для снижения волатильности на финансовом рынке, в том числе повысил ключевую ставку до 20,0% годовых. Также Банк России принял меры по поддержке финансового сектора.

Данные события внесли существенную неопределенность в операционную среду, в которой действуют финансовые маркет-плейсы, что затрудняет прогнозирование направления развития этого финансового инструмента.

Преимуществами маркетплейса для поставщиков онлайн-продуктов являются возможность сэкономить на продвижении, поскольку участник сразу выходит на большую аудиторию площадки. Маркет-плейс обеспечивает постоянный приток аудитории, которая уже готова приобрести услугу и не боится совершать покупки, поскольку доверяет маркетплейсу.

Маркетплейс позволяет расширить географию продаж без вложений. В результате средние и небольшие банки получат возможность снизить издержки и увеличить доступность своих продуктов. Одной из основных положительных сторон мар-кетплейса для поставщиков онлайн-про-дуктов является возможность получать обработанные и проверенные данные клиента. Маркетплейс может проводить качественную квалификацию пользователя, используя скоринговые модели, что позволит банкам сэкономить время и расходы на андеррайтинг.

Плюсом маркетплейса для получателей онлайн-продуктов является то, что широкий спектр финансовых услуг предоставляется в одном месте с круглосуточным доступом к сервису. Теперь продуктовая линейка не ограничивается представительством отдельно взятой финансовой организации или отдельно взятым регионом. Клиенту нет необходимости посещать офис поставщиков финансовых услуг, что особенно актуально в условиях возможного введения карантинных мер.

Потребитель может оперативно сравнить основные параметры различных фи-

нансовых инструментов и выбрать лучшего поставщика с учетом цены и условий.

Клиент может быть уверен в безопасности проводимых сделок. Информация обо всех сделках хранится в одном реестре.

Поскольку информация о транзакци-онной активности клиента собрана в одном месте, ее анализ помогает сформировать наилучшее предложение финансовых услуг. Кроме того, использование новых источников данных и искусственного интеллекта снижает стоимость андеррайтинга за счет автоматизации и улучшает коэффициенты убыточности по сравнению с более традиционными моделями андеррайтинга. Как следствие, стоимость услуг кредитования и страхования может быть уменьшена.

Многие операции автоматизированы, благодаря чему потребитель экономит значительное количество времени.

Для отдельных регионов с низким уровнем развития регионального рынка финансовых услуг финансовые маркет-плейсы имеют особое значение, поскольку повышают доступность финансовых услуг для населения.

Таким образом, создана и запущена в эксплуатацию цифровая среда, призванная повысить конкуренцию между финансовыми организациями за потребителя их услуг и в определенной степени убрать ценовую дискриминацию географически удаленных от финансовых центров потребителей финансовых услуг [3].

Недостатками маркетплейса для участников являются высокая конкуренция для поставщиков финансовых услуг, невыгодные условия сотрудничества (комиссия, скидки), изменение условий сотрудничества, вследствие чего участнику придется быстро перестраивать бизнес-процессы или даже отказываться от сотрудничества. Весомым недостатком также является отсутствие лояльной аудитории, поскольку клиенты будут доверять маркетплейсу, а не отдельным поставщикам финансовых услуг.

Недостатком маркетплейса является наличие технических рисков. Так, есть вероятность ошибок в работе скоринговых моделей, снижения контроля за действиями и принятием решений из-за использования самообучающегося искусственного интеллекта. Дистанционные технологии увеличивают возможные последствия технологических или инфраструктурных сбоев и повышают риск ущерба от злонамеренных действий третьих лиц.

В качестве барьеров, препятствующих развитию маркетплейсов, следует отметить недостаточно высокий уровень финансовой грамотности населения; цифровое неравенство и недостаточно развитый доступ к Интернету в отдаленных регионах; низкий уровень доверия населения к цифровым технологиям; киберугрозы; недостаточно оперативное совершенствование нормативно-правового регулирования.

