Здоровье и общество
© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2
Воблая И. Н., Королева Н. В., Мореева Е. Г. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ В РОССИИ
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» — Новороссийский филиал, 353900, г. Новороссийск
Представлен аналитический обзор и маркетинговый анализ рынка пластической хирургии в России. Приведена характеристика сегмента услуг пластической хирургии на российском и региональных рынках платной медицины в 2016—2019 гг., изучены особенности потребительского поведения в данном сегменте. Информация получена путем комплексного анализа данных клиник пластической хирургии, обзора экспертных оценок этого направления медицинского рынка, а также при изучении потребительского поведения российских покупателей медицинских услуг.
Отдельное внимание уделено особенностям развития рынка частной пластической медицины в условиях начавшегося выхода страны из экономического кризиса. Обзор включает оценку динамики развития рынка частной медицины в России и его отдельных сегментов с 2015 г.
Исследование содержит подробное описание сегмента услуг пластической хирургии российского рынка платной медицины, выделены крупнейшие игроки сегмента по объему выручки и количеству медицинских организаций на рынке страны и регионов.
Обзор также включает описание потребительского поведения в сегменте услуг пластической хирургии. Определены наиболее востребованные услуги, осуществлена оценка средних затрат при обращении россиян за рассматриваемыми услугами, проведена оценка расходов потребителей на данный вид медицинского обслуживания за последние 3 года.
Ключевые слова: пластическая хирургия; маркетинговые исследования рынка платной медицины; экспертная оценка привлекательности и востребованности пластических операций; экономические параметры сегмента пластической хирургии.
Для цитирования: Воблая И. Н., Королева Н. В., Мореева Е. Г. Маркетинговый анализ рынка пластической хирургии в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(2):227—233. DOI: http:/ /dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-227-233
Для корреспонденции: Воблая Ирина Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве Росийской Федерации, е-mail: INVoblaya@fa.ru
Voblaya I. N., Koroleva N. V., Moreeva E. G.
THE MARKETING ANALYSIS OF PLASTIC SURGERY MARKET IN RUSSIA
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Financial University under the Government of the Russian Federation", the Novorossiysk Branch, 353900, Novorossiysk, Russia
The article presents analytical review and marketing analysis of the market of plastic surgery in Russia. The characteristics of the segment of plastic surgery services in National and regional markets of fee-for-service medicine in 2016—2019 are given, including characteristics of consumer behavior in this segment. The information was obtained by comprehensive analysis of data from plastic surgery clinics, review of opinions of leading market experts, as well as through study of consumer behavior of Russian customers of medical services. Particular attention is attended to peculiarities of development of market of private plastic medicine in conditions of incipient way out of country of economic crisis. The review includes evaluation of dynamics of private medicine market in Russia and its individual segments since 2015. The study includes detailed description of segment of plastic surgery services of the Russian market of fee-for-service medicine. The first-rate players in the segment are marked out in terms of revenue and number of medical institutions in national and regional market. The review also includes description of consumer behavior in the segment of plastic surgery services. The most required services are identified. The average consumer costs of these services were estimated, as well as the consumer cost of this type of medical services in the last three years was assessed.
Keywords: plastic surgery; market research; fee-for-service medicine; expert evaluation; attractiveness and demand for plastic surgery; economic parameters of segment of plastic surgery.
For citation: Voblaya I. N., Koroleva N. V., Moreeva E. G. The marketing analysis of plastic surgery market in Russia. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(2):227—233 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-227-233
For correspondence: Voblaya I. N., candidate of economic sciences, associate professor of the Chair of Economics, Financing and Management of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Financial University under the Government of the Russian Federation", the Novorossiysk Branch. e-mail: INVoblaya@fa.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 12.11.2019 Accepted 23.01.2020
Введение
Пластическая хирургия — это возможность исправить недостатки лица и фигуры, которые могут быть причиной комплексов и влиять на качество жизни. При помощи операций можно скорректиро-
вать возрастные изменения, форму носа, ушей, губ, убрать излишки жира. Иногда к пластике прибегают, чтобы исправить последствия травм [1].
Пластическая хирургия становится все более доступной, открываются все новые клиники, но качество оказываемых услуг в них не всегда удовлетвори-
тельно. Поскольку операция может не только улучшить внешний вид, но и нанести непоправимый вред, к выбору врача и медицинского центра следует подходить ответственно.
Пластическая хирургия в России необыкновенно востребована именно благодаря оптимальному соотношению цены и качества, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. Сюда приезжают пациенты со всего мира, так как обращение к российским специалистам — это всегда уверенность в превосходном результате. Высокий профессионализм врачей сочетается с использованием самой современной аппаратуры, новейших методик. Как правило, каждый врач специализируется в какой-то одной узкой области, что позволяет ему достичь в ней совершенства.
