УДК 330.322:339.138
Маркетинговый механизм привлечения инвестиций в кластеры The marketing mechanism of attracting investment of capital to clusters.
Прохоров Андрей Юрьевич аспирант, старший преподаватель
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.
Ульянова»,
факультет Управления и психологии, кафедра отраслевой экономики
Чебоксары E-mail: [email protected]
Ергунова Ольга Титовна
к.э.н., доцент
АНО ВПО "Региональный институт технологии и управления" кафедра экономических дисциплин
Новочебоксарск E-mail: [email protected]
Аннотация: в работе отражены принципы формирования и механизмы функционирования кластерной политики как элемента маркетингового позиционирования региона с целью создания эффективной базы для процесса активного привлечения инвестиционных ресурсов.
Annotation: the article deals with the principles of forming and mechanisms of clustering policy’s function as an element of regional marketing position with the aim of creation of effective base for active process of attracting investing resources.
Ключевые слова: кластерный маркетинг, инвестирование,
географический регион, концентрация, кластерная политика, кластерообразование.
Keywords: clustering marketing, investing, geographical region,
concentration, clustering policy, cluster formation.
Введение
Экономическая деятельность в условиях рыночной экономики предполагает сбалансированность производства и потребления, т.е. соответствия частных и общественных интересов, тем не менее, данная модель является идеальной в силу ограниченности имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает объективно существующую необходимость их рационального распределения в целях максимизации отдачи от распоряжения ими. В то же время ни одна, даже наиболее развитая экономическая система не может существовать изолировано от других, а соответственно требует привлечения инвестиционных активов (финансовых, материальных, интеллектуальных и др.), что в свою очередь создает предпосылку к созданию производственных взаимосвязей, эффективность функционирования которых напрямую определяет развитие экономической системы региона в целом. Одним их показателей эффективности функционирования производственных взаимосвязей является снижение трансакционных издержек, вызванное географической концентрацией предприятий объединенных общим экономическим интересом на добровольной и взаимовыгодной основе. Подобной формой объединения предприятий, территориальных образований в целях достижения максимально возможного экономического эффекта выступает такое объединение, как кластер.
Основная часть
Под кластером понимают географически сконцентрированную группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний, образований, входящих в состав кластера с целью усиления их конкурентных преимуществ, при этом кластер не является юридическим лицом, соответственно входящие в его
состав субъекты, имея устойчивые договорные отношения, не лишаются своего юридического статуса.
Целью образования кластера признается удовлетворение рыночных интересов входящих в его состав территориальных образований на взаимовыгодных условиях, соответственно соблюдение принципа добровольности выгодно отличает данный вид объединения от такой формы как поглощение. Условия усиления межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции естественным образом предполагают создание форм объединения и концентрации ресурсов и капитала в силу снижения уровня трансакционных и логистических издержек, соответственно снижается уровень себестоимости выпускаемой продукции, следовательно, формируются конкурентные преимущества кластера по отношению к прочим предприятиям, занятым в данной отрасли народного хозяйства. Учитывая вновь обретенные конкурентные преимущества, при условии рационального использования их при формировании стратегии развития данного объединения, кластер становится рентабельной, инвестиционнопривлекательной хозяйствующей единицей.
Иерархически структуру кластера можно представить следующим образом:
Рис. 1.Структура кластера
Фирмы-лидеры - компании находящиеся на лидирующих позициях в отрасли, осуществляющие производство товаров для региона и (или) экспортирующие собственную продукцию за его пределы.
Поставщики - юридические и физические лица, обеспечивающие фирм-лидеров сырьем и комплектующими, а также предоставляющие услуги по ремонту, обслуживанию и т.д.
Под окружением понимается в себя доступ к человеческим ресурсам и технологиям, рынкам капитала, а также социальную инфраструктуру, обеспечивающие базу для существования, как фирм-лидеров, так и развитой сети поставщиков, как одно из условий поддержания уровня качества.
Среди экономистов все большее признание находит точка зрения, что регионы, в которых формируются и функционируют кластеры выходят на лидирующие позиции экономики государства, тем самым позитивно влияя на международный имидж экономически развитой страны в целом. Регионы с развитой кластерной системой начинают определять конкурентоспособность национальной экономики в целом, соответственно можно сделать вывод, что подобная форма концентрации бизнеса создает объективные предпосылки к снижению потребности в дотациях из федерального бюджета в условиях ресурсодефицитности региона, созданию дополнительных рабочих мест исходя из возможности расширенного воспроизводства, а, следовательно, повышению уровня экономической устойчивости и инвестиционной привлекательности кластера в целом.