Ресурсами, необходимыми для создания маркетплейса, обладают лишь крупные игроки на рынке финансовых услуг. К ним относятся крупные банки или страховые компании. Они могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь на созданный ими маркетплейс других, менее крупных продавцов финансовых услуг и получать доход за счет комиссий.

В ближайшие годы следует ожидать скачкообразного развития финансовых маркетплейсов и экспоненциального роста числа их клиентов при условии стабильной политической и экономической ситуации.

Представляется целесообразным разработать комплекс мер по поддержке развития финансовых платформ не только для физических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Список литературы

1. Акимов М. А. Цифровая экономика - мир сделок без посредников // Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. - М. : Издание Государственной Думы, 2019.

2. Воробьева Е. С., Гасанов М. А., Юсубова З. А. Развитие маркетплейсов в условиях цифровой трансформации как результат структурных сдвигов в экономике / / Вестник университета. - 2021. - № 2. - С. 95-100.

3. Жигас М. Г. К вопросу о финансовом marketplace // Baikal Research Journal. - 2021. -№ 2.

4. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А., Карпинская В. А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 2-15.

5. Самиев П. А., Закирова В. Р., Швандар Д. В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг / / Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12. - № 5. - С. 86-98.

6. Шевченко Д. А., Михайлов В. В. Цифровая трансформация сферы услуг // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 41-54.

References

1. Akimov M. A. Tsifrovaya ekonomika - mir sdelok bez posrednikov [Digital Economy -the World of Transactions without Intermediaries]. Osnovnye trendy razvitiya tsifrovoy ekonomiki v finansovoy sfere. Pravovye aspekty regulirovaniya i prakticheskogo primeneniya [Main Trends in the Development of the Digital Economy in the Financial Sector. Legal Aspects of Regulation and Practical Application]. Moscow, Publication of the State Duma, 2019. (In Russ.).

2. Vorobeva E. S., Gasanov M. A., Yusubova Z. A. Razvitie marketpleysov v usloviyakh tsifrovoy transformatsii kak rezultat strukturnykh sdvigov v ekonomike [Development of

Marketplaces in the Context of Digital Transformation as a Result of Structural Shifts in the Economy]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2021, No. 2, pp. 95-100. (In Russ.).

3. Zhigas M. G. K voprosu o finansovom marketplace [On the Issue of the Financial Marketplace]. Baikal Research Journal, 2021, No. 2. (In Russ.).

4. Kleyner G. B., Rybachuk M. A., Karpinskaya V. A. Razvitie ekosistem v finansovom sektore Rossii [Development of Ecosystems in the Financial Sector of Russia]. Upravlenets [Manager], 2020, Vol. 11, No. 4, pp. 2-15. (In Russ.).

5. Samiev P. A., Zakirova V. R., Shvandar D. V. Ekosistemy i marketpleysy: obzor rynka finansovykh uslug [Ecosystems and Marketplaces: an Overview of the Financial Services Market]. Finansovyy zhurnal [Financial Journal], 2020, Vol. 12, No. 5, pp. 86-98. (In Russ.).

6. Shevchenko D. A., Mikhaylov V. V. Tsifrovaya transformatsiya sfery uslug [Digital Transformation of the Service Sector]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy [Scientific Research and Development. The Economy of the Company], 2021, Vol. 10, No. 3, pp. 41-54. (In Russ.).

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрей Петрович Гарнов

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Мировые финансовые рынки и финтех» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: profgarnov@yandex.ru

Елена Вадимовна Захарова

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: e-elena55@mail.ru

Евгений Васильевич Афанасьев

доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировые финансовые рынки и финтех» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: e.v.afanasiev@mail.ru

Information about the authors

Andrei P. Garnov

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for World Financial Markets and Fintech of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: profgarnov@yandex.ru

Elena V. Zakharova

PhD, Assistant Professor

of the Department for World Economy

of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: e-elena55@mail.ru

Evgeniy V. Afanasyev

Doctor of Economics, Professor of the Department for World Financial Markets and Fintech of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: e.v.afanasiev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.