Пластическая хирургия еще недавно была «диким» рынком, сама специальность официально появилась лишь в 2009 г. И хотя нельзя сказать, что 12,3 млрд руб. за год по всей России (2015) — это огромные деньги, странно было бы ожидать, что государство будет эту сферу игнорировать.
Решение подвергнуться пластической операции обычно является очень серьезным шагом, и люди часто продумывают его до мельчайших деталей.
В 2018 г. Минздрав России утвердил порядок оказания медицинской помощи по пластической хирургии приказом от 31.05.2018 № 298н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю „Пластическая хирургия"». Новые правила, касающиеся организации деятельности, оснащения и штатного состава клиник пластической хирургии, вступили в силу с 3 июля 2018 г. В документе были впервые прописаны четкие требования к оснащению кабинета врача: в нем должен быть переносной набор для реанимации, стерилизатор для медицинских инструментов, перевязочный стол и т. д. Помимо хирурга, в кабинете должна работать медсестра, а в отделении должен находиться еще и заведующий. Также в центре пластической хирургии рекомендуется иметь оборудование для трансляции из операционных. Однако все эти требования касались непосредственно медицинских организаций. В новых стандартах речь идет о будущих хирургах, т. е. о студентах и учебных заведениях, которые готовят специалистов, как сообщила заместитель министра здравоохранения России Татьяна Семенова1. Пластическая хирургия прошла очень большой путь, и кадровая проблема здравоохранения сегодня является одной из важнейших, об этом говорится и в майских указах президента. Мы понимаем, что сегодня в медицине невозможно существовать изолированно друг от друга, разные специалисты должны вместе решать задачи, которые перед ними ставятся.
В стране идет внедрение нового образовательного стандарта по соответствующей специальности: вместо двухлетнего обучения предусмотрена пятилетняя ординатура с расширенными блоками обучения
Health and Society
по смежным специальностям. Среди них — искусство и даже скульптура.
«Наша самая главная задача — обеспечение отрасли квалифицированными специалистами. За последние годы профессиональным сообществом было сделано довольно много для того, чтобы было обеспечено качество оказываемых услуг. Российское здравоохранение всегда было очень качественным и служило образцом для других, но сложность и быстрота изменений накладывают большую ответственность на преподавательский состав».
В 2018 г. Росздравнадзор провел масштабную проверку более 1250 медицинских организаций (большинство из них частные). Выяснилось, что в 7 из 10 клиник, оказывающих услуги по пластической хирургии, имеются нарушения. Среди наиболее вопиющих нарушений — использование фальсифицированных лекарств и медицинских изделий, несоблюдение условий хранения препаратов и их применение после окончания срока годности, отсутствие условий для помощи пациентам в случае осложнений. Но сегодня законодатели несут ответственность не только перед своими гражданами, но и перед иностранцами.
«Прошло то время, когда граждане нашей страны пачками выезжали за границу на пластические операции. Сейчас очень повысилось доверие, и есть много пациентов, которые приезжают на операции из других стран: из Европы, Америки и так далее. Они видят, что внимание растет, что появляется очень фундаментальное отношение к пластической хирургии», — заключает Л. В. Адамян2.
Сегодня клиники пластической хирургии присутствуют лишь в крупных городах с населением, зачастую превышающим 1 млн человек. Новые стандарты, возможно, позволят распространить эти медицинские организации и по небольшим населенным пунктам, считает член экспертного совета ВАК по хирургическим наукам Д. Давыдов.
В странах Европы существует целый ряд организаций, деятельность которых заключается в сборе и обработке данных о проведенных пластических операциях. В Америке этим занимается Американское общество эстетической пластической хирургии (ASAPS), в Британии — Британская ассоциация эстетической пластической хирургии (BAAPS). В России, к сожалению, таких сообществ нет, однако в связи с востребованностью данной области медицины отечественные специалисты нашли выход. Статистика по России ведется на основании двух источников: интернет-запросов и интервью с ведущими практикующими пластическими хирургами [2].
В России существует много исследований на тему пластической хирургии. Это исследования практикующих врачей пластической хирургии и материалы научных конференций с обзорами направлений
1 Татьяна Семенова — заместитель министра здравоохранения РФ (по материалам форума «ФедералПресс»). http://yandex.ru/ fedpress.ru
2 Адамян Л. В. — советский и российский акушер-гинеколог, д-р мед. наук, педагог, профессор (по материалам «ФедералПресс»). http://yandex.ru/fedpress.ru
Здоровье и общество
и особенностей этой сферы современной медицины.
Е. В. Бекишева и А. Г. Бунина провели исследование основных популярных пластических операций, определив, что в России пластическая хирургия набирает обороты, несмотря на финансовый кризис [1].