Можно выделить 3 причины создающие предпосылки географической концентрации территориальных образований:
1. Объединение в кластер позволяет получить преимущества от распределения затрат связанных с поддержанием и развитием общих для ряда субъектов ресурсов. Данное утверждение может быть обосновано с позиции снижения уровня трансакционных издержек в силу развития уровня качества логистических операций и концентрации ограниченных ресурсов в рамках кластера, что обеспечивает повышение легкости доступа к ним;
2. Географическая концентрация обеспечивает снижение издержек связанных с организацией доставки и транспортировки, а, следовательно, и сократить сроки поставки необходимых товаров и услуг. Развитость инфраструктуры обеспечения помимо сокращения сроков поставок позволит снизить уровень рисков связанных с доставкой и передачей товаров, работ, услуг;
3. Концентрация в пределах одного географического региона способствует распространению информации, которая не может быть легко формализована и передана в силу особой привязки к лицам, выступающим в качестве носителей информации, что в свою очередь снижает уровень асимметричности передаваемой информации, а, следовательно, повышает уровень доверия к предприятиям входящим в состав кластера.
Аналогично, определенное значение имеет неформальная возможность коммуникаций между представителями фирмы и расположенными в ее районе конечными потребителями продукции.
Деятельность по образованию и поддержке кластеров называется "кластерной политикой" и, как правило, включает в себя:
1. инвестиции в человеческий капитал и развитие инфраструктуры;
2. ликвидацию барьеров для инноваций;
3. поддержку географической концентрации фирм, связанных между собой производственным процессом.
Маркетинговая деятельность кластера носит циклический характер и строится на основе маркетинговых циклов. Маркетинговый цикл позволяет увязать при выработке конкретных решений экономико-социальные цели, особенности его внутренней среды, его реальные возможности с параметрами внешней среды. Цикл кластерного маркетинга объединяет следующие стадии:
Первая стадия - определение целей кластерного маркетинга. На этой стадии, на основе количественных и качественных данных о регионе формируют общие цели кластерного маркетинга. Они одновременно служат
критерием кластерного маркетинга, используются для принятия решений о необходимости изменений, позволяют оценить успех или неудачу. В свою очередь, эти стратегические цели могут быть конкретизированы в виде подцелей. По каждой из них формируется программа действий с указанием примерных сроков, механизмов, форм контроля и источников финансирования.
Вторая стадия представляет собой проведение маркетинговых исследований внешней среды кластера. При этом анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды, проводится сравнительный анализ экономического развития аналогичных кластеров с учетом исходного уровня, стартового положения кластера и таким образом выявляются внешние факторы кластерного развития.
Третья стадия - формирование внешних и внутренних потребностей. Потребности представляют собой объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений.
На четвертой стадии определяются параметры кластерного продукта путем количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют кластерные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние и внутренние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития кластера (финансовые, человеческие, природные, институциональные).
На пятой стадии формируется кластерный профиль, исходя из результатов позиционирования кластера на межкластерном рынке как сложного комплексного совокупного субъекта рынка на уровне государственной территории.
На шестой стадии предусматриваются меры по разработке стратегии маркетинга с учетом имеющихся и вновь создаваемых местных преимуществ. Главная задача данной стадии формирования стратегии
маркетинга кластера - максимально использовать его сильные стороны, а также нейтрализовать или превратить в преимущества слабые, а также исходя из концепции SWOT-анализа учесть возможности и угрозы существования, функционирования и развития кластера, соотнести с сильными и слабыми сторонами в целях формирования эффективной экономической организации на межрегиональном уровне имеющей позитивный инвестиционный имидж.
На седьмой стадии в результате выработки и реализации концепции происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах. Именно на данной стадии производится окончательная разработка плана конкретных действий и осуществление маркетинговой стратегии. На основе сформированных концепции и стратегии кластерного маркетинга разрабатывается план конкретных действий.
Восьмая заключительная стадия - анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое маркетинговое управление развитием кластера предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально-экономического состояния кластера, сравнение данных мониторинга с целями и критериями кластерного развития, оценку эффективности принятых мер.
Кластерная политика может рассматриваться как альтернатива препятствующих конкуренции поддержки конкретных предприятий или отраслей, но отличительной особенностью кластера является комплексность развития, что может создавать положительный синергетический эффект в отличие от поддержки отдельно взятых предприятий.