Материалы аналитического центра Vademecum показывают, что внимание к пластической хирургии не ослабевает, и с 2015 по 2019 г., невзирая на кризис, оборот рынка эстетической медицины вырос. Число операций увеличилось на 6%, сумма потраченных пациентами средств — на 4%.
Н. Мантурова3 в одном из последних интервью отметила: «Сегодня уровень профессиональной компетенции и качество услуг российских специалистов не уступают уровню подготовки зарубежных специалистов и полностью соответствуют требованиям самого взыскательного клиента. Мы работаем в жесткой конкуренции, профессионалы не имеют права быть несведущими в современных тенденциях и технологиях. Сейчас в российские клиники обращаются пациенты из-за рубежа. Некоторые клиники дают информацию о приросте 37—40%» [3].
Так, О. Засеева4, стоявшая у истоков рынка пластической хирургии в России, в интервью сказала: «Эстетическая хирургия — это самая что ни на есть настоящая медицина, а операция — это серьезное вмешательство в организм, есть немало опасностей и противопоказаний, поэтому относиться к операциям нужно очень ответственно».
Пластическая хирургия — сложное направление на стыке сосудистой, лор-хирургии и офтальмологии, поэтому помощь должна оказываться в центрах, где есть отделение реанимации, лучевой диагностики. «Такие центры должны быть оснащены своей лабораторией»,— уверена генеральный директор «СМ-Клиники» (ООО «Меди ком») Сусанна Чупри-на [4].
Самое затратное для клиники пластической хирургии — содержание отделений лучевой диагностики, маммографии, лаборатории срочных анализов, оснащение стационара. Одним из крупных игроков на рынке пластической хирургии России является петербургская клиника «Медси». Доля этих услуг составляет около 10% объема работы клиники. В «Мед-си» считают, что инициатива по созданию новых требований правильная и направлена на защиту прав и здоровья пациентов. Другой крупный игрок в этой нише — клиника «Евромедика». Ее директор А. Осипов согласен с представителями «Медси» [3— 5].
Хотя основным двигателем рынка эстетической хирургии принято считать Москву и Московскую область, другие регионы страны не отстают в развитии и владении передовыми методиками.
3 Наталья Мантурова — главный внештатный специалист — пластический хирург Минздрава. plastinform.ru/web/rating/
4 Ольга Засеева — канд. мед. наук, эксперт по вопросам эстетической медицины, член оргкомитета международного курса-тренинга для пластических и реконструктивных хирургов 1СТР8, глава компании КЛОВЕРМЕД.
Материалы и методы
Предметом исследования явилась деятельность частных клиник, отделений многопрофильных медицинских центров, государственных медицинских учреждений, а также индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке эстетической медицины.
Методики, используемые в исследовании: кабинетное исследование, изучение сайтов, отчетов, пресс-релизов и других общедоступных документов клиник, качественный опрос представителей более 100 клиник, количественный опрос представителей 100% (более 350) профильных клиник, отделений, а также хирургов, «пациентские» опросы медицинских учреждений, материалы аналитического центра Vademecum [6].
Способы верификации данных:
— опрос административного персонала клиник, а также сотрудников, сопровождающих вмешательства: анестезиологов, ординаторов;
— детализированные интервью с opinion-лидера-ми рынка, а также компаниями — поставщиками расходных материалов для клиник (им-плантатов, нитей).
Результаты исследования
Популярность пластической хирургии растет за границами нашей страны и в их пределах, что позволяет выделить ряд не только количественных, но и качественных тенденций развития рассматриваемой отрасли.
Первое место занимает ринопластика. На долю операций по коррекции носа приходится 23,6% информационных запросов, что подтверждают ведущие хирурги Леонид Павлюченко и Сергей Левин в интервью журналу «Forbes» [7].
Второе место (20,2%) следует отдать липосакции. Проблема лишнего веса существует у большого количества людей по всему миру. Среди причин такой неутешительной статистики называют плохую экологию, сидячий образ жизни и любовь к фастфуду.
Хотят увеличить свою грудь 11,7% российских женщин. В официальном рейтинге США данная операция стоит на первом месте.
Следующей по популярности является пластика век — блефаропластика. Ее выбрали 9% людей, отдающих предпочтение хирургическим методам коррекции своей внешности. Большинство запросов было зарегистрировано на территории Дальнего Востока.
Замыкает пятерку самых востребованных операций отопластика: примерно 6,9% россиян недовольны формой своих ушей и не хотят с этим мириться.
Объем отечественного рынка эстетической хирургии, согласно обзору Vademecum, составил в 2017 г. 12,3 млрд руб. Средний рост сегмента отечественного рынка медицинских услуг в год составляет около 12%. Россия давно входит в топ-15 стран мира по количеству профильных хирургических вмешательств. А российские хирурги и врачи переориенти-
Таблица 1
Динамика пластических операций в мире, России и объемы рынка пластической хирургии в России за 2013—2016 гг. [8]
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Динамика востребованности
услуг пластической хирургии в мире, тыс. ед. 11 599 9645 9641 10 417 11 305
Динамика востребованности
услуг пластической хирургии в России, тыс. ед. 119 148 157 154 158
Объем российского рынка пластической хирургии, млрд руб. 10,9 11,0 11,6 12,1 12,3
руются на быстрые операции: блефаропластику, удаление комков Биша, липофиллинг, маммопластику и др., которые не требуют длительного периода пребывания в стационаре и глубокой анестезии. Наблюдается массовое увлечение косметологическими инъекциями (филлеры, инъекции ботокса, биореви-тализация) среди женщин и мужчин.
В 2018 г. маммопластика вышла на первое место, в 2016 г. увеличили грудь 26,2 тыс. россиянок (по официальной статистике РФ), в 2017 г. — уже 28 тыс. Ринопластика занимает в южных регионах России первое место. Хейлопластика губ также входит в топ востребованных пластических операций. Далее по списку следуют чек-лифтинги лица и круговые подтяжки, липосакции, удаление ребер для моделирования талии (табл. 1) [7—9].
Статистика пластических операций, проведенных в возрасте 18—26 лет, показывает увеличение их числа в 2013—2019 гг. Это происходило не по причине, где показания очевидны: аварии, травмы и т. д., а просто потому, что что-то не очень нравится.
За 2013—2017 гг. этот сегмент отечественного рынка медицинских услуг вырос на 33%, до 158 тыс. операций в год, поместив Россию в топ-15 стран мира по количеству профильных хирургических вмешательств. Отрасль, преодолевшая внешние и внутренние кризисы, вошла в зону стабильности и продемонстрировала способность поддерживать тренды глобальной эстетической индустрии.
Российские хирурги переориентируются на быстрые операции, не требующие глубокой анестезии и длительного пребывания в стационаре (блефаропла-стика или липофилинг) и все заметнее увлекаются косметологическими инъекциями.
Международное общество эстетической пластической хирургии (КАР8) опубликовало результаты традиционного исследования мирового рынка пластики за 2016 г., но если ориентироваться на открытые показатели предыдущего года, то Россия уверенно держится на 11-й строчке в рейтинге лидеров по количеству проведенных вмешательств, приближаясь к Франции (259 тыс. операций в 2016 г.), Испании (226 тыс.) и Японии (209 тыс.) (табл. 2).
Если ориентироваться на замер КАР8, позиции России в глобальном эстетическом рейтинге окажутся еще выше: страна попадает на третье место, уступая только США и Бразилии, в которых за указанный период было выполнено 1,5 и 1,4 млн вмеша-
Health and Society
тельств соответственно. С таким показателем Россия оставляет далеко позади, например, Мексику (488 тыс. операций в 2016 г.), с 2013 г. стабильно занимавшую третье место в рейтинге ISAPS. По исследованиям аналитического центра Vademecum, итоговый показатель составил в 154 тыс. операций [6, 8,9].
Эта оценка была получена при опросе 130 пластических хирургов, определенных выборкой, всегда формируемой случайным образом, и верификации этих данных с главными внештатными специалистами, практикующими в разных регионах страны, а также производителями и дистрибьюторами применяемых в сегменте изделий и расходных материалов, в первую очередь имплантатов для увеличения груди. Поставщики ведут собственный учет продаваемых имплантатов и на основе этих данных ежегодно дают оценку рынка маммопластики, что позволяет использовать их сведения для проверки и коррекции результатов национального опроса врачей.
В 2017 г. клиницисты и поставщики тематической продукции дали практически идентичные оценки рынка медицинских услуг по увеличению груди — около 29,5 тыс. вмешательств. Если сравнивать динамику основных отраслевых показателей у нас и за рубежом, то по темпам роста в 2013—2017 гг. Россия в эстетике опережает и мировой рынок в целом, и большинство стран первой десятки.
По данным ISAPS, число пластических операций в мире за 4 года снизилось на 10%. В Бразилии, Германии и Колумбии объем вмешательств упал на 3; 2 и 1% соответственно. Американский рынок прибавил только 2%. Наиболее значительную позитивную динамику в 78% показала Италия.
Помимо ISAPS, на бурный рост итальянской эстетической индустрии указывают и локальные издания и исследования других организаций. Например, в отчете американского «International Business Publications «Italy. Investments and business guide» [10] пластическая хирургия названа одним из самых перспективных национальных рынков с ежегодным приростом минимум в 10%. Авторы исследования связывают устойчивость тенденции с тем, что в Италии производится широкий ассортимент эстетической продукции, в том числе имплантаты для увели-
Таблица 2
Основные показатели динамики пластической хирургии в мире, тыс. ед.