В тоже время процесс образования кластеров может иметь «подводные камни»:
1. чрезмерная концентрация производства в рамках отдельно взятой территории снижает уровень диверсифицированность, тем самым количество направлений потенциального инвестирования, соответственно предпочтение отдается одному или малой группе инвестиционных проектов, что в свою очередь снижает устойчивость региональной экономики, т.к. развитие только одного направления экономической деятельности лишает возможности (или резко сокращает) развивать альтернативные проекты и в случае «прогорания» основного направления инвестирования региональная экономика будет подвержена более тяжелым социально-экономическим последствиям (при условии, что в силу уровня экономического развития регион не являлся изначально дотационным), т.е. речь идет высоком риске кластерной политики региона при отсутствии возможности страхования посредством развития ряда сторонних видов региональной экономической деятельности;
2. преобладание на данной территории занятых в кластере снижает возможность инновационного развития, так как снижается возможность соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом, определяющим противоположный подход к решению поставленных задач. В то же время развитие кластера в определенной степени препятствует развитию конкуренции со стороны малого бизнеса в силу эффекта масштаба производства, т.е. может страдать инновационновнедренческая сторона вопроса развития данного вида экономической деятельности;
3. стимулирование кластерообразования по сути является формой концентрацией капитала государства, что в условиях отсутствия диверсифицированности и становлении кластера как градообразующего предприятия предполагает рост уровня риска резкого упадка экономики региона при ликвидации кластера в силу бесперспективности или иных причин, в этом случае огромная нагрузка финансирования стабилизационных мер ляжет на федеральный бюджет, что в свою очередь может привести к
недофинансированию других регионов и иметь синергетический эффект спада уровня экономики не только на уровне кластерообразующего региона, но и на уровне государства в целом.
Несмотря на ряд «подводных камней» в процессе формирования и функционирования кластеров, как объект инвестирования данная форм концентрации предприятий имеет ряд преимуществ:
1. Основная цель - формирование объединений на основе кластерного подхода предполагает концентрацию капиталов, что в свою очередь может позволить реализацию долгосрочных стратегий экономического развития, что является условием повышения уровня привлекательности региона для инвестиционного капитала и становлению благоприятного инвестиционного климата;
2. Непосредственное участие органов власти в принятии управленческих и экономических решений деятельности кластера, выражено в качестве равноправного партнера, а не принуждающего воздействия, тем самым, предполагая определенную свободу деятельности в условиях рыночной экономики. В то же время наличие административного ресурса является неким гарантом стабильности экономической деятельности кластера в регионе и возможности экономической поддержки в виде дотаций, субсидий, субвенций и др.;
3. Более прогнозируемые тенденции развития и устойчивость к внешнему воздействию, что повышает уровень инвестиционной привлекательности, которая в свою очередь способствует расширенному воспроизводству внутри кластера, что в свою очередь влияет на объем валового регионального продукта.
Заключение
В настоящее время наблюдаемые межкластерный рынок и межкластерные коммуникации существуют главным образом за счет межхозяйственных связей между отдельными предприятиями, что в целом не противоречит условиям рыночной экономики, однако является
недостаточным в межкластерных отношениях, т.к. регион как государственный административный орган не является участником этих отношений, что ведет к их неупорядоченности, несистемному характеру и не позволяет раскрыть все ресурсы и возможности кластера.
Как объект экономической деятельности любой кластер имеет свои преимущества и недостатки и цель маркетинговой политики по развитию кластера должна заключаться в поиске и развитии предпосылок комплексного, непрерывного развития с положительной динамикой всех входящих в него элементов, в условиях обостряющейся конкуренции, ожидаемому вхождению РФ в ВТО и интеграции производств в единое мировое экономическое пространство, посредством активизации инструментов кластерного маркетинга, позитивного и всестороннего представления кластера во внешней среде, увеличения его прозрачности, информационной и коммуникативной доступности, что будет способствовать усилению межхозяйственных связей на уровне кластеров.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что, несмотря на «подводные камни» кластер представляется перспективным объектом инвестиционной деятельности и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов и, соответственно, в рамках кластерного маркетинга становится возможным формирование новых инструментов межкластерного выравнивания, усиления межкластерных коопераций и коммуникаций с точки зрения кластера в целом как обособленной административно-хозяйственной единицы, имеющей одинаковые властные полномочия в отношениях с федеральным центром, оперативное применение, которых, позволит увеличить сильные стороны и расширить возможности развития кластера при одновременном сокращении слабых сторон и сокращению угроз существования и функционирования такой формы экономической концентрации как кластер.
Библиографический список
1. www.wikipedia.org
2. www.rg.ru
3. www.4plus5.ru
ll