Страна 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Динамика за 5 лет
США 1452 1483 1414 1480 2
Бразилия 1492 1343 1224 1450 -3
Мексика 486 381 462 488 0
Германия 343 287 308 336 -2
Италия 183 — 139 325 78
Колумбия 292 252 315 288 -1%
Испания 213 — — 226 6
Венесуэла 232 — — 154 -33
Россия 119 148 157 154 29
Аргентина 121 — — 102 -16
Примечание. По материалам аналитического центра Vademecum.
Здоровье и общество
чения груди, филлеры и другие продукты для косме-тологических инъекций.
Если говорить об ударной пятилетке в России, то наиболее убедительный, по оценкам Vademecum, рост (на 24%) рынок продемонстрировал в 2014 г., что естественным образом сказалось на динамических показателях всего анализируемого периода. Тогда по всей стране начали действовать новые клиники, которые предлагали услуги, пользующиеся популярностью у потребителей, в первую очередь операции по увеличению груди: количество таких вмешательств за год выросло почти на 50% (до 28 тыс.).
В тот же период возник спрос на липофилинг, востребованность таких процедур к 2014 г. по отношению к предыдущему году выросла почти втрое. Мировой рынок в том же году обрушился на 17% и продолжил падение, правда, уже на уровне 0,4%. А Россия снова показала пусть скромный, но рост — 6%.
Испуганные колебаниями валютных курсов пациенты неожиданно начали рассматривать пластические операции как выгодное вложение. В результате, несмотря на кризис, спрос на эстетику сохранился. Кроме того, в Россию, где пластические операции из-за девальвации рубля резко подешевели, хлынул поток медицинских туристов.
Отсроченное влияние кризиса проявилось в России только в 2016 г., когда впервые за несколько лет рынок пластической хирургии «просел» на 2%. Запоздалый кризисный шторм накрыл и Британские острова: по данным ВААР8, количество операций и других радикальных антивозрастных процедур в стране в 2016 г. сократилось на 40% после рекордно высоких показателей 2015 г. (КАР8 статистику по британскому рынку пластической хирургии не предоставляет). В ВЛЛР8 связывают обрушение рынка эстетических услуг с реакцией потребителей на широкий спектр социально-экономических факторов, усугубленных выходом Великобритании из ЕС.
В России в 2017 г. эстетическая отрасль окончательно стабилизировалась, показав рост 3% в натуральном и 2% — в денежном выражении. Большинство опрошенных Vademecum пластических хирургов свидетельствовали, что количество проведенных ими за этот период вмешательств не упало. Пластический хирург из Москвы В. Корчак зафиксировал рост операционной активности примерно на уровне 5% [4]. Поставщики имплантатов для увеличения груди также отметили, что продажи по итогам 2017 г. не снизились, а в отдельных случаях выросли примерно на те же 5%. «Численность аудитории уже не увеличивается, борьба между хирургами и, соответственно, поставщиками расходных материалов из года в год идет примерно за один и тот же пациенто-поток»,— говорит директор по продажам компании — дистрибьютора имплантатов.
Опережая по темпам роста мировую отрасль пластической хирургии, Россия четко следует за международными тенденциями, обозначившимися внутри отдельных типов операций. В 2017 г. среди выполненных в России вмешательств лидировала блефа-
ропластика (35 тыс. операций). Эта услуга уже второй год подряд выходит на первое место по популярности, опережая процедуру увеличения груди. Это связано с невысокой стоимостью коррекции век (в регионах — 50—70 тыс. руб.), в то время как цена маммопластики, включая стоимость имплантатов, как правило, не опускается ниже 150 тыс. руб. [2].
Кроме того, на доступность блефаропластики влияет возможность выполнения операции под местной анестезией. Но и операции по увеличению груди пользуются стабильным спросом: их количество упало на 7% только в 2015 г. В последние годы стал модным липофилинг — не требующая обширного хирургического вмешательства методика коррекции и увеличения молочных желез собственным жиром. Ежегодный рост числа таких процедур в России превышает 10%, в 2017 г., например, было выполнено около 5 тыс. операций этого типа. Блефаро-пластика и увеличение груди лидировали и в мировой пластической хирургии: в 2016 г., по данным КАР8, количество этих операций составило 1,3 млн и 1,4 млн соответственно.
Правда, если в России за последние 5 лет дуэт лидеров демонстрировал убедительный рост (94 и 52% соответственно), то в глобальной индустрии те же популярные вмешательства продемонстрировали падение на 2 и 18% [3, 11].
Детальные данные о процедурах липофилинга в отчете КАР8, отсутствуют, что не позволяет провести сверку мировых трендов с российскими. Общее снижение темпов роста мирового рынка пластической хирургии эксперты КАР8 в последние годы объясняют постепенной сменой предпочтений пациентов, все чаще отказывающихся от операций в пользу малотравматичных инъекционных процедур с использованием ботулотоксинов, филлеров, био-ревитализантов [12—15]. Хирурги, в свою очередь, следуют за потребительскими настроениями, начиная все активнее осваивать инъекции.
По оценкам КАР8, общий объем косметологиче-ских процедур, проводимых хирургами, приближается к 12 млн в год, этот показатель оставался относительно стабильным в период 2013—2016 гг. Особенно ощутимым перенос акцента на инъекции стал для сегмента подтяжек лица: количество таких операций ежегодно падает и в мире (в 2013—2016 гг. на 26%), и в России (в 2013—2017 гг. на 23%) [10, 11].
Российские пластические хирурги начинают обращаться к инъекционным процедурам, эксперты заметили это несколько лет назад, но посчитать реальный объем косметологических услуг, оказываемых хирургами, мы решили только в этом году [12— 15]. Результаты показали, что доля инъекционных процедур в общем объеме проводимых пластическими хирургами вмешательств пока не очень высока: в 2017 г. — около 110 тыс. косметологических инъекций, 33% из них пришлось на ботулотоксины. Пока этот показатель не превышает 1% всех косметологи-ческих инъекционных процедур, совершаемых в России, и 1% общего числа таких манипуляций, проводимых хирургами во всем мире. Смежную, прак-
тически родственную область малоинвазивных вмешательств хирурги осваивают крайне осторожно. Сразу несколько опрошенных врачей, попросив об анонимности, ответили на вопрос о применении ими инъекций примерно одной и той же фразой: «Использую очень редко, только если просят хорошо знакомые пациенты, — это все-таки не мой профиль» [4].
Однако поставщики косметологической продукции не оставляют попыток привлечь хирургическую аудиторию и рассчитывают здесь на рост продаж. Безусловно, они рассматривают пластических хирургов как потенциальных клиентов. Если хирурги с опытом работы 15—20 лет, имеющие большую клиентскую базу, в основном концентрируются на операциях, то молодые специалисты все больше обращают внимание на инъекции, понимая, что не все пациенты готовы к наркозу и хирургии, а к инъекциям готовы почти все.
Региональный фактор влияет и на популярность операций. Если в Москве увеличение груди делают чаще, чем блефаропластику, то чем дальше от столицы, тем большим спросом пользуется коррекция век. В городах-миллионниках, за исключением Санкт-Петербурга, самой популярной процедурой по итогам 2014 г. стала именно блефаропластика — 20% от общего количества эстетических хирургических вмешательств, в небольших городах — 19,5% от общего количества процедур. Наиболее востребована коррекция век в азиатской части РФ, особенно в Якутии, Южно-Сахалинске и Владивостоке.
Популярность подобных манипуляций также связана с упомянутым ценовым фактором. Блефаро-пластика как способ омоложения существенно дешевле эндоскопических и круговых подтяжек лица: в мегаполисах стоимость коррекции век составляет минимум 28 тыс. руб., а подтяжки лица — минимум 60 тыс., в не столь больших городах средняя цена на коррекцию век составляет 20 тыс., на коррекцию всего лица — 50 тыс. руб.
Рынок маммопластики с эндопротезами в 2019 г. вырос на 8% по сравнению с 2018 г. Всего сделано около 20 тыс. таких операций. Лидерами являются Москва и Санкт-Петербург. Екатеринбург также выходит вперед, преимущественно благодаря серьезным оборотам Центра косметологии и пластической хирургии.
А вот подтяжки лица, находящиеся на третьем месте в общероссийском топе, заняли такую позицию исключительно за счет регионов. На третье место этот тип операций вышел в Санкт-Петербурге и других крупных городах, а также в небольших городах с населением менее 1 млн человек.
В прошлом году продолжалось сокращение количества липосакций. По сравнению с 2018 г. их доля к концу 2019 г. уменьшилась на 1,1%. По мнению экспертов и участников рынка, в течение последнего года к специалистам эстетической медицины не обращались пациенты, желающие устранить последствия неудачной липосакции. Велика доля (до 30%) повторных операций в ринопластике. В семи случаях
Health and Society
из десяти подобных первичная коррекция носа не решает проблем с дыханием, в остальных трех пациенты недовольны получившейся формой.
Еще одним распространенным повторным вмешательством является замена или удаление эндопро-тезов. Специалисты 80 клиник, с которыми удалось пообщаться корреспондентам Plastinform.ru [2, 5, 8, 11], в 2019 г. осуществили около 670 таких манипуляций. Полностью довольны увеличением груди около 40% пациенток, примерно 20% женщин не вполне довольны, однако к активным исправлениям не стремятся. Еще 40% категорически недовольны результатом, поэтому постоянно обращаются к врачам с просьбой что-то исправить.
Заключение
Рынок пластической хирургии, достигший, несмотря на неблагоприятные процессы в глобальной и национальной экономике, рекордных за последние 5 лет показателей, в ближайшее время может продемонстрировать столь же значительное падение, но уже в результате внутриотраслевого кризиса.
Опережая по темпам роста мировую эстетическую индустрию, Россия четко следует за международными тенденциями, обозначившимися внутри отдельных типов операций. За 2013—2017 гг. этот сегмент отечественного рынка медицинских услуг вырос на 33%, поместив Россию в топ-15 стран мира по количеству профильных хирургических вмешательств. Отрасль, преодолевшая внешние и внутренние кризисы, вошла в зону стабильности и проявила способность поддерживать тренды глобальной эстетической индустрии.
Российские хирурги переориентируются на быстрые операции, не требующие глубокой анестезии и длительного пребывания в стационаре: блефаропла-стику, липофилинг, косметологические инъекции.
В текущем году отечественный рынок пластической хирургии подвержен воздействию ряда факторов. Повышение цен на имплантаты и расходные материалы, спровоцированное резким скачком курсов валют, а также медицинская инфляция, достигшая 20%, сказываются на конечной стоимости операций. Так, блефаропластика в одной из московских клиник по сравнению с 2018 г. подорожала на 29 тыс. руб., а липосакция одной зоны, за которую раньше приходилось платить 15 тыс. руб., теперь стоит 29 тыс. руб.
Это может отразиться на количестве пациентов и операций. Однако поставщики имплантатов утверждают, что резкого падения продаж продукции не наблюдается.
Региональный фактор также влияет на популярность операций. Если в Москве увеличение груди делают чаще, чем блефаропластику, в отдаленных регионах большим спросом пользуется коррекция век. В городах-миллионниках, за исключением Санкт-Петербурга, самой популярной процедурой по итогам 2014 г. стала именно блефаропластика (20% общего количества эстетических хирургических вме-
Здоровье и общество
шательств), в небольших городах она составила 19,5% общего количества процедур.
Популярность подобных манипуляций также связана с упомянутым ценовым фактором. Блефаро-пластика как способ омоложения существенно дешевле эндоскопических и круговых подтяжек лица: в мегаполисах стоимость коррекции век составляет минимум 28 тыс. руб., а подтяжки лица — минимум 60 тыс. руб., в менее крупных городах средняя цена на коррекцию век — 20 тыс. руб., а на коррекцию всего лица — 50 тыс. руб.
Коррекция век пользуется особой популярностью в азиатской части РФ. Ожидается перераспределение долей рынка среди производителей. Если в 2018 г. хирурги еще использовали французские протезы Cereform, реализация которых прекратилась весной 2015 г., то теперь их не будет. Напротив, наращивать обороты планирует немецкая компания — производитель имплантов Polytech, сменившая дистрибьютора.
Меняется и структура рынка. В конце 2018 г. — начале 2019 г. отрасль пополнилась несколькими игроками. «Одна из мер, которая способна усилить контроль за действиями пластических хирургов, — включить эстетические операции в программу обязательного медицинского страхования», — считает главный внештатный пластический хирург Минздрава, д-р мед. наук Н. Мантурова.
Пластическая хирургия — сложный раздел медицины, требующий от врача обширных знаний в смежных областях. Любая операция может привести к очень серьезным последствиям, осложнениям, поэтому одной из важных мер развития отрасли является включение эстетических операций в программу обязательного медицинского страхования.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекишева Е. В., Бунина А. Г. История и современное состояние терминологии пластической хирургии. Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2015;17(5):976—9.
2. Кизилов Д. А. Обзор рынка эстетической медицины в России. Теория и практика сервиса. 2016;28(2):50—3.
3. Пластическая хирургия сегодня. Доступно по ссылке: Medcentre.com (дата обращения 12.11.2019).
4. Маркетинговые исследования в медицине. Доступно по ссылке: Marketing.rbk.ru (дата обращения 18.11.2019).
5. Паперная И. Не грудью единой: Как переживает кризис рынок пластической хирургии. Доступно по ссылке: https://lenta.ru/ articles/2016/05/17/plastic_surgery/
6. Пластическая медицина РФ в цифрах. Доступно по ссылке: https://vademec.ru/article/rossiya_voshla_v_top 15_stran_po_ kolichestvu_plasticheskikh_operatsiy/ (дата обращения 08.11.2019).
7. Эстетическая хирургия в мире. Доступно по ссылке: plastinform.ru>web/rating/ (дата обращения 10.11.2019).
8. Рынок эстетической медицины в России развивается активнее многих стран Евросоюза. Доступно по ссылке: http:// www.kellyscipub.com/?product=global-cosmetic-surgery-product-service-market
9. Пластическая хирургия: факты и цифры. Доступно по ссылке: subbotin.digital>business-v-plasticheskoy-hirurgii/ (дата обращения 22.11.2019).
10. Annual report 2017. International Business Publications. Italy. Investments and business guide.
11. Пластическая хирургия. Перспективы и цифры. Доступно по ссылке: b-clinica.ru (дата обращения 10.11.2019).
12. Pitz-Taylor V. Surgery Junkies: Wellness and Pathology in Cosmetic Culture. New York; 2016.
13. Papel I. D., Frodel J. L., Holt G. R. Plastic and reconstructive surgery of the face. New York; 2018.
14. Adalian R. P. Historical Dictionary of Armenia. Scarecrow Press; 2010.
15. Olesen R. M., Olesen M. B. V. Cosmetic Surgery For Dummies. Wiley; 2007.
16. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. Доступно по ссылке: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=71029
17. Миралиев С. Р. Оценка финансового бремени населения при получении медицинских услуг в рамках пакета государственных гарантий в Республике Таджикистан. Вестник Авиценны. 2014;3(60):102—7.
18. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Москва—Берлин: Директ-Медиа; 2019.
Поступила 12.11.2019 Принята в печать 23.01.2020
REFERENCE
1. Bekisheva E. V., Bunina A. G. History and current state of the terminology of plastic surgery. Izvestiya samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj Akademii nauk. 2015;17(5):976—9 (in Russian).
2. Kizilov D. A. Overview of the market of aesthetic medicine in Russia. Teoriya i praktika servisa. 2016;2(28):50—3 (in Russian).
3. Plastic surgery today [Plasticheskaya hirurgiya segodnya]. Available at: Medcentre.com (accessed 12.11.2019) (in Russian).
4. Marketing research in medicine [Marketingovye issledovaniya v medicine]. Available at: Marketing.rbk.ru (accessed 18.11.2019) (in Russian).
5. Papernaya I. Not a single breast: How the plastic surgery market is going through a crisis [Ne grud'yu edinoi: Kak perezhivaet krizis ry-nok plasticheskoj hirurgii]. Available at: https://lenta.ru/articles/ 2016/05/17/plastic_surgery/ (in Russian).
6. Plastic medicine of the Russian Federation in numbers [Plasticheskaya medicina RF v cifrah]. Available at: https://vademec.ru/arti-cle/rossiya_voshla_v_top15_stran_po_kolichestvu_plasticheskikh_ operatsiy/ (accessed 11.08.2019) (in Russian).
7. Aesthetic surgery in the world [Esteticheskaya hirurgiya v mire]. Available at: plastinform.ru>web/rating/ (accessed 10.11.2019) (in Russian).
8. The market of aesthetic medicine in Russia is developing more actively than many countries of the European Union [Rynok estetich-eskoj mediciny v Rossii razvivaetsya aktivnee mnogih stran Evrosoyu-za]. Available at: http://www.kellyscipub.com/?product=global-cos-metic-surgery-product-service-market (in Russian).
9. Plastic surgery: facts and figures [Plastichkaya hirurgiya: fakty i ci-fry]. Available at: subbotin.digital>business-v-plasticheskoy-hirurgii/ (accessed 22.11.2019) (in Russian).
10. Annual report 2017. International Business Publications. Italy. Investments and business guide.
11. Plastic surgery. Prospects and figures [Plasticheskaya hirurgiya. Per-spektivy i cifry]. Available at: b-clinica.ru (accessed 10.11.2019) (in Russian).
12. Pitz-Taylor V. Surgery Junkies: Wellness and Pathology in Cosmetic Culture. New York; 2016.
13. Papel I. D., Frodel J. L., Holt G. R. Plastic and reconstructive surgery of the face. New York; 2018.
14. Adalian R. P. Historical Dictionary of Armenia. Scarecrow Press; 2010.
15. Olesen R. M., Olesen M. B. V. Cosmetic Surgery For Dummies. Wiley; 2007.
16. Plastic Surgery and Aesthetic Medicine [Plasticheskaya khirurgiya i esteticheskaya meditsina] Available at: https://elibrary.ru/ti-tle_about.asp?id=71029 (in Russian).
17. Miraliev S. R. Assessment of the financial burden of the population when receiving medical services as a part of a package of state guarantees in the Republic of Tajikistan. Vestnik Avitsenny-Avicenna Bulletin. 2014;3(60):102—7.
18. Abubakirov A. S., Ananchenkova P. I., Amonova D. S., Zudin A. B., Snegireva Yu. Yu. Medical assistance in the system of compulsory health insurance [Medicinskaya pomoshch' v sisteme obyazatelnogo medicinskogo strahovaniya]. Moscow—Berlin: Direkt-Media; 2019.